Научная статья на тему 'Социокультурные принципы проектирования жилой среды'

Социокультурные принципы проектирования жилой среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1161
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛАЯ СРЕДА / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ПРИЗНАКИ / МОДЕЛЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ / ГРАНИЦЫ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОМФОРТНОСТЬ / ВАЛЕОЛОГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ярмош Т. С., Михина О. В.

Приступая к архитектурному проектированию городского пространства необходимо прежде всего начинать с социокультурного проектирования, которое опирается на принципы формирования жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса и которые должны служить ориентирами для архитекторов и строителей при проектировании и застройке жилых массивов современных городов. Предметом исследования является жилая среда города, воздействие её на человека. В статье выделены и описаны социокультурные принципы проектирования жилой среды: валеологичности, системности, эстетичности, комфортности, доступности, традиционности, информативности, полифункциональности, идентичности, интегративности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные принципы проектирования жилой среды»

Ярмош Т. С., ст. преп., Михина О. В., студент

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛОЙ СРЕДЫ

[email protected]

Приступая к архитектурному проектированию городского пространства небходимо прежде всего начинать с социокультурного проектирования, которое опирается на принципы формирования жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса и которые должны служить ориентирами для архитекторов и строителей при проектировании и застройке жилых массивов современных городов. Предметом исследования является жилая среда города, воздействие её на человека. В статье выделены и описаны социокультурные принципы проектирования жилой среды: валеологичности, системности, эстетичности, комфортности, доступности, традиционности, информативности, полифункциональности, идентичности, интегративности.

Ключевые слова: жилая среда, среда обитания, признаки, модель, территориальность, границы, идентификация, комфортность, валеологичность.

Введение. Жилая среда является сложной, непрерывно развивающейся системой, имеющей непосредственную связь с физическим и социальным пространством города. Данный факт обуславливает необходимость рассматривать жилое пространство не просто как часть города, а как среду существования, формируемую многими факторами. [2]

Анализируя современное состояние качества жилой среды, нужно отметить такие серьезные проблемы как рост населения, беспорядочную урбанизацию [4], социальную дестабилизацию, - и все это неразрывно связано с экологическими проблемами, стихийным уничтожением природных ресурсов, флоры, фауны. Такой дисбаланс порождает психо-физические проблемы, социальную дискриминацию. Таким образом, состояние общества и окружающей среды непосредственно отражается и на архитектуре, и на среде обитания человека[8].

Принципы проектирования и организации жилой среды должны быть основаны ив последнее время основываются на признании фактора человека в качестве основного в организации городской среды. Учет его потребностей в комфортности окружения означает отказ от существующих ортодоксальных моделей пространственной организации городской среды, в которых количественными параметрами «озеленения» идеального «бумажного» пространства подменяется действительная оптимизация жизненной среды человека. [11].

Без учета интересов человека, как потребителя, без понятий о его пребывании в любом конкретном объекте городской жилой среды не может осуществиться цивилизованного обустройства его жизненного пространства. Поэтому понимание потребностей человека, его отношения к окружающей среде и возможностей влияния на принятие решений по её обустройству требует самого внимательного рассмотре-

ния.

Человек комфортно ощущает себя в окружающем пространстве, если оно сомасштабно и идентично ему. Среда становится «сферой» доступного и мотивированного человеком лишь при грамотном структурировании пространства и «оснащении» его теми элементами, которые необходимы для реализации его функции и соответствует представлениям потенциальных потребителей [8].

Анализ целей и социальных потребностей, проведённый А.Г. Большаковым «... позволил выделить 7 мотиваций социального воспроизводства. К ним относятся: здоровье, богатство, общность, красота, индивидуализация, информация, духовность. Каждая мотивация реализуется в виде тенденции преобразования территории» [1]. Все эти мотивации отражают прежде всего как интересы человека, так и степень его выживаемости в преобразованной городской ландшафтной среде, в создании комфортной среды жизнедеятельности, сохранении исторических и культурных памятников, а также в формировании среды с характерными, узнаваемыми территориями.

