Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТОЯНИЕМ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТОЯНИЕМ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окшин Владимир Васильевич

В статье рассмотрены результаты, реализованного в 2019 г. социологического опроса представителей коммерческих предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынках товаров и услуг в Оренбургской области. Сделан вывод о том, что значительная часть представителей микро и малого бизнеса Оренбургской области характеризуют свои рынки как высоко и умеренно конкурентные, что заставляет коммерсантов периодически задумываться о совершенствовании конкурентных стратегий. В то же время, предприниматели не считают решённой проблему административных барьеров, называя ключевыми препятствиями для развития бизнеса высокие налоги и несовершенство, нестабильность отечественного законодательства, регулирующего экономические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ASSESSMENT OF SATISFACTION OF ENTREPRENEURS OF THE ORENBURG REGION WITH THE STATE OF COMPETITION IN THE REGIONAL MARKETS OF GOODS AND SERVICES

The article considers the results of the sociological survey of representatives of commercial enterprises operating in the goods and services markets of the Orenburg region, which was carried out in 2019. The conclusion is made that a significant part of representatives of micro and small businesses of the Orenburg region characterize their markets as highly and moderately competitive, which makes businessmen periodically think about improving competitive strategies. At the same time, entrepreneurs do not consider the problem of administrative barriers to be solved, naming high taxes and imperfect and unstable domestic legislation regulating economic processes as the key obstacles for business development.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТОЯНИЕМ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ»

УДК 316.334.2

РО! 10.23672/10747-1322-4046-Ь

Окшин Владимир Васильевич

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, заведующий базовой кафедрой антимонопольного регулирования и организации закупок, Оренбургский

государственный университет to56@fas.gov.ru

Vladimir V. Okshin

Head of the Department Federal Antimonopoly Service for the Orenburg region, Head of the Basic Department of Antimonopoly Regulation and Procurement Organization, Orenburg State University to56@fas.gov.ru

Социологическая оценка

удовлетворённости предпринимателей

оренбургской области

состоянием конкуренции

на региональных рынках товаров и услуг

Sociological assessment

of satisfaction of entrepreneurs of the orenburg region with the state of competition in the regional markets of goods and services

Аннотация. В статье рассмотрены результаты, реализованного в 2019 г. социологического опроса представителей коммерческих предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынках товаров и услуг в Оренбургской области. Сделан вывод о том, что значительная часть представителей микро и малого бизнеса Оренбургской области характеризуют свои рынки как высоко и умеренно конкурентные, что заставляет коммерсантов периодически задумываться о совершенствовании конкурентных стратегий. В то же время, предприниматели не считают решённой проблему административных барьеров, называя ключевыми препятствиями для развития бизнеса высокие налоги и несовершенство, нестабильность отечественного законодательства, регулирующего экономические процессы.

Ключевые слова: конкуренция на региональных рынках товаров и услуг, социологическое исследование, конкурентная стратегия, удовлетворённость предпринимателей, административные барьеры, деятельность региональных органов власти.

Annotation. The article considers the results of the sociological survey of representatives of commercial enterprises operating in the goods and services markets of the Orenburg region, which was carried out in 2019. The conclusion is made that a significant part of representatives of micro and small businesses of the Orenburg region characterize their markets as highly and moderately competitive, which makes businessmen periodically think about improving competitive strategies. At the same time, entrepreneurs do not consider the problem of administrative barriers to be solved, naming high taxes and imperfect and unstable domestic legislation regulating economic processes as the key obstacles for business development.

Keywords: competition on regional markets of goods and services, sociological study, competitive strategy, satisfaction of entrepreneurs, administrative barriers, the activities of regional authorities.

В целях оценки удовлетворённости предпринимателей уровнем развития региональной конкуренции Министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области совместно со структурами местного самоуправления в 2019 году был реализован очередной мониторинг состояния и развития конкуренции на рынках товаров и услуг Оренбуржья.

Мониторинг предполагал проведение социологического исследования (анкетный опрос субъектов экономической деятельности, п = 1399) с участием представителей всех муниципальных

образований Оренбургской области (29 муниципалитетов, 12 городских округов, 1 ЗАТО). По итогам анкетирования 47 % участников отметили, что их компания (фирма) осуществляет свою деятельность на рынке уже более 5 лет, что свидетельствует о зрелости бизнеса; третья часть опрошенных представлена теми, кто работает в своей отрасли от года до пяти лет.

