Научная статья на тему 'Социокультурные параметры персоноразмерной модели мониторинга'

Социокультурные параметры персоноразмерной модели мониторинга Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕК / ПЕРСОНА / МОНИТОРИНГ / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оводова С.Н.

В статье выявляется специфика текучей модели идентичности, анализируется процесс ее формирования и функционирования в культуре. Описываются способы репрезентации идентичности в социокультурном пространстве. Обосновывается взаимозависимость дискурсивной и повседневно-практической репрезентации идентичности. В статье показаны преимущества анализа текучей идентичности с помощью теории потоковых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PARAMETERS OF THE PERSONALIZED MODEL OF MONITORING

The article reveals the specificity of the fluid model of identity, analyzes the process of its formation and functioning in culture. The ways of representation of identity in socio-cultural space are described. The interdependence of discursive and everyday-practical representation of identity is justified. The article shows the advantages of analyzing fluid identity using the theory of flow structures.

Текст научной работы на тему «Социокультурные параметры персоноразмерной модели мониторинга»

зрителя мысли к цельному состоянию героя синкретического действия.

Социальный аспект трагедии в том, что, будучи вначале священным состязанием, трагедия потом была повернута в сторону привлечения внимания народа, всех и превратилась в систему идеологической обработки народа. Но исходно она подразумевала иной тип социального проекта, когда элита и власть в стране, опережающие общую массу народа по своему развитию, пройдут первыми путь самоформирования и будут «усилителями» народа на том же пути. Понятно, что элита формируется на базисе своего богатства, начитанности, военного мастерства, хитрости в интригах. Все это прямо противоречит духу трагедии, требующей от героя подвига, синкретизма. Герой и есть эталон для элиты. Но элита в Афинах оказалась не способной повести народ по проекту трагедии. Можно констатировать, что социальная возможность, открытая трагедией, не была реализована. «Человек-мысли» стал только испорченной, но надеющейся копией героя трагедии, синкретического в своем действии. Однако видение в трагедии характера синкретического героя давало духовное возвышение частичной личности. Зритель видел, что он слабее и частич-нее, и, прикасаясь к герою трагедии, восхищался и отчасти

УДК 130.2

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПЕРСОНОРАЗМЕРНОЙ МОДЕЛИ МОНИТОРИНГА*

В статье выявляется специфика текучей модели идентичности, анализируется процесс ее формирования и функционирования в культуре. Описываются способы репрезентации идентичности в социокультурном пространстве. Обосновывается взаимозависимость дискурсивной и повседневно-практической репрезентации идентичности. В статье показаны преимущества анализа текучей идентичности с помощью теории потоковых структур.

Ключевые слова: идентичность, культура, человек, персона, мониторинг, модерн, постмодерн.

восстанавливал синкретизм в себе, возвращал себе чувство и способность ощущать синкретизм.

Таким образом, наблюдательство зрителя происходит из желания компенсировать частичность «человека-мысли» в сторону восстановления синкретизма, присущего характеру героя трагедии. Интересно, что такое наблюдательство в трагедии дано как взгляд на уже известное прошлое, однако, безусловно, сам зритель должен был примерять характер на собственную жизнь и будущее. Характер, таким образом, - способ самоформирования, противопоставленный надежде и ее воображению.

1. Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб. : Алетейя, 1999. 718 с.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3. От Еврипида до Александрии. М. : Искусство, 1992. 227 с.

3. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М. : Мысль, 1999. 608 с.

4. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Собр. соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1984. Т. 4. С. 645-680.

© Николин В. В., 2017

C. H. Oeoâoea S. N. Ovodova

SOCIO-CULTURAL PARAMETERS OF THE PERSONALIZED MODEL OF MONITORING*

The article reveals the specificity of the fluid model of identity, analyzes the process of its formation and functioning in culture. The ways of representation of identity in socio-cultural space are described. The interdependence of discursive and everyday-practical representation of identity is justified. The article shows the advantages of analyzing fluid identity using the theory of flow structures.

Keywords: identity, culture, man, person, monitoring, modern, postmodern.

