Научная статья на тему 'Социокультурные услуги библиотеки: институциональные функции и тенденции развития'

Социокультурные услуги библиотеки: институциональные функции и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3070
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / LIBRARY AS A SOCIAL INSTITUTE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INSTITUTIONAL APPROACH / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ УСЛУГА БИБЛИОТЕКИ / LIBRARY SERVICE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фазлиева Лилия Юрьевна, Шуклина Елена Анатольевна

В статье анализируется феномен социокультурной услуги библиотеки, характеризуются ее специфика и институциональные функции, рассматриваются модели и тенденции развития библиотеки, ее превращения в функционально значимый элемент социально-культурной инфраструктуры, оказывающей регулятивное воздействие на сферу знания в условиях становления информационного общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural library service: its institutional functions and the new development trends

The article touches upon the library service as a sociocultural phenomenon, its peculiarities and institutional functions are characterized. The author describes different models and tendencies of the library development, its transformation into a significant element of the sociocultural infrastructure which regulates the sphere of knowledge in the context of developing informational society in Russia.

Текст научной работы на тему «Социокультурные услуги библиотеки: институциональные функции и тенденции развития»

YAK 316.7 ББК 60-56

Л.Ю. ФАЗЛИЕВА, СОУИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕКИ: Е.А. ШУКЛИНА ИНСТИТУУИОНАЛЬНЫЕ ФУНКУИИ

И ТЕНДЕНУИИ РАЗВИТИЯ

L.YU. FAZLIYEVA, SOCIO-CULTURAL LIBRARY SERVICE:

YE.A. SHUKLINA ITS INSTITUTIONAL FUNCTIONS

AND THE NEW DEVELOPMENT TRENDS

В статье анализируется феномен социокультурной услуги библиотеки, характеризуются ее специфика и институциональные функции, рассматриваются модели и тенденции развития библиотеки, ее превращения в функционально значимый элемент социально-культурной инфраструктуры, оказывающей регулятивное воздействие на сферу знания в условиях становления информационного общества в России.

The article touches upon the library service as a sociocultural phenomenon, its peculiarities and institutional functions are characterized. The author describes different models and tendencies of the library development, its transformation into a significant element of the sociocultural infrastructure which regulates the sphere of knowledge in the context of developing informational society in Russia.

Ключевые слова: библиотека как социальный институт, институциональный подход, социокультурная услуга библиотеки.

Key word: library as a social institute, institutional approach, library service as a socio-cultural phenomenon.

Радикальное изменение общественной среды, расцвет информационных технологий бросил вызов всем учреждениям культуры, в особенности библиотекам, поставив под вопрос необходимость их существования. Каждая библиотека встает перед выбором: прекратить свое существование или обрести себя в новом качестве. Свободное время/досуг, общекультурное и профессиональное развитие личности - то, за что сегодня борются библиотеки наравне с другими способами получения информации. И зачастую, надо признать, проигрывают. Безусловно, эта конкуренция будет усиливаться. Готовы ли наши библиотеки ответить на запросы информационного общества?

Тенденция ближайших нескольких лет - переориентация библиотек, их превращение в культурно-интеллектуальные или культурно-досуговые центры, выполнение несвойственных ранее функций. Традиционная библиотека отмирает, появляются новые формы работы с социумом.

Какие социальные функции должна выполнять, выполняет, будет выполнять библиотека в информационную эпоху? Анализ этих тенденций мы попытаемся осуществить, прибегая к теоретическим концепциям, описывающим библиотеку как вид социокультурной услуги и социальный институт.

Традиционно принятый в экономической [3, с. 10-12] и социологической [1, с. 191-193] литературе анализ социокультурной услуги как вида деятельности, социального взаимодействия, процесса обмена между общностями, социальными группами имеет определенные ограничения функционального характера. Прежде всего, это связано с возможностями оценки эффективности услуги или комплекса услуг определенного типа. В контексте социологического подхода к анализу проблемы становится очевидным тот факт, что оценка социальной эффективности услуги представляет собой серьезную задачу измерения. При этом процедура измерения проблематизируется отнюдь не по причинам методического или технического характера. Прежде всего, она зависит от концептуализации понятий «услуга», «социокультур-

ная услуга», «библиотечная услуга», «социальная эффективность услуги» и реализации тех или иных методологических подходов к анализу проблемы. Одним из возможных направлений ее теоретического анализа и решения является дальнейшее развитие институционального подхода к исследованию феномена социокультурной услуги.

