Научная статья на тему 'Социокультурный аспект жанровых особенностей фольклора о Сталинградской битве (проблемы историографии)'

Социокультурный аспект жанровых особенностей фольклора о Сталинградской битве (проблемы историографии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ / ВОЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / СОЦИАЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ФОЛЬК-КУЛЬТУРА / HISTORY OF THE BATTLE OF STALINGRAD / MILITARY FOLKLORE / SOCIALITY / ADAPTABILITY / COMMUNICATIVENESS / IMPROVISATION / FOLK CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тинина Зоя Павловна, Родионова Ольга Игоревна

В статье рассматривается степень изученности в историографии социокультурного аспекта народного фольклора по истории Сталинградской битвы. Используя историко-сравнительный, историко-типологический, а также специальные исторические методы с применением современных технических средств, авторы выявили наиболее популярные вопросы, рассматриваемые в историографии в сфере особенностей народной культуры в целом и народного фольклора в частности. В процессе изучения издательских работ и материалов электронных ресурсов Интернет, в той или иной степени касающихся заявленной темы, был обоснован вывод, что социокультурный аспект истории Сталинградской битвы, отражённый в народном фольклоре, изучен крайне недостаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тинина Зоя Павловна, Родионова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ASPECT OF GENRE PECULIARITIES OF FOLKLORE ON THE BATTLE OF STALINGRAD (PROBLEMS OF HISTORIOGRAPHY)

The article examines the state of knowledge in the historiography of the sociocultural aspect of national folklore on the history of the battle of Stalingrad. Using the historical-comparative, historical-typological and special historical methods involving modern technical aids the authors identified the most relevant issues in the historiography in the sphere of peculiarities of folk culture in general and national folklore in particular. Having analyzed the published works and the materials of electronic Internet resources more or less concerned with the mentioned subject the authors conclude that sociocultural aspect of the history of Stalingrad battle represented in the national folklore is insufficiently investigated.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект жанровых особенностей фольклора о Сталинградской битве (проблемы историографии)»

Тинина Зоя Павловна, Родионова Ольга Игоревна

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА О СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ (ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ)

В статье рассматривается степень изученности в историографии социокультурного аспекта народного фольклора по истории Сталинградской битвы. Используя историко-сравнительный, историко-типологический, а также специальные исторические методы с применением современных технических средств, авторы выявили наиболее популярные вопросы, рассматриваемые в историографии в сфере особенностей народной культуры в целом и народного фольклора в частности. В процессе изучения издательских работ и материалов электронных ресурсов Интернет, в той или иной степени касающихся заявленной темы, был обоснован вывод, что социокультурный аспект истории Сталинградской битвы, отражённый в народном фольклоре, изучен крайне недостаточно. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/9/41.Ит!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 192-196. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 9; 93; 930.85

Исторические науки и археология

В статье рассматривается степень изученности в историографии социокультурного аспекта народного фольклора по истории Сталинградской битвы. Используя историко-сравнительный, историко-типологический, а также специальные исторические методы с применением современных технических средств, авторы выявили наиболее популярные вопросы, рассматриваемые в историографии в сфере особенностей народной культуры в целом и народного фольклора в частности. В процессе изучения издательских работ и материалов электронных ресурсов Интернет, в той или иной степени касающихся заявленной темы, был обоснован вывод, что социокультурный аспект истории Сталинградской битвы, отражённый в народном фольклоре, изучен крайне недостаточно.

Ключевые слова и фразы: история Сталинградской битвы; военный фольклор; социальность; адаптивность; коммуникативность; импровизация; фольк-культура.

Тинина Зоя Павловна, к.и.н.

Волгоградский государственный институт искусств и культуры zoiatinina@mail. ги

Родионова Ольга Игоревна, к. филос. н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств "Воскресение "», г. Волгоград [email protected]

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА О СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ (ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области в рамках проекта проведения научных исследований («Социокультурный аспект жанровых особенностей народного фольклора Сталинградской битвы»), проект № 16-11-34002.

