Научная статья на тему 'Социокультурные ресурсы современного города в концепциях Р. Флорида и Ч. Лэндри'

Социокультурные ресурсы современного города в концепциях Р. Флорида и Ч. Лэндри Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1146
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / CREATIVE CLASS / КУЛЬТУРА / CULTURE / УРБАНИЗМ / URBANISM / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ГОРОД / CITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петровская Ольга Васильевна

Автор статьи рассматривает город как инкубатор креативности и инноваций. В статье проанализирован ряд концепций, касающихся рассмотрения механизмов и факторов формирований успешной городской среды через признание важности творчества и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Cultural Resources of the Modern City in the Concepts by R. Florida and Ch. Landry

The author considers the city as an incubator of creativity and innovations. In the article a number of concepts related to the consideration of mechanisms and factors of successful groups of the urban environment. The author supports the idea of the importance of culture and creativity in the formation of an innovative urban environment

Текст научной работы на тему «Социокультурные ресурсы современного города в концепциях Р. Флорида и Ч. Лэндри»

УДК 008

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА В КОНЦЕПЦИЯХ Р. ФЛОРИДА И Ч. ЛЭНДРИ

О.В. Петровская

На сегодняшний день актуальной задачей для урбанистов, политиков, социологов, обществоведов, культурных деятелей становится понимание современных тенденций социального, культурного, экономического развития для того, чтобы успешно адаптироваться и выработать соответствующие стратегии и модели развития. Многие современные города сегодня представляет собой инкубатор креативности, инноваций и новых индустрий. И поскольку все составляющие успешности того или иного города в большей степени зависят от человеческого ресурса, то необходима выработка такой среды, которая бы стимулировала развитие творчества, привлекала бы все больше представителей творческой и интеллектуальной элиты. В предлагаемой статье под "человеческим ресурсом" мы понимаем всю совокупность творческого и интеллектуального

капитала.

В данной статье мы попытаемся ответить на весьма актуальный вопрос современности, касающийся факторов и механизмов развития городской среды. Концепции креативного класса Ричарда Флорида и креативного города Чарльза Лэндри отражают специфику современных изменений, указывая на новые ценности, ориентиры и приоритеты при построении инновационной среды в городе.

В своей концепции креативного класса Ричард Флорида затрагивает важный вопрос о том, каким должен быть город, чтобы быть экономически успешным [1]. Главным фактором при ответе на этот вопрос становится привлечение креативного класса. Согласно Флорида, ядро креативного класса составляют, прежде всего, люди, занятые в научной

Петровская Ольга Васильевна - аспирант, преподаватель кафедры исторической культурологии Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: olyatka4@yandex.ru, т. 8(863)2303297.

сфере, технической, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке, индустрии развлечений, т.е. те люди, результатом работы которых является новая идея, технология, продукт. Помимо указанных специальностей к креативному классу принадлежат также и те специалисты, которые обладают высоким уровнем независимого и нестандартного мышления, высоким уровнем образования - те, которые занимаются решением сложных задач. К ним Флорида относит специалистов, работающих в сфере бизнеса, права, здравоохранения и т.д. Важнейшими чертами, присущими креативному классу, являются креативность, личные заслуги и достижения, индивидуальность. Развитие, успех и преуспевание города всецело зависит от сильной концентрации в

нем креативного класса.

Так, например, согласно теории человеческого капитала [2], возникшей 60-е годы прошлого столетия в рамках экономической теории, двигателем развития городов и регионов являются люди; движущей силой экономики является не наличие автомагистралей, эффективного производства или бизнеса, а высококвалифицированные и творческие кадры, или, если выражаться терминологией Р. Флорида, креативные специалисты. Под человеческим капиталом понималась, прежде всего, совокупность знаний, навыков, профессионального опыта, мотиваций. Исходя из этого, инвестициями в человека должны выступать образование, накопление профессионального опыта, высокая мобильность. Таким образом, человеческий капитал выступает центральным фактором развития инновационной экономики и социальной жизни. Как считает Флорида, теория человеческого капитала обязана своим появлением

Olga Petrovskaya - postgraduate student, teacher of the Department of Culture History at the Southern Federal University, 13, Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: olyatka4@yandex.ru, tel. +7(863)2303297.

исследованиям Джейн Джейкобс [3], которая отметила такую важную черту городов, как привлечение творческих личностей, в результате чего происходит стимулирование экономического роста города. Справедливости ради, надо сказать, что уже с первых десятилетий прошлого столетия появляются специальные исследования, посвященные рассмотрению города как социокультурного явления. В рамках этих концепций развивается мысль о том, что именно город является социальным пространством креативности и инноваций. Представители чикагской школы [4], Л. Мам-форд [5] и Д. Джейкобс сходятся во мнении, что разнообразие, порожденное городской средой, служит необходимым условием развития творческой деятельности и стимулом для новых идей.

