УДК 001.075
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ КАЗАХСКОЙ ФИЛОСОФИИ SOCIOCULTURAL ORIGINS OF KAZAKH PHILOSOPHY
Аманжол Касабек, Кульпан Аликенова Amanzhol Kasabek, Kulpan Alikenova
Жетысуский государственный университет имени Ильяса Жансугурова, Республика Казахстан,
040000, г. Талдыкорган, ул. Жансугурова, 187А Zhetysu state university named after Ilyas zhansugurov, 187А Zhansugurov St, Taldykorgan, 040000, Republic of
Kazakhstan
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье исследуются социокультурные вопросы развития казахской философии в историко-философском и теоретико-методологическом аспектах на основе анализа философских основ жизнедеятельности номадов.
Resume. The article deals with socio-cultural issues of development of the Kazakh philosophy in historical, philosophical, and theoretical-methodological aspects based on an analysis of the philosophical foundations of the vital activity of the nomads.
Ключевые слова: духовная культура, казахская философия, национальное самосознание, общественно-философские мысли, менталитет нации, личностное познание.
Key words: spiritual culture, philosophy, national identity, social and philosophical thoughts, mentality of the nation, personal cognition.
Мировой историко-философский процесс оказал существенное влияние на становление и развитие казахской философии, которая также пронизана идеями личностного миропонимания на протяжении всей своей истории. Как известно, казахский народ сформировался в XIV-XV веках на территории современного Казахстана на основе тюркских родоплеменных объединений, обитавших здесь с древнейших времен. Хотя на протяжении веков отсутствовала письменная культура, но благодаря устному народному творчеству передавалось из поколения в поколение духовное его богатство. После появления письменности это наследие стало бурно развиваться, и прошло большой и сложный исторический путь.
Система духовной культуры казахов начиналась с древних элементов философской мысли и в современных условиях составила основу полнокровной классической философии. История становления и развития национальной философии богата традициями и солидными сложившимися в свое время интересными философскими изысканиями, которые не потеряли своего значения и до сих пор. Ее основные направления - наивно-диалектические мысли, первоначальные мировоззренческие ориентиры, философские размышления о религии и формах свободомыслия, проблемы нравственности, человекознание, идея ненасилия, национального согласия и другие. Они и составляли тот каркас мировоззренческой системы, которую можно было бы обозначить как процесс искания истины. Сказители и певцы, акыны и жырау, политики и батыры, ханы и полководцы, бии и сери - все они на разных уровнях, в силу своего таланта и предрасположенности ума мыслили и рассуждали о свойствах объективного мира, о человеке и человеческих взаимоотношениях и внесли определенный вклад в философскую традицию народа. Но если взять в целом, в силу объективных обстоятельств они не могли составить, сколько-нибудь развитое философское учение, хотя выразили основную тенденцию общественного развития своей эпохи. Элементами этого учения выступили характеристика некоторых сторон знаний, основы свободомыслия, деистические и пантеистические взгляды, гуманизм, этические вопросы, политика права и философские рассуждения о государстве, обществе, значении человеческой личности и т. д.
Вышеперечисленные аспекты становления национальной философии были направлены против однобокости познавательной деятельности человека, консерватизма и застоя в мыслях, призывали к овладению знаниями, были направлены против сил, которые препятствовали прогрессивному развитию казахского народа. Это было своеобразием развития национальной философии, особенностью которой было также и то, что она культивировала истинный патриотизм, любовь к отечеству и народу, почитание предков, стремление к лучшему будущему и т. п.
Все сказанное, однако, не означает, что национальная философия с самого начала своего развития обретала все необходимые атрибуты философского знания. Общая мировоззренческая
картина мира, его основные параметры и их познание, целостное изучение социальной действительности, формирование системы мышления - все это продукты последних двух столетий. Но все же в народных поэтических сказаниях нашли отражение многие философские взгляды, которые и составили основу последующих наращиваний знаний о мире и обществе, человеке и государстве, добродетелях и наставлениях, воспитательном процессе и др. Они не могли подходить под европейски понимаемые стандарты философии и философствования, но в систематическом виде составляли определенный, а именно, восточный тип философских размышлений, предполагающий возврат к природным источникам и формирование синкретизма мышления.
