Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал российского предпринимательства второй половины XIX века'

Социокультурный потенциал российского предпринимательства второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / КУПЕЧЕСТВО / MERCHANTS / ДВОРЯНСТВО / NOBILITY / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / LIBERAL REFORMS / ЦЕННОСТИ / VALUES / МОТИВЫ / MOTIVES / ОБЩЕСТВЕННАЯ УЩЕМЛЕННОСТЬ / SOCIAL DISADVANTAGE / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / MORAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев А.Б.

В статье в краткой форме рассмотрены культурно-исторические этапы формирования российского предпринимательства. Анализ мотивов ведения предпринимательской деятельности в России позволяет автору показать влияние либеральных реформ 60-70-х годов XIX века на процесс выработки новой системы социокультурных ценностей, существенно влияющей на образ предпринимателя. Предлагается новое осмысление специфики и своеобразия русского предпринимательства, которые в настоящее время являются потенциалом его возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP, THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article in summary form describes the cultural and historical stages of formation of Russian entrepreneurship. Analysis of the motives of entrepreneurial activity in Russia allows the author to show the influence of the liberal reforms 60-70-ies of the XIX century in the process of developing a new system of social and cultural values that significantly affect the image of the entrepreneur. A new understanding of the specificity and identity of the Russian entrepreneurship, which is currently potential for its revival.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал российского предпринимательства второй половины XIX века»

2. Istoriko-statisticheskiy sbornik svedeniy po voprosam economicheskogo I kulturnogo razvitiya Vyatskogo kraya [Historical and statistical compendium of information on economic and cultural development of the Vyatka region]. - Vyatka, 1896. - 64 p. [in Russian].

3. Pamyatnaya knizhka Vyatskoy gubernii na 1916 g. [The memorable book of the Vyatka province in 1916]. - Vyatka, 1916. - 295 p. [in Russian].

4. Rossiyskiy gosudarstvenniy istoricheskiy arkhiv (RGIA). F.595. Op.2. D.241. L.176 [The Russian State historical archive (RSHA). Collection 595. Inventory 2. File 241. Page 176].

5. RGIA. F.595. Op.2. D.323. L.16-17 [RSHA. Collection 595. Inventory 2. File 323. Page 16-17]. [in Russian].

6. RGIA. F.595. Op.2. D.422. L.86 [RSHA. Collection 595. Inventory 2. File 422. Page 86]. [in Russian].

7. RGIA. F.595. Op.2. D.477. L.157 [RSHA. Collection 595. Inventory 2. File 477. Page 157]. [in Russian].

8. RGIA. F.595. Op.6. D.101. L.101-102o6 [RSHA. Collection 595. Inventory 6. File 101. Page 101-102 with reverse]. [in Russian].

9. RGIA. F.595. Op.6. D.101. L.18 [RSHA. Collection 595. Inventory 6. File 101. Page 18]. [in Russian].

10. RGIA. F.595. Op.6. D.408. L.18 [RSHA. Collection 595. Inventory 6. File 408. Page 18]. [in Russian].

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.051 Дмитриев А.Б.

Аспирант,

Поволжский государственный университет сервиса (ФБГОУ ВО «ПВГУС») СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье в краткой форме рассмотрены культурно-исторические этапы формирования российского предпринимательства. Анализ мотивов ведения предпринимательской деятельности в России позволяет автору показать влияние либеральных реформ 60-70-х годов XIX века на процесс выработки новой системы социокультурных ценностей, существенно влияющей на образ предпринимателя. Предлагается новое осмысление специфики и своеобразия русского предпринимательства, которые в настоящее время являются потенциалом его возрождения.

Ключевые слова: Россия, предпринимательство, купечество, дворянство, либеральные реформы, ценности, мотивы, общественная ущемленность, социальный статус, духовно-нравственный капитал.

Dmitriev A.B.

Postgraduate student Volga region state University of service, g. Togliatti SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP, THE SECOND HALF

OF THE XIX CENTURY

Abstract

The article in summary form describes the cultural and historical stages of formation of Russian entrepreneurship. Analysis of the motives of entrepreneurial activity in Russia allows the author to show the influence of the liberal reforms 60-70-ies of the XIX century in the process of developing a new system of social and cultural values that significantly affect the image of the entrepreneur. A new understanding of the specificity and identity of the Russian entrepreneurship, which is currently potential for its revival.

