Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал средств массовой информации как фактор формирования правовой культуры молодежи'

Социокультурный потенциал средств массовой информации как фактор формирования правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
730
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / MASS COMMUNICATION / FEELING FOR LAW. SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никулин Алексей Сергеевич

Основным и самым существенным показателем уровня демократизации общества является гарантия полноты реализации прав личности. Это условие актуализирует задачу повышения уровня правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Одну из ведущих ролей в данном процессе играют средства массовой информации. Становление правовой культуры личности и общества оказывается в прямой зависимости от планомерной работы отдельных журналистов и СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals an insufficiently explored aspect of law as the main and essential indicator of level democratization society. The main point of this work is to present performance capabilities mass communication of regulation in process of principle of law and legal foundation as cardinal element of culture.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал средств массовой информации как фактор формирования правовой культуры молодежи»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

А. С. Никулин

Московский государственный университет культуры и искусств

Основным и самым существенным показателем уровня демократизации общества является гарантия полноты реализации прав личности. Это условие актуализирует задачу повышения уровня правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Одну из ведущих ролей в данном процессе играют средства массовой информации. Становление правовой культуры личности и общества оказывается в прямой зависимости от планомерной работы отдельных журналистов и СМИ.

Ключевые слова: право, правосознание, правовая культура, средства массовой информации.

This article reveals an insufficiently explored aspect of law as the main and essential indicator of level democratization society. The main point of this work is to present performance capabilities mass communication of regulation in process of principle of law and legal foundation as cardinal element of culture.

Key words: law, culture, mass media, mass communication, feeling for law. social activity.

Развитие любого государства в любой из его социокультурных периодов носит сложный, диалектический характер. Трудно однозначно оценить тот или иной правовой и культурный факт в момент его существования. В истории России бывали периоды, когда однозначно оцененный современниками правовой факт со временем оказывался «антиправовым», и наоборот.

Основным и самым существенным показателем уровня демократизации общества является гарантия полноты реализации прав личности. Это условие актуализирует задачу повышения уровня правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Приоритетными становятся проблемы преодоления юридического невежества людей -неосведомленности их о правах и свободах, предоставленных законом, о механизмах реа-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 139-134

лизации и порядке судебной защиты личностных прав и свобод. Одну из ведущих ролей в данном процессе играют средства массовой информации. Становление правовой культуры личности и общества оказывается в прямой зависимости от планомерной работы отдельных журналистов и СМИ. Своей деятельностью средства массовой информации задают определенные ориентиры социального развития, в частности - формирования и развития правовой культуры личности и общества как условия становления демократического государства.

Социальные процессы, идущие в современной России, противоречивы и зачастую не имеют долгосрочной перспективы. В этих условиях позиция СМИ по отношению к выбору модели общественного устройства, где высшей ценностью является личность, ее права и

свободы, а не привычное для постсоветского менталитета «общественное благо», становится фактором общественного прогресса. Необходимость становления подлинно гражданского общества в России выдвигает перед средствами массовой информации новую задачу -формирования чувства приоритетности прав и свобод отдельной личности как условия достижения «общественного блага» на пути к демократии.

В современной прессе, которая не всегда является научно аргументированной, часто можно найти мнение, согласно которому современное российское общество имеет не самые благоприятные возможности для формирования более высокого уровня правовой культуры, поднятия престижа всех социокультурных норм, принятых широкими слоями населения. Государство и общественные объединения должны создать четкую систему рационального воздействия на волю и сознание человека, на его эмоции и чувства, чтобы способствовать воплощению зрелого и позитивного отношения к нормам культуры, выработке социально активного поведения.

По мнению некоторых наших современников, факты масштабного распространения преступности, изменения в ее структуре, свидетельствующие о захваченности криминогенными процессами самых различных возрастных, гендерных, профессиональных групп, демонстрирует значительное ослабление социального контроля, слабость правоохранительной системы и серьезные изъяны в общественном мировоззрении и массовой психологии. М.Б. Смоленский считает, что современный среднестатистический россиянин гораздо легче перешагивает через требования права, чем это было возможно в прошлом (4, с. 139).

