Научная статья на тему 'Социологическая интерпретация речевой культуры педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования'

Социологическая интерпретация речевой культуры педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / STANDARDS OF SPEECH / COMPONENTS OF THE SPEECH CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инютина Т. С.

Рассматриваются вопросы, связанные с речевой культурой педагогического и руководящего составов учреждений начального и среднего профессионального образования. В рамках проведенного исследования были получены результаты, которые иллюстрируют современное состояние речевой культуры педагогов данной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL INTERPRETATION OF SPEECH CULTURE OF TEACHERS AT ESTABLISHMENTS OF PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the issues connected with speech culture of teachers and principals at establishments of primary and secondary professional education are considered. The results of the conducted research illustrate the current state of things with the speech culture of teachers of the given education system.

Текст научной работы на тему «Социологическая интерпретация речевой культуры педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 316.7

Т.С. Инютина СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы, связанные с речевой культурой педагогического и руководящего составов учреждений начального и среднего профессионального образования. В рамках проведенного исследования были получены результаты, которые иллюстрируют современное состояние речевой культуры педагогов данной системы образования.

Речевая культура, компоненты речевой культуры, коммуникативная компетентность, коммуникативное поведение

T.S. Inutina SOCIOLOGICAL INTERPRETATION OF SPEECH CULTURE OF TEACHERS AT ESTABLISHMENTS OF PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the issues connected with speech culture of teachers and principals at establishments of primary and secondary professional education are considered. The results of the conducted research illustrate the current state of things with the speech culture of teachers of the given education system.

Standards of speech, components of the speech culture, communicative competence, communicative behavior

Существование в мире невозможно без процесса коммуникаций. Термин «коммуникация» в социологии используется для обозначения как межличностного, так и массового обмена информацией. Мы не будем касаться всех сторон данного процесса. Остановимся на профессиональных коммуникациях в сфере образования, а именно в системе начального и среднего профессионального образования.

Нельзя не отметить, что современная ситуация в образовании характеризуется рядом проблем, в том числе связанных с уровнем речевой культуры педагога. Эта проблема социально обусловлена, т.к. изменение социально-экономической ситуации, общественного устройства потребовало пересмотра привычных форм общения между педагогом и обучаемым.

Поскольку речь является основой педагогической деятельности, речевую культуру можно определить как её базовую характеристику. От уровня её сформированности во многом зависит успешность процесса профессиональных коммуникаций педагогов, и соответственно всей педагогической деятельности в целом.

Речевая культура или культура речи - понятие очень широкое и многозначное. Во-первых, его можно понимать в широком смысле, и тогда оно имеет синоним «культура языка» (в этом случае подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). Во-вторых, в узком смысле культура речи - это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного. В-третьих, культурой речи называют самостоятельную лингвистическую дисциплину.

Принято выделять три уровня сформированности речевой культуры: высокий; средний; низкий.

Свободное владение устной и письменной речью - одно из важнейших профессиональных умений преподавателя. Педагогическая деятельность - это та сфера деятельности, в которой отмечается повышенная речевая ответственность, и, следовательно, важность особенностей речевого поведения человека (педагога), последствия его умения (или неумения) владеть словом, трудно переоценить. Речь является основой процесса коммуникации. В широком смысле коммуникацию понимают как обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.

Современное состояние общества в целом, и системы образования в частности, позволяет нам предположить, что уровень речевой культуры постепенно снижается.

Понятие речевой культуры неразрывно связано с коммуникативной компетентностью личности. Коммуникативная компетентность педагога - интегральная способность личности к оценке ситуации, партнера по общению, собственного коммуникативного потенциала (коммуникативные способности, знания, умения, навыки, опыт) в контексте решаемой педагогической задачи и к выбору конструктивных способов ее решения и приемов коммуникативного взаимодействия, в основе которых лежит культура речи, формирующая влиятельную аргументацию в процессе преподавания - учения - образования и практически обеспечивающая логику форм выразительного речевого воздействия и взаимодействия в учебной ситуации и в системе коммуникативных намерений, характерных для различных видов, структур и этапов учебно-воспитательной деятельности.

Л.А. Петровская дает следующее определение коммуникативной компетентности: «Умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения».1

В коммуникативную компетентность, соответственно, входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социальнопсихологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)2.

Коммуникативное поведение учителя - процесс передачи информации и такая организация речи и соответствующего ей поведения педагога, которые влияют на создание эмоциональнопсихологической атмосферы общения педагогов и обучаемых, на характер отношений между ним, на стиль работы. Успешность коммуникативного поведения педагога во многом зависит от:

1. Качества речи, которое определяется качеством и количеством мыслей в ней на единицу занятого места и времени.

2. Осознания педагогической задачи учителем.

3. Учета характера взаимоотношений с обучаемыми.