74 % предпринимателей являются собственниками или совладельцами бизнеса, 15 % в совокупности - руководителями высшего или среднего звена, 11 % указали, что не занимают руководящие должности.

По критерию категориальной принадлежности коммерческих предприятий, участники опроса представляют, в большинстве своём, микробизнес, с численностью персонала до 15 человек и величиной годового оборота до 120 млн рублей. 18 % предпринимателей трудятся в сфере малого бизнеса (до 100 сотрудников; от 120 до 800 млн рублей годового оборота). Территориально, 47 % опрошенных работают на локальном рынке, 35 % -на региональном рынке. 5 % предприятий (в сумме) функционируют на одном или нескольких рынках РФ. Только 0,3 % участников опроса отметили, что география деятельности их компаний и фирм охватывает рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.

40 % предпринимателей отнесли свои организации к сфере услуг, 12 % респондентов (в сумме) отметили, что продукция их компаний (фирм) -это сырьё (материалы) для дальнейшей переработки, а также компоненты для производства конечной продукции. Производством конечной продукции занимаются 23 % участников опроса, 21 % продают или осуществляют дистрибуцию товаров, выпущенных другими компаниями. В рамках опроса организации сферы услуг представлены в относительно равных долях - от 0,3 до 4 %. Это, в частности, услуги по ремонту автотранспортных средств, социальные и бытовые услуги, медицинские, образовательные, транспортные услуги, а также туристические, рекреационные и др.

Отдельной строкой можно выделить рынок услуг связи, в том числе, по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет (1 %), рынок информационных технологий (1 %). Сфера торговли представлена, преимущественно, реализацией сельскохозяйственной продукции и розничной продажей товаров. 23 % (в сумме) производителей конечной продукции работают на рынках производства тепловой (2 %) и электрической (0, 07 %) энергии; выпуска кирпича (0,3 %) и бетона (0,4 %); на рынке лёгкой промышленности (2 %) и др. От 0,2 % до 0,3 % - доля рынков переработки водных биоресурсов, товарной аквакультуры и вылова водных биоресурсов; от 1 % до 3 % - доля рынков семеноводства, племенного животноводства, выращивания и хранения овощей.

Для сравнения оценок удовлетворенности предпринимателей уровнем развития региональной конкуренции в разрезе нескольких лет были использованы также некоторые данные социологического исследования, реализованного Министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области в 2018 г. Анкетный опрос представителей бизнеса (n = 3665) охватил все муниципальные образования Оренбуржья.

Анализ интенсивности конкуренции и используемых в Оренбургском регионе стратегий для развития предприятий.

Мониторинг удовлетворённости предпринимателей уровнем развития региональной конкуренции (2019 г.) предполагал решение ряда ключевых исследовательских задач, в частности, анкета, предложенная предпринимателям, содержала

вопросы, которые позволили проанализировать интенсивность конкуренции на региональных рынках. Интенсивность конкуренции представляет собой характеристику, предложенную американским экономистом Майклом Портером в рамках его теоретико-прикладной модели «Пять сил конкуренции» (1979) [1; 2]. Модель Портера позволяет понять специфику конкуренции в той или иной отрасли, и разработать стратегию конкурентного поведения компании или фирмы. Интенсивность конкуренции определяется как «степень давления друг на друга компаний, представляющих некоторую отрасль; как острота, сила конкурентного взаимодействия» [3].

По результатам мониторинга - 2019, 19 % опрошенных предпринимателей оценили конкуренцию на своём рынке как высокую, 8 % - как очень высокую. Такого рода конкуренцию можно трактовать как жёсткую, или динамичную, отражающую ситуацию, когда на рынке существует большое число игроков, находящихся в относительно равной позиции (равенство ресурсов и возможностей). М. Портер выделил ещё ряд факторов, которые приводят к усилению конкуренции (например, медленные темпы роста отрасли, когда идёт борьба за долю рынка, или высокие барьеры выхода из отрасли). Для покупателей товаров и услуг такое положение дел скорее благоприятно, поскольку предприятия сражаются за потребителя, и для этого вынуждены регулярно (раз в год или чаще) принимать меры по повышению конкурентоспособности, время от времени (раз в 2-3 года) - использовать новые способы её повышения, не используемые компанией ранее. В случае очень высокой конкуренции, не используемые компанией ранее способы повышения конкурентоспособности, применяются раз в год и чаще.

