Научная статья на тему 'Социокультурные предпосылки возникновения и развития фахверковой архитектуры'

Социокультурные предпосылки возникновения и развития фахверковой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
548
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ФАХВЕРК / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / BUILDING MATERIALS / ИСТОРИЯ / HISTORY / ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / СИНТОИЗМ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / FACHWERK / SHINTO

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гавриков Денис Сергеевич, Мезенцев Сергей Дмитриевич

Раскрыто содержание понятия «фахверк». Указаны строительные материалы и технологии возведения фахверковых зданий. Сделан экскурс в историю возникновения, становления и развития фахверка в ряде европейских и азиатских стран мира. Использованы фотографии некоторых фахверковых сооружений для эстетического восприятия и ознакомления с фахверковой архитектурой. Представлено влияние социокультурных факторов в фахверковой архитектуре в различных регионах ее распространения. Установлено, что фахверк является индикатором предрасположенности той или иной культуры к прогрессивному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural background of the emergence and development of fachwerk architecture

The article is devoted to the preconditions of the occurrence and development of half-timbered architecture in different regions of the world. The starting point is giving account of the content of the concept of “Fachwerk”. Using the term “Fachwerk” the article refers to a type of building structure which uses three-dimensional farm inclined at different angles as the basis for carrying out wooden beams; beside, the article defines the construction materials used in construction of timber-framed buildings, and the technology of their construction. The history of the formation and development of Fachwerk is among objectives of the study of half-timbered architecture as well. The main methods of research are observation, analysis, comparison, historical methods. Some photographs of certain half-timbered buildings were used to make a reader familiar with the aesthetic impact of this kind of architecture. The oldest building of protofachwerk could be found on the territory of modern Turkey and China. Later, in the Middle Ages, half-timbered buildings appeared among the Germans, Gauls, and other Western European nations. Still preserved, half-timbered buildings date back to the 14th century. Improvement of building materials and technologies of construction, economic, religious and cultural changes and transition of Western peoples from Middle Ages to modern times played a significant role in the formation of half-timbered architecture. It is also noted that there is a direct link or correlation between the religious characteristics of a society and a form of Fachwerk corresponding to them. A special place in the article is taken by Protestantism which contributed to the progressive development of technology, including construction and thereby changed the vector of development of the Western society from traditionalism to modernity. In the 20th century Fachwerk in Europe experienced a new prosperity, thanks to its use as a stylistic foundation of Swiss-style buildings, styles, stick, hips, Jugend, Storybook, Adirondack. Regional variants of Fachwerk and its interpretations are now available in some regions of Western, Central, South and East Asia, Africa, North and South America, and Australia. In the course of the study we revealed the influence of socio-cultural factors in the half-timbered architecture in different regions of its distribution. It is concluded that Fachwerk is an indicator of predisposition of a particular culture to the progressive development.

Текст научной работы на тему «Социокультурные предпосылки возникновения и развития фахверковой архитектуры»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 72.03

Д.С. Гавриков, С.Д. Мезенцев*

ФГБОУВПО «ННГАСУ»,*НИУ МГСУ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФАХВЕРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Раскрыто содержание понятия «фахверк». Указаны строительные материалы и технологии возведения фахверковых зданий. Сделан экскурс в историю возникновения, становления и развития фахверка в ряде европейских и азиатских стран мира. Использованы фотографии некоторых фахверковых сооружений для эстетического восприятия и ознакомления с фахверковой архитектурой. Представлено влияние социокультурных факторов в фахверковой архитектуре в различных регионах ее распространения. Установлено, что фахверк является индикатором предрасположенности той или иной культуры к прогрессивному развитию.

Ключевые слова: фахверк, архитектура, технология, строительные материалы, история, протестантизм, синтоизм, культура, общество.

