Научная статья на тему 'Социокультурный феномен протестной культуры в молодежной среде'

Социокультурный феномен протестной культуры в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный феномен протестной культуры в молодежной среде»

метод. пос. для организаторов дет. движения / М.И. Рожков, А.В. Волохов; Рос. акад. образования, Центр дет. педагогики, Союз пионер. орг.-Федерация дет. орг., Науч.-практ. центр. - Москва: Фидес, 1996. - 111 с.

Ю.А.Акунина, Д.В. Кашапова

Социокультурный феномен протестной культуры в молодежной среде

В настоящее время в современном российском обществе наблюдается рост протестной активности среди населения. Протест является своеобразным откликом на модернизационные процессы, происходящие в обществе. Подобно тому, как культура вообще определяет нормы поведения в жизни людей, протестная культура влияет на нормы поведения в политической, социальной, культурной и личностной сферах. Протест -это своеобразный индикатор между сферами должного и сущего, показатель деконструктивных процессов в обществе, уровень осознания необходимых перемен в базовых и инструментальных ценностях общества. На наш взгляд, диагноз состояния общества следует рассматривать как показательный фон, на котором протестные формы культуры актуализируются, и их влияние в социокультурной жизни усиливается. Для объяснения причин протестного поведения чаще всего используется концепция депривации (состояния недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект, ...в том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок) [1].

Как правило, в авангарде несогласных чаще всего выступает молодежь, которая в силу социально-психологических и возрастных особенностей наиболее остро воспринимает жизнь и события, происходящие в социуме.

Формы протестного поведения многообразны: они включают в себя митинги, демонстрации, шествия и т.д. Одним из актуальных ресурсов проявления молодежного протеста является творчество, современное искусство, которое предоставляет возможность донести свое отношение и выразить свое мнение по поводу происходящих событий, отражая действительность в виде художественных образов.

Одним из ярких примеров выражения протестных настроений в молодежной среде можно считать следующие формы современного искусства: рэп (работы N0170 МС, «Рыночные отношения», «Черная экономика»); граффити (граффитчик Вапкзу); социально-документальные ко-

153

миксы (Виктория Ломаско), флешмобы, протестную поэзию («Лаборатории поэтического акционизма»); перформансы (арт-группа «Война», «Бомбилы»).

Для определения направления протестного искусства в творчестве применяется термин арт-активизм «... искусство, направленное

на прогрессивные общественные изменения» [2], продукт артивистов -авторский отчет в Интернете о протестных акциях, являющийся вбросом информации в медиа-среду, цель которого - вызвать ответную реакцию и последующее обсуждение у аудитории. Можно с уверенностью говорить о том, что артивизм интерактивен.

У истоков яркого современного арт-активизма стоят арт-группы «Война» и «Бомбилы». В интервью журналу «The New Times» Н. Толоконникова описывала процесс «зарождения» группы «Война»: «,..»Война» задумывалась как движение, а в перспективе - как целый жанр художественнополитической деятельности. Формат «Войны» должен стать жанром, к которому будут прибегать испытывающие потребность в протесте. Такова сверхзадача группы: создать направление». В интервью, опубликованном 20 марта 2009 года, активисты «Войны» сформулировали свое кредо: «Вынос искусства из галерей на улицу - самое здоровое явление наших дней. «Война» стоит у истока совершенно нового акционизма. В нем ударение сдвинуто с абстрактного и символического минижеста в рамках галерейного арта на конкретное голое уличное действие, приближенное к зрителю вплотную» [2].

Рассмотрим более подробно формы протеста в современном искусстве среди молодежи:

• граффити-протест - вид уличного искусства, представляющий собой рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Одним из ярких представителей данного направления является Banksy (скандально известный английский андерграундный художник граффити, политический активист и режиссер). Тематика работ Banksy - это протест против войны, капитализма, рекламы, угнетения животных. Свое творчество автор трафаретов искусством не считает. «Искусство - последний из больших картелей. Г орстка людей его делает, горстка покупает, горстка показывает. Но миллионам тех, кто приходит на него посмотреть, нечего сказать. Я не стремлюсь законсервировать себя в галереях. У меня прямой диалог с публикой» [3];

