Научная статья на тему 'Социокультурные параметры современного спорта'

Социокультурные параметры современного спорта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
417
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ВЕБЕР М. / СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богданова М. А.

Социокультурные параметры современного спорта были определены логикой капитализма, в основе которого лежит рационализм. Спорт несет в себе черты рационально организованной практики: светский характер спорта, спортивная бюрократия, специализация и профессионализация, количественный учет спортивных достижений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTING SENSE AND SYSTEM OF MODERN SPORT

Sociocultural characteristics of modern sport have been defined by capitalist logic, whose principles imply rationalism. Sport includes the features of rationally organized practice: secular character of sport, sport bureaucracy, specialization and professionalization, quantitative recording of sport achievements.

Текст научной работы на тему «Социокультурные параметры современного спорта»

УДК 316.74: 796

М.А. Богданова, канд. филос. наук, доц, 8-961-270-86-85, maraleks27@mail.ru (Россия, Ростов-на-Дону, ПИ ЮФУ)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА

Социокультурные параметры современного спорта были определены логикой капитализма, в основе которого лежит рационализм. Спорт несет в себе черты раци-ональноорганизованной практики: светский характер спорта, спортивная бюрократия, специализация и профессионализация, количественный учет спортивных достижений

Ключевые слова: рациональность, М.Вебер, современный спорт, спортивное пространство и время.

Для того чтобы определить социокультурные параметры современного спорта, необходимо указать на те мировоззренческие сдвиги, которые произошли в европейской культуре в эпоху становления капиталистической системы и предопределившие бытийный смысл спорта и только ему присущую логику.

Как известно, характерным для европейской культуры типом мышления является рационализм. Термин «рационализм» в его социологическом смысле был предложен Максом Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества в указанный период. Он характеризует множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основополагающего принципа во всех сферах общественной жизни. Для капиталистического общества характерны рациональная религия, рациональное право, рациональная бюрократия, рациональное денежное обращение, рациональное ведение хозяйственной деятельности, позволяющее добиваться предельной экономической эффективности. Таким образом, эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры и рассматривается Вебером как неизбежная «судьба Запада».

По мере углубления процесса рационализации происходит все большее «расколдовывание» мира. Расколдовывание мира означает освобождение человека от магических суеверий, от власти чуждых и непонятных человеку сил, автономизацию и суверенизацию индивида, его уверенность в доступности мира рациональному научному познанию и учету. Расколдовывание означает не то, что мир уже познан и понятен, но что он может быть познан и понят в будущем. В такого рода прогрессирующей рационализации - смысл современного социокультурного развития, смысл эпохи модерна.

Объяснения такой логики развития капитализма Вебер дает в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер

усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистического хозяйствования и образа жизни. Воплощение этого духа - капиталистическое предпринимательство, основной мотив - экономический рационализм, форма рационализации этого мотива - профессиональная деятельность. В протестантских конфессиях, в противоположность католицизму, упор делается не на догматических занятиях, а на моральной практике, состоящей в неуклонном следовании человека своему божественному предназначению, реализующемуся в мирском служении, в последовательном и целенаправленном исполнении мирского долга. Совокупность такого рода предписаний Вебер называл «мирской аскезой». Протестантская идея мирского служения и мирской аскезы обнаруживают сходство с максимами капиталистической повседневности, что позволило Веберу увидеть связь между Реформацией и возникновением капитализма: этический кодекс протестантизма стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантских конфессиях явились, по Веберу, частью грандиозного процесса рационализации, «расколдовывании» мира, начатого еще древнееврейскими пророками и эллинскими учеными и приведшего к кульминации в современном капитализме, в его хозяйстве и культуре.

Безусловно, спорт соответствует формату повседневности капиталистического общества и имеет все черты рациональноорганизованной практики. Чтобы увидеть, что современный спорт как культурный феномен отвечает всем признакам рациональной практики западного общества, необходимо:

во-первых, показать, что спортивная игра более не является частью ритуала или сельскохозяйственного праздника;

во-вторых, уяснить рациональный характер норм, правил и организаций, регулирующих спортивную деятельность;

в-третьих, обозначить новую, соответствующую духу современного общества пространственную и временную конфигурацию спортивного поединка.

Пришедшее на смену традиционному индустриальное общество, изменило отношение между сложившимися практиками. Спорт и гимнастика становятся автономными секторами культуры со своим собственным календарем, никак не связанным с религиозным праздником или культовым действием. «Когда апачи-хикарилья бегали между кругами солнца и луны или же молодые афиняне состязались в беге на стадионе, в который был превращен священный путь в Дельфы, само по себе состязание было религиозным действом. Тогда как для современных атлетов, даже для тех, кто испрашивает себе помощи свыше во время игры, соревнование - это светское событие. Нагорная проповедь не имеет ни какого отношения к

штанге или канату. Религия остается за пределами спортивного ринга» [1. С.157].