Таким образом, говоря об архитектурном проектировании городского пространства небходимо прежде всего начать с социокультурного проектирования. Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Социокультурное проектирование и организации жилой среды основывается на ряде принципов:

Принцип валеологичности (здоровая среда). В каждой стране существует множество взаимосвязанных факторов, влияющих на возможность создания здоровых, комфортных для проживания населения городов и населённых пунктов, не зависимо от того, реконструкция ли это, или новостройка. Учитывая эти факторы, комплексное использование положений социальных и экологических основ архитектурного проектирования на практике следует осуществлять на основе долгосрочной программы экологического проектирования и строительства, включающей в себя основные направления проектирования жилой среды:

1. Экологизация генерального плана города. Программа интенсивного полифункционального использования территорий, когда городская земля используется более интенсивно для множества функций и в разное время дня (например - стоянка для автомобилей, склад и т. д.)

2. Экологичная реконструкция существующих зданий (например, озеленение поверхностей зданий и сооружений, грунтозаполненные конструкции)

3. Экологичная реконструкция и рефунк-ционализация существующих предприятий и всей городской инфраструктуры (транспорта, энергетики и др.)

4. Экологичная реконструкция существующих инженерных сооружений (автодорог, железных дорог, мостов, путепроводов и др.)

5. Природосберегающее строительство, сохранение и восстановление ландшафтов в городе при застройке.

6. Проектирование и строительство энергосберегающих и энергоактивных зданий. Полифункциональные здания.

7. Создание здоровой и красивой архитектурно-ландшафтной среды, воспитывающей любовь жителей к городу.

8. Проектирование и строительство ресурсосберегающих зданий, экологичное решение проблемы отходов.

9. Проектирование и строительство биопозитивных (экологичных) инженерных сооружений. Полифункциональные инженерные сооружения [15].

Принцип доступности. На сегодняшний день в России почти треть населения составляют люди, нуждающиеся в специфических условиях, так называемые "физически ослабленные лица" или "лица с ограниченными возможностями здоровья"- те, кто испытывает затруднения при самообслуживании и передвижении: инвалиды, больные-хроники и травмированные, престарелые, беременные, взрослые с маленькими деть-

ми на руках или в колясках. Фактически каждый человек в определенные периоды своей жизни может оказаться в таком положении [9]. Эта категория людей ощущают себя некомфортно в городском пространстве. Пространство не приспособлено не только для их нужд, но даже обычному человеку затруднительно ориентироваться в современном городе. Такую проблему обычно решают локальными методами, которые в полной мере не обеспечивают полноценного комфорта.

Цель современного проектировщика - создать среду жизнедеятельности человека, обладающую экологической полноценностью, обеспечивающую условия для решения комплекса биосоциальных и функционально-

технологических задач, то есть создание безбарьерной или доступной архитектурной среды с наиболее безопасными условиями проживания всех без исключения категорий граждан. Функционально-технологическая организация среды является программой для определения последовательности функциональных и технологических процессов, протекающих в ней; определения расчетного состава функциональных зон; выделения коммуникационных зон; установления характера связи между отдельными функциональными зонами; определения номенклатуры оборудования и мебели[9]. Всё это производится с учетом антропометрических особенностей физически ослабленных лиц, позволяющий проследить отношения в системе "человек - деятельность - жизненный процесс - пространство".

Современная архитектурная среда таким образом должна повлиять на общественное сознание и сломать не только архитектурные барьеры, но и нравственные. Организация совместного проживания и жизнедеятельности здоровых людей и людей с ограниченными физическими возможностями будет способствовать снятию психологических барьеров, помощи в более быстрой и легкой адаптации инвалидов, к духовному и физическому оздоровлению всего общества. Жизнь в таком обществе станет доступной и комфортной для каждого человека.

Принцип комфортности. Развитие жилищного строительства является приоритетным для современного общества. Качество жилища и жилой среды во многом обуславливают физическое и психологическое здоровье человека, поэтому неотъемлемой частью современного комфортного и экологически благополучного жилища является окружающая среда.

