Научная статья на тему 'Социокультурные факторы формирования социального здоровья'

Социокультурные факторы формирования социального здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4039
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / SOCIAL HEALTH / SOCIAL-CULTURAL FACTORS / SOCIAL-CULTURAL APPROACH / PHENOMENON OF SOCIAL HEALTH / COMPONENTS OF SOCIAL HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова Анастасия Николаевна

Вопрос целостности здоровья стоит на главенствующих позициях проблематики современной науки. Говоря о тенденциях развития социально-гуманитарного знания, основным и особенно актуальным направлением изучения на данный момент является понятие и феноменология социального здоровья как отдельного человека, так и общества в целом. Для понимания того, что же такое социальное здоровье, для процесса его формирования, составляющих компонентов и факторов его формирования, рассматривается теоретическое обоснование феномена социального здоровья в рамках социально-культурного подхода. Анализируются различные определения социального здоровья, и на основе их анализа и переработки формулируется собственное определение социального здоровья. Кроме того, рассмотрены компоненты социального здоровья структурированы в единую схему. На основе компонентов социального здоровья приводится анализ факторов его развития и выделяются социокультурные факторы формирования социального здоровья, представленные в виде четко структурированной схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Комарова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-CULTURAL FACTORS OF SOCIAL HEALTH FORMATION

The issue of the integrity of health stands on the predominant positions of the problems of modern science. Speaking about the trends in the development of social and humanitarian knowledge, the main and especially topical direction of studying now is the concept and phenomenology of social health of an individual, and society as a whole. To understand what is social health, the process of its formation, the constituent components and factors of its formation, theoretical justification of the phenomenon of social health within the framework of the socio-cultural approach is examined. Various definitions of social health are analyzed, and because of their analysis and processing their own definition of social health is formulated. In addition, the components of social health are considered and structured in a single scheme. Based on the components of social health, an analysis of the factors of its development is given and social-cultural factors of the formation of social health are singled out, which are also presented in the form of a clearly structured scheme.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы формирования социального здоровья»

УДК 316.7

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

© Анастасия Николаевна КОМАРОВА

студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: department-ph-and-s@yandex.ru

Вопрос целостности здоровья стоит на главенствующих позициях проблематики современной науки. Говоря о тенденциях развития социально-гуманитарного знания, основным и особенно актуальным направлением изучения на данный момент является понятие и феноменология социального здоровья как отдельного человека, так и общества в целом. Для понимания того, что же такое социальное здоровье, для процесса его формирования, составляющих компонентов и факторов его формирования, рассматривается теоретическое обоснование феномена социального здоровья в рамках социально-культурного подхода. Анализируются различные определения социального здоровья, и на основе их анализа и переработки формулируется собственное определение социального здоровья. Кроме того, рассмотрены компоненты социального здоровья структурированы в единую схему. На основе компонентов социального здоровья приводится анализ факторов его развития и выделяются социокультурные факторы формирования социального здоровья, представленные в виде четко структурированной схемы.

Ключевые слова: социальное здоровье; социокультурные факторы; социально-культурный подход; феномен социального здоровья; компоненты социального здоровья

Одними из основных и базовых определений здоровья, принятых во всех странах, является определение здоровья Организации Объединенных Наций. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Женева, 1958) «здоровье трактуется как состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Также, согласно позиции ВОЗ, здоровье - это одно из главных условий продуктивного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе [1].

Данное определение является базовым, однако недостаточным для полного понимания феномена здоровья в целом. Для этого необходимо рассмотрение авторских подходов.

В результате рассмотрения подходов И.Г. Сигериста, Р.М. Баевского, Ю.П. Лисицына, В.П. Казначеева, А.Г. Щедрина, а также определений здоровья и болезни можно заметить, что разные авторы с разных точек зрения определяют здоровье. Одни во главу ставят биологические и физиологические составляющие, а другие в большей степени опираются на социальные условия, влияющие на формирование здоровья человека.

Стоит отметить тот факт, что одни определения рассматривают здоровье в статике, а другие - в динамике, немаловажно и то, что здоровье рассматривается и как самостоятельное явление, и в сравнении или на контрасте с болезнью, определяя грань здоровья и патологии [2-4].

Кроме того, существуют различные направления в изучении социального здоровья, а именно философское, психологическое и социологическое, последнее наиболее важно для нас и заслуживает особого внимания [5].

