Научная статья на тему 'Социокультурный аспект инноватики в профессиональном музыкальном образовании'

Социокультурный аспект инноватики в профессиональном музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ануфриев Е. А.

В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений, перед профессиональными учебными заведениями возникает необходимость выбора адекватной инновационной модели образования. В статье рассмотрен опыт социокультурных исследований в образовательном пространстве и инновации, активно внедряющиеся в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект инноватики в профессиональном музыкальном образовании»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ © Ануфриев Е.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений, перед профессиональными учебными заведениями возникает необходимость выбора адекватной инновационной модели образования. В статье рассмотрен опыт социокультурных исследований в образовательном пространстве и инновации, активно внедряющиеся в нем.

Сегодня практически всеми исследователями и практиками отмечается кризис системы музыкального образования как социального института, определенная часть причин которого лежит в области финансов и экономики, но основная причина связана с концептуальными особенностями этого уникального типа образования. Одной из причин кризиса современного музыкального образования является инертность педагогических коллективов и значительный разрыв между качеством подготовки специалиста и растущими требованиями к нему со стороны социума и рынка труда.

Новыми, относительно стабильными элементами, вносящие в определенную социальную систему, являются инновации (нововведения). При этом нововведения должны гарантировать повышение эффективности функционирования и развития данной социальной структуры. Анализ инновационной проблематики занимает значительное место в исследованиях зарубежных авторов (Э. Роджерс, М. Барер, В. Браун, К. Пэвитт, У Уолкер и др.). Представители отечественной науки проблему инноваций долгое время рассматривали в системе экономических исследований. Однако со временем встала задача оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности.

По утверждению В.И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и «тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования» [1].

Музыкальное образование входит в разветвлённую систему социокультурных институтов общества, выступает как целостное явление, как компонент музыкальной культуры, и обеспечивает при этом передачу накопленного музыкально-творческого опыта от предыдущих поколений

* Старший преподаватель кафедры Искусств и художественного творчества

следующим, развитие личности средствами музыкального искусства, обогащению духовного потенциала общества. Проблемы инноваций в музыкальной педагогике уже в течение ряда лет являются предметом активных дискуссий, как в зарубежной, так и в отечественной науке. Это связано, в первую очередь, с тем, что сегодня знание получает новое общественное измерение.

Анализ современного состояния инновационной деятельности в области музыкальной педагогики показывает, что большинство исследований имеют своей целью более глубокое понимание и осмысление различных сторон педагогической реальности. Меньшая часть исследований сориентирована в областях ретроспективного анализа и проектирования (прогнозирования) музыкально-образовательной практики. Инновации в педагогике музыкального искусства выступают как способы общения с современным миром, активизируя при этом творческий потенциал обучаемого. Данная функция проявляется в способности вести диалог, особом воздействии не только на внутренние, но в большей степени внешние механизмы личности. В первом своем предназначении он направлен на актуализацию личностно-смысловых механизмов музыканта.

Критерием объектного в поле инновационного взаимодействия музыкального образования выступает возможность инновационного развития. Инновационные процессы в музыкальной педагогике, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств, в силу своего единства способны значительно ускорить процессы обновления системы музыкального образования в целом. Изменение содержания музыкального образования на инновационной основе неизбежно приводит к изменению всей технологии преподавания в вузе.

Если содержание подготовки специалистов в высшей школе заключается в универсализации и фундаментализации, то в сфере методов обучения главное отличие инновационной системы заключается в практическом воплощении принципов индивидуально-творческого подхода и профессионально-педагогической направленности обучения в целенаправленно моделируемой профессиональной среде. Это требует определения сущности и особенностей профессионального обучения в вузах, осуществляющих подготовку специалистов в области музыкального искусства и образования, выявления новых форм активизации учебной деятельности студентов, определения специфики используемых технологий в процессе формирования компонентов профессиональной подготовки, выявления ключевых компетенций будущего профессионала - выпускника вуза.

Проблема профессионального развития будущего специалиста в области музыкального искусства при инновационном подходе к обучению должна рассматриваться с позиций определения влияния содержания и характера профессиональной деятельности как ведущего вида деятельности в вузе, развития профессиональных качеств, знаний и умений студен-

тов. При инновационном подходе к обучению студенты должны включаться в творческую деятельность, активно вооружаться способами самостоятельного добывания знаний методами научного познания. Процесс обучения студентов подготовку должен проходить на основе гибких образовательных технологий, способствующих личностной направленности процесса обучения, посредством специальных педагогических форм, методов и приемов с учетом критериев эффективности его реализации. Педагогические инновации при этом предполагают личностный и творческий процесс организации обучения, они охватывают всю сферу обучения музыканта.

В исследованиях В. Горлинского, И. Немыкиной, Б. Целковникова, А. Щербаковой, А. Якупова, посвященных проблемам совершенствования музыкально-образовательной системы в современной России, правомерно обосновывается вопрос о генезисе и подлинных детерминантах существующих трудностей в учебно-воспитательной практике, о тех противоречиях, что порождают большинство коллизий и проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться как преподавателям, так и выпускникам средних и высших музыкальных учебных заведений.

