Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ТУРИЗМА / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игнатьева Ирина Федоровна

Статья посвящена изучению социологических аспектов управления в сфере туризма. Рассмотрены управленческие проблемы применительно к туризму с точки зрения предмета двух наук: социологии управления и социологии туризма. Раскрывается прикладной характер социологии управления на примере управления в туристской сфере. Представлено видение структуры социологии туризма как науки в целом. Раскрыты основные управленческие проблемы в социологии туризма. Исследуются особенности реального управленческого воздействия на социальные процессы в туристской индустрии. Показана значимость социологических управленческих исследования на материале туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT RESEARCH IN THE FIELD OF TOURISM

The article is devoted to the study of the sociological aspects of management in the field of tourism. Management problems in relation to tourism are considered from the point of view of the subject of two sciences: sociology of management and sociology of tourism. The applied nature of the sociology of management is revealed by the example of management in the tourism sector. The vision of the structure of the sociology of tourism as a science in general is presented. The main managerial problems in the sociology of tourism are revealed. The features of the real managerial impact on social processes in the tourism industry are investigated. The importance of sociological management research on the material of tourism is shown.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация. Статья посвящена изучению социологических аспектов управления в сфере туризма. Рассмотрены управленческие проблемы применительно к туризму с точки зрения предмета двух наук: социологии управления и социологии туризма. Раскрывается прикладной характер социологии управления на примере управления в туристской сфере. Представлено видение структуры социологии туризма как науки в целом. Раскрыты основные управленческие проблемы в социологии туризма. Исследуются особенности реального управленческого воздействия на социальные процессы в туристской индустрии. Показана значимость социологических управленческих исследования на материале туризма.

Ключевые слова. Социология управления, социология туризма, системы управления, управление в сфере туризма.

Ignatyeva I.F.

SOCIOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT RESEARCH IN THE FIELD OF TOURISM

Abstract. The article is devoted to the study of the sociological aspects of management in the field of tourism. Management problems in relation to tourism are considered from the point of view of the subject of two sciences: sociology of management and sociology of tourism. The applied nature of the sociology of management is revealed by the example of management in the tourism sector. The vision of the structure of the sociology of tourism as a science in general is presented. The main managerial problems in the sociology of tourism are revealed. The features of the real managerial impact on social processes in the tourism industry are investigated. The importance of sociological management research on the material of tourism is shown.

Keywords. Purchasing, consumer behaviour, economic efficiency and its mechanisms, experience economy, service economy, social entrepreneurship.

Введение

Развитие туризма на современном этапе носит беспрецедентный характер, при этом существенно зависит от разнообразных факторов. В этой связи актуальным является вопрос об управлении туризмом. В данной статье обратимся к изучению социологических аспектов управления в сфере туризма. Данный вопрос является недостаточно изученным и упирается в неоднозначное понимание или неразработанность основных понятий: туризм, управление, социология управления, социология туризма. Рассмотрим управленческие проблемы применительно к сфере туризма с точки зрения предмета двух наук: социологии управления и социологии туризма.

ГРНТИ 04.51.63 EDN TTCOBF © Игнатьева И.Ф., 2023

Ирина Федоровна Игнатьева - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры туризма, сервиса и гостеприимства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Контактные данные для связи с автором: 1994100, Санкт-Петербург, Лесной пр., 67 (Russia, St. Petersburg, Le-snoy av., 67). Тел.: +7 911 905 9345. Email: iifed@mail.ru. Статья поступила в редакцию 17.04.2023.

Социология управления: прикладной аспект

Выясним сначала, что понимают российские ученые под предметом социологии управления. Важную роль в становлении и развитии социологии управления сыграла разработанная американским социологом и психологом Э. Мейо концепция человеческих отношений. В российской социологии социология управления сложилась в качестве научного направления в 1970-х годах, как направление, изучающее управленческую, регулятивную деятельность. При этом до сих пор вопрос о предмете социологии управления остается дискуссионным, что связано с разногласиями в понимании термина «управление» и различием в подходах к определению предмета самой социологии.