4. Авторитета учителя.

5. Убежденности и аргументированности, новизны, выразительности речи, общеречевой культуры.

6. Коммуникативных умений - владения «чтением по лицу», понимания личности учащегося, его психического состояния по внешним признакам.

7. Умений самопрезентации педагога3.

Любая профессиональная деятельность предполагает совершенствование умений и навыков, а также получение новых знаний в своей области. Повышение квалификации является одним из видов дополнительного профессионального образования, которое представляет собой приобретение новых теоретических и практических знаний по специальности в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением и систематическим обновлением профессионального опыта в течение всей активной трудовой деятельности педагога4. Одним из образовательных учреждений, которое осуществляет подобную

1 Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт. Г лоссарий: Режим доступа:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=792

3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.

4 Соколова Г.Н. Энциклопедия социологии: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0553.htm

234

деятельность, является Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

В рамках изучения речевой культуры было проведено анкетирование педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования г. Белгорода и Белгородской области. Всего в городе и области 19 учреждений начального профессионального образования (НПО) и 27 учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Как уже упоминалось выше, в анкетировании приняли участие преподавательский и руководящий составы учреждений данной системы образования. Его количественный состав представлен в табл. 1.

Таблица 1

Количественный состав респондентов

Преподавательский состав учреждений НПО и СПО (чел.) Руководящий состав учреждений НПО и СПО (чел.)

Общее количество (чел.) 1997 254

Количество опрошенных (чел.) 301 (143 чел. - НПО, 158 чел. - СПО) 45 (20 чел. - НПО, 25 чел. - СПО)

Количество опрошенных (%) 15 17,7

Как известно, язык является средством общения. Педагогическая коммуникация предполагает использование в той или иной степени, всех его функций, а именно: контактоустанавливающей (фа-тической), функции усвоения информации, функции воздействия, функции оценки (аксиологической), эстетической, функции хранении и передачи информации (кумулятивной). Педагоги учреждений НПО и СПО в своей профессиональной коммуникации чаще всего используют контактоустанавливающую (фатическую) функцию языка - 54,2% и функцию создания, хранения и передачи информации (кумулятивную) - 50,8%. Функции усвоения информации - 32,6%, воздействия -35,9%, эстетическая - 27,6% находят меньшее отражение в педагогической коммуникации. Наименьшее использование приходится на функцию оценки (аксиологическую) - 16,6%.

Речевая культура имеет различные характеристики, с лексической точки зрения владение ею предполагает правильность речи, владение различными стилями речи (научный, официальноделовой, публицистический, разговорный, литературный), отсутствие или минимальное использование в речи слов иноязычного происхождения. Владение различными стилями речи в качестве характеристики культуры речи отмечают 77,7% опрошенных педагогов, 64,5% - правильность речи, и только 2,0% говорят о том, что речь имеет такую характеристику, как использование в речи иностранных слов

Коммуникативная культура включает в себя следующие компоненты: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; владение нормами общения; готовность к осмысленному изменению собственного речевого поведения; владение этно- и социально-психологическими эталонами, стандартами, стереотипами поведения; владение «техникой» общения; умение определять цели коммуникации; умение оценивать ситуацию; умение учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров); умение выбирать адекватные стратегии коммуникации; владение нормами поведения. В процессе профессиональной коммуникации педагог оценивает себя, насколько он владеет теми или иными компонентами коммуникативной культуры. Наиболее освоенным компонентом является способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми - 60,5%; затем идут владение нормами общения - 48,5%, владение нормами поведения - 46,8%, умение оценивать ситуацию - 39,2%, готовность к осмысленному изменению собственного речевого поведения - 26,2%; наименее освоенными компонентами являются: владение «техникой» общения - 16,6%, умение выбирать адекватные стратегии коммуникации -16,6%, умение учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров) - 13,0%, умение определять цели коммуникации - 11,3%, владение этно- и социально-психологическими эталонами, стандартами, стереотипами поведения - 4,3%.

Речь педагога характеризуется возникновением незапланированных высказываний. Кратко охарактеризуем их: справочные фразы конкретизируют основное содержание; комментирующие высказывания комментируют особенности дидактического материала, собственно деятельность педаго-

235

га, деятельность обучаемых, мотивирующие последующее речевое действие; дивертивные фразы направляют педагогическую деятельность в нужное русло. Следует отметить, что достаточно небольшое количество педагогов владеют данными типами высказываний - всего 14,3%, 15,3% и 14% опрошенных соответственно.

В учреждениях системы НПО и СПО руководство выполняет не только административные функции, но и педагогические. Руководитель любой организации, и образовательного учреждения в частности, координирует и направляет деятельность своих подчиненных. Можно выделить следующие основные функции руководителя: административно-организационные; стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения; экспертно-консультативные; коммуникативные; воспитательные; функцию представительства.