Социокультурная услуга представляет собой динамическую составляющую социального института культуры. Охватывая далеко не весь спектр видов деятельности, воспроизводящих институциональные отношения, она, тем не менее, является важной частью его функционирования.

В общем виде социокультурная услуга - вид общественного блага, деятельность, ориентированная на общество в целом и отдельные социальные общности/группы, направленная на реализацию значимых институциональных функций и удовлетворение культурных потребностей потребителя.

Социокультурные услуги выступают средством воспроизводства культуры. Они, с одной стороны, определяются ее ценностями и нормами, с другой - обеспечивают их функционирование в обществе, являясь механизмом социального обмена деятельностью, ценностями, культурными смыслами. Услуга регулируется системой социальных норм, санкций и, задавая нормативные регуляторы поведения человека, выступает в качестве формы социального контроля.

Социокультурные услуги являются целью, процессом и результатом функционирования учреждений культуры (библиотек, в частности) посредством реализации основного вида деятельности всех субъектов (социальных общностей), включенных в институциональное взаимодействие, профессиональной деятельности тех, кто ее предоставляет и потребительской деятельности тех, на кого она рассчитана.

Социокультурные услуги библиотеки имеют целый спектр социальных функций, институционального характера [6, с. 116-117].

Для библиотечной услуги характерны:

1. Функция материального и духовного производства. Будучи нематериальной и неосязаемой, социокультурная услуга библиотеки прежде всего способствует духовному воспроизводству социума через воспроизводство сферы знания, является условием создания социальных ценностей и организации творческой деятельности человека. Создавая и передавая потребителю культурные смыслы, социокультурная услуга библиотеки обеспечивает сохранение и развитие ценностей, норм, социокультурных стандартов общества в целом, его отдельных подсистем, социальных групп/общностей.

Библиотеке «присущи такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов, фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами» [15, с. 2 7].

2. Функция сохранения, тиражирования и трансляции созданных вновь или воспроизведенных ценностей. Библиотека сохраняет и распространяет культурные ценности, транслируя и трансформируя их в контексте конкретного социального времени и пространства социальных отношений. Это касается как массовых ценностей, так и эксклюзивных, элитарных, узкоспециализированных. Другими словами, широта спектра библиотечных услуг обеспечивает распространение и функционирование многообразия культурных смыслов в обществе.

Социальным предназначением, родовой функцией библиотеки является мемориальная, предполагающая сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры [13].

Библиотека собирает, упорядочивает, хранит информацию, участвуя в формировании информационных потоков, проводит аналитическую обработку, систематизацию информационно-знаниевых ресурсов. Осуществляя си-

стематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, она создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов [15, с. 26].

Наряду с сохранением информации (мемориальная функция) важное место занимает ее трансляция (информационная функция). Причем трансляцией является не просто механическое распространение информации, библиотека реализует ее систематизацию, оценку социальной значимости, интерпретацию, выбор оптимальных способов донесения, обеспечение доступа широкого круга пользователей к широкому кругу источников. Для этого библиотека имеет возможности использовать различные информационные каналы. Работа библиотеки с информацией выступает важным этапом в освоении ее пользователями и превращении в индивидуально-личностное знание.

3. Коммуникативная функция. Прежде всего, библиотека обеспечивает коммуникативное взаимодействие социальных групп и социальных общностей, как потребляющих, так и предоставляющих эти услуги. Кроме того, она развивает коммуникативные навыки личности, формирует ее коммуникативную компетентность. Библиотечная услуга оптимизирует диалоговые процессы в обществе, создавая смысловые поля, общие для разных социальных субъектов, способствует формированию межкультурного взаимопонимания и толерантности. Социокультурные услуги библиотек апеллируют прежде всего к оптимизации смысло-символьного взаимодействия субъектов культурного потребления, используя в качестве коммуникативных средств языки разного типа. Одной из важнейших задач библиотеки является развитие межкультурного диалога.

Современная библиотека, видоизменяя свою коммуникативную функцию, переходит из реального пространства в виртуальное. Процессы виртуализации не только расширяют коммуникативные возможности библиотеки, но и принципиально меняют технологии взаимодействия социальных общностей, включенных в данный социальный институт, трансформируют в той или иной мере все функции им осуществляемые.

