И.А. КУПЦОВА, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и методологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
Тел. 8-915-271-93-12; [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ
В статье проанализированы социокультурные издержки развития и творческий потенциал русской провинциальной культуры в современных условиях трансформации российского общества. Внимание уделено как негативным последствиям функционирования советской системы, так и новейшим социально-экономическим и культурным вызовам, непосредственно влияющим на социокультурное пространство русской провинции. Рассмотрены различные направления перспектив развития русской провинциальной культуры.
Ключевые слова: русская культура, русская провинция, социокультурные издержки развития, творческий потенциал.
В последние десятилетия наблюдается повышенное внимание к проблемам и перспективам развития России не только с учетом динамики ведущих факторов общественной жизни (экономических, политических), но и тех характеристик, которые ранее не попадали в центр аналитического интереса. В данном случае речь идет о культуре русской провинции, которую ныне не обходят вниманием ни политики, ни исследователи.
При этом вопрос о возрождении русской культуры и России в целом традиционно связывается с представлениями о передовых силах общества, о крупных социальных классах и слоях. Действительно, рассуждая о том, как спасти русскую культуру, многие аналитики приходят к выводу, что в нашем обществе сегодня нет мощных социальных сил, которые были бы способны на преодоление серьезных издержек и препятствий культурного развития. Крестьянства больше не существует; интеллигенция и военные, не оправившись после реформаторских ударов последних десятилетий, пока не в состоянии оказывать решающего воздействия на развитие общества; представители творческой и интеллектуальной элиты нередко замкнуты в рамках своих субкультур; бизнес-сообщество еще не вышло из стадии первичного накопления и перераспределения капитала; духовно-религиозные лидеры осуществляют лишь первые попытки активизировать свою деятельность в значительных общественных масштабах.
Но стоит ли, говоря о будущем нашей культуры, уповать только на конкретный социальный слой? Обращаясь к культуре русской провинции, мы пытаемся обнаружить интегративные силы, которые не относятся к какой-либо социальной группе или прослойке. Провинциальные сообщества представляют собой социокультурные субъекты другого плана. Оставаясь в современных условиях достаточно маргинальными, они сохраняют лучшие качества русского народа: здравый смысл и самостоятельность суждений, нежелание слепо принимать на веру сомнительные новшества, надежду на собственные силы и возможности. Вместе с тем провинциальное культурное пространство никогда не было чуждым инновациям.
© И.А. Купцова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Известно, что целый ряд выдающихся научных и общественных деятелей (А .И. Солженицын, Д.С. Лихачев, А.С. Панарин и др.), а также представителей культуры и искусства (С.В. Ямщиков, В.Я. Курбатов и др.) в последние десятилетия не раз выражали надежду на то, что глубинная Россия лучше всего сохранилась в отдалении от мегаполисов, ибо там население смогло сберечь лучшие качества русской культуры.
Продолжая подобные рассуждения и углубляя этот подход, мы остановимся на анализе издержек современного развития русской провинциальной культуры, под которой в данном случае понимаем социокультурное пространство малых и средних городов Центральной России.
Многие из трудностей, недостатков и ограничений динамики современного русского провинциального мира стали очевидны после распада СССР и явились прямым следствием советской модели развития общества. Другую группу составляют социокультурные издержки, появившиеся в ходе реформационного периода и недальновидной культурной политики государства относительно русской провинции. Рассмотрим основные из них.
Деиндустриализация русской провинции, кото -рая особенно сильно затронула малые города, образованные вокруг промышленных предприятий (так называемые моногорода), зачастую представлявших собой единственного крупного работодателя в локальном пространстве и обеспечивавших функционирование городской социально-культурной инфраструктуры.
По мнению экспертов1, занимающихся проблемами моногородов, ныне в России насчитывается порядка 400 моногородов, в них проживает 25 процентов городского населения страны, или 16 миллионов человек. На долю моногородов в докризисный период приходилось порядка 40 процентов суммарного валового регионального продукта. 27 моногородов на уровне Правительства России признаны нуждающимися в экстренной экономической помощи.
Ухудшение демографической ситуации в провинции, которое проявляется в общероссийской тенденции сокращения рождаемости и увеличении числа людей старшего возраста.
