Научная статья на тему 'Социокультурный анализ психологии восприятия времени'

Социокультурный анализ психологии восприятия времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1272
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ / КОНЦЕПТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горькая Ж.В.

В статье рассматриваются особенности психологического восприятия времени на разных этапах культурно-исторического развития. Описывается влияние особенностей социокультурных отношений на восприятие и переживание психологического времени личности. Обосновывается необходимость использования категории концепта для выявления доминирующей модели времени в культуре. Дается развернутый анализ динамики изменения концепта психологического времени личности в контексте культурных ценностей. Выделяются социокультурные концепты психологического времени личности. Описываются особенности восприятия и переживания концептов «несуществующего времени», «времени как жизни», «времени как возможности», «времени как движения», «времени как капитала», «времени как ресурса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горькая Ж.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGY OF PERCEPTION OF TIME

The article discusses the features of psychological perception of time at different stages of cultural and historical development. The influence of features of sociocultural relations on the perception and experience of psychological time of personality is described. The necessity of using the category of concept to identify the dominant model of time in culture is substantiated. Detailed analysis of dynamics of change of the concept of psychological time of a person in the context of cultural values is given. Sociocultural concepts of psychological time of a personality are allocated. Peculiarities of perception and experience of concepts «There is no time», «time as a life», «time as possibility», «time as movement», «time as capital», «time as a resource» are described.

Текст научной работы на тему «Социокультурный анализ психологии восприятия времени»

УДК 159.922

Ж.В. Горькая*

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ

В статье рассматриваются особенности психологического восприятия времени на разных этапах культурно-исторического развития. Описывается влияние особенностей социокультурных отношений на восприятие и переживание психологического времени личности. Обосновывается необходимость использования категории концепта для выявления доминирующей модели времени в культуре. Дается развернутый анализ динамики изменения концепта психологического времени личности в контексте культурных ценностей. Выделяются социокультурные концепты психологического времени личности. Описываются особенности восприятия и переживания концептов «несуществующего времени», «времени как жизни», «времени как возможности», «времени как движения», «времени как капитала», «времени как ресурса».

Ключевьк слова: типология европейской культуры, психологическое время личности, концепция восприятия психологического времени личности, концепт психологического времени личности.

Человек живет и развивается в социокультурном пространстве, имеющем первостепенное значение для его становления как субъекта общественных отношений. «Правильный» временной порядок событий индивидуальной жизни задается нормами социальной группы, отношение к жизни и смерти детерминируется культурными традициями. Индивидуальные приоритеты людей реализуются в контексте исторических ценностей. И если персональные ценностные ориентации являются источником мотивов поведения, то культурные ценности формируют картину мира, определяющую принципы построения «идеальной жизни», «правильной» системы отношений и организации времени, на которые ориентируется каждый член общества. Социокультурная ситуация, оказывая существенное влияние на особенности восприятия и отношения к времени жизни, становится фундаментом для формирования субъективного психологического времени личности, определяющего особенности восприятия и отношения к событиям прошлого и планам будущего.

Теоретическое обоснование проблема психологического времени личности получила в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др. Исследуя психологическое время личности в культурно-историческом и социально- биографическом масштабе, мы опираемся на принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности.

Исследуя особенности зависимости восприятия времени от организации социальных отношений в конкретной культуре, мы учитываем, что периоды и ритмы культурных событий, восприятие исторического времени, определяют ценностное значение происходящего с людьми и формируют картину мировоззрения субъекта [2]. Таким образом, когнитивная модель времени, задающая основы его восприятия, на разных этапах исторического развития имеет свою специфику, отражающую само-

* © Горькая Ж.В., 2014

Горькая Жанна Владимировна (zhanna_v_@mail.ru), кафедра психологии развития, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

бытность культуры и особенности мировоззрения эпохи, доминирующие ценности и представления о качестве жизни людей.

Анализ особенностей концептуализации и категоризации времени в разных социокультурных традициях является целью нашего исследования.

Первобытная культура: архаическое восприятие времени

Время первобытного человека приобретает прочную основу в природных процессах и явлениях, практически совпадая с пространством. Переживания времени отличаются ритмичностью и повторяемостью. Одновременность, совпадение интервалов — это главное, что обеспечивает успешность в человеческой деятельности этого периода. Формируя отношение ко времени с опорой на индивидуальный чувственный опыт, в котором локальные промежутки времени наполнены ритуалами и сезонными работами, человек начинает воспринимать время как воспроизведение знакомых и понятных событий. Сменяемость и необратимость заставляет ориентироваться на традицию, повторение сделанного в соответствии с принципом «так повелось исстари».