Открытое пространство жилой среды должно иметь в своем составе типы зон в зависимости от характера их использования. От четкости определения данных зон и их архитектур-

но-планировочной организации в жилой среде зависит комфортность данной среды для жильцов. Максимальная степень комфортности возможна при выделении отдельной пространственной зоны с конкретным набором связей и границ по отношению к соседним зонам для каждого отдельного функционального процесса, как малой социальной группы - семьи, так и более крупных социальных групп - сообщество жильцов двора, жилой группы, квартала и т. д.

[7]

Обеспечение приватности жилища от окружающей застройки решается за счет дифференциации пространства на 4 зоны: приватная, или интимная, зона; полуприватная, или полуинтимная, зона; полуобщественная зона; общественная зона.

Данный принцип разделения пространства на 4 зоны, с характерными для каждой размерами и связями позволит значительно повысить комфорт проживания в жилище, будет улучшать социальный климат в жилых группах, снизит количество социальных конфликтов в виду обеспечения части функциональных процессов жильцов отдельными открытыми пространствами [7].

Принцип традиционности. Облик городов и условия жизни в них меняются слишком быстро, на глазах одного поколения. Резко возросли темпы строительства, и новая застройка становится антиподом исторически сложившейся, которая вынуждена уступать ей место. В результате у людей возникает тревожное ощущение утраты связей с прошлыми достижениями культуры, разрыва нити преемственности поколений. При этом, естественно, повышается ценность памятников архитектуры как материализованных временных ориентиров в культурологическом пространстве. [10]

Проблема сохранения, устойчивого существования каждой культуры, всегда является для нее приоритетной. Здесь непременно встает проблема отношения к традициям и чтобы сохранить масштаб и пространство исторической части города, заложенной предками, следует регулировать современную застройку истрико-архитектурным планом города. Необходимо понимать, что стеклянные многоэтажные постройки вступает в резонанс со старинными зданиями. Подобному соседству, к сожалению, в современном градостроительстве находится немало примеров, один из которых - соседство на Михайловской площади в Киеве гостинично-развлекательного центра, отделанного современным стеклянным фасадом с памятниками архитектуры 18 века.

Принцип информативности. Информатив-

ность среды предполагает ее разнообразие как некоторую совокупность различий. Если недостаточная информативность архитектурной среды порождает отрицательные эмоции, то наполненность информацией делает ее источником многообразных эмоций и положительного эмоционального состояния, связанного с удовлетворением фундаментальной познавательной потребности. Смысловое и визуальное разнообразие архитектурной среды является, таким образом, объективной основой развитого контакта человека с внешним миром.

Если смысловое разнообразие среды определяется процессами деятельности и особенностями поведения людей, то ее визуальное разнообразие - активными различиями самих элементов окружения. Представление о смысловом и визуальном разнообразии архитектурной среды как основе ее эмоциональности позволяет объяснить некоторые особенности воздействия современного города. [16]

В настоящее время во многих городах России огромные ресурсы вкладываются в улучшение городской среды, путем насыщения открытых городских пространств различными средо-выми объектами и элементами ландшафтного дизайна. Помимо этих перечисленных фрагментах средообразующих систем существует необходимость интегрирования отдельностоящих информационных носителей в ткань мегаполиса. Одна из самых существенным функций информационных носителей - это формирование сценария поведения человека. Данные средовые объекты призваны организовать деятельность человека в пространстве и времени, а это в свою очередь накладывает значительные ограничения и требования при проектировании самих информационных носителей и их размещении в открытой городской среде. [3]

Принцип полифункциональности. Все без исключения процессы человеческой жизнедеятельности, для которых создаётся искусственная среда их осуществления, по виду и количеству могут быть сведены в четыре системно взаимо-незаменяемые группы:

- процессы, связанные с производством вещного мира («техносферы»), а также производство энергии и информации, т. е. всё то, что объединяется понятием «производство первого рода»;

- процессы, направленные на обслуживание населения, - «производство второго рода»;

- рекреационные процессы, связанные с укреплением, восстановлением здоровья людей, их работоспособности и долголетия в целом;

- коммуникационные процессы, обеспечивающие взаимосвязь и взаимообмен веществом,

энергией и информацией между предыдущими тремя группами процессов. [12]

В жилище всегда наблюдалась взаимосвязь множества различных процессов и функций. Следовательно, поли - или многофункциональность (место проживания, работы, отдыха, сна и пр.) - это один из важнейших принципов организации жилой среды. Трансформировался и развивался данный принцип вместе с эволюцией общества, обуславливая различные приоритетные формы и функции жилища в различные исторические эпохи.