Богатая жизненная практика казахов позволила народной мудрости найти особый способ мышления - устное творчество, которое удивительным образом сохраняло, приумножало и передавало в течение веков из поколения в поколение живительную влагу сокровенных мыслей, впоследствии составившую чрезвычайно уникальное философское явление в истории философии вообще. Изображение жизни народа, его сознания и самопознания, мысли о будущем, правдивые элементы истинной духовности, страдание за родину и близких, стремление к единению с кровнородственными племенами, тяготение к единой централизованной государственности, гражданскому обществу и другие вопросы нашли свое широкое освещение в народном миропонимании. Эпосы, былины и легенды, лирико-бытовые поэмы, пословицы и поговорки, взаимоотношения человека и природы, политико-экономические суждения свидетельствуют о достаточно развитом уровне мировоззрения, соответствующего уровню познания своего времени.
Непосредственное отображение природной и социальной жизни, создание наивно-реалистических понятий о скрытой и грубой силе, диктующей свои условия людям, представляет собой начальный период национальной философии. Вопрос о начале философии до сих пор проблема дискуссионная, хотя и имеются многочисленные исследования по этому вопросу.
В настоящее время в историко-философской науке исследована философия многих народов мира. Опубликована целая серия работ, посвященная опыту формирования национальных философий, основным направлениям и теоретическим проблемам, методологическим требованиям их изучения. Одним словом, накоплен богатый опыт историко-философского анализа особенностей, специфики и общих вопросов национальных философий. Однако, большинству из них присущи классовый редукционизм и принцип партийности. К примеру, эталоном национальных философии считалась немецкая классическая философия, хотя она имеет обыкновенный статус национальной философии.
История казахской философии является самой содержательной частью самосознания народа. Именно в философском знании нашли отражение богатейшие пласты национальных идей и способов их исследования. В нем историческое богатство и национальная мысль слились вместе, взаимно обогатившись, составили идейную основу гражданского общества. До последнего времени отсутствие целостной и разработанной истории национальной философии наложило свой отпечаток на слабое и поверхностное изучение не только истории, но и национальной литературы, искусства и других форм общественного сознания. Ныне встает задача адекватного воспроизведения гражданского общества и форм государственности для полноценного изучения политической идеологии, правоведения, религии и многое другое.
Ценность национальной философии в ее связях с гражданским обществом, указанием путей достижения социальной справедливости, гуманности поступков людей, в проповеди идеи ненасилия как ее характерная особенность. Ведь у многих акынов-жырау, просветителей и других мыслителей эта сторона казахской философии выражена отчетливо.
До последнего времени в познании общественных явлений господствовал метод редукционизма, сводившего их к классовому подходу, партийности и т. д. Это привело к объединению социальной картины, односторонним, и в конечном счете, извращенным представителям об объективной логике жизненных процессов. В настоящее время, когда с необходимостью стали признаваться общечеловеческие ценности, расширились возможности более адекватного воспроизведения истории народов, становится все яснее, как "классовая борьба" пожертвовала лучшими умами казахского народа. Это были выдающиеся литераторы, историки, поэты, политики, которые и были носителями высокого гуманизма и гражданских принципов, внесли заметный вклад в развитие традиционной общественной мысли народа.
Рост самосознания народа, развал тоталитарной системы, образование независимого национального государства, новое философское мышление, национальное согласие как стержень стабильности общества составили основную тенденцию развития Казахстана, укреплению основ гражданского общества, позволившую также раскрыть историческую правду о специфике отечественной философии, основных параметрах и направлениях ее поступательного движения. Если взять с этой точки зрения, то стало возможным определить своеобразную нишу, которую занимает казахская философия в системе философии других народов, ее собственное бытие и присущие ей черты в более широком социокультурном контексте. Однако на этом пути стоят множество препятствий: сложившийся стереотип мышления; негативное отношение к истории народа в целом; незнание тонкостей языка; недостаточная литературная и источниковедческая база и т. д.
Одна из методологических проблем казахской философии - это проблема ее возникновения, которая до настоящего времени является спорной в масштабе всей истории философии. Во-первых, весьма трудно указать точную дату появления философии. Во-вторых, само понятие философии, ее статус как науки или мировоззрения, нуждаются в уточнении и конкретизации. В-третьих, что касается собственно казахской философии, эта трудность усугубляется отсутствием традиции ее научного исследования, а также незначительностью письменных, хотя бы на сегодняшний день, источников, указывающих на прояснение этой проблемы.
Известно, что три очага (Китай, Индия и Греция) всемирной философии исторически возникли почти одновременно. Каждый из центров в социально-философском пространстве стал играть важнейшую роль, сформировав своеобразную модель вселенной, общественных систем и сущности человека. В основе этих воззрений лежали определенные социальные, гносеологические и исторические условия. История человеческой культуры показывает, что развитие философии -это процесс и результат усилий всех людей, плод их совместных раздумий. Согласно установившимся канонам, философия возникает при переходе от первобытнообщинного к классовому обществу, когда для этого сложились определенные социальные условия.
