Научная статья на тему 'Социологические интерпретации власти в теории социального обмена'

Социологические интерпретации власти в теории социального обмена Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1723
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ВЛАСТЬ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SOCIOLOGY / POWER / THEORY OF SOCIAL EXCHANGE / SOCIAL EVENTS AND PROCESSES / SOCIAL BEHAVIOR / SOCIAL STRUCTURE / SOCIAL COOPERATION / EMPIRIC STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Андрей Геннадиевич

В работе рассматриваются социологические интерпретации власти в теории социального обмена, освещается вклад представителей данной теории в становление и развитие мировой социологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological interpretations of power in the theory of social exchange are considered, the contribution of its representatives to the formation and development of world's sociological science is covered.

Текст научной работы на тему «Социологические интерпретации власти в теории социального обмена»

Социология

Андрей КУЗНЕЦОВ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЛАСТИ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

В работе рассматриваются социологические интерпретации власти в теории социального обмена, освещается вклад представителей данной теории в становление и развитие мировой социологической науки.

The sociological interpretations of power in the theory of social exchange are considered, the contribution of its representatives to the formation and development of world’s sociological science is covered.

Ключевые слова:

социология, власть, теория социального обмена, социальные явления и процессы, социальное поведение, социальная структура, социальное взаимодействие, эмпирические исследования; sociology, power, theory of social exchange, social events and processes, social behavior, social structure, social cooperation, empiric studies.

Многогранный феномен власти традиционно является при -оритетным для социального познания. Как классический, так и современный этапы развития социологической науки достаточно убедительно свидетельствуют о том, что осмыс -ление теоретико - методологических оснований власти позволяет понять глубинные процессы, которые происходят в той или иной социальной системе, выявить их суть, порой скрытую от исследо вателя. Определенный научный и практический интерес в связи с этим представляют социологические интерпретации власти в тео -рии социального обмена.

Теория социального обмена — направление в социологии, представители которого рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отно -шений, на которой базируются различные структурные образо -вания. Она возникла в 50 -х—60 -х гг. прошлого века в США, глав -ным образом в полемике со структурным функционализмом и в стремлении, с одной стороны, преодолеть недостаточный учет в нем динамических изменений социальных процессов, а с другой — полнее и глубже учесть личностные аспекты, характеризующие общественные трансформации. Эксперты считают теорию соци -ального обмена одной из основных методологических перспектив в современной социологии, демонстрирующей образцы логико -познавательного осмысления и всестороннего объяснения содер -жания, структуры и динамики власти1.

Центральным в теории социального обмена является анализ отношений между акторами (субъектами деятельности) в различ -ных социальных структурах, которые вступают во взаимодействие для удовлетворения своих потребностей. Социальные отношения и социальные структуры, порождаемые узами, связывающими людей в различные формы ассоциаций, рассматриваются представите -лями данной теории в качестве основных объектов исследования. Важным предметом анализа выступает проблема распределения власти в рамках структур обмена. Властные и статусные отношения между акторами в различных типах социальных структур опреде -ляются как ключевые силы социодинамики, а власть является важ нейшей категорией анализа природы общественных изменений2.

Наиболее содержательные и обоснованные интерпретации вла -сти в теории социального обмена представлены в трудах осново -

1 The Social Science Encyclopedia / ed. by A. Kyper. — L., 1996, p. 230.

2 Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. — М., 2000, с. 41.

КУЗНЕЦОВ

Андрей

Геннадиевич —

д.соц.н., профессор

кафедры социальных

коммуникаций

Поволжского

института

им. П.А. Столыпина

— филиала РАНХи ГС

sockom@pags.ru

положников этого направления — П. Блау, Д. Хоманса, Р. Эмерсона.

С именем Джорджа Хоманса в социоло -гии также связывают сосредоточенность на изучении микрооснований социальных структур и их изменений1. По Хомансу, социальный обмен предполагает добро -вольное и инициативное предоставление выгод и услуг, что и создает определенные обязательства. Парадокс социального обмена состоит в том, что он служит не только для установления уз дружбы, но также создает и статусные различия между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ — основной источник власти. Человек, имеющий в своем распоряжении ресурсы для удо -влетворения потребностей других людей, может приобрести власть над ними. Согласно Хомансу, власть как социоло гическое понятие необходимо объяснять не действием макросоциальных структур и институтов, как это принято в структур ном функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений, суть которых он видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими. Следует подчеркнуть, что именно этот акцент на социальное вза -имодействие, подкрепляемое различными видами вознаграждений, в объяснении различных общественных явлений принес признание теории социального обмена.