Включение в структуру многоэтажного жилого комплекса различных элементов обслуживания является потребностью современного человека. Вследствие этого структура многоэтажных жилых комплексов имеет ярко выраженную, продуманную концепцию - помимо обязательных придомовых площадок и парковок в структуре комплекса размещаются различные учреждения обслуживания, удовлетворяющие потребности будущих жильцов , например, жилье-торговля, общественно-жилое, торгово-культурное, офисно-развлекательное и т.д.

В настоящее время определилось направление организации сети общественного обслуживания, одним из основных элементов которого являются многофункциональные общественно-торговые центры, сосредоточенные в местах концентрации основных людских потоков и местах приложения труда, а также дополнительные комплексы приближенного обслуживания. [6]

Принцип системности. Городскую жилую среду необходимо рассматривать как систему, состоящую из множества элементов, которая не ограничивается стенами здания и включающую в себя: квартиру, приквартирную и придомовую территорию, микрорайон, жилой район со всеми учреждениями обслуживания, городские общественные и реабилитационные пространства. При этом прежде всего рассматривается тесная взаимосвязь внутрижилищной и городской среды, которая определяется такой системой: человек - жилая ячейка - здание; микрорайон - жилой район города; единый комплекс - жилой (бытовой) среды

Это не означает, что совокупность общественных зданий не может представлять собой систему, но подобные системы (объектов торговли, отдыха, спорта, здравоохранения и т.п.) в структуре города строятся не на взаимосвязи архитектурной композиции, а на функциональной общности. [14]

Принцип эстетичности. Организация современной среды обитания человека, - будь то микромир жилища, офиса, торгового центра,

санатория или городская среда, промышленная зона, - основывается и сегодня во многом на фундаментальных эстетических принципах, отчасти переосмысленных в свете современных достижений науки, технологии и авангардно-модернистских находок в сфере художественного выражения. Понятия красоты, прекрасного отнюдь не исчезли из лексикона крупнейших дизайнеров и архитекторов. [5]

Главная задача эстетизации городской среды заключается в целенаправленном введении пространственного, визуального разнообразия с тем, чтобы преодолеть монотонность застройки, используя современные технологии и разнообразие отделочных материалов. При переосмыслении городского пространства важно выделять и эстетически подчеркивать функциональные зоны, которые закрепляют устойчивый образ города, являются значимым фактором его внутреннего упорядочения. Образцами такого выделения служат не только городские площади, административные, деловые, культурные центры, но и собственно жильё. Необходимо грамотно благоустраивать жилую и общественную зоны, сохранять существующий красивый ландшафт и проектировать новые зоны отдыха и досуга (скверы, парки, дворы и т.д.). Многие из них сложились исторически и продолжают сохраняться в качестве особых городских сред. Сегодня людям необходимы другие, более мелкие ориентиры, которые, с одной стороны, становились бы знаками различных функциональных частей города, а с другой, — фиксировали бы границы сомасштабных человеку сред.

Принцип идентичности. Идентичность городского пространства кроется не только в традиционных архитектурных формах, но в геометрических и сомасштабных человеку конфигурациях пространства, в аспектах взаимодействия горожан с этим пространством.

Примером такого подхода к созданию пространства современного города может служить город Масдар в Эмиратах, здесь архитекторы опираются на исторические постройки в части материала, цветовых характеристик, декора и конфигураций, призванных бороться с негативным влиянием пустыни, а технологическая начинка его «городских интерьеров» создает необходимый комфорт, невозможный при чисто традиционном подходе, не подкрепленном новыми технологиями.

