Научная статья на тему 'Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне'

Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
899
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ВЫЗОВ / РЕВОЛЮЦИЯ / ОТВЕТ ШКОЛЫ НА ВЫЗОВ / SCHOOL / SOCIOCULTURAL CHALLENGE / THE REVOLUTION / THE ANSWER TO THE CHALLENGE OF SCHOOL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мудрик Анатолий Викторович

Предлагается оригинальная концепция происхождения социокультурных вызовов современной российской школе; дается сжатая социально-педагогическая трактовка вызовов школе на макроуровне как следствия произошедшей в России на рубеже веков многовекторной революции; охарактеризованы вызовы школе и возможные ответы на них в ракурсах политической, социально-экономической, социально-структурной, потребительской, миграционной, криминальной, сексуальной, гендерной, семейной, коммуникационной и игровой революций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural challenges of the modern russian school at the macro level

An original concept of the origin of social and cultural challenges of the modern Russian school; It provides concise sociopedagogical treatment Call the school at the macro level as a consequence of which occurred in Russia at the turn of the century multi-vector of the revolution; described the challenges the school and possible responses to them from the perspective of the political, socioeconomic, sociostructural, consumer, immigration, crime, sex, gender, family, communication and gaming revolution.

Текст научной работы на тему «Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне»

РАЗМЫШЛЕНИЯ. ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 316.7+37.0+371

Мудрик Анатолий Викторович

Доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ НА МАКРОУРОВНЕ

Аннотация. Предлагается оригинальная концепция происхождения социокультурных вызовов современной российской школе; дается сжатая социально-педагогическая трактовка вызовов школе на макроуровне как следствия произошедшей в России на рубеже веков многовекторной революции; охарактеризованы вызовы школе и возможные ответы на них в ракурсах политической, социально-экономической, социально-структурной, потребительской, миграционной, криминальной, сексуальной, гендерной, семейной, коммуникационной и игровой революций.

Ключевые слова: школа, социокультурный вызов, революция, ответ школы на вызов.

Социокультурные вызовы современной российской школе можно выявлять и анализировать на различных уровнях: на мегауровне (принимая в расчет процессы глобализации, глобальные проблемы и порождаемые ими вызовы), на макроуровне (в масштабе страны, общества, государства), на мезоуровне (вызовы, как правило, имплицитные, порождаемые специфическими условиями регионального и/или поселенческого типа социума), на микро- или локальном уровне (которые латентно или вербализо-ванно появляются перед конкретной школой и источниками которых могут быть микросоциум, властные и привластные структуры муниципального уровня, контркультурные организации, религиозные общины, специфический состав родителей, учеников, педагогов и пр.).

Вполне очевидно, что весьма важен и может оказаться довольно эвристичным анализ социокультурных вызовов школе на всех названных выше уровнях. Мой интерес к вызовам макроуровня объясняется двумя, как минимум, обстоятельствами. С одной стороны, именно в России на рубеже XX и XXI вв. произошли, образно говоря, тектонические сдвиги в масштабах страны, социума и государства. С другой - произошедшие кардинальные изменения во всех сферах жизни социума и государства не очень осмыслены в аспекте их влияния на школу (я имею в виду влияние макропроцес-

сов, о которых пойдет речь).

Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне определяются, как мне представляется, в большой мере тем обстоятельством, что на рубеже XX и XXI вв. в течение двадцати пяти (приблизительно) лет социализация учащихся, их родителей, педагогов и всего населения страны происходила в условиях революционной смуты, в рамках переходного общества.

Революция, понимаемая не как некий взрыв, а как процесс глубокого качественного изменения в развитии социума [7], на рубеже веков имела многовекторный характер.