В качестве аргументированного объяснения данных демографических тенденций можно привести точку зрения современного исследователя в области медицины и этнографии И.А. Гундаро-
ва. На обширном фактологическом материале, применяя в том числе методы сравнительного анализа статистических, экономических, биомедицинских данных, ученый пришел к значимым выводам. Демографическое неблагополучие, особенно ярко проявившееся в центральных регионах нашей страны начиная с 1990-х годов, объясняется факторами, далекими от традиционных трактовок данной ситуации. И.А. Гундаров2 утверждает, что демографический спад связан с таким фактором, как «духовное неблагополучие» населения, вызванное происходившим отказом от моральных норм, утратой веры в людей, негативными психологическими состояниями. Таким образом, подчеркивается определяющая роль в жизни человека традиционного ценностно-смыслового комплекса, кото -рый формировался в течение длительного времени и является органичным для представителей данного культурного мира.
Одновременно в результате нарастания негативных социально-экономических тенденций в период реформ возрос отток населения из провинции (уезжали и уезжают в основном молодые люди, не видящие перспектив своего развития в провинции; люди, не имеющие средств на содержание семьи и способов их заработка в малом городе, а также высококвалифицированные специалисты, стремящиеся к адекватным условиям оплаты своего труда).
Еще одним ракурсом вопроса о демографическом неблагополучии можно назвать проблемы алкоголизма, наркомании и преступности, которые значительно затронули русское провинциальное пространство.
Деградация социальной инфраструктуры, созданной в советский период (дороги, коммуникации, состояние ЖКХ и т.д.). Значительно ухудшилась транспортная доступность (как в физическом, так и в экономическом смысле) многих малых городов. Практически перестали существовать малая авиация, малое речное судоходство, обеспечивавшие в прошлом связь подобных городов с центром. При этом рост тарифов на проезд в рейсовом автотранспорте, авиа- и железнодорожных перевозках значительно снижает мобильность населения провинциальных городов.
Отметим проблемы, связанные с отсутствием градостроительной политики и перспективных планов реального развития локальных территорий. В связи с ростом количества ав-
тотранспорта, увеличением его мощности перед малыми и средними городами уже встала проблема дорожного «паралича» (проблема автомобильных пробок охватывает все большее пространство).
С распадом региональных экономик также связаны процессы социальной маргинализации и социальной атомизации членов провинциального сообщества. Эти тенденции проявляются в укоренившейся отчужденности жителей от городской среды, слабом развитии самоорганизации и воплощения социокультурных инициатив в рамках локального пространства. Культурная маргинализация связана с возрастанием числа переселенцев в малые города из деревень и сел, которое наблюдалось после распада колхозно-совхозного способа организации сельского хозяйства. Приехав в город, сельский житель, как правило, остается носителем культуры другого типа, слабо воспринимая особенности городской среды. Отсюда - архаизация пространства малых городов.
Негативно на современном состоянии провинциальной культуры сказывается кризис учреждений культуры, которые в большинстве случаев оказались переведены на финансирование из местного бюджета, не обладающего чаще всего достаточным объемом средств. Многие ведомственные учреждения культуры, так называемые непрофильные активы предприятий, перестали существовать вследствие происшедших изменений (смена собственника, закрытие предприятий и др.). В результате основным доступным средством проведения досуга для провинциального жителя является просмотр телевидения. Даже там, где учреждения культуры сохранились и продолжают свою работу, доступ к их услугам во многом ограничен из-за перевода их деятельности на коммерческую основу. Как следствие, происходит снижение витально-рекреационных и психологических возможностей у населения малых городов.
Под воздействием негативных внутренних процессов, а также влиянием массовой культуры в провинции происходит разрушение традиционного образа жизни и ценностно-смысловых ориентиров. Данные издержки напрямую связаны с вопросами сохранения народной культуры, национальной идентичности и представляют особую важность для будущего нашей страны в целом.
Внушают опасение некоторые тенденции развития провинции, проявляющиеся последние два
десятилетия, которые имеют более опосредованную связь с советским прошлым.