Фахверк (нем. Fachwerk, от Fach — панель и Werk — сооружение, т.е. сооружение из панелей) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служит трехмерная ферма из наклонных (под различным углом) деревянных балок. В качестве строительных материалов используются также камень, войлок, солома, фашина, сплетенная из ивовых прутьев. Деревянные балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между балками обычно заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда деревом и обмазывается штукатуркой. Именно на заполнении межкаркасного пространства (нем. Ausfachung) делается акцент в определении фахверка. Главный принцип фахверка — разделение несущей и ограждающей функций конструкций между каркасом и заполнением соответственно [1]. Существует также несколько второстепенных особенностей фахверка, выделяемых различными группами исследователей: немецкие ученые выделяют в качестве существенного признака наличие раскосов, в то время как российские представители архитектурной науки не делают на этом акцент, плотники-традиционалисты в то же время считают, что фахверк отличают особые виды сочленений деревянных элементов. С точки зрения охраны природы и здоровья человека фахверковые строения являются экологически чистыми.

Самые ранние археологически подтвержденные протофахверковые конструкции обнаружены в Турции при раскопках городища в Чатал-Хююке. Фахверкоподобные конструкции встречались также в зодчестве крито-микен-ской цивилизации, Древнем Китае. Небезынтересным является факт того, что из стоечно-балочной системы родственной фахверку произошла ордерная система.

В целом, можно отметить, что древние культуры, благодаря накопленному комплексу знаний по математике, геометрии, материаловедению, смогли упо-

рядочить деревянно-каменное и деревянно-глинобитное строительство таким образом, что объекты протофахверковой архитектуры стали нести в себе прогрессивные черты, воспроизводимые в той или иной степени вплоть до настоящего времени. По странному стечению обстоятельств эти технологии — прямое продолжение античности — не испытали на себе упадка в средневековье, а наоборот, подверглись постепенному усовершенствованию. Если технология создания механизмов, подобных Антикетерскому, были утрачены, то фахверк обрел свое совершенство в эпоху позднего средневековья [2].

У древних народов был опыт создания строительных конструкций с вертикальными и горизонтальными балками. Наклонные балки появляются, видимо, позднее, в Средние века в таких странах, как Германия, Франция, Нидерланды. Накопление строительного опыта, повышение мастерства плотников (этому в значительной степени способствовали успехи в кораблестроении), стремление к экономии древесины оказали благоприятное воздействие на распространение фахверкового строительства. Первые фахверковые строения встречались уже в XI в. В Германии существуют до сих пор сохранившиеся фахверковые постройки, возведенные в XIV в., одна из которых датируется 1347 г. — в Кведлинбурге [3].

Здесь нужно заметить, что существовали как прогрессивные примеры использования камня и древесины в антропогенной деятельности (фахверк, его интерпретации, другие деревянно-каменные техники строительства), так и негативные. К последнему можно отнести интенсивное использование стволов деревьев для перекатывания каменных истуканов к побережью на острове Рапа-Нуи в Тихом океане, так что при наводнении не сдерживаемый корнями деревьев почвенный слой смыло [4]. Очевидно, в манипуляциях с деревом и камнем важнейшую роль играет менталитет людей.

Фахверк пережил в Европе в XX в. новый расцвет благодаря его использованию в качестве стилистической основы построек швейцарского стиля, стилей стик, бедер, югенд, сторибук, адирондак. Региональные варианты фахверка и его интерпретации распространены также в некоторых регионах Западной, Центральной, Южной и Восточной Азии, Африки. Переселенцами из Европы фахверк был привнесен на территорию Северной и Южной Америки, Австралии, интродуцирован в их колониальных поселениях на территории Старого Света.

По всей видимости, существует прямая связь или корреляция между религиозными особенностями того или иного социума и разновидностью фахверка, соответствующего ему. Так, в католической Португалии аскетически выглядящий местный фахверк штукатурится, затем здание покрывается пышной отделкой азулежу, ордерными декоративными элементами. В сельских районах Чехии с преимущественно католическим населением до конца XVIII в. сохранялось резное фахверковое барокко. В китайском городе Пинъяо кирпичное заполнение местных фахверкоподобных строений штукатурилось и расписывалось. В Корее с ее конфуцианским прошлым фахверковые постройки в целом напоминают китайские. В буддийском Бутане фахверк чрезвычайно колоритен. В то же время в протестантских странах — Англии, Дании, Северной Германии, Нидерландах, Латвии — фахверк зачастую лаконичен, геометричен.