В известной мне политологической, социологической, а тем более в психолого-педагогической литературе я не встречал относительно полного перечня тех революционныхпроцессов,которыепрожили и продолжают переживать «объекты» и «субъекты» исследований этих отраслей знания. Поэтому возьму на себя смелость назвать ряд векторов революции, происходящей в России последние четверть века: политическая, экономическая, социально-структурная, миграционная, потребительская, криминальная, сексуальная, гендерная, семейная, в стиле жизни, коммуникационная, игровая. Предлагаемый перечень революций, которые происходили и происходят на рубеже веков в России, не претендует на полноту, во-первых, и на политологическую строгость, во-вторых.

Следует особо отметить, что все вышеназванные революции имеют полностью или преимущественно инструментальный характер. Каждая из них охватила различные слои населения в количественном выражении и привела к различным результатам, породила неидентичные социальные, социально-психологические и социально-педагогические эффекты.

Но самое существенное, на мой взгляд, то, что на рубеже веков в России не произошла ментальная революция, о чем свидетельствуют данные мониторинга Левада-Центра на протяжении всего этого периода, показывающие устойчивость ценностных представлений и реального поведения Homo soveticus. Все названные выше аспекты революции более или менее существенно влияли и влияют на социализацию как школьников, их родителей и педагогов, так и других представителей российского социума. Все они в разной мере определяют специфические вызовы, с которыми сталкивается школа, самоочевидные из которых попробую обозначить ниже.

Политическая революция 1989-1993 гг. привела к распаду СССР и смене общественно-политического строя в России.

Одним из ее результатов стало то, что школа оказалась в ситуации неслыханной свободы в соответствии с «Законом об образовании» 1992 г. Это был кардинальный вызов школе, на который она ответила весьма неадекватно (чему способствовали и финансовые проблемы): свободой воспользовались все или почти все, но качественные различия в ее наполнении были огромны. Однако педагоги в массе своей довольно скоро устали от свалившейся на них свободы и стали все настойчивее говорить о прелестях советской школы, единых учебников и т. д.

В результате в школах сформировались очень разноликие культуры, как корпоративные (попросту - субкультуры со специфическими ценностями, нормами поведения и отношений, ролевыми ожиданиями и предписаниями, неформальными санкциями и пр.), так и организационные (формируемые администрацией ценности, нормы и способы их реализации, культивируемые сценарии ролевого и эмоционально-межличностного взаимодействия, набор формальных и неформальных санкций и пр.) [6].

Экономическая революция обусловила появление частной собственности и рыночных отношений, конвертируемости рубля, а в русле обсуждаемой темы к появлению частных и корпоративных учебных заведений (преимущественно в сфере высшего образования).

В экономически-революционном угаре самый демократичный (по мнению различных экспертов) «Закон об образовании» 1992 г. низвел школу и образование в целом до «сферы услуг» (последствия чего проявились не сразу), что и стало, на мой взгляд, основным вызовом педагогам школы, масса которых, пусть и имплицитно, полагали свой труд служением, а не услужением.

Школа могла бы ответить на этот вызов, да и частично ответила, относительно распространенной гуманизацией корпоративной и особенно организационной культур. Однако общая атмосфера социума и тренды государственной политики во многом свели на нет попытки гуманизации, хотя вербаль-но она не сходила с повестки дня.

Социально-структурная (стратификационная) революция привела к следующим последствиям:

а) исчезли одни профессиональные группы, появились новые (как относительно стабильные - сисадмины, риэлторы и др., так и конъюнктурные - «челноки» и не только); в школе появляется целая линейка новых специалистов от психологов и социальных педагогов до ГГ-инженеров и пр.;

б) социум дифференцировался на ряд социальных слоев (страт) в зависимости от имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах: верхний, средний, нижний средний, базовый, нижний, социальное дно; различные исследователи дают несколько иные наборы страт (например, Т. И. Заславская [2]). Педагоги, которые в советский период входили в так называемую интеллигентскую «прослойку», в новое время, как и многие другие, оказались «раздерганными» между средней, базовой и даже низшей стратами.

Новая стратификация российского социума предъявила школе как минимум два довольно существенных вызова: социально-имущественную дифференциацию учащихся и ухудшение субъективного восприятия своего социального статуса педагогами.