Такое положение дел подтверждается выбором основных направлений государственной политики Д.А. Медведевым, в том числе созданием Совета по борьбе с коррупцией под собственным началом. Он определил три основных направления борьбы с коррупцией: законы; система стимулирования и общее улучшение экономического климата; фор-

мирование современного правосознания. Еще Д.А. Медведев отметил, что «в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца» (2, с. 1).

В нашей стране правовая культура населения пока еще не очень высока и не всегда отвечает современным требованиям. По мнению представителей отечественной прессы, дело не только в глубокой криминализованно-сти общества, но и в том, что даже законопослушные граждане не всегда считаются с законами. Продолжая их логику, укажем, что это одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными в России.

Принято считать, что поворот к современному уровню правовой культуры, начатый в нашей стране в конце прошлого столетия, проходит медленно и болезненно. Телевидение и средства массовой информации убеждают нас в том, что мы жили и продолжаем жить пока еще не в правовом государстве и не по нормам современной правовой культуры. Кризис нашего общества - это не только кризис экономики, кризис права, но и кризис отсутствия реальной информированности и образованности.

Традиционно существуют два важных критерия - уровень развития законодательства и состояние законности в стране. Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически существующий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:

- социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного

менталитета;

- технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней;

- эффективность законодательства - соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были «хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться как социальная ценность.

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.

В последнее время на государственном уровне очень много говорят о проблеме правовой культуры. Так, один из членов Центральной избирательной комиссии, во время подведения итогов работы на выборах И. Борисов отметил политическую пассивность граждан, которые не могут сформулировать, что именно их не устраивает в проведении

кампаний. «Это тревожный симптом. Мы вместе с социологами не можем определить, по какой новой причине избиратель перестал ходить на выборы». Можно, конечно, во всем обвинить средства массовой информации, которые больше критикуют ЦИК, чем хвалят. Но истинная причина, на его взгляд, лежит в другой плоскости: правовая культура не может быть повышена в приказном порядке, над ней необходимо системно и плавно работать, начиная со школьной скамьи (1, с. 3).

Поэтому особую актуальность на современном этапе приобретают проблемы правовой культуры молодежи. Специфика молодежи как социально-демографической группы, глубокая заинтересованность общества в целенаправленном правовом воздействии на молодое поколение с целью выработки в нем позитивных ценностных ориентаций выдвинули на первое место проблемы объективных и субъективных факторов формирования правосознания молодежи (3, с. 100).

В спектре мнений о правовой культуре в нашем государстве существует следующее: молодежь в российской культурной политике традиционно играла и играет роль лишь значимого объекта. Ее воспитывают, информируют, поучают, развлекают многие средства массовой информации, учреждения культуры, и она, в значительной мере, свыклась с ролью объекта воздействий. Однако такая роль совершенно не соответствует принципам формирующегося в России гражданского общества, в котором значительную роль будут играть общественные объединения, инициатива и самодеятельность граждан. В таком обществе все большую роль будут играть независимые от власти, но действующие в правовом поле самоорганизованные институты: свободные средства массовой информации, негосударственные учреждения культуры и образования, союзы и ассоциации (5, с. 7).

Отсюда исследователем данного вопроса делается вывод о том, что гражданское общество все больше будет востребовать от молодых людей субъективности в проявлении инициатив, в выражении своих интересов в раз-

личных сферах общественной жизни, в том числе культуре и политики. Чем более разнообразными будут формы проявления субъективности в указанных сферах, тем большей оптимальности можно добиться в выстраивании культурной политики на различных уровнях. Такая культурная политика будет адекватна потребностям и интересам молодежи.

