Научная статья на тему 'Социологические аспекты семейных факторов, влияющих на здоровье и образ жизни старшеклассников'

Социологические аспекты семейных факторов, влияющих на здоровье и образ жизни старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
536
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / РОДИТЕЛИ / LIFESTYLE / FAMILY / SOCIAL FACTORS / PUPILS IN HIS SENIOR YEAR / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багнетова Е. А.

В исследовании, осуществленном на территории г. Сургута в 2009-2010 годах, участвовали 122 семьи старшеклассников. Целью работы явилось изучение семейных факторов, влияющих на образ жизни и здоровье учащихся. Был выявлен ряд социально обусловленных воздействий, существенно влияющих на особенности образа жизни старшеклассников. Проведенное исследование показало, что решение проблемы укрепления здоровья детей напрямую связано с общим качеством жизни населения, включая такие его составляющие, как уровень образования и доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological aspects of the family factors, influencing on the health and lifestyle high school

In study, called on territory of Surgut in 2009-2010, participated 122 families pupil in his senior year. The aim of the work was study family factors influencing the lives and health of students. Identified a number of socially-based effects, substantially influence the particular way of life high school students. The study showed that the solution to improve children's health is directly related with the overall quality of life, including such components as the level of education and income

Текст научной работы на тему «Социологические аспекты семейных факторов, влияющих на здоровье и образ жизни старшеклассников»

УДК 613.96+57.048

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Е.А. Багнетова

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В исследовании, осуществленном на территории г. Сургута в 2009-2010 годах, участвовали 122 семьи старшеклассников. Целью работы явилось изучение семейных факторов, влияющих на образ жизни и здоровье учащихся. Был выявлен ряд социально обусловленных воздействий, существенно влияющих на особенности образа жизни старшеклассников. Проведенное исследование показало, что решение проблемы укрепления здоровья детей напрямую связано с общим качеством жизни населения, включая такие его составляющие, как уровень образования и доходов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, семья, социальные факторы, старшеклассники, родители.

Низкий уровень состояния здоровья учащихся, особенно формирующийся к окончанию школы, определяет серьезные негативные медикосоциальные последствия для общества, выражающиеся в снижении интеллектуального, трудового, репродуктивного и экономического потенциала. Здоровье детей и подростков формируется под влиянием многих факторов, в том числе и социальных, сложных и многообразных, постоянно изменяющихся. Поэтому не случайно в исследовании данной проблемы сегодня используют многодисциплинарные подходы, включающие в себя клинические, психологические, социологические, санитарно-гигиенические, математико-статистиче-ские и другие методы. Такие исследования позволяют всесторонне проанализировать социальногигиенические аспекты образа жизни и выявить их непосредственное влияние на здоровье детей и подростков. Проводимые сегодня комплексные посемейные исследования охватывают все стороны семейной жизни: материальную обеспеченность, уровень культуры, жилищные условия, питание, воспитание детей, внутрисемейные отношения, обеспеченность медицинской помощью и др. [3, 4]. Здоровье детей во многом зависит от образа жизни и социального статуса родителей. К сожалению, в последние десятилетия в России отмечался значительный рост распространенности среди детей и подростков форм поведения взрослых, сопряженных с риском для здоровья: около 20 % детей в возрасте 10-11 лет и более 60 % в возрасте 15-17 лет курят; около 35 % детей в возрасте 10-11 лет и более 70 % в возрасте 15-17 лет употребляют различные алкогольные напитки [5].

Семья прививает детям поведенческие стереотипы, определяющие в последующей жизни ребенка не только наличие или отсутствие вредных привычек, но и отношение ко всем другим

составляющим здорового образа жизни. Важным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание школьников, которое в значительной степени связано с уровнем доходов и культуры здоровья семьи. Современные исследования выявляют существенные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой учащимися пищи и фактическими энергозатратами, так и с разбалан-сировкой рациона по основным пищевым ингредиентам. Так, в экспертизах, проводимых Роспотребнадзором, установлено, что в питании школьников недостаточно молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов (40-70 % от возрастных физиологических потребностей). Вследствие этого 10 % детей имеют сниженные антропометрические характеристики, 7 % страдают ожирением.

