А.П. Бандурин
доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и социальных технологий Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова - филиала Донского государственного
аграрного университета*
Социокультурные технологии инклюзии детей
с ограниченными возможностями здоровья и их совместимость с жизненными стратегиями
социализации в семье
Проблема определения социокультурных технологий инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья как нельзя остро сейчас стоит в контексте жизненных стратегий социализации, выбранных в конкретной семье. Дети-инвалиды нуждаются в помощи социума. Но сама эта помощь едва ли может осуществляться так, чтобы она шла в резком противоречии с теми жизненными стратегиями социализации, которые выбраны семьями их проживания. В данном случае сама помощь может оказаться началом больших конфликтов между социальными работниками и патронируемой ими семьей, заложником которой окажутся дети с ограниченными возможностями. Как известно, социумом продуцировано достаточно большое количество жизненных стратегий социализации детей. Это связано с известным детоцентризмом всей современной цивилизации, где ребенок считается не «маленьким взрослым» и не «бесплатной рабочей силой», как было ранее, а социальным капиталом, гарантирующим преемственность и инновационность будущего развития. Большая часть социокультурных жизненных стратегий, обращенных на ребенка, ориентирована, однако, на тех детей, которые не имеют отклонений в физическом развитии, поскольку дети, в отличие, например, от людей пожилого возраста, с точки зрения социальной нормативности, желательности, ожидаемости должны быть здоровыми, физически активными, имеющими разные варианты выстраивания своих будущих жизненных стратегий, которые на этапе детства только находятся на своем начальном пути, но имеют уже социально прогнозируемый вектор развития. Другое дело - дети-инвалиды. Их возможности отнюдь не случайно, и не только ради известной корректности в производстве научной терминологии, называются ограниченными. Это некий социальный приговор на ограниченность и социальных возможностей в том числе. Между тем совре-
* Бандурин Александр Петрович, е-таИ: [email protected]
менная реальность такова, что общество пытается преодолеть эту ограниченность, отталкиваясь, прежде всего, от признания ее наличности, а затем - к созданию специальных условий для ее преодоления. Вот почему жизненные стратегии детей-инвалидов нельзя позиционировать через ограниченный репертуар, где выбор следует в рамках двух-трех (и не самых лучших) вариантов. Ситуация в наши дни для детей-инвалидов более благоприятна, чем в прежние времена. Отсюда, собственно, конструируется и научная проблема, вынесенная в заголовок статьи: выбор социокультурных технологий инклюзии детей-инвалидов должен быть сообразован с теми социализаторскими практиками, которые приняты в их семьях. Возможности создания бесконфликтной среды для применения социокультурных технологий инклюзии детей с ограниченными возможностями следует определить в качестве предметного поля, в котором мы будем раскрывать содержание проблематики предлагаемого исследования.
Социокультурные технологии инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются специальными службами и организациями посредством самых разных программ реабилитации.
Определимся с данным термином, поскольку в науке нет однозначного его понимания. Под программой реабилитации мы будем понимать систему и комплекс мероприятий, направленных на развитие социокультурных возможностей ребенка, а также всех членов его семьи, которые совместно с родителями разработаны группой обладающих необходимыми компетенциями специалистов, куда чаще всего входят представители следующих специальностей: врач, социальный работник, педагог, психолог. По принятой в ряде стран практике руководство данной программой осуществляется одним специалистом, который по профессиональной принадлежности чаще всего является социальным работником. Подобного рода модель должна быть разработана в индивидуальном порядке применительно к каждому из конкретных детей и членов его семьи, с учетом состояния его здоровья, особенностей социокультурного развития, жизненных стратегий, принятых в его семье. Срок разработки реабилитационной программы может варьироваться в промежутке максимально от полугода до более коротких сроков, что зависит, как правило, от двух факторов: возраста ребенка-инвалида и социокультурных обстоятельств его развития1.