В исторически меняющемся пространстве социокультурных коммуникаций народная культура продолжает оставаться стержнем этнической идентичности, складывающейся из набора автоматизмов поведения человека, состоящего из речевых признаков, жестикуляций, особого стиля мышления и жизненных приоритетов, выраженных в виде жанровых признаков народной, самобытной культуры. Социокультурный аспект фольклора, составляющего часть парадигмы народной культуры, несёт в себе те же элементы набора традиционных автоматизмов поведения человека, остро проявляющихся и своеобразно варьирующихся в экстремальных жизненных ситуациях. Одной из таких ситуаций для нашего народа стала Сталинградская битва, описанная в документальной прозе, прославленная в стихах, отражённая в байках, анекдотах, песнях, фильмах, запечатлённая на художественных полотнах, камне, бронзе, виртуальной реальности и пр. Целью исследования в рамках данной темы стало выявление степени изученности в историографии социокультурного аспекта истории Сталинградской битвы сквозь призму народного фольклора. В соответствии с целью решены следующие задачи: 1) изучение историографии о народной культуре, как социальном феномене общества в условиях его адаптации к меняющемуся миру; 2) определение процентной составляющей историографии о социокультурном феномене фольклора Сталинградской битвы. Источниками исследования стали соответствующие издательские авторские научные работы и материалы электронных ресурсов Интернет.

Известно, что феномен народной культуры проявляется в формах любого этнического, локального и прочего сообщества, осознающего себя обособленным образованием, воссоздающим свое повседневное бытие. Любая народная культура несёт в себе традиционность отбора и закрепления форм коллективного духовного и материального опыта, как своеобразной регулятивной нормы, способа обобщения многочисленных и неупорядоченных частных проявлений социального поведения и общения. В этой связи О. Н. Крутова полагает, что понятие «социальное» означает: «Проявление и выражение самого способа существования людей, их активного отношения к миру, особенностей статуса человека в историческом процессе... (как) проявление и выражение исторического развития самого человека» [9, с. 23]. Близка к этому пониманию и позиция других авторов, отмечающих, что социальность (понятие, в принципе, сходное с понятием социальный) «характеризует меру развития социальных отношений, социальной деятельности. Социальность - это также мера подлинной коллективности, которая присуща не отдельным социальным общностям, а тому или иному обществу в целом». Н. Н. Мокляк пишет, что «категория "социальность"... выражает степень зрелости, развитости какой-либо социальной общности и общества в целом, а также меру единства, ин-тегрированности социальной общности и обществ» [12, с. 25].

В данном подходе понятия «социальность», «социальное» отражают пространство бытия и реализацию социальных общностей, а потому их применение по сути совместимо в пространстве социума в аспекте существования социального общения.

В историографии также уделено внимание пространству коммуникаций, в которое встроена народная культура, выделено основное сочетание ее элементов (обряды, смыслы, символы, мировоззренческие ориентиры, пространственные и временные формы ориентации в реальности и др.). Все эти элементы как бы моделируются в жанрах фольклора, в трудовых и других традициях, позволяя выстраивать ряд фундаментальных параметров социума и, таким образом, приобретать свой нормативный статус [3; 4; 7]. История функционирования и развития общества показывает, что в нём постоянно растут и развиваются системно-организационные формы - экономические, политические, культурно-символические и другие, вызванные разделением труда, специализацией деятельности, регулированием, выделением социальных ролей, институтов, статусов и т.п. С учётом постоянно меняющегося мира авторы обращают внимание на адаптивную способность народного фольклора и, прежде всего, пытаются дать ему определение. Так, К. В. Чистов отмечает, что «фольклор - это совокупность устных словесных текстов (структур), функционирующих (или функционировавших) в быту какого-либо этноса или его какой-либо локальной... первичной контактной группы» [18, с. 6]. Примерно в том же общем направлении, развивая определение фольклора, рассматривает фольклорные явления и Э. Е. Алексеев на примере народной музыки. Он подчеркивает, что «контекстуаль-ность народной музыки имеет. три уровня: контекст фольклорного действа, контекст культуры и контекст реальной жизни» [1, с. 33]. Комитет правительственных экспертов, работавший в рамках ЮНЕСКО, разработал расширительный подход к фольклору, в который включил наряду с нематериальными формами (фольклор вербальный, музыкальный, нормативно-действенный) и формы материальные (произведения искусства и литературы, музыкальные инструменты, архитектурные формы). В качестве общего определения фольклора было сформулировано следующее: «Фольклор (в широком смысле, традиционная и распространенная фольк-культура) есть ориентированное на какую-либо группу и основанное на традиции творчества групп и личностей, отражающее ожидания (надежды) общины в качестве адекватного выражения ее культурного и социального самосознания. Его нормы и ценности передаются устно, подражанием или другими путями. Его формы включают, среди других, язык, словесность, музыку, танец, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие искусства» [20]. Фольклор сообщается главным образом через слова и действия, но даже в артефактах, таких как пища, одежда, произведения искусства и постройки, можно найти идеи и символы, которые являются фольклором. Не без основания авторы полагают, что термины «"фольклор" и "традиция" частично совпадают». Только традиция является более широким понятием, поглощающим понятие «фольклор». Однако фольклорное исполнение обладает некой самостоятельностью проявления, поскольку может соединить некоторые элементы, отсутствующие в традиции [14, с. 33].