Многие исследователи отмечают связь между экономическими возможностями семьи и степенью вовлеченности детей и взрослых в регулярные занятия различными видами физической культуры [5]. У школьников эта ситуация усугубляется общеизвестным снижением физической активности в результате реализации большинства образовательных программ. Состав и состояние семей заметно сказывается на распространенности отдельных заболеваний. Так, например, в неполных семьях часто болеющих детей первых 3 лет жизни в 1,5-2 раза больше, чем в полных. В семьях, где напряженные отношения и неблагоприятный психоэмоциональный климат, в 3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза -с гастродуоденитами [4]. Все семейные особенности: социальный статус, здоровье и образ жизни родителей, материальное положение, уровень образования, психологический климат семьи и многое другое оказывают самое непосредственное влияние на здоровье детей.

Целью нашей работы было исследование социологических аспектов семейных факторов, влияющих на образ жизни и здоровье старшеклассников.

Методы исследования. В исследовании, проведенном в 2009-2010 гг., участвовали 244 человека: 122 родителя старшеклассников г. Сургута и 122 подростка из данных семей. Исследование аналитическое. Выборка стратифицированная случайная, анкетирование анонимное (номер комплекта анкет для родителей совпадал с номером анкет для ребенка). Возраст детей, участвующих в исследовании: 15-17 лет.

Использовались методики: 1. Анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» (кафедра гигиены детей и подростков Московской медицинской академии И.М. Сеченова). 2. Анкета для выявления факторов риска у подростка [1].

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы Microsoft Excel ХР, Statistica 6.0, также с использованием критерия х2 и точного критерия Фишера.

Результаты. Возраст матерей в период рождения был следующим: до 19 лет - 7,37 ± 2,36 %, от 20 до 29 лет - 75,41 ± 3,89 %, 30 лет и выше -17,21 ± 3,41 %; возраст отцов: 2,45 ± 1,39, 82,78 ± ± 3,42 и 2,45 ± 1,39 % соответственно. Порядковый номер родов, участвующих в исследовании детей: у 44,26 ± 4,49 % - первые, у 51,64 ± 4,52 % - вторые, у 2,45 ± 1,39 % - третьи, у 1,14 ± 0,96 % -четвертые. В числе родивших после 30 лет в 1,71 раз больше матерей со средним образованием (на момент анкетирования); до 19 лет - в 1,41 раз больше со средним и родивших с 20 до 29 лет - в 1,14 раз больше с высшим, но эти отличия статистически не значимы.

Высшее образование имеют 15,57 ± 3,28 % отцов и 28,68 ± 4,09 % матерей; среднее, среднетехническое и средне-специальное — 82,78 ±3,41 % отцов и 69,67 ± 4,16 % матерей; неполное среднее -2,45 ± 1,39 и 1,64 ± 1,14 % соответственно. Матери, имеющие высшее образование, в 4,26 раза чаще имеют мужей с высшим образованием, чем матери со средним образованием; отцы с высшим образованием в 2,83 раза чаще имеют жен с высшим образованием, чем отцы со средним, и эти отличия достоверны (х2 = 11,151, d.f. 1, р < 0,001).

Состав, участвующих в исследовании семей: 77,86 ± 3,75 % - полные, 20,49 ± 3,65 % - только мать, 1,63 ± 1,15 % - только отец. Доход на одного члена семьи: выше прожиточного минимума -48,36 ± 4,52 %, соответствует прожиточному минимуму - 40,16 ± 4,43 %, ниже прожиточного минимума - 11,47 ± 2,88 %. Доход ниже прожиточного минимума выявлен только в группе семей, где матери имеют среднее образование, а отцы среднее и неполное среднее (лишь один из отцов имеет высшее образование). В семьях, где матери имеют высшее образование (в этих же семьях

34,28 % отцов имеют высшее образование), в 1,83 раза чаще доход выше прожиточного минимума, чем в семьях матерей со средним образованием (высшее образование в которых имеют 8,04 % отцов): х2 = 4,936, (1.1 1, р = 0,026. Из общего числа отцов, имеющих высшее образование, доход достоверно выше только в тех семьях, где и матери имеют высшее образование (р = 0,045).