34 % опрошенных предпринимателей назвали конкуренцию на своих рынках умеренной, число конкурентов на рынке достаточное, предприятия реализуют меры по повышению конкурентоспособности раз в год или чаще. Компании (фирмы) не испытывают острой потребности внедрения новых методов, действуют в традиционных рамках.

Когда на рынке присутствует незначительное количество конкурентов (на такую ситуацию указали 16 % участников опроса), конкуренция оценивается как слабая, в этом случае только раз в два-три года может потребоваться применение методов повышения конкурентосопособности. 11 % респондентов заявили об отсутствии конкурентов, 12 % затруднились оценить ситуацию.

В рамках мониторинга - 2019 субъектам хозяйственной деятельности было предложено также оценить примерное количество конкурентов на основном для предприятия рынке (рис. 1). Это позволило взглянуть на интенсивность конкуренции с другого ракурса: 36 % предпринимателей указали на наличие от 1до 3 конкурентов на рынке, что соответствует ситуации слабой и умеренной конкуренции; по мере увеличения количества конкурентов от 4 до 10 характер взаимодействия между участниками рынка обостряется, что можно описать как переход от умеренной к

высокой конкуренции (27 %), 18 % опрошенных отметили, что на их рынках присутствует более 10 конкурентов, т.е. конкуренцию можно охарактеризовать как очень высокую.

Почти половина опрошенных предпринимателей (48 % в совокупности) отметили, что за последние несколько лет количество конкурентов на их рынках увеличилось, то есть интенсивность конкуренции возросла.

Рисунок 1 - Оценка примерного количества конкурентов бизнеса, предлагающих аналогичную продукцию или её заменители, на основном для предприятия рынке, 2019, %

На рисунке отражено распределение ответов на вопрос: «Оцените примерное количество конкурентов бизнеса, который Вы представляете, предлагающих аналогичную продукцию (товар, работу, услугу) или её заменители, на основном для него рынке».

Только 4 % предпринимателей указали на сокращение количества конкурентов, а 27 % заявили о том, что ситуация не изменилась.

На степень интенсивности конкуренции на рынках товаров и услуг Оренбургской области также можно взглянуть и с точки зрения оценки представителями компаний и фирм приблизительной численности поставщиков основного закупаемого товара. 31 % предпринимателей в совокупности указали на наличие до 3 поставщиков, что можно соотнести с понятием слабой, близкой к умеренной конкуренции; 33 % опрошенных взаимодействуют с четырьмя и более поставщиками (умеренная конкуренция), 13 % закупают основной товар у большого (более 10) числа поставщиков (что можно оценить как высокую и очень высокую конкуренцию). В сравнении с данными опроса предпринимателей за 2018 г., можно отметить, что за рассматриваемый период конкуренция на рынках стала всё же более умеренной (при сохранении высокой степени интенсивности), если в 2018 году 24 % участников опроса отметили присутствие более 10 поставщиков на своих рынках (очень высокая конкуренция), то в 2019 г. их численность сократилась почти в два раза.

В отношениях с поставщиками основного закупаемого товара предприниматели выступают в роли потребителей, что позволило задать

респондентам вопрос о степени удовлетворённости состоянием конкуренции между поставщиками. Удовлетворённость в данном случае может свидетельствовать о том, что соревнование между поставщиками за потребителя приводит к поддержанию качества и цены продукции на приемлемом уровне, который устраивает покупателя. 40 % и 14 % опрошенных скорее удовлетворены и полностью удовлетворены степенью конкуренции среди поставщиков. При этом 24 % затруднились ответить на поставленный вопрос. Обращает на себя внимание тот факт, что четверть опрошенных дали негативную оценку состояния конкуренции между поставщиками, оценив положение дел как «скорее неудовлетворительное» и «неудовлетворительное». В данном случае было бы интересно выяснить причины подобных оценок.