В историографии существуют расхождения точек зрения на природу фольклора, выраженные в таких оппозициях, как искусство - не искусство, материальное - духовное, вербальное - невербальное. Из всего многообразия мнений преобладает тенденция понимать фольклор как сферу вербальной практики, имеющую преимущественно устный характер. Например, Д. Бен-Амос выделяет одно из важнейших условий фольклорной коммуникации, происходившей в ситуации, когда люди стоят лицом к лицу и прямо обращаются друг к другу [19, р. 3-15]. Э. Е. Алексеев позволил себе дать некоторое интегральное, обобщенное определение понятию «фольклор», отметив, что «фольклор есть специфическая область духовной культуры, которая:

- представляет собой неспециализированное и внутри ситуационное художественное творчество, функционирующее в замкнутой социальной среде;

- существует как устно передаваемая традиция, определяющая вариантно-множественный тип художественной продукции;

- проявляет себя как коллективное сознание, ориентированное на непосредственное неформальное общение» [1, с. 167].

Адаптивное свойство фольклора, замеченное авторами, касается его приспособления к условиям изменяющейся жизни общества, сдерживаемое рамками традиций того же общества. В ограниченных пределах конкретных традиций фольклор способен через вариативность подвергаться импровизации, отклонению от канона, выражать изменение «качества» народа-субъекта, существующего в городской среде. Внутри собственного пространства фольклорных жанров наблюдается отказ от глубинного и универсального описания бытия народа, его истории и направленность фольклора исключительно на «злобу дня». Поэтому, как полагают авторы, время появления того или иного фольклорного устного текста и соответствующего события почти совпадает, поскольку запаздывание фольклорной реакции означает и потерю общественного интереса к теме, проблеме [5, с. 9]. Этой точке зрения, не без основания, оппонирует Л. Е. Улицкая. Она обращает внимание на то, что история знает примеры временных несовпадений появления фольклорных текстов о событиях и общественного интереса к этим текстам после событий. Л. Е. Улицкая пишет, что «существуют мощные фольклоры, которые организовали вокруг себя нацию». Однако, продолжает автор, «с фольклором всегда большие сложности. Он существует тысячелетия в незаписанном виде, и только с какого-то определённого момента его можно считать литературой с большими допущениями» [16, с. 60]. Изменение стиля, направленности, смена жанров фольклора выражаются в сложной адаптации этого нового субъекта к новой же среде его бытия. Функция самосознания и функция формирования идентичности конкретного сообщества, как субъекта, выражаются в фольклоре собственного образа жизни, своего мироощущения. Люди «говорят о себе, о мире, окружающем их» через преломление устойчивых позиций сообщества и всей окружающей реальности, через соответствующую оценку этой реальности. Так, по мнению авторов, проявляются бытовые основания фольклора, образующего внутреннюю духовную «атмосферу» любой такой социальной группы, общности. Интересы и мотивы поведения людей образуются именно в рутине повседневности и под воздействием вышеуказанных духовных

сил и идей. Именно здесь формируется и передается человеку социальное настроение, представления, жизненные установки и устремления. «Социальное поведение человека возможно, как взаимодействие внутри социальной общности и между ними, что называется социальной средой общества, его социальным измерением» [11, с. 24]. Через множество фольклорных направлений реализуется изначальная функция народной культуры, заключающаяся в выражении собственного бытия народа-субъекта, его обособленности от каких-либо последующих «включений» в структуры общества. Именно об этой функции косвенно рассуждают П. Бергер и Т. Лукман, когда раскрывают роль символического универсума в формировании и упорядочивании общества: «Символический универсум упорядочивает также историю. Он связывает коллективные события в единое целое, включающее настоящее, прошлое и будущее. По отношению к прошлому создается "память", объединяющая всех, кто социализирован в данной общности. По отношению к будущему создается общая система отсчета для того, чтобы индивид мог планировать свои действия. Так, что символический универсум соединяет людей с их предками и потомками в смысловом единстве, которое служит для того, чтобы преодолеть конечность индивидуального опыта и сделать осмысленной человеческую смерть. И тогда все члены общества могут считать себя сопричастными смысловому универсуму, который существовал до их рождения и будет существовать после их смерти. Эмпирическая общность переводится в космический план и становится абсолютно независимой от превратностей индивидуальной судьбы» [2, с. 168-169]. Принято считать, что из многообразных функций фольклора особенно востребованными являются три функции: функция порождения смешного с чертами смеховой культуры, коммуникативная и мировоззренческая функции. Общим пространством функционирования фольклора, как правило, бывает городская среда, определяющая его основные жанры: анекдот, авторская песня, частушки, анимация, виды несказочной прозы (рассказы, повествования, былички и др.). Все эти жанры, довольно простые по своему «составу», способны гибко реагировать на различные события повседневной жизни [10, с. 28].

