Научная статья на тему 'Социокультурные установки мусульман в мегаполисе Москва: социально-психологические аспекты'

Социокультурные установки мусульман в мегаполисе Москва: социально-психологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / МИГРАНТОФОБИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА / MEGAPOLIS / MIGRANTS / SOCIAL ADAPTATION / SOCIO-CULTURAL CONDITIONS / MIGRANT-PHOBIA / SOCIO-CULTURAL ATTITUDES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS / INTEGRATION / RELIGIOUS PRACTICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лескова Ирина Валерьевна, Зязин Сергей Юрьевич, Муслимова Кристина Игоревна, Бариева Наталья Юсуфовна

Поднимается вопрос о социально-психологической адаптации мусульман из стран ближайшего зарубежья в мегаполисе Москва. Раскрываются основные этнические, религиозные и психологические особенности мигрантов, исповедующих религию ислам. Комментируются возможные пути решения задач, связанных с успешной адаптацией мигрантов. Приводятся примеры успешного функционирования разнообразных центров, чья деятельность непосредственно связанна с сопровождением мигрантов на территории Российской Федерации. Представлена статистика МВД России за 2018 год, отражающая процесс миграционных переселений жителей бывших республик СССР на территорию России. Заострено внимание на процессах глобальной миграция людей, в частности мусульман из стран Средней Азии, способствующих развитию у местного населения негативного отношения к приезжающим, в частности мигрантофобии и исламофобии. В статье рассматриваются возможные и приемлемые алгоритмы работы с мигрантами с целью избегания подобного негативизма и скорейшей адаптации мигрантов в Москве. Подчеркивается, в миграционные процессы вовлечены не только взрослые, но и дети, которым необходима специализированная поддержка сотрудников образовательных учреждений и социальных служб, деятельность которых должна быть направлена на обучение русскому языку как иностранному, психологопедагогическое сопровождение, знакомство с культурно-историческим наследием страны. Акцентируется внимание на факте того, что чувство толерантности и терпимости должно присутствовать у всех причастных к миграционным процессам людей. Фиксируется важность поиска компромиссных решений, объединения совместных усилий для решения задач переселенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лескова Ирина Валерьевна, Зязин Сергей Юрьевич, Муслимова Кристина Игоревна, Бариева Наталья Юсуфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural attitudes of Muslims in the city of Moscow: socio-psychological aspects

The question of socio-psychological adaptation of Muslims from the countries of the near abroad in the metropolis of Moscow is raised. Describes the main ethnic, religious, and psychological characteristics of migrants who profess the religion of Islam. Possible ways of solving problems related to the successful adaptation of migrants are commented. Examples of the successful functioning of various centers, whose activities are directly related to the support of migrants in the Russian Federation. The article presents statistics of the Ministry of internal Affairs of Russia for 2018, reflecting the process of migration of residents of the former Soviet republics to Russia. Attention is focused on the processes of global migration of people, in particular Muslims from Central Asia, contributing to the development of the local population's negative attitude to visitors, in particular migrant phobia and Islamophobia. The article considers possible and acceptable algorithms of work with migrants in order to avoid such negativity and rapid adaptation of migrants in Moscow. It is emphasized that migration processes involve not only adults, but also children who need specialized support of employees of educational institutions and social services, whose activities should be aimed at teaching Russian as a foreign language, psychological and pedagogical support, familiarity with the cultural and historical heritage of the country. Attention is focused on the fact that a sense of tolerance and tolerance should be present in all people involved in migration processes. The importance of finding compromise solutions, joint efforts to solve the problems of immigrants is fixed.

Текст научной работы на тему «Социокультурные установки мусульман в мегаполисе Москва: социально-психологические аспекты»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/93PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 01.02.2019; опубликована 24.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Лескова И.В., Зязин С.Ю., Муслимова К.И., Бариева Н.Ю. Социокультурные установки мусульман в мегаполисе Москва: социально-психологические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/93PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Leskova I.V., Zyazin S.Yu., Muslimova K.I., Barieva N.Yu. (2019). Socio-cultural attitudes of Muslims in the city of Moscow: socio-psychological aspects. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/93PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 316.4 ГРНТИ 04.61

Лескова Ирина Валерьевна

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Профессор кафедры «Социологии» Доктор социологических наук, профессор E-mail: leskova.i@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6083-6692 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=510760