На эти глобальные в макромасштабах общества вызовы школа может дать, хотя и многочисленные, но весьма ограниченные локальные ответы. Например, важнейшим целеполаганием обозначить развитие у педагогов и учащихся потребности в достижении как предпосылки успешного функционирования в стратифицированном социуме. Однако, боюсь, эта цель будет заблокирована институциональной культурой школы, ибо она противна ее сути. Суть же определяется совокупностью норм, ценностей, предрассудков и пр., которые появляются в сходных, а нередко идентичных поведенческих сценариях у педагогов, находящихся в разных регионах, не имеющих между собой горизонтальных связей [6].

Потребительская (товарно-продовольственная) революция ознаменовалась скачком от пустых полок магазинов к ассортименту супермаркетов и моллов, что дало основание объявить наступление общества потребления, несмотря на 20 % только официальных бедных и 25 % селян, в массе своей весьма относительных потребителей того, что не растет у них на подворье. Тем не менее, бенефициарами потребительской революции можно считать практически все население с учетом различий в возможностях потреблять то или иное у различных групп (доходящие в Москве, например, до сорока раз).

Потребительская революция предъявила школе ряд вызовов, наиболее «педагогическими» из которых можно счесть необходимость ликвидации финансово-экономической безграмотности и у учеников, и у педагогов в надежде на последующее более или менее разумное потребительское поведение. Кроме того, как показывает опыт развитых стран, школа может формировать у части учеников, имеющих соответствующие интенции и задатки, зачатки культуры предпринимательства [1]. Подобный опыт есть (или был) и у российских школ, например, в Ангарске и ряде других средних и малых городов.

Миграционная революция - резкий рост добровольной и вынужденной географической мобильности населения, которая имеет многообразные типы: внешняя (из страны в страну) и внутренняя (из региона, из села в город); сезонная (туристы, сельскохозяйственные рабочие) и долгосрочная (вплоть

до перемены постоянного места жительства); легальная и нелегальная и др. [4]. Миграцию как глобальный и региональный феномены изучают в различных аспектах: юридическом, демографическом, экополи-тическом, социологическом, историческом, психологическом, но не социально-педагогическом.

Миграционная революция имеет совершенно очевидные социально-педагогические последствия, ставящие школу и воспитание как социальный институт в целом перед вызовами, с которыми в России они ранее не сталкивались (в отличие от США и ряда стран Европы) и которые имеют свою российскую специфику. В школах крупных, средних и некоторых малых городов появился иноэтнический контингент учащихся (нередко относительно и даже абсолютно многочисленный), выросших и растущих в инокультурной среде, не адаптированных и зачастую не склонных к адаптации в новом ареале проживания. В сельской местности и в малых и средних городах появились русскоязычные дети, подростки, юноши и девушки - мигранты из республик бывшего СССР, семьи которых имеют более высокий образовательный и культурный уровень, чем местное население, что создает социально-психологические и социально-педагогические проблемы (во взаимодействии с коренным социумом, порождает нередко эффект отрицательной адаптации (появление негативных поведенческих проявлений, одобряемых в новом социуме как способ адаптации к нему).

Маятниковая миграция, главным образом в виде вахтовой работы и отходничества, породила довольно массовое дистантное отцовство, которое раньше фиксировалось в основном у моряков. Она же в районах Южной Сибири и Дальнего Востока, имеющих довольно тесные экономические связи с Китаем, породила феномен двусемейности, когда тот или иной китаец, регулярно бывающий в России, заводит вторую стабильную семью, принимая на себя отцовские обязанности по отношению к детям условной жены от ее предыдущих сожительств.