Согласно данным мониторинга 2018 года, интенсивность конкуренции является наиболее высокой на рынках розничной торговли, производства продуктов питания, транспорта, логистики и связи. Такие сферы экономической деятельности, как строительство, производство готовых металлических изделий, торговля автотранспортными средствами, сельское хозяйство, торговля и лесное хозяйство, оптовая торговля также характеризуются высокой конкурентной борьбой между участниками рынков. Слабоконкурентные отрасли - это рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых, гостиничное и ресторанное дело. Слабая конкуренция наблюдается также в сфере здравоохранения и социальных услуг, где государство играет традиционно значимую роль, а частные компании - это сетевые

предприятия, которые, как правило, работают на рынке уже много лет и имеют постоянных конкурентов.

В рамках мониторинга - 2019 для предпринимателей оказалось непростой задачей ёмко охарактеризовать меры по повышению конкурентоспособности. В соответствии с теорией, успех компании в соревновательном процессе зависит от выбора эффективной конкурентной стратегии. Так, согласно М. Портеру [1; 2], это может быть:

- «снижение издержек производства товаров и услуг;

- удержание за счёт низких издержек определённого рыночного сегмента;

- создание такой продукции, которая обладает уникальными характеристиками (в расчете на широкий круг потребителей);

- ориентация на узкий сегмент покупателей за счёт уникальности продукции; комплексная стратегия, сочетающая ряд указанных выше подхо-дов»[1; 2].

Выбор конкурентной стратегии зависит также от того, какое место занимает предприятие среди своих соперников. Лидер, заинтересованный в поддержании своего положения, стремится к расширению рынка товаров или услуг, завоёвывая новых потребителей, определяя неизвестные ранее способы использования продукции (здесь акцент может быть сделан на научно-исследовательских, технологических работах). Стимулирование потребителей к более активному использованию товара или услуги возможно через затраты на рекламу. Отдельно в теории рассматриваются конкурентные стратегии для второго, третьего и четвёртого игроков на рынке, описываются шаги для компании-аутсайдера, то есть, малой фирмы, вступившей в соревнование с множеством конкурентов. Например, компания-претендент на лидерство на рынке товаров или услуг может прибегать к снижению цен на продукцию. В том случае, если качество продукции является высоким, это может создать преимущество для компании-претендента. Стратегия инноваций позволит предприятию завоевать новые сегменты рынка, однако, использование данной стратегии предполагает активность компании в организации исследований и привлечении высококвалифицированного персонала (обучение и переподготовка на постоянной основе). «Обучение - это важнейшие инвестиции, которые дают адекватную отдачу. Крупные западные компании вкладывают в обучение и развитие персонала 1-5 % годового оборота. В России эти цифры на один-два, а то и на три порядка ниже» [4]. По оценкам экспертов, для подобной ситуации есть целый ряд причин, среди которых:

- планирование обучения не в соответствии с потребностями, а исходя из возможностей бюджета;

- подмена цели и формальное отношение к обучению, отсутствие системы поддержки вновь

полученных сотрудниками знаний на предприятии и др.

Маркетинговые стратегии конкурентной борьбы также актуальны для всякой компании, действующей на рынке с умеренной и высокой конкуренцией. Маркетинговые инструменты охарактеризованы, помимо прочего, в рамках модели теоретика менеджмента Джона О'Шонесси (работа «Конкурентный маркетинг: стратегический подход») [5]. Компания может сделать акцент на управлении товаром, в частности, работе над концепцией торговой марки; а также это инструменты рекламы, ценообразования, управления сбытом и т.д.

В то же время, в последние десятилетия прошлого столетия было сформировано представление о необходимости грамотного управления организационной культурой компании или фирмы. Эффективная организационная культура, по оценке К. Камерона и Р. Куинна [6], является ключевым фактором конкурентоспособности предприятия, и только при условии внимания предпринимателей к культурной составляющей активизируются и другие «силы конкуренции», представленные в модели М. Портера.

Все эти идеи являются полезными для осмысления того, как коммерческие предприятия могут адаптироваться к условиям рынка, участвовать в соревновании за потребителя и добиваться высоких показателей результативности и эффективности.

В целом, можно сделать вывод о том, что от трети до половины принявших участие в опросе субъектов хозяйственной деятельности Оренбургской области в 2019 году, находятся в ситуации умеренной и высокой конкуренции на своих рынках, при этом, за последние годы конкуренция сохраняет динамизм, конкурентная среда активно развивается. Это означает, что значительное количество компаний и фирм микро, малого бизнеса сталкиваются с необходимостью всё более активно прилагать усилия для повышения своей конкурентоспособности и обеспечения устойчивой позиции на рынке.