Изменение демографического состава населения провинциальных городов за счет мигрантов из бывших союзных республик и дальнего зарубежья. Мигранты создают свою культурную среду, часто закрытую для местного населения, привносят новые традиции, вариант уклада повседневной жизни, который идет вразрез с культурными устоями локального сообщества. В то же время в постсоветский период провинция значительно пополнилась высококвалифицированными специалистами, вынужденными уехать с территорий бывшего СССР; среди них много представителей творческой интеллигенции, профессорско-преподавательского состава вузов, медиков, инженеров, которые внесли заметное оживление в локальную социокультурную среду.
Таким образом, в современной провинции происходит межкультурное взаимодействие в рамках повседневной практики. Оно содержит потенциально возможные проблемы в недалекой исторической перспективе (о чем свидетельствует европейский опыт).
Следующая проблема заключается в том, что происходит разрушение исторического культурного ландшафта провинции, который из-за непродуманного градостроительного плана, погони за сиюминутной выгодой местного бизнеса и чиновников зачастую может быть утрачен. Сады и парки, памятные места провинции порой превращаются в районы массовой застройки, идущей вразрез с местным культурным ландшафтом, который формировался веками и представляет собой значительную культурно-историческую ценность. Например, во многих малых городах в настоящее время активно застраиваются береговые зоны рек, которые исторически формировали местный ландшафт, формируя неповторимое культурное пространство - образ места. Также нередко нарушается принцип вертикальной доминанты малого города, когда вновь возводимые многоэтажные дома возвышаются над куполами православного храма, бывшего долгое время центром культурного ландшафта малого города. С подобной проблемой столкнулся в настоящее время подмосковный Сергиев Посад, имеющий статус исторического города. Новые многоэтажные постройки грозят стать «фоном» соборам Троице-Сергиевой лавры и разрушить культурный ландшафт, связанный с мно-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
говековой историей и духовными традициями нашей страны.
Особый круг проблем формируется в связи с организацией крупными отечественными и зарубежными компаниями в провинции новых предприятий и производств. Существует опасение, что провинция превратится исключительно в источник дешевой рабочей силы и доступных природных ресурсов. Крупные производители зачастую навязывают свои программы и нормы деятельности местному населению, не принимая во внимание особенности локального культурного мира. Прямая эксплуатация провинциальных ресурсов может привести к плохо прогнозируемым социокультурным последствиям. Не столь очевидна также позитивная роль пришедших в провинциальные города крупных торговых сетей. Как и в других странах мира, это, как правило, приводит к разорению местных торговцев и разрушению привычного образа повседневной жизни (с обязательным походом горожан на рынок, предполагающим личностные контакты и общение в процессе купли-продажи, когда продавец и покупатель много лет знают друг друга). Крупные магазины самообслуживания привносят обезличенность, стандартизацию в жизненный мир провинции. Они неохотно сотрудничают с местными производителями продукции, т.к. имеют выгодные контракты с представителями транснациональных корпораций, предоставляющими продукцию, которая имеет мощную рекламную поддержку по центральным каналам СМИ. Встает вопрос о том, насколько совместимы интересы провинциального сообщества с интересами крупного бизнеса и как они согласуются с целями развития региона и локального сообщества.
Таким образом, современное состояние русской провинции характеризуется целым рядом социокультурных издержек и неясностью перспектив дальнейшего развития. Однако в провинции есть значительный творческий потенциал, который может и должен быть использован в условиях модернизации российского общества.
Творческий потенциал русской провинции. В настоящее время особенно привлекательными и перспективными для дальнейшего развития представляются экологические, социальные, духовные, экономические преимущества, которыми обладает современное провинциальное пространство. Остановимся на их анализе более подробно.
К экономическим механизмам развития современной провинциальной культуры можно отнести возникновение новых бизнес-структур, ко -торые приходят из-за границы или крупных отечественных центров. В малых городах не только размещаются представительства различных коммерческих фирм, но и открываются новые производства. Это приводит к более тесным контактам провинциального сообщества с внешним миром, включает его в цепь социально-экономических взаимодействий, выходящих за рамки локального пространства.
Постепенно восстанавливаются местные производства и местные формы обслуживания. При этом отметим, что бизнес-процессы разворачиваются в провинции с большими трудностями, что связано с определенными противоречиями между законами рыночной системы и традиционными представлениями русских о труде и богатстве, которые закреплены на уровне культурных кодов.