В традиционной культуре существовали онтологические ценности, предельные смыслы, в соответствие с которыми человек выстраивал свою жизнь. В современной культуре эти онтологические ценности не обладают всеобщей значимостью, в культуре начала XXI в. человек сам выбирает или конструирует ценностную модель, которая является наполнением его жизни. Современная культура дает возможность конструировать «текучую» идентичность,

в противовес «жестким» моделям идентичностей модерна. «Текучий» характер идентичности заключается в том, что в течение жизни человек не просто сменяет одну идентичность за другой, а одновременно идентифицирует себя с разными социокультурными группами, ценности которых могут вступать в противоречие.

Эпоха модерна характеризуется ускоряющимся темпом жизни, сокращением пребывания в настоящем [1], быст-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук) и Правительства Омской области, проект № 17-13-55002.

* The research has been carried out with the financial support provided by RFBR (Department of Humanities and Social Sciences) and Government of the Omsk region, project № 17-13-55002.

рой сменой культурных идеалов и социальных ориентиров в истории. В эпоху модерна возникает феномен тотальной мобилизации, обеспечивающей реализацию мегапроектов. Идея доминирующей мировой системы, великих прорывов в науке, производстве, культуре, покорение космоса, успешная жизнь по образу американской мечты - все эти проекты рассчитаны на сверхрациональное расходование сил и времени человека. Мегапроекты модерна требовали от человека усилий, во многом превосходящих возможности человеческой природы. В модерне человек должен работать на достижение сверхцели, которая невоплотима в пределах его жизни. Великие проекты модерна находятся за гранью как жизненного пути, так и усилий отдельно взятого человека. Культуру эпохи модерна З. Бауман называет «жесткой», «твердой»: «Тот вид современности, который был мишенью, а также когнитивным фреймом классической критической теории, при ретроспективном анализе поразительно отличается от того, который задает фрейм жизни современных поколений. Та современность кажется «тяжелой» (по сравнению с нынешней «легкой» современностью); а еще лучше - «твердой» (в отличие от «жидкой», «текучей» или «расплавленной»); плотной (по сравнению с диффузной или «капиллярной») и наконец системной (в отличие от сетевой). Эта тяжелая/твердая/плотная/системная современность эпохи «критической теории» таила в себе тенденцию к тоталитаризму» [2 с. 32]. Метафора «жесткой» современности в противовес современности «текучей» позволяет осмыслить переход от четко структурированных и закрепленных в социуме моделей идентичности к изменяемой и подвижной идентичности современности.

Постколониальный дискурс способствовал размыванию границ между культурами, расами, гендерными моделями поведения, антропологическими проектами, что с неизбежностью актуализировало вопрос об идентичности и поиски оснований своей самости. В постколониальном дискурсе проявляются видовые антропологические параметры культуры, списанные с видимых свойств человеческой природы: возраст, раса, гендер.

Одним из ключевых понятий постмодернистской философии является деконструкция, характеризующаяся разрушением привычных смыслов. Культура постмодерна деструктивна и раздроблена. Разрушая, ломая привычное, человек постмодерна не в полной мере готов взять на себя ответственность за создание принципиально новых культурных смыслов и антропологических проектов. Культура постмодерна - это культура оправдывающихся доминирующих цивилизаций, культур, рас, «оправдывающихся отцов» [3; 4, с. 69], которые брали ответственность за совершаемые в культуре кардинальные перевороты. В постмодерне становится значимой инклюзивность, ценится разнообразие, раздвигаются границы нормы и дееспособности, ранее вытесняемые на периферию культурные явления и поведенческие практики более не считаются маргинальными, а понимаются как уникальные. Социокультурные проекты и модели поведения, конструируемые стихийно или целенаправленно, могут иметь доминирующий или маргинальный статусы. Помимо распространенности, значимость социокультурного проекта может быть определена тем, насколько он изменяет ключевые родовые характерис-

тики человека. Глобальные культурные тенденции, в частности, такие как биотехнологии, гибкий рынок труда, формирование прекариата, мультикультурализм, распространение дизайна, увеличение ценности творческой деятельности в противовес деятельности трудовой вносят изменения в доминирующие поведенческие модели человека и влияют на ключевые характеристики антропологического проекта. Воплощение указанных социокультурных тенденций и антропологических проектов сопряжено с необратимыми трансформациями принципиальных основ бытия, поэтому актуальным является вопрос о допустимых пределах видоизменения человека. Антропологическая ситуация в современной культуре складывается из социокультурных проектов модерна и постмодерна.