По количеству детей семьи распределились следующим образом: у 23,77 ± 3,94 % - один ребенок, у 60,65 ± 4,45 % - два, у 13,93 ± 3,13 % - три, у 1,64 ± 1,14 % - четыре. Из числа семей, имеющих одного ребенка, преобладают с доходом равным прожиточному минимуму (48,27 %). В семьях, имеющих 2 детей в 1,45 раза чаще доход выше прожиточного минимума (56,76 %), чем равен ему. В многодетных семьях доход в 1,50 раза чаще ниже прожиточного минимума (47,36 %), чем равен ему (X2 = 30,337, ¿А'. 4, р < 0,001). Доход выше прожиточного минимума в 1,27 раза чаще встречается в семьях с двумя детьми по сравнению с семьями, имеющими одного ребенка, и в 2,70 раза чаще, чем в многодетных семьях: х2 = 7,907, с1.1’. 2, р = 0,019.

Из общего числа участвующих в исследовании семей только две имеют четверо детей, матери в которых имеют среднее образование, а отцы неполное среднее и доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.

Количество детей в семье оказалось связано с уровнем образования женщин: матери с высшим образованием в 2,02 раза чаще имеют 1 ребенка, а матери со средним образованием в 7,25 раза чаще имеют троих детей (х2 = 8,792, с!.Г 2, р = 0,012).

Рассмотрение факторов риска, характеризующих условия жизни ребенка, показало, что отдельную квартиру имеют - 75,40 ± 3,89 %, частный дом - 11,47 ± 2,88 %, комнату в коммунальной квартире - 4,91 ± 1,95 %, комнату в общежитии -8,19 ± 2,48 % семей. Имеют жилую площадь на одного члена семьи: до 5 м2 - 16,39 ± 3,35 %, от 5 до 12 м2 - 38,52 ± 4,41 %, свыше 12 м2 - 45,08 ± ± 4,50 %. Семьи, где мать имеет высшее образование в 1,92 раза чаще имеют жилую площадь на одного человека свыше 12 м2, чем семьи матерей со средним образованием (х2 = 11,17, с1.Г 2, р = 0,004). Статистически значимой взаимосвязи между размерами жилой площади и образованием отцов не выявлено.

Общее число детей на 122 семьи - 236 человек. Из них наибольшее количество (41,10 %) проживает в семьях, где жилая площадь на 1 члена семьи более 12 м2, наименьшее (19,91 %) - до 5 м2 (X2 = 24,212, <1.1 4, р < 0,001). Больше всего детей в семьях с доходом выше прожиточного минимума (46,19 % от общего количества), затем идут семьи с доходом равным прожиточному (38,14 %) и ниже прожиточного (15,67%): х2 = 70,202, (11. 4, р < 0,001. Вклад семей, имеющих двоих детей, самый существенный (62,71 %), затем идут семьи с тремя и более детьми (25,00 %) и одним ребенком (12,28 %).

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

Процентный вклад в общее количество детей в группе семей, имеющих 1 ребенка в 2,49 раз больше у матерей с высшим образованием, в группе семей с двумя детьми - в 1,21 раз больше у матерей с высшим образованием, и в группе многодетных семей - в 6,08 раз больше у матерей со средним образованием: % = 19,663, 2, р < 0,001.

Из общего числа семей, отличающихся по уровню доходов и образованию матерей, максимальный вклад по количеству детей внесли те семьи, у которых доход выше прожиточного минимума, а матери имеют высшее образование: у_2 = 28,102, А£2,р<0,001.

Анализ факторов риска раннего детства показал, что до 6 месяцев получали грудное молоко -40,98 ± 4,52 %, более 6 месяцев - 51,63 ± 4,50 %, не получали - 7,37 ± 1,63 %. Сравнение продолжительности кормления детей в зависимости от образования, возраста матери или уровня дохода семьи не обнаружило статистически значимых различий. Достоверно выявлено, что мамы, у которых вторые роды, чаще кормили детей до 6 месяцев и более, чем мамы с первыми родами (х = 6,390, <11 2, р = 0,041).

Не болели ни разу на первом году жизни -32,78 ± 4,24 % детей, болели менее 4 раз - 49,18 ± ± 4,53 %, 4 раза и более - 18,03 ± 3,48 %. Только 27,05 ± 4,02 % родителей регулярно закаливали до года своих детей, 43,44 ± 4,48 % - не регулярно и 29,51 ± 4,12 % - не применяли закаливающих процедур. В то же время среди детей, которые систематично закаливались в 2,72 раза больше ни разу не болевших на первом году жизни, по сравнению с теми, которых не закаливали и эти различия достоверны: х2 = 9,629, &£ 4, р = 0,047.

