Научная статья на тему 'Социологическая трактовка счастья саратовской молодежи в образовательном контексте'

Социологическая трактовка счастья саратовской молодежи в образовательном контексте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ СЧАСТЬЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЧАСТЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качур Наталья Викторовна

В статье по результатам социологического опроса молодежи (на примере г. Саратова) раскрывается влияние уровня образования молодых юношей и девушек на вариативность их интерпретации счастья и условий его достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOLOGICAL POINT OF VIEW ON HAPPINESS INTERPRETATION OF SARATOV YOUTH IN THE FIELD OF EDUCATION

The article deals with the results of Saratov youth’s poll concerning the influence of the educational level on the interpretation of happiness and the means of its achievement.

Текст научной работы на тему «Социологическая трактовка счастья саратовской молодежи в образовательном контексте»

удк 316.346.32-053.6 (316.473)

социологическая трактовка сча саратовской молодежи в образовательном контексте

н. В. Качур

Саратовский государственный университет E-mail: natalya.ka4ur@yandex.ru

в статье по результатам социологического опроса молодежи (на примере г. Саратова) раскрывается влияние уровня образования молодых юношей и девушек на вариативность их интерпретации счастья и условий его достижения.

Ключевые слова: молодежь, образование, восприятие счастья, социологическая интерпретация счастья.

The sociological Point of View on Happiness Interpretation of saratov Youth in the Field of Education

N. V. Kachur

The article deals with the results of Saratov youth's poll concerning the influence of the educational level on the interpretation of happiness and the means of its achievement.

Key words: youth, education, perception of happiness, sociological perception of happiness.

Восприятие счастья в социологии трактуется как доминирующая направленность группового и индивидуального сознания, которая имеет социальную ценность, нормативный характер и непосредственно проявляется в высокой степени удовлетворенности личности своей деятельностью, условиями и образом жизни гражданина, представителя того или иного общества, класса, социальной группы, выражающейся в позитивных эмоциях радости. Такое определение позволяет интегрировать различные трактовки счастья и определить его социальные функции, необходимые условия, факторы.

Применительно к молодежи, как показало авторское социологическое исследование1, понятие счастья трактуется неоднозначно: 53,6% саратовской молодежи считают себя счастливыми людьми, а 27,2% - нет; 19,2% опрошенных затруднялись с самоидентификацией по этому поводу. Почти все представители молодежи (более 96%) испытывали его, причем многократно. Длительность ощущения счастья среди респондентов распределилась от нескольких минут до месяца и по различным поводам. 18,4% молодежи испытывали ощущение счастья, когда исполнилась их мечта, 15,2% были счастливы при достижении какого-то результата: 13,6% - при долгожданной покупке; 12,8% были счастливы влюбившись, 9,6% осчастливила встреча с друзьями, 8,8% - хорошая новость; 4,8% - праздник и столько же - повышение по службе; 4% респондентов были счастливы при рождении ребенка; 8% не смогли вспомнить свой повод для счастья. Это

свидетельствует о том, что чаще всего ощущение молодежью счастья носит ситуативный характер и ассоциируется со значительным проявлением эмоции радости по поводу полного удовлетворения какой-либо потребности.

В ходе исследования представителям молодого поколения саратовцев было предложено оценить степень своего ощущения счастья на момент опроса в баллах, где 1 балл - абсолютное несчастье, 5 баллов - полное счастье. Оказалось, что каждый третий представитель молодежи (31,2%) счастлив на 3 балла, на 2 балла - 20%, на 4 балла - 21,6 %, на 1 балл - 14,4 % и на 5 баллов - 12,8% опрошенных. Средний балл ощущения счастья на момент проведения опроса составляет 2,87. Большинство молодых людей считают себя не совсем счастливыми людьми.

Ощущают себя счастливыми 16% молодежи потому что имеют семью и детей, 14,4% - потому что не испытывают материальных проблем, 13,6%

- потому что они и их близкие здоровы, 12% - потому что просто живут, 11,2% - потому что у них разрешились проблемы, 10,4% опрошенных ощущение счастье приносит наличие хорошей работы, 7,2% счастливы, потому что их окружают хорошие люди, 4% - имеют интересное хобби и 11,2% затруднились определиться с причинами ощущения себя счастливым человеком.

16,15% респондентов не имеют идеала счастливого человека, для 14,62% идеалом являются родственники, для 13,08% - ребенок, для 13,85% -публичный человек, для 9,23% - друг/подруга, для 6,15% - коллега по работе /учебе, для 6,92% - соседи и для 4,62% - я сам/сама, 15,38 % затруднились ответить. Иными словами, каждый третий молодой саратовец не имеет перед собой идеала счастливого человека, каждый четвертый видит его среди самых близких людей (детей, родственников), еще реже

- среди друзей, коллег. Себя так идентифицирует менее 5% молодежи, что демонстрирует достаточно высокий уровень пессимизма в молодежной среде.