Настоящее, существуя в «отраженном свете», становится не таким значимым, как мифы. А страх перед будущим заставляет человека пытаться его устранить все риски, связанные с нарушением привычного хода событий, и требует ритуально увековечить прошлое. В такой организации жизни четких категорийных границ прошлого — настоящего — будущего не существует, неодушевленный мир не отделен от мира одушевленного, причины природных событий воспринимаются как определенные людьми.

В многоуровневом архаическом мире, построенном на мифах, нет хаоса, абсурда и нелогичности. И нет времени. Время, как «отражение прошлого», не существует. Описанные особенности восприятия и переживания времени могут быть обозначены как концепт «не существующего времени», в котором настоящее, будущее, все живущее на земле, принадлежит неизменному, константному и все определяющему прошлому.

Восприятие времени в Древнем мире

В античности закладываются основы субстанциональных и реляционных концепций времени. При этом картина мира древнего человека сохраняет свою статичность и неизменность. Сотворенный богами, мир «стоит на трех черепахах», «держится Атлантами», а время растворено в пространстве.

Идея долговечности «пропитывает» все аспекты социокультурных отношений Древнего мира. Архитектура, построенная с расчетом «на вечность», мумифицирование, сохраняющее форму живого вне времени и т. д. Так бесконечность вечности включается в пространство настоящего. Особенности восприятия категории времени отражаются и в том, что в Греции появляется бог времени — Кронос. Время, как творение Кроноса, становится генетическим началом мира, основой и первопричиной всего, возникающего из хаоса. Возникновение времени создает из абсурда логику, из хаоса — систему.

В таком восприятии время не имеет ценности. Время — это мешок событий, посылаемых судьбой. Восприятие всего существующего как временного приводит к повышению значения «качества» времени, его субъективного переживания.

Поэтому все пространственно-временные модели центрированы на настоящем. Такое понимание времени дает возможность предвидеть будущее, рационально объясняя события, их связь и последовательность. Оно создает предпосылки для управления временем своей жизни, построения перспективы будущего, в которой границы «до», «после» определяются человеком и осмысливаются в соответствии с субъективным опытом собственной жизни.

Категория времени в средневековом обществе

Усложнение общественной жизни в Средневековье привело к доминированию «родового времени» и потребовало более точной фиксации реализуемых в жизни событий и действий, т. е. фиксации времени. Способ организации жизни человека полностью зависел от рода, к которому он принадлежал. Поэтому родовое время — главное в сознании людей Средневековья эпохи феодализма. Вся история Средних веков может

быть представлена через историю родов и династий. В таком восприятии время воспринимается не как поток событий, а как цепь человеческих поколений. Поскольку вне времени немыслимо никакое сообщение о событиях прошлого, историческое время описывает, как боги становятся основателями королевских династий, выделяя «родовые периоды». Таким образом, в период позднего средневековья основой исчисления времени становится циклическое время с генеалогическим принципом его организации.

Объединяющей идеей, объясняющей порядок возникновения родов и династий, становится религия, объясняющая этот порядок и формирующая «единую временную перспективу», общее будущее, понимаемое и объяснимое через призму вечности.

Концептуальное восприятие «времени как возможности», характерное для средневекового мышления, не просто циклично повторяет прошлое. Наполненное новыми элементами, оно ориентирует на будущее, которое несет и искупление и расплату. Время оказывается как бы «распрямленным» между сакральным прошлым, где был сотворен мир, и будущим, где наступит конец света. Время дает возможность обретения искупления и вечного блаженства. Время, открывающее роду историческую перспективу, становится возможностью.

Категория времени в эпоху Возрождения

Развитие городов и государственного устройства в период Возрождения, приводит выдвижению на первый план человека, в котором пересекаются и вечность и время. Появляется «субъект», как источник творений, для которого индивидуальное «Я» становится автономной и самодостаточной сущностью. Человек средневековья находится внутри времени, в самом его потоке, вместе с этим потоком двигаясь навстречу вечности. Как субъект, он активно проживает время своей собственной жизни.