Наиболее часто управленческая деятельность связывается с обеспечением задач достижения цели. Мы склонны согласиться с точкой зрения Щербины В.В., который к признакам управления относит «тип направленных регулятивных воздействий [23, с. 58]. Многие авторы рассматривают социологию управления как специальную социолого-регулятивную теорию, ориентированную на изменение социального порядка (Зборовский Е.Г., Костина Н.Б., 2003; Кравченко А.И., Тюрина И.О., 2005; Тихонов А.В., 2007; Щербина В.В., Попова Е.П., 2011).

Бабосов Е.М. считает, что социология управления изучает «процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей» [1, с. 10]. Автор придает данной отрасли социологии прикладное значение, выделяя ее преобразовательную функцию. Борисов А.Ф., Пруель Н.А., Минина В.Н., напротив, считают, что нельзя говорить о преобразовательной функции социологии управления, отделяют преобразование социальной действительности от функций социологии, отдавая практические вопросы в руки самих управленцев [20, с. 17-23].

Мы будем рассматривать функции реального управленческого воздействия на социальные процессы как возможные. В этом смысле социология управления относится к типу социолого-регулятив-ных теорий и является прикладной наукой. В статье мы попробуем показать роль социологических управленческих исследований на материале туризма, представим свое видение проблем и структуры социологии туризма как науки в целом, остановимся на основных управленческих аспектах в социологии туризма.

Социология управления в туризме

В современной науке о туризме много управленческих аспектов. Управление туристской индустрией имеет два основных аспекта: экономический и социологический. Остановимся на социологическом аспекте. Управление в сфере туризма может быть рассмотрено с самых разных сторон. Это связано с многоаспектностью самого явления туризма.

Во-первых, туризм может изучаться со стороны туриста, то есть самого путешественника. В этом смысле речь идет о мотивах и возможностях отдельных личностей или социальных групп, определяющих частоту и направление поездок. Со стороны самого туриста как путешественника может быть определено множество управленческих аспектов (управление мотивацией, потребностями, удовлетворенностью, ожиданиями, обеспеченностью и проч.).

Во-вторых, туризм может изучаться как индустрия, включающая в себя множество компонентов (средства размещения, средства перемещения, индустрия питания, индустрия развлечений, культурные индустрии и проч.). По всем перечисленным направлениям также осуществляется управленческая деятельность. При этом управление реализуется на разных уровнях: уровень предприятий, уровень региона, уровень страны, международный уровень.

Все перечисленные многообразные управленческие действия требуют экономического и социологического анализа. Социологический анализ применительно к сфере туризма в целом приводит нас к необходимости рассмотрения управленческих проблем с точки знания предмета двух наук: социологии управления и социологии туризма. В российской социологии, также как и в зарубежной, нет собственно отдельного направления социологии управления в туризме. В основном вся проблематика объединяется термином «социология туризма», при этом управленческие проблемы стоят в ней далеко не на первом месте.

Анализу предмета социологии туризма в российской литературе уделяется недостаточно внимания. Об этом пишут, в основном, на уровне определений в диссертационных исследованиях, статьях или в

учебных пособиях. В последние годы появилось несколько учебных пособий, посвященных методам социологических исследований в туризме. Например, Отнюкова М.С. отмечает: «Предметом социологии туризма являются социальные отношения, которые возникают в туристической сфере общественной жизни и отражают неодинаковые социальные позиции людей разных социальных статусов, социальных групп и сообществ, социальных организаций и институтов» [14, с. 5].

В диссертации Дусенко С.В. дается следующее определение: «Предметом анализа в социологии туризма выступает специфика поведения социального агента при потреблении тура, дифференциация услуг, исходя из материального и социального статуса агента» [3, с. 20]. Кущёв Н.П. в статье «Туризм как объект социологического анализа в современной России» констатирует необходимость изучения социального аспекта туризма. Однако, появление социологии туризма как самостоятельной области научного знания иллюстрируется в основном на материале зарубежных авторов. По мнению автора, «социология туризма рассматривает в качестве предмета анализа мотивы, цели, интересы и модели поведения индивидов, вовлеченных в туризм, а также функционирование туристских организаций» [9, с. 67].