Зязин Сергей Юрьевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Аспирант E-mail: wasatyay@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0547-2483 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=910871

Муслимова Кристина Игоревна

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Аспирант E-mail: myslimo@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6110-4506 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=919948

Бариева Наталья Юсуфовна

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Аспирант E-mail: natasha1024@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1184-7277 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=995736

Социокультурные установки мусульман в мегаполисе Москва: социально-психологические аспекты

Аннотация. Поднимается вопрос о социально-психологической адаптации мусульман из стран ближайшего зарубежья в мегаполисе Москва. Раскрываются основные этнические, религиозные и психологические особенности мигрантов, исповедующих религию ислам.

https://mir-nauki.com

Комментируются возможные пути решения задач, связанных с успешной адаптацией мигрантов. Приводятся примеры успешного функционирования разнообразных центров, чья деятельность непосредственно связанна с сопровождением мигрантов на территории Российской Федерации. Представлена статистика МВД России за 2018 год, отражающая процесс миграционных переселений жителей бывших республик СССР на территорию России. Заострено внимание на процессах глобальной миграция людей, в частности мусульман из стран Средней Азии, способствующих развитию у местного населения негативного отношения к приезжающим, в частности мигрантофобии и исламофобии. В статье рассматриваются возможные и приемлемые алгоритмы работы с мигрантами с целью избегания подобного негативизма и скорейшей адаптации мигрантов в Москве. Подчеркивается, в миграционные процессы вовлечены не только взрослые, но и дети, которым необходима специализированная поддержка сотрудников образовательных учреждений и социальных служб, деятельность которых должна быть направлена на обучение русскому языку как иностранному, психолого-педагогическое сопровождение, знакомство с культурно-историческим наследием страны. Акцентируется внимание на факте того, что чувство толерантности и терпимости должно присутствовать у всех причастных к миграционным процессам людей. Фиксируется важность поиска компромиссных решений, объединения совместных усилий для решения задач переселенцев.

Ключевые слова: мегаполис; мигранты; социальная адаптация; социально-культурные условия; мигрантофобия; социокультурные установки; социально-психологические аспекты; интеграция; религиозная практика

Происходящие процессы глобализации в современном мире способствуют ослаблению границ национальных государств. Усиление миграционных процессов радикально видоизменяет облик стран и городов, вносит разнообразие и реконструирует социальные и культурные характеристики.

Вследствие миграционных процессов количество мусульман в России увеличивается с каждым годом. Начало активной миграции многие эксперты связывают с моментом распада Советского Союза. Именно в этот момент начинается переселение одних народов в центральные регионы России, другие же наоборот возвращаются из мест депортации к своим корням. Последние 20 лет рост численности населения России происходит за счет миграционного прироста. По числу прибывших мигрантов с целью длительного пребывания или на постоянное место жительство лидером считается Москва и Московская область.

По данным МВД России миграционный поток жителей бывших республик СССР на территорию России с января по сентябрь 2018 года составил свыше 13 миллионов человек. Самый большой поток мигрантов составляют жители Узбекистана и Таджикистана, затем Украины и Киргизстана (рис. 1).1

1 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года с распределением по странам и регионам // сайт МВД РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://мвд.рфЮeljatelmst/statistics/migracюnшya/item/148529Ш/.

Страница 2 из 9

93PSMN119

Рисунок 1. Количество мигрантов, поставленных на миграционный учет в РФ

По данным того же источника, от 40 до 50 процентов указанных мигрантов составляют люди, приехавшие в Россию на заработки. В Москве и московской области остается 5,33 процента представителей Узбекистана, 10,5 процента представителей Таджикистана, 29,6 процента представителей Киргизстана.1

Предмет обсуждения

Проблема языковой, правовой и трудовой адаптации мигрантов, прибывающих на территорию РФ, является приоритетным направлением, в том числе и с тем, что социокультурные установки и социально-психологические аспекты приезжих кардинально отличаются от характеристик принимающего населения. Неоспоримо, у каждого этноса незыблемы вековые обычаи и традиции предков, а нормы жизни и поведения могут кардинально отличаться между собой, поэтому попадая в новую социокультурную среду мигранту важно «гармонично» интегрироваться в новое для него сообщество.