Keywords: Russia, entrepreneurship, merchants, the nobility, liberal reforms, values, motives, social disadvantage, social status, moral capital.

Современное российское предпринимательство существует только 30 лет. В историческом масштабе страны это очень мало. Кроме того эта социальная группа развивается в крайне неблагоприятных для нее условиях переходного периода от индустриального к постиндустриальному обществу, что существенно сказывается на ее экономических и духовно-нравственных возможностях. Российское общество и большинство самих предпринимателей пока не готовы признать справедливыми процессы перераспределения государственной собственности в 80-90-е годы ХХ века. Естественно, что варварская приватизация не может вызывать чувства гордости за людей наживших свои капиталы таким способом. Возможно это одна из причин почему отношение к предпринимателю в России очень неоднозначное и противоречивое, а у молодого поколения даже скептическое [8]. Молодежь, как свидетельствуют современные опросы, при выборе жизненной стратегии, отдает предпочтение в первую очередь работе чиновниками или в госкорпорациях, а не мечтает о своем бизнесе.

В последнее десятилетие ХХ - нач. XXI века особую роль в экономиках многих стран получили малые предприятия. В современной России предпринимательство также начиналось с малых форм, дел и действий. Однако социально-экономическое развитие имело другой вектор развития, который постепенно привел к дифференциации и возникновению различных типов производств, где лидерство захватили крупные корпорации.

Эта, отличная от западных стран тенденция, вызывает пристальное внимание ученых, направленное на изучение мотивов ведения предпринимательской деятельности и духовно-нравственных качеств самой личности предпринимателя. В первую очередь требуют осмысления возможности и способности предприятий малого бизнеса

вносить существенный вклад в повышение уровня занятости и конкурентоспособности именно российской экономики.

Несмотря на нерешенность этих концептуальных проблем взаимоотношения общества, власти и малого предпринимательства выдвигаются на первый план развития жизнедеятельности страны и каждого россиянина. Создание условий, при которых человек имеет возможность реализовать свои возможности, становится одной из главных задач развития страны и регионов.

Действительно преимущества предпринимательства в плане оздоровления экономической и общественной жизни очевидны, так как оно предоставляет возможность для реализации творческих способностей, инициативы, создания конкурентной среды и т.п.

Однако имеются и негативные стороны этого процесса, которые пока преобладают. Назовем некоторые из них -бюрократическое и криминальное давление, отсутствие профессиональных компетенций у многих предпринимателей и эффективной системы мер государственной поддержки и др. Эти негативные тенденции не позволяют российскому предпринимательству создать технологии модернизации и обновления страны.

В этом контексте представляет интерес образ предпринимателя, сложившийся последнее время в российском общественном сознании, а также факторы влияющие на формирование его положительного образа.

Начиная с IX и вплоть до XVII века предпринимательство в России развивалось, в основном, как торговое и ведущую роль здесь играло купечество [7, С. 239]. Только в XVIII веке, в связи с появлением и развитием первых крупных производств под патронажем государства. Складываются все условия к переходу от торгового капитала к промышленному, который неуклонно нарастал вплоть до первой половины XIX века. Ускоренное «развитие промышленного производства положило начало подчинению торгового капитала промышленному, формированию капиталистического предпринимательства в стране» [7, С. 240]. В этот период социокультурного развития купеческое сословие в России приобретает уникальные черты, постепенно формируется и система ценностей, отличная от мотиваций и целей западноевропейского предпринимательства. В среде предпринимателей проявляется, своеобразное национальное самосознание, которое в отличии от рационализма и прагматизма Запада, во главу угла не ставило возрастание собственности как меры личного успеха. Но это совсем не значило, что отечественный предприниматель того времени не стремился к прибыли и успеху, наоборот, практичность и индивидуальность всегда были неотъемлемой частью в хозяйственной деятельности в России. Однако данные характеристики занимали второстепенное место в системе ценностей русской православной культуры.