Сетевые взаимодействия в интернет-пространстве сопровождаются активным развитием сетевого межбиблиотечного взаимодействия, которое представляет собой формальное объединение «двух или нескольких библиотек для обмена информацией на основе общих стандартов и с помощью коммуникационных средств, преследующих при этом функционально взаимосвязанные цели» [7, с. 58]. Создание, накопление и использование документированных знаний с применением огромного количества библиотечных сетей, осуществляющееся на принципах добровольности, взаимовыгодных отношений, активности участия и партнерства, значительно расширяет коммуникативные возможности библиотеки.

4. Социорегулятивная функция процесса создания, сохранения, распределения, потребления материальных и духовных благ. Библиотечная услуга самим фактом своего существования задает нормативность разного уровня. С одной стороны, она является инструментом регулирования духовного производства, распределения и потребления (будучи необъемлемой частью рынка культурного производства и потребления), с другой - сама регламентируется нормативными и ценностными механизмами, существующими в обществе, правовыми регуляторами, традициями, обычаями и т. д. На индивидуально-личностном уровне социорегулятивная функция библиотеки осуществляется в процессе социализации личности, когда получение знаний, систематизированной и доступной для восприятия информации, способствует освоению культурных и общечеловеческих ценностей, формируя и регулируя тем самым нормы и стандарты поведения личности.

Если на микроуровне библиотека - это часть системы распределения знания, то на макроуровне современная библиотека из пассивного информационного посредника превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями [8].

5. Функция социального контроля в обществе. Социокультурные услуги осуществляют одну из самых мягких форм социального контроля, реализующегося через процессы социализации. Выступая в роли институциональной формы социального контроля, задействующей совокупность организаций, учреждений и объединений разного типа, социокультурные услуги библиотеки задают нормативно приемлемые рамки, в которых общество оценивает, регламентирует, регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. Социокультурные услуги формируют нормативные регуляторы человеческого поведения, стратегии деятельности, с помощью которых личность согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями социального окружения.

Библиотека реализует социализирующую функцию наряду с целым спектром других социальных институтов. Формирование культурных норм и ценностей осуществляется в процессе освоения личностью культурного наследия, сохраняемого, накапливаемого, структурируемого библиотекой. Обеспечивая преемственность культурного развития, освоение и развитие общественного культурного достояния человечества, она выступает значимым социальным регулятором, осуществляя функцию социального контроля в обществе через процессы социализации.

6. Социокультурные услуги библиотеки так же, как и институт культуры в целом, реализуют интегративную функцию. С одной стороны, они способствуют созданию единого социокультурного пространства, объединяя в процессе культурной деятельности различные социальные общности, с другой - функционируют в системе противоречий массового - элитарного, народного - профессионального, высокого - низкого, сакрального - профанно-го и т. д.

Современная библиотека по определению ориентирована на получение свободного доступа к информации для всех. Доступность информации обеспечивает реализацию принципа социальной справедливости по отношению к разным социальным агентам, тем самым создавая условия для социальной стабильности и возможности их включения в современные процессы производства, распределения, потребления знания.

«Современная библиотека - институт консолидации общества. Предоставляя возможности для проведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационным сетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия для виртуальных и реальных коллективных коммуникаций» [15, с. 25].

7. Функция передачи достижений культуры через воспроизводство культурных традиций и трансляции культурного наследия. Социокультурная услуга библиотеки, выступая в форме актуальной культуры [16, с. 93-104], ответственна за обеспечение ее жизнеспособности, является средством передачи культурного наследия, культурных благ, традиций. При этом библиотечная услуга способна актуализировать именно те элементы традиции и культурного наследия, которые имеют смысловой потенциал для современности. Библиотека является формой репрезентативный культуры, а не «великого кладбища» культурного наследия (по определению Л.Н. Когана) [9, с. 63].

Будучи тесно связанной с системой образования, современная библиотека активно выполняет образовательные функции. Это касается любой подсистемы образования: допрофессионального, профессионального, дополнительного, образования для взрослых. Библиотека является неотъемлемой частью непрерывного образования. Взаимодействуя с институтом образования, выполняя аналогичные институциональные функции, она не ограничивается обеспечением информационной поддержки образования личности, а осуществляет человекотворческую роль, духовное воспроизводство человека.