Идентификационные модели «текучей» современности конструируются как из существующих в культуре моделей идентичностей, так и из вновь возникающих. Основное отличие «жесткой» модели идентичности от «текучей» состоит в поверхностном контемпоральном характере последней.

Пребывание в настоящем сокращается, как отмечает Г. Люббе, настоящее быстро устаревает, что провоцирует разрыв с историческим опытом [1]. Быстрая смена настоящего требует погружения в сиюминутность, дабы остаться в настоящем, так как оно слишком быстро ускользает. Уже нет необходимости оглядываться назад и искать основы своей идентичности в общей культурной памяти. Современный человек все в меньшей степени считывает символы культуры, так как хуже знает исторический опыт, но все чаще и с большей легкостью распознает бренды и реконструирует модели поведения и символический ряд, скрывающийся за логотипом. Бренд - это ментальная конструкция, содержащая символическое послание и ценностную модель, которую разделяет лояльное бренду сообщество. Замена онтологических ценностей ценностями бренда демонстрирует выхолащивание и коммодификацию символической стороны культуры. В отличие от «жестких» моделей идентичности, предлагаемые брендами идентификационные модели быстро сменяют друг друга. «Текучие» модели идентичности не сводятся исключительно к брендам, это всего лишь один из примеров, позволяющий пояснить особенности «текучей» идентичности.

Социокультурный вызов побуждает человека современности приспосабливаться к новым условиям жизни, встраиваться в постоянно трансформирующийся социокультурный контекст. Будет некорректным утверждать, что социокультурные проекты модерна остались в прошлом. Они перестали быть доминирующими и универсальными, но при выстраивании идентичности могут быть заимствованы отдельные элементы и ценности «жестких» моделей идентичностей. Модели идентичности модерна, «жесткие» идентичности также конструировались, но этот процесс был целенаправленным. Культурная инженерия периода модерна работала над воплощением конкретного проекта, который задавался и конструировался государством, нацией или религиозной организацией. «Текучие» идентичности легко подхватываются и сменяются, они самостоятельно собираются своими носителями из элементов социокультурной реальности, происходит поиск проекта, а не воплощение заданной извне идентичности. Возможные основания построения

идентичности выхватываются из потока быстро сменяющихся тенденций. «Если быть кратким, «индивидуализация» состоит в преобразовании человеческой «идентичности» из «дано» в «найти» и возложении на отдельных людей ответственности за выполнение этой задачи и за последствия» [2, с. 39]. Отход от нормативности и обязательности приобщения исключительно к доминирующим идентичнос-тям влечет за собой одновременно свободу выбора модели идентичности и необходимость самостоятельного конструирования личной ценностной модели. Некогда нами было обосновано, что антропокультурная реальность обладает следующими сущностными свойствами: конструируемость, контемпоральность, контекстуальность, интегративность, человекоразмерность [5, с. 78-79; 6]. Модель современной идентичности встраивается в эту общую рамку антропосо-циокультурной реальности, поэтому также является конструируемой. Современный человек может теряться в многообразии идентичностей и в процессе выбора наиболее привлекательной потерять свою самость.

В связи с неструктурированностью и изменчивостью «текучая» идентичность сложно определима и описываема, так как она постоянно находится в трансформации. Проблема изучения подвижной, текучей идентичности состоит в том, что для выявления модели идентичности по-прежнему используются старые механизмы и схемы понимания, предполагающие, что человек соотносит себя с конкретной социокультурной группой и реализует доминирующие и приемлемые для данной группы модели поведения. «В сущности, класс и гендер были «явлениями природы», и задача самоутверждения большинства людей состояла в том, чтобы «втиснуться» в определенную нишу через поведение, свойственное другим ее обитателям» [2, с. 41]. Реализуемых человеком моделей поведения и идентичностей в действительности может быть множество. Социальные «ниши», с которыми нужно соизмеряться, оказались подвижными и текучими, была осознана конструируемость социальной реальности, отчего идентичность оказалась нестабильной, конструируемой, контекстуальной и «текучей». Смена форм и моделей идентичности может быть обусловлена социокультурным контекстом, в котором пребывает индивид. Как отмечает А. Усманова, причины, которые обусловливают смену идентичностей в современной культуре, сложно разделить на глубинные и поверхностные, долговременные и краткосрочные [7]. Процесс актуализации в социокультурном пространстве разных моделей идентичности и зависимость их от общего символического пространства и доминирующих дискурсов ставит перед нами проблему репрезентации в культуре моделей идентичности.