Таким образом, то, что прежде было частью религиозного ритуала или сельского праздника, стало самостоятельным институтом с определенными рациональными правилами, системой измерения и стандартизацией получаемых результатов, бюрократической организацией.

Справедливости ради надо отметить, что древние спортивные состязания так же подчинялись достаточно большому количеству самых строгих правил. Но отличие современного спорта от его древних предшественников заключается не в количестве правил и их детализации, но в их происхождении и последствиях, а также в возможности их обновления. Сегодня правила воспринимаются участниками спортивного состязания как культурные артефакты, а не как божественные установления. Конвенциональный характер современных спортивных правил проявляется хотя бы в практиках их изменения, когда они перестают удовлетворять потребностям, например, телевизионной трансляции. Современные специалисты в области спорта сетуют на то, что уже в ближайшее десятилетие весь современный спортивный мир изменится до неузнаваемости. Сегодня на телевидении не интересуют спортивные события, длительность которых составляет более двух часов. Например, в лыжном спорте вводят одну за другой новые динамичные дисциплины (спринт, масс-старт, гонка-преследования), которые организованы совершенно по другим правилам и которые вытеснили с экранов традиционный, но не слишком зрелищный 50-километровый лыжный марафон. Волейбол, в котором правило «перехода мяча» могло растягивать партии до бесконечности, был вынужден изменить систему подсчета очков. Хоккей на траве, чтобы голов в матчах было больше, а судейских свистков меньше, пожертвовал принципом «вне игры». Теннис собирается отказаться от решающих третьих и пятых сетов, чтобы хоть как-то лимитировать время матча введением большого «тай-брейка». И все это делается не по какому-то «указанию свыше», а из вполне прагматических целей. Спорт должен вписаться в телевизионный формат, иначе он останется без спонсорских денег и без денег на права трансляции.

Другой важнейшей особенностью современных спортивных правил является то, что правила любой из известных спортивных игр, входящих, например, в программу Олимпийских игр, одинаковы в любой точке земного шара и неукоснительно соблюдаются. Более того, одинаковыми являются размер площадки, где происходит игра, габариты спортивного оборудования и спортивного инвентаря, используемого в игре и пр. «Мы понимаем,- отмечает А.Гуттман, - что 400-метровый трек в Монреале может отличаться только на сантиметр или два от мюнхенского или московского. Но когда мы обращаемся к древности, то видим, что стадион в Олимпии имел длину 192,27 м, стадион в Дельфах - 177,5 м, в Эпидавре -181,3 м, а в

Пергаме - целых 210 м» [1. С.175]. Развитие математики и строительного искусства подсказывает нам, что греки были способны выровнять эти дистанции, но они, по-видимому, не считали это важным для присущей их культуре логики соревнования.

Следствием указанных процессов становится развитие спортивной бюрократии. Задача спортивной бюрократии - определение правил спорта, слежение за их исполнением, внесение изменений, фиксация достижений, выработка календаря состязаний. Понятно, что древние общества не знали спортивной бюрократии. Даже в античной Греции, где обнаруживаются некоторые черты современного спорта, большая часть управления спортивными праздниками оставалась в руках жрецов. Первые спортивные бюрократические организации появились в Англии. Основанный в 1787 г. Мэрилебонский крикетный союз стал высшей властью во всех вопросах игры в крикет. Уже через несколько лет он описал и зафиксировал всемирные стандарты этой игры, включающие указания массы мяча, параметров биты и ворот, дистанции между ними. Первой же международной организацией стал Международный союз яхтенного спорта, организованный в 1875 г. К 1959 г. количество международных организаций достигло 73, сегодня их свыше 200. Международные спортивные объединения организуют свою работу на основании уставов, регламентирующих деятельность руководящего определенным видом спорта международного органа и соответствующих национальных спортивных организаций. В уставах много общего, а различия в основном связаны со спецификой вида спорта.

Введение условных, унифицированных и обязательных систем мер фиксации достижений и четких критериев их сравнения (очки, рекорды, статистические таблицы, стандартное спортивное оборудование и пр.), применение рациональных методик технической подготовки спортсмена и проверки его кондиционного состояния привели к профессионализации спортивной деятельности. Развитие спортивного дела с последней четверти XIX века протекает таким образом, что игра воспринимается все более серьезнее: уровень достижений повышается, правила детализируются и усложняются, появляются профессионалы в спорте. Как отмечают многие спортивные специалисты, начиная с 20-х годов XX века профессионализация в спорте становится глобальной: у выдающихся спортсменов все системы функционируют в области абсолютных физиологических и психологических пределов. Мобильность спортсмена международного класса составляет уже 80 дней в году, спортсмены высшего международного класса должны тратить на тренировки 34-42 часа в неделю, все это делает невозможным занятие какой-либо другой сферой деятельности.