В синтоистской Японии местные строения рамной конструкции, часть из которых можно отнести к квазифахверковым согласно указанному выше принципу, еще более аскетичны и сдержаны в своем декоре. В мусульманских странах — Турции, Пакистане, Кашмире и Узбекистане — фахверк непритязателен и функционален.

Особое место в этом ряду занимают страны, в которых господствующие позиции занимает протестантизм, для которого характерны следующие установки. Богатство рассматривается как свидетельство исполненного долга перед Богом. Несмотря на то, что почти все протестантские деноминации считают спасение Божьим даром, который невозможно заработать, ряд протестантских мыслителей рассматривают деловой успех как подтверждение наличия этого дара.

Протестантизм формирует такие нравственные качества, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. «Работать — значит, молиться», «Жить бедно, чтобы умереть богатым» — таковы тезисы протестантизма. Еще более ярко это выражено в афоризмах Бенджамина Франклина: «Время — деньги» [5], и Иоганна Вольфганга фон Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой» [6].

Протестантизм видит в труде наиглавнейшую ценность, священный, профессиональный долг перед Богом, перед людьми и самим собой, призывает упорно трудиться, пускать деньги в оборот, воспитывает инициативность, предприимчивость, креативность. Немецкий социолог, экономист Макс Вебер особо отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей» [7]. Деньги с точки зрения протестантизма необходимо зарабатывать не для того, чтобы тратить их и наслаждаться земной жизнью (построить или купить хороший дом, автомобиль, яхту и т.п.), а для того, чтобы заработать пропуск в рай, приобрести «вечную жизнь на небесах». Поэтому жизнь протестантов пронизана аскетизмом и экономией. Для тех, кто разбогатели, чужды показная роскошь и упоение властью. Важными особенностями протестантизма являются также демократические традиции и поощрение образования. Тем самым протестантизм изменил вектор развития общества от традиционализма к модерну, что способствовало совершенствованию технологий, в т.ч. строительных.

В конце существования Римской империи развитие культуры сменилось возвращением к традиционализму. Города, основанные римлянами в Европе, приходили в запустение, сокращалась их площадь. Такое положение вещей выразилось в повторении одних и тех же технологий строительства из поколения в поколение. Только в позднем Средневековье тенденция общественного развития стала постепенно изменяться в направлении модернизации, прогресса. Во многих странах Западной Европы эта тенденция привела к Реформации. Период последующего развития стран, охваченных Реформацией, знаменуется поступательным развитием технологий. Так, именно в этот период фахверк в Германии обогатился новыми формами сочленений элементов каркаса и другими технологическими и эстетическими находками.

Современный автор Лоуренс Харрисон выделяет протестантизм как культуру, наибольшим образом способствовавшую прогрессу человечества [8].

Этому мировоззрению наиболее соответствует как раз фахверковая архитектура благодаря своей экономичности, долговечности, простоте и сравнительно коротким срокам возведения. Кроме того, протестантизм демонстрирует другим членам общины открытость жилищ внешнему окружению: окна не занавешиваются, так что прохожие могут видеть обстановку комнат. Позднее этот принцип проявился в концепции современных фахверковых жилых строений со сплошным остеклением стен. Интересным аспектом является применение фахверка для протестантских церквей (рис. 1) в различных странах, например, в державе Габсбургов [9].

а б

Рис. 1. Фахверковые кирхи: а — в Хорн-Бад-Майнберге (Северный Рейн-Вестфалия); б — в Брейдине (Бранденбургская марка) [10, 11]

В Японии успешному развитию культуры, семейной и корпоративной этики, трудового воспитания способствовал синтоизм, главным принципом которого является жизнь в согласии с природой и людьми. Мировоззрению, менталитету японцев, для которых типичны такие черты, как преклонение, послушание и трудолюбие, также свойствен аскетизм. Кодекс «Бусидо» (кодекс самурая) регламентирует поведение идеального воина. В этом кодексе, в частности, утверждается презрение к богатству, стяжательству, деньгам. Следует также отметить принцип скромности, повлиявший на японское искусство и архитектуру, в которой сформировались стили сеин и синден. Им присущи лаконичность, простота, только прямые линии, преимущественно черно-белая цветовая гамма. В связи с этим фахверковым конструкциям жилищ характерны экономичность, сейсмостойкость, применение бамбукового заполнения.

