Научная статья на тему 'Социокультурные и экологические факторы формирования механизма развития транспортной инфраструктуры региона'

Социокультурные и экологические факторы формирования механизма развития транспортной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
564
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ПОЛЕ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОВАЙДЕР / REGIONAL TRANSPORT INFRASTRUCTURE / MECHANISM OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE FIELD / INFRASTRUCTURE PROVIDER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макаров Дмитрий Борисович

Целью данной статьи является изучение инструментов механизма развития региональной транспортной инфраструктуры с точки зрения социокультурных и экологических факторов. Под предметом исследования автор понимает проблемы управленческих отношений, возникающие в системе региональной инфраструктуры при формировании и развитии ее транспортной составляющей. Объектом исследования в статье является механизм развития транспортной инфраструктуры региональной экономики. В работе представлена концепция механизма развития транспортной инфраструктуры, основанная на исследовании влияния социокультурной и экологической среды при взаимодействии хозяйствующих субъектов инфраструктуры и органов муниципального и регионального уровня. Автор в ходе исследования анализирует ряд объективных и субъективных факторов социокультурной и экологической среды и становления рыночных принципов хозяйствования, влияющих на формирование транспортной инфраструктуры региона. Также представлена диагностика факторов развития транспортной инфраструктуры региона, которая позволяет наиболее грамотно и адаптивно проводить трансформацию регионального экономического пространства. В качестве организационных выводов автор предлагает создание механизма устойчивого развития региональной транспортной инфраструктуры, который выводит социально-экономическое развитие данного региона на новый институциональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL AND ECOLOGICAL FACTORS OF FORMATIONS OF THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE REGION

The purpose of this article is studying of tools of the mechanism of development of regional transport infrastructure from the point of view of sociocultural and ecological factors. The author understands the problems of the administrative relations arising in system of regional infrastructure at formation and development of its transport component as an object of research. In article the object of research is the mechanism of development of transport infrastructure of regional economy. In work the concept of the mechanism of development of transport infrastructure based on research of influence of the sociocultural and ecological environment is submitted, at interaction of managing subjects of infrastructure and bodies of municipal and regional level. The author during research analyzes a number of objective and subjective factors of the sociocultural and ecological environment and formation of the market principles of managing on formation of transport infrastructure of the region. Diagnostics of factors of development of transport infrastructure of the region also presented in work which allows most competently and adaptive to carry out transformation of regional economic space. As organizational conclusions, the author offers creation of the mechanism of a sustainable development of regional transport infrastructure which brings social and economic development of this region to new institutional level.

Текст научной работы на тему «Социокультурные и экологические факторы формирования механизма развития транспортной инфраструктуры региона»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Д. Б. МАКАРОВ

Целью данной статьи является изучение инструментов механизма развития региональной транспортной инфраструктуры с точки зрения социокультурных и экологических факторов. Под предметом исследования автор понимает проблемы управленческих отношений, возникающие в системе региональной инфраструктуры при формировании и развитии ее транспортной составляющей. Объектом исследования в статье является механизм развития транспортной инфраструктуры региональной экономики.

В работе представлена концепция механизма развития транспортной инфраструктуры, основанная на исследовании влияния социокультурной и экологической среды при взаимодействии хозяйствующих субъектов инфраструктуры и органов муниципального и регионального уровня. Автор в ходе исследования анализирует ряд объективных и субъективных факторов социокультурной и экологической среды и становления рыночных принципов хозяйствования, влияющих на формирование транспортной инфраструктуры региона. Также представлена диагностика факторов развития транспортной инфраструктуры региона, которая позволяет наиболее грамотно и адаптивно проводить трансформацию регионального экономического пространства.

В качестве организационных выводов автор предлагает создание механизма устойчивого развития региональной транспортной инфраструктуры, который выводит социально-экономическое развитие данного региона на новый институциональный уровень.

Ключевые слова: региональная транспортная инфраструктура, механизм развития транспортной инфраструктуры, инфраструктурное поле, инфраструктурный провайдер.

Современная динамика социально-экономического развития регионов различных стран мира во многом стала обуславливаться состоянием социокультурных систем и экологической средой проживания населения. Эти параметры существования человеческого сообщества различных территорий становятся доминантными при обосновании принятия экономических решений, формировании организационно-управлен-ческих структур, методов и механизмов устойчивого развития экономики предприятий, отраслей, регионов и национального хозяйства в целом.

Актуальность рассмотрения социокультурных и экологических факторов объясняется тем, что без их учета возникает множество проблем организационно-экономических отношений, отторжением новых парадигм экономического развития, не восприятия инновационных технологических разработок, диспропорции как внутри, так и на межрегиональных уровнях.