По мнению Флорида, креативные люди концентрируются только в определенных городах. Как происходит отбор места жительства? Р. Флорида уделяет внимание внутренней мотивации людей, считая, что сегодня именно от нее зависит успешность города. У Флорида рождается его собственная теория - "теория креативного капитала", которая сводится к следующему положению: творческие люди как владельцы креативного капитала при выборе места жительства руководствуются такими критериями, как разнообразие, терпимость и открытость новым идеям. Именно этим процессом определяется экономическая развитость и успех регионов и городов.

Важное место занимает и образ жизни в том или ином городе. Креативные специалисты зачастую отдают предпочтение тем местам, где может быть поддержан их образ жизни, где будет разнообразная культурная жизнь со множеством культурных площадок, музеев, художественных галерей, кафе, клубов, музыкальных сцен - всего того, что является необходимыми элементами жизни для креативного класса. Так, социологи Ричард Ллойд и Терри Кларк [6] рассматривают город как "машину развлечений", отмечая, что все большее количество жителей воспринимают свой родной город глазами туриста. "... Город, - по их мнению, - становится "машиной развлечений", которая заставляет культуру определять экономическое благосостояние, а не наоборот. Компоненты город-

ской развлекательной инфраструктуры сами стали частью стратегических экономических и политических процессов.." [6, с. 33].

В современных условиях уже не приходится говорить о разделении культуры и экономики в городе. Ллойд и Кларк констатируют тот факт, что экономика претерпевает сдвиг в сторону потребления, а обеспечение высокого "качества жизни" теперь стоит в числе приоритетных задач городского развития. При отходе от индустриальной, фордисткой модели экономики происходят глубокие перемены, отраженные в эстетизации потребительских практик. По мнению исследователей, потребление привилегированными классами, которое Т. Веблен в своей "Теории праздного класса" [7] называл "вызывающим", приобретает иной социальный смысл, поскольку оно опирается на другие сферы жизни, такие как масс-медиа, образование и Интернет. Набор удобств, столь необходимых продвинутому потребителю, представляет собой неформальный характер, существенно отличаясь от традиционного набора высокой культуры, представленной музеями, театрами, наличием оперы, балета и т.д. Большим спросом у креативного класса пользуются более камерные вещи: активная уличная жизнь, современная музыкальная сцена, а также возможность отдыхать на свежем воздухе.

Далее весомым аспектом при выборе города креативным специалистом выступает общение. В современном квазиавтономном обществе с высокой мобильностью способность к налаживанию социальных контактов обретает особую важность. Здесь можно сослаться на концепцию американского социолога - урбаниста Р. Ольденбурга [8], который вводит категорию "третьих мест". Эти места невероятно ценны для общества. "Третьи места" - это места, которые не имеют отношения к первому месту - дому и второму - работе, это, например, различные кафе, студии, магазины и т.д. Общим и главным для таких мест является то, что именно там можно завести неформальные знакомства, проводить живые беседы, встречаться ради теплой атмосферы и хорошей компании. "Третьи места", согласно Ольденбургу, есть ничто иное как эпицентр общественной жизни, в котором через коммуникацию обогащается

человек и общество. Получается, что наличие и разнообразие "третьих мест" является критерием при выборе жилья. Флорида объясняет это тем, что прежние места стабильности -семья и работа - стали менее устойчивыми, что на сегодняшний день чаще человек живет в одиночку и в виду своей гипермобильности часто меняет место работы, и функцию образовавшего вакуума как раз и выполняют "третьи места" как место для знакомства и общения.

Таким образом, успехом пользуются места, где поддерживаются меритократические ценности современности. Люди, креативно настроенные, хотят как можно больше разнообразить свою жизнь общением с совершенно не похожими на них самих людьми, возможностями получить многообразный социальный и культурный опыт. Также важной чертой современного успешного места жизни людей становится космополитизм, который бы обеспечил разнообразие, взаимодействие культур и идей, местом, где каждый бы чувствовал себя дома.

Для того чтобы дать полный ответ на вопрос, каким же образом возможно привлечение креативного класса в тот или иной город или регион, можно воспользоваться формулой трех "Т" Ричарда Флорида. Эта формула состоит из трех ключевых для экономического развития элементов: технологии, таланта и толерантности. Причем экономический рост может стимулировать только наличие сразу всех составляющих. Если говорить о разнообразии, то нельзя не признать, что оно дает мощное культурное, социальное и творческое взаимодействие, что повышает уровень обмена знаниями и опытом, порождает новые комбинации, идеи и т.д. Это, в свою очередь, обеспечивает создание новых предприятий, рабочих мест, инноваций.