Обратимся к экономической обусловленности фахверкового строительства. Экономичность, экономическая выгода — это приоритеты протестантизма и синтоизма, которые нашли свое воплощение в различных сферах экономической деятельности, в т.ч. в фахверковой технологии строительства. Именно с точки зрения экономической целесообразности многие представители среднего класса, зажиточных слоев населения, бюргеры отдавали предпочтение фахверковым домам.

В Средние века и Новое время фахверк был экономически весьма оправдан. Этому благоприятствовали два основных преимущества фахверковой технологии:

строительство дома по этой технологии занимает немного времени. Изготовление каркаса дома — от 3 до 14 дней, сборка каркаса — 5—10 дней,

заполнение каркаса и отделка — не более двух-трех месяцев. В итоге дом «под ключ» можно построить за три-четыре месяца;

на строительство фахверковых домов затрачивается до 30 % меньше материалов, чем при возведении других домов.

Однако технологии не стоят на месте. В настоящее время существует острая конкуренция с другими технологиями строительства домов — панельными, монолитным, блочным строительством, срубным и др. Как отметил в своем сообщении на форуме Fachwerk.de известный немецкий специалист Оливер Штруве, фахверковые строения сегодня с экономической точки зрения не имеют первостепенного значения1. Во-первых, сооружение фахверкового дома по причине важности энергосбережения является более длительным строительством и имеет дополнительные расходы. Во-вторых, фахверковые дома требуют большего ухода, чем другие современные постройки.

Рассмотрим теперь некоторые культурные особенности народов, традиционно возводящих фахверковые постройки.

Для немцев фахверк — составная часть национальной культуры, национальной идентичности. Это тот историко-культурный ландшафт, который окружает их с детства, и который они впитывают с молоком матери [12, 13]. Поэтому в Германии с большим удовольствием строят новые и реконструируют старые фахверковые дома [14]. Фахверковую строительную технику немцы успешно воспроизводили при переселении на новые территории [15]. С фахверковой постройкой связан целый пласт культуры немцев, уходящий в глубину веков: обряд по завершении строительства фахверкового жилища, символика орнаментики, надписей и резной скульптуры, украшающей как сельские, так и городские постройки [16].

Фахверковая архитектура на своей родине изначально складывалась под влиянием культур соседних народов. Особенно ярко это проявилось в период феодальной раздробленности Германии, когда отдельные ее территории находились в составе других государств. Например, Франция устанавливала в Бадене высокий налог на окна, вследствие чего размер окон существенно уменьшался. Швеция продавала в Померании побочный продукт железорудной добычи: красно-коричневый краситель, богатый окисью железа. Следствием стало то, что деревянные элементы почти каждого фахверкового строения в окрестностях города Штральзунда — центра шведской части Померании — были раскрашены красно-коричневым цветом.

Однако еще большие отличия в развитии фахверк получил в других странах. Так, в Англии возникла и существует особая разновидность фахверка — framework, во Франции — colombage. Собственные разновидности фахверка есть в Испании, Северной Италии, на Балканах.

Русский царь Петр I, побывав в составе «великого посольства» в Германии и Голландии, повелел построить по фахверковой технологии здания Адмиралтейства, Двенадцати коллегий, аптеку с аккуратными фахверковыми домиками. Одной из последних фахверковых построек царского времени был дом коменданта в Петерштадте [17].

1 Fachwerk.de. Режим доступа: http://www.fachwerk.de/fachwerkhaus/wissen/fachwerkbau-wirtschaftliche-169252.html.

Интересно отметить, что Новоиноземская слобода Москвы до пожара 1812 г. имела несколько фахверковых построек «на немецкую и голландскую стать». Но московские обыватели не понимали этой эстетики, она в их сознании ассоциировалась со стереотипом чужого. Это негибкое, стереотипное восприятие сохранилось и в среде современных реставраторов, которые зачастую отдают предпочтение деревянному зодчеству периферийных регионов Севера России перед руинами памятников фахверковой архитектуры Калининградской области, лежащей на пересечении туристических маршрутов.

