2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№ 113
УДК 347.471.33
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.Д. ЖУРБИНА
Статья представлена кандидатом философских наук, профессором Козловым А.С.
Рассматривается роль физической культуры в современном обществе.
Физическая культура - это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека, она выступает как часть общей культуры, и уровень её развития зависит от уровня социального и экономического развития общества.
Социальные функции физической культуры:
• нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности;
• информационная, отражающая свойство накапливать культурную информацию, быть средством её распространения и передачи от поколения к поколению;
• коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов;
• эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности;
• биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшении его физического состояния и обеспечении необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнении обязанностей члена общества.
Физическое воспитание играет важнейшую роль в формировании здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
Дефицит двигательной активности и стрессы в современных условиях развития общества являются важнейшими причинами тех негативных изменений в состоянии здоровья населения, которые наблюдаются сегодня во всех экономически развитых странах. Гиподинамия и нервные перегрузки не только ослабляют сопротивляемость организма человека, но и служат причиной тяжёлых патологических явлений, в значительной мере обуславливая рост сердечнососудистых, желудочно-кишечных, психических и других «болезней века». Медики в этой связи единодушно указывают на развитие физической культуры как одного из основных направлений профилактической работы.
В программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учёбы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях; оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий; учёт и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа; обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни позволяет увеличить её продолжительность на 10 лет и более. Здоровый образ жизни - единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.
Рациональный режим, включающий разумное распределение времени, отведённого для приёма пищи и сна, и правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности студентов обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов, способствуют всестороннему и гармоничному развитию.
Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей безграничны. Раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с помощью физической культуры не представляется возможным, но перечислить основные направления и практическую значимость просто необходимо:
1. В последнее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, получили особое развитие неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника, потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний, производственных и транспортных травм и даже потери от всех войн, вместе взятых. Особое место в профилактике этих заболеваний занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они непосредственно воздействуют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к возникновению и развитию болезни.
2. Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возможностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т.д. Всё это возможно развить и поддерживать на высоком уровне при помощи так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Лучшим доказательством данного вывода является подготовка космонавтов, где ППФП отводится львиная доля времени из общего срока подготовки к полёту.
Целями и средствами физической культуры в формировании здорового образа жизни являются:
1. Оздоровительная направленность. Это физическое развитие молодёжи, физическое совершенствование взрослого занятого населения, сохранение хорошей физической формы людей пожилого возраста.
2. Активный полноценный отдых людей. Особенно важное общегигиеническое значение имеют занятия физическими упражнениями на лоне природы, т.е. те виды, которые способствуют регуляции вегетативных функций организма (бег, ходьба, лыжи, плавание, туризм и т.д.).
3. Самовыражение как способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт даёт человеку многостороннюю удовлетворённость от проявления своих сущностных сил. Как и искусство, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности.
4. Занятия физическими упражнениями и спортом - эффективное средство для снижения социальной напряжённости в обществе, для профилактики асоциального поведения молодёжи.
Необходимость радикальной перестройки физического воспитания продиктована резким ослаблением здоровья населения. Ежедневно в связи с временной нетрудоспособностью не выходят на работу около 4 млн. человек, около 60% учащихся болеют респираторными заболеваниями, около 20% имеют избыточный вес, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается в четыре раза.
Значительная часть молодёжи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у неё не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, массовым спортом. Уровень физической подготовленности молодёжи в целом не соответствует современным социально-экономическим требованиям к развитию личности.
Коренная перестройка системы физического воспитания подрастающего поколения предполагает организацию непрерывного процесса физического воспитания с учётом конкретных социальных ситуаций, начиная с раннего детского возраста, проведение его в различных микросредах: в семье, классе, группе, секции, клубе и т.д.; с участием всех субъектов воспитания: педагогов, родителей, социальных педагогов, тренеров, общественности, инструкторов и т. д.
Физкультурно-спортивная активность современного общества, по данным Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры, выражается в следующих формах и цифрах:
• активная включённость в физкультурно-спортивную деятельность составляет незначительную часть населения - 10%;
• эпизодические физкультурно-спортивные занятия - 30% населения;
• пассивно-зрительское поведение - около 30% россиян;
• безразличие к спорту - 20-30% населения не воспринимает спорт, как социальное явление.