Оценка административных барьеров в развитии бизнесов и регулирования конкуренции.

Тема административных барьеров остаётся актуальной для современной России, поэтому в рамках социологического опроса предпринимателям Оренбургской области также было предложено высказать мнение по данному поводу. Так, снижение административных барьеров является одним из приоритетных направлений Национального проекта «Производительность труда» и масштабного проекта Министерства экономического развития России «Трансформация делового климата» [7]. Цель деятельности государства при этом определяется как «снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах» [8].

Анкета, предложенная вниманию предпринимателей, содержала довольно широкий перечень типов административных барьеров, характеризующих формальные и неформальные практики, связанные с функционированием государственных институтов. При конструировании анкеты учитывались, в том числе, вопрос коррупции (включая взятки, дискриминацию и предоставление преференций отдельным рыночным субъектам на заведомо неравных условиях), проблемы ограничения доступа предпринимателей к конкурсам на выполнение государственных заказов (в частности, сложность доступа к закупкам компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий), силовое давление со стороны правоохранительных органов (вымогательство, угрозы и т.п.), ограничение органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий. Также, предприниматели имели возможность заявить о других типах административных барьеров, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

По оценке 56 % представителей предпринимательского сообщества Оренбуржья, основным административным барьером для развития регионального бизнеса являются высокие налоги. 30 % опрошенных считают, что деятельность коммерческих предприятий затрудняет нестабильность российского законодательства, регулирующего бизнес-сферу. 21 % респондентов не видят никаких ограничений для работы своих предприятий. В то же время, обращают на себя внимание заявления участников опроса о сложности получения доступа к земельным участкам и сложности (затя-нутости) процедуры получения лицензий (по 8 %). 4 % предпринимателей определили как ключевой административный барьер проблему коррупции, 3 % - необходимость установления партнёрских отношений с органами власти, 3 % - ограничение/сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок.

Сопоставление результатов мониторинга - 2019 года с данными опроса предпринимателей 2018 года позволяет судить о том, что острота проблемы административных барьеров, которые представлены, главным образом, высокими налогами и нестабильностью законодательства, не снижается, и предприниматели всё активнее обращают внимание органов власти на эти факторы ограничений развития конкурентной среды.

Большинство участников опроса в рамках мониторинга - 2019 г. довольно позитивно оценили роль государственных органов власти Оренбургской области в развитии конкурентной среды региона. 53 % предпринимателей считают, что органы власти помогают бизнесу своими действиями, по оценке 7 % опрошенных, «органы власти ничего не предпринимают, что и требуется». В то же время, 29 % субъектов хозяйственной деятельности высказались сдержанно - «в чём-то органы власти помогают, в чём-то мешают», а 3 % настроены критически - «органы власти только мешают».

В разрезе двух лет (2018-2019 гг.) заметно, что доля предпринимателей, настроенных благоприятно по отношению к органам власти, возросла, а количество оценок «органы власти только мешают бизнесу своими действиями», снизилось с 8 до 3 %, что можно рассматривать как позитивную тенденцию. Устойчивой остаётся численность предпринимателей, у которых есть как одобрительные, так и критические замечания по отношению к органам власти.

С учётом всей сложности проблемы административных барьеров в развитии бизнеса, часть предпринимателей настроена довольно оптимистично относительно степени их преодолимости. По мнению 21 % опрошенных, «административные барьеры есть, но они преодолимы без существенных затрат», и в разрезе двух лет (2018-2019), этот показатель остаётся стабильным. С точки зрения 34 % участников опроса - барьеры отсутствуют в принципе, и доля тех, кто разделяет данное мнение, возросла в два раза в сравнении с 2018 г. Возможно, что указанный вопрос вызвал некоторое замешательство у участников анкетирования -31 % затруднились дать ответ, и это повод подумать над чем, почему именно. В целом, указанные оценки могут стать основой для совместных размышлений, диалога между представителями бизнеса и органов власти, прежде всего с теми респондентами (а в 2019 г. их суммарно 14 %), которые полагают, что для преодоления административных барьеров требуются или значительные затраты, или эти препятствия вообще непреодолимы, по тем или иным причинам. В то же время, доля тех, кто указывает на высокую затратность или непреодолимость административных барьеров, сократилась по сравнению с 2018 годом в два раза.