8. Человекотворческая (по Л.Н. Когану) функция раскрывает значение институтов культуры (в частности библиотеки) в формировании и развитии личности как субъекта активного культурного творчества. Процесс производства и потребления социокультурных услуг, без сомнения, связан с развитием духовного потенциала личности, ее самосозиданием, самореализацией, самоактуализацией.

Во многих источниках эта функция трактуется как культурная. Библиотека создает условия для свободного духовного развития человека, его приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры, культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности [5]. В условиях массового общества эта функция библиотечной услуги реализуется крайне противоречиво.

Рассмотрение функциональных характеристик библиотечной услуги дает возможность подойти к анализу путей развития библиотек, концепции которых являются востребованными. Рассмотрим два зарубежных примера, которые характеризуют магистральные направления развития социальной политики в этой сфере.

Первый демонстрирует государственный подход к разработке стратегии библиотечного дела, социальной миссии библиотеки, ее включения в решение фундаментальных проблем общественного развития. Здесь показателен пример Финляндии, в сфере библиотечного обслуживания населения она выступает в качестве бесспорного европейского лидера. В стране реализуется государственная политика, признающая библиотеки гарантом консолидации общества на основе принципов демократии. Стратегия развития библиотечного дела предполагает ориентацию на потребности широкого спектра социальных групп в получении достоверной информации, удовлетворении образовательных потребностей.

Образовательная функция является доминантной, к развитию библиотек в Финляндии подходят как к образовательным учреждениям. Министерство образования Финляндии придает развитию грамотности и навыков чтения государственное значение, поэтому большая роль в социокультурном развитии населения отводится библиотекам, Финской библиотечной ассоциации, Ассоциации школьных библиотек Финляндии. На них возложен комплекс задач обучения для взрослых, компьютерной грамотности, профессионального обучения и переподготовки. Государство реализует идеологию информационно-коммуникационных сетей, которые позволяют ее реализовать, обеспечивает возможностями доступа к информационным услугам всех членов социума.

Технические и технологическое оснащение финских библиотек предоставляет широкие возможности доступа к информационным источникам: около 97% библиотечных технологических процессов компьютеризированы, девять из десяти публичных библиотек обеспечивают доступ в Интернет. Пользование библиотеками и доступ в Интернет в Финляндии бесплатные. Деятельность библиотек скоординировна в Интернете путем создания портала финских библиотек, сайтов и электронных каталогов. Более 80% финских библиотек входят в региональные корпоративные системы, предоставляют свободный доступ к своим электронным каталогам через Интернет [14].

К работе в провинциальных библиотеках привлекают специалистов в области информационных технологий для выравнивания темпов развития библиотек, а также предъявляют более высокие профессиональные требования к сотрудникам.

Опыт Финляндии уникален, активно изучается учеными, библиотечными специалистами, педагогами разных стран мира, и каждая страна находит здесь для себя значимое и существенное.

Второй пример, характеризующий магистральное направление социальной политики в библиотечной сфере, демонстрирует опыт создания инновационной информационно-технологической модели, ориентированной на развитие библиотеки в условиях информационного общества. Здесь интерес-

ны подходы Франции к созданию медиатек. Медиатека - более высокий качественный уровень развития библиотечно-информационного учреждения, отвечающего современным мировым стандартам обслуживания на основе фонда, включающего самые разнообразные виды документов (от печатных до электронных и мультимедийных), а также обеспечивающего доступ к информационным сетям, включая Интернет.

Многие считают, что понятие «библиотека» устарело, ведь большинство жителей, имея компьютеры и доступ в интернет, могут сами обеспечить себя необходимой информацией. Однако этой точке зрения противостоит другая, преобладающая позиция о том, что интеллектуальная, культурная, социальная близость с читателями позволит библиотеке сохранить и укрепить свои позиции. Современный читатель нуждается не только в качественном удовлетворении своих информационных запросов, но и внимательном собеседнике, восполнении дефицита общения. Поэтому во Франции большое внимание уделяется созданию гостеприимной, дружеской атмосферы в библиотеках для создания доверительных отношений между читателями и библиотекарями. Не случайно государственная программа строительства ме-диатек нового поколения разрабатывалась на основе изучения пожеланий жителей [2, с. 51].

