Научная статья на тему 'Социокультурный подход к образованию в свете Болонского процесса'

Социокультурный подход к образованию в свете Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / КУЛЬТУРАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / KULTURANTHROPOLOGIE APPROACH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / HUMANITARIZATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Муслим Хатам Оглы

В статье обосновывается необходимость применения социокультурного подхода к образованию в свете реализации идей и принципов Болонского процесса, предполагающего согласование интересов всех участников образовательного процесса на основе сохранения разнообразия и уважения культурных традиций. Отмечается, что данные особенности культурных традиций оказывают существенное влияние на восприятие и применение тех или иных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров Муслим Хатам Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOCULTURAL APPROACH TO EDUCATION IN LIGHT OF BOLOGNA PROCESS

The article substantiates the necessity of application of socio-cultural approach to education in light of the implementation of the ideas and principles of the Bologna process, involving the coordination of interests of all participants of educational process through the maintenance of diversity and respect for cultural traditions. It is noted that these features of cultural traditions have a significant impact on the perception and use of certain educational standards.

Текст научной работы на тему «Социокультурный подход к образованию в свете Болонского процесса»

УДК 378.147.88

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В СВЕТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

© 2015

М.Х. Назаров, доктор философии по педагогике, заведующий кафедрой искусства, технологии, гражданской обороны и физического воспитания

Бакинский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Баку (Азербайджан)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость применения социокультурного подхода к образованию в свете реализации идей и принципов Болонского процесса, предполагающего согласование интересов всех участников образовательного процесса на основе сохранения разнообразия и уважения культурных традиций. Отмечается, что данные особенности культурных традиций оказывают существенное влияние на восприятие и применение тех или иных образовательных стандартов.

Ключевые слова: социокультурный подход, культурантропологический подход, образование, гуманизация, гуманитаризация, Болонский процесс, синергетика.

Актуальность проблемы. В глобализирующемся и интегрирующемся мире трансформируются все структурообразующие компоненты всей системы культуры. Политические, правовые, образовательные системы планеты по мере эволюции человеческой цивилизации стремительно меняются. Практически все процессы, характеризующие складывающийся сегодня тип цивилизации, в первую очередь касаются образования, так как предполагают формирование соответствующего сознания и образовательного пространства. В современных условиях сложились предпосылки для очередной их трансформации. Мир переживает период беспрецедентных преобразований в своём движении к глобальному обществу.

Азербайджанская Республика, член ООН, ОБСЕ и ОИК с 1992 года, в результате проведенной последовательной внешней политики в 2001 году была принята в Совет Европы, установила тесные контакты с Европейским Союзом, НАТО и другими организациями, ведет активную внешнюю политику по развитию взаимовыгодных отношений в рамках этих структур. Азербайджан, расположенный на очень выгодном географическом пространстве, а также в силу целого ряда других обстоятельств может служить мостом между Западом и Востоком и в сфере образования, создать для себя и своих партнеров всесторонние условия для максимального использования своей позиции, проводит необходимые мероприятия в целях обеспечения национальных интересов и безопасности. Одним из направлений такого взаимодействия является сотрудничество в образовательной сфере.

Как известно, Азербайджанская Республика подписала ряд международных договоров, содержащих обязательства по приведению азербайджанской образовательной системы в соответствие с общеевропейскими стандартами. По обязательствам, появившимся в результате вступления в Болонский процесс, Азербайджан привел свои образовательные программы в соответствие с общеевропейскими стандартами. Эти изменения заключаются во введении двухступенчатой учебной программы - бакалавриата и магистратуры, профильного обучения, и т.д.

Официально Азербайджан принял условия Болонского процесса в 2005 году подписанием Конвенции и принятием на себя определенных обязательств, связанных с рядом принципов. В основе изменений, которые предлагает Болонская декларация и последующие документы, лежит идея создания единой европейской образовательной системы. На фоне последних национальных доктрин, в которых провозглашается идея о том, что главными ценностями государства являются не нефть и газ, а «человеческий капитал», ситуация в сфере высшего образования должна измениться в лучшую сторону. Указанные изменения сократят разрыв между Азербайджаном и другими государствами, а также откроют новые перспективы для студентов, и образование

в Азербайджане обязательно станет более конкурентоспособным в мире.

