Научная статья на тему 'Социокультурный вектор развития университета'

Социокультурный вектор развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / STUDENTS SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / HUMANITARIAN SPACE / SOCIAL MATURITY OF SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балицкий Александр Георгиевич

Рассматривается проблема влияния социокультурной среды учебного заведения на процесс социализации учащегося. На примере ИжГТУ показана действенность таких ресурсов, как музыка и театр, в формировании учебно-воспитательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural vector of the development of Izhevsk State Technical University

The influence of socio-cultural environment of education institution on the process of student's socialization is discussed. The efficiency of such factors and resources as music and theater in formation of educational space for training specialists by the example of Izhevsk State Technical University is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Социокультурный вектор развития университета»

левых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности ». Для активизации деятельности в этом направлении вуз ставит перед собой задачу выстраивания системы тесного взаимодействия с профильными министерствами и высокотехнологичными предприятиями.

го отклика вуз намерен выйти с инициативой в Министерство образования и науки РФ о придании олимпиаде статуса региональной, с названием «Региональная олимпиада "Одарённые дети Удмуртии"», проводимой в рамках кадровой программы генеральных директоров предприятий Удмуртской Республики.

Важным направлением социального партнерства предприятий и вузов является создание учебных центров подготовки и переподготовки кадров для приоритетных секторов промышленности. Методика создания таких учебных центров разработана нашими специалистами в 2009 г. в рамках реализации целевой программы Министерства промышленности и торговли РФ «Повышение эффективности отрас-

SIVTSEVN, KARAVAEVA I. AN OPEN MULTIVARIATE EDUCATION SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL TRAINING IN ISTU

Forming of an open multivariate educational system of continuing professional training at technical university allows to realize in the best level the abilities of every student and improve the quality of the professional training on the different levels of professional training.

Key words: continuing education, multivariate educational system, training quality, personnel.

А.Г. БАЛИЦКИЙ, доцент, СоЦИ°КуЛьтурнЫй

проректор по внеучебной вектор развития

и социальной работе университета

Рассматривается проблема влияния социокультурной среды учебного заведения на процесс социализации учащегося. На примере ИжГТУ показана действенность таких ресурсов, как музыка и театр, в формировании учебно-воспитательного пространства вуза.

Ключевые слова: социализация учащегося, социокультурное пространство вуза, гуманитарная среда.

76

Высшее образование в России • № 1, 2012

Одной из важнейших функций системы образования в целом и высшего в частности является социализация личности учащегося. При всей важности профессионального образования, получаемого молодым человеком в учебном заведении, не менее значим процесс его «включения» в социум как активного субъекта через освоение им социальных норм и ролей, т.е. социальное созревание, осуществляющееся в социокультурной среде, окружающей молодого человека. Совершенно очевидно, что немаловажную роль в этом процессе играет гуманитарная среда учебного заведения - наполненность учебного и внеучебного пространства воспитательным эффектом.

За 60 лет существования в Ижевском государственном техническом университете сложилось и продолжает развиваться особое социокультурное пространство, которым можно гордиться. Буквально с момента учреждения в далеком 1952 г. Ижевского механического института его коллектив вместе с научно-технической интеллигенцией знаменитой Бауманки, принимавшей непосредственное участие в его создании, привнес в Удмуртию некий новый культурный образец. Новый вуз стал эпицентром культурной жизни не только столицы республики, но и всего региона. Достаточно сказать, что едва ли не с первых дней жизни нашего вуза ведет свою историю джазовый оркестр, который и сегодня продолжает лучшие традиции джазовой культуры, несмотря на то что сменил название, - стал Биг-бэндом. Коллектив, как и прежде, вовлекает в орбиту музыки новые поколения молодежи, ведет большую концертную деятельность, объединяя поколения не только музыкантов, но и слушателей. Закладывая традицию проведения джазового фестиваля «Hot-jazz», оркестр еще и расширяет музыкальную географию.

