Научная статья на тему 'Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития'

Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Т. С.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием у подростков семейных ролей, семейных ценностей на основе представлений о современных мужчинах и женщинах, что в дальнейшем влияет на социализацию и личностное развитие. Автором изложены результаты научно-исследовательской работы с детьми, воспитывающимися в детских домах и приемных семьях, в сравнительном ключе. Предложенные практические рекомендации помогут в оказании квалифицированной психологической помощи детям-сиротам и поддержке специалистов, занимающихся проблемами данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития»

УДК 159.9

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ И БРАКЕ ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

РАЗВИТИЯ

Т.С.Бобкова

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием у подростков семейных ролей, семейных ценностей на основе представлений о современных мужчинах и женщинах, что в дальнейшем влияет на социализацию и личностное развитие. Автором изложены результаты научно-исследовательской работы с детьми, воспитывающимися в детских домах и приемных семьях, в сравнительном ключе. Предложенные практические рекомендации помогут в оказании квалифицированной психологической помощи детям-сиротам и поддержке специалистов, занимающихся проблемами данной категории детей.

Ключевые слова: социально-педагогическая ситуация развития, дети-сироты, детский дом, приемная семья, полоролевая идентификация, маскулинность, феминность.

Особое место в современных исследованиях занимает проблема психоэмоционального, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения, которое остро нуждается в обретении духовно-нравственных, психосоциальных ориентиров развития личности. Полоролевое и личностное развитие детей и подростков нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке. Становится очевидной тенденция к трансформации социальных ролей мужчин и женщин, которая негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитании, ролевой структуре семьи, и соответственно на половой идентификации детей, что затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком. Однако у детей, воспитывающихся вне семьи, нарушен процесс адекватного восприятия полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения, обусловленный общественным воспитанием и рядом специфических факторов, что влечет за собой в будущем трудности в создании собственной семьи и ее сохранении [1].

Развитие ребенка вне семьи идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, отличающиеся от детей из обычных семей - причины кроются в дефицитарности общения и материнской депривации [3]. Для успешной адаптации и интеграции в социум ребенок должен воспитываться в семье, где с раннего возраста он устанавливает для себя свою

половую принадлежность, интенсивно присваивая поведенческие формы, интересы, ценности, подражая представителям своего пола. Психические и личностные особенности детей-сирот, специфическая социальная ситуация развития ставят задачу поиска и разработки таких форм психологической работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для их позитивного личностного развития и социализации.

В последнее время активизировался процесс отказа от общественного воспитания за рубежом и в нашей стране, что приводит к появлению такой формы содержания и воспитания, как приемные и патронатные семьи. Но, несмотря на попытки нашего государства устроить большинство детей-сирот в замещающие семьи в рамках политики деинституализации учреждений интернатного типа, число детей, поступающих в детские дома, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается с каждым годом.

Обращение к данной теме обусловлено рядом объективных противоречий: последний период пребывания большинства детей в детском доме, вопросы личностной и социальной зрелости имеют первостепенное значение; на первый план выходят проблемы, связанные с полом, психосексуальным поведением и развитием; одновременное наличие противоположных эталонов порождает конфликтную систему требований и может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о фемининности-маскулинности.

Для выяснения характера представлений подростков о мужских и женских качествах, об особенностях отношения к людям, женщине, мужчине, образов семейных ролей (отца, матери, мужа, жены), других личностных позиций нами была использована методика свободных описаний «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (М.И.Лисина, И.В.Дубровина, А.Г.Рузская и др., 1990). Обработка данных велась методом контент-анализа с выделением наиболее значимых категорий и частоты их встречаемости для экспериментальной группы и групп сравнения. В инструкции специально обращалось внимание на то, что описывать следует обыкновенных людей. Анализ суждений об образах мужчин и женщин позволил установить следующие семь тем, в которых в той или иной

степени проявились значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности или формы поведения мужчин и женщин: особенности внешнего облика; черты характера, отражающие отношение к людям; особенности отношения к женщине или мужчине; деловые качества; интеллектуальные особенности, интересы; традиционное понимание мужественности или женственности; качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и женщин [3]. Анализ экспериментального материала идет в отношении как содержания того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других критериев.

