Научная статья на тему 'Социологическая концепция правоотношений как особого типа социального взаимодействия'

Социологическая концепция правоотношений как особого типа социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONSHIP / WAY OF LIFE / PERSONALITY INTERACTIONS / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Духина Татьяна Николаевна, Леонтьев Павел Александрович

Рассмотрены мотивы и уровни правовой интеграции, определяемые в социальном взаимодействии личности на основе методологии социологии управления, раскрыто содержание понятия правового регулирования в аспекте того, насколько норма права регулирует общественные отношения между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological concept of legal relationships as a special type of social interaction

The paper discusses the motives and levels of legal integration defined in social interaction of the personality on the basis of methodology of management sociology. The content of concept of legal regulation is disclosed in aspect of how the rule of law regulates public human relations.

Текст научной работы на тему «Социологическая концепция правоотношений как особого типа социального взаимодействия»

УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 Д 85

Т.Н. Духина,

доктор социологических наук, профессор кафедры ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет П.А. Леонтьев,

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, тел. 8-928-812-35-01

Социологическая концепци я правоотношений как особого типа социального взаимодействи я

(Рецензирована)

Аннотация. Рассмотрены мотивы и уровни правовой интеграции, определяемые в социальном взаимодействии личности на основе методологии социологии управления, раскрыто содержание понятия правового регулирования в аспекте того, насколько норма права регулирует общественные отношения между людьми.

Ключевые слова: правоотношения, образ жизни, взаимодействия личности,

общественные отношени .

T.N. Dukhina,

Doctor of Sociology, Professor of Department of Stavropol State Agrarian

University

P.A. Leontyev,

Candidate of Sociology, Lecturer of Department of Natural-Science Disciplines and the Humanities, Essentuksky Institute of Management, Business and Law, ph. 8-928-812-35-01

Sociological concept of legal relationships as a special type of social interaction

Abstract. The paper discusses the motives and levels of legal integration defined in social interaction of the personality on the basis of methodology of management sociology. The content of concept of legal regulation is disclosed in aspect of how the rule of law regulates public human relations.

Keywords: legal relationship, way of life, personality interactions, public relations.

Необходимость рассмотрения это- могут быть субъектами правоотноше-

го вопроса вызвана тем, что, по мне- ния; 3) юридический факт, с наличи-

нию некоторых авторов, норма права ем или отсутствием которого норма

регулирует лишь поведение людей, но права св зывает возникновение, измене общественные отношения между нение или прекращение правоотноше-

ними. Всякое правоотношение может ния. Норма права и правоспособность

возникнуть лишь при наличии опреде- называютс абстрактными или общи-

ленных предпосылок. К ним относят- ми предпосылками правоотношения,

ся: 1) норма права, которая, регулируя юридический факт — конкретной или

общественное отношение, придает ему частной его предпосылкой.

характер (форму) правоотношени я; 2) В современных и сследовани я х образ

правоспособность, носители которой жизни понимается как часть, сторона

культуры, котора считаетс более фундаментальным понятием. Традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составл ют основу, как культуры, так и образа жизни. Различие в том, что пон тие культура выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а образ жизни — материально-практическую сторону. Однако до сих пор вопрос о дефиниции образа жизни остается открытым. В этой связи, исключительную ценность имеют исследования видных теоретиков русской социологической школы права Н.И. Кареева, Б.А. Ки-стяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, которые внесли весомый вклад в развитие социально-правовой мысли.

Переход общества от ранних типов к современному типу не может быть сведён только к социокультурной трансформации, то есть к переменам в традиция х, привычках, укладе жизни людей, изменени м в их мировоспри тии, секул ризации общественного созна-ни я, видоизменени я м неформальных социальных матриц и институтов. Право в общественной эволюции от Status к Contractus исполн я ет роль значимой движущей силы прогрессивного разви-ти общества, тем самым оно про вл -ет и реализует свою социотворческую функцию. Важно учитывать, что социальная группа — это более или менее устойчива конкретно — историческа общность людей, в которой личность реализует свою предметно-де тельную сущность. Участие личности во многих видах социальной де тельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составл ет семь , учебна группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т. д. Общим дл всех этих групп вл етс совместна де тель-ность людей, направленна на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существовани специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно

существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

Правоспособность, как в своё время отметил Н.Г. Александров, — это для -щееся отношение между ее носителем и государством. Из этого, однако, не следует, что правоспособность — это элементарное правоотношение, как полагает ряд современных авторов. Сама по себе правоспособность никаких правоотношений между её носителем и другими субъектами права, в том числе и органами государства, не порождает. Правоспособность порождает отношение между её носителем и государством, взя том в целом, а не в лице отдельного государственного органа. От правоспособности следует отличать дееспособность, т. е. способность своими действи ми приобретать, принимать и осуществл ть права и об занности.

Субъектность гражданина — это общее, правоспособность (политическая , административная, гражданская, трудовая и т.д.) — особенное, согласно второму, пон тие правосубъектности многозначно: в тех отрасл я х и институтах права, дл которых закон устанавливает различные предпосылки право-и дееспособности, Правосубъектность равнозначна правоспособности; в тех же отрасл я х и институтах права, дл я которых закон устанавливает одинаковые предпосылки право- и дееспособности, правосубъектность включает в себя как право-, так и дееспособность.