Детей, которых не закаливали на первом году жизни, в 2,01 раз больше в семьях, где мамы имеют среднее образование, по сравнению с семьями, где мамы с высшим образованием, но эти различия статистически не значимы. Самое большое количество мам, закаливающих своих детей на первом году жизни, выявилось среди родивших ребенка до 20 лет (их в 1,48 раз больше по сравнению с 20-29-летними ив 1,39 раза больше по сравнению с родившими после 30 лет, но эти отличия также статистически не значимы).

Количество заболеваний детей в возрасте до 1 года оказалось связано с очередностью родов: ни разу не болевших до года в 1,51 раза больше среди детей, рожденных вторыми по сравнению с рожденными первыми (х2 = 6,970, сИ. 2, р = 0,031).

Питание является основным фактором в обеспечении оптимального роста и развития детского организма, его адаптированное™ к воздействию различных агентов внешней среды. Особую актуальность рациональное питание приобретает в обстановке экологического и климатогеографического стресса северного региона, играя важную роль в адаптации к гипокомфортным условиям Среднего Приобья. Исследование взаимосвязи между уров-

нем образования матери и частотой употребления основных продуктов питания в семье не показало статистически значимых связей. Достоверно выявлено, что из числа семей, дети которых ежедневно употребляют фрукты в 1,35 раз больше с доходом выше прожиточного, чем с равным ему и в 3,83 раз больше, чем с доходом ниже прожиточного минимума: х2 = 11,720, &£ 4, р = 0,020 (из группы детей, употребляющих фрукты 4-5 раз в неделю, указанная разница составляет 1,38 и 11 раз соответственно).

Из числа семей, дети которых ежедневно употребляют молоко и молочные продукты в 1,07 раз больше с доходом выше прожиточного, чем с равным ему и в 2 раза больше, чем с доходом ниже прожиточного минимума: х2 = 11,106, с!.Г. 4, р = 0,025 (из группы детей, употребляющих молочные продукты 4-5 раз в неделю, эта разница составляет 2,25 и 6,75 раз соответственно).

Из числа семей, дети которых ежедневно употребляют мясо в 6,88 раз больше с доходом выше прожиточного, чем с ниже прожиточным минимумом: х2 = 22,786, с1.1 4, р < 0,001. Количество детей, употребляющих мясо 4-5 раз в неделю, в группах семей, отличающихся по уровню доходов, примерно одинаково.

Особенности употребления рыбы связаны не только с уровнем доходов, но очевидно и с культурой питания, принятой в той или иной семье. Обращает на себя внимание незначительность общего количества подростков, практически ежедневно употребляющих рыбу - 4,91 ± 1,95 % (из которых нет ни одного человека из семей с доходом ниже прожиточного минимума). Из 10,65 ± 2,79 % респондентов по тем или иным причинам исключивших рыбу из своего меню в 5,27 раз больше с доходом ниже прожиточного минимума, чем с выше прожиточным. Из числа подростков, употребляющих рыбу 4—5 раз в неделю, в 5,69 раз преобладают из семей с уровнем доходов выше прожиточного: х2 = 13,239, <1.1 4, р = 0,010.

Анализ особенностей образа жизни старшеклассников показал, что отдыхают в летние каникулы за городом: все лето - 28,68 ± 4,09 %, часть лета - 57,37 ± 4,47 %, никуда не выезжают - 13,93 ± ± 3,13 % учащихся. Достоверные различия между продолжительностью отдыха детей выявлены только при сравнении уровня доходов их семей. Из числа семей с доходом выше прожиточного минимума 33,89 % детей все лето проводят за городом, в сравнении с детьми из семей с доходом равному прожиточному (18,36 %) и ниже прожиточного (42,86 %): х2 = 10,078, с1.Г. 4, р = 0,039. Во всех группах семей преобладают дети, только часть лета отдыхающие за городом (59,32, 57,14 и 50,00 % соответственно). Большой процент детей, отдыхающих в летние каникулы за городом, среди семей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума объясняется реализацией социальных программ соответствующей направленности.