К социально-культурному направлению изучения социального здоровья можно отнести концепцию социологического витализма, где здоровье человека характеризуется как основа формирования, реализации и защиты жизненных сил человека, как его способность удовлетворять и развивать свои потребности, воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в конкретной социально -исторической ситуации и географическом пространстве [6-8].

В концепции социального здоровья сущностным элементом является характер взаимодействия человека и местного сообщества. С этой точки зрения можно считать человека социально здоровым, если он комфортно чувствует себя в социуме, разделяет приня-

тые в нем ценности, принимает модели ближайшего и отдаленного будущего, разделяемые большинством составляющих его индивидов. Человек может включаться в рациональное развитие типа воспитания, образования, профессиональной деятельности и другое, и в этом случае он вполне может оценить все достоинства и недостатки такого включения.

В рамках социально-экономического подхода исходные представления об уровне благосостояния как определенных стандартах жизни формировались уже в работах А. Смита, Д. Риккардо. Основной причиной появления и широкого распространения термина «социальное здоровье» в обществах с высоким уровнем потребления явилась смена механизма всего социального развития [9]. В этом подходе к изучению социального здоровья мы предлагаем выделить два направления изучения этого феномена: оптимистическое и пессимистическое.

До 60-х гг. XX столетия жизнедеятельность индивида, социальной группы, общества в рамках экономического подхода рассматривалась через такие понятия, как «уровень жизни», «стандарт жизни». Несмотря на разное понимание качества жизни, Р. Арона, Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, П. Дракера, Ж. Фу-растье можно отнести к группе исследователей, стоящих на оптимистических позициях. Оптимисты считали, что переход к обществу нового качества жизни возможен только на основе научно-технического прогресса. Согласно их точке зрения, только в обществе нового качества жизни могут быть решены социальные проблемы [10].

Вторую группу ученых составляли исследователи, стоящие на так называемых пессимистических позициях, ориентированных на рассмотрение экономического роста как фактора ухудшения качества жизни (Т. Адорнз, Г. Маркузе, Э. Мишан, Л. Мэм-форд, Ф. Розак, Б. Скинер, Ю. Хабермас, члены Римского клуба, Э. Фромм и др.). По их мнению, наука и техника, ухудшая окружающую среду, оказывают отрицательное воздействие на жизнь человека [11].

Несмотря на различие взглядов представителей пессимистического и оптимистического направлений по вопросу о взаимосвязи качества жизни и экономического роста, можно выделить ряд общих черт:

- обоснование влияния экономического развития общества на повышение качества жизни;

- попытку разработать систему объективных индикаторов и измерения качества жизни;

- рассмотрение новых моделей развития общества с точки зрения обеспечения качества жизни как приоритетного направления.

Эти общие моменты были порождены объективными процессами, происходящими в современном обществе. К ним можно отнести: изменение социальной структуры общества; увеличение процента занятости в сфере производства информации и услуг; развитие сектора услуг социально-культурного профиля; антропогенное воздействие на природу, ухудшающее экологическую ситуацию; усиление роли социального и человеческого капитала.

Основной причиной появления и широкого распространения термина «социальное здоровье» в обществах с высоким уровнем потребления явилась смена механизма всего социального развития.

Таким образом, говоря о феномене социального здоровья, можно сказать, что это одно из важнейших условий жизни человека и общества в целом. Данный феномен является междисциплинарным, так как невозможно рассматривать социальное здоровье обособленно от других компонентов здоровья человека, таких как физиологическое или психологическое здоровье. Но самое важное, что стоит отметить, так это то, что социальное здоровье - достаточно новое понятие и на данный момент недостаточно изучено в социологической науке, несмотря на то, что связь здоровья, его формирования с социальными условиями и факторами отмечалась в учениях и трудах как древних, так и современных авторов. Социальное здоровье формируется на основе ценностей и нравственности личности, его уровень сформирован-ности зависит от способности приспосабливаться к условиям социальной среды, особенностям социокультурных практик [7; 11]. Что является актуальной проблемой современной общественной науки.

Проведенный нами анализ различных подходов и направлений изучения социального здоровья позволяет в определенном смысле сформулировать свое представление

о сущности исследуемой категории, которая в наибольшей степени отражает предмет исследования. По нашему мнению, под социальным здоровьем следует понимать совокупность характеристик, которые определяют соответствие социального взаимодействия членов общества, их удовлетворенности жизнью уровня, их нравственности, социальной активности, адекватности восприятия себя и окружения, а также высокого уровня адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности [3; 11].

