Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ИМПЕРАТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ИМПЕРАТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / МУЗЕЙ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Диана Айратовна

Рассматривается социокультурный подход как основание современного образования, ориентированного на личность в полноте ее культурно-воспроизводительной деятельности. Исследуется связь социокультурного подхода и музея, обусловливающая изменение образовательной деятельности последнего. Актуализируется проблема расширения образовательных возможностей музея, обострившаяся в условиях социальной необходимости поиска альтернативных методов взаимодействия с личностью. Обращение к социокультурному подходу как методологии деятельности музея позволяет изменить конфигурацию общения, в качестве цели обозначив включение в процесс коммуникации личность человека как равнозначного субъекта коммуникации наравне с культурой и социумом. В соответствии с запросом общества музейная коммуникация как метод сотрудничества с личностью в образовательной практике музея становится первостепенной. Анализ образовательной деятельности музея позволяет проследить влияние коммуникационных процессов, трансформирующих содержание, образовательную среду и результаты образования в музее, придавая им личностно значимые смыслы. Следовательно, присвоение личностью разнообразия социокультурного опыта становится ключевой задачей образовательной деятельности музея, что отвечает современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL APPROACH AS AN IMPERATIVE OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A MODERN MUSEUM

The article examines the sociocultural approach as the basis of modern education focused on the individual in the fullness of his cultural and reproductive activity. The relationship between the socio-cultural approach and the museum is investigated, which determines the change in the educational activity of the latter. In accordance with the demands of society, museum communication as a method of interaction with a person in the educational practice of the museum becomes paramount. Museum communication and the process of its transformation in the digital age is a key concept for studying the mechanisms of modernization of the educational activities of the museum. In turn, communicative processes transform the content and results of education in the museum, giving it personally meaningful meanings. The semantic field of the content of museum education becomes the basis for communication, and the museum visitor is a representative of one or another point of view on cultural phenomena. The museum, being at the junction of various sciences (pedagogy, psychology, museology, art history), sees its goal not so much in the expansion of knowledge, but in the development of the value apparatus, attitudes, and creative abilities of the individual. Consequently, the appropriation by an individual of the diversity of sociocultural experience becomes a key task of the educational activities of the museum.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ИМПЕРАТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ»

УДК 37.013.43

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-115-123

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ИМПЕРАТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Д. А. Бакаева

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Рассматривается социокультурный подход как основание современного образования, ориентированного на личность в полноте ее культурно-воспроизводительной деятельности. Исследуется связь социокультурного подхода и музея, обусловливающая изменение образовательной деятельности последнего. Актуализируется проблема расширения образовательных возможностей музея, обострившаяся в условиях социальной необходимости поиска альтернативных методов взаимодействия с личностью. Обращение к социокультурному подходу как методологии деятельности музея позволяет изменить конфигурацию общения, в качестве цели обозначив включение в процесс коммуникации личность человека как равнозначного субъекта коммуникации наравне с культурой и социумом. В соответствии с запросом общества музейная коммуникация как метод сотрудничества с личностью в образовательной практике музея становится первостепенной. Анализ образовательной деятельности музея позволяет проследить влияние коммуникационных процессов, трансформирующих содержание, образовательную среду и результаты образования в музее, придавая им личностно значимые смыслы. Следовательно, присвоение личностью разнообразия социокультурного опыта становится ключевой задачей образовательной деятельности музея, что отвечает современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: социокультурный подход, образовательная деятельность музея, музей, коммуникация, образование.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью выхода на принципиально иной уровень осмысления опыта, накопленного в последнее десятилетие в музейной деятельности, в том числе и в области образовательной практики. В последние годы в музее, как и в системе образования, все более устойчивые позиции занимает социокультурный подход -основополагающий методологический подход, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека [1, с. 14]. Социокультурный подход соединяет в себе три взаимосвязанных компонента: человек и его отношение с социумом, культура как пространство ценностей, осваиваемых и созидаемых человеком, и общество, понимаемое как совокупность индивидов. Основоположник изучения социокультурного подхода П. Сорокин справедливо замечал, что без внедрения элементов культуры, подразумевая под ними ценности, нормы и знания, люди не смогли бы выстроить работу любых социальных институтов и организаций [1, с. 219].

По мнению исследователей (Е. М. Акулич [2, с. 79], Э. С. Абрамян [3, с. 11], Л. Я. Пет-рунина [4, с. 133]), именно музей, являясь средоточием различных памятников, знаний, нормативных правил, выработанных цивилизацией, ценностных ориентаций, считается уникальным интерпретатором социального, культурного и личностного опыта. Социальное проявляется в совокупном взаимодействии людей в пространстве музея, причем вне зависимости от времени и места их проживания; культурное - в заключенных в музейной кол— 118 —

лекциях ценностях, значимых для выживания цивилизации и ее отдельных общностей, а личностное - в значениях и смыслах, определяемых самим человеком как сущностные в данной конкретной ситуации.