Развитие рефлексии способствует развитию «исторического сознания», переходу на новый уровень формирования представлений о возникновении социального опыта. Важным компонентом осознания является историческое мышление, представляющее собой набор сведений, мнений, оценок, образующих систему причинно-следственных связей событий, объясняющих динамику социально-экономических процессов в обществе. Возникшее понимание увеличивает культурно — историческую дистанцию между прошлым и настоящем, в ходе которого возникает человек, становится творцом «истории». Впервые у человека появляется ощущение приобщенности к вечности в настоящем.

Концептуально «время воспринимается как движение», бурление, концентрированное переживание потока. Благодаря особенностям восприятия времени человеком Ренессанса, искусство этого периода преодолевает время, стремится противостоять разрушению, сохраняя настоящее для вечности. Эпоха Возрождения — это время настоящего, творящего вечные ценности.

Категория времени в Новое время

В Новое время, в период бурного развития урбанистической культуры, происходит практически революционный переворот в восприятии и переживании времени. Единое городское время становится доминантной, самостоятельной, независимой категорией, эталоном, измеряющим событийность жизни. А категория «абстрактного времени» становится организующим началом в деятельности людей.

Новое механическое измерение накладывается на прежнее «органическое» деление суток. В часах появляются минутные и секундные стрелки. Появляется собственный урбанистический ритм жизни и длительность сезонов времени. Время обозначает реальную последовательность событий.

Концепция восприятия времени как утилитарного, имеющего конкретное выражение и социальное значение, становится ценностью, имеющей стоимость. Ценность утилитарного времени легко измерить деньгами, вещами или качеством жизни. Переживание времени как быстротекущего, придает этому ресурсу высокую стоимость. Восприятие времени как утилитарного ресурса влияет на организацию жизни человека и приоритеты в распределении ценностей. Концепт «время — деньги» ориентирует

человека на рациональное использование этого утилитарного ресурса, что проявляется в стремлении успеть выполнить как можно больше действий, продуктов в единицу времени, уменьшить потери, пережить как можно больше событий. Восприятие времени как утилитарного ресурса закладывает основы экономики нового времени, определяет, в числе прочих экономических ресурсов, его стоимость, и делает вопрос управляемости временем компонентом культуры.

Категория времени в наше время (в эпоху постмодерна)

Современное общество пребывает в состоянии постоянного прорыва, инноваций, модернизаций и реорганизаций. Человек, как субъект, становится творцом, который может сделать себя сам («self-made man»). И отличительной чертой современной ситуации является не то, что человек создает себя сам, а то, что образцы и предписания для создания себя устарели. Ценности становятся не чем-то априорным, они воспроизводятся и создаются. Возникает понимание и понятие «временных монополий», производящих и защищающих ценности, имеющие локальное значение.

В таком восприятии мира особое значение приобретают экзистенциальные ценности, возникающие как результат внутреннего диалога человека и связанного с ним постижения смысла. Жизненный мир как пространство смысла конструируется человеком. Ценности, правила и нормы устанавливаются самим человеком. Произвольно устанавливаясь, они так же произвольно меняются в зависимости от ситуации, которую человек переживает. Категория времени становится многомерной, разнонаправленной, дискретной.

Концептуализация восприятия времени как ресурса в обществе инновационных преобразований приводит к восприятию времени как относительному, исчезающему, ускользающему, но, в силу этих же обстоятельств, оно субъективно воспринимается как воспроизводимое, воссоздаваемое.

Заключение

Концепция психологического времени личности является отражением особенностей социально-экономических отношений, доминирующих в культуре. Она включает в себя образ мира и модель индивидуального времени, связывающую ценности прошлого, настоящего и возможного будущего.

На каждом этапе культурно-исторического развития может быть выделена доминирующая концептуальная модель психологического времени личности, представляющая собой систему взаимосвязи семантических пространств и особенностей индивидуальных темпоральностей. Концепт психологического времени личности включает знания о свойствах времени, особенностях смыслового восприятия, частично осознаваемого переживания и временной ориентации.