Значительно чаще у подростков из детского дома, а также у воспитываемых в приемных семьях встречаются особые отношения к мужчинам и женщинам (категория «Особенности отношения к мужчинам и женщинам, стереотипы»). Это означает, что образы мужчин и женщин для детей из детского дома менее дифференцированы и более стереотипны в первую очередь, из-за отсутствия семьи и, как следствие, невозможности наблюдать разнообразие социальных ролей. Возможно, для подростков из приемных семей прошлый негативный опыт проживания в кровной семье наложил отрицательный отпечаток на их представления о взаимоотношениях полов.

Значимо реже наблюдаются у воспитанников детского дома отношения к людям независимо от их пола. Это является во многом следствием первого вывода, так как слабая степень дифференциации гендерных образов ведет и к слабой дифференциации личностных качеств и черт. Близость рангов и значений сравнительных частот наблюдается у подростков из семей, что говорит о положительном влиянии семейного воспитания.

Также, на наш взгляд, тема профессиональной сферы для воспитанников является расплывчатой, профориентация у них слабо сформирована, у многих нет четкой жизненной перспективы, планов на будущее (категория «Трудовая деятельность, деловые качества»). У детей-сирот наличествует преимущественно негативный и обедненный опыт жизни в семье. И если у подростков из семей существует положительный стереотип, подкрепляемый и

родителями, и педагогами о том, что в будущем ребенку необходимо создать семью, то у воспитанников детского дома такой стереотип практически отсутствует (категория «Семья, дети, детско-родительские отношения»).

Значительно чаще у подростков-сирот встречаются негативные характеристики мужчин и женщин и характеристики «от обратного», когда описывается, какими не должны быть мужчина или женщина (И.В.Дубровина) [3]. Отчетливо выделяются два противоположных образца маскулинности/феминности - положительный и отрицательный, их содержание различно у детей из разных категорий семей и детей-сирот. Значительно реже встречается у подростков из приемных и обычных семей.

У воспитанников встречается гендерно нейтральные высказывания, являющиеся следствием гендерной недифференцированности представлений самих подростков (категория «Традиционное понимание

мужественности/женственности»). Также для детей, лишенных родительского попечительства, в том числе воспитывающихся в условиях приемной семьи, интеллект, знания, образованность не играют столь большой роли для выживания, успешной социализации и вхождения во взрослую жизнь, в то время как для обычных школьников этот фактор является одним из ключевых (категория «Эрудированность, интересы, интеллектуальные особенности») [1].

Качественный анализ сочинений подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития показал более конкретные сходства и отличия в описаниях современных мужчин и женщин. Необходимо отметить, что подростки из обычных и приемных семей дают более полные описания, отражающие представления об особенностях личности мужчин и женщин. Подростки из детского дома - чаще неполные, содержащие описание только одного из образов, и неопределенные, в которых описывался некий бесполый человек, или описания, не выявляющие представлений детей. В сочинениях подростков из детского дома четко прослеживается биполярность мужественности/женственности, о чем упоминалось выше. В некоторых описаниях наблюдается схожесть взглядов подростков из приемных семей и

детского дома (сказывается прошлый негативный опыт проживания в кровной семье), а также совпадение мнений с детьми из обычных семей (положительное влияние семейного воспитания в приемной семье). Из описаний подростков выделяется большой диапазон положительных мужских и женских качеств, по сравнению с отрицательными эталонами, не зависящими от опыта проживания в приемной семье (взаимосвязь не прослеживается). Понимание подростками из приемных семей и детского дома мужественности и женственности характеризуется недостаточным ролевым диапазоном: мать, дочь, отец, сын. Мужчины и женщины представлены детьми из семей (приемных и обычных) образованными, эрудированными личностями, наделенными деловыми качествами, с разнообразными интересами, внешне привлекательными, ухоженными, любящими своих родных, заботливыми родителями, отзывчивыми людьми: «Мужчина должен выглядеть элегантно, модно, не очень броско, носить одежду в зависимости от обстановки, при этом всегда быть опрятным», «Женщина всегда должна быть красивой, придерживаться одного стиля в одежде и прическе, но при этом не бояться экспериментировать». В отрицательных представлениях подростков из приемных семей прослеживается определенный круг проблем, связанных с невыполнением домашних обязанностей, наличием вредных пристрастий к алкоголю и табакокурению, невежеством, грубостью, обедненностью интересов, отсутствием увлечений и т.д. Приведем пример: «Мужчина - это глава семьи, только при этом он не должен быть тираном, обижать жену и детей, пить, курить», «женщина не должна бояться лишних дел». Стоит отметить, что отрицательные характеристики не доминируют в описаниях подростков, но тем не менее свидетельствуют о возможных скрытых личностных, внутрисемейных проблемах. Употребление в описаниях частицы «не» имеет разноплановый содержательный характер у подростков трех групп. Характеризуя современную женщину, мальчики из обычных семей пишут: «не должна уделять много времени работе», «не должна все время думать о работе». Подростки из детского дома вкладывают иной смысл: «Женщина и мужчина не должны выражаться матом, не пить, не курить, не драться, не обзываться, не обманывать и

