Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРАЗДНИК КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДИЯ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солнышкина Марина Георгиевна, Козлова Татьяна Александровна

Авторы отмечают, что современные сетевые практики детей, вызывающие риски компьютерной зависимости, негативно влияют на важные показатели социализации ребенка. Специфика праздника как элемента культуры рассматривается в контексте игровой деятельности. Праздники и игры в деятельности студии детских праздников «Веселая мельница» проанализированы как социокультурные практики, способствующие культурной социализации детей. Показано, что социокультурные практики в студии детских праздников направлены на формирование ряда факторов культурной социализации (когнитивное, креативное развитие детей, коммуникативные навыки). Высокий уровень удовлетворенности праздниками рассматривается авторами как фактор успешной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PRACTICES OF SOCIALIZATION IN CHILDREN

The authors note that contemporary network practices of children pose risks of computer addiction and negatively affect important indicators of a child’s socialization. They consider the specific character of holidays as elements of culture in the context of play activities. Festivities and games in the activities at “The Merry Mill” (“Veselaya Melnitsa”), the studio of children’s holidays, are analyzed as sociocultural practices that contribute to the cultural socialization of children. It is shown that the sociocultural practices at the studio of children’s holidays are aimed at creating a number of factors of cultural socialization (cognitive and creative development in children, communication skills). The authors consider a high level of satisfaction with holidays as a factor of successful socialization.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

ТЕМА НОМЕРА: «КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ИННОВАЦИИ»

DOI: 10.17805/ggz.2021.3.1

Социокультурные практики социализации детей*

М. Г. Солнышкина Московский гуманитарный университет,

Т. А. Козлова Государственный университет «Дубна»

Авторы отмечают, что современные сетевые практики детей, вызывающие риски компьютерной зависимости, негативно влияют на важные показатели социализации ребенка. Специфика праздника как элемента культуры рассматривается в контексте игровой деятельности. Праздники и игры в деятельности студии детских праздников «Веселая мельница» проанализированы как социокультурные практики, способствующие культурной социализации детей. Показано, что социокультурные практики в студии детских праздников направлены на формирование ряда факторов культурной социализации (когнитивное, креативное развитие детей, коммуникативные навыки). Высокий уровень удовлетворенности праздниками рассматривается авторами как фактор успешной социализации.

Ключевые слова: социокультурные практики; праздник как элемент культуры; игровая деятельность; студия детских праздников; культурная социализация; социокультурные факторы социализации

Sociocultural Practices of Socialization in Children

M. G. Solnyshkina Moscow University for the Humanities, T. A. Kozlova Dubna State University

The authors note that contemporary network practices of children pose risks of computer addiction and negatively affect important indicators of a child's socialization. They consider the specific character of holidays as elements of culture

* Статья подготовлена на основе доклада, представленного на IV Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения» (Московский гуманитарный университет, 15-16 апреля 2021 г.).

in the context of play activities. Festivities and games in the activities at "The Merry Mill" ("Veselaya Melnitsa"), the studio of children's holidays, are analyzed as sociocultural practices that contribute to the cultural socialization of children. It is shown that the sociocultural practices at the studio of children's holidays are aimed at creating a number offactors of cultural socialization (cognitive and creative development in children, communication skills). The authors consider a high level of satisfaction with holidays as a factor of successful socialization.

Keywords: sociocultural practices; holiday as an element of culture; play activity; studio of children's holidays; cultural socialization; sociocultural factors of socialization

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в XXI в. в условиях развивающихся сетевых технологий и прогрессирующей популярности гаджетов в сочетании с отсутствием жизненного опыта и попытками самоутверждения у детей возникают новые проблемы культурной социализации при освоении ценностей общества. Поскольку культурная социализация является интегрирующей и задающей основное направление процессу социализации личности, особую тревогу вызывает ухудшение важнейших показателей социализации детей, их коммуникативных и адаптационных способностей, необходимых для дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим миром (Луков, 2008: Электронный ресурс). Статистические данные по интернет-зависимости у детей до 12 лет показывают, что 80 % из них выходят в Интернет самостоятельно через отдельные компьютеры и мобильные телефоны, 56 % постоянно находятся в Сети. Больше половины интернет-пользователей в возрасте до 14 лет посещают сайты с нежелательным контентом, 19 % просматривают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми (Статистика интернет-зависимости ... , б/д: Электронные ресурс). Можно сделать вывод, что современные сетевые практики детей формируют риски компьютерной зависимости и негативно влияют на базовые показатели социализации ребенка. В условиях недостаточности реальных коммуникаций детей в современном обществе большой интерес вызывают социокультурные факторы социализации детей в празднично-игровой деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Праздник полифункционален; он выполняет эмоционально-символические, ценностно-мировоззренческие, коммуникативные, ценност-

