УДК 811.511.151
Кириленко Светлана Владимировна
соискатель в Научно-исследовательском центре по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН; старший преподаватель кафедры дополнительного лингвистического образования Московского государственного университета геодезии и картографии [email protected]
Социолингвистические
ТЕРМИНЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Svetlana V. Kirilenko
applicant Research Center for the national and language relations, Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences; senior lecturer at the Department of additional linguistic education Moscow State University of Geodesy and Cartography
svetlana [email protected]
SoCIOLINGUISTIC TERMS IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC LINKS WITH OTHER SCIENCES
Аннотация. Социолингвистика связана с другими областями вследствие общности, как объектов исследований, так и терминологических единиц, хотя и различающихся в дефинициях. Это обстоятельство нашло отражение в составе социолингвистической терминосистемы -всего широкого спектра проблем, относящихся к социальной природе языка, роли языка в жизни общества, общественному характеру языка. В работе рассматриваются системные связи социолингвистики с языкознанием, социологией, психологией и этнографией, что вносит вклад в процессы упорядочения понятийного аппарата.
Ключевые слова: социолингвистика, системные связи терминов, междисциплинарные связи.
Annotation. Sociolinguistics is linked with the other areas of science through the commonness of both the objects of research and terminological units, albeit in differing definitions. This is reflected in the composition of sociolinguistic system of terms - the whole wide range of issues relating to the social nature of language, the role of language in society, the social character of language. This paper considers the system of links between the sociolinguistic and linguistics, sociology, psychology and ethnography which contribute to the normalizing of its conceptual construct.
Keywords: sociolinguistics, system of links in the aspect of terminology, interdisciplinary links.
Социолингвистика - «научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества» [1, с. 481]. Социолингвистика является междисциплинарной областью лингвистики, которая связана с другими перечисленными выше науками на основе единства предметов и объектов исследования. Междисциплинарность социолингвистики отражается в организации и дефинициях ее понятийного аппарата, который представляет собой совокупность различных областей научного знания. Процесс интеграции различных областей научного знания в социолингвистику находится в процессе реализации. Несомненно, что будут продолжаться исследования на стыке социолингвистики и смежных наук, приводя к их интеграции в рамках общности исследовательских задач.
Фактором, который потенциально способен внести вклад в структурирование социальной линг-
вистики с научной точки зрения, может стать работа по определению взаимосвязей социолингвистики и других наук, выявления уровней пересечения их научных областей для того, чтобы можно было точнее конкретизировать и выделить предметную область именно социолингвистики, что является необходимым условием для успешного развития этой области научного знания. Наша задача в данной работе затрагивает лишь небольшой фрагмент подобного системного анализа. Мы рассмотрим и проанализируем один аспект научного взаимодействия социальной лингвистики и других наук - с позиций изучения общности используемой терминологии в научных исследованиях. Как указывалось выше в определении из Лингвистического энциклопедического словаря (1990), социолингвистика развивается на стыке четырех наук.
Соответственно, первая и наиболее очевидная взаимосвязь социолингвистики - с лингвистическими науками, прежде всего с языкознанием. Именно в этой предметной области и происходит наиболее плодотворное научное взаимодействие, проводятся исследования, вырабатыва-
229
ются новые понятия и концепции. Социолингвистика является междисциплинарной наукой, поэтому некоторые проблемы языкознания являются важной областью исследования для социолингвистов. Языкознание - «наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях» [1, с. 618]. Языкознание изучает проблемы коммуникации в обществе, язык как средство для построения текстов и сами языковые тексты, законы построения текстов, естественный язык. В свою очередь, социолингвистика определяется как «отрасль языкознания, изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия объективных (различных элементов социальных установок, ценностей и т.п.) социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества» [2, с. 208]. В данном контексте изучаются взаимодействие языка и общества, социализированные отношения. Изучение проблем дифференциации языка* в социальном, функциональном, социально-профессиональном контексте занимает важное место в исследованиях социолингвистов в контексте языковых вариантов (формы существования языка, функциональные стили) и территориально обусловленных языковых образований (диалекты, говоры). Одной из важных сторон исследований являются вопросы реализации социолингвистического процесса на мировом уровне. Взаимодействие различных языков, лингвистические результаты языковых контактов, области сознательного влияния общества на язык - все это изучается в рамках данной проблематики. Перечисленная проблематика социальной лингвистики важна и для языкознания, ведь изменения в языке, процессы языковой эволюции обуславливаются социальными причинами.
Рассматривая общность исследований социолингвистики и социальной психологии, необходимо отметить, что в контексте социальной лингвистики это частично реализуется в изучении особенностей речевого поведения и их функциональных моделей. Многообразие функций языка в обществе, его плотная взаимосвязь с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие социолингвистики и социальной психологии в контексте изучения особенностей речи, речевых ошибок и др. Общность исследовательских областей выражается в изучении процессов интерпретации сообщений индивидов в контексте исследований особенностей речевого поведения, что является предметной областью и для социолингвистики. Изучение языка как символической системы подчеркивает некоторую психологическую направленность исследований языка в социальной лингвистике. Безусловно, общность интересов социальной лингвистики и социальной психологии не ограничивается описанными выше научными направлениями, напротив - круг совместных интересов необычайно широк: язык, речь, общественные функции языка, языковой знак, речевая ситуация, проблемы языковой эволюции, речевая коммуникация, культура речи и другие вопросы.