Для представителей Бирмингемского центра современных культурных исследований культура - пространство борьбы дискурсов и репрезентаций идентичности [8, с. 18]. По мнению исследователей, борьба за каналы коммуникации представляет собой борьбу за контроль над дискурсами идентичностей. Представленность в дискурсе позволяет лоббировать интересы социокультурной группы, а иногда просто заявлять, что такая группа существует. Во второй половине XX века к созданию письменных текстов допущено молчаливое большинство, ранее исключенное из процесса создания истории. Это множество людей оказалось

неоднородным по своему составу, интересам, моделям поведения. Вследствие лингвистического поворота получив доступ к работе с текстами, молчаливое большинство стало дифференцироваться и демонстрировать (порой только в тексте) уникальность и ценности каждой отдельной вновь выявляемой социальной группы. В современной культуре начала XXI идентичности сначала репрезентируются в языке, а потом в повседневных социокультурных практиках. Показательным примером является томское судебное дело 2011 г. о признании текста «Бхагавад-гита как она есть» экстремистским материалом. Борьба за текст, в которую включилось все мировое сообщество индуистов, демонстрирует борьбу за представленность в дискурсе. Судебное дело не запрещало религиозную практику, стоял вопрос о запрете текста. Однако идентичность у религиозного сообщества выстраивается на основе базового текста, исключение его из дискурса являлось бы равнозначным исключению из социальной практики религиозной организации, так как она лишилась бы своего языка. Репрезентация идентичности в дискурсе это не просто отражение, но и создание, конструирование идентичности, в тексте проговариваются и уточняются ключевые основания идентификационной модели.

При самоописании идентичности происходит соотнесение с идеальным образом, образцом, к которому субъект апеллирует и которому пытается соответствовать. Механизм конструирования идентичности связан с отсылкой к системе авторитетов, социальных институтов, образов. Стоит отметить, что идентификация себя с какой-либо социокультурной группой является идентификацией с воображаемым сообществом. Размышляя о национальной культуре, Б. Андерсон говорит о нации как о воображаемом сообществе: «Оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности» [9, с. 47]. Следовательно, мы можем продолжить его рассуждение и сделать вывод, что любая идентичность - это процесс соотнесения себя с умозрительным образом социокультурной группы, свойства и ценности которой мы реконструируем, исходя из опыта общения с отдельными представителями группы или из образа группы, репрезентируемого в дискурсе. Осмысление современных практик идентификации сопряжено с рассмотрением дискурсивных репрезентаций, высказываний. Анализ самоописаний идентичности позволяет выявить устойчивые повторяющиеся конструкты, отражающие ценностное наполнение различных моделей идентичности.

Идентичность связана не только с самоощущением. Когда мы говорим об идентичности человека, в частности, о принадлежности его к какой-либо религиозной организации, надо помнить о том, что идентичность складывается из трех составляющих: 1) самоощущение; 2) дискурс, язык, на котором говорит человек; 3) повседневная практика. Главная проблема в третьей составляющей. Идентификация с определенной религией может присутствовать, может также присутствовать первичное освоение языка религиозной конфессии, но о повседневной практике, которая представляет собой реализацию этих норм, уже речи не идет. Человек может признавать себя православным, но

при этом не ходить в храм. Дискурсивность и самоощущение могут расходиться с социокультурной практикой или эта социокультурная практика может быть неосмысленна ее носителем, из-за чего и неартикулирована.

В связи с заявленной проблемой встает закономерный вопрос: как изучать идентичности? Каковы методологические основания изучения «текучей» идентичности?

Для анализа принципов формирования нестабильной идентичности продуктивным будет обращение к теории потоковых структур. «Теория потоковых структур актуальна в мире, где вместо постоянных ценностных ориентаций и идентичностей жизнь людей все чаще структурируют проекты. <..> Вместо характерного для институтов повторения привычных образцов (паттернов) предсказуемость и упорядоченность поступков и ситуаций обеспечиваются характерным для потоковых структур непрерывным обновлением целей и ориентиров деятельности. Теория потоковых структур нужна там, где вместо групп объединяют людей ивенты» [10, с. 13]. Теория потоковых структур объясняет нестабильность идентичности. Перетекание участников от одних ценностных моделей к другим схоже с перетеканием из одних проектов и ивентов к другим, не зафиксированность жестких моделей поведения, присущих отдельной идентичности, неартикулируемость идентичности демонстрирует изменение направленности и интенсивности потоков. На движение потоков влияют тенденции, которые актуализируются в повседневности. Вокруг одного тренда могут собираться разные идентичности. «Текучая» современность является сетью, сотканной из потоковых структур, где плотность, интенсивность и направленность потоков меняется, что отражается на ценностях, основаниях консолидации социокультурных групп. В результате «перетекания» от одних ценностей к другим складываются нестабильные временные модели идентичности, которые могут трансформироваться в иные модели или распадаться.