Фахверк в России, несмотря на свою дешевизну, не нашел широкого распространения, в отличие, например, от Канады со сходными природно-климатическими условиями. Очевидно, главная причина этого скрыта в менталитете нашего народа. В России, по сравнению с монохронным (от греч. mono — один и chronos — время) типом культуры германских народов, распространилась культура полихронного типа, когда человек занят несколькими делами параллельно, с прицелом на краткосрочный результат. Изучение более сложной, прогрессивной техники фахверкового строительства с ее сочленением древесных брусьев с кирпичной кладкой или фашиной требует методичного подхода и около десяти лет обучения у мастера. Ввиду сложности этой технологии и долгого периода обучения предпочтение было отдано срубной технике строительства, простой в исполнении и не столь долговечной. Сдерживающие факторы, глубоко укорененные в национальном «культурном коде», до сих пор проявляются в поверхностном и отстраненном отношении к произведениям материальной культуры, особенно это касается предпочтения старым национальным традициям. По тому же принципу до сих пор в России многие специалисты не пришли к осознанию границы между декоративно-прикладным творчеством и дизайном, зодчеством и архитектурой.

Впервые взрыв популярности фахверка совпал с появлением нового архитектурного стиля в конце XIX — начале XX вв.— модерна. В ряде европейских стран появились югендстиль (Германия), сецессия (Австрия и соседние страны), русский модерн (Россия), школа Глазго (Великобритания), использовавшие стилистику фахверка в качестве основы декора.

Второе возрождение интереса к фахверку произошло в середине XX в. вместе с появлением новых строительных технологий и материалов. В частности, фахверковая архитектура оказалась незаменимой при строительстве домов с большими панорамными окнами. Технология достаточно проста: за основу загородного дома берется деревянный каркас, проемы заполняются стеклянными панелями и в результате получается строение с современным дизайном. В этом варианте фахверка вместо дерева в каркасной конструкции подчас используется сталь, алюминиевые сплавы и даже железобетон.

Посредством использования новых строительных технологий и материалов в фахверковых строениях (конструктивных элементов, специальных утеплителей, стеклопакетов) современным российским строителям удалось решить актуальную для нашей страны проблему суровых климатических условий. Благодаря применению комбинации удвоенного каркаса из клееного бруса и оцилиндрованных (или цельных) бревен фахверк удалось приспособить к русской культурной традиции — избе, органичной для глаза русского человека.

Между тем у западных славян испокон веков существует смешанная техника строительства — так называемое «умгебинде»: строение частично возводится в виде сруба, частично в виде фахверка. В Подмосковье за последние годы появились целые фахверковые поселки с воспроизведением фахверковой стилистики: Довиль, Трувиль, Аусбург.

Некоторые народы, изначально имевшие другую традиционную технику строительства, со временем переходили на фахверк. Так произошло, к примеру, в южной Венгрии. Этим примером заинтересовались при воссоздании утраченного исторического центра Йошкар-Олы. Так как родственный финно-угорский народ, переселившись в Центральную Европу, воспринял фахверковую стилистику, было решено застроить центральную часть столицы субъекта РФ Марий Эл посткриптофахверковыми строениями. Под «посткриптофахвер-ковыми строениями» подразумеваются современные постройки, выполненные по принципам городской архитектуры Центральной и Западной Европы, созданной на основе оштукатуренного, скрытого фахверка. При этом, если прежде главный фасад здания возводился из камня, а остальные были фахверковыми, то в современных условиях такая архитектура сохраняет свои формы в новом технологическом выражении.

Кроме того, старые фахверковые дома легко «подстроить» под требования современного комфорта. Поскольку внутри таких домов нет капитальных перегородок, они легко поддаются перепланировке. Например, в фахверковом доме, насчитывающем несколько веков, можно без особого труда сделать авангардную квартиру-студию, в то время как пространство промышленной постройки ХХ в. с фахверковыми колоннами часто преобразуют в лофт. Поэтому во многих европейских странах в фахверковых домах, считающихся респектабельными, признаком успешности, часто поселяются архитекторы, художники, дизайнеры. Распространенной практикой является также их использование в качестве общественных зданий. Можно даже сказать, что фахверк соответствует культуре постмодернизма [18].