Петрова Е.В. в диссертации «Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ» отмечает необходимость социологического анализа туризма для описания феномена туризма, социальных механизмов его функционирования и развития. «Социология туризма, как специальная отрасль социологической науки, дает новые подходы к изучению социальной составляющей туризма, его влияния на изменение структуры и социальной стратификации общества, а также воздействия туристских потоков на социальную мобильность, смену ролевых установок и поведенческих характеристик, как самих туристов, так и принимающего их социума» [16, с. 14 ].

Покровский Н.Е., Черняева Т.И., анализируя в своей обстоятельной работе в основном зарубежную социологию туризма, полагают, что социология туризма обнаруживает определенную маргинальность в отношении социальной теории, и ее вклад в фундаментальные социологические построения незначителен [17, с. 87].

В статье Новгородцевой А.Н. дается анализ предмета социологии туризма за рубежом. Теоретических работ российских исследователей о предмете социологии туризма автором не приводится, отмечается их отсутствие. Автор показывает, что в российской традиции изучение туризма осуществляется в основном с экономических позиций, в рамках эмпирического изучения туризма, а имеющиеся социологические исследования работают в основном с экономическими и статистическими показателями. Выделяется «три позиции изучения туризма: (1) туризм как проявления территориального поведения (и в целом изучение географического компонента туризма); (2) туризм как один из видов досуговой деятельности; (3) туризм как экономический показатель (развития региона)» [13, с. 319].

Отмечены следующие проблемные зоны социологического изучения туризма: социологическое определение понятия туризм, туристская деятельность; рассмотрение роли туриста как особой временной роли или статуса человека; выявление эмпирических индикаторов туристской деятельности; классификация туристских мотивов, а также видов туризма; опыт качественного анализа туризма (встречается в большей степени статистика и массовые опросы); понимание специфики такой отрасли социологического знания, как социология туризма.

Следует подчеркнуть, что современная социология туризма недостаточно структурирована как наука, слабо обозначен ее предмет, нечетко определены разграничения между социологическими, экономическими, культурологическими, историческими, политическими проблемами туризма. Такое положение дел понятно. В России оно связано с тем, что развитие туризма в новых экономических условиях началось с 1990-х годов. Поэтому основное внимание уделялось экономическим сторонам вопроса. Однако, туризм является более сложным и многоаспектным явлением [7, с. 132-139]. Одним из аспектов является геополитический [8, с. 66-74; 18, с. 25-28].

В особенности сложным является социологический анализ вопросов управления туризмом. В управлении может быть общий, региональный и индивидуальный аспекты (социология и психология мотивации, социальная психология). Соответственно проблемы социологии управления в сфере туризма необходимо систематизировать по этим трем направлениям. В социологии управления туризмом есть три уровня:

1. Макросоциологический уровень, когда ставятся вопросы управления развитием туризма на международном уровне (ЮНВТО), изучаются проблемы массового туризма, направления туристских потоков.

2. Мезо-социологический уровень - это проблемы управления туризмом на уровне туристской де-стинации. Изучается региональное планирование, отношения между местным населением и туристскими группами, взаимодействия разных этнических культур.

3. Микро-социологический уровень изучает вопросы идентификации, мотивации, потребности туриста, планирование индивидуальных туров и влияние на процессы управления. Данный уровень связан с управлением отдельными предприятиями и организациями [21].

Управленческие проблемы социологического характера в российской литературе, во-первых, ставятся в аспекте управления туризмом как сферой социальной жизни, управления туристской деятельностью [10]. Совершенствование организации и управления туристской деятельностью понимается в аспекте регулирования туристских потоков в отдельных странах и регионах. В этом направлении активно используются методы социологии управления. Туристские потоки сами по себе плохо поддаются регулированию. В основном исследуются механизмы планирования и проектирования турпродуктов. Для этого анализируются различные факторы, влияющие на туристские потоки, определяющие ситуацию на въездном и выездном рынках туристских услуг.

В социологическом аспекте эти процессы исследовались в диссертации Ли Е.Р. Автор анализирует характерные для соответствующего периода факторы, повлиявшие на выездной туризм в России [10, с. 70-82]. В российском туризме был период (двухтысячные годы), когда граждане переориентировались с внутреннего туризма на выездной. Ситуация на туристском рынке меняется постоянно. Сегодняшняя ситуация совершенно иная, поэтому важны новые социологическое исследования факторов, действующих на современном этапе. Ныне важно изучение процессов управления внутренним туризмом в нашей стране, управления изменениями потоков въездного туризма.