Поэтому в настоящее время активно осуществляется процесс совершенствования законодательства Азербайджана в указанном направлении. Но унификация подходов к образованию в Азербайджане и Европе не исключает необходимости критического и всестороннего анализа данного факта. При игнорировании этнокультурной специфики Азербайджана это способно привести к достаточно серьезным негативным последствиям. настоящее приобщение к праву и к правовым ценностям требует усвоения всего наиболее ценного, важного, что имеется в разнообразных культурно-правовых традициях А это актуализирует культурологический подход к праву в научном сообществе

Вышеуказанное актуализирует социокультурный подход к образованию, когда образование понимается как единство идеи образования, представлений и ценностей, являющихся неотъемлемой составной частью системы культурных ценностей общества. В идее образования аккумулируется и накапливается опыт разумных решений жизненных ситуаций в зависимости от конкретных социокультурных традиций, возникающих в многообразной социокультурной реальности, в самой гуще практической деятельности, — всего того, что представляет живую практику человеческих отношений, которая охватывает самые существенные и важные области жизни человеческого сообщества, каждого человека - отношения семейные, собственности, власти, положение личности и т.д. Образование в любой стране, как и ее образовательная система в целом, подобно зеркалу, отражает основные вехи ее истории, ее реальное общественное бытие, ее идейные ценности и традиции. Сфера образования является важнейшей составляющей национальной культуры, национального менталитета. В основе этих различий лежат базовые ценностные постулаты, ориентирующие те или иные народы на свой особый подход к жизни и к тому, как им лучше организовать свою экономику, культуру, семейные отношения, свой образ жизни в целом. Осознание взаимосвязи образования и культуры дает основание говорить о социокультурном смысле содержания образования.

Степень исследованности проблемы. Следует отметить, что отдельные элементы социокультурного подхода были разработаны такими учеными, как Э.Дюркгейм, М.Малиновский, А.Кребер, К.Клакхон, П.Сорокин, Н.Луман, Т.Парсонс, А.Р.Рэдклиф-Браун и др. При социокультурном подходе к образованию весь акцент делается на выявление способности общества обеспечить свою выживаемость. Важнейший элемент этого подхода - реальное выявление возможностей формирования все более эффективных образовательных программ, усиления влияния в обществе более эффективных форм образования. Приведенный подход ценен тем, что общепринятое определение образования как процесса и результата приобщения человека к знаниям о мире, ценностям,

опыту, накопленному предшествующими поколениями, акцентирует внимание лишь на его институциональной функции, а деятельностная природа образования при этом отходит на второй план. Образование, как идеальный феномен, необходимым образом опредмечивается. Оно реально вплетено в материальную деятельность и существует только через эту деятельность.

Цель и задачи исследования. Для нашего исследования большое значение имеет и положение, согласно которому образование есть живой организм, активный фактор преобразования бытия, стабилизации общественных отношений на основе освоения передающихся из поколения в поколение социокультурных программ. На этом уровне выявляется то, как образование адаптируется к меняющимся условиям, как оно себя воспроизводит, каковы причины, механизмы его упорядоченности. При таком подходе общество, образование, как феномен культуры, и личность выступают в качестве социокультурных систем, которые взаимодействуют. Образование как система связана с определенной концепцией социального строя. И от этой концепции зависит то, как вообще функционирует образование. Культура не только образует внешнюю среду образования, но и определяет его «внутренний мир» и структуру. В соответствии с разными историческими эпохами и условиями выделяются социокультурные типы образовательных систем.

Основная часть. Дополнив социокультурный подход к изучению образования культурантропологическим, мы существенно расширяем исследовательские возможности. Необходимость такого дополнения диктуется растущим значением гуманизации и гуманитаризации образования. Такой подход заставляет констатировать, что образование невозможно изолировать от социокультурной системы конкретного общества, а также важность сохранения многообразия и уникальности каждого из «образов» образования в его реальных социально-исторических проявлениях и их подлинную ценность. Мы исходим из отстаиваемого в свое время О.Шпенглером, Данилевским, А.Тойнби принципа многообразия исторического процесса и принципа необходимого разнообразия в образовании. Прогресс образования, его динамичность прямо связаны с увеличением внутреннего разнообразия систем образования, что перекликается, как известно, с концептуально-методологической идеей самоорганизации, когда признается способность различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.