Подобный взгляд на музей позволяет позиционировать его как пространство становления личности, обеспечивающее различные аспекты ее развития. В свою очередь личность, находясь в среде музея, проявляет себя как субъект восприятия разного знания, представленного в материальном и нематериальном культурном наследии.

На основе подобного представления музея как социокультурного феномена повышается интерес к нему со стороны общественности, который обусловлен рядом объективных причин, важнейшими из которых являются:

- повышенная информатизация общества, появление многочисленной разной по формату и содержанию информации, которая представляет собой обезличенное знание, подчас поверхностное и недостоверное; в этом случае возрастает необходимость появления «эксперта», представляющего соответствующее устоявшемуся научному мнению знания о событиях, фактах, феноменах, в качестве которого может выступить музей;

- возрастающие познавательные потребности человека, влекущие за собой необходимость получения разного знания, отвечающего запросам личности, что определяет востребованность интегративной функции музея, объединяющей разные типы знаний, где личность является неким навигатором в движении по текстам и контекстам культуры;

- запрос на актуальное, личностно ориентированное знание, что предполагает актуализацию эмоциональной составляющей музейной экспозиции, позволяющей преобразовывать знания в личностный опыт, на основе которого складываются личностные установки и формируется образ «Я».

Таким образом, обострившаяся в современных условиях социальная необходимость поиска альтернативных источников знания, отвечающих актуальным запросам общества; стремление к получению инонаучной информации, соответствующей запросам личности; привлечение иных средств постижения необходимого материала: визуальных, сензитив-ных, синтезированных и т. д., актуализировали проблему расширения просветительских и образовательных возможностей музея.

Ответом на получаемые со стороны социума запросы становятся разнообразные формы проведения образовательной, досуговой и культурно-просветительской музейной деятельности различным категориям посетителей. В рамках данной статьи представляет интерес реализация образовательной функции музея в условиях современной социокультурной ситуации.

Следует отметить, что «вхождение» музея в современное образовательное пространство, насыщенное просветительскими и образовательными проектами, во многом происходило стихийно - методом проб и ошибок и в целом оказалось затруднительным. Опыт показал, что образовательная деятельность музея - это совершенно особый феномен, который невозможно воспроизвести за счет «механического» сложения потенциалов музея и образовательных институтов. И связано это, прежде всего, с уникальностью музея как образовательного канала, что находит отражение в разнообразии предлагаемого музейного содержания, методов работы, способов конструирования просветительского и образовательного процессов, несомненно, отличающегося от аудиторного (школьного) образования.

Музейное образование понимается современными исследователями как развитие жизненного опыта человека на основе музейной коммуникации [5, с. 39]. Последняя, в свою очередь, определяется как разновидность социальной коммуникации и связана с переда-

чей значимой информации с помощью специфических музейных форм и каналов (музейный предмет, музейное пространство в различных формах - музейная экспозиция, выставка, иное организованное пространство, специальные формы актуализации представленной информации и т. д.). Музей предлагает особый тип взаимодействия - коммуникацию между несколькими субъектами: посетитель - экспонат; посетитель - музейный специалист; посетитель - эпоха, которой принадлежит артефакт. В последнее время в качестве дополнительного субъекта коммуникации стала выступать цифровая образовательная среда, которая еще более усложнила коммуникационные схемы. Таким образом, выстраивание коммуникации представляется ключевым методом образовательной деятельности музея.

Определяя содержание образования в музее, исследователи сходятся во мнении, что в его основе лежат значимые для личности и, в целом, для общества смыслы - проблемы, понятия, идеи. Семантическое поле смыслов в таком случае является основой для коммуникации, а музейный посетитель - представителем той или иной «системы координат» культуры, имеющим собственную «культурную позицию». Человек в таком случае ставится «во главу угла»; коммуникационный процесс производится от субъекта и не допускает возвышения музейного предмета над посетителем. Данный подход был назван социокультурным и подробно разработан М. Б. Гнедовским в 1970-х гг. [6, с. 15]. Позднее он был расширен за счет усиления антропологической составляющей к определению содержания музейной коммуникации, которая выделила интерпретационную логику содержания коммуникации как ее базис и фундамент.

Таким образом, музейная коммуникация предполагает столкновение разных смысловых концептов - зрителя, автора, куратора экспозиции, по сути, разных точек зрения на один предмет, проблему, явление. При этом пространственная среда музея позволяет посетителю проявить волю и предоставляет право выбора в приобщении к памятникам и поискам ответов на заданные вопросы.