Москва как полиэтнический и поликонфессиональный город отличается своей мозаичной социальной структурой. Москва относится к числу регионов с наибольшей бюджетной обеспеченностью в РФ, высокой стоимостью жизни, низкой чувствительностью уровня пенсионного обеспечения, регулируемого федеральным законодательством [1]. Мегаполис Москва ежедневно принимает тысячи мигрантов и должен быть готовым не только причислить в свои ряды потоки людей, но и помочь им адаптироваться в новых социальных и культурных условиях. Поскольку мигрант приезжает (планирует приезд) чаще всего не один, а со своей семьей, автоматически возникает масса проблемных вопросов, требующих быстрого реагирования на решение чреды социальных аспектов жизнедеятельности - проживание, питание, обучение детей, трудоустройство, медицинское обслуживание и культурных особенностей жизненного процесса - язык общения, взаимодействие с другими людьми, мотивация к обучению.

По своему религиозному предпочтению, большую часть жителей Средней Азии составляют мусульмане. Приезжая в Россию они чаще всего не только не оставляют свою религиозную практику, но и более того, активно транслируют ее обществу. Данный аспект оказывает негативное влияние на быструю и эффективную адаптацию мигрантов, поскольку связан с отрицательным отношением коренного населения к религии ислам. Несомненно, идеологический подтекст некоторых средств массовой информации также способствует

https://mir-nauki.com

негативному восприятию в социуме миграционных процессов и их последствий. Вследствие чего в российском обществе развивается мигрантофобия и ксенофобия [2].

По словам Ф.Б. Березина: адаптация - это приспособление организма к условиям окружающей среды. Социально-психологическая адаптация - это приспособление человека как социального существа к нормам, условиям, принципам, этикету в обществе [3].

Трудность психологической адаптации мигрантов состоит и в том, что в период процесса приспособления и привыкания, находясь между «своими» и «чужими» приезжие попадают в глубоко внутри личностный психологический кризис, который оказывает замедленное влияние на успешную интеграцию в окружающую среду.

Безусловно, большую роль в освоении новой социальной реальности отводят социокультурным установкам. В. Макдугалл полагал, что социальная установка как совокупность инстинкта, привычки и чувства есть социальное поведение, которое рассматривалось ученым через природные инстинкты и привычные действия окружающей среды, а также личный жизненный опыт человека, реализуемый в течение всей его жизни [4].

Несмотря на то, что непрерывно осуществляется процесс воздействия на убеждения или потребности в укреплении тех или иных знаний и умений, социальная установка остается устойчивой формой, позволяющей человеку сохранять свою самоидентификацию. Особо следует отметить, что термин тесно связан с такими понятиями как потребности, ценности, интересы и мотивы.

Социокультурные установки базируются на этнических, социальных и культурных ценностях и приоритетах определенной социальной группы, оказывая всестороннее влияние на сферы жизни и деятельности человека.

Следовательно, социокультурная установка может рассматриваться как детерминанта состоящая из материальных и идеальных представлений, национальных и культурных особенностей, рационального и чувственного понимания действий, совершаемых ради достижения определенной цели.

Не маловажным является вопрос социально-психологической устойчивости личности. Так, например, женщины мусульманки, соблюдающие религиозную практику и проживающие в мегаполисе, зачастую испытывают трудности в сохранении внешней религиозной идентичности, т. к. сталкиваются с негативной реакцией на их образ, вплоть до неприятия их одежды отдельными социальными группами. По канонам ислама внешний вид женщины должен закрывать все тело кроме лица и кистей рук. Несмотря на то, что женщина может испытывать стресс, ее сильные и устойчивые убеждения помогают преодолеть психологический дискомфорт, а «закрытая» одежда мусульманки позволяет чувствовать себя «защищенной» [5].

Социально-психологические аспекты личности характеризуются взаимодействиями и взаимоотношениями человека с обществом, такими как: социальные установки, ценности, нормы и формы поведения, мотивы и мотивация и т. д. Отечественным социальным психологом и социологом Г.М. Андреевой было установлено, что личность формируется, развивается и реализуется в различных социальных группах, имея в своей основе не только индивидуальное, но и социальное начало [4].