Эти прогрессивные черты фахверковой архитектуры породили многочисленные модификации в различных архитектурных школах. Эксперименты с формообразованием, заменой материалов каркаса, заполнения на инновационные привели к тому, что принципы фахверковой архитектуры в различных интерпретациях стали доминирующими в настоящее время. При этом такие постфахверковые строительные технологии получили распространение как в многоэтажном строительстве, так и в малоэтажном (рис. 2). По всей видимости, тенденция на их массовое использование сохранится и в (слева) с постфахверковой пристройкой со сплош-будущем. ным заполнением стен стеклопакетами (справа) [19]

Рис. 2. Аутентичное фахверковое строение

Распространение постфахверковых технологий в развивающихся странах натолкнулось на ряд особенностей ментального свойства. Как человек, пересекающий часовые пояса, проходит адаптацию, так и технология, проходя через «цивилизационный джетлайн», существенным образом видоизменяется. При перенесении ее из развитых стран в развивающиеся она многое теряет, иногда фатальным образом. Например, технология сплошного остекления была изобретена в середине прошлого века Баухаузом в Германии, а в 1980-х гг. успешно применялась в субарктическом климате Финляндии. В России же технология фахверковых домов в стиле хай-тек была полностью заимствована лишь к 2010-м гг. До этого строительство производилось из зарубежных элементов под строгим контролем зарубежных специалистов, а попытки скопировать эту технологию терпели крах. Фахверковая архитектурная школа Чикаго до сих пор не воспринимается всерьез в России, зацикленной на исторических стилях (классицизме, модерне, национальной ностальгии). Необходимым условием овладения современными технологиями, в т.ч. постфахверковыми, является наличие открытого общества [20].

Итак, в фахверковой архитектуре находят выражение такие социокультурные предпосылки ее возникновения и развития, как монохромность или по-лихромность культуры, краткость или размытость формулировок, поощрение сдержанности или роскоши, прицел на получение результата в долгосрочной или краткосрочной перспективе, ориентированность на просвещение или обскурантизм, замкнутость или открытость общества, повернутость в прошлое или устремленность в будущее. Эти установки заказчиков и исполнителей непосредственным образом находят свое отражение в произведениях фахверковой архитектуры и фахверкового этнического зодчества в форме технологической сложности, эстетического исполнения, выбора строительных материалов. В связи с этим фахверк представляет собой «индикатор» предрасположенности той или иной культуры к прогрессивному развитию.

Библиографический список

1. Гавриков Д.С. Терминологическое уточнение понятия «фахверк» II В мире научных открытий. 20i0. № 6.3 (i2). С. ii5—ii7.

2. Gerner M. Fachwerk. Entwicklung, Entstandsetzung, Neubau. Muenchen : Deutsche Verlags-Anstalt, 2007. 224 p.

3. Issel H. Holzbau: Fachwerk-, Block-, Ständer- und Stabbau. Leipzig : ReprintVerlag, 2004. i97 S.

4. Flenley J.R., King S. Late Quarternary pollen records from Easter Island II Nature. i984. Vol. 307. Рp. 47—50.

5. Franklin B. The Way to Wealth: preface to Poor Richard improved. i758. Bedford, MA : ApplewoodBooks, Inc., i986. 30 р.

6. Гете И. Фауст I пер. с нем. Б. Пастернака. М. : Государственное издательство художественной литературы, i953. 6i6 с.

7. Вебер М. Избранные произведения: Протестантская этика и дух капитализма I пер. с нем. и общ. ред. Ю.Н. Давыдов. М. : Прогресс, i990. С. 6i—95.

8. Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма. М. : Мысль, 20i4. 286 с.

9. Söries R. Von Kaisers Gnaden: protestantische Kirchenbauten im Habsburger Reich. Köln, Weimar : BöhlauVerlag, 2008. 225 p.

10. Micklitza K., MicklitzaA. Lausitz. Berlin : Trescher Verlag, 2013. 320 p.

11. SchmidtR. Fachwerkkirchen im Vogelsberg. R. Schmidt, 2013. 19 p.

12. Konovaloff A. Ornament am Fachwerk: Eine Untersuchung der Gestaltung von Bürgerhäusern in Hannoversch-Münden. Lit, 1985. 86 p.

