ББК 87.3(2) 6:87.66.
С. В. Крупницкий СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЕВРАЗИЙЦЕВ
Движение евразийцев, оформившееся в 20-х годах в среде русских эмигрантов, продолжило традиции русской историософской школы, отстаивающей особый путь развития России.
Пространственная устойчивость России создала иллюзию, что Россия -Евразия представляет собой особый социокультурный мир. Евразийцы подчеркивают самодостаточность Евразии. Под русским народом они понимают не славянский народ, а конгломерат славян, тюрок, финно-угров и др. Таким образом, русский народ выступает как исторически недавно возникший, как народ будущего. И хотя говорится об этносе, о культуре, но в сущности подразумевается пространство Московского государства, Российской империи, СССР в период его расширения.
Месторазвитие, месторасположение, ландшафт становятся определяющим фактором русской истории, а вторжение туранцев - благом для русских [1]. Л. Гумилев довел идею евразийства до противопоставления славяно-турской культуры западной и китайской.
Современные российские евразийцы готовы превратить Россию в транспортно-коммуникационный канал между Западом и Востоком, а в грядущем мировом порядке русские, по их мнению, смогут выполнять функции мирового правительства, мирового посредника и мирового полицейского.
Распространение евразийства в современной России связано с его узнаваемостью для традиционно настроенных слоев общества - на смену советской утопии приходит евразийская мистификация.
Почвой для евразийства является не "особость" России, а переходное состояние русского общества от традиционного к индустриальному и постиндустриальному.
1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Мысль, 1989.