Этнография - «наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений» [3, с. 118-119]. Этнография занимается в основном разработкой проблематики функционирования языка в различных типах обществ. Социолингвистика, в свою очередь, изучает способы и формы отражения культурных моделей и этнических факторов в языке. При этом в социальной лингвистике в рамках области исследований этноязыкового взаимодействия изучается ситуация этносоциального общения, этнический коллектив, межэтническое общение, этноязыковые контакты, языковые конфликты, этноязыковая ситуация. Отражение культурных особенностей социума в языке, а также вопросы соотнесения строя мышления и языка являются предметом научного интереса социолингвистов. Общность двух наук проявляется в используемых методах исследований: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью.
Методы и методология проведения исследований в социологии, подходы к анализу данных, интерпретации фактов, имеющиеся у социологии, применяются и в социолингвистике. «Социолингвистика возникла на стыке двух наук -социологии и лингвистики и использует методику и технику исследований обеих наук» [2, с. 119]. У этих двух наук есть общность объекта исследования - это носитель языка и предмет изучения - техника общения индивидов. Кстати, довольно примечательно, что термин «социолингвистика» употребил именно социолог X. Карри (Haver Currie). У социолингвистики и социологии много общего не только в методах проведения исследований, но и в целом в научной проблематике: классификации общностей, иерархии социальной структуры, корреляции ролей и статуса, интернализация ролей в контексте стереотипов речевого поведения, последнее, в свою очередь, обуславливается различными факторами условий общения, ролевых отношений коммуникантов, их социальным статусом. Необходимо также упомянуть, что в поле зрения ученых этих двух научных областей находятся, в дополнение к вышесказанному, процессы инкультурации индивидов в различные социальные общности, изучение референтное™ и референтных групп и другие вопросы. В проведении исследовательской работы социолингвистика переработала подходы социологии, создав своего рода синтез социологических и лингвистических процедур, что нашло отражение и в терминологии.
Из сказанного можно сделать вывод, что языкознание, социология, этнография и социальная психология исследуют различным образом и в разной степени касаются вопросов функционирования языка в социальном контексте, что, безусловно, может оказаться полезным при проведении социолингвистических изысканий в плане структурного пополнения социолингвистического понятийного аппарата. В рамках данной работы мы попытались выделить некую общность в использовании терминологических единиц. Данная работа вносит вклад в формирование теоретической базы социальной лингвистики. Необходимость систематизации терминов понятийного аппарата уже отмечалась в научных трудах: «без разработки фундаменталь-
230
ных проблем социолингвистические исследования надолго останутся фрагментарными, непригодными для широких обобщений и теоретических выводов» [4, с. 5]. Сотрудничество социолингвистов с разными научными областями позволяет расширить проблематику исследований, обогащает и способствует продвижению научного знания. Социолингвистика демонстрирует своими исследовательскими данными и понятными методами истин-
Литература:
1. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : «Советская энциклопедия», 1990. 688 с.
2. Словарь социолингвистических терминов; В.Ю. Михальченко (ред.) М. : Институт языкознания РАН, 2006. 312 с.
3. Словарь социолингвистических терминов.
3. Д. Сулейменова, Н.Ж. Шаймерденова (ред.). Алматы : Казак университет, 2002. 170 с.
4. Михальченко В.Ю. О принципах создания словаря социолингвистических терминов : Словарь социолингвистических терминов. В.Ю. Михальченко (ред.) М. Института языкознания РАН , 2006. C. 5-14.
но научный подход к изучению проблем языка и общества, раскрывая особенности социальноязыкового поведения индивидов, исследуя все те социологические, психологические, философские, этнические проблемы, с которыми сталкивается языковое общество.
‘Примечание: социолингвистические термины
выделяются курсивом в тексте данной статьи.
Literature:
1. Yartseva V.N. Linguistic Encyclopedic Dictionary. M. : «Soviet Encyclopedia», 1990. 688 p.
2. Dictionary of sociolinguistic terms. V.Yu. Mihal-chenko (ed.) M. : Institute of Linguistics RAS, 2006. 312 p.
3. Dictionary of sociolinguistic terms / E.D. Sulei-menova, N.Zh. Shaimerdenova (eds.). Almaty : Kazakh University, 2002. 170 p.
4. Mihal’chenko V.Yu. On the principles of creating a dictionary of sociolinguistic terms : dictionary of sociolinguistic terms / V.Yu. Mihalchenko (ed.). M. : Institute of Linguistics RAS, 2006. P. 5-14.
231