Значительными перспективами в провинции обладают творческие индустрии, концепция ко -торых возникла в Великобритании и с 1998 года является приоритетом британской национальной политики. К творческим индустриям относят крупные коммерческие предприятия: телевидение, издательства, звукозаписывающие фирмы, Интернет-корпорации; малые и средние творческие предприятия, которые формируются вокруг крупных или складываются в городские кластеры; посреднические агентства, которые обеспечивают взаимодействие конкретных секторов творческих индус-трий и органов власти; традиционные организации культуры: архивы, театры, музеи, библиотеки, кон -цертные организации; независимые профессиона-лы3. Освоение потенциала творческих индустрий для развития русской провинциальной культуры находится на начальном этапе и пока не имеет достаточного количества реальных проектов и наработок. Отметим ряд авторов-практиков, занимающихся развитием творческих индустрий в России. Значительную роль в осмыслении значимости творческих процессов, самоорганизации местного населения, возможных вариантов развития провинциального пространства играют работы профессора В. Л. Глазычева4. Наряду с переводной литературой5 по данной проблематике в последнее время появились работы отечественных авторов6. В Москве создано агентство «Твор -ческие индустрии», в Санкт-Петербурге - «Центр
развития творческих индустрий», известны творческие проекты в Архангельской области и Карелии.
Предполагается, что творческие индустрии и творческие кластеры сегодня могут стать значимым фактором развития локальных территорий. При этом велика роль не только государственных и муниципальных органов власти, но и независимых творческих профессионалов и предпринимателей в области культуры и творчества. В основном отечественные предприятия творческих индустрий представляют собой новые формы работы традиционных учреждений культуры или местных ремесел и производств. Примером могут служить программы музея «Русский самовар» г. Касимова Рязанской области; Коломенского центра развития познавательного туризма «Го -род-музей»; деятельность художественно-творческой мастерской ООО «Михайловское кружево» г. Рязани; производство авторской керамики ООО «Арт-Модерн» Люберецкого района Московской области и многие другие.
Творческие кластеры, объединяющие представителей современных творческих профессий дизайнеров, продюсеров, 1Т-специалистов, фотохудожников и т.д., в настоящее время существуют только в Москве и Санкт-Петербурге. Для продвижения идеи о возможностях использования культурного потенциала провинции необходимо привлекать специалистов, которые на основе научных разработок способны представить концепцию развития локального пространства. Таким образом, возрастает роль экспертно-аналитической деятельности в социокультурной сфере7. При этом надо признать, что она все еще мало востребована на местах, хотя отдельные примеры проведения комплексной культурной экспертизы доказывают ее эффективность (например, проектный план развития городской среды г. Мышкина Ярославской области, созданный коллективом под руководством В.Л. Глазычева, и др.).
Заметным противоречием в развитии творческих индустрий в русской провинции выступает и то, что они позиционируются как необходимое условие развития постиндустриального общества. Однако российскую глубинку довольно сложно определить как сообщество, находящееся на постиндустриальном этапе развития, в основе кото -рого лежит творческая деятельность человека. Очевидно, что невозможно просто механически перенести зарубежный и отечественный столич-
ный опыт в провинциальное пространство. Представляется, что ближайшие перспективы развития творческих индустрий в русской провинции будут находиться в русле возрождения традиционных ремесел, местных производств, а также использования имеющейся базы учреждений культуры. Считаем необходимым рассматривать в составе творческих индустрий провинции учреждения системы начального, среднего, высшего профессионального, а также дополнительного художественного образования. Во многом благодаря советскому периоду они получили широкое распространение и представлены в малых городах (вузы культуры и искусств, различные творческие учебные заведения, музыкальные, художественные, хореографические школы могут быть также включены в состав локальных творческих кластеров). Особо отметим, что в провинции именно в учреждениях образования сосредоточен значительный культурный потенциал, который при этом обеспечивает связь между поколениями.