То, насколько успешен процесс профессиональных коммуникаций в коллективе является лакмусовой бумажкой эффективности руководства им, а также функционирования образовательного учреждения в целом.

Как известно коммуникация - это процесс передачи и восприятия информации. Язык в процессе коммуникации выполняет множество функций. Он выступает и как средство общения, и как средство передачи информации, и в качестве средства выражения эмоций, и как средство влияния на поведение собеседника, а также как средство влияния на мышление собеседника. Представители администрации используют язык в основном как средство общения - 100% и как средство передачи информации - 91,1%; как средство влияния на мышление собеседника всего - 33,3%, как средство выражения эмоций - 28,9%, влияют на поведение собеседника всего - 26,7%.

Человек в процессе коммуникации получает информацию с помощью нескольких органов чувств - зрение, слух и пр. Помимо вербальных человек получает и другие сигналы, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию и взаимодействию собеседников. Для каждого человека в процессе коммуникации какая-то одна из его сторон имеет большую информативность. Для руководителей учреждений системы НПО и СПО наибольшую информативность имеет вербальный язык и тон речи собеседника (66,7% и 44,4% соответственно); внешний вид собеседника несет большую часть информации для 20,0% руководителей; мимика, жесты, т.е. невербальный язык, имеет большую значимость для 13,3% руководителей; и 2,2% отметили, что немаловажное значение имеет эмоциональное состояние собеседника, т.к. оно может задавать тон всему процессу коммуникации.

Умение говорить предполагает умение слушать и услышать, смотреть и увидеть, иначе диалог невозможен. В ходе коммуникации собеседники осуществляют такие виды речевой деятельности, как слушание, восприятие, понимание, обобщение, анализ и воспроизведение полученной информации. В силу индивидуальных особенностей личности одни из перечисленных процессов имеют большее значение, а другие будут менее значимыми.

Слушать, услышать и понять главную мысль, высказанную собеседником, получается лучше всего у 88,9% руководителей. Слушать и выявлять несколько точек зрения на одну и ту же проблему и сопоставлять с собственной позицией удается 77,8% опрошенных. Слушать и графически обобщать информацию - записывать, фиксируя мысли и записывать информацию, необходимую в качестве аргументов могут 33,3%. Слушать и фиксировать информацию в виде вопросов к собеседникам стараются осуществить 17,8%. Слушать и выявлять новую информацию собеседника в виде примера, иллюстрации могут 15,6%. И всего лишь 6,7% руководителей способны слушать и находить общее в суждениях собеседников.

Уровень сформированности речевой культуры напрямую зависит от уровня владения такими компонентами речевой культуры как:

1. Знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи.

2. Умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи.

3. Владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями.

4. Владение стилем профессиональной речи.

5. Умение определять цель и понимать ситуацию общения.

6. Умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника.

7. Навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника.

8. Умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения.

9. Высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций.

10.Умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.

11. Знание этикета и четкость выполнения его правил.

Результаты самоанализа руководящего состава учреждений НПО и СПО представлены на схеме ниже (рис. 1).

Уровень владения компонентами речевой культуры руководящим составом НПО и СПО

Владею Недостаточно владею Совсем не владею

Рис. 1. Цифрами от 1 до 11 обозначены компоненты речевой культуры

Следует отметить, что уровень владения компонентами речевой культуры достаточно высок. Однако, судя по результатам исследования, руководители недостаточно владеют такими необходимыми в административной деятельности компонентами, как навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника и контролем эмоционального состояния и выражения эмоций.

В педагогической коммуникации важное значение имеет владение следующими коммуникативными умениями:

1. Умение проявлять теплоту и доброжелательность в общении со всеми учениками.

2. Умение чувствовать изменения в настроении группы и управлять ими.

3. Богатая и выразительная речь.

4. Умение создавать условия для свободы выражения позиций, в том числе и критики.

5. Умение владеть своим настроением.

6. Умение договориться, если понадобится, практически с каждым.

7. Умение гармонично сочетать жесты, мимику, интонации с содержанием речи.

8. Умение поставить себя на место ученика, взглянуть на проблему его глазами.

9. Умение увлекательно и понятно для учеников излагать материал.

10.Умение вести дискуссию на уроке, создавать связь каждого выступления с общим руслом рассуждений, подводить итоги.

11. Умение открыто выражать свою позицию так, что при этом не снижается самоуважение учащихся.

12.Умение признавать и видеть достижения каждого, а особенно слабого учащегося.

Рис. 2 отображает уровень владения приведенными выше коммуникативными умениями, по 5-тибалльной системе оценке.