Анализ поведенческих факторов риска в образе жизни родителей, влияющих на здоровье детей, показал, что алкогольные напитки периодически принимают 12,29 ± 2,97 % матерей и 60,65 ± 4,42 % -отцов (2,45 ± 1,39 % — часто). Сравнение частоты употребления алкоголя отцами в зависимости от уровня образования не обнаружило значимых различий, но выявились некоторые другие закономерности. Так, например, из общего числа отцов, практически не употребляющих алкоголь, с доходом выше прожиточного в 1,27 раз больше, чем с равным ему и в 3,28 раз больше, чем с доходом ниже прожиточного минимума. Особенно эта разница проявлена в группе не употребляющих алкоголь отцов, жены которых имеют высшее образование: в их числе в 9 раз больше с доходом выше прожиточного минимума (р = 0,004).

Курили до беременности - 15,57 ± 3,28 % матерей и 73,77 ± 3,98 % отцов. Сейчас курят -в 70,49 ± 4,12 % семей, причем в 7,61 ± 2,4 % случаев оба родителя. Мужчины, жены которых имеют высшее образование, курят в 1,38 раз меньше, чем имеющие жен со средним образованием, но эти отличия статистически не значимы. Достоверно выявлено, что курящих отцов, среди имеющих высшее образование, в 1,51 раз меньше, чем со средним (х = 4,926, (1.1 1, р = 0,026).

Из 122 старшеклассников постоянно курят -13,47 ± 3,09 %, пробовали раньше или курят иногда - 30,33 ± 4,16 %. В семьях, где родители курят, у детей эта вредная привычка встречается в 3,14 раз чаще, по сравнению с семьями не курящих родителей: х2 = 10,167, <1.1 2, р = 0,006. В семьях, где мать имеет высшее образование курящих старшеклассников в 3,02 раза меньше, чем в семьях матерей со средним образованием: х2 = 7,136, (1.1 2, р = 0,028.

Из поведенческих факторов риска в образе жизни родителей выявился такой как низкая вовлеченность в занятия спортом и иные виды оздоровительных систем физической активности. Дорогостоящий характер спортивных услуг отчасти объясняет тот факт, что распространенность среди родителей регулярных занятий различными видами физической культуры в 2,12 раз выше в семьях с доходом выше прожиточного минимума в сравнении с равным прожиточному и в 2,73 раз - ниже прожиточного: х2 — 7,111, (1.1 2, р = 0,029.

Обсуждение результатов. Участвующие в исследовании родители находятся в таком возрасте, когда большинство из них уже имеют устойчивый социальный статус и определенное материальное благосостояние. В этой связи следует учитывать, что влияние таких факторов, как уровень дохода,

жилая площадь на одного члена семьи и т. п. на образ жизни детей в другой возрастной группе родителей может существенно отличаться от обследуемой. И все же, проведенное исследование наглядно подтверждает, что даже в таком относительно благополучном (в экономическом смысле) регионе как ХМАО-Югра, решение проблемы повышения рождаемости и укрепления здоровья детей напрямую связано с общим качеством жизни населения, включая такие его составляющие, как уровень образования и доходов.

Нельзя обойти вниманием роль социальных программ в отношении детей из семей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. Несомненна их результативность по таким вопросам, как организация летнего отдыха детей. Но также очевидна их неэффективность в повышении качества жизни детей в такой жизненно важной сфере, как полноценное питание. Очевидно, необходим более грамотный, чем существует на сегодняшний день, подход к решению проблем семей с доходом ниже прожиточного минимума. Общеизвестное колоссальное расхождение в нашем обществе по уровню доходов населения не должно столь очевидно отражаться на здоровье детей хотя бы в вопросах питания.

Проведенное исследование показало, что среди многочисленных причин стойких негативных тенденций в состоянии здоровья современных детей и подростков своим пагубным влиянием выделяется ряд семейных факторов, влияние которых определяется как самими родителями, так и уровнем развития общества в целом.

Литература

1. Баранов, A.A. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность / A.A. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: Династия, 2006.-312 с.

2. Кучма, В.Р. Физическое развитие состояние здоровья и образ жизни детей Приполяръя / В.Р. Кучма, Б.М. Раенгулов, H.A. Скоблина. - М.: НЦЗДРАМН, 1999. -200 с.

3. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В.Р. Кучма, Г.Н. Сер-дюковская, А.К. Демин. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.

4. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.

5. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. О.П. Щепына, В.А. Медика. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 384 с.

Поступила е редакцию 5 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.