Таким образом, возникает возможность дополнить социокультурный подход достижениями синергетики. Но сохранение как индивидуального, так и культурного своеобразия зависит от того, будут ли все иметь равные права для этого или все будут ощущать одинаковый моральный долг уважать права «любого другого» - разнообразных форм жизни и форм этноса [1, с.117]. Как пишет В. В. Миронов, интеграция «должна базироваться на том, что в результате вновь создаваемая система обогащается сильными сторонами, которые были у обоих систем. Именно поэтому главным условием интеграции должно выступать некое „равенство" систем, как экономическое, так и культурное». Очень трудно интегрировать неравные в культурном и экономическом отношении системы. Поэтому, когда мы говорим об интеграции образовательного процесса, идея обогащения качеством, преимуществами должна быть во главе угла. Глубоко прав В. В. Миронов, когда пишет, что интеграция тогда позитивна, когда реально осуществляется при относительном равенстве систем, равенстве не только в образовании, но и в экономике, управлении и др. «Пока системы различны и. прежде всего, экономические и политические рассуждения о реальной интеграции в отдельно взятой сфере, по крайней мере, наивны» [4, с. 59].

Дополнив социокультурный подход ценностным, мы выходим за пределы образования и оцениваем его

сквозь призму необразовательных критериев, с помощью ценностей самого социума. Материальные и духовные ценности, будучи творениями социума, меняются вместе с социокультурной динамикой общества. Социокультурная динамика приводит к трансформации культурной системы. Ценности настолько значимы, что появляется особый институт, призванный выявлять динамику ценностей в процессе социального развития и транслировать их на уровень личности. Именно в этом и заключается значимость института образования. Необходимо уточнить, насколько соответствуют современные ценности образования ценностям развития личности, группы, нации, общества, поскольку ресурсы развития общества сегодня связываются с потенциалом личности, его творческими способностями. С точки зрения культурологии образование не есть ценность, а, напротив, в основе образования лежат ценности, что обусловливает разные подходы к пониманию образования в условиях разных культур.

Процесс интеграции Азербайджана в мировое образовательное пространство должен осуществляться с учетом национальных особенностей Азербайджана, имеющего уникальную, многовековую культуру. Следует констатировать, что азербайджанское образование тесно связано с азербайджанской культурой, и является, по сути, ее выражением. Поэтому сближение азербайджанской образовательной системы с образовательными системами стран ЕС возможно только при учете культурных особенностей Азербайджана. В связи с этим отметим два аспекта данной проблемы. Во-первых, необходимо отметить много-уровневость азербайджанской культуры.

Это проистекает из того, что на протяжении веков представители разных религий и наций жили в Азербайджане как одна семья. Как утверждает Президент Азербайджана Ильхам Алиев, «несмотря на то, что это сравнительно новое понятие, мультикульту-рализм на протяжении веков был присущ нашему на-роду...Мультикультурализм - это наш образ жизни». Сказанной оказало существенное влияние на формирование азербайджанской культуры. Во-вторых, следует учитывать и специфическую систему культурных ценностей, сформировавшихся в Азербайджане. Система культурных ценностей, сформировавшаяся в Азербайджане, в значительной мере отличается от аналогичной системы в государствах - членах ЕС. Отечественная система, хотим мы того или нет, несет на себе отпечаток как дореволюционной азербайджанской культуры, так и культуры, сформировавшейся в советский период и современный переходный период. Существенную роль в формировании азербайджанской системы культурных ценностей сыграла мусульманская религия.

Наличие такого сложного многоуровневого построения культуры, особенностей системы культурных ценностей в Азербайджане, конечно же, отразились на становлении азербайджанской государственности, история которой уходит корнями вглубь веков. В связи с этим естественным и необходимым является признание факта ее преемственности на территории Азербайджана на примере таких держав, как Атропатена, Кавказская Албания, а также государств Ширваншахов, Атабеков Азербайджана, Каракоюнлу, Аккоюнлу, ранних Сефевидов, азербайджанских ханств ХУШ-Х1Х вв. и Азербайджанской Демократической Республики (19181920) - первой республики на мусульманском Востоке. Из вышесказанного вытекает вывод о значительной роли азербайджанского народа в государственной и политической истории Кавказа, Ирана и всего Переднего и Ближнего Востока. В связи с вышеизложенным, культурные особенности, существующие в конкретном государстве, должны учитываться в политике Европейского Союза в сфере образования, поскольку данные особенности оказывают существенное влияние на восприятие тех или иных образовательных стандартов, на их применение. Указанный орган не должен выходить за рамки

своей компетенции в оценке тех или иных фактов, имеющих культурную специфику. Необходимо отметить, что Европейский Союз в основном учитывает указанный выше культурный фактор, что находит свое подтверждение в практике.