На примере анализа формирования новых социальных городских движений рассмотрим принципы функционирования потоковых структур в обществе. Автором статьи было осуществлено эмпирическое исследование ценностной самоидентификации нового городского социального движения Омска, проведенное в стратегии «понимающей» социологии качественными методами: с января 2016 по июнь 2017 г. Результаты исследования показали, что новые социальные движения продолжают развиваться и в современной социальной ситуации рубежа XX-XXI веков приобретают сетевой характер, помимо отказа от иерархии, внеинституализации они представляют собой потоковые текучие структуры. Для описания такого нового состояния движения Д. В. Иванов предлагает термин «сверхновые социальные движения» [10]. В отличие от традиционных социальных движений, где есть четкие ценности движения и каждый под них подстраивается, в новых социальных движениях ценности и идеалы движения изменяемы. Представители новых социальных движений не должны соответствовать конкретному образу и стилю жизни для того, чтобы идентифицировать себя с движением. «Организационная структура движений представляет собой внутренний способ функционирования новой идентичности. Структурная децентрализация, самоуправление, горизонтальная сеть

коммуникаций являются организационными коррелятами ценностей-целей, которые исповедуют Новые движения. Они сознательно противопоставляют свое организационное строение иерархически-бюрократическим структурам институциональных организаций и старых движений. В соответствии с этими тенденциями Новые движения ориентированы на создание небольших неформальных групп, соединенных горизонтальными связями координации и информации» [11, с. 113]. В новых социальных движениях нет четко выраженных лидеров, руководителей много, между ними распределены обязанности, руководители могут сменять друг друга. Участники могут беспрепятственно присоединяться к движениям и также спокойно перестать ему сочувствовать. Новое городское социальное движение Омска является сетевым, не институализированным, не формализованным, горизонтальным по принципу организации. Оно состоит из ряда городских сообществ и проектов, участники и руководители которых перемещаются между проектами: заканчивает функционировать один проект, начинается другой, они участвуют одновременно в деятельности разных проектов и городских сообществ. В ходе интервью информанты отмечали единство активных горожан, хоть и не имеющее структурированного характера и не наделенное общими лидерами. Участники движения не могли четко и в полной мере объяснить, как они себя идентифицируют, при этом они указывали на наличие единого сообщества. Благодаря теории потоковых структур в разрозненных социальных практиках можно увидеть общность, которая формируется посредством соотнесения участников отдельных проектов и ивентов с воображаемым сообществом.

Устоявшиеся подходы к исследованию идентичности -это представления об устойчивой, фиксированной, постоянной идентичности, которая сейчас находится в кризисе. О кризисе идентичности написано больше, чем о самой идентичности. Наш подход снимает проблему кризиса идентичностей и их разнообразия, это нормальное состояние, это не кризис идентичности, это новый процесс ее формирования и существования.

1. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем / пер. с нем. А. Григорьева, В. Куренного, под науч. ред. В. Куренного. М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2016. 456 с.

2. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочкова. СПб. : Питер, 2008. 240 с.

3. Зайцев П. Л. Феноменология религии : учеб. пособие : в 3 ч. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. Ч. I: Инициация. 272 с.

4. Зайцев П. Л. Агональный конфликт: Мужские инициа-ционные практики и конфликты в современном мире. Омск : Амфора, 2011. 156 с.

5. Оводова С. Н. Антропокультурная реальность: от парадокса к проекту : моногр. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. 190 с.

6. Оводова С. Н. Антропокультурная реальность: сущность и способы ее репрезентации : дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2015. 23 с.

7. Усманова А. Гендер и культура в парадигме культурных исследований : учеб. пособие / ХЦГИ. СПб. : Алетейя, 2001. Ч. 1. С. 427-464.

