"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008
138 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Д. М. АУТЛЕВ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АДЫГСКИХ ПЛЕМЕН ПРИ НАИБЕ ШАМИЛЯ МАГОМЕТЕ АМИНЕ
(1848-1859 годы)
В статье рассматриваются социокультурные особенности военной организации адыгов в один из наиболее драматичных периодов черкесской истории - завершающий период Кавказской войны.
Ключевые слова: адыги, горцы, государство, Кавказ, муртазеки, наиб, организация, Черкесия.
В 40-е годы XIX века, в самый разгар Кавказской войны, заметную роль в активизации национально-освободительного движения заку-банских адыгов стали играть наибы (генералы) Шамиля - имама Чечни и Дагестана, в 18341859 годах возглавлявшего сопротивление горцев Северо-Восточного Кавказа. Через своих наибов Шамиль стремился распространить влияние мюридизма на этих территориях, объединить на базе ислама разрозненные черкесские племена в военно-теократическое государство (подобное имамату, созданному им самим в Чечне и Дагестане), организовать общий кавказский фронт от Азовского до Каспийского моря и, таким образом, мобилизовать все силы горских народов для газавата -«священной войны» против царской России.
Политическое и военное объединение адыгов было невозможно в рамках существовавшего у них общественно-политического устройства. Отягощенная пережитками общинно-родового строя феодальная формация, складывавшаяся в Черкесии, находилась на ранней стадии своего развития. Она характеризовалась политической, экономической и военной раздробленностью. Попытку изменить ситуацию путем введения шариата (мусульманских законов) предприняли официальные посланники Шамиля - наибы Хаджи Магомет и Сулейман Эфенди в 1842-1846 годах. Однако оба не справились с поставленной перед ними задачей. Распространение шариата сопровождалось нарушением вековых традиций и обычаев адыгов, что и явилось основной причиной их неудачи. Деятельность первых наибов Шамиля на Северо-Западном Кавказе показала, что закубан-ские адыги не склонны к религиозному фанатизму. А это означало, что черкесы воспринимали только политическую сторону мюридизма, выражавшуюся в необходимости объединения их сил для борьбы с военной экспансией царской России.
В конце 1848 года по просьбе абадзехов Шамиль отправил в Черкесию своего третьего посланника - Магомета Амина. Начальник Черноморской береговой линии А. И. Будберг в своем рапорте Кавказскому наместнику М. С. Воронцову от 26 июля 1849 года писал: «Магомет Амин явился в благоприятное время для исполнения своих видов. В последнее десятилетие общее направление умов у западных черкесов постоянно клонилось к устройству из всего народонаселения од-
ного политического целого. Все начинания в этом роде оставались безуспешными по духу самостоятельности обществ и фамилий» (1).
Действуя энергично и целеустремленно, Магомет Амин под лозунгами ислама и шариата предпринял попытку создания централизованного черкесского государства, которое должно было объединить не только «враждебные» царизму, но и «мирные» адыгские племена. Создавая адыгскую государственность в условиях ведения Кавказской войны, наиб проявлял большую заботу о реформировании их военной организации и создании национальной армии. Это было основной задачей на протяжении всей его деятельности. При этом он копировал действия своего имама в Чечне и Дагестане.
Ядро военных сил наиба составляли муртазеки - воины, последователи мюридизма (2), игравшие роль конной гвардии и его телохранителей. Их отряды комплектовались в основном обедневшими юношами-сиротами, покинувшими родные края, хеджретами (3), скрывающимися в чужих племенах изгнанниками-абреками (4). Поступая на службу к наибу, они получали хорошее содержание и высокое положение в обществе. Их преданность и надежность не вызывали сомнений. Практиковался также набор в муртазеки лучших воинов во всех присягнувших наибу племенах из расчета по одному-два человека с каждой сотни дворов (5). По словам очевидца, во время войны они составляли самую надежную и лучшую часть сборищ горцев, держались с отчаянной решительностью, соблюдали отличную подчиненность. Малое число их было опаснее, чем целое скопище горцев.
Другую, более многочисленную часть военных сил наиба составляли темдеши - пешие и конные воины ополчения. В отличие от «кадровых» мур-тазеков ополченцы содержались за собственный счет (6). Подчиняя себе отдельные общины или целые племена, Магомет Амин приводил к присяге на Коране все мужское население в возрасте от 10 до 70 лет. После этого он приступал к организации военно-административного аппарата. Вся населенная территория разбивалась на участки (по 100 дворов в каждом). В свою очередь, каждый из них подразделялся на 5 отделений по 20 дворов. Во главе участка стоял мухтар - избранный народом или назначенный наибом старшина, а во
№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"
главе отделений - назначенные наибом муртазе-ки. Мухтар и пять подчиненных ему муртазеков следили за беспрекословным исполнением приказаний наиба и обеспечивали своевременный сбор необходимого ему количества темдешей, налогов и штрафов (7).