В настоящее время развитие азербайджанского образования идет почти исключительно в рамках европейского культурного контекста, что фактически ведет к изъятию образования из сферы конкретной национально-духовной культуры. Но при всех возможных последствиях интеграции Азербайджана в общеевропейское образовательное пространство необходимость в данном процессе в силу разных причин (социально-экономических, политических и других) не вызывает сомнения. Более того, указанный процесс по своему характеру неизбежен и необратим. Но для того, чтобы доказать и привлечь внимание к отечественному уровню образования, необходимо иметь систему образования, вписывающуюся в общеевропейскую, «включенную» в систему европейского образовательного пространства. В связи с этим Азербайджан должен выработать определенную стратегию совершенствования азербайджанского законодательства с учетом требований Европейского Союза.

Одним из концептуальных положений данной стратегии должен стать тезис о необходимости учета в ходе интеграции особенностей азербайджанской культуры. Болонские реформы должны представлять собой не односторонний процесс, а как взаимное движение навстречу европейской и национальной образовательных систем. Культурные особенности, существующие в конкретном государстве, должны учитываться в политике Европейского Союза в сфере образования, поскольку данные особенности оказывают существенное влияние на восприятие и применение тех или иных образовательных стандартов. Поэтому каждое общество стремится создать такую образовательную модель, которая соответствовала бы его этнокультурным особенностям. Речь идет о принципах этого образования и о его системах в целом, внутри которых и возникают разнообразные методы. Поэтому отмеченный орган не должен выходить за рамки своей компетенции в оценке тех или иных фактов, имеющих культурную специфику.

Необходимо отметить, что Европейский Союз в основном учитывает указанный выше культурный фактор, что находит свое подтверждение в практике [3]. Так, согласование интересов всех участников образовательно-

го процесса на основе сохранения разнообразия и уважения культурных традиций предусматривает и Болонский процесс.

Выводы. Мы полностью соглашаемся с мнением тех азербайджанских исследователей, которые считают, что весь процесс реформирования образования должен протекать по трем следующим направлениям:

1) инвентаризация научно-интеллектуального, материально-технического потенциала, созданного в период вхождения республики в состав СССР;

2) критический анализ всех сфер образовательной системы Азербайджана с целью выбора оптимальной стратегии ее модернизации для последующего вхождения в единое европейское образовательное пространство;

3) адаптация учебно-образовательных моделей к европейским требованиям, с одной стороны, а с другой -сохранение этнокультурного своеобразия сложившейся образовательной системы Азербайджана, обеспечение преемственности традиций [2].

Иначе говоря, реализация идей и принципов Болонского процесса возможна только в контексте муль-тикультуральности, т.е. при сочетании национального и межнационального и сложившихся традиций азербайджанского высшего образования.

К разработке такой стратегии должны подключиться специалисты разных направлений - философы, социологи, историки, культурологи, этнографы, психологи, педагоги, правоведы и представителей других наук о человеке и обществе. И лишь в объединении их усилий можно в должной мере увидеть высшее образование как проблему и найти адекватные подходы к ее решению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апель К. Этноэтика и универсалистская микроэтика: противоречие или дополнительность // Политическая мысль. Киев: 1994. № 7. с. 117.

2. Ахмедов Г. Глобализация и пути модернизации высшего профессионального образования в Азербайджанского Республике // Педагогическое образование и наука. № 1, 2009, С. 45-49.

3. Водопьянова Е.В. Культурная политика Евросоюза и вызовы времени // Современная Европа. №4. 2008. с.112-123.

4. Миронов, В. В. Модернизационные процессы в управлении образованием / В. В. Миронов // Вестн. РФО. 2008. - № 2. - С. 51-59.

A SOCIOCULTURAL APPROACH TO EDUCATION IN LIGHT OF BOLOGNA PROCESS

© 2015

M.H. Nazarov, Doctor of Philosophy in Education, Head of the Department of art, technology, civil defense and physical training

Baku Institute of advanced training and retraining of teachers, Baku (Azerbaijan)

Abstract. The article substantiates the necessity of application of socio-cultural approach to education in light of the implementation of the ideas and principles of the Bologna process, involving the coordination of interests of all participants of educational process through the maintenance of diversity and respect for cultural traditions. It is noted that these features of cultural traditions have a significant impact on the perception and use of certain educational standards.

Key words: sociocultural approach, kulturanthropologie approach, education, humanization, humanitarization, the Bologna process, synergetic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.