У руководителей вызывают затруднения такие умения как: умение создавать условия для свободы выражения позиций, в том числе и критики, а также умение договориться, если понадобится, практически с каждым. В работе администрации эти умения имеют немаловажное значение. В связи с этим можно сделать вывод, что руководящий состав учреждений НПО и СПО не обладает достаточными умениями для управления образовательным учреждением, что отрицательно сказывается на работе всего коллектива.

7

Рис. 2. Цифрами от 1 до 12 обозначены умения педагогического общения

В процессе педагогического общения его участниками используются умения межличностной коммуникации, которые способствуют ее эффективному осуществлению. Это:

1. Умение передавать рациональную и эмоциональную информацию.

2. Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации.

3. Умение организовывать и поддерживать диалог.

4. Умение активного слушания.

Приведенная ниже диаграмма является иллюстрацией уровня владения умениями межличностного общения (рис. 3).

Руководители лучше всего владеют умением организовывать и поддерживать диалог, что положительно сказывается на выполнении управленческих функций. Также достаточно развито умение пользоваться различными средствами передачи информации, как вербальными, так и невербальными.

Уровень владения умениями межличностной коммуникации руководящего состава НПО и СПО

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 баллов

Рис. 3. цифрами от 1 до 4 обозначены умения межличностной коммуникации

Процесс коммуникации предполагает владение умениями восприятия и понимания собеседниками друг друга; для руководителя организации данные умения имеют немаловажное значение. Это такие умения, как:

1. Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.

2. Умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты.

3. Умение понимать эмоциональное состояние партнеров.

4. Умение социальной рефлексии.

Результаты исследования по изучению уровня владения данными умениями представлены на

рис. 4.

Лучше всего сформированы умения ориентироваться в коммуникативной ситуации и понимать эмоциональное состояние партнеров по коммуникации. Наименее всего развито умение распознавать скрытые мотивы и средства психологической защиты участников коммуникации.

Уровень владения умениями восприятия и понимания друг друга руководящим составом СПО и НПО

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Рис. 4. цифрами от 1 до 4 обозначены умения восприятия и понимания друг друга

Для руководителя важным яляется владение умениями межличностного взаимодействия с починенными, т.к. от этого во многом зависит эффективность профессиональных коммуникаций, а также эффективность работы образовательного учреждения. К данной группе умений мы отнесем следующие:

1. Умение организовывать совместную деятельность.

2. Умение управлять групповой динамикой.

3. Умение занимать адекватную ролевую позицию.

4. Умение оказывать психологическую помощь.

5. Умение конструктивно разрешать конфликты.

6. Умение занимать позицию конструктивной конфронтации.

Рис. 5 иллюстрирует степень владения указанными умениями руководителями учреждений НПО и СПО. Данные умения развиты на достаточно высоком уровне, но лучше всего управленческий персонал владеет умениями организовывать совместную деятельность и занимать адекватную ролевую позицию.

Уровень владения умениями межличностного взаимодействия руководящим составом НПО и СПО

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

1

2

3

4

Рис. 5. Цифрами от 1 до 6 обозначены умения межличностного взаимодействия

Проанализировав полученные в результате исследования данные, делаем вывод о том, что уровень сформированности речевой культуры преподавательского состава образовательных учреждений системы НПО и СПО находится на низком уровне; уровень сформированности речевой культуры руководящего состава можно определить как средний. Данный вывод иллюстрирует нижеприведенная таблица.

Таблица 2

Уровень сформированности речевой культуры респондентов

Преподаватели учреждений НПО и СПО Руководящий состав учреждений НПО и СПО

Степень сформированности речевой культуры (%) 29,7% 55%

Уровень сформированности речевой культуры низкий средний

Владение речевой культурой способствует эффективному осуществлению коммуникативных процессов, что в свою очередь положительно сказывается на педагогической деятельности в целом. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к педагогам, выполнение которых не всегда зависит от личности педагога, т.к. материально-техническая база учебных заведений, особенно системы НПО и СПО, далеко не всегда позволяет их осуществлять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конецкая В.П. Социология коммуникаций: учеб. / В.П. Конецкая. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. 304 с.

2. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. М: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий: Режим доступа: Шр://$1:апёаг1;.еёи.ги/са1:а^.а8рх?Са1:а^М=792

4. Соколова Г.Н. Энциклопедия социологии / Г.Н. Соколова:

Шр:/Моуап.уапёех.гиМс1У80сю^у/ агИс1е/8ос/8ос-0553.И1т

Инютина Татьяна Сергеевна - Tatyana S. Inutina -

старший преподаватель кафедры Senior Lecturer

«Информационные технологии» Department of Information Technologies,

Белгородского института повышения Belgorod Institute for Continuous Education

квалификации и профессиональной and Professional Training

переподготовки специалистов

Статья поступила в редакцию 12.10.12, принята к опубликованию 20.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.