Научная статья на тему 'Социокультурные взгляды евразийцев'

Социокультурные взгляды евразийцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные взгляды евразийцев»

ББК 87.3(2) 6:87.66.

С. В. Крупницкий СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЕВРАЗИЙЦЕВ

Движение евразийцев, оформившееся в 20-х годах в среде русских эмигрантов, продолжило традиции русской историософской школы, отстаивающей особый путь развития России.

Пространственная устойчивость России создала иллюзию, что Россия -Евразия представляет собой особый социокультурный мир. Евразийцы подчеркивают самодостаточность Евразии. Под русским народом они понимают не славянский народ, а конгломерат славян, тюрок, финно-угров и др. Таким образом, русский народ выступает как исторически недавно возникший, как народ будущего. И хотя говорится об этносе, о культуре, но в сущности подразумевается пространство Московского государства, Российской империи, СССР в период его расширения.

Месторазвитие, месторасположение, ландшафт становятся определяющим фактором русской истории, а вторжение туранцев - благом для русских [1]. Л. Гумилев довел идею евразийства до противопоставления славяно-турской культуры западной и китайской.

Современные российские евразийцы готовы превратить Россию в транспортно-коммуникационный канал между Западом и Востоком, а в грядущем мировом порядке русские, по их мнению, смогут выполнять функции мирового правительства, мирового посредника и мирового полицейского.

Распространение евразийства в современной России связано с его узнаваемостью для традиционно настроенных слоев общества - на смену советской утопии приходит евразийская мистификация.

Почвой для евразийства является не "особость" России, а переходное состояние русского общества от традиционного к индустриальному и постиндустриальному.

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Мысль, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.