К социальным ресурсам провинциальной культуры можно отнести наличие кадрового потенциала. Общей тенденцией для русской провинции является значительный отток молодежи в крупные города и столицу. Это происходило и ранее, однако в настоящее время масштабы данного процесса значительно возросли. С одной стороны, нехватка рабочих мест, диспропорция экономического развития страны и размеров оплаты труда приводят к стремлению молодежи покинуть родные места, с другой - часто определяющее влияние оказывают средства массовой информации, а также контакты с уже уехавшими земляками, ко -торые представляют жизнь в крупных городах как единственно возможный способ заработать и интересно жить. При этом негативные стороны переезда остаются «за кадром».
Однако есть и прямо противоположная тенденция, оформившаяся в последние годы. Условно можно выделить несколько типов молодежных групп, живущих в провинции, представители кото -рых по-разному решают вопрос о своем будущем. Кроме упомянутых выше сторонников переезда в крупные города (как на основе осознанного выбора и желания навсегда покинуть провинциальное сообщество, так и уезжающих по причинам острой экономической необходимости) в провинции явно существует категория молодых людей, кото -рые в принципе не задумываются о возможности
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
переезда. Их жизнь развивается по заранее известному естественному сценарию: учеба в школе, работа, семья, дети, внуки и т.д. Интересы сосредоточены на уровне микромира семьи и провинциального сообщества. Основное времяпрепровождение связано с просмотром телевидения и видео, встречами с друзьями и родственниками. Их можно условно назвать современными «провинциальными обывателями».
Одновременно в провинциальной среде сформировался особый тип человека, который реализует себя в пространстве «малой родины» и не стремится ее покинуть, осознавая издержки жизни в больших городах. Значительную роль в данном случае играют ценность сохранения семейных отношений, непосредственных дружеских контактов, размеренности провинциальной жизни, хо -рошее знание окружающего пространства и «законов», по которым живет данное сообщество. Таким образом, проявляются разнонаправленные ценностные ориентиры и представления современных жителей русской провинции - от следования образцам культуры, которые порождаются в столицах и крупных центрах, до сознательного стремления к сохранению традиций провинциальной среды.
Следующим направлением развития, способным позитивно повлиять на состояние социально-экономической сферы малых и средних городов, можно назвать индустрию туризма.
Провинциальный мир, обладая исторической самобытностью развития, включает в себя ряд памятных мест, музейных комплексов, традиций и обычаев, языковую специфику, локальные промыслы, устное народное творчество, народный костюм и кухню, передававшиеся из поколения в поколение. Все вышеперечисленное приобретает в современной туриндустрии немалую значимость, пробуждая у путешественников познавательную активность и живой интерес.
При выборе маршрутов туристы руководствуются разными мотивами, среди которых чаще всего фигурируют следующие: получить позитивные впечатления и оздоровительный заряд, заняться спортом, расширить свои познания, повысить культурный уровень, обрести возможность для самовыражения и самоутверждения, развлечься, вступить в общение с новыми интересными знакомы-ми8. На предпочтения людей, несомненно, также оказывают влияние такие факторы, как возраст,
уровень доходов, национальные особенности менталитета, привычки, мода, природно-климатические условия. Не следует забывать и о личностных представлениях, внутренних запросах, кото -рые сложились у человека под влиянием различных причин в рамках родной культуры.
Представляется, что развитие туризма в нашей стране может быть более успешным при одновременном использовании сразу нескольких его ведущих видов и направлений вне зависимости от сезона. Не отрицая значимости тех видов туризма, которые связаны с морскими путешествиями и санаторно-курортным отдыхом, рассмотрим существующие и потенциальные варианты развития провинциального туризма. Данный вид туризма, в силу его слабой задействованности в предшествующий исторический период, способен ныне обеспечить людям широкий диапазон рекреации как посредством привычных форм отдыха, так и с помощью новых видов оздоровления и развлечений.
Сельский/агротуризм - это популярная во всем мире форма туризма, предполагающая пребывание в сельской местности или малых городах, не имеющих промышленного производства. В отечественных условиях развитие данного вида туризма имеет свои существенные особенности.
Одним из вариантов развития сельского туризма является обращение к данным ресурсам местного регионального сообщества, для которого он представляет наиболее доступную форму рекреации. Взаимодействие населения провинциальных городов с сельским окружением препятствует процессу его окончательного разрушения и опустения, порождая новые формы существования деревенской среды.