Также, необходимо более глубокое понимание того, о каких конкретно административных барьерах развития конкурентной среды идёт речь в том случае, когда предприниматели отмечают улучшение ситуации в данной сфере, или характеризуют положение дел как благоприятное. 20 % опрошенных отметили отсутствие барьеров в принципе (как и ранее), 17 % респондентов указали на то, что бизнесу стало проще преодолевать ограничения, по мнению 8 %, «барьеры были полностью устранены». С учётом того, что значительная часть участников опроса отметили ранее в качестве ключевых барьеров высокие налоги и нестабильность отечественного законодательства (а для трансформаций в этой сфере требуется время), важно разобраться в том, какие именно изменения на своих рынках, и касательно каких институтов предприниматели оценивают как позитивные.

При сравнении ответов на вопрос об изменении уровня административных барьеров за последние три года в рамках социологических опросов 2018 и 2019 гг., можно сделать вывод о том, что предприниматели достаточно оптимистично смотрят на реалии и перспективы решения проблемы рассматриваемых ограничений. Доля респондентов, которые заявляют о том, что барьеры стало преодолевать сложнее, сократилась с 14 % до 6 % (рис. 2).

В то же время, более трети респондентов стабильно не готовы сформулировать позицию по

рассматриваемой теме, а объективно о «полной победе над ограничениями» для развития бизнеса говорить пока преждевременно.

Представители предприятий довольно лояльно оценивают роль региональных органов власти, в частности, деятельность УФАС, однако

складывается впечатление, что коммерсанты предпочитают комментировать работу властных структур скорее формально, и количественные исследования здесь должны быть дополнены качественным анализом полученных данных.

Рисунок 2 - Изменение уровня административных барьеров на рынке в течение последних 3 лет, оценки опросов 2018 и 2019 гг., %

В таблице дается распределение ответов на вопрос «Как изменился уровень административных барьеров на рынке в течение последних 3 лет?».

Успешное развитие бизнеса и его конкурентоспособность зависят также и от инфраструктурно-хо-зяйственных условий деятельности предприятий (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и т.п.). В рамках мониторинга - 2019 г. субъектам экономической деятельности было предложено высказаться по поводу удовлетворенности услугами естественных монополий в Оренбургской области, по трём ключевым параметрам -сроки получения доступа, количество процедур подключения и его стоимость. Как показывают

Характеристика услуг субъектов естестве

данные опроса, предпринимателей в значительной степени устраивают сроки и простота, удобство предоставления всех услуг естественных монополий (две трети респондентов или полностью, или скорее удовлетворены положением дел) (таб. 1). Однако доля удовлетворительных оценок несколько снижается в том случае, когда речь заходит о стоимости подключения, и более других это касается, в частности, услуг газоснабжения. Результаты мониторинга не показывают резких расхождений в оценках степени удовлетворённости инфраструктурными условиями, в целом, картину здесь можно охарактеризовать как благоприятную.

Таблица 1

монополий в Оренбургской области, 2019, %

Сроки получения Сложность (количество) Стоимость

доступа процедур подключения подключения

4 3 2 1 98 4 3 2 1 98 4 3 2 1 98

Водоснабжение 45 30 8 2 15 41 34 8 1 16 37 29 15 2 17

Водоотведение 43 30 9 2 16 40 33 8 2 17 36 29 16 2 18

Газоснабжение 44 30 9 2 15 40 33 10 2 16 34 26 18 4 17

Электроснабжение 44 31 8 2 15 40 33 10 2 15 35 27 18 3 16

Теплоснабжение 43 31 8 2 17 40 32 9 2 17 35 28 15 3 18

Телефонная связь 46 31 6 2 15 43 32 7 2 16 38 29 14 2 17

В таблице дается распределение ответов на вопрос «Оцените характеристики услуг субъектов естественных монополий в Оренбургской области».