Экономические, идеологические, социально-политические перемены породили ряд сложнейших проблем социально-культурного характера, в максимальной степени затрагивающих молодежь. Разрушение системы духовного самопроизводства общества чрезвычайно усложнило процесс социально-культурной адаптации молодежи, поиска оптимальных форм индивидуальной самореализации.

По существу, пока еще не многие молодежные социокультурные инициативы и движения можно считать своеобразным способом ее самостоятельного участия в освоении и реализации своей субъективности. Эти инициативы проявляются в культуроохранной деятельности по сохранению и поддержанию памятников истории и культуры, в самодеятельном авторском творчестве и т.д. Такая политика не может осуществляться без авторов и лидеров молодежных социокультурных инициатив и движений. Властные структуры в центре и на местах должны оказывать содействие в реализации выработанной культурной политики, в ее финансировании (5, с. 7).

Снижение роли духовно-нравственных основ социального бытия ведет к девальвации ценности творческого труда как способа самореализации личности, вызывая распространение асоциальных и противоправных форм молодежной активности (например, экстремизм, вандализм). В научной литературе также можно встретить факты о том, что у широких слоев современной молодежи формируется ощущение социальной бесперспективности, складываются противоправные формы выражения внутреннего протеста. Молодежь сегодня составляет потенциальную среду стихийной и организованной преступности.

Государственная молодежная политика

должна строиться на основе оптимального сочетания процессов регуляции и самоорганизации и обеспечения рационального соотношения социальных, экономических и духовных факторов развития общества. Саму молодежную политику можно определить как совокупность актов законодательных и исполнительных органов различного уровня, направленных на создание условий, поддержку социальных институтов и поиск социальных ресурсов, обеспечивающих решение молодежных проблем, реализацию интеллектуальных и духовных потребностей молодежи.

Государство и его органы призваны определить социально-культурные приоритеты, характерные для процесса интеграции и индивидуализации молодежи в духовно насыщенной и нормативно урегулированной социальной среде обитания личности. Нормативное регулирование молодежной политики должно опираться на культурно-историческую преемственность, закрепление и передачу последующим поколениям духовного опыта народа, воспитание уважения молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, способности восприятия национальной культуры в контексте всего духовного наследия человечества (4, с. 102).

Государство, разрабатывая рычаги формирования правосознания и правовой культуры, должно учитывать, что молодежь, обладая инновационным, адаптационным, интеллектуальным, духовным потенциалом, является одной из реальных движущих сил общественных преобразований. Государство, выполняя моральные и юридические обязательства перед обществом за сохранение и развитие духовного потенциала нации, должно преодолеть сложившуюся в последние годы порочную практику неполного использования творческих возможностей российской молодежи.

В случае «выпадения» молодежи из системы социально-культурной преемственности затрудняется процесс адекватного восприятия ею социальных норм, а вследствие этого тормозятся процессы развития правового го-

сударства и демократизации общества. Активизация этих процессов требует преодолеть отчуждение от общественных ценностей, среди которых важное место принадлежит праву, привычку видеть в праве только «государственную волю», приказы власти.

Молодежь - это социальный объект, способный к инициативе и обратному взаимодействию на общество. Вот почему представители ЦИК обеспокоены политической пассивностью молодежи. Многие молоды люди не пользуются своим активным избирательным правом (то есть правом формировать органы государственной власти посредством выборов), потому что считают это бессмысленным и что их голос ни как не повлияет на итоговый результат голосования. Такая позиция вызывает опасения за дальнейшее развитие демократического и правового государства, а также формирование правовой культуры общества. В связи с этим важно рассмотрение вопроса о том, какие изменения происходят в сознании молодого человека в момент его встречи с правовыми нормами, какие существуют эффективные формы, средства и методы работы с молодыми гражданами.

Правовое сознание молодежи в контексте ее культурного образования - сложный идеологический и психологический комплекс, отражающий разнообразные элементы социально-правовой реальности: правовые взгляды и представления, правовые знания, правовые потребности, интересы, установки, а также государственно-правовые идеалы молодого поколения.