13. Großmann G.U. Fachwerk in Deutschland: Zierformen seit dem Mittelalter. Imhof, 2006. 144 p.

14. FöpplA. Das Fachwerk im Raume. Books on Demand, 2012. 68 p.

15. Tishler W.H. Fachwerk Construction in the German Settlements of Wisconsin. W.H. Tishler, 1986. 292 p.

16. Großmann G.U. Runen und Fachwerk // Germanisches Nationalmuseum. Режим доступа: http://www.gnm.de/fileadmin/redakteure/Museum/pdf/GUGro_mann_Runen_ und_Fachwerk.pdf. Дата обращения: 31.03.2015.

17. Мезенцев С.Д., Гавриков Д.С. Фахверковые реминисценции в архитектуре российских немцев в XVIII—XX вв. // Интернет-вестник ВолгГАСУ Серия: Политематическая. 2013. Вып. 4 (29). Режим доступа: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/ MezentsevGavrikov-2013_4(29).pdf. Дата обращения: 15.03.2015.

18. Кривых Е.Г. Фахверк как гуманитарная технология // Интеграция, партнерство, инновации в строительной науке и образовании : сб. материалов Междунар. науч. конф. М. : МГСУ 2015. С. 52—54.

19. Экономов С.Л. Гармония старого и нового // Красивые дома. 2005. № 4 (57). С. 96.

20. ПопперК. Открытое общество и его враги / пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. М. : Феникс, 1992. 448 с.

Поступила в редакцию в июле 2015 г.

Об авторах: Гавриков Денис Сергеевич — соискатель кафедры архитектурного проектирования, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ «ННГАСУ»), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, fachwerk.fachwerk@gmail.com;

Мезенцев Сергей Дмитриевич — доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, perevolochnoe@mail.ru.

Для цитирования: ГавриковД.С., Мезенцев С.Д. Социокультурные предпосылки возникновения и развития фахверковой архитектуры // Вестник МГСУ 2015. № 8.

C. 7—17.

D.S. Gavrikov, S.D. Mezentsev

SOCIAL AND CULTURAL BACKGROUND OF THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF FACHWERK ARCHITECTURE

The article is devoted to the preconditions of the occurrence and development of half-timbered architecture in different regions of the world. The starting point is giving account of the content of the concept of "Fachwerk". Using the term "Fachwerk" the article refers to a type of building structure which uses three-dimensional farm inclined at different angles as the basis for carrying out wooden beams; beside, the article defines the construction materials used in construction of timber-framed buildings, and the technology of their construction. The history of the formation and development of Fachwerk is among objectives of the study of half-timbered architecture as well. The main methods of

research are observation, analysis, comparison, historical methods. Some photographs of certain half-timbered buildings were used to make a reader familiar with the aesthetic impact of this kind of architecture.

The oldest building of protofachwerk could be found on the territory of modern Turkey and China. Later, in the Middle Ages, half-timbered buildings appeared among the Germans, Gauls, and other Western European nations. Still preserved, half-timbered buildings date back to the 14th century. Improvement of building materials and technologies of construction, economic, religious and cultural changes and transition of Western peoples from Middle Ages to modern times played a significant role in the formation of half-timbered architecture. It is also noted that there is a direct link or correlation between the religious characteristics of a society and a form of Fachwerk corresponding to them. A special place in the article is taken by Protestantism which contributed to the progressive development of technology, including construction and thereby changed the vector of development of the Western society from traditionalism to modernity.

In the 20th century Fachwerk in Europe experienced a new prosperity, thanks to its use as a stylistic foundation of Swiss-style buildings, styles, stick, hips, Jugend, Storybook, Adirondack. Regional variants of Fachwerk and its interpretations are now available in some regions of Western, Central, South and East Asia, Africa, North and South America, and Australia.

In the course of the study we revealed the influence of socio-cultural factors in the half-timbered architecture in different regions of its distribution. It is concluded that Fachwerk is an indicator of predisposition of a particular culture to the progressive development.

Key words: fachwerk, architecture, technology, building materials, history, Protestantism, Shinto, culture, society.