Сформировавшиеся общественные отношения поддерживают и узаконивают одну из основных, первоначальных и передовых для своего времени философских систем. Социальные институты и общественные структуры направляют и вкладывают все свои силы, чтобы закрепить эти отношения и выполнить свои по отражению их в философии мыслях.
Начиная с VI века, на территории современного Казахстана распался первобытнообщинный строй, и начали формироваться новые, феодальные общественные отношения. С этого времени в области общественного сознания вполне отчетливо вырисовываются закономерности, внутренне присущие феодальной формации.
В IX-XV вв. были сильные племена и их вожди, которые не только олицетворяли мощь и силу в материальном производстве и военном искусстве, но и активно влияли на процесс становления мировоззренческих идей. Они и составили ту «генеалогическую ветвь», которая оказалась стержнем последующего миропонимания и мироощущения кочевников. Природные силы, человеческие обычаи и обряды, общественные закономерности, социальные процессы и философская мысль слились в одно русло - поток искания истины, проявлением которые выступают и народный фольклор, творения тюркских мыслителей, внесших огромный вклад в развитие казахской философии.
Основой и первоначальным историческим истоком философии являлся миф. Однако миф трансформировался в национальную философию через эпос и был использован в систематизированном виде. В каждом эпосе менялся вид мифологии, а также вместе с ним искусство, и под влиянием первоначальных научных идей развивался философский процесс как один из элементов всего общественного сознания.
Мифологические взгляды на природу и общество приходят в противоречие с научным, который постепенно и неуклонно решал это противоречие в пользу философской мысли. Последняя, как миф, старается сохранить тенденцию взглядов на мир в целом. В основе ее и мифологическое, и аллегорио-изящное, и символико-религиозное, и точно-научное сознание, каждые из которых в своем существе друг с другом не совмещаются, а в общем виде составляют формулу новой мысли.
Стремление объяснить непознанный мир из еще более неизвестного в целом мире составляет одну из особенностей мифа, характерной для казахской философской мысли, истоком которой был фольклор, где синкретизировано взаимоотношение мифа и философии. Религиозно-мифологические мысли в своем развитии вели к рациональному мышлению, попытке всесторонне мыслить и вместе с интеллектуальной интуицией прийти к соответствующим результатам.
Истории казахов присущ «родовой» генетизм, то есть общество делилось на социальные группы по кровнородственному признаку, вследствие чего образовалась, так называемая, «белая кость» - «аксуйек». По преданию, ее корни имеют божественное родство, или происходят от героев-предков. Таким образом, за ними исторически закрепилась активная общественная позиция в смысле владения материальным и социальным имуществом. Мыслители, вышедшие из этих родов, в целом правильно отобразили тенденцию идей общественного развития, тем самым оказались на высоте общественной мысли своего времени. Толе би, Казыбек би, Айтеке би и другие акыны-жырау, система взглядов которых содержала в себе значительные по уровню, и богатые по глубине мысли, соответствуют наличной социально-исторической реальности.
Как известно, в мировой истории, на ее разных этапах развития, а также национальных ее особенностях заметен постоянный приоритет экономических интересов над политическими. Эта сторона вопросов накладывает отпечаток на специфику национальной философии, то есть она становится менее зависимой от непосредственного давления политики, и ей относительно «легче» сформулировать идею о человеческой свободе, достоинствах и недостатках индивидуума, о существовании и благоденствии, о счастье и любви, вражде и дружбе и т. д. Эти философские идеалы сформулированы в виде парных категорий или в отдельности, в афоризмах, пословицах и поговорках. У каждого казахского мыслителя, как правило, экономические и военные проблемы решаются через преодоление политических кризисов с помощью философских размышлений.
Общественно-философская мысль не замкнута строго в национальные рамки, она выходит далеко за ее пределы. Взять, к примеру, просвещение. Национальное в нем есть проявление общечеловеческой ее теории. Казахское просвещение как часть всемирной теории общественной мысли может включать в себя национальные особенности: связь с социальной деятельностью народа, антиклерикальное направление, непоследовательность теизма, решение социального и национального вопроса. Просветительские идеи помогали нарождающейся национальной буржуазии сформулировать основную мысль о возрождении отчизны, подъему национального самосознания и согласия как стержневой линии искания истины, ведущего к свободе и независимости страны. Сформировавшиеся и развившиеся в Казахстане демократические идеи в XIX и начале ХХ веков положили новое направление в философской мысли народа. Статусом стабильности обладали те общества, в которых национальное согласие, основанное на вере в религию, справедливость общественных отношений и государственную мудрость руководителей, составило социальное целое и культурно-психологический фон. Общественность - это по-своему отдельный исторический институт, через полезность которого надо рассматривать способность быть хозяином-субъектом этого социального целого. Это понятие объясняет, почему нужно формировать сильную общественно-социальную активность людей, образцы которой можно наблюдать на протяжении всей истории Казахстана.