Последователь Хоманса Питер Блау стре -мится придать дефинициям теории соци ального обмена в большей мере социо логическую ориентацию, комбинируя их с категориями макросоциологических концепций. Его фундаментальная работа «Обмен и власть в социальной жизни» посвящена исследованию власти в кон тексте институциональных систем обмена. Согласно методологии Блау, власть явля -ется ключевой категорией анализа соци -альных макроструктур и динамики их изменений. Эти процессы он рассматри вает как проявления вторичного обмена. Вторичный обмен — правомерность в использовании власти в обмен на соци альное одобрение — возникает в социуме по мере того, как власть становится диф ференцированной. Властные отношения, приводимые в движение этим процессом, ведут дело к легитимации и организации, с

одной стороны, либо к оппозиции и пере менам — с другой.

Блау считает, что коллективное одобре -ние власти легитимирует такую власть. Если люди получают выгоду от того спо -соба, каким ими управляют находящиеся у власти, и считают требования, предъ -являемые к ним, полностью оправдан -ными теми преимуществами, которые им предоставляют, то в таком случае легко развивается общее чувство лояльности. Сообщество подчиненных вознаграж дает находящихся у власти за полученные выгоды тем, что поддерживает указания лидеров и авторитет руководителя. Таким образом, отличительной характеристи кой легитимной власти является то, что командам вышестоящих подчиняются не потому, что у них есть власть санкций, а исходя из нормативного давления, оказы ваемого самими подчиненными, особенно если эти нормативные рамки институцио нализируются2.

В свою очередь, отмечает Блау, коллек тивное осуждение власти порождает оппо зицию. Люди, считающие, что их эксплуа -тируют и угнетают чрезмерные требования находящихся у власти, склонны обмени ваться друг с другом своим недовольством и претензиями. Желание отомстить, уда -рив по угнетателям, часто вспыхивает в такого рода обсуждениях, когда люди получают социальную поддержку своим агрессивным чувствам. При этом может быть принята идеология оппозиции, что еще больше оправдывает и подкрепляет враждебность против существующих вла стей. Оппозиционное движение как раз и развивается из такого разделенного недо -вольства: например, люди сплачиваются, чтобы организовать союз против своего работодателя, или утверждают радикаль -ную партию, борющуюся против своего правительства. Такая оппозиция является важным катализатором коренных соци альных изменений.

Нормы и ценности рассматриваются в качествефундаментавластныхотношений, как основание целостности и стабильно сти социальной системы. Согласно Блау, наличие единой нормативно ценностной системы, разделяемой широкими мас сами, является показателем эффектив -ности выполнения властью своих соци -

1 Homans G. Social Behavior as Exchange. — N.Y., 2 Blau P. Exchange and Power in Social Life. — N.Y.,

1974. 1986, p. 253.

альных функций, а глобальной целью любого политического режима является стремление сформировать систему базис ных ценностей, на которые ориентиру ются если не все, то подавляющая часть данного общества. Ведомые социально значимыми нормативно ценностными образованиями люди часто отодвигают на задний план непосредственный соб ственный интерес и соображения обмена. Например, профессиональные нормы могут потребовать от специалиста помо гать клиентам, не считаясь с вознагражде нием, получаемым от них. Таким образом, Блау стремится показать, что теория соци -ального обмена самым прямым образом касается непосредственных межличност ных отношений и, следовательно, может быть дополнена другими теоретическими положениями и методологическими прин -ципами, имеющими дело со сложными институционализированными структу рами. В этой связи создается общий кон текст анализа макроструктур и процессов в системе «обмен и власть», основанный на расширении микроуровневой теорети ческой модели социального обмена.