Немаловажным условием является наличие больших проектов освоения пространства, развитая структура общественного транспорта, баланс зеленых и открытых территорий, а также природных «горизонтов». Город с разнообразным пейзажем, имеющий камерные и открытые

пространства, даже в неблагоприятных климатических условиях сможет сохранить уникальный и присущий ему «дух места», что, например, демонстрирует Хельсинки, ставший в 2012 г. «столицей мирового дизайна».

Современная городская жилая среда, сохраняющая черты своей культурной идентично -сти и совмещающий их с передовыми технологиями организации жизни, имеет наибольшие шансы стать привлекательным местом для жизни человека и выиграть в конкурентной борьбе за лучший контингент горожан [13].

Принцип интегративности. Современность характеризуется ускоренным темпом развития научно-технического прогресса, глобализацией и связанной с ней всемирной экономической, политической и социально-культурной универсальностью и интеграцией. Здание, как архитектурный объект, становится не только местом реализации потребностей общества, но и предметом имиджа, объектом коммуникации. Веянья моды, динамика изменения взглядов общества, развитие технологий делают актуальным развитие архитектурного пространства как саморегулирующейся системы. Системы, способной молниеносно отвечать меняющимся запросам общества и технического прогресса, какими представляются интегральные пространства в архитектуре.

Интегральное пространство невозможно без опоры на «стратегию устойчивого развития», а также обладает качествами: устойчивости, коммуникативности, многофункциональности, адаптивности, уникальности. [16]

Вывод. Таким образом при проектировании городской жилой среды необходимо прежде всего начинать с социокультурного проектирования, опирающегося на такие принципы формирования жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса, которые выделены и описаны в статье: валеологич-ности, системности, эстетичности, комфортности, доступности, традиционности, информативности, полифункциональности, идентичности и интегративности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большаков А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории. Иркутск, 2003. 46с.

2. Вильданова Л. В. Адапт-структура. новые формы организации жилого пространства. Казань, Архитектон: известия вузов, № 30-приложение июль 2010 г. С. 35-40

3. Волкова С. А Городская среда. Составляющие предметно-пространственной информа-

тивной городской среды. Современные проблемы науки и образования, 2009. №6. (приложение "Архитектура"). C. 6

4. Глазычев, В. Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с.

5. Глухова Т. С. Архитектура как вид эстетической деятельности и особый способ проектного мышления.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tabv27.ru/studentam aspirantam/magist rant arch/gluxova-t.s.-arxitektura-kak-vid-esteticheskoj -devatelnosti-i-osobvj -sposob-proektnogo-mvshleniva.html

6. Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация. Архитектура и эмоциональный мир человека. М. Стройиздат, 1985. 207 с.

7. Заварзин Г.М. Принцип открытости при формировании жилища эконом-класса. Архитектон: известия вузов, 2011, № 36. С. 56 - 64

8. Казанцев, В.И., Светуньков, М.Г. Социология города: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2004.140с

9. Мусина К. И. Проблемы сохранения исторической застройки центра г. Казани. http://kpfu.ru/staff files/F2042036188/Probl.sohr.is tor.zastr statva.pdf

10. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн. Санкт-Петербург.: Любавич, 2012. 318с.

11. Перькова М.В., Лаврик Г.И. Принцип функциональной целостности и его значение в вариантном проектировании и при оптимизации градостроительных систем. Вопросы планировки и застройки городов: Сб. статей под ред. Ю.В.Круглова.:Пенза, 2012 г., 360 с.

12. Пучков М. В. глобализация и идентичность в архитектуре современных городов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/334697-globalizatsiva-i-identichnost-v-arkhitekture-sovremennvkh-gorodov.

13. Семенова Т. С. Композиционно-художественные принципы формирования новых жилых комплексов в исторической среде крупного города (на примере центра Москвы). Том 1 : ил РГБ ОД 61:85-18/56, 1985 г.153 с.

14. Скоблицая Ю.А. Эволюция проектирования многоэтажных российских жилых комплексов с обслуживанием. Архитектон: известия вузов, 2011. № 36. С.65-74

15. Тетиор А.Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования. М.: Изд-во центр «Академия», 2009. 228 с.

16. Яровенко Д. С. Интегральные пространства в архитектуре. Архитектон: известия вузов, 2012. № 38. С. 56 - 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.