На вызовы миграционной революции отвечать должны социум, государство. Воспитание в целом и школа в частности может дать ответы, во-первых, только в контексте

политики государства и установок социума, а во-вторых, эти ответы могут иметь весьма ограниченный характер в силу институциональных особенностей школы, конкретных корпоративных и организационных культур. Так, школа может и реализует адаптацию детей из семей мигрантов, учитывая конкретные обстоятельства, в методике преподавания (например, для решения проблемы знания русского языка). Все остальные возможности школы весьма проблематичны. Так, формирование толерантности в теории и в практике, как правило, имеет однонаправленный характер и не рассматривается в симбиозе с адаптацией и инкультурацией мигрантов. Практика школьной жизни постоянно подтверждает истину о том, что значительно проще вести интернациональное воспитание, имея в виду «свободу Африки» (А. Галич), нежели учить диалогу и терпимости друг к другу учеников конкретного класса.

Криминальная революция (видимо, как неизбежное в условиях России следствие пяти предыдущих революций) - резкий рост уголовной преступности, появление многообразных новых видов и способов преступных деяний, а также криминальных лиц, групп и сообществ, распространение криминального и криминализованного сознания среди населения, проникновение его в государственные и бизнес-структуры, сращивание криминала с бизнесом, правоохраной и госструктурами.

Криминальная революция столкнула школу с рядом названных выше и других общеизвестных вызовов, среди ответов на которые, пожалуй, наиболее «инновационным» можно считать осознание того, что профилактика криминализации учеников, помимо традиционных и новых способов профилактики, в основе своей сегодня имеет поиск путей и способов преодоления потребительского фанатизма (это когда не столько реальное поведение, сколько мечты о «тачке» и различных гаджетах как символах престижа становятся основной ценностной ориентацией).

Сексуальная революция (в интервью «Новой газете» известный сексолог Лев Щеглов назвал ее «сексуальным бунтом, бессмысленным и беспощадным») явилась следствием индивидуализации и атомиза-

ции социума, ослабления внешнего контроля за сексуальным поведением, появления эффективной контрацепции, что привело к снижению возраста сексуального дебюта, отделению сексуального поведения от брачного, некоторой либерализации отношения к эротике и нетрадиционной сексуальной ориентации, изменению характера партнерских отношений, росту количества до- и внебрачных связей, ослаблению двойного стандарта, а в целом к отделению сексуальности от репродукции. И, наконец, одним из ее следствий стало признание пяти врожденных видов сексуальности (гетеросексуальности, бисексуальности, гомосексуальности, ма-стурбационной сексуальности и асексуальности), каждый из которых имеет вариативные проявления (И. С. Кон [3]).

Основных вызовов школе как минимум два: а) необходимость сексуального просвещения учащихся, их родителей и педагогов, ожидать появления которого не приходится; б) культивирование среди, в первую очередь, педагогов, затем родителей и лишь потом среди детей, и особенно старших подростков, юношей и девушек понимания и признания того, что каждый человек имеет право на частную жизнь, к бесчисленным вариантам которой следует относиться терпимо, если в них нет насилия по отношению к другим. Надеяться на это также не приходится, ибо присущая нашей культуре бинарная оппозиция «нормального» и «отклоняющегося» в жизни вообще и в сфере сексуальных отношений в частности и особенно в обозримом будущем непреодолима.

Основной смысл гендерной революции состоит в том, что происходит ослабление гендерной поляризации, вследствие чего мужчины и женщины могут и выбирают род занятий и стиль жизни более или менее безотносительно к их половой принадлежности, как в соответствии с традиционными нормативными предписаниями, так и вопреки им (И. С. Кон [3]).

Основной вызов школе - в ситуации «двухсотпроцентной» феминизации не только кадров, но и институциональной культуры (учитывая так называемый «скрытый учебный план»), создать условия взращивания детей, подростков, девушек и юношей, избегая мачизма и феминизма, т. е. разработать и реализовать гендерный подход в вос-

питании [5]. Это тоже малореально, так как требует отказа от бинарных оппозиций мужского и женского, высшего и низшего и, видимо, ряда других столь же архетипичных, что опять же весьма проблематично.