но-ориентационные (т. е. объединяющие общество вокруг единой идеи), а также жизнеутверждающие функции (формирующие ценности жизни). Праздник способствует культурной социализации индивидов, усвоению ими культурных ценностей, норм, правил, и определяет «эстетическую природу этого феномена культуры... и то место и тот глубокий смысл, которые он имеет в общественной жизни» (Мазаев, 1978: 168). Праздник предстает как деятельность, моделирующая культурный контекст локального пространства и ценностей индивидов — отношение к человеку и социуму, обретение гармонии с миром: «С этим связано воспитательное значение праздника» (там же: 167).

Специфика праздника как способа эстетического освоения мира осмысливается в контексте игровой деятельности через обнаружение корреляции понятий «игра» и «праздник» (игра в структуре праздничного пространства). Игра понимается также как возможность и способ осуществления праздника как культурной деятельности (Апинян, 2003: 214). Игра — это многогранный термин, который означает занятие, отдых, развлечение, соревнование, тренинг; включает многие стороны других видов деятельности, в процессе которых осуществляется развитие и саморазвитие. Игра социальна по своей природе. Социализирующие возможности игры обусловлены освоением социальных функций, познанием ребенком социально одобряемых норм, постижением ценностно-смысловых жизненных ориентиров, усвоением социального опыта и культуры (Шубина, 2004: 31). Эта социально-культурная деятельность основывается на комплексе социальных технологий; она способствует социальному и культурному сближению отдельных индивидов и общественных групп. Социокультурные практики понимаются как разнообразные виды деятельности в соответствии с интересами личности, формирующие социального субъекта (Ю. Хабермас, Э. Гидденс); проектируемые способы поведения для удовлетворения разнообразных познавательных потребностей в условиях коммуникативной деятельности; приобретение опыта общения и взаимодействия в социуме между взрослыми, сверстниками и младшими детьми (Волков, 1997: 10). Социокультурные практики — это осваивание и интериоризация навыков общения, социального взаимодействия в социальных группах; положительного (сопереживание, доброжелательность, альтруизм) и негативного (недовольство, обида, протест) жизненного опыта, от результатов которого в дальнейшем будут зависеть система ценностей и стиль жизнедеятельности ребенка. Социокультурные практики конструируют новые аспекты в субъективных элементах жизненного мира (мира смысла и значений в интерсубъективной повседневной коммуникации), способствуют освоению социокультурных норм и образцов деятельности (Гидденс, 2005: 40). Эмоциональный фон социокультурных практик кон-

ституирует идентичность субъекта, формирует его нравственный опыт и социокультурные ориентации. Данные феномены как факторы культурной социализации нуждаются в социологическом осмыслении с учетом непрерывно-дискретного характера социокультурных изменений повседневности.

Интегрированный характер социокультурных практик обусловливает необходимость использования разнообразных игр в структуре праздничного пространства деятельности студии «Веселая мельница», которая более пяти лет занимается проектированием и проведением праздников. В год проводится более 400 праздников (дни рождения, благотворительные мероприятия, мастер-классы, в т. ч. индивидуально, по желанию родителей). Включение элементов игры характерно для современных социокультурных практик (Де-дурина, 2008: 92). Игры в студии во время детских праздников также отличаются большим многообразием (по содержанию, организации, правилам, происхождению). В структуре праздничной деятельности игры рассматриваются нами как социокультурные практики социализации детей, так как способствуют освоению социокультурных норм и образцов жизнедеятельности (Ковалева, Луков, Перинская, 2016: 256). Творческая, креативная среда повышает уровень развития коммуникативного взаимодействия как базы для построения всей социокультурной жизни; в ребенке раскрываются заложенные способности, он начинает себя проявлять, учиться новому, развивается фантазия и образное мышление (Солнышкина, Зазвонных, 2018). Также ребенок учится терпимости и уважению.