Новые медиатеки строятся по лучшим архитектурным проектам, отобранным на специальных конкурсах, проводимых под девизом «Современная архитектура - это национальное достояние в будущем». Кто же платит за это? Вклад государства составляет от 40 до 50 процентов от общей суммы, складывающейся из субсидий, выделяемых на строительство и компьютерное оборудование медиатек регионами, департаментами, муниципалитетами и другими инстанциями и объединениями. Европейский союз также предоставляет финансовую помощь.

Во Франции действует специальная государственная программа «Пространства мультимедийной культуры» (ЕСМ), заключающаяся в организации помощи тем учреждениям культуры (включая библиотеки), где оборудованы автоматизированные рабочие места и обеспечивается доступ населения к мультимедийным документам и обучение пользованию ими. В ее рамках в учреждениях культуры создаются новые структурные подразделения, которым придается большое значение в решении социальных проблем. Например, помощь в борьбе с неграмотностью, знакомстве с гражданскими правами и т. д. [2, с. 51].

Большая роль отводится ЕСМ в работе с гражданами, нуждающимися в социальной и профессиональной реабилитации, привлечению и адаптации к полноценной жизни лиц с ограниченными возможностями. Организация работы с детьми и подростками, особенно из социально уязвимых слоев общества, - важное направление работы.

Расцвет информационных технологий - вызов всем социальным группам общества во всех областях жизни. Невозможно не заметить, что основной вектор развития библиотек - это компьютеризация, всевозможное применение новых технологий (современная оргтехника, электронные сенсорные табло, проекторы, лингафонный кабинет, кассовые автоматы для оплаты читательских взносов, круглосуточные монетные Интернет-киоски и контейнеры для возврата книг), оцифровка печатных материалов, создание электронных каталогов, доступ в Интернет. Эта ситуация в корне изменила привычную деятельность библиотек.

Мы рассмотрели западные модели библиотек, реализующие в качестве базовых образовательную и коммуникативную функции. Отметим, что доминантные функции библиотек, определяющие их «лицо», тесно связаны с решением широкого спектра социальных проблем. Это могут быть задачи коррекционного, компенсаторного типа, социальной помощи и поддержки населения. При любой базовой концепции библиотека развернута к социуму, является неотъемлемой частью его жизни.

Российский опыт организации инновационных моделей библиотек не менее интересен, но, в отличие, например, от Финляндии, в России на общегосударственном уровне не разработано универсальной национальной библиотечной модели. Тем не менее, существует комплекс целевых программ регионального и местного уровней, определяющих стратегию в области развития библиотечного дела на местах и имеющих достаточно широкое распространение. Ситуацию, в которой находятся библиотеки, определяет спектр факторов: социокультурное и социально-экономическое развитие регионов, особенности региональной социальной политики в сфере культуры, ограниченность финансирования библиотек как на государственном, так и местном уровнях. Это во многом не позволяет занять им значимые позиции в решении широкого круга социальных задач, осуществлении общественной миссии, адекватной институциональным функциям библиотеки.

Тем не менее, концептуальные подходы и конкретный опыт реализации обозначенных выше функций интересен, значим, определяет пути дальнейшего развития библиотеки как социального института и расширения сферы социокультурных библиотечных услуг.

Одно из направлений развития: библиотека - информационный интеллект-центр (ИИЦ), получившая широкое общероссийское распространение и рассматриваемая в качестве прообраза публичных библиотек будущего. «Библиотека ИИЦ - это максимально доступный, технически и коммуникационно оснащенный библиотечный комплекс, сочетающий системы библиотечно-информационного обслуживания пользователей с подразделениями, осуществляющими культурные программы и проекты социального и творческого развития личности» [4].

Особенность библиотек ИИЦ заключается в том, что в них традиционные библиотечные подразделения дополняются тематическими модулями, выполняющими определенные функции, благодаря которым достигается диверсификация социокультурных услуг библиотеки. Так, в зависимости от концепции библиотеки ИИЦ это могут быть такие дополнительные блоки, как интернет-клубы; досуговые комплексы; комплексы, ориентированные на творческое развитие личности; специализированные психологические, правовые, библиотерапевтические службы; службы профессиональной ориентации; спортивно-оздоровительные комплексы и др.

Информационное обслуживание для Интеллект-центров является лишь одной из базовых задач, помимо которой они осуществляют просветительскую, образовательную, издательскую, клубную, студийную, консультативную, социально-психологическую, коррекционную деятельность, организуют лектории, творческие мастерские, выставки, создают музеи и т. д. В целом для ИИЦ характерно сочетание базовых, родовых функций с реализацией широкого спектра социокультурных программ.