Ситуации, связанные с адаптацией приезжих, в том числе с процессами привыкания и приспособления трудовых мигрантов давно находятся в поле деятельности социологов, психологов, политологов и других зарубежных и отечественных специалистов. Особое значение имеют научные труды, таких ученых как: Стефаненко Т.Г., Зайончковская Ж.А., Гриценко В.В., Павленко В.Н., Пивовар Е.И., Лебедева Н.М., Солдатова Г.У., Сусоколов А.А.,

https://mir-nauki.com

Шайгерова Л.А., Мукомель В.И., Шлягина Е.И., Rack PH., Berry J.W., Adler P.S., Oberg K., Bock P.K. и др.

В.И. Мукомель, доктор социологических наук, руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов ИСРАН в работе «Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски» выделяет три категории мигрантов: «постоянные» или «долгосрочные» - категория включает мигрантов, практически не покидающих территорию России, за исключением редких выездов на родину; «циркулярные мигранты», лица, периодически въезжающие (как правило, с целью осуществления трудовой деятельности) и покидающие территорию России; сезонные мигранты, приезжающие на конкретные работы сезонного характера - часть, и весьма незначительная, данной группы. Несколько особняком стоит третья категория, охватывающая впервые приехавших в Россию

Резюмируя, отметим, при работе с мигрантами следует заострить внимание на «постоянных» или «долгосрочных» мигрантах - тех гражданах, кто в перспективе намеревается задержаться, вплоть до постоянного проживания в России со своей семьей, а в последствие перевезти к себе и близких родственников, получить гражданство и т. д. В отдельную группу стоит выделить и молодые семьи мигрантов, имеющих детей и длительно проживающих на территории Российской Федерации.

Для решения всех выше перечисленных дилемм, представляющих собой взаимосвязанный и многогранный спектр вопросов, мигранту необходим посредник -медиатор, всесторонне подготовленный специалист, способный взять на себя функцию по социализации мигранта. Задачей для такой категории специалистов является оказание в кратчайшие сроки квалифицированной помощи переселенцу в процессе адаптации к новому месту, содействие в избежание социальной изоляции и депривации, успешному преодолению языковых и культурных барьеров. К профессиональным функциям медиаторов относится просветительская и профилактическая деятельность среди местного населения, направленная на снижение негативного отношения к выходцам из Средней Азии и понижение уровня мигрантофобии в целом. В свою очередь, медиатору важно профессионально выстроить стратегию адаптации, направленную на оказание всесторонней помощи - психологической, социальной, юридической и т. д., при которой барьер «свои» «чужие» ослабнет или исчезнет совсем. В роли медиатора могут выступать: работодатель, юрист, сотрудник социальных служб, психолог и т. д.

Авторской группой был осуществлен мониторинг (2018 г.) действующих в мегаполисе Москва организаций по оказанию психологической, правовой и социальной поддержке приезжим, а также видов помощи мигрантам и их семьям.

Установлено, по состоянию на декабрь 2018 года поддержка мигрантов осуществляется силами как государственными, так и частными учреждениями, деятельность которых направлена на урегулирование повседневных затруднений переселенцев и повышение их уровня и качества жизни. К государственным учреждениям относят различные отделения социальной защиты, реабилитационные и кризисные центры. За социальную защиту мигрантов несут ответственность миграционные органы (УВМ МВД), ПФР, ФСС, ФОМС.

Активно оказанием помощи мигрантам практикуются благотворительные фонды, такие как «Гражданское содействие», благотворительный фонд «Вера, надежда, любовь». Ежегодно в Москве для мигрантов открываются образовательные, духовно-просветительские, досуговые центры; курсы дополнительного образования и повышения квалификации. Основной целью

Страница 5 из 9

[5].

Обсуждение

93PSMN119

https://mir-nauki.com

своей деятельности Центры видят в привлечении мигрантов к участию в общероссийских мероприятиях, проведении юридических консультаций и правовых встреч, в ходе которых ведется просветительская работа, разъясняются права и обязанности иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Данные организации занимаются социально значимым и важным делом - оказанием помощи в постановке на миграционный учет, получении квот на бесплатное образование и медицинских услуг.

На примере Международной негосударственной некоммерческой организации «TONG JAHONI»2 можно проследить динамику социальных услуг для нуждающихся. Подобные центры практикуют оказание бесплатной юридической помощи в случаях незаконных задержаний полицией, занимаются вопросами невыплаты зарплаты, незаконных депортаций, незаконных отказов в оформлении документов, других ситуациях нарушения прав мигрантов. В дополнение, специалистами проводятся бесплатные тренинги, где мигрантам рассказывают о правилах пересечения границы, оформления документов, легального трудоустройства на работу и нахождения на территории Российской Федерации.