Социальное формирование ребенка происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает решающее влияние на данный процесс. Игровая деятельность детей в празднично-досуговых социокультурных практиках как фактор социализации отличается особым динамизмом, появлением новых видов и форм в связи с трансформацией социокультурной реальности.

С целью изучения социокультурных практик социализации детей, посещающих праздники студии «Веселая мельница» (г. Дубна), и выявления факторов культурной социализации, присутствующих в этих практиках, в марте — апреле 2020 г. было проведено социологическое исследование. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социокультурные практики на базе студии детских праздников способствуют когнитивному и креативному развитию детей, формированию коммуникативных навыков как факторов социализации.

В качестве объекта социологического исследования социокультурных факторов социализации детей в деятельности студии детских праздников «Веселая мельница» выступают родители посещающих ее детей (60 чел.). Сбор первичной социологической информации осуществлялся при помощи

анкеты (онлайн-исследование в социальной сети «ВКонтакте»). Логическая структура анкеты включает измерение следующих операциональных понятий:

• факторы привлекательности и удовлетворенность (компетентные аниматоры, организация деятельности, многообразие игр, благоприятный психологический климат);

• когнитивное развитие (образовательные задачи, подготовка к школе, достижения, таланты);

• творческое развитие (воображение, интуиция, познавательные интересы, способность высказывать оригинальные идеи, гибкость мышления, формирование команды).

Нами был проведен анализ факторов культурной социализации детей в деятельности студии детских праздников, а также влияния праздников на творческое и когнитивное развитие детей. Респонденты выбрали почти в одинаковых долях (48 % и 52 % соответственно) развитие творческого воображения и познавательных интересов детей в качестве результата деятельности детской студии. Наиболее выраженные факторы культурной социализации, которые присутствуют в деятельности студии «Веселая мельница», следующие: подготовка к школе («когнитивный фактор»; 45 % опрошенных), творчество (8,9 балла из 10) и командообразование. Проведенное исследование показало высокий уровень удовлетворенности (96 %) родителей и детей, посещающих праздники детской студии «Веселая мельница» как показатель успешности социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социокультурные практики социализации детей, включающие игры и праздники, являются оптимальным средством формирования социально-коммуникативной деятельности, развития познавательных интересов, творческого воображения, формируют благоприятный эмоциональный фон удовлетворенности происходящим. В процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться разнообразию образовательных и игровых процессов как базы конструирования педагогической деятельности. Как показало исследование, многообразие социокультурных игровых практик в структуре праздничного пространства студии «Веселая мельница» является основой культурной социализации детей. Наиболее выраженные факторы культурной социализации, которые присутствуют в деятельности данной студии: творчество, командообразование, подготовка к школе («когнитивный фактор»). Выявленные факторы культурной социализации детей, посещающих студию детских праздников, могут быть использо-

ваны при организации культурно-досуговой деятельности с детьми в социально-педагогической сфере.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Апинян, Т. А. (2003) Игра в пространстве серьезного: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 400 с.

Волков, В. В. (1997) О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. № 6. С. 9-23.

Гидденс, Э. (2005) Устроение общества: очерк теории структурации. 2-е изд. М. : Академический проект. 528 с.

Дедурина, Т. В. (2008) Проблема определения функциональной структуры социокультурной анимации // Вестник МГУКИ. № 4. С. 91-94.

Ковалева, А. И., Луков, В. А., Перинская, Н. А. (2016) Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета : в 2 ч. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Ч. 1. 442 с.

Луков, А. В. (2008) Культурная социализация [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 3 — Социология. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Lukov_AV/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 22.04.2021).

Мазаев, А. И. (1978) Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования / отв. ред. А. А. Карягин. М. : Наука. 391, [1] с.

Солнышкина, М. Г., Зазвонных, Е. С. (2018) Игровые технологии социализации детей и подростков в социально-педагогическом пространстве // Технологии социальной работы с молодежью : мат. VI Межрегион. заочной науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием (Кострома, 22-23 октября 2018 г.) / сост. Н. И. Мамонтова ; науч. ред. Н. Ф. Басов. Кострома : Костром. гос. ун-т. 300 с. С. 208-212.

Статистика интернет-зависимости у российских подростков (б/д) [Электронные ресурс] // Безопасность в Интернете. URL: http:// security .mos metod.ru/internet-zavisimosti/127 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 18.04.2021).

Шубина, И. Б. (2004) Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста. 2-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс. 352 с. (Серия «Хит сезона»).