Двигателем предпринимательства на Западе в то время являлось обращение к земным ценностям, а главным критерием «спасения» в протестантской религиозной догматике становится успешная хозяйственная деятельность. Для российского предпринимательства XIX в. стержнем национального менталитета были православные ценности [6, С. 100]. Приоритет духовно-нравственного начал над материальными укоренялся в сознании русских купцов столетиями через православное воспитание и традиции, а также тесную связь с крестьянством и городскими низами. Сохранялся этот приоритет в сознании многих поколений русских людей, независимо от их отношения к религии. «Российские предприниматели признавали греховность богатства, а коммерческий успех не закрывал вопрос о его моральной цене. В российском менталитете отсутствовал культ богатства» [6, С. 102].

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века дали резкий толчок для начала раннеиндустриальной модернизации России, что ускорило процесс капитализации экономики России и развитие всех видов предпринимательства: промышленного, торгового, аграрного, банковского. По нашему мнению, именно в этот не простой период развития России формировался образ отечественного предпринимателя [1, 2, 3]. Можно отметить специфику и своеобразие русского предпринимателя того периода - это были люди с деловой хваткой, предприимчивостью и размахом замыслов, способностями к цивилизованному ведению своего дела. А принимаемые тогда законы постепенно устанавливали принципы свободы, равноправие в занятии предпринимательской деятельности, бессословности, решались задачи законодательного оформления статуса предпринимателя.

Помимо этого в среде предпринимателей ускоренным темпом шел процесс выработки новой системы социокультурных ценностей. Ярким показателем этого стало развитие традиций благотворительности и меценатства [10].

С изменением менталитета российских предпринимателей, менялось и отношение к ним в обществе. Однако и в начале XX века крупные предприниматели не вызывали никакой симпатии в обществе. Их положение в крестьянской стране с отсталым сельским хозяйством и общинным землеустройством и бедными деревнями, было шатким и весьма ненадежным. А если говорить о высших, образованных кругах, то к «аршинникам» и «менялам» относились вообще свысока. Для дворянского сословия торгово-промышленная деятельность была недостойным делом. Более того в самой предпринимательской среде не было корпоративного единства.

Интеграция дворянство в систему капитализма России имела свои особенности, которые были явными пережитками даже для того времени. Это, главным образом, традиционные привычки и предрассудки, базирующиеся на сословной иерархии. Так, в своем исследовании А.Н. Боханов отмечает что «среди крупнейших петербургских банкиров и промышленников встречались выходцы из семей старинного купечества, наряду с которыми фигурировали имена известных чиновников в отставке. В респектабельных офисах фирм можно было встретить и «сиятельных особ», носителей громких дворянских фамилий, владельцев родовых титулов, занимавших директорские кресла и места членов наблюдательных советов, рядом с купцами» [6, С. 14-15]. Но они объединялись только для решения экономических и финансовых вопросов. Когда вопросы были решены, все эти сообщества распадались и контактов вне деловой сферы не поддерживали. Стоит отметить, что и жили они в разных районах и общались строго в узко сословно-социальной среде. Купцы и промышленники всеми силами стремились преодолеть эту «ущемленность» в обществе.

Повысить свой социальный статус в то время, они могли только в рамках всей сословно-иерархической системы, за счет получения чинов, наград, званий и дворянства, которые жаловались исключительно властью. Во второй

половине XIX века в России сформировалась не только иерархия предпринимательства, но и ее мотивационная система. Например, петровская «Табель о рангах», созданная для регулирования продвижения лиц на государственной службе, была распространена на предпринимателей. Кроме того отечественные предприниматели участвовали в деятельности разных купеческих обществ, комитетах по мануфактуре и торговле, в работе попечительских советов, биржевых комитетов и так далее. Они так же служили в министерствах юстиции, промышленности и торговли, министерстве народного просвещения и внутренних дел. Казенное жалование, за эту деятельность, им не выдавалось. Несмотря на то, что финансовых выгод и льгот, значительных сословных преимуществ предприниматели не получали, однако такой деятельностью они расширяли свои возможности по получению чинов и наград, которые ценилось как духовно-нравственный капитал. Это было связано с тем, что поощрения самодержавной властью предпринимателей были редкими и вообще единичными, если касались изменения социального статуса - получение дворянства и родовых титулов.