Для практикующих религиозные знания мигрантов мусульман в 2017 году в городе Москва открылся Духовно-просветительский центр мусульман имени Шейха Мухаммада Садыка3. Деятельность Центра направлена на адаптацию мигрантов из стран СНГ, посредством оказания психологической помощи, разъяснения религиозных вопросов, связанных с соблюдением религиозной практики, трудоустройстве. В Центре обучаются дети, мужчины и женщины.

Наряду с Центрами существует информационная поддержка в пространстве интернета. Например, Интернет-портал «Migrant - помощник мигранта»4, является информационной площадкой для мигрантов. Посетители данного портала могут ознакомиться с актуальными изменениями в законодательстве Российской Федерации, относительно пребывания иностранных граждан на территории страны, узнать об актуальных новостях своей родины. В разделе «Объявления» публикуются актуальные вакансии работодателей Москвы и Московской области.

Одним из основных направлений при работе с мигрантами в России должна стать социокультурная адаптация детей мигрантов, а проблематика, связанная с воспитанием и обучением детей мигрантов, с каждым годом не теряет своей актуальности. Для подрастающего поколения в семьях мигрантов необходимо сохранить их культурную идентичность, но при этом интегрировать их в новое сообщество. Проблемой адаптации детей мигрантов занимаются не только социологи, педагоги, но и психологи. При интеграции и адаптации детей мигрантов, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, связанные с их социальной, культурной и этнической принадлежностью [6].

Особое внимание при работе с мигрантами стоит уделить таким направлениям как обучение русскому языку как иностранному, психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов, а также проведение уроков толерантности в образовательных учреждениях и знакомство с культурно-историческими особенностями страны. Для реализации поставленных

2 Международная негосударственная некоммерческая организация «TONG JAHONI» http://migrant. mobi/ru/tong-jahoni/.

3 ДПЦМ им. Шейха Мухаммада Садыка https://www.instagram.com/russia sadiq/.

4 Migrant - помощник мигранта [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://migrant. mobi/ru.

Заключение

93PSMN119

целей и задач необходимо создать единую комплексную программу сопровождения интеграции и адаптации мигрантов, включающей в себя языковые, социокультурные и психолого-педагогические аспекты [7].

Неоспоримым остается тот факт, что на сегодняшний день существует целый ряд не разрешенных проблем, где магистральным препятствием остается отсутствие желания поиска компромисса между обществом и мигрантами. Существует запрос на разработку и внедрение комплексных программ, направленных на гармонизацию межконфессиональных и межэтнических отношений [8].

Актуализируем, вопросы социокультурной адаптации мигрантов в мегаполисе Москва могут быть разрешимы только при взаимодействии с органами власти, самоуправления, специалистами в области образования, здравоохранения, производства и промышленности и др. Данный процесс будет способствовать «безболезненной» интеграции мигрантов в современное российское общество и разрешению ряда культурных, социальных, психологических проблем мигрантов, связанных с пребыванием на территории Российской Федерации [10; 13; 15].

Вопросы, связанные с мигрантами, давно находятся в поле деятельности отечественных и зарубежных социологов, психологов, политологов, тем не менее, остается достаточно нерешенных проблем правового, социального, юридического характера. Возможно, что для успешной адаптации в новых социальных условиях мигранту необходимо переосмыслить, переоценить и трансформировать имеющиеся у него социальные и социокультурные установки, стремиться к достижению высоких социальных результатов; быть способным к внутреннему и внешнему локус контролю не только себя, но и той социальной группы, в которой находится мигрант в данный момент; обладать навыками положительной само презентации, в основе которой лежат культурные, этнические, религиозные особенности социальной группы, в которой ранее проживал мигрант. Помощь государственных и общественных организаций, фондов в адаптации мигранта в новой социальной среде, безусловно, будет способствовать гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений, позволит преодолеть противостояние между социумом и мигрантами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лескова И.В. Образ жизни населения в социокультурном пространстве московского мегаполиса // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2016. №4 (9). С. 28-31.