Во-вторых, управление туризмом в социологическом аспекте исследуется российскими авторами с точки зрения государственных механизмов управления. Ранее туризмом в нашей стране занималось Министерство по физической культуре, спорту и туризму, затем его функции по туризму были переданы в Министерство культуры Российской Федерации, внутри которого было образовано Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Ныне функции Федерального агентства по туризму переданы в Министерство экономического развития Российской Федерации. На данный момент управление туризмом осуществляется в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [12]. Проект включает в себя три федеральных проекта: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов», «Совершенствование управления в сфере туризма».

В рамках федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма» будет увеличено число рабочих мест и повышен кадровый потенциал отечественной туристической отрасли, реализованы мероприятия по цифровизации государственного управления в сфере туризма, усовершенствована система государственного управления в сфере туризма (исполнена перспективная программа стандартизации в сфере туризма) [15]. Сегодня в управленческой деятельности используется инновационные модели [19]. Существуют различные модели государственного управления в сфере туризма, которые используются в разных странах [6, с. 200-204].

Третьим аспектом социологии управления туризмом являются исследования управленческих проблем внутри туристской организации. Балюк Н.А. обращает внимание на факторы эффективности развития туристского предприятия, которые разделены на три группы: (1) факторы внешней среды; (2) группа внутренних факторов на уровне предприятия; (3) микроокружение фирмы (деловая среда). Данные факторы исследуются с помощью социологических методов [2, с. 24]. Туризм как объект управления

В связи с тем, что социология туризма недостаточно структурирована, социология управления туризмом имеет те же недостатки. Структура основана на объекте управления (чем или кем управлять). Структура управления зависит также от уровня рассмотрения. На уровне личности объект управления -переживания, общение, мотивации туриста, на уровне туристского предприятия объект управления -персонал туристской фирмы, на уровне региона, страны, макрорегиона объект управления - социальные группы, местное население, туристы.

Субъект управления (кто управляет) - менеджмент туристской организации, власти региона, дести-нации, страны, международные организации. Объектом управления при этом будут выступать туристские потоки соответствующего уровня: регионы, страны, весь мир. Общая цель управления - регулирование туристских потоков. Социологические исследования нужны во всех сферах. В более узком рассмотрении объектами управления являются личности туристов, персонал туристских организаций. Процесс имеет системный характер. Все влияет, в конечном счете, на турпоток.

Туризм как управляемая система имеет свои особенности, является специфическим объектом управления, поскольку, как системное образование, состоит из множества разнородных компонентов. В экономическом смысле это туристские предприятия, предоставляющие множество разнообразных услуг, физические и юридические лица. На микроуровне управление деятельностью отдельных предприятий основывается на изучении конкретных потребностей и мотивации туристов [11, с. 439-450]. Специфика управления в туризме во многом зависит от взаимосвязи с многообразными социальными институтами общества.

Разные виды туризма по-своему реализуют эту взаимосвязь: спортивный туризм с системой спорта, культурный туризм с системой культуры, лечебный туризм с медициной и проч. В процессе туристской деятельности эти подсистемы интегрируются в конкретную целостную систему. Особенностью системы управления в туризме является также ее нацеленность на определенный регион, дестинацию, кластер. В каждом регионе развитие туризма имеет свою специфику. Схемы и модели управления везде свои.

На разных уровнях управления туристской сферой социологи выявляют конкретные значимые показатели управления. Так, на уровне региона это следующие показатели: посещаемость туристами музеев, театров, ресторанов, достопримечательностей. Цель социологии как научного направления - выявление этих показателей (удовлетворенности, переживания, мотивации в музее, театре, ресторане и т.д.). Управление процессами предполагает изменение комплекса разнообразных показателей в нужную сторону (увеличение турпотока при его недостаточности, уменьшение турпотока при сверх-ту-ризме). Это означает, что необходимо выяснить социологически, что влияет на эти показатели, и предложить методы изменения этих показателей.