Помимо исследований общетеоретической проблематики народной культуры и народного фольклора историография располагает рядом работ по изучению эмпирического материала, косвенно касающегося фольклора Великой Отечественной войны и, в частности, Сталинградской битвы. Попытки изучения эмпирического материала осуществлены учениками школ, гимназий, лицеев, технических вузов страны под руководством учителей и преподавателей истории, литературы, обществознания. В современной России ежегодно проводятся всероссийские конкурсы молодёжных работ на патриотические темы и лучшие из них помещаются в электронные ресурсы Интернет. Некоторые вызывают интерес как вполне научные и наиболее приближенные к заявленной теме данного проекта исследования. Так, из авторских работ электронного ресурса Интернет, посвящённых народному фольклору Великой Отечественной войны и некоторым фрагментам истории Сталинградской битвы, следует назвать лучшую юношескую работу 2003 года Н. Карельцевой «Особенности партизанского движения Сталинграда и Сталинградской области 1942-1943 гг.». Её работа была представлена на Всероссийском конкурсе юношеских исследований им. В. И. Вернадского. Основным достоинством исследования автора было составление первой сравнительной таблицы природно-климатических условий Белоруссии, Украины и Волгоградской области, в которых выживали и действовали партизаны в Великую Отечественную войну [8]. 20 мая 2016 года состоялась церемония награждения волгоградских участников XVII Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век». Она проходила в Научной библиотеке Волгоградского государственного университета. На конкурсе представлено от Волгоградской области 78 работ. В этом списке следует особо отметить исследование лауреата 3-й премии конкурса Михаила Филимонова, продолжившего изучать историю партизанского движения в Сталинграде. Он впервые ввёл в научный оборот такие архивные документы, как: «Воспоминания Матвея Красноюрченко»; «Докладную записку командира Тормоси-новского партизанского отряда Матвеева» на имя Сталинградского обкома ВКП(б); «Докладную записку на имя Сталинградского обкома ВКП(б) от Дуракова И. И.»; «Докладную записку Костовецкого»; «Воспоминания Рогачёва Ивана Романовича»; «Справки зав. военным отделом обкома ВКП(б) Петрухина» и т.д. Все архивные документы, используемые автором, касаются истории сталинградских партизан и хранятся в фондах Музея-заповедника «Сталинградская битва» [17]. Тремя годами раньше не менее интересное исследование представлено гимназисткой 2-го класса города Светлограда Александрой Симоновой, написавшей работу в 2013 году под руководством учительницы Светланы Анатольевны Здоренко «Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.». Целью её работы было собрать и систематизировать материал о фольклоре времён Великой Отечественной войны. Работая с материалами СМИ и электронными ресурсами Интернет, активно используя метод интервью со взрослыми людьми и своими ровесниками, изучая архивные документы по данной теме города Светлограда, юная исследовательница достигла поставленной цели своего первого исследования. Она собрала и успешно систематизировала военный фольклор, а также сделала важный вывод о том, что разрушительная Великая Отечественная война, длившаяся почти четыре года на территории нашей страны, не смогла уничтожить в народе «человеческую мысль, эмоции, чувства», способность сквозь «суровые солдатские будни» оставаться людьми и выражать живое солдатское слово в виде гимнов отдельных военных подразделений, солдатских шуток, стихотворений, анекдотов, частушек и пр. Великая Отечественная война «была слишком народной, - пишет она, - чтобы в ней участвовали только профессиональные солдаты. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика», и военный (солдатский) фольклор в разных своих жанровых проявлениях придавал силу народу в праведном бою за родную землю [15]. Вызывают интерес научные работы, основанные исключительно на архивных материалах Центра документации новейшей истории Волгоградской области. Так, Артём Алексеевич Илясов посвятил свой

доклад «Роли партизанского движения в Сталинградской битве», датированный 29-м апреля 2015 года [6].