Другим аспектом интереса к сельскому туризму является стремление жителей больших городов к рекреации в условиях местного природно-климатического комплекса, вдали «от шума городского». Ярким примером такого движения является еженедельно повторяющийся в весенне-летний период «пятничный исход» из Москвы на дачи и в загородные дома.
Статистически местами, наиболее привлекательными для осуществления рекреации, считаются те, для которых характерны контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред9. Для горожан, особенно жителей мегаполисов и крупных центров, сельская местность и маленькие
провинциальные городки будут являться контрастной средой. Такой вариант короткого путешествия позволяет резко сменить окружающую обстановку, ритм жизни, экологическое окружение, что благотворно влияет на жителей большого города. Не требуется значительных перемещений в пространстве, акклиматизации и адаптации, что способствует результативному отдыху в кратчайшие сроки.
Значительной перспективой развития в провинции обладает как сельский, так и этнический туризм. Нам представляется, что применительно к отечественной практике будет справедливо отнести к данному виду туризма прежде всего знакомство с традициями и культурой народов России, в частности с русской культурой. Не случаен интерес к традиционным народным гуляниям и праздникам, который все больше и больше проявляют жители российских городов (яркие примеры -празднование Масленицы и Рождества). Туристическая индустрия не стоит на месте, предлагая праздничные туры на русские православные праздники в провинциальные города России, а также путешествия к сказочным персонажам, например Деду Морозу и Бабе Яге и т.д.
Одним из вариантов развития данного туристического направления в провинции может стать создание «этнографических деревень», где будут сохраняться и популяризироваться традиционные народные промыслы, обряды и ритуалы, уклад жизни. Такие поселения способны удовлетворять растущий интерес к традиционной культуре, в том числе ремеслам, национальной кухне. Очевидно, что туристы должны иметь возможность не только присутствовать и смотреть, но и принять участие в некоторых производственных процессах. Примером могут служить ярмарки ремесел, проводимые в различных городах России, где каждый желающий имеет возможность попробовать себя в гончарном деле, вышивании, ковроткачестве, изготовлении глиняной игрушки, которые неизменно пользуются вниманием как местных жителей, так и приезжающих туристов.
Примером является этнографический парк «Эт-номир»10, расположенный у деревни Петрового района Калужской области. На территории развлекательного комплекса под открытым небом расположены «Этнодворы», представляющие культуры различных стран и регионов мира; музей русской печи, включающий макет печки, увеличенной в 4 раза, в которую можно зайти и посмотреть
её внутреннее устройство, а также несколько макетов в натуральную величину традиционных домов жителей европейской части России; зооуго-лок «Собаки Севера» с живыми собаками породы хаска и др. Отличительной особенностью проекта является его направленность на активное познание культур, в ходе которого можно ознакомиться и принять участие в изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства, испечь в печи хлеб, а также разместиться на ночлег в гостиничных номерах, устроенных в аутентичных жилищах разных народов мира (украинских хатах, русских избах, на сеновале, в юртах или жить в палаточном городке).
Религиозный/паломнический туризм может стать еще одним из видов, имеющих значительные перспективы развития в современных малых городах России. В русской провинции рассредоточены как популярные у туристов крупные духовные центры России, такие как Оптина пустынь в Калужской области, Коренная пустынь - в Кур -ской области, Соловки, так и малоизвестные святые православные места, с которыми связана местная история региона. Восстановление православных святынь, их включение в туристические маршруты и популяризация способны привести к оживлению местного провинциального сообщества и его развитию.
Культурно-познавательный туризм в провинции можно развивать, используя туристский, худо -жественно-культурный, эстетический, исторический и рекреационный потенциал русских дворянских усадеб. Заметных успехов на данном направлении добился Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Тол -стого «Ясная Поляна». Здесь не только проводится активная научная и культурно-просветительная деятельность, характерная для учреждений культуры данного типа, но и удалось отчасти восстановить атмосферу поместья, возродив занятие традиционными видами сельскохозяйственных работ (в том числе пасеку, фруктовый сад, конюшню и т.д.).