Например, что влияет на посещаемость конкретного музея. Какие факторы влияют. Как отобразить влияние этих факторов в конкретных параметрах. В частности, как влияет коммуникация на посещаемость. Как управлять коммуникацией, посетителем, его переживаниями. На основе конкретных данных субъектом управления могут приниматься решения, создаваться программы и проекты. Это говорит о прикладном характере полученных социологических знаний. Выяснение того, какие параметры должны быть изменены, и под влиянием каких факторов происходит развитие требует от управления именно научно-социологического подхода. Влияние на параметры в нужном направлении следует рассматривать, как конкретные управленческие действия. Результативность научного анализа социологии управления в сфере туризма и определяется практической полезностью конкретных исследований для влияния на потоки туризма в конкретной местности (дестинации).

При этом, важно отметить взаимодействие разных уровней управления в сфере туризма. На протяжении десятилетий развития туризм превратился в весьма разнообразную и фрагментированную отрасль, влияющую на множество секторов экономики и зависящую от них. Туристский бизнес не может выжить без какой-либо формы альянсов [5, с. 14-18]. Сотрудничество, как внешнее, так и внутреннее, имеет решающее значение не только в отношении туристского бизнеса, но также и в отношении управления развитием туризма в дестинации. Всемирная туристская организация (UNWTO) подчеркнула важность совместной работы и сотрудничества различных государственных и частных агентов, как между собой, так и с другими секторами [26, с. 5-14].

Статья Дуонг Т. является весьма показательной в плане прикладного использования социологических методов в управлении туристской дестинацией [24]. В данной статье исследуются проблемы развития гастрономического туризма на острове Готланд, популярном туристическом направлении Швеции с гастрономическими ресурсами. Показана роль сотрудничества между ключевыми участниками, одним из которых являются местные рестораны. Проблемы изучаются социологами с целью выработки будущей стратегии и планирования развития. Социологическое исследование было проведено с конкретными управленческими целями.

Для оценки результатов были применены качественные методы с нарративным анализом. Проведено интервью с несколькими известными ресторанами на Готланде, чтобы понять их взгляды и проанализировать препятствия к сотрудничеству множества участников туристского производства в секторе гастрономического туризма. Для развития устойчивого продовольственного туризма на Готланде организация Sustainable Speis (субъект управления, работающая от Евросоюза) содействует проведению различных мероприятий и проектов с участием местных рестораторов, владельцев пабов, пивоварен, фермеров, производителей, торговцев, оптовиков.

Проекты или мероприятия, проводимые различными организациями, обычно активизируют деятельность конкретных членов и связи внутри этих групп. Автор показывает, что проблемы возникают из-за отсутствия тщательного планирования и управления. Согласно Руководству UNWTO по развитию гастрономического туризма [26, с. 12], стратегический план развития гастрономического туризма имеет важное значение, когда регион меняет свое туристское направление. Важнейшим компонентом такого плана являются предпосылки к сотрудничеству, создаваемые посредством надлежащего управления.

Коста Н. считает социологию туризма прикладной социологией [25, с. 1-12]. Исследуя данные вопросы на материале Италии как туристской дестинации, автор констатируют повышение роли социологии в управленческой деятельности и процессе планирования туризма. Социолог выступает посредником в развитии местного туризма. Социология туризма выступает фасилитатором совместного партнерства, осуществляет поддержку управления дестинацией. Автор анализирует ситуацию, когда социолога просят помочь местным заинтересованным сторонам добиться значительного вовлечения местного сообщества.

Социологи разрабатывают инструменты самооценки индивидуумов для включения в туристский процесс, ориентированный на местное участие, методы регулирования «снизу вверх» и методы, облегчающие переход от индивидуализма к совместному маркетингу. Основной целью является привлечение посетителей, подходящих для места назначения. Социологи исследуют вопросы сотрудничества между местными учреждениями и предприятиями, обосновывают экономическую политику туризма, направленную на интеграцию местных ресурсов (структуры размещения, транспорт, гастрономия, искусство и т.д.) и создание систем гостеприимства.

В этой связи следует отметить, что в аспектах управления предмет социологии туризма близок к предмету социологии управления. В самом начале данной статьи речь шла о дискуссии в российской литературе о признании или не признании прикладного характера социологического знания. На материале анализа управленческих аспектов в сфере туризма мы получаем обоснование прикладного характера социологии управления.