0. Никитина написала работу под названием: «Боевые действия партизан на территории Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны» [13] и пр.

Итак, проблематика народной культуры, народного фольклора в целом привлекает внимание авторов разного профессионального уровня подготовки и возрастного ценза. Профессиональные исследователи успешно развивают теорию о народном фольклоре в связи с исторически меняющимся пространством социокультурных коммуникаций. Исследователи прослеживают специфику динамики изменений в народной культуре с учётом её адаптации в современном постиндустриальном и информационном обществе. В работах изучена и выявлена природа, закономерность функционирования русской народной культуры как формы бытия народа, раскрыта сущность народной культуры как особого внутреннего кода, который определяет устойчивость народной жизни, объективные детерминанты исторических изменений форм и жанров культуры, особенности ее связи с жизнью народа, как субъекта данной культуры в исторической ретроспективе российского общества. В историографии в той или иной степени рассматривается феномен народной культуры как устойчивой традиционной формы самосохранения, этнического узнавания народа в меняющемся мире. Авторы выявили роль фольклора и его жанров в адаптации народной культуры к требованиям современности с позиций сохранения и расширения социально-личностных коммуникаций, показали неодинаковость возможностей фольклорных жанров в процессе адаптации, что связано с их «коммуникационной вместимостью», способностью формировать символические и знаковые миры, моделирующие изменение форм интерсубъективности. В историографии раскрыта новая роль пространства социально культурных коммуникаций, в котором взаимодействуют традиционное и современное. В совокупности все научные разработки позволяют более глубоко, с позиций социального бытия исследовать специфику жанров и направлений народной культуры в контексте того целого, которое представлено единством социального и культурного как собственной субстанции социума. Для изучения социальных процессов открываются возможности использования культурных традиций, в которых интегрируются социальные субъекты, формируя свои установки на реальность. Однако теоретические научные разработки по проблемам народной культуры и фольклору конкретно не привязаны к специфике тех или иных исторических событий.

Чуть более десяти последних лет молодые представители традиционных поисковых отрядов «По местам боевой славы Великой Отечественной войны» и другие любители-краеведы стали активно участвовать во Всероссийских конкурсах исследований учеников и студентов школ и вузов страны с докладами по военной проблематике. Лучшие работы этих конкурсов регулярно размещаются в электронных ресурсах Интернет. Среди них встречаются интересные исследования эмпирического материала краеведческих музеев, областных, районных и городских архивов непосредственно по истории боёв защитников Родины в Великую Отечественную войну, в том числе и Сталинградской битвы.

Однако история Сталинградской битвы, как один из самых судьбоносных для нашей страны эпизодов Великой Отечественной войны, особенно ярко и образно перемешавший все народные традиции, может стать одним из примеров адаптивной функции фольклора в изменяющемся мире. Данное предположение относительно социокультурного аспекта жанровых особенностей фольклора Сталинградской битвы, в силу недостаточной изученности проблематики, позволяет заявленной теме претендовать на дальнейшее должное исследование соответствующих архивных материалов и материалов электронных ресурсов Интернет.

Список литературы

1. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. Композитор, 1988. 238 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

3. Власова З. И. Частушка и песня // Русский фольклор: в 15-ти т. Л., 1971. Т. 12.

4. Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени / отв. ред. Б. Н. Путилов. М. - Л.: Наука, 1965. 496 с.

5. Зуева Т. В., Кирдан Б. Н. Русский фольклор - 1998 (2002) [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/2458807/page:34/ (дата обращения: 20.06.2016).

6. Илясов А. А. Роль партизанского движения в Сталинградской битве [Электронный ресурс]. URL: http://oshkole.ru/ orgs/28/pages/5253.html (дата обращения: 14.06.2016).

7. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. М.: Академия, 2006. 304 с.

8. Карельцева Н. Особенности партизанского движения Сталинградской области и Сталинграда в 1942-1943 гг. // Сталинградская битва в истории России: седьмые юношеские чтения (27 апреля 2002 г.) / под ред. М. М. Загорулько. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. С. 103-106.

9. Крутова О. Н. Человек и история: проблема человека в современной философии марксизма. М.: Политическая литература, 1982. 30 с.

10. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

11. Мнацаканян М. О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки) // Социс. 2003. № 2. С. 21-28.

12. Мокляк Н. Н. Социальные отношения: структура и формы проявления. Киев: Наукова думка, 1986. 205 с.

13. Никитина О. Боевые действия партизан на территории Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны (1942-1943 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.vounb.volgograd.ru/elibrary/book/Stalingradskaya_bitva_ konferenciya.pdf (дата обращения: 14.06.2016).

14. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. 464 с.

15. Симонова А., Здоренко С. Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/07/22/nauchno-issledovatelskaya-rabota-folklor-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny (дата обращения: 27.06.2016).

16. Улицкая Л. Е. Священный мусор: рассказы, эссе. М.: Астрель, 2012. 476+4 с.

17. Филимонов М. Г. Партизаны в Сталинградской области (на материалах Музея-заповедника «Сталинградская битва») [Электронный ресурс]. URL: http://stengazeta.net/?p=10045262 (дата обращения: 27.06.2016).

18. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. 304 с.

19. Ben-Amos D. Toward a Definition of Folklore in Context // JAF. 1971. Vol. LXXXIV. № 331. Р. 3-15.

20. http://www.studmed.ru/view/putilov-bn-folklor-i-narodnaya-kultura_07b4625e7c0.html (дата обращения: 23.08.2016).

SOCIOCULTURAL ASPECT OF GENRE PECULIARITIES OF FOLKLORE ON THE BATTLE OF STALINGRAD (PROBLEMS OF HISTORIOGRAPHY)

Tinina Zoya Pavlovna, Ph. D. in History, Ass. Professor Volgograd State Institute of Arts and Culture zoiatinina@mail. ru

Rodionova Ol'ga Igorevna, Ph. D. in Philosophy Children's School of Arts "Voskreseniye" in Volgograd [email protected]

The article examines the state of knowledge in the historiography of the sociocultural aspect of national folklore on the history of the battle of Stalingrad. Using the historical-comparative, historical-typological and special historical methods involving modern technical aids the authors identified the most relevant issues in the historiography in the sphere of peculiarities of folk culture in general and national folklore in particular. Having analyzed the published works and the materials of electronic Internet resources more or less concerned with the mentioned subject the authors conclude that sociocultural aspect of the history of Stalingrad battle represented in the national folklore is insufficiently investigated.

Key words and phrases: history of the battle of Stalingrad; military folklore; sociality; adaptability; communicativeness; improvisation; folk culture.

УДК 93/94(571.12) Исторические науки и археология

Цель работы - раскрыть динамику такого процесса, как политизация городского социума, в Тобольской губернии в начале XX века на основе социокультурных предпосылок. Фактически до первого десятилетия прошлого столетия отсутствовали основные черты политизации горожан региона. Только с зарождением парламентаризма можно говорить о начале активного вовлечения населения в политическую жизнь края. Именно особенности этого процесса в Тобольской губернии начала XX века впервые найдут отражение в данной работе, а интенсивность политических реалий придает исследованию особую актуальность.

Ключевые слова и фразы: политизация; социум; Тобольская губерния; город; социокультурный процесс; Государственная Дума; выборы.

Томилов Игорь Сергеевич

Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук igoг. tomilov. 85@щаИ. ги

ПОЛИТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Согласно одному из популярных определений, процесс политизации социума - это «растущее осознание возможностей влияния на общество и его институты, вовлеченность масс в политический процесс» [9, с. 282]. Понятие включает выделение факторов, которые обусловили характер, особенности и уровень политизации социальных групп в каком-либо регионе (стране, мире), а также складывание предпочтений электората.

До начала XX века подобные явления не находили реального воплощения в пределах Тобольской губернии. Во второй половине XIX века появился только институт городского самоуправления. Признаком события стал незначительный уровень политической активности: не были созданы партийные организации, рос абсентеизм избирателей, практически не проявили себя тенденции к созданию политической культуры, выработке электоральных предпочтений. Кардинально противоположную картину представляли собой процессы начала XX века. Они запустили процедуру политизации городского социума Тобольской губернии. Едва ли не определяющее значение при этом имел факт появления нижней палаты российского парламента [2; 3; 8].

Глубокое исследование вопросов, связанных с выборами в Думу, с организацией избирательных кампаний, формированием электорального поведения граждан, механизма их участия в избирательном процессе на основе принятых законов, имеет научно-теоретическое и практическое значение. Представляется,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.