Особое место в развитии провинциального туристского потенциала занимает дальнейшее развитие маршрутов «Золотого кольца России». Ю.А. Веденин с соавторами предлагают следующий охват городов вокруг Москвы: Тверь, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир, Рязань, Тула, Калуга. Причем данный большой круг ученые раз-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
делили на «лепестки» радиальных маршрутов11. Каждый из них охватывает историко-культурные и художественные объекты 1 -2 областей, что не требует длительного путешествия и может быть представлено как маршрут выходного дня.
Можно также выделить развитие провинциальных центров туризма, не входящих ни в сегодняшнее, ни в перспективное «Золотое кольцо». Например, в Орловской области можно использовать разноплановый туристский потенциал: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», национальный парк «Орловское Полесье»; дома-музеи Н. Лескова, Л. Андреева, родовое поместье А. Фета; климатический рекреационный потенциал; санаторно-курортные объекты и т.д. В соседней Брянской области представляют интерес Государственный мемориальный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»; г. Дятьково и т.д. В перспективе возможно подобное освоение коротких туристических маршрутов на 1-2 дня, без долгой дороги и значительных материальных затрат для путешественника. Это отражает мировую тенденцию развития туристского рынка: путешественники имеют все меньше времени и хотят видеть все больше. В российской действительности влияние оказывает еще один немаловажный фактор - низкий уровень жизни, который еще долгое время не позволит совершать далекие и дорогостоящие путешествия.
Событийный культурный туризм также может служить своеобразным проводником, популяризатором, транслятором русской провинциальной культуры. Его развитие позволяет преодолеть замкнутость и дискретность русского провинциального культурного пространства, расширяет возможности коммуникации и взаимодействия. Примером потенциально привлекательных для туристов событий могут служить уже ставшие традиционными провинциальные театральные фестивали. Среди них можно отметить: межрегиональный фестиваль «Театр без границ» (г. Магнитогорск), «Гостиный двор» (г. Оренбург), «Реальный театр» (г. Екатеринбург), летний фестиваль театров для детей и молодежи «Золотая репка» (г. Самара), «Манифест» (г. Ростов-на-Дону), фестиваль-лаборатория «Царь-сказка» (г. Великий Новгород), «Русская классика» (г. Орел), «Баренцево море» (г. Мурманск), «Золотой конек» (г. Тюмень), «Славянские театральные встречи» (г. Брянск), «Ак-
терские звезды России» (г. Белгород), «Мелиховская весна» (Мелихово, Владимирская область) и многие другие12 .
Еще одним заметным явлением в культурной жизни провинции является расширение функций и усиление роли местных музеев. Общественные преобразования привели к необходимости и неизбежности пересмотра содержания музейной работы. С учетом развития средств массовой ком -муникации музеи выходят на качественно иной уровень работы и способны стать серьезным, самостоятельным центром культуры провинции, имеющим в том числе и коммерческую привлекательность. Последнее обстоятельство открывает новые перспективы для развития провинциальной культуры посредством привлечения туристов. Через музеи выражается местная, национальная самобытность, часто связанная с жизнью и деятельностью конкретной творческой личности или значимым локальным историческим событием, а также природно-географическим комплексом региона.
Особой рекреационной привлекательностью для жителей крупных центров обладают прилегающие к их территориям малые города, способные обеспечить полноценный отдых в благоприятной для человека природно-климатической среде. В данном случае в провинции проявляются экологические ресурсы, использование которых всё больше актуализируется в условиях ухудшающейся экологической обстановки в крупных городах и промышленных центрах. Эти возможности можно реализовывать путем развития производства экологически чистых продуктов питания, которые будут востребованы как у местных жителей, так и у приезжающих в провинцию на сезонный отдых.
Экологическая привлекательность, естественный темпоритм малых городов вызывают процесс переселения жителей из крупных центров. Нельзя утверждать, что он носит массовый характер, но косвенные признаки (рост цен на особо привлекательную для приезжающих недвижимость, рост автомобильного и железнодорожного трафика из крупных центров и столицы на периферию) всё же свидетельствуют о динамике данного процесса. Особое место занимает развитие дачной инфраструктуры малых городов, которая формируется в связи с потребностями отдыхающих.
Духовный потенциал русской провинции заключается в сохранении православных святых
мест, а также территорий, связанных с важнейшими историческими событиями общероссийской и локальной истории. Малые исторические города непосредственно связаны с сохранением артефактов, свидетельствующих о значимых вехах развития отечественной культуры. В них расположены исторические архитектурные сооружения, являющиеся памятниками истории и культуры разного масштаба.