С учетом имущественного положения население участка обязывалось содержать в постоянной готовности и выставлять по одному пешему или конному воину с каждого двора (8). Воины должны были являться на сборный пункт по первому призыву. Для больших военных предприятий требовалось по два и более воина со двора, а иногда вызывалось и поголовное ополчение. Поэтому ни один боеспособный мужчина не имел права отлучаться за пределы участка без разрешения мухтара.
Выставление ополченцев могло заменяться денежным взносом в размере пяти рублей серебром с одного двора, который избавлял от необходимости быть в отряде и следовать за кадровыми муртазеками Магомета Амина. Помимо военной повинности народ облагался налогами и поставлял определенное количество скота, хлеба и сена для их содержания. Кроме того, жители прику-банских аулов несли постоянные караулы для наблюдения за передвижениями царских войск, поимки перебежчиков и вражеских лазутчиков (9).
Несколько отдельных участков объединялись в округ. В каждом из них возводилось укрепление - мегкеме (10), являвшееся, по сути, окружным судебным и военно-административным центром, а также сборным пунктом войск. Внутри него находились постройки, в которых размещались: судилище, мечеть, духовное училище (медресе), жилые помещения, казарма, конюшня, колодец, склады боеприпасов и продовольствия. Под зданием судилища устраивалась тюремная яма для преступников, противников нового порядка, ослушников воли наиба, пленных и т. д. (11).
Управление мегкеме состояло из одного муфтия и трех кадиев, а его гарнизон - из муртазе-ков и исполнявших полицейские обязанности за-птиев. Муфтии назначались самим Магометом Амином и сосредоточивали в своих руках судебную, административную и военную власть. Они были начальниками округов, а кадии составляли советы, действовавшие при них. Вся эта система увенчивалась диктаторской властью наиба, которому принадлежало главное управление над каждым мегкеме. Их количество не было постоянным и изменялось в зависимости от военных успехов Магомета Амина.
Первоначально было устроено четыре укрепления - по рекам Белой, Псекупс, Пшеха и Пшиш. Несколько позже они появились на реках Худако, Адагум, Антхир, Схолягуаш и др. Всего к началу 1850 года построили 13 укреплений, из которых 5 находились на территории Абадзехии, 3 - в равнинной и еще 3 - в высокогорной части Шапсугии, по одному - в землях натухайцев и убыхов (12). По свидетельству более поздних источников, только в одной Абадзехии их было построено 12 (13). Для постройки мегкеме жители
окрестных аулов должны были являться со своими инструментами, арбами и рабочим скотом.
Постоянным местопребыванием Магомета Амина было укрепление на реке Белой. Оно являлось главным военно-административным и судебным центром Северо-Западного Кавказа. Отсюда исходили важнейшие распоряжения, сюда же свозились преступники, дела которых разбирал сам наиб. В своей резиденции он организовал производство пороха и подготовку артиллерийского парка для будущих сражений. Необходимую для изготовления пороха селитру получали из Карачая, а сера добывалась из псекупских минеральных источников. Железо подвозили армянские купцы, на которых его доставка была возложена «в виде подати» (14).
Опираясь на созданный им аппарат управления и вооруженные отряды муртазеков, Магомет Амин постепенно подготовил почву для развертывания широких военных операций против России. Результатом его усилий являлось то, что не было «прежнего разъединения племен и бессвязной малой войны». По мнению вице-адмирала Серебрякова, горцы готовы были теперь «не для набега и добычи отдельными партиями по произволу частных предводителей, а к ведению войны политически совокупными силами, по общему плану» (15). Численность его постоянного войска достигала нескольких тысяч человек. В то же время, по исчисленьям русских офицеров, возможный военный потенциал его армии мог достигать 80 000 человек (16). В одной Абадзехии помимо личной охраны наиб имел в своем распоряжении 252 духовных лица и 3000 отборных джигитов. Кроме того, как уже упоминалось выше, Магомет Амин ввел у себя артиллерию и «торжественно возил за собой орудие в тех случаях, когда побуждал какое-то племя на соединение с собою» (17). Он обеспечивал продовольствием свою армию на случай военных действий за счет местного населения, а необходимое ему оружие и снаряжение в основном производилось в самой Черкесии, частью же доставлялось контрабандным путем из Турции и Англии. Обеспечением и снабжением войск Магомета Амина занимался Берсебей, назначенный начальником мегкеме на реке Псекупс.