Щербакова А.И. отмечает: «Сложность и многогранность музыки как предмета философского осмысления, ее взаимосвязь с другими видами искусства, с гуманитарной наукой в целом предполагает применение системного подхода, представляющего собой философский принцип, обладающим высоким исследовательским потенциалом и базирующийся на синергетике как новой парадигме современной науки. ... Постижению законов музыкального бытия будущими педагогами-музыкантами, избравшими его сферой своей музыкально-педагогической деятельности, уделяется особое внимание, так как музыка постоянно остается центром музыкально-педагогического процесса, определяя его направленность, многогранность и непрестанное развитие» [5].

Получение целостного высшего музыкального образования и формирование целостного мировоззрения происходит через аттракторы интерпретации знания. Одним из таких аттракторов становится системный подход к обучению музыкантов. Обращение к проблеме системного подхода в контексте профессиональной деятельности музыканта дает возможность научно обосновать процесс становления гуманитарного знания в системе музыкального образования, выступает основополагающим условием личностного саморазвития, вносит определенный вклад в развитие целостной теории профессионального обучения.

Системный подход в музыкальном образовании позволит построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы постижение каждого конкретного предмета не воспринималось как изучение отдельной, существующей локально области знания, а как одного из взаимосвязанных элементов общечеловеческой культуры, содержащего прошлый культурный опыт и включающего его в сегодняшнюю жизнь. Осуществление сис-

темного подхода требует постоянного изучения возможностей взаимодействия между дисциплинами, совершенствования методов обучения, разностороннего использования межпредметных связей, отраженных в содержании образования. Таким образом, системный подход в музыкальном образовании объединяет все дисциплины учебного плана в единое профессионально-образовательное пространство, в котором существуют тесные связи: фактические, понятийные, теоретические, философские, ценностные. Такой функциональный подход позволяет создать в сознании студентов связи различного уровня, которые помогают педагогу глубже раскрыть основные идеи изучаемых дисциплин.

Одним из основных условий осуществления инновационных подходов к содержанию профессионального музыкального образования является направление познавательной деятельности обучающихся в сторону вариативности, комбинационности получаемых знаний в поиске некоего нового значения, открываемого ими самостоятельно. Элемент открытия, самостоятельного выдвижения определенной гипотезы, может быть даже противоречащей обретенному прежде знанию, создают особый полемический характер в процессе обучения, создавая при этом энергетически заряженное поле для работы творческого воображения.

Инноватика в области музыкального искусства и образования позволяет переосмыслить современное состояние профессионального обучения студентов, сохранить в учебно-творческом процессе исторический опыт, значительно интенсифицировать образовательный процесс, сделать его более результативным при меньшей затрате времени. Высвободившееся таким образом время используется на расширение и углубление профессиональной подготовки студентов, связанной с изучением целого цикла музыкальных дисциплин, что обогащает содержание и укрепляет связи образования с практикой.

Социальный статус музыкального образования определяется, в конечном счете, тем, что ценного и полезного оно может предложить обществу, а его осознание как неотъемлемой части человеческой культуры лежит через осознание природы и ценности этого феномена. Особенности и проявления социокультурного развития личности музыканта находят отражение в меняющихся целях, принципах отбора и в специфике построения содержания современного музыкального образования.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования / В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2005. - № 6.

2. Козьменко О.П. Музыкальное образование в системе культурной политики России: монография. - М., 2004.

3. Костриков К.Н. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы: ч. 1. / К.Н. Ко -стриков, А.И. Щербакова. - М., 2009.

4. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музы-канта: учеб. пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования» / Б.М. Целковников; отв. ред. Э.Б. Абдуллин. - М., 1998.

5. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкальное образование: в 2-х ч. учеб. пособие / А.И. Щербакова. - М., 2008.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ И ЕЛЕНЫ РЕРИХОВ) © Чемезова Н.О.*

Уральский государственный университет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

В статье делается анализ основополагающих положений философии космизма Н. и Е. Рерихов и показывается возможность и актуальность их воплощения в педагогической практике в условиях современного российского общества. В этом смысле философия космизма выступает как этическое основание формирования картины мира.

Современное российское общество находится в условиях тотальной неопределённости: идеалы прошлого неизбежно подвергаются критике, а новые идеалы находятся лишь в стадии формирования. Оборотной стороной демократического плюрализма оказывается массовая потребительская культура, которая стремительно заполняет идеологический вакуум подрастающего поколения. В этой связи особенно актуальными становятся поиски таких идейных философских оснований, которые могли бы придать системе современного образования и, в частности, современной педагогике устойчивость и стабильность. В качестве возможного варианта может выступать космическая педагогика, приобретающая в последнее время всё большую популярность. Рассмотрим некоторые идеи философии космизма Николая и Елены Рерихов, которые могут быть использованы в педагогике.

1. Человек есть часть Космоса несущая его. Учение космизма построено на понимании Космоса как организованного Универсума, действующего по определённым законам. Человек как часть космоса оказывается неразрывно связан с его законами, но он является единственным на планете существом , которое может противится этим законам, что ведёт к нарушению гармонии Космоса. Вот почему важным является знание этих законов и умение их реализовывать в собственной жизни. Во-первых, такая трактовка роли человека в мире позволяет сформировать у ребёнка сис-

* Студент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.