Из всех форм поощрения самой престижной являлось «возведение в потомственное Российской империи дворянское достоинство», на которое могли претендовать предприниматели из числа потомственных почетных граждан и купцов. Пожалование дворянства имело огромный социально-общественный резонанс. Однако новых «благородных», нередко, игнорировали родовитые дворяне, не признавая их равными себе по социальному статусу. Это подтверждает тезис, что в эпоху капиталистической модернизации в социальной среде российского общества оставались устойчивыми феодальные традиции. «И если на Западе буржуа являлся истинным хозяином общества, то в России крупные предприниматели, не имевшие прочной социальной опоры и поддержки в лице среднего класса, не смогли самоутвердиться, переломить общественные настроения, отвергнуть отжившие юридические и нравственные нормы, стать творцами новой социальной действительности» [7, С. 241].

XX век принес стране новые потрясения. Революции, смена режима в стране (1917 г.), привели к полному уничтожению частной собственности и созданию бестоварного социализма. «Невостребованный государством потенциал предпринимательской энергии стал уходить в теневую экономику, которая постепенно превращалась в структуру, параллельную официальной экономике» [5, С. 123]. Образ предпринимателя в социуме стал негативным, а любая предпринимательская деятельность преследовалось законодательством.

В настоящее время происходят сложные процессы возрождения предпринимательства. Они отличаются многообразием и противоречивыми тенденциями, что не может не отражаться на формировании образа предпринимателя [9].

Таким образом, основы современного предпринимательства в нашей стране только проходят этап формирования, который невозможен без учета опыта прошлого. Социокультурная практика страны и региона XIX - нач. XX века показывает, что предпринимательство это достойная возможность зарабатывать и реализовать свои мечты и планы. Более того, российские предприниматели всегда были государственниками и патриотами, поэтому без их стабильного развития невозможно цивилизованное, гармоничное существование России.

Список литературы / References

1. Барышников М.Н. История делового мира России. - М. : Аспект - Пресс. 1994. - 224 с.

2. Бессолицын А.А. История Российского предпринимательства. - М. : МФПУ Синергия, 2008. - 413 с.

3. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. - М. : 2005. - 240 с.

4. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М. : 1990. - 352 с.

5. Галаган Л.Л. История предпринимательства российского (от купца до банкира). [Текст] - М. : 1997. - 160 с.

6. Деловая элита России. 1914 г. - М. : Институт российской истории РАН, 1994. - 275 с.

7. Илларионова Е.В., Фомина А.С. История российского предпринимательства. - М. : 2009 - 248 с.

8. Интервью члена генсовета «Деловой России» С. Габестро. 4.11.2010. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bfm.ru/news/103253 (дата обращения: 23.10.2016)

9. Овсянников В. П., Якунин В. Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.

10. Якунин В.Н. Хозяйственная культура Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850-е -1950-е гг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 127-129.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Baryshnikov M.N. Istoriya delovogo mira Rossii. [The history of business world of Russia] - M. : Aspekt-Press. 1994. - 224 p. [in Russian]

2. Bessolicyn A.A. Istoriya Rossijskogo predprinimatel'stva. [History of the Russian entrepreneurship] - М. : FPA synergy, 2008. - 413 p. [in Russian]

3. Bessolicyn A.A., Kuz'michev A.D. E'konomicheskaya istoriya Rossii. Ocherki razvitiya predprinimatel'stva. [Economic history of Russia. Essays on entrepreneurship development] - М. : 2005. - 240 p. [in Russian]

4. Buryshkin P.A. Moskva kupecheskaya. [Moscow merchant.] - М. : 1990. - 352 p. [in Russian]

5. Galagan L.L. Istoriya predprinimatel'stva rossijskogo (ot kupca do bankira) [The history of the Russian entrepreneurship (from merchant to banker)] - М. : 1997. - 160 p. [in Russian]

6. The business elite of Russia.1914 г. [The business elite of Russia. 1914 g] - М. : The Institute of Russian history, 1994. - 275 p. [in Russian]

7. Illarionova E.V., Fomina A.S. Istoriya rossijskogo predprinimatel'stva. [History of the Russian entrepreneurship] -М. : 2009 - 248 p. [in Russian]

8. Interv'yu BFM.ru. chlena gensoveta «Delovoj Rossii» S. Gabestro. BFM.ru. 4.11.2010. [Interview with a member of the General Council of "Business Russia" Sergei Gabestro. 4.11.2010.] [Electronic resource] - URL: https://www.bfm.ru/news/103253 (accessed: 23.10.2016). [in Russian]