Культурные ландшафты провинциальных городов многократно запечатлены в произведениях искусства и продолжают вдохновлять новых авторов. Они представляют самостоятельную социокультурную ценность, которая связана с высшими достижениями творческого потенциала человека.
Многие православные монастыри и святыни находятся в провинции. Они являются своего рода «магнитом» как для местного населения, так и для паломников и туристов. В рамках образовательной деятельности при храмах открыты воскресные школы, что позитивно сказывается на духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Обращение провинциального населения к православию часто связано со стремлением обрести душевное равновесие, морально-нравственную
опору, обрести смысл жизни и т.д. За последние десятилетия во многом благодаря деятельности местных сообществ и подвижничеству отдельных духовников и мирян стало возможным возрождение сотен провинциальных приходов, вновь ставших центрами духовной жизни.
Провинция остается воплощением основных сущностных черт традиционной русской народной культуры, которые проявляются в языке, обычаях, обрядах, во всем строе повседневной жизни. Духовное начало непосредственно связано с процессами социализации и инкультурации личности. В провинции освоены новые формы работы с детьми, которые включают изучение местных традиций, краеведение, сохранение ремесел, ведение пришкольного натурального хозяйства и т.д.
Современная русская провинция заметно изменяется. При этом ее население испытывает ряд трудностей, связанных с распадом советской культурной инфраструктуры, деградацией промышленного комплекса, значительной убылью населения. В настоящее время еще трудно сказать, проявит ли она свою генерирующую способность или будет негативно трансформироваться, как уже произошло с русской деревней и народной культурой в целом.
Примечания
1 Доклад начальника Управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Росту-ризма А. Сирченко «Перспективы развития туризма в моногородах Российской Федерации»// Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140679/
2 См.: Гундаров И.А. Почему умирают в России? - М., 1995; он же: Демографическая катастрофа в России. Причины, механизмы, пути преодоления. - М., 2001; он же: Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5. - С. 58-65.
3 Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - № 4. URL: www.strana-oz.ru
4 См.: Городская среда. Технология развития: настольная книга / В. Л. Глазычев, М.М. Егоров и др. - М., 1995; Глазычев В.Л. Уездный город N. 2002 // Отечественные записки. - 2002. - № 6. URL: www.strana-oz.ru; Глазычев В.Л. Глубинная Россия. - М., 2005; Глазычев В.Л. Урбанистика. - М., 2008 и др.
5 Хокинс Дж. Креативная экономика: как делать деньги из идей. - М., 2005; Лэндри Ч. Креативный город. - М., 2005; Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М., 2005 и др.
6 См.: Зеленцова Е., Гончарик А. Творческие индустрии: теории и практики. - М., 2010; Мельвиль Е. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства. - М., 2010.
7 См.: Экспертно-аналитическая деятельность в структуре профессиональных компетенций: материалы XXVIII научно-методологического семинара / Под общ. ред. В.К. Егорова, О.Н. Астафьевой. - М., 2009. - С. 9-98.
8 Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.М. Краковского. - М., 2006.
9 Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2001. - С. 197-199.
10 Официальный сайт культурно-образовательного туристического центра «Этномир». URL: www.ethnomir.ru
11 Культурное наследие и туризм / Науч. ред. Ю.А. Веденин, О.Е. Штеле, П.М. Шульгин. - М., 2005.
12 Калиш В. Фестивали как зеркало театральной жизни России // Очерки культурной жизни провинции: сборник статей. - М. -СПб., 2005. - С. 18-31.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
I.A. KUPTSOVA
SOCIAL AND CULTURAL COSTS OF DEVELOPMENT AND CREATIVITY OF CONTEMPORARY RUSSIAN PROVINCE
The article analyzes the social and cultural costs of development and creativity of the Russian provincial culture in the modern conditions of transformation of Russian society. Attention is paid to how the negative effects of the Soviet system and the latest socio-economic and cultural challenges that directly affects the socio-cultural space of the Russian provinces. Examined various aspects of prospects of development of Russian provincial culture.
Key words: Russian culture, Russian province, social and cultural costs of development, creativity.