Представляется, что данный универсалистский подход, заявленный в качестве основного направления развития библиотеки, является вполне оправданным, поскольку реализуется в рамках тех институциональных функций, которые были описаны выше. Он предполагает возможность вариативности в развитии с учетом территориальных, региональных, этнонациональных, социокультурных особенностей потребителей библиотечных услуг, социально-экономических и организационных ресурсов отдельных территорий.

Библиотека ИИЦ не является единственным и универсальным направлением развития для библиотек страны. Так, для мегаполисов, обладающих крупными ресурсами (интеллектуальными, культурными, экономическими) все более актуальными становятся гибридные библиотеки, реализующие коммуникативную функцию как базовую. Для сельской местности, где библиотека и школа - часто единственные социокультурные объекты, больше подходят полифункциональные модели с выраженной социоцентристской ориентацией. Тем не менее для проекта «библиотека ИИЦ» неоспоримым достоинством является то, что он задает широкие рамки возможностей удо-

влетворения запросов массового потребителя, дифференцированного по социально-демографическим, образовательным, культурным, профессиональным и другим характеристикам.

Включение в поле социологического анализа феномена социокультурной услуги библиотеки является важной задачей в условиях, когда актуализируется проблема исследования социальных факторов и последствий функционирования рынка культуры. Поиск путей оптимизации управленческих воздействий на данную сферу напрямую связан с изучением социального контекста функционирования социокультурных услуг. При этом общей тенденцией библиотечного развития является превращение библиотеку в функционально значимый элемент социально-культурной инфраструктуры, оказывающей регулятивное воздействие на сферу знания в условиях становления информационного общества в России.

Литература

1. Банникова, Л.Н. Маркетинг как социальный процесс: социологические аспекты анализа [Текст] / Л.Н. Банникова. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2007. - 210 с.

2. Белик, В.И. Современные библиотеки: зарубежный опыт: дайджест [Текст] / В.И. Белик, Т.А. Мишукова. - Ставрополь : СГК УНБ им. М.Ю. Лермонтова, 2007. - 76 с.

3. ГОСТ Р 50646-94: услуги населению. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standartgost.ru/2050646-94 (дата обращения: 07.08.2015).

4. Гриханов, Ю.А. Информационные интеллект-центры - прообразы публичных библиотек будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gpntb. ru/win/inter-events/crimea2007/cd/175.pdf (дата обращения: 07.08.2015).

5. Гудков, Л. Российские библиотеки в системе репродуктивных институтов: контекст и перспективы [Текст] / Л. Гудков // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 74. - С. 166-202.

6. Зборовский, Г.Е. Социология досуга и культуры [Текст] : учебник для вузов / Г.Е. Зборовский. - М. : Альтекс, 2006. - 242 с.

7. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства [Текст] / А.И. Каптерев. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.

8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс ; пер. с англ., под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

9. Коган, Л.Н. Социология культуры [Текст] / Л.Н. Коган. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 120 с.

10. Корабейников, И.Н. Сущностные характеристики и понятие информационной услуги [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2 (42). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=4120 (дата обращения: 07.08.2015).

11. Котилко, В.В. Стратегия развития сферы услуг [Текст] / В.В. Котилко. - М. : Сатурн-С, 2003. - 389 с.

12. Международный стандарт ИСО 8402: управление качеством и обеспечение качества [Электронный ресурс] : словарь. - Режим доступа: http://www. standartov.ru (дата обращения: 07.08.2015).

13. Мурзинова, В.В. Развитие мемориальной функции публичной библиотеки [Текст] / В.В. Мурзинова // Информационный бюллетень РБА. - 2005. -№ 36. - С. 48-50.

14. Обслуживание молодежи в библиотеках зарубежных стран [Электронный ресурс] / Сайт Омской областной библиотеки для детей и юношества. - Режим доступа: http://oubomsk.ru/index/0-154 (дата обращения: 11.08.2015).

15. Тикунова, И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук [Рукопись] / И.П. Тикунова. - Архангельск : [б.и.], 2007. - 129 с.

16. Шапко, В.Т. Феномен актуальной культуры [Текст] / В.Т. Шапко // Социологические исследования. - 1997. - № 10. - С. 93-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.