Особенно остро социокультурные и экологические факторы влияют на формирование механизма развития транспортной инфраструктуры различных регионов.

В работе, мы предлагаем концепцию механизма развития транспортной инфраструктуры, основанную на исследовании влияния социокультурной и экологической среды, при взаимодействии хозяйствующих субъектов инфраструктуры и органов муниципального и регионального уровня.

В общем понимании инфраструктуры мы опираемся на трактовку Д. Блека, представленную в его словаре: «...капитальное оборудование, используемое для предоставления общественно доступных услуг, включая транспорт и телекоммуникации, газо-, электро- и водоснабжение. Они создают необходимую основу для других видов экономической деятельности в современных странах.» [3].

Уточняя видовую характеристику транспортной инфраструктуры, хотелось бы отметить, что сюда входят: сооружения, инженерное оборудование, коммуникации автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного транспорта, трубопроводной системы, а также система передачи информации.

С увеличением благосостояния населения, транспортная инфраструктура начинает играть

доминирующую роль в повседневной жизнедеятельности человека, используя большое количество природных и трудовых ресурсов. Поэтому экономисты считают, что уровень развития транспортной инфраструктуры обуславливает и определяет общий уровень социально-экономического развития и региона, и национального хозяйства в целом.

В этой связи, при формировании элементов транспортной инфраструктуры и функционировании ее объектов, должен идти учет таких факторов, как:

- концентрация (плотность) населения на территории;

- проживание на территории населения разных национальностей, вероисповедания, разных традиционных и нравственных укладов;

- территория может иметь либо уникальный природно-климатический, либо культурноисторический характер;

- комфортность географического положения;

- возможность построения сложной производственной или туристско-рекреационной структуры;

- потребность в пользовании данной территорией людьми, проживающими в соседних или иных регионах, странах;

- природно-ресурсная, экономическая или политическая значимость территории.

Как видно из вышеперечисленного, все эти факторы имеют ярко выраженную социокультурную и экологическую направленность. Поэтому учет данных характеристик очень важен, так как обуславливает непосредственное круглосуточное функционирование транспортной инфраструктуры.

Из различных понятий социокультурной системы нам для анализа требуется определение и характеристики социокультурной среды как более узкого и отражающего непосредственные реалии развития определенной территории или региона. Также важно понимание того, что задачи социокультурной среды по социокультурному освоению территорий и построение, развитие транспортной инфраструктуры частично сходны и дополняют друг друга в своей эволюции.

Из энциклопедического словаря по культурологии мы имеем представление, что: «социокультурная среда - тип социокультурного образования, для которого характерны устойчивость и длительность существования, наличие специальных экономических, социальных и культурных форм...» [2].

В общем представлении влияние социокультурной среды определяется следующими чертами:

- в соответствии с изменяющейся социокультурной системой генерировать новые креативные экономические стандарты и формы инфраструктурного развития;

- отличительной типологией или своеобразием экономических стандартов организации социокультурного пространства и транспортной инфраструктуры сообщества;

- предрасположенность к расширению и преобразованию социокультурного пространства и построение новой транспортной системы на новых территориях;

- способность генерировать сложную структуру собственного общественного и территориального пространства;

- способность создавать эффективное взаимное подчинение векторов социального и экономического развития внутри социокультурного пространства;

- территория социокультурного распространения зачастую не совпадает с административно-территориальным делением, поэтому принятие управленческих решений требуется от разных властных органов;

- формировать различные типы социокультурных сред в особых социально-экономических и культурных формах;

- численностью и плотностью населения и его гендерным составом.

Влияние экологических характеристик на транспортную инфраструктуру жизнедеятельности населения выявляем с целью сохранения благоприятной экологической ситуации в регионе.

Актуальность их исследования в основном связана с возрастающим риском для жизни и здоровья человека. Человеческая повседневная деятельность приводит к деградации природных экосистем, создает постоянные угрозы крупных техногенных катастроф и приводит к колоссальному количеству отходов от производства и потребления.

С точки зрения Н. Г. Комаровой, функционирование транспортной инфраструктуры привносит следующие негативные факторы на состояние окружающей среды:

- отчуждение земельных территорий под транспортное строительство;

- загрязнение и изменение всех природных компонентов;

- значительное потребление природных компонентов и связанное с ним нарушение круговоротов веществ в природных комплексах;

- шум и вибрация, сопровождающая работу практически всех видов транспорта [1].