4. Удовлетворительно 3. Скорее удовлетворительно 2. Скорее неудовлетворительно 1. Неудовлетворительно 98. Затрудняюсь ответить

Субъектам экономической деятельности в рамках опроса было предложено также оценить возможность запроса на получение доступа к услугам естественных монополий с помощью ресурсов Интернет и через МФЦ (многофункциональные центры). Следует отметить, что почти половина предпринимателей затруднились сформулировать мнение по данному поводу - возможно, респонденты используют другие каналы для оценки возможности доступа. Среди тех, кто обладает соответствующим опытом, доминируют те, кто характеризуют возможность доступа к услугам подключения как «низкую» и «скорее низкую», и данные опроса не показывают значительной разницы в оценках предпринимателями функционирования электронных ресурсов и деятельности МФЦ.

В завершение следует отметить, что высокий уровень налогов и нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (рассматриваемые предпринимателями Оренбуржья в качестве ключевых административных барьеров) - это проблемы, решение которых зависит от органов власти всех уровней и, прежде всего, от федерального центра. В то же время, региональные исполнительные органы власти и Управление ФАС по Оренбургской области активно реализуют меры, направленные на ликвидацию прочих, отмеченных респондентами в рамках опроса, ограничений.

Рисунок 3 - Количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (2017-2019 гг.), данные УФАС Оренбургской области

Так, в компетенции уполномоченных органов власти - решение вопросов, связанных со сложностью доступа частных предпринимателей к закупкам, участниками которых являются государственные компании и субъекты естественных монополий, связанных с ограничением доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках госзакупок. Основными поводами для возбуждения и рассмотрения дел региональным УФАС является уклонение муниципальных органов власти от конкурсных конкурентных процедур, предоставление преференций отдельным компаниям (фирмам). Согласно официальным данным УФАС, количество нарушений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в Оренбургской области в 2019 г. снизилось по сравнению с 2017 г. на 40 % (рис. 3),

что, безусловно, является позитивной тенденцией.

Можно заключить, что предприниматели Оренбуржья достаточно объективно и непредвзято оценивают ситуацию и демонстрируют ее восприятие в контексте практик региональных органов власти. Положительная динамика оценок предпринимателями их по развитию конкуренции в сочетании с оптимизмом относительно возможности преодоления административных барьеров свидетельствует о расширении пространства для развития партнерства предпринимательства с административными структурами на основе актуальных социальных технологий, применимость и эффективность которых связаны с настроенностью сторон на взаимное доверие и устойчивое партнерство.

Литература:

1. Michael E. Porter, «How Competitive Forces Shape Strategy», Harvard Business Review, May 1979. Vol. 57. № 2. P. 137-145.

2. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинговые методы конкурентной борьбы. М. : «Дашков и К», Саратов : ООО «Анлейс», 2015. С. 92-101.

Literature:

1. Michael E. Porter, «How Competitive Forces Shape Strategy», Harvard Business Review, May 1979. Vol. 57. № 2. P. 137-145.

2. Nosova N.S. Competitive Strategy of the Company, or Marketing Methods of Competition. M. : «Dashkov and K», Saratov : LLC «Anleys», 2015. a 92-101.

3. Competitive Intensity. CFI. URL : https://corpo-ratefinanceinstitute.com/resources/knowledge/strat-egy/competitive-intensity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. М. : Финпресс, 2018. С. 172-174.

5. Дж. О'Шонесси. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. СПб. : Питер, 2002. 857 с.

6. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. СПб. : Питер, 2001. С. 26-33.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019. № 20-р.

8. Административные барьеры. Производительность РФ. Федеральный центр компетенций в сфере производственной деятельности. URL : https://производительность.рф/ru/projectmembers/ admin barrier

3. Competitive Intensity. CFI. URL : https://corpo-ratefinanceinstitute.com/resources/knowledge/strat-egy/competitive-intensity

4. Zhdankin N.A. Motivation of personnel. Measurement and analysis. M. : Finpress, 2018. C. 172-174.

5. J. O'Shaughnessy. Competitive marketing. A strategic approach. SPb. : Peter, 2002. 857 c.

6. Cameron K. Diagnosing and Changing Organizational Culture / K. Cameron, R. Quinn. SPb. : Peter, 2001. C. 26-33.

7. Order of the Government of the Russian Federation of 17.01.2019. № 20-r.

8. Administrative barriers. Productivity of the Russian Federation. Federal center of competence in the sphere of productive activity. URL : https://npoM3-BOAMTe^bHOCTb.p$/ru/projectmembers/admin_bar rier

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.