Благодатная для воспитания музыкальная нива, осваивавшаяся джазом пятидесятых, не только сохранена, но продолжа-

ет приносить плоды, давая сегодня новые побеги в многочисленных музыкальных проектах. Не одному поколению студентов запомнился музыкально-просветительский проект «По ступеням музыкальной лестницы », в рамках которого учащиеся, особенно первокурсники (для них даже выделены часы в учебном расписании - и это в техническом вузе!), имеют возможность в стенах вуза встретиться с музыкальными коллективами республики, страны, ближнего и дальнего зарубежья. Опираясь на музыкальные традиции вуза и опыт проведения музыкальных фестивалей, мы поддержали жанр авторской песни, переживающей определенный кризис, и вот уже который год фестиваль «Барды Галёвуда» и его гитарные мастер-классы являются едва ли не самым популярным мероприятием у студентов. Ежегодно в сентябре поклонники бардовской песни собираются в нашем спортивном лагере на живописном берегу Камы. Можно ли переоценить социокультурный эффект этого праздника живого общения, созвучия душ, особенно в контексте тех кризисных явлений, которые мы наблюдаем в современной молодежной субкультуре?

Есть еще одна наша «изюминка» - более чем полувековые театральные традиции. Еще в далекие 60-е годы едва возникнувшее студенческое театральное явление - СТЭМы - откликнулось в нашем вузе созданием театров «Богема», «Ижмех-смех», которые вскоре громко заявили о себе в масштабах не только региона, но и страны. Малые театральные формы вскоре переросли в большие, найдя продолжение в созданном профессиональном (!) муниципальном молодежном театре «Молодой человек». Несть числа наградам и дипломам этих коллективов. Но самая ценная награда - почитатели и последователи. Они не только были, но и сохранились под натиском жанра КВН. Сегодня в ИжГТУ на сцене Дворца студентов «Интеграл» сосед-

ствуют, по-доброму соревнуясь и дополняя друг друга, оба жанра. Высокая артистическая планка, задаваемая профессионалами, позволяет нам поддерживать высокий уровень самых различных культурных мероприятий, прививать вкус и создавать здоровую атмосферу для творческих проявлений и инициатив студенчества.

Этими двумя векторами - музыкой и театром - объективно задается «тональность» содержания буквально всего того, что принято относить к так называемой «вне-учебной» жизни нашего университета, будь то многочисленные вузовские или факультетские вечера, те или иные акции волонтеров, спортивные состязания и даже деятельность студенческих отрядов, - во всем этом обязательно присутствуют артистизм, вкус, эстетика и грамотная режиссура.

Однако за пять лет, предшествовавших юбилею ИМИ - ИжГТУ, мы обрели и много нового, даже если речь идет о воссоздании «забытогостарого». Прежде всего,нам - администрации и студенчеству вуза - удалось сформировать эффективную модель студенческого самоуправления. После острых, а подчас и драматичных дискуссий о понимании его сути различными заинтересованными сторонами - профсоюзами, администрацией и складывающимися студенческими организациями, - два-три года «обкатывалась » нормативно-правовая база, концептуально ориентированная на парламентскую модель. Именно такая модель, на наш взгляд, более всего отвечала ситуации той поры, когда очевидное организационное и ресурсное доминирование профсоюзныхорганизаций не только вступало в противоречие с принципами демократизма, но и исключало многообразные студенческие инициативы в создании своих организаций и движений. И мы оказались правы: за пять лет появились мощные студенческие организации на всех факультетах, заработал высший орган самоуправления - Форум студентов и аспирантов, окреп Координационный студенческий со-

вет вуза. Обретая и оттачивая опыт самоуправления, студенты все чаще и настойчивее стали проявлять инициативу и брать на себя ответственность в решении самых различных вопросов вузовской жизни. Отрадно видеть, что благоприятная для самореализации среда самоуправления повлекла утверждение и развитие в вузе атмосферы конструктивного диалога между всеми, кто еще несколько лет назад твердо придерживался тактики позиционного давления. Более того, сложившееся и действенное самоуправление все более придает социализирующей вузовской среде важное качество - способность ее субъектов к соуправлению, т.е. к обеспечению условий для эффективного социального партнерства субъектов образовательного пространства. В этой связи мы последовательно придерживаемся курса - от самоуправления к соуправлению.

Обретение студенческим самоуправлением элементов соуправления имеет не только воспитательный и социокультурный смысл. В этом мы видим еще и важнейший двуединый ресурс привлечения инновационного потенциала молодежи, во-первых, к развитию «себя в вузе » и, во-вто-

78

Высшее образование в России • № 1, 2012

рых, к развитию вуза как инновационного организма. Опыт вовлечения молодых людей в социальное проектирование в рамках различных инновационных форумов подтверждает такой подход. Впрочем, надо признаться, что с трудом преодолевая стереотипы недооценки молодежи и недоверия к ней, использовать ее инновационный потенциал в полной мере мы пока не научились.