Семейная революция - преобладание ну-клеарных семей, рост количества неполных семей, появление новых типов семей (супружеских, детоцентричных, гостевых) при сохранении преобладания традиционных; увеличение возраста вступления в брак наряду с ростом количества ранних браков и одиноких мужчин и женщин; рост количества разводов, повторных и незарегистрированных браков; увеличение количества однодетных семей, рост количества внебрачных детей (примерно половина которых признается отцами); существенное возрастание эмоционально-психологических функций семьи наряду с сохранением разделения «мужского» и «женского» домашнего труда.

Наряду с другими вызовами частного характера, как правило, не имеющими принципиально нового содержания, школа все в большей мере сталкивается с углубляющимися разрывами референции (связи языка с реальностью). В нашем случае эти разрывы, с одной стороны, специфичны в зависимости от локализации школы, а с другой - имеют повсеместно нарастающий характер, ибо контент, заложенный и в явном, и в «скрытом» учебных планах школы, и язык его репрезентации учащимся и их родителям очень слабо коррелирует с контентом и языком жизнедеятельности семьи любого социокультурного уровня и ее иных характеристик.

Суть революции в стиле жизни в появлении условий для реализации многообразных стилей жизни в соответствии со своими притязаниями и возможностями у различных возрастных, этноконфессио-нальных, социокультурных, профессиональных, региональных и иных групп и слоев населения: дифференциация жилищных условий от сохраняющихся бараков и «балков» до вилл-дворцов с массой промежуточных вариантов; нарастание дифференциации расселения в зависимости от достатка, социального статуса и иных факторов («рублевки», загородные таунхаусы, этнические гетто и др.); рост внедомашнего приема пищи (от Stardogs'ов до ресторанов класса

«Недальний Восток»); изменение рекреативного поведения (от пикников-шашлыков в лесопарке до прогулок на своей яхте или арендованном теплоходе и экстремальных видов отдыха); развитие зарубежного и внутреннего туризма наряду с сохранением «оседлости» большинства населения.

Школа столкнулась с существенной дифференциацией учащихся и их родителей по субкультурным признакам (и чем крупнее город, тем более она выражена) и полным неумением да и нежеланием педагогов их изучать, принимать их в расчет, учитывать и, если целесообразно и возможно, как-то их эксплуатировать и/или минимизировать. Этот вызов по-разному проявляется, условно говоря, в «гимназиях», «прогимназиях» (т. е. в хороших, нормальных школах, но без «фишек») и в «дворовых школах», функционирующих в разных типах поселений и в различных районах крупных городов.

Ответом на вызовы революции в стиле жизни могло бы стать осознание и проработанное целеполагание корпоративной и организационной культур школы на формирование у педагогов, учащихся и их родителей социальных установок на социальную мобильность (вертикальную и горизонтальную, а также географическую и др.), толерантность, позитивные приспособление и обособление в меняющихся социальных обстоятельствах жизни.

Коммуникационная революция продолжается до сих пор и включает в себя: компьютеризацию, интернетизацию, телефонизацию (мобильную, ГТ-телефонию, Skype), развитие социальных сетей в Интернете, виджетизацию (массовое использование видеосервисов в Интернете), появление новых типов газет и журналов («желтуха», «глянец» и пр.), появление многочисленных радиостанций и телеканалов, автомобилизацию.

Школа столкнулась как минимум с такими вызовами, как: значительно большая включенность в новые реалии учеников по сравнению с педагогами и родителями [8]; необходимость абсорбировать продукты и результаты коммуникационной революции (например, клиповое мышление) в институциональную, корпоративную и организационную культуры; необходимость медиаобра-зования учащихся, педагогов, а желательно и родителей, включающего развитие крити-

ческого мышления, коммуникативной компетентности (включая культуру пользования справочно-информационными электронными и бумажными ресурсами и целесообразного их выбора и сочетания).

«Игровая» революция - массовое распространение компьютерных игр; появление субкультурных игр (стритбол, пейнтбол, гольф, «ночной дозор» и иные); исторические и фэнтезийные реконструкции и т. п., существенная трансформация сюжет-но-ролевых игр.