Таким образом, четко прослеживается взаимозависимость социокультурных и экологических факторов и их влияния на экономическое развитие транспортной инфраструктуры. Причем нужно понимать, что эффективность их воздействия находится в состоянии противоречия с экономическими стимулами и мотивацией хозяйствующих субъектов. Ведь магистральной задачей любого предпринимателя является увеличение прибыли при минимизации издержек, а учет социокультурных и экологических факторов ведет к уменьшению прибыли.

Поэтому решение проблемы развития транспортной инфраструктуры мы видим в институциональных аспектах, в создании механизма, элементами которого будут те структуры, которые

позволят соблюдать баланс экономических интересов бизнеса и общества в целом.

На рисунке 1 нами представлен механизм устойчивого развития транспортной инфраструктуры региона, основой которого будет выступать структура «Инфраструктурного провайдера».

Как видно из схемы механизма, институциональным регулятором выступает «Инфраструктурный провайдер».

Под структурой «инфраструктурный провайдер» мы понимаем организацию, которая от имени государства создает, регистрирует, хранит, передает для пользования иным физическим или юридическим лицам документацию (в электронном или ином виде) по видоизменению структуры инфраструктурного поля региона и предоставляет иные услуги в отношении данных документов.

Рис. 1. Механизм устойчивого развития транспортной инфраструктуры региона

Функциональная нагрузка данного элемента, реализуется через:

- адаптивное регулирование построенных и вновь создаваемых «инфраструктурных полей» -схем транспортной инфраструктуры региона;

- информационное сопровождение инфраструктурной политики для формирования благоприятного социально-экономического имиджа региона;

- межрегиональную и межкластерную адаптацию транспортных инфраструктурных проектов;

- построение эффективной системы мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры региона в соответствии с диагностикой результатов развития региона;

- создание транспортной инвестиционной привлекательности на территориях региона;

- формирование институциональных условий и инновационных проектов для федеральных транспортных программ инфраструктурного развития;

- формирование кластерной экономической политики транспортного инфраструктурного развития региона;

- формирование предложений и условий для разгосударствления отдельных видов услуг и объектов в инфраструктурном секторе с целью привлечения средств федеральных и региональных финансовых структур, а также частного капитала;

- формирование транспортного кластера в экологической и рекреационно-туристической инфраструктуре региона.

Одним из новых аспектов в инфраструктурной социально-экономической политики является предложенный нами элемент - «Инфраструктурное поле». Под данным элементом мы понимаем объектно-структурную схему различных инфраструктурных элементов или систем изложенных как в единичном, так и в комплексном выражении при пространственной логистике. Инфраструктурное поле имеет конкретное территориальнограничное значение в зависимости от типа и формы проекта, границ производственных и сервисных организаций, муниципальных районов, межрегиональных кластерных образований.

Данный проектируемый элемент, создаваемый инфраструктурным провайдером, может носить как виртуальный моделируемый характер (при проектировании отдельных транспортных элементов или целых транспортных систем), так и конкретный (фактически существующие транс-

портные схемы, имеющие государственную регистрацию).

В заключение хотелось бы отметить, что учет социокультурных и экологических факторов при разработке механизма устойчивого развития транспортной инфраструктуры региона выводит социально-экономическое развитие данного региона на новый институциональный уровень как в теоретическом, так и в практическом плане.

Литература

1. Комарова Н. Г. Геоэкология и природопользование. М., 2010.

2. Николаев В. Г. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М., 1996.

3. Экономика. Толковый словарь / общ. ред. И. М. Осадчая М., 2000.

* * *

SOCIOCULTURAL AND ECOLOGICAL FACTORS OF FORMATIONS OF THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE REGION

D. B. Makarov

The purpose of this article is studying of tools of the mechanism of development of regional transport infrastructure from the point of view of sociocultural and ecological factors. The author understands the problems of the administrative relations arising in system of regional infrastructure at formation and development of its transport component as an object of research. In article the object of research is the mechanism of development of transport infrastructure of regional economy.

In work the concept of the mechanism of development of transport infrastructure based on research of influence of the sociocultural and ecological environment is submitted, at interaction of managing subjects of infrastructure and bodies of municipal and regional level. The author during research analyzes a number of objective and subjective factors of the sociocultural and ecological environment and formation of the market principles of managing on formation of transport infrastructure of the region. Diagnostics of factors of development of transport infrastructure of the region also presented in work which allows most competently and adaptive to carry out transformation of regional economic space.

As organizational conclusions, the author offers creation of the mechanism of a sustainable development of regional transport infrastructure which brings social and economic development of this region to new institutional level.

Key words: regional transport infrastructure, mechanism of development of transport infrastructure, infrastructure field, infrastructure provider.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.