Спорт институциализируется, выделяясь в сферу специализированных достижений со своей специальной организацией и профессиональным этосом деятельности. «Поведение профессионала,- пишет Хейзинга,- уже

не есть чисто игровое поведение, спонтанности и беспечности у него уже не бывает» [2. С.314].

Также для понимания бытийного строя современного спортивного состязания необходимо обратиться к исследованию его пространственных и временных характеристик.

Генниг Эйхберг в небольшой статье «Социальное конструирование времени и пространства как возвращение социологии к философии», опубликованной в журнале Логос, задается вопросом, почему не все состязания становятся современными видами спорта. Почему, например, не стали современными видами спорта древние состязания в беге в мешках или в беге с наполненными водой ведрами на головах? Почему трудно представить себе Международные организации по этим видам спорта? Ведь эти неспортивные состязания содержат в себе все, казалось бы, необходимые атрибуты спорта: определенные правила, состязательность, равенство участников. Эйхберг отвечает: «по всей видимости, они не были решающими критериями, определившими историческую трансформацию одних, а не других видов телесной активности в признанные виды спорта» [3. С.76].

Решающим критерием Эйхберг называет утверждение рациональной пространственной модели спортивного состязания. Прежде всего пространство должно быть десакрализовано, чтобы быть измеренным, стандартизированным и структурированным. Идеальной формой спортивного пространства становится коробка с прямыми углами. Именно такая форма спортивного ландшафта может легко сегментироваться на различные зоны при помощи разграничительных линий. Такая организация спортивного пространства делает его универсальным и независимым от специфики конкретного места.

Что касается временных параметров спорта, то оно органично вписывается в новое понимание времени, совпавшее со становлением индустриального общества. Ритмы индустриального общества задаются не сменой времен года и сельскохозяйственными работами, а промышленными циклами. Так понимаемое время обладает скалярно-направленным строением, может измеряться, делиться, сравниваться, классифицироваться. Спорт сегодня невозможен без дробления времени на интервалы, без осуществления контроля не только за итогом, но и за возможно более короткими промежутками времени и частичными результатами. Время в спортивном смысле означает его квантификацию - разложимость на отрезки, которые могут быть легко измерены с помощью секундомера, зафиксированы в качестве спортивного результата и занесены в специальную статистическую таблицу. Все большее дробление времени предполагает введение все большего числа тестов и испытаний для непрерывного контроля за использованием этого времени, например, за формированием у спортсменов требуемого навыка.

Часы известны человеку издавна. Сначала их роль выполняло солнце, потом вода, песок, даже огонь. «Точность» таких часов отвечала потребностям и условиям жизни людей традиционного общества. Такие измерения давали погрешность от нескольких минут до получаса. Ситуация кардинально меняется с появлением механических часов. Сначала появилась возможность узнавать время с точностью до минуты, с появлением секундной стрелки - до секунды. Но даже таким часам было далеко до настоящего секундомера. Их, к примеру, нельзя было остановить и запустить в произвольный момент, что необходимо для проведения любого спортивного соревнования. Да и точность измерений была далека от идеала. Упоминания о первых «настоящих» секундомерах появляются в конце XVII начале XVIII веков. Насколько можно судить, это были практически такие же приборы, что использовались до середины XX века, то есть механические секундомеры. С началом активного развития электроники появляются электронные секундомеры.

Если обобщить и суммировать элементы «идеологии спорта», то их квинтэссенцию составляют: профессионализм, Стремление к достижению высоких результатов, основанных на рациональной организации, конкуренции, веры в прогресс. В данном комплексе идей можно видеть своеобразное выражение «духа капитализма».

Список литературы

1. Гуттман А. От ритуала к рекорду. Философия, политика и культура спорта // Логос. 2009. № 6 (73).

2. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с ни-дерланд. В. Ошиса. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

3. Геннинг Эйхберг. Социальное конструирование времени и пространства как возвращение социологии к философии // Логос. 2006. № 3 (54).

M.A.Bogdanova

EXISTING SENSE AND SYSTEM OF MODERN SPORT Sociocultural characteristics of modern sport have been defined by capitalist logic, whose principles imply rationalism. Sport includes the features of rationally organized practice: secular character of sport, sport bureaucracy, specialization and professionalization, quantitative recording of sport achievements.

Key words: rationality, M.Weber, modern sport, sport space and time.

Получено 15.10 .2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.