Для выявления причин потери ощущения счастья опрашиваемым было предложено ответить на вопрос «Чего Вы больше всего боитесь сегодня?». Больше всего молодые люди бояться потерять работу - 15,69% опрошенных, на втором месте страх бедности - 14,38%, стихийных бедствий опасаются 13,07%, 10,46% - боится остаться один/одна, 8,5% -терактов, 7,84% - болезней, 7,19% - смерти, 5,23%

- что их никогда не поймут, 5,88% - старости, 3,92%

© Качур Н. В., 2014

Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 1

- осуждения, 3,27% респондентов ничего не боятся, 4,58% затруднились ответить на этот вопрос.

В свободное время 21,5% молодежи предпочитают общаться с друзьями, 18,5% - сидеть в Интернете, 12,3% - заниматься спортом, 11,5% -смотреть телевизор, 9,2% - играть, 8,5% - ходить в гости, 6% - пить пиво, 3,9% - спать, 3% - вязать, шить или заниматься другим рукоделием. Для уточнения респондентам были предложены вопросы относительно качеств, которые они ценят в людях. Ответы показали, что 18,9% опрошенных ценят в людях доброту, 13% - искренность, 12% - чувство юмора, 11% - открытость, 10,7% - отзывчивость, 10% - добросовестность, 8,9% - прямолинейность, 8,3% - умение слушать, 6,5% - пунктуальность. 16,4% опрошенных чаще всего с друзьями обсуждают тему любви, 15,5% - досуг, 13% - учебу/работу, 11,59% - семью, 11% - деньги, 9,2% - отношения между людьми, 8,2% - увлечения, 7,7% - спорт и 7,3% - кино.

На формирование и интериоризацию жизненных ценностей, ассоциирующихся с понятием «счастье», влияет уровень образования. Так, 34,62% опрошенной молодежи имеет незаконченное высшее образование, 26,92% - средне специальное, 16,92% - высшее, 16,15% - общее среднее и 5,38% - неполное среднее образование. По данным табл. 1 видно, что для респондентов с неполным средним образованием с понятием «счастье» ассоциируется в первую очередь материальное благополучие (66,67%), а также развлечения и большой круг друзей (по 16,67%). Для имеющих среднее образование на первом месте также материальное благополучие (35,5%), затем крепкая семья (20,00%), взаимная любовь (15,00%), интересная работа (10,00%). По 5% респондентов со средним образованием ассоциируют счастье со здоровьем, детьми, большим кругом друзей и престижным образованием.

Таблица 1

Зависимость уровня образования и жизненных ценностей, ассоциирующихся с понятием «счастье», %

по категориям

Жизненные ценности, ассоциирующиеся с понятием «счастье»

Уровень образования Здоровье Интересная работа Взаимная любовь Крепкая семья Дети Общественное признание Развлечения Большой круг друзей Материальное благополучие Престижное образование Итого

Неполное среднее 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 16,67 16,67 66,67 0,00 100

Среднее 5,00 10,00 15,00 20,00 5,00 0,00 0,00 5,00 35,00 5,00 100

Среднее специальное 3,03 9,09 33,33 15,15 12,12 3,03 3,03 0,00 21,21 0,00 100

Незаконченное высшее 9,52 14,29 19,05 28,57 11,90 7,14 2,38 0,00 7,14 0,00 100

Высшее 9,52 4,76 0,00 33,33 42,86 0,00 0,00 0,00 9,52 0,00 100

По выборке 6,15 9,23 16,92 21,54 14,62 3,08 2,31 1,54 17,69 0,77 100

Для респондентов со средним специальным образованием счастье ассоциируется в первую очередь с взаимной любовью (33,33%) и материальным благополучием (21,21%). Такие ценности, как крепкая семья и дети, отметили 15,5 и 12,12% респондентов соответственно. Интересная работа ассоциируется с понятием счастья у 9,09% и по 3,03% приходится на здоровье, общественное признание и развлечения. Респонденты с незаконченным высшим образованием в большинстве случаев (28,6%) ассоциируют понятие счастья с крепкой семьей, 19,05% - с взаимной любовью, 14,3% - с интересной работой, 11,9% с детьми, 9,5% - со здоровьем, по 7,14% - с общественным признанием и материальным благополучием и 2,38% - с развлечениями. В структуре ответов респондентов с высшим образованием наибольший удельный вес приходится на ответ «дети» (42,86%) и «крепкая семья» (33,3%). По 9,52% опрошенных с высшем образованием считают, что для них понятие счастье ассоциируется со здоровьем и материальным благополучием, а для 4,76% - с интересной работой.

Чем выше уровень образования, тем больше ценится здоровье, крепкая семья, дети. Таким образом, можно сделать вывод, что ценности, ассоциирующиеся у саратовской молодежи с понятием «счастье», по мере роста уровня образования опрошенных имеют тенденцию к смещению от материальных ценностей, развлечений и друзей к семейным и духовным ценностям. Этот вывод подтверждают значения корреляции Х2 = 56,17, Р (Пирсона) = 0,60, коэффициент Крамера - 0,38, что свидетельствует о наличии статистически значимой связи между уровнем образования и теми жизненными ценностями, которые ассоциируются у респондентов с понятием «счастье».