Учитывая возрастную особенность студенческого возраста - стремление к самоутверждению, мы решили во внеучебной работе сделать ставку на состязательность. Сегодня едва ли не все ее направления опираются на проведение различных конкурсов: на лучшую академическую группу, лучшего куратора, лучший студенческий отряд, помощника куратора, лучшую комнату в общежитии, лучший холл, лучший факультетский вечер и, наконец, межфакультетский смотр-конкурс на лучшую организацию внеучебной работы. Надо сказать, что подобная «конкурсность » себя оправдывает. Мы не только сумели внести в студенческую внеучебную жизнь разнообразие форм, порожденных инициативой самих студентов, но и создать атмосферу коллективной конструктивной соревновательности. Более того, все конкурсы, как, впрочем, и все массовые мероприятия, проводимые в вузе, предусматривают их обязательный последующий анализ. К нему привлекается не только компетентное жюри, но и сами участники (!). Это благотворно сказывается на формировании у студентов организационных навыков, профессионального вкуса и ответственности, прививает культуру проведения подобных мероприятий. Немаловажно и то, что мы получили легитимные основания для стимулирования студенческой активности,

организуя для победителей поощрительные экскурсионные и загородные поездки, выезды на учебу активов, получение всевозможных «бонусов» в виде посещения спортивных и развлекательных центров.

Еще одним из несомненных наших достижений последних лет стало окончательное утверждение в вузе института кураторов и, соответственно, повышение эффективности работы по адаптации первокурсников к вузовской среде. Этот институт не нов и имеет давние традиции и во многих других вузах. Но нам, придав кураторству «второе дыхание », удалось найти инструмент повышения его действенности путем создания института помощников кураторов, привлечения студентов старших курсов к работе с первокурсниками. Позитивное влияние такого механизма наставничества высоко оценивается первокурсниками и подтверждается нашими социологическими исследованиями.

Особенно ярко ресурс социализации посредством корпоративного взаимодействия проявляется в движении студенческих отрядов, которые стали сегодня, каки профсоюз студентов, самой мощной и организованной структурой студенчества нашего вуза. Казалось бы, студенческий отряд (неважно какой - строительный, проводников, вожатых, волонтеров или правоохра-

нительный) - это типичный временный коллектив «одного дела». Однако, опираясь на богатую историю, традиции и практику, имея структурированную организацию, студенческие отряды, - а в их рядах - более полутысячи студентов и магистрантов, - реализуют огромный социальный и воспитательный потенциал за счет постоянного коллективного взаимодействия, вовлеченности в вузовскую жизнь, партнерство с отрядами других вузов и регионов.

За последние пять лет в университете заметны позитивные сдвиги в отношении студентов к своему здоровью. Благодаря активному участию в республиканских и всероссийских конкурсах - «Здоровая нация - будущее России », «Вуз здорового образа жизни» - и опираясь на многолетнее сотрудничество с Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом

наркотиков по Удмуртской Республике и с органами здравоохранения, занимающимися профилактикой и санитарным просвещением - Центром Анти-СПИД, Центром планирования семьи и репродукции, мы сумели массово вовлечь студентов в совместную деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Реализуя Концепцию воспитательной работы в вузе, разработанную на период до 2020 года, коллектив вуза сумел не только сохранить все позитивное, что было наработано ИМИ - ИжГТУ за его более чем полувековую историю, но и привнести в жизнь вуза нечто новое, позволяющее развивать гуманитарную среду, готовить специалистов с высокими профессиональными и человеческими качествами, способных к самореализации, воспитывать социально зрелых и социально активных людей.

BALITSKY A. SOCIO-CULTURAL VECTOR OF THE DEVELOPMENT OF IZHEVSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The influence of socio-cultural environment of education institution on the process of student's socialization is discussed. The efficiency of such factors and resources as music and theater in formation of educational space for training specialists by the example of Izhevsk State Technical University is demonstrated.

Key words: student's socialization, socio-cultural environment, humanitarian space, social maturity of specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.