Преобразования жизни велись по проектам «сверху», духовные лица не были органически включены в повседневное функционирование жизни общества; они не могли не видеть несовершенства этой жизни и официальных способов управления его; в то же время, вследствие «невключенности» они обладали большей свободой для создания собственных проектов, хотя и меньшими возможностями их реализации.
Отсюда глобальность этих проектов и страстная жажда их воплощения, тем более они не были всеобщими системами, но сразу же именно проектами, вдохновляемыми человеческими смыслами и направленными на их практическую реализацию.
Это позволяет понять особенность казахской политической культуры, которая ориентирована на событие, а не противо-бытие, на вольное единство, а не напряженное противостояние. В основе этого лежала открытость миру, любовь к нему, которая лишает творчество агрессивности.
В принципе, в истории казахской философии общественная мысль прошла три этапа: общество, общественность и общественное мнение. Каждый из них имеет то или иное превалирующее значение во взглядах казахских мыслителей. У тюркоязычных философов это в основном общество, тогда как акыны-жырау преимущественное внимание уделяли проблеме общественности, а писатели-мыслители начала этого века опираются на общественное мнение, превратив его в то же время в предмет исследования. Природу таких особенностей можно увидеть в рассуждениях казахских мыслителей разных эпох в связи с их анализом конкретных исторических, социальных и человеческих ситуаций.
Человек поступает сообразно смыслу мира, который «должен находиться вне мира. В мире все есть как оно есть, и все происходит как оно происходит; в нем нет ценностей - а если бы она была, не имела бы ценностей».
Надо отметить одну из составных частей общественной мысли - народную мудрость, выражающуюся в его мироощущении и политическом действии, и лежит в основе политических взглядов, непосредственно отражающих социальное бытие людей. Она может перерасти в философскую идею через фильтр массового опыта и смысло-объемную систему размышлений, охватывающую глубинные пласты общественных потрясений и созиданий в категориях мысли и научных понятий.
В современной литературе иногда отождествляют философию и общественную мысль. Особенно это заметно в исследованиях последних десятилетий, посвященных истории казахской философии, тем самым стерты особенности истории философии, они сведены к историко-политическим идеям. Это произошло, помимо прочего, из-за неадекватного понимания природы философии и ее истории, в том числе, в национальном аспекте.
Историю национальной философии в известном смысле можно подразделять на три периода ее развития. Первый период - это предфилософия. Ее характерная черта - слабо сформированное сознание, нечетко различающее субъективное и объективное. Здесь недостаточность противоречия внутреннего мышления, которое не может построить достаточно стройную, аргументированную и доказательную теорию. Психологический образ построен на эмоциональном уровне, без четкой связанности мыслей. Организованный мифо-художественным способом и соответствующий своей семантической общностью и семантическим единством этот период как предфилосо-фия занимает время в истории национальной философии, начиная с древних эпох до IX века.
Второй период можно назвать собственно философским. Здесь объективное и субъективное четко различаются на развитом во многих отношениях уровне сознания. В ее основании лежат категории и понятия, применяемые мыслителями через формально-логические операции, ведущие к теории и формированию определенных концепций. Если сказать по-иному, то расширился круг и арсенал самих философских учений, углубилась степень мышления, увеличился объем объекта и достоверность получаемых результатов. Этот период в казахской философии начался с IX века
(аль-Фараби) и продолжался до конца XIX века. Его можно охарактеризовать как наиболее сложный, противоречивый и в то же время богатый как по содержанию, так и по формам, уровням и стилям философствования, способствовавшим определению сущности гражданского общества.
Третий период - ХХ век - отличается своей оформленностью в классицизм, стремлением охватить весь мировой историко-философский процесс, обогатиться теоретико-методологическим багажом, социокультурными ценностями и все это повернуть на освоение собственно теоретических основ философии в ее общих и особенных моментах. В настоящее время казахская философия стремится, прежде всего, найти свой исследовательский инструментарий, исторические источники, облик своего философствования, обозначить природу национальной философии, ее обусловленность разными факторами, свою нишу в общечеловеческой общественно-философской мысли.