Для полного счастья молодежи нужны такие условия, как развлечения (20,5%), дети (19,2%), друзья (13,9%), любовь (11,1%), много денег (8,5%), здоровье (6,9%), алкоголь (1,5%). 11,5% опрошенных уже счастливы, 6,9% считают, что ничто не сделает их абсолютно счастливыми, 12,5% не ответили на этот вопрос (табл. 2). Для молодежи с неполным средним образованием для того, чтобы быть абсолютно счастливыми, в 66,67% случаев необходимо много денег

66

Научный отдел

и в 16,67% случаев - любовь и развлечения. Для респондентов со средним образованием счастье может быть достигнуто с помощью развлечений (26,3%), денег и друзей (по 15,79%), здоровья, детей и алкоголя (по 10,53%). 33,3% респондентов со средним

специальныш образованием сделает счастливыми любовь, 20,0% - друзья, 13,3% - уже счастливы, 6,67% со счастьем ассоциируют здоровье и столько же считают, что ничто не сделает их счастливыми, и 3,3% для полного счастья нужно много денег.

Таблица 2

Влияние образования на наиболее полное ощущение счастья молодежью, %

Уровень образования Условия абсолютного счастья

Я уже счастлив Много денег Здоровье Любовь Дети Друзья Пиво, вино Развлечение Ничто Итого

Неполное среднее 0,00 66,67 0,00 16,67 0,00 0,00 0,00 16,67 0,00 100

Среднее 0,00 15,79 10,53 0,00 10,53 15,79 10,53 26,32 10,53 100

Среднее специальное 13,33 3,33 10,0 33,33 6,67 20,00 0,00 6,67 6,67 100

Незаконченное высшее 20,51 5,13 2,56 12,82 30,77 23,08 0,00 0,00 5,13 100

Высшее 15,0 5,00 15,0 5,00 45,0 0,00 0,00 0,00 15,00 100

По выборке 11,54 8,46 6,92 11,08 19,23 13,85 1,54 20,46 6,92 100

Молодые люди с незаконченным высшим образованием считают, что их абсолютно счастливыми сделают дети - 30,77%, друзья - 23,08%, уже счастливы - 20,51%, любовь - 12,82%, много денег - 5,13%, ничего - 5,13%, здоровье - 2,56%. Для респондентов с высшим образованием для того, чтобы быть абсолютно счастливыми, необходимы дети (45,0%), 15,5% - отметили здоровье как условие достижения абсолютного счастья. По 15% респондентов с высшим образованием высказали полярные мнения о том, что они уже счастливы или что ничто не сделает их абсолютно счастливыми, по 5,0% отметили деньги и любовь как главное условие достижения абсолютного счастья. Интересно, что счастье как удача не проявилось в общественном мнении саратовской молодежи. Таким образом, наблюдается наличие явной зависимости того, что респондентам надо для достижения счастья и уровня образования. Это подтверждается коэффициентами корреляции: Х2 = 88,02 С= 0,64, Р (Пирсона) = 0,642, коэффициент Крамера - 0,59. То есть с повышением уровня образования отмечается смещение необходимых условий для достижения абсолютного счастья респондентами от денег, друзей и развлечений к детям, здоровью, любви.

Анализ результатов авторского социологического опроса показал, что в повседневном сознании молодежи существует многозначная интерпретация счастья, отличающаяся пассивным потребительским утилитаризмом, достаточно высоким уровнем пессимизма, противоречивости и гендерной стереотипностью. Большинство молодых людей испытывали состояние счастья, однако оно длилось недолго (от 1 до нескольких дней). Ощущение молодежью счастья носит ситуативный характер и ассоциируется со значительным проявлением эмоции радости по поводу полного удовлетворения какой-либо потребности. Однако средний балл ощущения счастья составлял

2,87 балла. Это противоречие между субъективными оценками и объективированным уровнем счастья отражает пессимизм, амбивалентность молодежного восприятия счастья, которое они не считают полным.

Материальное благосостояние, семья и дети занимают ведущие позиции в рейтинге жизненных ценностей молодых людей. Поэтому основными способами достижения счастья в понимании молодых людей выступают прежде всего друзья, любовь, материальное благосостояние, выгодное замужество, интересная работа. При этом по мере роста уровня образования ценности, ассоциирующиеся у саратовской молодежи с понятием «счастье», имеют тенденцию к смещению от материальных к семейным и духовным. Соответственно и спектр условий для достижения абсолютного счастья с повышением уровня образования также смещается от денег, друзей и развлечений к детям, семье, здоровью, любви. Более важная для юношей ценность престижного образования меньше рассматривается ими как способ достижения счастья. Девушки, наоборот, меньше ориентированы на самоценность образования, но чаще рассматривают его как способ достижения счастья, видимо, считая его качеством, необходимым для повышения своей конкурентной способности на трудовом или брачном рынке.

Примечания

1 Авторское социологическое исследование «Счастье глазами саратовской молодежи» было проведено методом анкетирования в 2012 г. по квотной выборке, где принимало участие молодое поколение, проживающее в г. Саратове, в возрасте от 18 до 30 лет. Выборочная совокупность составила 430 человек, из них 46,92% девушек и 53,08% юношей. Средний возраст респондентов составил 23,03 года.

Социология

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.