Причин безразличного отношения взрослого населения к занятиям спорта много - это и слабая пропаганда, неразвитая спортивная инфраструктура, высокая плата за посещение спортивных сооружений: бассейнов, тренажёрных клубов, спортивных центров, а также недостаток свободного времени. Тем не менее, на сегодняшний день социологи отмечают тенденцию появления интереса к занятиям у некоторых групп населения, имеющих высокий материальный уровень.
• Спорт становится для этих людей стилем жизни, одним из атрибутов высокого социального положения.
• Всё больше молодых родителей понимают значимость спортивных занятий в воспитании детей.
• Начинают возрождаться школьные спортивные клубы, студенческий спорт, строятся новые спортивные залы, создаются тренажёрные классы.
• Спорт начинает входить и в детские сады, и в коммерческие фирмы, в образ жизни и молодых, и пожилых людей.
• У взрослых людей отношение к спорту диктуется привычкой к занятиям, навыками самоорганизации, специальной информацией, а также желанием пообщаться, установить новые контакты.
• Пожилые люди считают, что спортивные занятия помогут им продлить творческие возможности, укрепить здоровье.
• Для молодых людей спортивный стиль жизни - составляющая жизненного успеха, форма проведения свободного времени, общение, реализация жизненных сил.
• Спортивный стиль жизни диктуется и современной модой на здоровое тело, стройную фигуру, на освоение необычных видов спорта.
Физическая культура, как феномен общей культуры, уникальна, она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молодёжью мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рацио-
нальной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто выкрутиться из сложной ситуации.
Мобилизационные ценности физической культуры помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии - вот тот неполный перечень таких ситуаций.
Большинство опрошенных студентов подтверждают необходимость развития в ВУЗах широкого арсенала форм занятий физическими упражнениями, которые используют для организации оздоровления и активного отдыха. Результаты исследований показали, что 73,2% студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая её важнейшим элементом общей культуры человека (Л.И. Лубышева, 2004 г.) Спорт занял серьёзные позиции в структурах общего и профессионального образования, министерствах здравоохранения, культуры, обороны, внутренних дел, ФСБ, погранвойсках и т.д.
Спорт - уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. Г лавная социальная функция спорта - совершенствование физической и психической природы человека - в известной мере служит продолжительному изменению демографической структуры общества. Спорт является высокоэффективным средством воспитания личностных свойств индивида, является мощным фактором социализации личности и её социальной интеграции.
Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами - составляют основу формирующего влияния спорта на личность.
Значительное место в социальной жизни, в культуре современного общества занимает олимпийское движение. Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократии, гуманизма, либерализма на общечеловеческих морально-этических ценностях. На XXVI Олимпийских играх в Атланте участвовало более 200 стран мира.
Олимпийские игры - лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословных, расовых различий. По мере развития олимпийского движения спортивные успехи становились показателем национального престижа.
Спортивность стала признаком прогресса. Однако думается, что должно возрасти социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека.
Таким образом физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учёбе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Научно-техническая революция коренным образом изменяет условия труда: значительно сокращаются физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная деятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления несоответствия между потребностью в мышечной активности и условиями жизни.
Ускорение темпа жизни, усиление потока информации, расширение круга общения, активная трудовая и общественная деятельность вызывают психическое напряжение, которое требует разрядки. Регулярная активная физическая деятельность способствует «самообновлению» психической дееспособности человека. Также немаловажно постоянное ощущение бодрости и
жизнерадостности при регулярных занятиях физическими упражнениями. Психически позитивным является, кроме того, ощущение силы воли к занятиям, направленным на физическое совершенствование. Введение в программу своей повседневной жизни этого необходимого компонента образа жизни позволит более организованно выполнять свои обязанности в труде, быту, общественной деятельности.
Всем своим существом физическая культура направлена на охрану, укрепление и развитие здоровья населения как психофизической основы жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М., 1994.
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. 2-е изд. - М.: Асадема, 2004.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.
4. Павленок П. Д. Основы социальной работы. - М.: Инфа, 1998.
5. Родиченко В.С. Олимпийское движение в канун III тысячелетия: гармонизация интересов. Олимпийское движение и социальные процессы. Краснодар, 1996.
6. Столяров В.И. Ценности спорта и его гуманизация. - М., 1995.
THE SOCIOLOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT
Jurbina A.D.
The article deals with the role of physical training in modem society.
Сведения об авторе
Журбина Александра Даниловна окончила ВГИФК(1971), ВНИИФК(1976), кандидат педагогических наук, доцент МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - физическая культура и спорт.