не обижать», «мужчина не должен быть лохматым, его одежда не испачканная», «женщина должна стоять ровно и не размахивать руками, когда разговаривает, разговор должен быть хорошим». Высказывания подростков-сирот более инфантильны, характеризуются бедным языком, и конечно же наличием впечатлений из негативного прошлого [2]. В связи с низким уровнем вербального интеллекта, недостаточности словарного запаса воспитанники не могут перечислить, представить более широко основные качества личности, не зависящие от пола, обычно употребляются такие характеристики, как добрый, хороший, вежливый, спокойный (очень часто), хорошо относится к людям, помогает им.

Содержание критерия «особенности интеллекта, широта и разнообразие интересов» наиболее четко, отчетливо представлено в описаниях подростков из обычных семей и отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельных умений, интересов (спорт, искусство, вышивка и т.д.) до обобщенной характеристики: умный, эрудированный, образованная, начитанная и т.д.). Нас заинтересовали сочинения девочек из приемных семей с маскулинными чертами личности. Приведем пример описаний: «Человек должен выглядеть достойно, по характеру быть сильным. Женщина - хорошая хозяйка, но при этом должна работать, уметь зарабатывать себе на жизнь». Судя по содержанию высказываний феминных и андрогинных девочек: «Семью должен содержать мужчина, а женщина быть только домохозяйкой», «Мужчина сильный, умный, занимается бизнесом, директор фирмы, женщина должна быть не только домохозяйкой, но и работать психологом, врачом, воспитателем, иметь хорошее образование, быть способной, умной, доброй, самостоятельной, хоть немного времени уделять себе». Видны различия в полоролевых представлениях о мужественности/женственности, стереотипах и предпочтениях.

Анализ содержания сочинений показал, что семейно-бытовая тема для многих подростков всех категорий более привлекательна. Хочется отметить отсутствие негативных высказываний подростков из приемных семей в адрес семейной жизни, либо в адрес противоположного пола, по сравнению с детьми-

сиротами. Неблагоприятный опыт жизни в семье с кровными родителями, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей, который часто переносит модель воспитания из семьи своих родителей на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребенку-сироте позитивно смотреть в будущее, время от времени это тревожит его [3]. Это нашло отражение в описаниях подростков, проживающих в приемных семьях от одного года до четырех лет: «Мужчина должен работать, приносить в дом деньги, чтобы прокормить семью, а жена должна быть домохозяйкой, убирать по дому, воспитывать детей».

Мало высказываний подростков с неблагополучным прошлым прозвучало по поводу совместного воспитания детей и проведения свободного времени, а также взаимопонимания и поддержки в трудные минуты, взаимоотношений жены и мужа, наличие такого слова, как «любовь», упоминается единично. В основном акцент детей-сирот делается на обязанности жены, мужа, матери и отца по дому, тщательный уход за детьми и редко говорится о взаимоотношениях с ними, например, «родители должны следить за детьми, кормить, обувать, одевать, следить за их порядком, иногда пороть, если не слушаются». Подростки из приемных семей в некоторых случаях идеализируют семейные образы: мужа, жены, отца, матери, наделяя их соответствующими полу характеристиками. В целом описания идеальной семьи реальны, многие дети вполне зрело рассуждают о том, какая семья может считаться идеальной.