Как и у Блау, тема «обмен и власть» является центром анализа у Ричарда Эмерсона. В работе «Теория обмена» он представил свое понимание власти и обо сновал более широкую обменную теорию властных отношений. Главное положение концепции Эмерсона сформулировано следующим образом. Власть, определен -ная в терминах отношений, — это функция зависимости одного актора от дру гих, которая выражается в возможностях доступа к социальным ресурсам, их кон троля и распределения из альтернативных источников. Актор, имеющий в своем рас -поряжении ресурсы для удовлетворения потребностей других социальных субъектов, может приобрести власть над ними при условии, что соблюдены следующие требования: индивиды не должны иметь ресурсов, которые они могут получить в ходе прямого обмена; у людей отсутствуют возможности получения желаемых благ из альтернативных источников или с помо -щью силы; индивиды не должны произво -дить переоценку ценностей, позволяющую им обойтись без благ, в которых они ранее нуждались. Только наличие всех указан -ных требований порождает зависимость от власти, а также ее дифференциацию.

Эмерсон значительно расширяет кон -

цептуальную базу теории социального обмена, вводя в научный оборот поня тия «эмерджентность» и «диффузность», которые позволяют переходить от власт ных отношений в малой группе к их более широким структурным связям. Диффузность предполагает отсутствие жесткой детерминации как по срокам, так и по формам вознаграждения за услуги, добровольно оказанные человеком другим людям. Эта категория дает возможность объяснить и, соответственно, спрогнози ровать поведение индивида, имеющего свободу выбора в различных жизненных ситуациях, искусственно создаваемых властью в условиях современного обще ства. Эмерджентность — это свойства системы, которые не присущи ее элемен там в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему. Эмерсон полагает, что эмерджентные свойства власти должны быть определены в строго операциональ ных терминах, их импликации должны быть логичными и позволять эмпириче ски измерять анализируемое свойство1.

Определенное влияние на формирование этой концепции оказали отличи тельные особенности социологии США, в частности ее особый упор на эмпириче ские методы и прагматизм. Прикладные социологические исследования давали не только широкое статистическое описание различных социальных групп и общества в целом, но и имели большую управлен ческую ценность, диагностическое зна -чение. Столь важная роль эмпирических исследований, ориентированных на практическое применение и достижение реального социального эффекта, способ ствовала становлению многих частных научных дисциплин и специальных соци ологических теорий, изучающих технико организационные и социальные аспекты власти и управления общественным про изводством.

Работы представителей теории социаль ного обмена были важным этапом изуче ния и обобщения закономерностей, форм и методов целенаправленного воздействия власти на социальные структуры и про цессы, которые имеют место в государстве и обществе. Они содействовали укрепле нию многоаспектного характера социоло

1 Emerson R. Exchange Theory. — Boston, 1972, p. 83.

гии, представленного различными специ ализациями, удовлетворяющими разные научные и практические интересы. Все это послужило становлению социального знания в новом, современном качестве, а его теоретическая значимость и практиче ская польза значительно возросли.

Концепция Эмерсона в своем стрем лении объединить подходы Хоманса и Блау стала, по сути, теоретикометодологической основой для большин ства последующих работ об обмене и вла -сти в 70 -х—90 - х гг. прошлого века. В насто -ящее время теория социального обмена довольно часто используется социологами, ведущими исследование социальных общностей и структур в рамках перехода «микрозвено — макрозвено» социальной реальности. Методологические принципы данной теории успешно применяются в эмпирических исследованиях, ориенти рованных на изучение наблюдаемых и экспериментально фиксируемых фактов социального поведения и взаимодействия. Последнее обстоятельство позволяет тео

рии социального обмена все чаще кон вергировать с другими социологическими концепциями, в частности с ролевыми теориями и анализом социальных сетей.

Многие эксперты говорят о том, что возможности теории социального обмена не только не исчерпаны, но даже еще далеко не осознаны в полном объеме. Применительно к анализу власти эта тео -рия сочетает широкие и многогранные возможности. Это отражение реального состояния институтов и структур власти, процессов их трансформации и определе ние факторов, воздействующих на данные изменения. Это выявление ведущих тен денций развития властных отношений, оценка эффективности и качества власти как особого типа социального взаимо действия, обладающего устойчивыми и регулятивными формами. Это, наконец, и действенный контроль в сфере власти и государственного управления, прогнози рование социальных ситуаций на основе соединения детальных эмпирических дан -ных с концептуальным анализом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.