9. Ovsyannikov V. P., Yakunin V. N. Tradicionnoe kul'turnoe nasledie v molodyx industrial'nyx gorodax [Traditional

cultural heritage in the young industrial cities] // Baltic humanitarian magazine. 2014. № 1. P. 58 - 62. [in Russian]

10. Yakunin V.N. Xozyajstvennaya kul'tura Samarskoj eparxii: formirovanie doxodov duxovenstva v 1850-e- 1950-e gg. [Economic culture of the Samara diocese: formation of incomes of the clergy in the 1850 s - 1950 s] // Vector of science of Togliatti state University. 2011. № 4. P. 127 - 129. [in Russian]

DOI: 10.18454ЛМ.2016.54.263 Завьялова А.Н.

ОИСГО: 0000-0002-4470-9797, Кандидат культурологии, доцент, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России ЭРОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ХУДОЖНИКОВ СТИЛЯ МОДЕРН

Аннотация

Цель работы: выявить характерные черты эротики стиля модерн и определить художественно-выразительные средства стиля для передачи эротических образов.

Задачи исследования: исследовать влияние различных художественно-эстетических систем, направлений и жанров, в том числе эротического жанра «сюнга» японской гравюры «укие-э», на книжную графику художников стиля модерн; проследить степень заимствований структурных элементов, эстетических принципов и мотивов.

Данное исследование позволит расширить и углубить представления о специфических особенностях образной системы и выразительных средствах стиля модерн, показать существование возможности средствами искусства привнести в явления жизни и повседневность эстетическое начало и красоту.

Ключевые слова: гравюра «укие-э», эротика, эстетизм, модерн.

Zavyalova A.N.

ORCID: 0000-0000-0002-4470-9797, PhD in Culture Studie, Associate Professor, Novosibirsk military Institute, Internal troops of the army's general I.K. Jakovlev Ministry of internal affairs of Russia EROTIC MOTIFS IN BOOKS, GRAPHIC ARTISTS OF THE ART NOUVEAU STYLE

Abstract

Aim: to identify the salient features of the Eroticism of the art nouveau style and define artistic-expressive style tools for transfer of erotic images.

Objectives of research: examine the effects of various artistic and aesthetic systems, trends and genres, including the erotic genre "shunga" Japanese prints "Ukiyo-e" on the book graphic artists of the art nouveau style; trace the extent of borrowing structural elements of aesthetic principles and motives.

This research will broaden and deepen perceptions about specifics of shaped and expressive system means the art nouveau style, show the existence ofpossible means of art contribute to the phenomenon of life and daily start and aesthetic beauty.

Keywords: engraving "Ukiyo-e", erotica, aestheticism, Art Nouveau.

рафика стиля модерн развивалась под сильным влиянием японского искусства. С началом торговых

отношений Японии с европейскими странами в середине XIX в. особой популярностью на Западе стали пользоваться японские гравюры. Особенно в жанре «укие-э», так называемые «бытовые картинки», «картинки повседневности», которыми небогатые европейцы украшали свои жилища [2, 42]. Темами для гравюр «укие-э» становятся бытовые, литературные или исторические сюжеты, уличные сценки, изображения цветов и птиц, пейзажи

Понятие «укие-э» в переводе с японского означало «картины бренного мира». Оно вобрало в себя с одной стороны философскую созерцательность и эмоциональную полноту любования полнотой бренного существования, а с другой буддийскую идею о мире - как «мире сансары», мире скорби, страданий и преходящих иллюзий. Позднее непостоянство бытия стало восприниматься японцами не только как источник страдания, а, скорее, как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые дарует это непостоянство. «Укие-э», стало обозначать мир земных радостей и наслаждений [7]. Поэтому, наряду с «картинками повседневности», широкое распространение получают и эротические гравюры «сюнга» - «весенние картинки» (иероглиф «весна» # в Японии являлся эвфемизмом для обозначения сексуальной сферы) [6, 753]. В них художники «укие-э» изображали сексуальную жизнь горожан во всём многообразии: сцены любовных утех, прекрасные гейши, актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола, гомосексуалы и разнообразные сексуальные фетиши (см. рис. 1).

и др. [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.