После того как установленный срок работы с ребенком-инвалидом истечет, социальный работник должен встретиться с его семьей, родителями для обсуждения достигнутых результатов применения социокультурных технологий, направленных на достижении инклюзии в социум. Кроме того, важно сделать анализ всех позитивных и негативных событий незапланированного характера, которые, как правило, неизбежно проис-
1 Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М. : Школа-Пресс, 2011. С. 86-90.
ходят в ходе реализации программы. В завершение специалист совместно с родителями ребенка должен разработать программу реабилитации следующего периода.
Программа реабилитации, включающая в себя социокультурные технологии совмещения желаемых и существующих жизненных стратегий, принятых в конкретной семье, является четким планом, схемой, которая эффективно работает лишь при наличии совместно организованных действий между родителями и специалистами. Совместность следует рассматривать в качестве непременного условия, которое способствует социокультурной адаптации ребенка-инвалида, что, вне всяких сомнений, невозможно без его физического оздоровления, профессиональной ориентированности, психологической поддержки со стороны специалиста и семьи, помощи для организации досуга и отдыха, рекреационных процедур. Программа должна быть разбита на подпериоды, иметь цель, подчиненную конкретным задачам, чтобы иметь возможность действовать одновременно по нескольким направлениям, подключив к социокультурным технологиям инклюзии нескольких разноплановых специалистов.
Итак, любая программа реабилитации, обращенная к ребенку-инвалиду, должна начинаться с медицинских процедур. Они, в свою очередь, включают в себя принятие необходимых текущих мер общего воздействия, а далее - индивидуальных профилактических процедур. Второй важнейший системный блок - это специальные меры, реализуемые социальным работником, педагогом и психологом. Они направлены на то, чтобы развивать общую или точную моторику, язык и речь ребенка, умственные способности, навыки общения и самообслуживания. И лишь в завершение, когда есть готовность и субъективное ощущение возможности становиться частью социума, необходимо переходить к практике технологий социокультурного порядка, соизмеряя их с принятыми в семье жизненными стратегиями1.
Общий принцип реализации последнего этапа программы реабилитации основан на следующем. Все члены семьи ребенка-инвалида должны научиться разбираться в особенностях детской возрастной психологии, постоянно учиться новым навыкам взаимодействия, так как на этом этапе самое страшное - это усугубление первичных дефектов развития теми отрицательными действиями извне, которые могут быть особенно разрушительными, если жизненные стратегии членов семьи окажутся в противоречии с социокультурной направленностью адаптационных процедур реабилитационной программы. В силу этого программа реабилитации должна быть основана на том, чтобы ребенок постоянно находился в среде максимально благоприятного окружения, состоящей из подходящей обстановки, специального оборудования, способов взаимодействия, стиля семейного общения. Это возможно, еще раз подчеркнем, в процессе постоянного приобретения новых
1 Петрулевич И.А., Журченко Е.Б. Исследование межкультурной толерантности как кластера социокультурных подходов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 4. С.56-59.
познаний, а также прикладных навыков общения между родителями, другими членами семьи и ребенком1.
Еще одно важнейшее условие совмещения жизненных стратегий программы реабилитации и устойчиво сложившихся семейных практик -осуществление мониторинга в виде регулярного отслеживания процесса ее реализации. Технология проведения мониторинга: постоянный информационный обмен между социальным работником, выполняющим функции куратора и координатора, и родителями (членами семьи) ребенка-инвалида. Если складывается необходимость, то социальный работник оказывает содействие родителям (членам семьи), преодолевает вместе с ними возможные трудности, ведет переговорный процесс с теми специалистами, помощь которых затребована, коммуницирует с официальными лицами из учреждений на предмет разъяснения прав ребенка и членов его семьи. Едва ли социальный работник обойдется без необходимости посещения семьи, так как неизбежно в ситуации согласования интересов и споров по поводу лучших результатов лучше всего разобраться в возникающих трудностях на месте.