Игровая революция в части распространения компьютерных игр, существенно определяющих времяпрепровождение, да и жизнедеятельность игроков в целом - основной, как представляется, вызов школе, ибо бенефициарами в данном случае являются практически все или подавляющее большинство учеников и молодых (хотя и не только) учителей и родителей. Школа не может полноценно ответить на этот вызов, но попытаться «мониторить» процесс геймификации, отслеживать его тренды, учитывать и принимать во внимание, а также использовать в своей работе вполне в состоянии. Ну и конечно, школа вполне в состоянии продуктивно использовать реконструкции, которые, по сути своей, сюжетно-ролевые игры.

Вышеназванные революции в совокупности породили очередные расколы в российском социуме.

Наиболее массовидный социокультурный раскол - наличие адептов трех традиций: модернизаторской (таких меньшинство), традиционной патерналисткой (во многом советской) и архаичной (московитской). Причем во всех трех группах наличествуют люди разных возрастных когорт, т. е. это раскол не столько вертикальный - межкогортный или межпоколенный, а и горизонтальный - вну-трикогортный и внутрипоколенный.

Революционная смута породила многочисленные ценностные расколы и внутри трех названных выше массовидных групп, которые привели к появлению множества нетрадиционных субкультур, носителями которых могут являться люди различных возрастов. Не претендуя на какую-либо классификацию, назову лишь некоторые ценностные основания, ставшие «гранями» раскола: либерализм, коммунизм, консерва-

тизм, архаизация (московитство), необольшевизм, нацизм, клерикализм, национализм, экстремизм политического, религиозного и иных толков, хипстерство, индифферентность, эскапизм, гедонизм, имперство, этатизм (государственничество, охранитель-ство). Все эти основания за четверть века дополняли «модельный» ряд существующих субкультур, меняя их соотношение и качественные параметры, стиль их поведения в социуме, на социально-политической и социально-культурной аренах.

Каждая из названных выше революций ставит школу перед определенным набором вызовов (прямых и опосредованных, явных и латентных, вербализованных и имплицитных) [9; 10]. На сегодняшний день эти вызовы в массе своей не осознаны, а многие, даже и будучи осознанными, объективно не могут найти ответа в школьной практике.

Во-первых, причина этого в том, что многие из реальных и потенциальных вызовов адресованы не школе, а социуму и воспитанию как социальному институту.

Во-вторых, в том, что, несмотря на то, что воспитание - один из архетипов русской культуры, оно не занимает высоких позиций на шкале ценностных ориентаций российского социума.

В-третьих, образование как и воспитание в целом как числились в «группе Б» советского госплана, так и остались по факту в постсоветской России на обочине государственного бюджетирования, будучи стигматизированы как «сфера услуг».

В-четвертых, взрослые, как в массе своей, так и педагогические работники, объективно принадлежат прошлому столетию и поэтому опять же в массе не в состоянии, да и не хотят осознавать вызовы, порождаемые многовекторным революционным процессом, и тем более не в состоянии искать и реализо-вывать ответы на них.

В-пятых, государственная политика в сфере воспитания на данный момент в своем стремлении к архаизации и робкими попытками «приручить современность», хотя и опасна для будущего страны, по факту нацелена на сведение на нет многих результатов, достигнутых в течение двадцати лет, начиная с 1992 г., которые тоже далеко не все вызывают трепетный восторг.

Библиографический список

1. Грасс Т. П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников. - Красноярск, 2015. -156 с.

2. Заславская Т. И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004. - 400 с.

3. Кон И. С. Три в одном: сексуальная, тендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. XIV, № 1. - С. 51-65.

4. Лопухина Т., Градировский С. Типологии миграционных процессов [Электронный ресурс] // Русский архипелаг: сетевой проект. - URL: http://www.archipelag.ru/authors/ gradirovsky/?library=1108 (дата обращения: 12.12.2015).

5. Мудрик А. В. О гендерном подходе в социальном воспитании // Научно-методический

журнал заместителя директора школы. - 2008. -№ 5. - С. 138-144.