Дата поступления: 23.04.2021 г.

REFERENCES

Apinian, T. A. (2003) Igra v prostranstve ser'eznogo: igra, mif, ritual, son, iskusstvo i drugie [Playing in the space of the serious: Game, myth, ritual, dream,

art and others]. St. Petersburg : St. Petersburg State University Publ. 400 p. (In Russ.).

Volkov, V. V. (1997) O kontseptsii praktik(i) v sotsial'nykh naukakh [On the concept of practices / practice in the social sciences]. Sotsiologicheskie issledo-vaniia, no. 6, pp. 9-23. (In Russ.).

Giddens, A. (2005) Ustroenie obshchestva: ocherk teorii strukturatsii [The constitution of society: Outline of the theory of structuration]. 2nd edn. Moscow : Akademicheskii proekt Publ. 528 p. (In Russ.).

Dedurina, T. V. (2008) Problema opredeleniia funktsional'noi struktury sotsiokul'turnoi animatsii [The issue of determining the functional structure of so-ciocultural animation]. VestnikMGUKI, no. 4, pp. 91-94. (In Russ.).

Kovaleva, A. I., Lukov, V. A. and Perinskaia, N. A. (2016) Sotsiologiia mo-lodezhi: nauchnaia shkola Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Sociology of youth: The school of thought at Moscow University for the Humanities] : in 2 pts. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Pt. 1. 442 p. (In Russ.).

Lukov, A. V. (2008) Kul'turnaia sotsializatsiia [Cultural socialization]. El-ektronnyi zhurnal "Znanie. Ponimanie. Umenie", no. 3 — Sotsiologiia [Sociology] . [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Lukov_AV/ [archived in Wayback Machine] (accessed 22.04.2021). (In Russ.).

Mazaev, A. I. (1978) Prazdnik kak sotsial'no-khudozhestvennoe iavlenie: opyt istoriko-teoreticheskogo issledovaniia [Holiday as a social and artistic phenomenon: An attempt of historical and theoretical research] / ed. by A. A. Ka-riagin. Moscow : Nauka Publ. 391, [1] p. (In Russ.).

Solnyshkina, M. G. and Zazvonnykh, E. S. (2018) Igrovye tekhnologii sotsi-alizatsii detei i podrostkov v sotsial'no-pedagogicheskom prostranstve [Game technologies of socialization in children and adolescents in the social and pedagogical space]. In: Tekhnologii sotsial'noi raboty s molodezh'iu [Technologies of social work with the youth] : Proceedings of the 6th Interregional virtual research-to-practice online conference (Kostroma, October 22-23, 2018) / comp. by N. I. Ma-montova ; ed. by N. F. Basov. Kostroma : Kostroma State University Publ. 300 p. Pp. 208-212. (In Russ.).

Statistika internet-zavisimosti u rossiiskikh podrostkov [Statistics of Internet addiction among Russian teenagers] (s.d.) Bezopasnost' v Internete [online] Available at: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127 [archived in Wayback Machine] (accessed 18.04.2021). (In Russ.).

Shubina, I. B. (2004) Organizatsiia dosuga i shou-programm. Tvorcheskaia laboratoriia stsenarista [Organization of leisure and show programs. Creative laboratory of a screenwriter]. 2nd edn. Rostov-on-Don : Feniks Publ. 352 p. (Series "Khit sezona" / "Smash hit"). (In Russ.).

Submission date: 23.04.2021.

Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: solny2001@mail.ru

SOLNYSHKINA Marina Georgievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Philosophy, Sociology and Culturology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: solny2001@mail.ru

Козлова Татьяна Александровна — магистрант кафедры социальной работы ГБОУ ВО МО «Университет "Дубна"». Адрес: 141980, Россия, Московская область, г. Дубна, ул. Университетская, д. 19. Тел.: +7 (925) 788-8319. Эл. адрес: tanyash_kozlova@mail .ru

KOZLOVA Tatiana Aleksandrovna, Master's Student, Department of Social Work, Dubna State University. Postal address: 19 Universitetskaya St., 141980 Dubna, Moscow Oblast, Russian Federation. Tel.: +7 (925) 788-83-19. E-mail: tanyash_kozlova@mail .ru

Для цитирования:

Солнышкина М. Г., Козлова Т. А. Социокультурные практики социализации детей [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 3-10. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1448 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2021.3.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.