Реабилитационная программа, реализующая социокультурные технологии инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, основана, прежде всего, на практиках междисциплинарного характера, поддерживаемых разными специалистами и реализуемых в виде командного взаимодействия, что исключает саму по себе вероятность хождения членов семьи ребенка-инвалида по кабинетам официальных учреждений и, что не менее значимо, вовлечение родителей в ход формирования необходимого социокультурного пространства для социальной адаптации в определенную среду. Добиться реализации последнего аспекта - наиболее сложная часть программы2.
Мы утверждаем, что дети-инвалиды добиваются наибольших успехов в социокультурной интеграции лишь в том случае, если реабилитационный процесс протекает совместно с родителями и специалистами, когда обе стороны превращаются в партнеров и единодушно разрешают определенные для достижения стратегической цели задачи.
Многими специалистами отмечается, что родители детей-инвалидов часто не проявляют желания вступать в сотрудничество, не находят возможности просить помощи, не обращаются за советом. Эта проблема -коммуникативная. Социальный работник, ответственный за синхронизацию жизненных стратегий, может ее решить, привлекая педагогов или (и) психологов, либо основываясь на собственном понимании сути проблемы, сообразуясь с имеющимся у него жизненным опытом.
Кажется очевидным, что ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, должен быть в центре внимания в своей семье. Однако
1 Верещагина А.В., Ковалев В.В., Самыгин С.И. Проблемы и риски распада молодой семьи первого года жизни с позиций ее типологической характеристики // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 22, № 6. С. 60.
2 Социальная работа с инвалидами : настольная книга специалиста / под ред. Е.И. Холостовой. М. : Ин-т социальной работы, 2006. С. 62.
подобное положение складывается далеко не всегда. Есть разного рода отвлекающие факторы. Примерами могут служить проблемы в виде бедности, ухудшения здоровья у иных членов семьи, конфликты между родителями и т.п. Таких факторов на самом деле в социально неустроенных обществах вроде российского может быть много. Мы привели лишь некоторые из возможных, которые более-менее очевидны. И здесь первой опасностью является неадекватность родителей в плане восприятия пожеланий или наставлений со стороны специалистов. Может случиться так, что родители ребенка инвалида начнут рассматривать услуги по социокультурной интеграции в пространство российского социума с позиции получения возможности обрести покой и передышку, снимая с себя ответственность. Понять таких родителей можно, так как наблюдаются симптомы усталости и морального выгорания. Но принять данную стратегию поведения - нет. Без помощи родителей, без совместного взаимодействия со специалистами трудно будет добиться результата, чтобы ребенок-инвалид стал полноценным членом общества1.
Впрочем, практика показывает, что подавляющее большинство родителей, у которых дети с ограниченными возможностями, имеют твердые намерения и реально участвуют во всех необходимых процедурах, значимых для социокультурного развития ребенка.
Очевидно, что коммуникация между родителями и специалистами неизбежно будет порождать определенные сложности. Их необходимо научиться преодолевать. Всегда будут межличностные или (и) культурные барьеры, всегда есть социальная дистанция. Это типично для большинства коммуникативных практик. Наиболее вероятен такой сценарий применительно к взаимодействию родителей детей-инвалидов и социальных работников. Это предполагает осознанную необходимость преодоления трудностей, приложения усилий для этого. Положительным результатом подобного рода действий должно стать преодоление нулевой отметки социокультурного развития ребенка инвалида: скорость движения и преодоление опасности стояния на месте находятся в зависимости от наличия доброй воли на сотрудничество, решающим успехом которого может быть согласование жизненных стратегий реабилитационной программы и жизненных стратегий, сложившихся в практиках функционирования каждой отдельной семьи, центром которой выступает ребенок с ограниченными возможностями здоровья2.