В соответствии с периодизацией истории европейской культуры, могут быть выделены основные концепты психологического восприятия времени:

— концепт «Времени не существует» провозглашает наличие вечных ценностей, принадлежащих прошлому;

— концепт «Время — жизнь» характеризуется переживанием времени как последовательности, нити событий, происходящих в настоящем «теперь»;

— концепт «Время — возможность» — формирует наличие единой временной перспективы, провозглашает ценность только вечных, не сотворенных явлений, переживается как «возможность конца света»;

— концепт «Время — движение» — переживается как интенсивное настоящее, в котором человек сам творит вечные ценности;

— концепт «Время — деньги» — переживается как быстро текущее субъективное время, при котором абсолютных ценностей не существует;

— концепт «Время — ресурс» — формирует восприятие времени как разного и разнонаправленного и выводит на передний план экзистенциальные ценности.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в процессе социокультурного развития общества, время из ресурса богов становится общественным богатством, индивидуальной ценностью, экономическим ресурсом личности. От страха и подчинения времени как фактору контроля, через управление временем человек приходит к пониманию и восприятию времени как ресурсу соорганизации и интеграции членов общественных отношений.

Библиографический список

1. Аверинцев С. С. Собрание сочиненией. София: Логос, 2006. 912 с.

2. Болотова А. А. Психология организации времени: М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.

3. Распутывание связей между культурой и институтами на примере эмансипации человечества / К. Вельцель, Р. Инглхарт, Э. Александер [ и др.] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. С. 12—43.

4. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. М.: Прогресс — Традиция, 2006.

5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1999.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Фолио; АСТ, 2001.

7. Пыжикова Ж. В. Переживание времени как фактор структурирования планов субъектами экономической деятельности // Вестник СМИУ. 2012. № 1. С. 57—65.

8. Чугунова С.А. Концептуализация времени в разных культурах: дис. ... д-ра психол. наук. Тверь, 2009.

9. Цуканов Б.И. Время в психике человека. Одесса: АстроПринт, 2000. 218 с.

10. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический Проект, 2014. 432 с.

11. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

References

1. Averincev S.S. Complete works. Sofia, Logos, 2006, 912 p. [in Russian]

2. Bolotova A.A. Psychology of time management. M., Aspekt Press, 2006, 254 p. [in Russian]

3. K. Welzel, Ronald Inglehart, E. Alexander, E. Ponarin. Unraveling the links between culture and institutions on the example of emancipation of humanity. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2012, V.15, pp. 12—43. [in Russian]

4. Gaidenko P.P. Time. Duration. Eternity. M., Progress — Traditsiia, 2006. [in Russian]

5. Levi-Strauss C. Prehistoric thinking. M., Respublika, 1999. [in Russian]

6. Losev A.F. The history of ancient aesthetics. M., Folio, AST, 2001. [in Russian]

7. Pyzhikova Zh.V. Time experience as a factor of structuring of plans by the subjects of economic activity. Vestnik SMIU [Vestnik of SMIM], 2012, no. 1, p. 57-65. [in Russian]

8. Chugunova S.A. Kontseptualizatsiia vremeni v raznykh kul'turakh. Dokt. diss. [Conceptualization of time in different cultures: Doctor's of Philological Sciences thesis]. Tver', 2009. [in Russian]

9. Tsukanov B.I. Time in the human psyche. Odessa: AstroPrint, 2000, 218 p. [in Russian]

10. Eliade M. History of faith and religious ideas. From the Stone Age to the Eleusinian Mysteries. M., Akademicheskii Proekt, 2014, 432 p. [in Russian]

11. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

250

BecmHUK CaMlY. 2014. № 9 (120)

Zh.V. Gor'kaya*

SOCIOCULTURAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGY OF PERCEPTION OF TIME

The article discusses the features of psychological perception of time at different stages of cultural and historical development. The influence of features of sociocultural relations on the perception and experience of psychological time of personality is described. The necessity of using the category of concept to identify the dominant model of time in culture is substantiated. Detailed analysis of dynamics of change of the concept of psychological time of a person in the context of cultural values is given. Sociocultural concepts of psychological time of a personality are allocated. Peculiarities of perception and experience of concepts «There is no time», «time as a life», «time as possibility», «time as movement», «time as capital», «time as a resource» are described.

Key words: typology of European culture, psychological time of a personality, concept of perception of psychological time of personality, concept of psychological time of personality.

* Gor'kaya Zhanna Vladimirovna (zhanna_v_@mail.ru), Department of Developmental Psychology, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.