Помимо улучшения структуры военной организации, предпринимались меры по совершенствованию способов употребления военных сил горцев. С этой целью планировалось использовать русских перебежчиков, венгерских и польских волонтеров. Сначала Магомет Амин «устроил в Абадзехии на реке Шавготча (вблизи истоков ее) род христианской солдатской колонии, где было собрано в то время около 800 человек, которые занимались всевозможными ремеслами и земледелием. Мохамед-Эмин думал о военной организации этих людей и об образовании так необходимой для страны артиллерии <...> Беглые казаки принимали участие во всех набегах адыгов против русских и руководили ими, хорошо зная расположение правого берега Кубани, где они родились и служили, они были для русских страшны-
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (28), 2008
ми и опасными врагами» (18). Вместе с тем наиб активно сотрудничал с представителями венгерской и польской эмиграции в Стамбуле. В результате этого сотрудничества в начале 1857 года четыреста старых польских легионеров прибыли в Черкесию на английских судах. Предполагалось, что поляки и венгры станут ядром большой черкесской армии. Из их числа были сформированы небольшие группы, которые должны были руководить черкесскими войсками, обучать их действию правильным строем с использованием штыков и артиллерии.
Таким образом, в отличие от предшествующих периодов борьба адыгов приобрела относительно организованный характер. Военные походы готовились более тщательно, а во главе отрядов стояли опытные старшины, действовавшие по единому плану под руководством самого Магомета Амина. Было налажено правильное снабжение войск. Кроме того, существенно расширились территориальные рамки освободительного движения. Под знаменами наиба Шамиля сражались не только абадзехи, шапсуги, натухайцы и убыхи, но и егерухаевцы, темиргоевцы, бжедуги, бесле-неевцы, хатукаевцы, урупские кабардинцы, махо-шевцы. Но относительно короткий срок пребывания Магомета Амина в Черкесии не позволил ему надлежащим образом реформировать военную организацию горцев и улучшить тактику борьбы так, чтобы успешно противостоять крупным войсковым соединениям царской армии, превосходившим его войска и численностью, и вооружением. Поэтому наиб, как правило, избегал крупных сражений, строго придерживался традиционной для горцев тактики ведения партизанской войны, представлявшей собой беспрерывную череду мелких нападений, засад и набегов.
Государственное образование Магомета Амина просуществовало до 1859 года. Наибу Шамиля не удалось создать прочной государственной системы, не все черкесские земли были включены в нее на постоянной основе. Ее центром являлась Абадзехия. Политическому и военному объединению западных адыгов препятствовали межплеменные распри, подогреваемые царизмом, и социальная борьба внутри адыгских обществ. Мусульманское государство, к которому он стремился, являлось военно-теократическим. В Чер-кесии же позиции ислама были не так сильны, как в Чечне и Дагестане, чтобы играть роль консолидирующего элемента в государственной системе. К тому же дух свободы и независимости черкесов
противоречил строгим рамкам теократического государства(19).
И все же наибу Шамиля удалось путем внедрения на Северо-Западном Кавказе ряда социокультурных элементов, свойственных народам Северо-Восточного Кавказа, на время объединить разрозненные черкесские племена и установить в Западной Черкесии государственные формы правления. В свою очередь, это позволило реформировать военную организацию горцев, наладить систему снабжения войск и образовать национальную армию, состоявшую из постоянных воинских формирований муртазеков и отрядов ополчения, комплектовавшихся представителями различных этнических групп адыгов.
Литература, источники и примечания
1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 260. Оп. 1. Д. 822. Л. 68-68 об.
2. Мюридизм - суфийское воинствующее направление ислама, распространившееся в Чечне и Дагестане в ходе Кавказской войны.
3. Хеджреты - бежавшие из оккупированных районов страны горцы, продолжавшие борьбу за независимость.
4. Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Краснодар, 1998. С. 150.
5. ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 1041. Л. 30; Ф. 260. Оп. 1. Д. 1509. Л. 48 об.
6. Там же. Ф. 261. Оп. 1. Д. 1041. Л. 109.
7. Там же. Л. 48 об.
8. Там же. Д. 1112. Л. 51.
9. Там же. Л. 29.
10. Там же. Д. 1041. Л. 49 об.
11. Там же. Л. 30 об.
12. Лапинский Теофил (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995. С. 218.
13. Архив Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Ф. 1. П. 49. Д. 23. Л. 5.
14. ГАКК. Ф. 261. Оп 1. Д. 1041. Л. 47-48.
15. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 38. Оп. 7. Д. 209. Л. 111.
16. Кубанский сборник. Екатеринодар, 1904 / под ред. С. В. Руденко. Т. Х. С. 526; Акты Кавказской археографической комиссии. Т. Х. С. 684.
17. Военный сборник. Т. XI. С. 314.
18. Лапинский Теофил (Теффик-бей). Горцы Кавказа... С. 147-148.
19. Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик, 1994. С. 213.
D. M. AUTLEV. SOCIOCULTURAL SPECIFICATIONS OF ADYG TRIBES' WAR ORGANIZATION IN THE TIME OF SHAMIL - MAGOMET AMIN'S NAIB (1848-1859)
This article deals with some socio-cultural features of Adygs' war organization in one of the most dramatic periods of Circassian history during the last period of the Caucasian war.
Key words: Adygs, mountaineers; the State; Caucasus; murtazeki; naib; the organization; Circassia.