Для того чтобы обеспечить развитие правового сознания как части правовой культуры молодежи, необходимо уделить серьезное внимание проблеме эффективности и качества правового воспитания и изучение общественного мнения, касающегося правовых вопросов. Длительное время правовое сознание молодежи изучалось исключительно теоретическими методами. В результате односторонней ориентации науки оказались неразработанными многие важные аспекты этого явления. Проблема правового воспитания молодежи

является многосторонней и комплексной. Для ее разрешения необходим учет большего числа фактов и зависимостей социологического, правового, социально-психологического, демографического и иных порядков.

Сегодня тема права является одной из самых популярных и обсуждаемых на федеральном уровне. Курс развития современного правового государства должен строится на хорошей нормативно-правовой базе и высокой правовой культуре человека. Это подтверждается публичными выступлениями многих государственных чиновников (в том числе и Президента страны - Д.А. Медведева).

Молодежь - одна из наиболее слабоза-щищенных по своей природе социальных групп в государственной политике. Вопросы образования, занятости, брака, жилищных условий, воинской обязанности актуальны, как правило, в один сравнительно небольшой период жизни, когда молодому человеку нужна психологическая и социально-экономическая поддержка, которая реализуется через систему специальных нормативно-правовых актов и разработку различных программ по поддержанию молодежи. И в этой области государство уже проводит различные программы по поддержанию молодежи в области предоставления жилища молодым семьям. Но развитие высокой правовой культуры и приобщение к ценностям культуры заключается не только в этом. Это лишь один шаг к формированию высокой правовой культуры, уважения и доверия к государству и праву.

Уважение к праву и правопорядку, воспитание юридических образов поведения формируется под воздействием печатных и электронных средств массовой информации. Процесс организации правоприменительной деятельности в целях развития правосознания и правовой культуры, а также применение юридических знаний приобрели особую актуальность. Несмотря на обилие юридической литературы, ее качество и эффективность по-прежнему низки. Но еще большую тревогу вызывают средства массовой информации, которые сегодня не только не оказывают по-

ложительного воздействия на правосознание граждан, в том числе молодежи, но и зачастую дают обратный эффект. Темы преступности, проституции, взяток, незаконной торговли наркотическими средствами и т.п. в средствах массовой информации далеко не всегда вызывают у молодых граждан отрицательное отношение к этим явлениям. Во многих материалах печати присутствует тема усиления потребительских проявлений психологии молодежи, отсутствует момент дискуссионности в обсуждениях актуальных вопросов правовой культуры и правомерного поведения молодежи. В то же время в статьях с излишними подробностями описывается процесс совершения преступлений без морально-психологической оценки правонарушения.

Воздействие средств массовой информации на молодое поколение подтверждается и существующими исследованиями, и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

Одной из важных причин такого негативного влияния на правовую культуру молодежи является отсутствие контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемая подача информации различной аудитории или заказной информации, что в конеч-

Примечания

1. Независимая газета. - 2008. - № 68 (4315).

2. Российская газета. - 2008. - №106 (4663).

3. Слепокуров, В. С. Культура как система соционормативного регулирования: монография / В.С. Слепоку-ров. - М.: МГУКИ, 2005. - 209 с.

4. Смоленский, М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа / М.Б. Смоленский. - Ростов н/Д., 2002.

ном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения, одним словом, формирования его культуры. Сегодняшние СМИ - это бизнес, главная цель которого извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг - в эту сторону сместился центр тяжести.

Таким образом, средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми. Именно поэтому СМИ в современном обществе должны выступать в качестве главного источника позитивной информации и основным средством влияния на развитие культуры, правовой культуры, культурных ценностей, социальных норм современной молодежи.

5. Суртаев, В. Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики / В.Я. Суртаев. -Издание Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2008. - 320 с.

СПб.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.