References

1. Gavrikov D.S. Terminologicheskoe utochnenie ponyatiya «fakhverk» [Terminological Redetermination of the Term "Fachwerk"]. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries]. 2010, no. 6.3 (12), pp. 115—117. (In Russian)

2. Gerner M. Fachwerk. Entwicklung, Entstandsetzung, Neubau. Muenchen, Deutsche Verlags-Anstalt, 2007, 224 p.

3. Issel H. Holzbau: Fachwerk-, Block-, Ständer- und Stabbau. Leipzig, Reprint-Verlag, 2004, 197 p.

4. Flenley J.R., King S. Late Quarternary Pollen Records from Easter Island. Nature. 1984, vol. 307, pp. 47—50. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/307047a0.

5. Franklin B. The Way to Wealth: Preface to Poor Richard Improved. 1758, Bedford, MA, ApplewoodBooks, Inc., 1986, 30 p.

6. Goethe J. Faust. Translated from German by B. Pasternak. Moscow, Gosudarstven-noe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1953, 616 p. (In Russian)

7. Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. 2013, Merchant Books; abridged edition edition, 132 p.

8. Harrison L. Jews, Confucians, and Protestants: Cultural Capital and the End of Multi-culturalism. Rowman & Littlefield Publishers, 2012, 230 p.

9. Söries R. Von Kaisers Gnaden: protestantische Kirchenbauten im Habsburger Reich. Köln, Weimar, Böhlau Verlag, 2008, 225 p.

10. Micklitza K., Micklitza A. Lausitz. Berlin, Trescher Verlag, 2013, 320 p.

11. Schmidt R. Fachwerkkirchen im Vogelsberg. R. Schmidt, 2013, 19 p.

12. Konovaloff A. Ornament am Fachwerk: Eine Untersuchung der Gestaltung von Bürgerhäusern in Hannoversch-Münden. Lit, 1985, 86 p.

13. Großmann G.U. Fachwerk in Deutschland: Zierformen seit dem Mittelalter. Imhof, 2006, 144 p.

14. Föppl A. Das Fachwerk im Raume. Books on Demand, 2012, 68 p.

15. Tishler W.H. Fachwerk Construction in the German Settlements of Wisconsin. W.H. Tishler, 1986. 292 p.

16. Großmann G.U. Runen und Fachwerk. Germanisches Nationalmuseum. Available at: http://www.gnm.de/fileadmin/redakteure/Museum/pdf/GUGro_mann_Runen_und_Fach-werk.pdf. Date of access: 31.03.2015.

17. Mezentsev S.D., Gavrikov D.S. Fakhverkovye reministsentsii v arkhitekture ros-siyskikh nemtsev v XVIII—XX vv. [Fachwerk Reminiscences in Architecture of Russian Germans in 18—20th Centuries]. Internet-vestnik VolgGASU. Seriya: Politematicheskaya [Internet-Vestnik of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Poly-thematic series]. 2013, no. 4 (29). Available at: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Mezent-sevGavrikov-2013_4(29).pdf. Date of access: 15.03.2015. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Krivykh E.G. Fakhverk kak gumanitarnaya tekhnologiya [Fachwerk as a Humanitarian Technology]. Integratsiya, partnerstvo, innovatsii v stroitel'noy nauke i obrazovanii: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Integration, Pertnership, Innovations in the Construction Science and Education : Collection of the Materials of International Scientific Conference]. Moscow, MGSU Publ., 2015, pp. 52—54. (In Russian)

19. Ekonomov S.L. Garmoniya starogo i novogo [Harmony of the Old and the New]. Krasivye doma [Beautiful Houses]. 2005, no. 4 (57), 96 p. (In Russian)

20. Popper K. The Open Society and Its Enemies. New One-Volume edition. 2013, Princeton University Press, 780 p.

About the authors: Gavrikov Denis Sergeevich — degree-seeking student, Department of Architectural Design, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), 65 Il'inskaya str., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; fachwerk.fachwerk@gmail.com;

Mezentsev Sergey Dmitrievich — Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of History and Philosophy, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; perevolochnoe@mail.ru.

For citation: Gavrikov D.S., Mezentsev S.D. Sotsiokul'turnye predposylki vozniknoveni-ya i razvitiya fakhverkovoy arkhitektury [Social and Cultural Background of the Emergence and Development of Fachwerk Architecture]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 8, pp. 7—17. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.