Научная статья на тему 'Социокультурный подход в исследовании духовных традиций современного российского общества и армии'

Социокультурный подход в исследовании духовных традиций современного российского общества и армии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / АРМИЯ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / SOCIO-СULTURAL APPROACH / CULTURE / RUSSIAN SOCIETY / ARMY / VALUES / TRADITIONS / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевченко Ольга Викторовна

Статья посвящена социокультурному подходу, позволяющему, по мнению автора, определить ментальные и стандартизированные образы и представления конкретного социума, которые обладают высокой устойчивостью, преемственностью, эмоциональной окрашенностью и являются направляющей силой общественного сознания, проявляясь во всех сферах жизни общества. На основе характеристики аксиологического, деятельностного, структуралистского, семиотического, социологического, гуманистического, социально-философского подходов к определению категории «культура» в рамках социокультурного подхода сделан ряд выводов методологического характера. Автор доказывает, что применение социокультурного подхода в исследовании духовных традиций позволит выделить ценностные основы духовных традиций, значимые на государственном, общественном и личностном уровнях, а также структуру и динамику изменения духовных традиций как в российском социуме, так и в армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-

The article is devoted to the socio-сultural approach allowing, according to the author, to define both mental and standardized images and ideas of concrete society which has high stability, continuity, emotional tinges and directs public consciousness, showing itself in all spheres of a society life. On the basis of characteristics of valuable, activity, structuralist, semiotics, sociological, humanistic, social and philosophical approaches to definition of the category «culture» some conclusions of methodological character are made within the framework of socio-сultural approach. The author proves that the application of socio-сultural approach in research of spiritual traditions will allow to select valuable bases of spiritual traditions which are significant for the state, society and personality, and also the structure and dynamics of changes of spiritual traditions both in the Russian society and army.

Текст научной работы на тему «Социокультурный подход в исследовании духовных традиций современного российского общества и армии»

Шевченко О. В.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И АРМИИ

Праксеологическая направленность исследования духовных традиций современного российского общества и армии основывается на использовании социокультурного подхода, который объективирует глубинные социальные и культурные основания особенностей формирования и функционирования духовных традиций. Данный подход позволяет определить ментальные и стандартизированные образы и представления конкретного социума, которые обладают высокой устойчивостью, преемственностью, эмоциональной окрашенностью и являются направляющей силой общественного сознания, проявляясь в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

Основу социокультурного подхода в исследовании духовных традиций составляет понятие «культура» - одно из наиболее многозначных понятий. Дефиниции культуры как социального феномена зависят от интерпретации того или иного аспекта ее проявления в обществе. Существующие концепции, выработанные в истории отечественной и зарубежной философии, позволяют выделить несколько подходов к определению этой категории. Изучение этих подходов имеет большое значение для разработки методологии социокультурного анализа духовных традиций как феномена духовной культуры общества. К таким подходам следует отнести в первую очередь аксиологический, деятельностный, структуралистский, семиотический, социологический, гуманистический, социально-философский и др.

Аксиологический подход (Б.И. Каверин, П.В. Петрий) представляет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложную иерархию идеалов и смыслов социума и индивида, «... значение его для нас, отношение к нам, его оценку, волю, активность и готовность действовать в интересах достижения или отстаивания наших ценностей» [2, с. 30]. Данный подход определяет ориентиры развития духовных качеств личности на пути восхождения к общественному идеалу.

В своем содержании аксиологический подход акцентирует внимание на двух аспектах. Во-первых, ценности по своей сущности являются чем-то существенно значимым для человеческой жизнедеятельности, а потому они носят позитивный характер. Во-вторых, каждая культура (национальная, историческая) вырабатывает свои ценности, и поэтому они носят релятивный характер. П.В. Петрий определяет их как «.осознанные, социально значимые для духовного развития личности явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определенных общественных отношений и социокультурной среды, положительно воздействующие на совершенствование внутреннего мира и объективацию элементов мировоззрения и направленные на обеспечение духовной безопасности личности, государства и общества» [9, с. 65].

Деятельностный подход (К.М. Клакхон, Э.С. Маркарян) исследует культуру как специфический, преобразовательный и активный способ деятельности человека и общества по изменению окружающего мира и себя самого, а также как внегенный механизм передачи накопленного опыта и направленности общественного развития последующим поколениям. «Любая часть культуры должна быть функциональной, - отмечает К.М. Клакхон, -иначе она со временем исчезнет. То есть она должна тем или иным образом способствовать выживанию социума или приспособлению индивида» [7, с. 50].