Переосмысление феномена музея как социокультурного института повлияло на изменение и музейной среды. Перемены коснулись глубинного понимания пространственной и средовой составляющей музея, что, несомненно, является следствием разработки теории музейной коммуникации. Среда музея теперь становится полноправным участником коммуникации и понимается как развивающее и саморазвивающееся пространство.

Являясь частью музейного пространства, музейная среда понимается как духовное, культурное, социальное и другое окружение, однако только в случае присутствия человека в среде. Качество восприятия памятника напрямую зависит от музейной среды и является основой художественного образования. Музейная среда, с одной стороны, соединяет в себе взаимодействие предмета и пространства; с другой - содержит в себе достаточно широкий круг элементов, зависящих от назначения, приложения их к какой-либо деятельности (история, литература, театр, изобразительное искусство). Именно поэтому в вопросах освоения культуры важно не только непосредственно находиться в музейной среде для восприятия и практической деятельности, но и иметь представление о культурных контекстах, знакомиться с целым рядом околокультурных вопросов.

Согласованная работа элементов музейной среды в концепции музейной коммуникации и ее образовательной составляющей становится одним из важных инструментов педагогического воздействия на личность. В этом и заключается основной результат образовательных усилий музея в рамках социокультурного подхода: развитие способностей личности, т. е. познание, преобразование и осмысление. Б. А. Столяров определяет три составляющие образовательной деятельности музея [7, с. 148]:

- развитие - музей как средство творческого развития;

- воспитание как процесс комплексного развития личности и формирования ценностного осмысление окружающего мира;

- обучение как процесс формирования умений в интерпретации культурных памятников.

Такой подход позволяет не только приобщаться к культуре, но и способствует активному воспитанию творческой личности каждого учащегося. Специфика музейного учреждения обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры. Работа в музейной среде развивает через восприятие, понимание и истолкование культуры, произведений искусства, ценностное отношение личности к памятнику. А в основе подобного личностного становления по отношению к явлениям культуры, общественным нормам и ценностям лежит коммуникация как метод взаимодействия с обозначенными феноменами.

Как отмечалось выше, основной задачей слаженной работы теории музейной коммуникации, элементов музейной среды и содержательного направленного действия является развитие познавательных и творческих способностей детей, формирование самосознания, восприятия различных культурных «точек зрения», не отказываясь от собственных суждений и взглядов и развивая таким образом «определенную форму мировидения, характерную для этой культуры» [8, с. 35].

Определяя результативность образовательной деятельности музея, необходимо учитывать основные условия ее развития. Исследователи выделяют следующие: личностная значимость, меняющийся характер коммуникации в целом; переход к эпохе визуальной коммуникации; насыщение зрительного ряда человека визуальным «мусором» - данные факторы определяют происходящие изменения музейного образования в соответствии с актуальной социокультурной ситуацией.

В обобщенном виде образовательная деятельность музея сегодня представляет собой нелинейную систему взаимодействия различных субъектов и форм коммуникации, направленную на передачу целостного информационного сообщения [9, с. 25]. В контексте социокультурного подхода коммуникация как основной метод образовательной деятельности музея предполагает формирование разноуровневой и разновариантной системы коммуникации между разными субъектами образования [10, с. 75]. Он направлен на целостность транслирования и передачи социокультурного опыта, контекстуального содержания, ценностных доминант и т. д.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо заметить, что анализ обозначенных в статье узловых элементов образовательной деятельности музея (коммуникация, влияние музейной среды, интерпретация содержания) позволяет проследить развитие образования в музее соответственно социокультурной ситуации. Многообразные коммуникационные связи являются инструментом включения музея в образовательную парадигму как уникального социокультурного института с большим потенциалом в инкультурации, социализации и гуманизации образования.

Разработка теоретических оснований образовательной деятельности музея и дальнейшая реализация на практике целенаправленной, структурированной работы по созданию системы коммуникации с личностью соответствуют современным задачам музейной педагогики, а также являются ее основным результатом.

Список литературы

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 219.

2. Акулич Е. М. Музей как социальный институт // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 78-89.

3. Абрамян Э. С. Основания воспроизводственных процессов в культуре // Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации (основания исследования культурных процессов). М., 1987. С. 7-19.

4. Петрунина Л. Я. От традиционного музея к социальному институту // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11, № (1). С. 133-140.

5. Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в Российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 35-44.

6. Гнедовский М. Б. Музей в системе непрерывного образования. Серия: Музейное дело и охрана памятников. М.: Экспресс-информ: НИО «Информкультур», 1990. С. 16.

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. С. 148.

8. Библер С. В. Культура и школа XXI века // Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы: сб. ст. Кемерово, 1993. С. 35.

9. Коробкова Е. Н. Другой взгляд на открытое образование: социокультурный контекст // Педагогика искусства. 2019. № 2. С. 21-28.