Обычно работа с родителями сводится к технологическим процедурам в виде сотрудничества, включения, участия, обучения, партнерства. Говоря о жизненных стратегиях и социокультурных практиках, важнее всего остановиться на таком понятии, как «партнерство», так как именно
1 Российская семья: проблемы и перспективы развития (по опыту Ростовской области) / О.Ю. Ангел, М.С. Астоянц, С.В. Давлятова, В.В. Ковалев, Н.А. Левая, Е.А. Узенцова, О.Н. Шевченко. Новосибирск : ЦРНС, 2015. С. 130-140.
2 Посухова О.Ю. Формирование профессиональной карьеры в современном российском обществе. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2015.
в его рамках совместная деятельность между родителями и специалистами наиболее близка к идеальному типу взаимодействия. Партнерство представляет собой практику полного доверия, обмена знаниями, актуальными навыками, а также опытом, сложившимися для оказания помощи тем детям, которые имеют особые требования к индивидуальному и социокультурному развитию. Партнерство представляет собой форму взаимоотношений, которая делает возможными определение общих целей и достижение их на основе большей эффективности, чем в ситуации, когда родители и специалисты действуют в изоляции относительно друг друга. Партнерские отношения могут быть установлены через временные затраты при использовании нужных знаний и сложившегося практического опыта1.
Совмещая жизненные стратегии, направленные на освоение социокультурного пространства, следует осуществлять учет разнообразных семейных стратегий и сложившихся стилей поведения. Различия могут наблюдаться даже среди супругов. В связи с этим нет какого-то универсального рецепта для всех семей: то, что помогло в одном случае, в другом уже не сможет способствовать налаживанию партнерских отношений. Требуются большое умение слушать, понимать, готовность идти при необходимости на компромисс.
Нельзя также не принимать во внимание и самого ребенка, особенно если он достаточно взрослый для того, чтобы уметь слушать, высказывать свои мнения и иметь свои собственные базисные установки и ценности в социокультурном аспекте.
Итак, подводя итог, отметим следующее. В основе социокультурных технологий реабилитации детей-инвалидов лежит самое активное участие семьи в осуществлении реабилитационных процедур. Залогом успешной социализации является максимальная вовлеченность родителей в ту модель программы реабилитации, которая для конкретного ребенка или группы детей-инвалидов разрабатывается специалистами. Семья выступает социокультурной основой общества. Поэтому формирование правильной системы семейных ценностей вкупе со специально разработанными процедурами позволит надеяться на то, что ребенок-инвалид станет полноправным участником социальных отношений, что его социализация пройдет успешно, а сам он не будет испытывать никаких де-приваций психологического и общесоциального характера.
Бандурин А.П. Социокультурные технологии инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их совместимость с жизненными стратегиями социализации в семье. В статье анализируются проблемы совмещения разных жизненных стратегий социализации в семье в ходе реализации социокультурных технологий инклюзии детей
1 Смычек В.Б. Реабилитация больных и инвалидов : учеб. пособие. М. : Медицинская литература, 2009. С.211-212.
с ограниченными возможностями здоровья. Основная трудность заключается в том, чтобы найти оптимальный механизм вступления на путь сотрудничества между родителями детей-инвалидов и специалистами, занимающимися проблемами социокультурной адаптации. Сотрудничество является важнейшим необходимым условием, без достижения которого успешность взаимодействия в обозначенном качестве может иметь нулевой результат.
Ключевые слова: жизненные стратегии, программа реабилитации, социокультурные технологии, социальная адаптация, дети-инвалиды, семья.
Bandurin A.P. Socio-cultural technologies of inclusion of children with disabilities and their compatibility with the life strategy of socialization in the family. The article analyzes the problem of combining different life strategies of socialization in the family in the implementation of socio-cultural technologies of inclusion of children with disabilities. The main difficulty is to find the optimal entry in the way of cooperation between parents of children with disabilities and specialists working on issues of socio-cultural adaptation. Cooperation is an essential prerequisite, without which the successful cooperation in the above mentioned quality can have a null result.
Key words: life strategy, rehabilitation program, social technology, social adaptation, children with disabilities, family.