Одна из основных проблем методологии истории философии - соотношение общего и отдельного и установление того особенного, что свойственно этому отдельному. Казахская философия имеет такие особенности развития, которые отличают ее от других национальных философий, в частности, тех, чьи признаки могут быть приняты за типовые. Специфика казахской философии - это следствие, в первую очередь, нестандартных путей социальной истории страны. История Казахстана далеко от того, чтобы служить классическим образцом общественного развития. Страна миновала рабовладельческую формацию. Феодальные отношения господствовали довольно длительное время. Начало капиталистических отношений, имеющее десятилетнюю историю, прервалось неожиданным образом. Особенности социального развития самым существенным образом отражались на общественном, в том числе философском сознании. Общее в данном случае постоянно имело тенденцию уклоняться в сторону особенного.
Казахская философия - часть культурного достояния казахского народа. Эта культура на различных этапах своей истории испытывала воздействие других культур, временами получала от них существенные импульсы дальнейшего развития, но, конечно, лишь в той мере, в какой эти шедшие извне воздействия соответствовали внутренним потребностям самой казахской культуры. Особенности ее развития, так же как и судьба страны, отражались в философском сознании. В то же время казахская философия представляет собой компонент общечеловеческой философии. Если на некоторых этапах развития истории превалировали воздействие извне, то в последние века они усилились изнутри. Такая взаимосвязь дает возможность по-новому взглянуть на историю становления и развития всякой национальной философии.
Анализ специфики казахской философии и философского сознания показывает, что общая природа национальной философии в ее исторической аргументации имеет много характерных особенностей, ей свойственен ряд специфических черт. Прежде всего, самые лучшие представители истории казахской культуры не смогли предложить реальную альтернативу тому валу, который время от времени искусственно прорывал богатое всесторонними возможностями развитие. Такую ситуацию переживаем мы и сейчас, постепенно выдвигая адекватные переходному периоду философские идеи.
Во-вторых, в основе казахской национальной идеи лежит единство народа, преодолевающее крайности воли к власти как примата человека над миром и слияния с высшей ценностью как примат мира над человеком. Гармонизация этого единства осуществляется как в форме рационального размышления и решения, так и на основе общественного согласия как формы ненасилия в отношениях между людьми. Здесь заложена принципиальная идея преодоления двух крайностей: тоталитарное внешнее единство и индивидуалистическая свобода без внутреннего единства.
В-третьих, в философии менталитет казахской души сформулирован на основе двух позиций: с внешней, позитивно-научной точки зрения огромные казахские пространства представляются географическим фактором казахской истории. Но с более глубокой, внутренней точки зрения сами эти пространства можно рассматривать как внутренний, духовный факт в казахской судьбе. Его душа и характер формировались не только через преломление природно-этнических особенностей Евразии в социальной организации тогдашнего общества, но и под непосредственным воздействием степных просторов.
Кочевническому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Это наложило отпечаток на национальную идею. Казахская философия всегда стремилась к мудрости в прямом смысле этого слова как к процессу искания истины, то есть к охвату разумом жизни в ее целостности. Здесь можно сказать, что вклад национальной философии в философию мировую и в само строительство жизни обозначен в последовательном движении по пути осознания национальной идеи.
Казахская философия стремится к выработке синкретического, целостного мировоззрения, способного быть руководством к целостному изменению жизни. Целостность и направленность на жизнь - вот ее основные черты. Главное в ней - национальная идея, направленная на одухотворение общественной и личностной сферы жизнедеятельности людей. Эта идея не реализовалась в силу ряда обстоятельств, прежде всего, продолжающимся становлением казахского общества на огромных пространствах и в условиях постоянных социальных потрясений, вызываемых внешней
агрессией и накоплением внутренних противоречий. Поэтому казахская философия всегда ощущала чувство неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей.
Список литературы References
1. Сегизбаев О.А. История казахской философии. Алматы: «Еылым», 2001г., 408 стр. Segizbaev O.A. Istorija kazahskoj filosofii. Almaty: «Fylym», 200lg., 408 p.
2. Касабек А.К. Личностное познание, Талдыкорган: «Офсет», 2010 г, 288 стр. Kasabek A.K. Lichnostnoe poznanie, Taldykorgan: «Ofset», 2010 g, 288 p.
3. Аликенова К.Н. Вестернизация и феномен казахской культуры . Талдыкорган: ЖК «Дизайн-От», 2014 г, 172 стр.
Alikenova K.N. Vesternizacija i fenomen kazahskoj kul'tury . Taldykorgan: ZhK «Dizajn-Ot», 2014 g, 172 p.