10. Суртаева Н. Н., Милованова Н. Г., Иванова О. А. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность в основе социокультурного подхода // Мир кульуры, науки, образования. 2019. № 4 (77). С. 73-75.

Бакиева Диана Айратовна, научный сотрудник, Государственный музей истории религии (ул. Почтамтская, 14, Санкт-Петербург, Россия, 190000). E-mail: dianabakieva@gmail.com

Материал поступил в редакцию 28.11.2020

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-119-124

SOCIOCULTURAL APPROACH AS AN IMPERATIVE OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A MODERN MUSEUM

D. A. Bakiyeva

State Museum of the History of Religion, St. Petersburg, Russian Federation

The article examines the sociocultural approach as the basis of modern education focused on the individual in the fullness of his cultural and reproductive activity. The relationship between the socio-cultural approach and the museum is investigated, which determines the change in the educational activity of the latter. In accordance with the demands of society, museum communication as a method of interaction with a person in the educational practice of the museum becomes paramount. Museum communication and the process of its transformation in the digital age is a key concept for studying the mechanisms of modernization of the educational activities of the museum. In turn, communicative processes transform the content and results of education in the museum, giving it personally meaningful meanings. The semantic field of the content of museum education becomes the basis for communication, and the museum visitor is a representative of one or another point of view on cultural phenomena. The museum, being at the junction of various sciences (pedagogy, psychology, museology, art history), sees its goal not so much in the expansion of knowledge, but in the development of the value apparatus, attitudes, and creative abilities of the

individual. Consequently, the appropriation by an individual of the diversity of sociocultural experience becomes a key task of the educational activities of the museum.

Keywords: socio-cultural approach, educational activities of the museum, museum, communication, education.

References

1. Sorokin P. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Person. Civilization. Society]. Moscow, 1992. P. 219 (in Russian).

2. Akulich E. M. Muzey kak sotsial'nyy institute [Museum as a social institution]. Sotsiologicheskiye issledova-niya - Sociological Studies, 2009, no. 6, pp. 78-89 (in Russian).

3. Abramyan E. S. Osnovaniya vosproizvodstvennykh protsessov v kul'ture [The foundations of reproductive processes in culture]. Uskoreniye sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov i kul'turnye problemy sotsial'noy organizatsii (osnovaniya issledovaniya kul'turnykh protsessov) [Acceleration of socio-economic processes and cultural problems of social organization (the basis for the study of cultural processes)]. Moscow, 1987. Pp. 7-19 (in Russian).

4. Petrunina L. Ya. Ot traditsionnogo muzey a k sotsial'nomu institutu [From a traditional museum to a social institution]. Voprosy muzeologii - The Problems of Museology, 2020, vol. 11, no. (1), pp. 133-140 (in Russian).

5. Sapanzha O. S. Muzeynoye obrazovaniye i muzeynaya pedagogika v Rossiyskoy akademicheskoy traditsii i praktike muzeynogo dela: granitsy ispol'zovaniya ponyatiy i ikh soderzhaniye [Museum education and museum pedagogy in the Russian academic tradition and practice of museum work: the boundaries of the use of concepts and their content]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2017, no. 1, pp. 35-44 (in Russian).

6. Gnedovskiy M. B. Muzey v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Museum in the system of continuing education]. Moscow, Ekspress-inform, NIO "InformkuTtura" Publ., 1990. P. 16 (in Russian).

7. Stolyarov B. A. Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika: uchebnoye posobiye [Museum pedagogy. History, theory, practice: textbook]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004. P. 148 (in Russian).

8. Bibler S. V Kul'tura i shkola XXI veka [Culture and school of the XXI century]. Shkola dialoga kul'tur: Idei, opyt, perspektivy: sbornikstatey [School of Dialogue of Cultures: Ideas, Experience, Prospects: Collection of Articles]. Kemerovo, 1993. P. 35 (in Russian).

9. Korobkova E. N. Drugoy vzglyad na otkrytoye obrazovaniye: sotsiokul'turnyy kontekst [Another look at open education: sociocultural context]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of Art, 2019, no. 19, pp. 21-28 (in Russian).

10. Surtayeva N. N., Milovanova N. G., Ivanova O. A. Sotsiokul'turnaya i sotsial'nopedagogicheskaya deyatel'nost' v osnove sotsiokul'turnogo podkhoda [Sociocultural and social pedagogical activity at the heart of the sociocultural approach]. Mir kul'tury, nauki, orbazoavniya - The world of science, culture and education, 2019, no. 4 (77), pp. 73-75 (in Russian).

Bakiyeva D. A., Research Officer, State Museum of the History of Religion (ul. Pochtamtskaya, 14, St. Petersburg, Russian Federation, 190000). E-mail: dianabakieva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.