Так, некоторые исследователи считали общество своеобразным групповым образованием, интерпретиру пон тие общества в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под обществом понимаетс совокупность социальных групп, объединений, классов и сословий в их взаимных от-ношени х друг к другу в противоположность государству. В узком — это каждая отдельная общественная группа, образованна на основе какого-нибудь интереса или некоторой совокупности интересов.

Истори человеческой цивилиза-

ции — это непрерывна борьба групп

за выживание, самосохранение, обладание социальными благами. В борьбе за существование одни группы побеждают, другие — проигрывают. Последние подпадают в повиновение первым. Между ними устанавливаются отноше-ни подчинени -господства. В общественном противосто нии — борьбе групп — ключевое значение имеет обладание ресурсами государства, а потому суть социального противоборства, в конечном счёте, состоит в борьбе общественных групп за контроль над государством. Право, по Л. Гумпловичу, возникает из потребностей доминирующих групп в обеспечении их общественного господства. При этом юридические правила лишь структурируют специфическим образом существующие в обществе отношения господства и подчинени , но не отмен ют их сути, в лучшем случае на какой-то временной период могут придать социальным от-ношени м квазиправовую форму. Но, в конечном счёте, правовые институты всё-таки не могут преодолеть «силовой» характер социальных отношений и придать им подлинное правовое содержание.

Признание общественного отноше-ни в целом общим объектом управленческого правоотношения не исключает возможности выделения вещей и продуктов научного, духовного творчества в качестве предметов или специальных объектов правоотношений. Однако при таком выделении учитываем, что и вещи, и продукты научного, духовного творчества вл ютс составной частью единого общественного отноше-ни , а тем самым и составной частью общего объекта правоотношени . Выделение вещей и продуктов научного, духовного творчества в качестве предметов или специальных объектов правоотношений необходимо дл изучени тех их свойств, с которыми нормы права св зывают определенные правовые последстви . Познание этих свойств имеет не только научное, но и важное прикладное значение при определении правового режима вещей и продуктов духовного творчества в законодательстве и практике его применени (в об-

ласти права собственности, авторского и изобретательского права). Что же касается личных благ, то выделение их в качестве предметов правоотношени я представляется не всегда целесообразным. Блага эти настолько «срослись» с личностью субъекта права, что их характеристика вполне может быть дана при изучении пон ти субъекта права. Социально-управленческое определе-

ние «правового режима» личных благ является, по существу, составной частью вопроса о защите субъекта права от противоправных пос гательств.

Вся кое правоотношение выполня ет определенную служебную роль по регулированию лежащих в его основе общественных отношений, влений, процессов. Поэтому безобъектных, т.е. ни на что не направленных, ни на что не воздействующих правоотношений быть не может.

В жизни современного общества большое значение придаетс правовому регулированию социального поведени . Общественное отношение я вляется общим объектом вся кого правоотношени я. Если общественное отношение, на которое воздействует правоотношение, св зано с вещами, то вещи вход т в состав общественного отношени и тем самым рассматриваютс в качестве составной части объекта правоотноше-ни . Признание общественного отноше-ни я объектом правоотношени я отнюдь не означает, что правоотношение одинаково воздействует на все элементы своего объекта. Как и объективное право, правоотношение может непосредственно воздействовать лишь на волю и сознание людей, подчин поведение

людей правовым требования м; на предметы внешнего мира — вещи — правоотношение непосредственно воздействовать не может; оно воздействует на них через поведение людей. Из этого, однако, не может быть сделан вывод, будто объектом правоотношени вл -

ется только поведение людей. Обеспечивая участникам общественных отношений совершение дозволенных и предписанных действий, правоотношение воздействует — в конечном счете

— и на вещи, которые входя т в состав

общественных отношений. То же самое можно сказать и о воздействии правоотношений на продукты научного, духовного творчества, возникающие в результате де тельности людей. Интегративна активность общественного правосознани про вл етс в целенаправленном осуществлении правовой социализации, идеологическом влия -нии через средства массовой информации, выработке нормативно-правового эталона поведени , практическом направлении действий и поступков граждан в правомерное русло.

Правова самоорганизаци в соответствии с внутренними потребност -ми и социальными интересами личности позвол ет выдел ть определенные стадии поведени и представить его как результат процесса взаимодей-

стви внешних и внутренних процессов. Внутренний процесс связан с разрешением внутренних противоречий субъекта и с изменением структурнофункциональной организации его системы (изменение ориентиров, когни-ции, отношени к чему-либо), внешний

— с разрешением межсистемных противоречий и с изменением организации его взаимодействи со средой.

Таким образом, правова интеграци распростран етс только на свободных граждан, причем свобода означает нечто большее, чем только возможность для каждого участника отношений права выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Бытие свободы в области права исключает самоуправство и своеволие; скорее, право выступает как форма, норма и мера свободы.

Примечания :

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Междунар. пед. академия, 2008.

2. Джонстон Б.В. П. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. 2004. 16.

3. Левин К. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ, 2005.

1.

2.

No. 6. 3.

2005.

References:

Bodalev A.A. Personality and communication. M.: International ped. academy, 2008. Johnston B.V. P. Sorokin and sociocultural tendencies of our time // Sotsis. 2004.

Levin K. Zeygarnik B.V. K. Levin’s personality theory. M.: MSU Publishing house,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.