• рэп - музыкальный вид протеста, представляющий рэп-ритмичный и мелодичный речитатив, которому свойственно критическое отношение к действительности и злободневность. Активным «протестующим» можно считать рэпера Noize MC, в творчестве которого отчетливо прослеживается социальная тема, рассматриваются значительные проблемы, существующие в обществе. По результатам исследовательского проекта «Самые автори-

тетные люди России - 2010» журнала «Русский репортер». рэпер вошел в десятку лучших деятелей культуры и стал лауреатом премии «Человек дождя» за «публичный протест против произвола власти»;

• поэтическое направление представлено «Лабораторией поэтического акционизма», которая является рабочим объединением поэтов, философов и художников, насыщающих городское пространство поэзией. Лабораторией был осуществлен ряд уличных акций прямого действия, трансформаций городской среды, интервенций в различные закрытые помещения (такие как галерея, супермаркет). В интервью для портала «СПБ собака.ру» Павел Арсеньев (поэт, активист, критик и член Лаборатории поэтического акционизма) заявил: «... до связи поэзии и активизма, точнее, акционизма в нашем случае, ... поэзия в принципе живет только своими побегами за пределы уже привычной формы литературного быта. Кроме политического аффекта, ей может помогать совершать эти побеги искусство, в смысле contemporary art. Мне интереснее всего, как поэзия может существовать за пределами печатной или рукописной страницы - в серии движущихся кадров видеофильма, в не предусмотренном для того публичном пространстве, в языке политической агитации» [4].

В конце июля 2012 года на сайте Forbes было опубликовано «12 самых громких художественных акций протеста в России» [5]. Таблица, приведенная ниже, составлена по материалам статьи с электронного ресурса.

Организатор, название акции Дата и место проведения Сущность акции Юридические последствия

Арт-группа Э.Т.И. («Экспроприация Территории Искусства») «Э.Т.И. - Текст» 18 апреля 1991 Москва (Красная площадь) Протест против употребления ненормативной лексики в общественных местах. 13 участников акции выложили своими телами слово, обозначающее мужской половой орган, в простонародье называющееся «словом из 3-х букв» или словом «на букву х». Было возбужденно уголовное дело о хулиганстве, впоследствии прекратившееся через 3 месяца

арт-группа «Бомбилы» (при участии арт-группы «Война») «Белая линия» 6 мая 2007 Москва (Садовое Очищение Москвы от нечисти, окопавшейся в центре города, установление границ между праведными и непра- Нет

кольцо) ведными. Арт-группы проведи мелом белую линию по Садовому кольцу.

арт-группа «Вой-па» (при участии Ллексея Плуцера-Сарпо) «Оргия в государственном биологическом музее» 29 февраля 2008 Москва (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева) Высмеивание национального проекта по повышению рождаемости, арт-ритуал вокруг тотема-медведя. Причина-власть «наседает» на народ, а народу это не нравится. Прилюдная оргия участников арт-группы в биологическом музее Нет

арт-группа «Вой-па» «Штурм Белого дома» 6-7 ноября 2008 Москва (Дом правительства РФ) Предупреждение правительству о том, что русский народ вымирает, в то время как новые буржуи купаются в роскоши. Приурочена к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В ночь с 6 на 7 ноября 15 участников арт-группы ворвались на охраняемую территорию Дома правительства РФ и с помощью лазеров изобразили на его фасаде череп с костями. Нет

арт-группа «Вой-па» Граффити па Литейном мосту 14 июня 2010 Санкт-Петербург (Литейный мост) В ночь на 14 июня, в день рождения Че Гевары, девять участников группы в течение 23 секунд изобразили на асфальте разводной части Литейного моста фаллос размером 65 х 27 м. После того как мост развели, рисунок оказался один из участников акции был задержан и провел двое суток под стражей, после чего оштрафован

обращен к зданию управления ФСБ. Акция получила премию VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация».