Однако деятельность человека многогранна, и не всю ее можно отнести к области культуры, а только ту, что задается поиском смыслов человеческой экзистенции. Эта деятельность ограничена рамками творчества и определяется духовным смыслом.

Структуралистский подход (В.С. Степин, А.С. Запесоцкий) позиционирует культуру как совокупность «культурных образцов», которые выступают объективными регулирующими нормами общественно значимых отношений и поведения. Так, В.С. Степин определяет культуру как сложную систему развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, которые «существуют и транслируются в форме социокодов. В качестве социокодов могут выступать образцы деятельности, естественный язык, языки искусства, науки, предметы созданной человеком второй природы, символы, регулирующие социальную жизнь и т.д.» [10, с. 4].

Семиотический подход (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский) отражает сим-

волическую (знаковую) коммуникационную сущность культуры, которая состоит в передаче закодированных социальных схем деятельности, наделенных ценностным смыслом. «Живая культура, - отмечает Ю.М.Лотман, - не может представлять собой повторения прошлого, она неизменно рождает структурно и функционально новые системы и тексты. Но она не может не содержать в себе памяти о прошлом» [8, с. 245].

Социологический подход (Ю.Н.Давыдов, Б.С.Ерасов) рассматривает культуру в качестве социального института, который задает обществу стабильность, целостность и качественную определенность. «В культуре, как в целом, как органе самоконструирования человечества, - подчеркивает Ю.Н.Давыдов, - речь всегда идет о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными, обрести ту универсальную меру, которая не нарушила бы собственную внутреннюю меру каждой из конфликтующих сторон» [3, с. 51].

Гуманистический подход (Н.С. Злобин, В.М. Межуев) концентрирует внимание на совершенствовании духовно-нравственных качеств человека и его интегрированности в общественное бытие в качестве самостоятельной, творческой и социально зрелой личности. « . В основу понимания культуры кладется исторически активная деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности . в любой области общественной деятельности», - пишет Н.С.Злобин [5, с. 36].

Названные подходы диалектически взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, так как каждый из них делает акцент на сущностных признаках культуры как явления.

Особо следует выделить социально-философский подход к культуре (И. А. Гобозов, П.И. Чижик), который характеризует культуру как меру социальной целостности, как детерминант общественного развития и раскрывает разные общественно-значимые формы ее проявления [11].

Во-первых, культура трактуется как форма внебиологического жизнеустройства и наследования. В содержательном ее поле определенным образом кодируется социально значимая информация, а предметные ее формы транслируют закодированную информацию в межпоколенном пространстве посредством материальных носителей и духовных практик (картины, иконы, ноты, архитектурные сооружения, литературные и научные тексты, станки,

машины, здания, технологии, обычаи, обряды, духовные традиции и др.).

Во-вторых, приверженцы данного подхода рассматривают культуру как неотъемлемую от человеческой сущности созидающую и творческую деятельность. По их мнению, не вся деятельность носит продуктивный характер, она может быть и деструктивной. Однако культурой следует считать только конструктивно-творческую, позитивную, направленную на созидание человека, общественной целостности, материальных и духовных ценностей деятельность, которая детерминируется не только субъективными факторами: знаниями, умениями, навыками, воображением, - но и объективными: социальной средой, производительными силами и традициями, направляющими деятельность человека в необходимое для целостности социума русло. «Традиция как механизм аккумуляции, трансляции и трансмутации социального опыта присуща в той или иной степени всем типам общества и всем видам социально значимой деятельности. Она задает и способ отношения общества к прошлому, и меру его актуализации в настоящем» - отмечает М.Г.Завьялов [4, с. 4].

В-третьих, понятие «культура», согласно социально-философскому подходу, обозначает и социальную «культурность» субъекта, т.е. отдельного индивида, отличительными чертами которого являются нравственная воспитанность (вежливость, ответственность, самообладание и т.п.) и образованность (развитость мировоззрения, знание своей национальной истории, литературы и т.п.)

В-четвертых, культурами сторонники данного подхода называют уникальные социально-исторические образования, ограниченные местом и временем жизни человеческие общности, сосуществующие или сменяющие друг друга в ходе истории. Эти общности - субъекты исторического процесса, самостоятельные единицы истории, каждая из которых имеет собственную культуру [6, с. 189-190].