2. Барышева Ю.С. Социокультурная адаптация мигрантов в условиях современного мегаполиса: на примере Москвы: дис. канд. культурологии. М., 2007. 171 с.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник / Г.М. Андреева. - Электрон. дан. - Москва: Аспект Пресс, 2014. - 363 с. - Режим доступа: https://elanbook.com/book/68756.

5. Муслимова К.И. Мусульманская женщина: трансформация статуса и процесс идентификации // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN218.pdf (дата обращения 01.10.2018).

6. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетр. / В.И. Мукомель; гл. ред. И.С. Иванов; Российский совет по междунар. делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2013. 34 с.

7. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2010. № 5. С. 158-167.

8. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 1 (36). С. 219-222.

9. Клюев А.В. Процессы и уровни социокультурной адаптации мигрантов в современном российском обществе // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 206. С. 345-351.

10. Осадчая Г.И. Трудовая мобильность граждан государств - членов ЕАЭС: проблемы адаптации в Москве // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17. № 3 (128). С. 64-72.

11. Танатова Д.К. Этнические общности в московской столице: социологическая оценка ситуации // Человеческий капитал. 2010. № 9 (21). С. 41-45.

12. Танатова Д.К., Дзуцев Х.В., Цогоева Ф.Б., Дзусов И.И. Роль религиозных организаций в решении государственных вопросов в республиках Северокавказского федерального округа Российской Федерации // Социальная политика и социология. 2011. № 8 (74). С. 6-21.

13. Leskova I., Muslimova K., Zyazin S. Islam and Christianity in the context of modern culture // В сборнике: Economic and Social Development Book of Proceedings. Editors: Aleksander Maloletko, Natasa Rupcic, Zoltan Baracskai. 2018. С. 514-519.

14. Osadchaya G.I. Migrants from the countries of the Eurasian economic union (EEU) in Moscow: social and professional background // Contemporary Problems of Social Work. 2017. Т. 3. № 3 (11). С. 113-120.

15. Yudina T.N. Labour migration into Russia: the response of state and society // Current Sociology. 2005. Т. 53. № 4. С. 583-606.

16. Yudina T.N., Bormotova T.M., Leskova I.V., Chernikova A.A., Zyazin S.Yu. Migrant crime in the Moscow megalopolis: reality and public opinion // The Journal of Social Sciences Research. 2018. № S3. С. 385-391.

Leskova Irina Valerievna

Russian state social university, Moscow, Russia E-mail: leskova.i@yandex.ru

Zyazin Sergey Yur'yevich

Russian state social university, Moscow, Russia E-mail: wasatyay@mail.ru

Muslimova Kristina Igorevna

Russian state social university, Moscow, Russia E-mail: myslimo@mail.ru

Barieva Natalia Yusufovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian state social university, Moscow, Russia E-mail: natasha1024@mail.ru

Socio-cultural attitudes of Muslims in the city of Moscow: socio-psychological aspects

Abstract. The question of socio-psychological adaptation of Muslims from the countries of the near abroad in the metropolis of Moscow is raised. Describes the main ethnic, religious, and psychological characteristics of migrants who profess the religion of Islam. Possible ways of solving problems related to the successful adaptation of migrants are commented. Examples of the successful functioning of various centers, whose activities are directly related to the support of migrants in the Russian Federation. The article presents statistics of the Ministry of internal Affairs of Russia for 2018, reflecting the process of migration of residents of the former Soviet republics to Russia. Attention is focused on the processes of global migration of people, in particular Muslims from Central Asia, contributing to the development of the local population's negative attitude to visitors, in particular migrant phobia and Islamophobia. The article considers possible and acceptable algorithms of work with migrants in order to avoid such negativity and rapid adaptation of migrants in Moscow. It is emphasized that migration processes involve not only adults, but also children who need specialized support of employees of educational institutions and social services, whose activities should be aimed at teaching Russian as a foreign language, psychological and pedagogical support, familiarity with the cultural and historical heritage of the country. Attention is focused on the fact that a sense of tolerance and tolerance should be present in all people involved in migration processes. The importance of finding compromise solutions, joint efforts to solve the problems of immigrants is fixed.

Keywords: megapolis; migrants; social adaptation; socio-cultural conditions; migrant-phobia; socio-cultural attitudes; socio-psychological aspects; integration; religious practice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.