Для подкрепления своей теории о том, что разнообразие является одним из центральных условий привлечения креативного капитала, Флорида совместно с своими единомышленниками составляет самый широкий рейтинг - "Совокупный индекс разнообразия", который соединил в себе все вышеперечисленные индексы: "Индекс плавильного котла", "Гей-индекс", и "Индекс богемы". Первый показывает, как коррелируют наличие высо-

котехнологичных индустрий с процессами миграций; второй - количеством представителей секс - меньшинств. Так, Флорида считает, что "новые аутсайдеры", или иммигранты, играют не последнюю роль в формировании разнообразия, и что привлечение талантов извне дает дополнительный импульс к новаторству, а также является источником предпринимательской инициативы. Если говорить о "гей - индексе", то он тоже служит показателем разнообразия, а также толерантности. Открытость в обществе по отношению к гомосексуалистам может говорить о низких входных барьерах для человеческого капитала. Еще одним индексом, который может быть соотнесен с высокотехнологическими областями - это "Индекс богемы". К богеме Флорида относит дизайнеров, писателей, музыкантов, актеров, художников, танцоров, фотографов и т.д., т.е. тех людей, которые способствуют процветанию художественной жизни и культуры, а значит и разнообразию. Соотнося общий индекс с "Индексом высоких технологий", Флорида убеждается в правильности своих рассуждений, а именно в идее о том, что креативность и разнообразие являются стимулом для экономического роста и возникновения инноваций, где технология и культура "идут рука об руку".

Теме креативности в городской среде посвящены также исследования современного британского урбаниста Чарльза Лэндри. Начиная с 1980-х годов, он формирует идею о творческом города и творческой среде, поддерживая мысль о необходимости создания среды в городе, которая бы стимулировала творчество [9-11]. Творчество для него включает интеллект, обучение и изобретательность.

Лэндри является ведущим международным экспертом по вопросам развития городов. Он прорабатывает идею "креативного города". Согласно его взглядам, целью политики каждого города должно стать формирование такой атмосферы, которая бы способствовала становлению города как креативного города. Креативность эта должна проявляться во всем, что бы этот город ни делал. На наш взгляд, весьма правомерным является рассмотрение Лэндри сущности креативности: так же, как и Флорида, Лэндри не сводит креативность исключительно к художественным формам ее проявления, считая, что это более

широкое понятие, охватывающее все сферы деятельности человека. Искусство развития городов, по мнению Лэндри, сводится в первую очередь к владению искусством приращения экономической стоимости и человеческой ценности во всем, чем ни занимались люди.

Происходит смена парадигм в рамках городской жизни, прежние решения уже не срабатывают, и необходимо совершенно новое мышление. Некоторые города смогли успешно адаптироваться к переменам экономического и социального толка и даже сделать их источникам развития, а некоторые города остались на обочине экономической и культурной жизни. Потому работы Лэндри представляют собой некие рекомендации к планированию нового города, который бы не только не блокировал творческий потенциал своих жителей, но и позволил людям мыслить творчески и способствовал инновациям.

Центральным понятием при рассмотрении моделей развития города места для творчества и инновация для Лэндри выступает понятие культуры [11]. Он видит тесную связь между культурной эволюцией и формированием города, креативностью и развитием культуры. Традиция и культурное наследие выступают как значимые ресурсы, которые дают механизмы для развития творчества. Культура должна ложиться в основу развития города и его планирования; культура представляет собой отличительный знак любого места. Креативность, в свою очередь, на протяжении всей истории даровала жизнеспособность городам. Сегодня в условиях глобализации и связанных с ней процессах стандартизации и гомогенизации культуры необходимы мощные источники сохранения культурного капитала и развития культурной преемственности, потому именно культурное наследие должно выступить инструментом качественного обновления городов. Именно на основании культурно-исторического наследия необходимо строить инновационную среду, поскольку в изменяющемся мире именно культура и история могут выступить в качестве стабилизирующего и фундаментального основания - это является главной задачей креативного города.

Исключительно культурная самобытность может послужить для экономического возрождения города, а также для регенерации

общества и окружающей среды. Основываясь на идее о культуре как о важнейшем ресурсе, Ч. Лэндри основал в 1978 г. организацию "Коммедия", которая работает с культурными институтами и городами. Целью данной организации является генерирование новых идей в области культурной политики, задачей - показать культуру как источник нового мышления, как мощный ресурс развития, доказать, что культура делает город неповторимым. Культурный ресурс, согласно Лэндри, составляют традиции, таланты, умения людей, архитектура, музыка, кухня, танцы, спортивные игры, названия улиц и даже климат, т.е. то, что является уникальным в том или ином городе.