6. Мудрик А. В. Три культуры в школе // Нижегородское образование. 2011. - № 1. - С. 12-15.

7. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2002. - 571 с.

8. Плешаков В. А. Теория киберсоциали-зации человека: монография. - М.: МШУ: Homo Cyberus, 2011. - 400 с.

9. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 26-31.

10. Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 36. - С. 102-109.

Поступила в редакцию 01.12.2015

Mudrik Anatolij Viktorovich

Dr. Sci. (Pedag.), Professor, Corresponding Member of the RAE, Моscow Pedagogical State University, amudrik@yandex.ru, Моscow

SOCIOCULTURAL CHALLENGES OF THE MODERN RUSSIAN SCHOOL AT THE MACRO LEVEL

Abstract. An original concept of the origin of social and cultural challenges of the modern Russian school; It provides concise sociopedagogical treatment Call the school at the macro level as a consequence of which occurred in Russia at the turn of the century multi-vector of the revolution; described the challenges the school and possible responses to them from the perspective of the political, socioeconomic, sociostructural, consumer, immigration, crime, sex, gender, family, communication and gaming revolution.

Keywords: school, sociocultural challenge, the revolution, the answer to the challenge of school.

References

1. Grass, T. P., 2015. Welikobritanija, USA i Newaja Zelandija: formirovanije kultury predprin-imatelstva u shkolnikof [United Kingdom, United States and New Zealand: creating a culture of entre-preneurship among students]. Krasnoyarsk, 156 p. (in Russ.).

2. Zaslavsky, T. I., 2004. Sowremennoje rossi-jskoje obshestwo. Sotialnyj mehanizm transformatii [Modern Russian society. The social mechanism of transformation]. Moskow: Delo, 400 p. (in Russ.).

3. Kon, I. S., 2011. Tri w odnom: sexualnaja, gendernaja i semejnaja revolutii [Three in one: sexual, gender and family revolution]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], T. XIV, 1, pp. 51-65 (in Russ.).

4. Lopuchina, T., Gradirovsky, S., 2015. Tipologii migratsionnyhk protsessov [Tipologies of migration processes]. Russkij arhkipelag: setevoj proekt [Russian archipelago network project] [online]. Available at: http://www.archipelag.ru/authors/ gradirovsky/?library=1108 (Accessed 12 December 2015) (in Russ.).

5. Mudrik, A. V., 2008. O gendernom podhode v sotsialnom vospitanii [On gender approach in social education]. Nauchno-metodicheskij zhurnal zamesti-tel'a direktora shkoly [Scientific-methodical magazine deputy director of school], 5, pp. 138-144 (in Russ.).

6. Mudrik, A. V., 2011. Tri cultury v shkole [Three culture in school education]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod school education], 1,

pp. 12-15 (in Russ.).

7. Olshansky, D. V., 2002. Politiko-psiholog-icheskij slovar' [Political-psychological dictionary]. Moskow; Ekaterinburg Academic Project: business books, 571 p. (in Russ.).

8. Pleshakov, V. A., 2011. Teoria kibersotsializat-sii cheloveka [The theory of human kibersotsializat-sii]. Moskow: MPSU Publ., Homo Cyberus, 400 p. (in Russ.).

9. Romm, T. A., 2013. Strategicheskie orientiry socialnogo vospitania v postindustrialnom obsh-estve [Strategic guidelines of social education in

the post-industrial society]. Sibirskij pedagogich-eskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 26-31(in Russ., abstr. in Eng.).

10. Schelina, T. T., 2014. Problema profession-alnoj competentnosti sotsialnogo pedagoga v uslovi-jah izmenivshejs'a cituatsii detstva [The problem of professional competence of the social teacher in the conditions of the changed situation of childhood]. Lichnos't', semja i obshestvo: voprosy pedagogi-ki i psychologii [Person, family and society: issues of pedagogy and psychology], 36, pp. 102-109 (in Russ.).

Submitted 01.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.