Шапиро С.А., Соколова М.С. отмечают, что среди других своих функций социология управления выполняет несколько практико-ориентированных функций: организационно-технологическую - разработка управленческих технологий для совершенствования управленческой деятельности в социальной сфере; функцию социального проекта и конструктивную разработку моделей, образов управленческих проектов для развития социальной сферы; прикладную - использование оценок, выводов и рекомендаций социологии управления в разработке и принятии управленческих решений; контролирующую -осуществление контроля за состоянием управляющей и управляемой систем и за реализацией принятых управленческих решений [10].

Заключение

Таким образом, массовый туризм преодолел все барьеры, будь то экономические, социальные, этнические или политические. Использование методов социологии в исследовании управленческих проблем туризма помогает в его планировании и устойчивом развитии. Социология туризма и социология управления также могут дать ключ к разрешению противоречий и проблем, возникающих в туристской сфере на различных уровнях.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн.: ТетраСистемс, 2006. 288 с.

2. Балюк Н.А. Методы научных исследований в сервисе и туризме. Тюмень: Изд. Тюменского государственного

университета, 2012. 102 с.

3. Дусенко С.В. Структура и функция социального пространства туризма (социологический анализ): автореф. дисс. ... д-ра социолог. наук. Хабаровск, 2014. 43 с.

4. Ефремова М.В., Смирнова И.П. Анализ зарубежного опыта государственных управленческих механизмов в сфере туризма // Экономический анализ. Теория и практика. 2003. № 5. С. 11-21.

5. Захаров Н.Л. Социологический анализ советской партийной кадровой политики // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. Т. 6, № 6. С. 14-18.

6. Игнатьева И.Ф. Государственная политика в управлении экономикой туризма // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 5 (46). С. 200-204.

7. Игнатьева И.Ф. Понимание социальной сферы в социальном менеджменте // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2013. № 6. С. 132-139.

8. Исаев Б.А., Игнатьева И. Ф. Структура геополитики // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 66-74

9. Кущёв Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 1 (33). С. 63-68.

10. Ли Е.Р. Социальная организация и управление сферой туризма в условиях современной России: теоретико-методологический анализ: дисс. ... канд. социолог. наук. М., 2009. 141 с.

11. Мотивация труда работников промышленных предприятий / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов // Проблемы региональной экономики. 1999. № 1-4. С. 439-450.

12. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva (дата обращения 04.04.2023).

13. НовгородцеваА.Н. Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. С. 310-319.

14. ОтнюковаМ.С., Черевичко Т.В. Социологические исследования в туризме. М.: Юрайт, 2021. 96 с.

15. Паспорт федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/90a99fdib4c58a5dcd0044e9ca5fi383/FP_Sovershens-tvovanie_upravleniya.pdf (дата обращения 08.04.2023).

16. Петрова Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ: автореф. дисс. ... канд. социолог. наук. М., 2009. 28 с.

17. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Университетская книга; Логос, 2008. 424 с.

18. Политическая теория / Исаев Б.А., Голиков А.К., Елисеев С.М. и др. М.: Юрайт, 2017. 434 с.

19. Социально-экономический анализ инновационного управления цифровыми медиа-коммуникациями / Н.Л. Захаров, Н.Н. Покровская, Т.В. Сметанина и др. СПб.: ВВМ, 2022. 198 с.

20. Социология управления / под ред. А.Ф. Борисова. М.: Академия, 2014. 304 с.

21. Управление социальным развитием организации / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов. М.: ИНФРА-М, 2015. 206 с.

22. Шапиро С.А., СоколоваМ.С. Социология управления. М.: КНОРУС, 2017. 334 с.

23. Щербина В.В. Социология управления как особая социолого-регулятивная теория: генезис, состояние, перспективы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 56-66.

24. Duong Т. Food tourism for regional sustainable development Challenges in Collaborations for local Restaurants on Gotland. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1474351/FULLTEXT01.pdf (дата обращения 23.01.2023).

25. Costa N. The Applied Sociology of Tourism. The Up Skills of the Facilitator in the Italian Hospitality Industry // Advances in Applied Sociology, 2013. Vol. 3 (1). Р. 1-12.

26. World Tourism Organization and Basque Culinary Center. Guidelines for the Development of Gastronomy Tourism. UNWTO. Madrid, 2019. 48 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.