Арт-группа «Война» «Дворцовый переворот» 16 сентября 2010 Санкт-Петербург (Михайловский замок) Протест против «оборотней в погонах» и наглядная демонстрация того, как именно, по мнению акционистов, должна проводиться реформа МВД. Был перевернут милицейский автомобиль с находившимися в нем сотрудниками Двое участников акции арестованы и позднее выпущены под залог; уголовное дело в отношении них дважды прекращалось, но затем возобновлялось по представлению прокуратуры; в третий раз дело приостановлено в марте2012 года решением СК РФ

Группа граждан «Наномитинг» 7 и 14 января 2012 Барнаул (сквер напротив Алтайского краевого театра драмы) Протест против результатов парламентских выборов 2011 года и ограничений прав граждан на проведение массовых мероприятий. Организация митинга детских игрушек, «участники» которого держали политические плакаты. Проведена прокурорская проверка, подобные акции признаны публичным мероприятием, требующим согласования с властями

Группа анархистов «Нарисуй митинг» 5 июня 2012 Санкт-Петербург Протест против ужесточения законодательства о митингах. Группа активистов на асфальте напротив Законодательного собрания Санкт-Петербурга попыталась мелками нарисовать митинг. Четыре участника акции задержаны и оштрафованы за загрязнение объектов городского благоустройства

Группа худож- 19 мая 2012 Протест против ог- Нет

ников «Кочевой музей современного искусства» Москва (Бульварное кольцо) раничения массовых собраний. Московские художники провезли свои работы на тележках по Бульварному кольцу

Openspace.ru «Вы нас даже не представляете» 20 февраля 2012 Artplay выставка «ВЫ НАС ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ», на которой представлено более 250 плакатов и объектов с протестных митингов зимы 2011-2012 Нет

Протестная активность молодежи является самым эффективным способом для инициирования конструктивных действий со стороны власти, «.в общественном сознании все прочнее закрепляется цепочка «про-блема-протест-общественное внимание-действия властей»« [6].

Основная задача молодежного протеста - принести изменение, а не разрушение, заявить о социальных, политических, экономических, проблемах, которые требуют решения, и молодежь проявляет себя, показывая протест в искусстве, смягчая его художественными формами выражения недовольства.

Протест в искусстве выполняет функцию консолидации, концентрируя вокруг проблемы общественное внимание, подталкивает общество на осмысленные проблемных моментов, а также способствует самоактуализации личности деятелей данного искусства.

Литература

1. Политология в схемах и комментариях / Под ред. А.С.Тургаева,

А.Е. Хренова. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // royallib.ru / book / turgaev_aleksandr /

politologiya_v_ shemah_i_kommentariyah.html (14.11.2012)

2. Эпштейн А. Д. Арт-активизм в отсутствие публичной политики. Группа «Война»: от зарождения - к всероссийской известности / А.Д. Эпштейн // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. -2011. - № 5 (79) (сентябрь-октябрь). - С. 105-129.

3. Уличное искусство: стенсилы. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.interfax.by / article / 33818 (14.11.2012)

4. Курчатова Н. Павел Арсеньев / Н. Курчатова, Е. Лазаренко // СПБ собака.ру 18 июля 2012. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www. sobaka.ru / magazine / portrety / 12494 (14.11.2012).

5. Трофимов А. 12 самых громких художественных акций протеста в России // Forbes. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.forbes.ru / sobytiya-photogallery / lyudi / 84791-12-samyh-gromkih-hudozhestvennyh-aktsii-protesta-v-rossii / photo / 1 (14.11.2012).

6. Никовская Л.И. Гражданское общество и протесты: что за ними стоит? / Л.И. Никовская // Мониторинг общественного мнения. - 2012. -№ 4 (110). - С.5-13.

В.А. Кавера

Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Добровольные взаимоотношения учащихся в таких учреждениях, адаптация их интересов к любой сфере человеческой деятельности и комфортность условий для творческого и индивидуального развития, создают особые и благоприятные условия для внедрения современных педагогических личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология») ; технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.

Традиционно технология личностно-ориентированного обучения сочетает в себе обучение (нормативно-сообразную деятельность) и учение (индивидуальную деятельность ребенка). В этой связи, можно обозначить и основную цель технологии личностно-ориентированного обучения - это максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности [9: 13].

В качестве исходного понятия необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не формирует насильно. Напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, обеспечивает питательную среду для непосредственного развития. Этот факт определяет содержание, методы и приемы техноло-

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.