Нетрудно заметить, что главной составляющей в культуре является ее духовный элемент, выступающий как система идеальных факторов развития общества: духовных ценностей, духовных традиций, духовных потребностей и интересов, целей, идеалов, культурных норм, обрядов, традиций различных социальных слоев и групп и т.п.

Анализ существующих взглядов на культуру в рамках социокультурного подхода позволяет сделать ряд выводов методологического характера.

1. Социокультурный подход предполагает, что целостность и жизнеспособность общества напрямую зависят от состояния системы духовных ценностей в социуме и способности их трансляции последующим поколениям: «. за спокойствием и согласием в обществе обнаруживается согласие по основным жизненным ценностям» [2, с. 36]. Несмотря на то, что ценностные предпочтения исторически изменчивы, есть коренные, ментальные ценности для каждого народа, которые имманентно ему присущи.

2. В рамках социокультурного подхода деятельностный аспект рассматривается как существенный признак человеческой природы, жизнеспособности общества и культуры. Кроме того, общество и культура задают вектор направленности самой деятельности, который ориентирован на позитивное, конструктивно-творческое начало. Любая деятельность человеком осмыслена и на уровне должного с необходимостью соотносится с личностными ценностными установками. Однако реализации этого должного на уровне сущего могут помешать объективные социальные условия, и тогда возникают противоречия, решение которых обеспечивает развитие общества. Но иногда деятельность человека, не умеющего предвидеть ее результаты, может привести к печальным последствиям.

Например, в 1990-х гг. деятельность М.С. Горбачева и других демократов, направленная на введение в России общечеловеческой системы ценностей (которая в чистом виде не существует и обусловлена национальными, ментальными, религиозными и другими детерминантами), привела к негативным последствиям в развитии общества и человека. Насаждение западных либеральных ценностей послужило не только духовной деградации русского народа, но и его физическому вымиранию. «Ошибка столь сегодня очевидна, что и правительство, и вчерашние прозападные демократы заговорили о национальных интересах, национальной идее, национальном идеале», -отмечает Н.А.Бенедиктов [2, с. 36].

3. Социокультурный подход основывается на приоритете духовности, содержание которой составляют смысложизненные для общества духовные ценности, идеалы, идеи, теории, настроения, чувства, духовные традиции и т.п. Данные элементы в социокультурной практике оказывают влияние на национальную самоидентификацию общества и обеспечивают духовную безопасность социума и личности. «Русский человек не может полюбить жизнь прежде ее смысла. Когда утрачивается смысл, выходящий за пределы

материального бытия, он не хочет трудиться над общественным и личным благоустройством. Для него жизнь полна сакрального, мистического смысла вещей и человеческих явлений», - подчеркивают А.П. Андреев и А.И. Селиванов [1, с.102].

Социокультурный подход указывает на важнейший признак духовных традиций, которым является их ценностный характер, выражающийся в том, что в содержании любой духовной традиции заложена значимая для жизни личности, общества и государства ценность. Например, такая духовная традиция, как любовь к Родине, на личностном уровне выражается в любви к «маленькой» родине, на общественном - в любви к Отечеству, а на государственном - в готовности защитить ее даже путем самопожертвования. Это прежде всего связано с психологическими особенностями сознания человека, в памяти которого в первую очередь удерживаются конкретно-предметные понятия и глубоко - психологические явления, процессы и события. Таким образом, ценностный характер духовных традиций является их основным признаком и во многом определяет мотивы действий и поступки людей.

Духовные традиции как основа социальной онтологии неотделимы от жизни общества и являются формой передачи социокультурного кода для жизнедеятельности общества и легитимизации власти. Развитию традиций в историческом пространстве способствуют нетрадиционные способы ее передачи, которые детерминируются современными реалиями развития общества. Если такие способы отсутствуют, то традиции начинают превращаться в консервативный элемент, который тормозит прогрессивное развитие общества.

Таким образом, социокультурный подход при рассмотрении духовных традиций современного российского общества и армии позволяет выделить ценностные основы духовных традиций, их структуру и динамику изменения в процессе развития российского социума.

* * *

1. Андреев А.П. Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.

2. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М., 2003.

3. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция. М., 1978.

4. Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: автореф. дис. .канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997.

5. Злобин Н.С., Межуев В.М. и др. Культура - человек - философия. К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982. № 1.

6. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия. М., 2001.

7. Клакхон К.М. Зеркало для человека. СПб., 1998.

8. Лотман Ю., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б. Избранные труды: в 2-х т. М., 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры.

9. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армия. М., 2001.

10. Степин В.С. Куда идет российская культура? (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 9.

11. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.