Лэндри подобно Флорида признает важность и необходимость разнообразия городской среды. Он отмечает, что удовлетворение запросов креативных работников требует урбанистических трансформаций и нового качества предоставляемых услуг. Необходимо также формирование иного урбанистического пространства, которое будет отличаться открытостью и концентрацией социальной коммуникации. Если Флорида в большей степени сравнивает различные города, выстраивая целую географию креативности, то Лэндри указывает на различия внутри города, выделяя особые зоны концентрации творчества. В качестве интересного примера места интенсификации городской жизни Лэндри приводит внутреннее кольцо города. Внутренне кольцо города представляет собой периферию центра города, которая в индустриальную эпоху была местом сосредоточением промышленных зданий, старых домов и складов. Центр зачастую представлен бизнес-предприятиями, политическими институтами, розничной торговлей и т.д. На периферию же выносится сфера услуг, к тому же за счет не очень дорогой арендной платы там формируются такие творческие индустрии, как начинающие интернет-компании, студии дизайна, культурные площадки и т.д. Именно в таком месте формируется особая атмосфера, которая стимулирует развитие города. Внутреннее городское кольцо становится, таким образом, экспериментальной площадкой для развития творчества. Причем процесс этот является

весьма динамическим: как только одни районы облагораживаются, первопроходцы продолжают перемещаться на другие территории с низкой платой за аренду и развивают их. Городские же центры представляют собой места засилья корпораций, навязывающих множество стереотипов. Так, можно говорить о современных формах пространственной сегрегации. Актуальной задачей, на наш взгляд, представляется повсеместное развитие городского пространства с помощью использования творческого потенциала людей, как можно большего вовлечения населения в решение различных проблем путем снижения различных бюрократических рамок. Потому важным выступает чувство сопричастности к проблемам города, которые должны решаться коллективно с глубинным осознанием важности культурного фундамента и гибкостью мышления. Это поможет актуализировать новые культурные формы. Лэндри замечает: "... люди чувствуют, что они могут выражать себя, использовать свои таланты - в целях общего блага. Это выступает не только как катализатор для самих талантов, но и как ролевая модель для других. Тут включаются в дело замечательные возможности обучения, формального и неформального" [10]. Сочетание традиции и инновации является залогом истинного успеха в развитии городов.

Для Флорида при построении успешной городской экономики и ключевым моментом выступает наличие креативного класса в городе, потому для него важно понимание того, каким образом может происходить формирование привлекательной среды для представителей этого класса. Лэндри делает больший акцент на значение культуры в конституиро-вании неповторимого образа городского пространства, он подчеркивает экономическую важность поддержания и развития культуры.

Анализ вышеизложенных концепций дает возможность раскрыть потенциальные пути и механизмы развития современной городской среды. Можно говорить не только и не столько о возникновении новых теоретических концепций, касающихся рассмотрения принципов построения инновационной творческой среды на уровне городов, но о прямой практической значимости данных исследований. Так, и Флорида, и Лэндри приводят мно-

жество статистических данных и примеров успешных городов, которые не только смогли адаптироваться к реалиям постоянно изменяющегося окружающего мира, но и найти свои пути развития, основанные, прежде всего, на признании важности культуры и творчества. Исследователи находят необходимые практические решения, которые могут выступать инструкцией к действию для многих городов, в том числе и российских, управленцы и жители которых хотят развивать свой город и формировать для него привлекательный имидж.

ЛИТЕРАТУРА

1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.

2. См.: Becker G.S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964; Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют // Библиотека Гумер - Экономика и менеджмент. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/blaug2/13.php.

3. Джейкобс Д. Жизнь и смерть больших американских городов / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

4. Park R.K., Burgess E., McKenzie R. The City. The University of Chicago Press, 1992. 142 p.; Wirt L. Urbanism as Way of Life // The American Journal of Sociology. 1938. Vol. 44. № 1. Р. 1-24.

5. Mumford L. The City in History. San Diego, Harcourt Inc., 1961. 657 p.; Mumford L. The Culture of Cities. Routledge, 1997. 530 p.

6. Ллойд Р., Кларк Т.Р. Город как машина развлечений // Вестник Удмурдского университета. Вып. 1. 2010. С. 33-44.

7. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Либро-ком, 2011. 368 с.

8. Oldenburg R. The Great Good Place: Cafes, Coffe, Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community. N.Y.: Marlowe & Company, 1999. 384 p.; Oldenburg R. Celebrating the Third Place: Inspiring Stories about the "Great Good Places" at the Heart of Our Communities. Da Capo Press, 2002. 336 p.;

9. Лэндри Ч. Креативный город. Издательский дом "Классика-XXI", 2011. 399 с.;

10. Лэндри Ч. Развитие городов через культуру // Официальный сайт Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/ EoC2000-6/01.pdf;

11. Лэндри Ч. Современный город: как это работает // Русский журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Sovremennyj-gorod-kak-eto-rabotaet.

25 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.