8. Куренной В. Исследовательская и политическая программа культурных исследования // Логос. 2012. № 1(85). С. 14-79.

9. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / пер.

УДК 130.2

СМЫСЛЫ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ

В статье рассматриваются смыслы понимания судьбы человека как философской проблемы. Судьба - это концепт культуры, явление жизни человека, огромный пласт бытия. Смыслы понимания человеческой судьбы по-разному открываются в социокультурном контексте изменений.

Ключевые слова: человеческая судьба, социокультурный контекст, смыслы понимания судьбы.

Проблема судьбы в данной статье лишь только обозначается в постановочном плане как проблема философской антропологии и социальной онтологии, как проблема бытия человека и бытия общества. Научное решение проблемы обусловлено рядом спорных моментов, отсутствием широкомасштабных и протяженных во временном, территориальном и социокультурном континуумах дискуссий, недостаточной разработанностью устоявшегося рабочего определения понятия «судьба человека». Что, в свою очередь, стимулирует необходимость специального философско-антропо-логического исследования. Потребность в философском анализе судьбы осмысливается и трансформируется в проблему смыслов понимания человеческой судьбы.

Смысл в философском понимании есть разумное основание чего-либо; конечная цель; внутреннее содержание, сущность; идея, значение, постигаемое разумом. Смысл -субъективный образ, возникающий при понимании текста; структурное представление процессов понимания. В нашем случае речь идет о смыслах понимания человеческой судьбы как философской проблемы, рассматриваемой в историческом процессе социальных трансформаций. Смыслы судьбы становятся понятными и заключаются в общественной значимости индивидуальной жизни человека, которая включена в социокультурный контекст перманентных изменений.

Судьба - это концепт культуры, явление жизни человека, огромный пласт его бытия. Судьба, несмотря на смену представлений человека о самом себе, о мире, в котором он существует, осмысляется прежде всего в двух направлениях. С одной стороны, судьба - это представление о предопределенности, об обусловленности, о неотвратимости событий и поступков, определяющих бытие человека. С другой стороны, человек сам кузнец своего счастья и творец своей судь-

с англ. В. Г. Николаева, под ред. С. П. Баньковской. М. : Куч-ково поле, 2016. 416 с.

10. Иванов Д. В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8-16.

11. Здравомыслова Е. А. Парадигма западной социологии общественных движений, СПб. : Наука, 1993. 172 с.

© Оводова С. Н., 2017

В. Г. Пузиков V. G. Puzikov

THE MEANINGS OF UNDERSTANDING OF HUMAN DESTINY

The article considers the meanings of understanding of the men's destiny as a philosophical problem. Destiny is a concept of culture, a phenomenon of human life, a huge layer of being. The meaning of understanding of human destiny opens up in different ways in the socio-cultural context of changes.

Keywords: human destiny, socio-cultural context, senses of destiny understanding.

бы, будущего - того, что произойдет, случится с ним. Вместе с тем в человеческой судьбе закреплен опыт философского понимания категорий свободы и необходимости применительно к общественному бытию, в них разум видит механизмы, которые управляют индивидуальным бытием.

На протяжении какого-то, возможно, длительного периода времени одинокой жизни человек предпринимает попытки прояснить неведомое, наполнить смысловым содержанием собственное индивидуальное бытие. Однако осуществить этот замысел в гордом одиночестве не представляется возможным. Требуется выход за пределы индивидуального бытия посредством общения, установления контактов, связей и отношений с другими индивидами, можно сказать, что этот выход образует совокупность взаимодействующих между собой людей - общество, общественное бытие. В реальности человек и общество существуют не одномоментно и полярно, а перманентно и интегративно как некое возникающее и выделенное в результате взаимодействия связующее звено под названием «социальное» в различных его формах, характеризующих общественное бытие, проявляющееся в социокультурном контексте перманентных изменений. Человек творит судьбу общества, а общество творит судьбу человека.

В процессе социальных трансформаций общества термин «судьба» подвергается переосмыслению, возникает необходимость приведения содержания понятий «судьба человека» или «человеческая судьба» в соответствии с теми изменениями, которые происходят в социальной реальности. Изучение человеческой судьбы продолжает оставаться актуальным независимо от политического строя, экономической и социокультурной ситуации. И в третьем тысячелетии существование человека по-прежнему связано с пробле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.