Обращает на себя внимание частое совпадение представлений мальчиков и девочек, воспитывающихся в разных семьях (приемных/обычных), об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия «семьянин» мальчиками при описании как мужчин, так и женщин. Испытуемые отстраненно объясняли обязанности мужчин и женщин в семье, чем выражали свою готовность порассуждать об этом. Таким образом, критерий оценки особенностей личности мужчин и женщин в сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения. Речь идет о тех качествах, которые характеризуют отношение мужчины к женщине и наоборот. Отметим, что он

достаточно значим для девочек. Мужчины, по мнению девочек, должны «ухаживать за девушкой и защищать ее», «уважать женский пол», «быть снисходительными, внимательными, благородными по отношению к женщине», «ценить ее слабость». В полном согласии с этими представлениями находятся и традиционные представления девочек о мужественности: мужчина должен быть «сильный, смелый, настойчивый, гордый, рыцарь». Отношение женщины к мужчине испытуемые девочки обозначили так: «понимать мужчину», «быть верной женой», «заботиться о нем».

Представления о матери у подростков - сирот более феминны, есть тенденция к андрогинности. У подростков-мальчиков из разных семей складывается более андрогинный образ матери [1]. Необходимо отметить, что мать наделяется такими же качествами, как и отец, всеми подростками независимо от половых отличий и социального окружения: заботливые, понимающие, добрые, ответственные, внимательные, уделяют много времени воспитанию детей. Воспитанники обращают внимание на такие качества, как хозяйственная, трудолюбивая и одновременно добрая и строгая, аналогичны и высказывания об отце. Образ отца в представлениях всех подростков андрогинен, за исключением девочек из детского дома - более маскулиннен и аналогичен образу идеального мужчины: сильный, смелый, мужественный, умный, крепкий, ответственный, решительный, честный, однолюб. Девочки из детского дома слабо представляют и не видят полоролевых функций матери, женщины в семье, в обществе в целом, живут на полном гособеспечении и не знают о задачах, которые им предстоит решать в будущем - у них слабо выражена практическая готовность к исполнению женских ролей в семье [2]. Дети-сироты мало разграничивают роли мужа, отца, жены, матери, дают сходные характеристики (заботливые, трудолюбивые, хозяйственные, добрые), по сравнению с детьми из семей, для воспитанников первичны образы матери и отца. Подростки из обычных и приемных семей дают более подробные описания действий мужчин и женщин, чем дети-сироты.

Анализ сочинений показал, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности/женственности, возможно, соответствуют взглядам взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений [4]. Однако, как показывают данные, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности.

Резюмируя вышеизложенные результаты, можно сказать о том, что столкновение двух полярных образов мужчины и женщины, отрицательного и положительного, противоположных эталонов семейных взаимоотношений может способствовать становлению искаженных представлений о маскулинности/феминности и соответственно порождать конфликтную систему семейных требований. Об этом свидетельствуют результаты исследований И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, А.Г.Рузской (1990) [3]. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для улучшения условий социально-педагогической ситуации развития подростков, оставшихся без попечения родителей, в аспекте формирования адекватной полоролевой идентификации, в разработке рекомендаций для педагогов, психологов по формированию адекватной половой идентификации подростков, оставшихся без попечения родителей.

Источники:

1. Бобкова Т.С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития / Т.С.Бобкова, Г.А.Виноградова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Вып. 2. Самара: СНЦ РАН, 2010. Том 12. №3.

2. Бобкова Т. С. Психолого-педагогические условия полового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Т.С. Бобкова // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы». Самара: ПГСГА, 2012.

3. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В.Дубровина, М.И.Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. М.,1982.

4. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. №

2. С. 36.

5. Мухина В.С. Возрастная психология // Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. С. 608.

References:

1. Bobkova T.S. Svoeobrazie polovogo samosoznaniya podrostkov s raznoy social'noy situaciey razvitiya / T.S.Bobkova, G.A.Vinogradova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk. Vy'p. 2. Samara: SNC RAN, 2010. Tom 12. №3.

2. Bobkova T.S. Psihologo-pedagogicheskie usloviya polovogo vospitaniya detey, ostavshihsya bez popecheniya roditeley / T.S. Bobkova // Materialy' VII Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Vy'sshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy' i perspektivy'». Samara: PGSGA, 2012.

3. Dubrovina I.V. Osobennosti psihicheskogo razvitiya detey v sem'e i vne sem'i / I.V.Dubrovina, M.I.Lisina // Vozrastny'e osobennosti psihicheskogo razvitiya detey. M.,1982.

4. Kagan V.E. Semeyny'e i polorolevy'e ustanovki u podrostkov // Voprosy' psihologii. 1987. № 2. S. 36.

5. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya // Fenomenologiya razvitiya. 10-e izd., pererab. i dop. M.: Akademiya, 2006. S. 608.

Зарегистрирована: 05.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.