Для более полного понимания, что же такое социальное здоровье, необходимо не только уточнить определение, аккумулируя различные направления и подходы к изучению данного феномена, но и выделить основные компоненты социального здоровья и процесс его формирования.

К компонентам социального здоровья относятся следующие.

1. Уровень нравственности [12].

1.1. Система норм, ценностей, установок.

2. Уровень самооценки.

3. Уровень социальной адаптации.

4. Уровень социализации.

4.1. Уровень социальной активности.

4.2. Проявления социального творчества.

4.3. Уровень удовлетворенности жизнью.

4.4. Стремление к здоровому образу жизни [5; 8].

Проанализировав составляющие компоненты социального здоровья и уточнив их классификацию, необходимо определить основные факторы, оказывающие влияние на формирование этих компонентов.

Социальное здоровье человека формируется на протяжении всей жизни и подвержено влиянию множества факторов, как физиологических и психологических, так и социальных. К социальным факторам, влияющим на социальное здоровье человека, можно отнести две группы факторов: социокультурные и социально-экономические. К социокультурным факторам мы относим:

1) отношение к здоровью;

2) менталитет здоровья;

3) отношение к нормам здорового образа жизни в повседневной жизни;

4) уровень культуры здоровья;

5) социально полезную активную деятельность;

6) социальную компетентность;

7) общественную оценку личности и деятельности человека;

8) проблемы семьи и нравственности -разводы, аборты, суициды, преступность, в том числе убийства;

9) влияние на человека микросоциальных групп и членов социальных институтов, актуальных в каждый возрастной период;

10) адаптированность личности;

11) социальную направленность личности;

12) персонализацию;

13) самооценку;

14) информационную напряженность и пресыщенность [9].

Социокультурные факторы наиболее важны для человека, так они напрямую влияют на формирование социального здоровья каждого отдельного индивида, кроме того, социокультурные факторы и их развитие зависит от субъекта, личности, а не от государства или каких-либо объективных обстоятельств и факторов. В связи с этим их формированию и развитию стоит уделять больше внимания, чем объективным социально-экономическим факторам, которые не зависят от самой личности.

Список литературы

1. Жиляева А.Н. Социальное здоровье. Теоретико-методологический подход // Достижения и перспективы развития науки: сб. ст. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 348-352.

2. Килимова Л.В., Некрасова Н.А. Ценностные ориентации молодого поколения в процессе интеграции в международную информационную среду // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 6. С. 86-91.

3. Комарова А.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «Социальное здоровье» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 7. № 1. С. 106-109.

4. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. М.: Академия, 2006. 208 с.

5. Колпина Л.В. Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья личности. М.: СГУ, 2009. 179 с.

6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

7. Килимова Л.В. Детерминизм ценностей и социокультурных практик молодежи в иннова-

ционном пространстве // Социо-антропологи-ческие ресурсы трансдисциплинарных исследований в контексте инновационной цивилизации: сб. ст. Междунар. науч. Курск, 2015. С. 137-144.

8. Осянин А.Н. Анализ содержания процессов адаптации и социализации личности: (теоретический аспект) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 335-341.

9. Цикалюк Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Философия, культурология, социология, социальная работа. 2010. № 4. С. 185190.

10. Словарь виталистской социологии / под ред. С.И. Григорьева. М., 2006. С. 90-91.

11. Килимова Л.В. Ценности как конструктивная основа социокультурных практик личности в условиях модернизации социума // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 256-261.

12. Болдина М.А. Социальное здоровье семьи // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 11-17.

References

1. Zhilyaeva A.N. Sotsial'noe zdorov'e. Teoretiko-metodologicheskiy podkhod [Social health. Theoretical and methodological approach]. Dostizheniya i perspektivy razvitiya nauki [Achievements and Prospects of Development of Science]. Ufa, AETERNA Publ., 2016, pp. 348352. (In Russian).

2. Kilimova L.V., Nekrasova N.A. Tsennostnye orientatsii molodogo pokoleniya v protsesse in-tegratsii v mezhdunarodnuyu informatsionnuyu sredu [Value orientations of the young generation in the process of integration into the international information environment]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sot-sial'nogo universiteta - Scientific Notes of the Russian State Social University, 2011, no. 6, pp. 86-91. (In Russian).

3. Komarova A.N. Teoretiko-metodologicheskiy analiz ponyatiya «Sotsial'noe zdorov'e» [Theoretical and methodological analysis of "social health"]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumani-tarnykh i estestvennykh nauk - International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2016, vol. 7, no. 1, pp. 106-109. (In Russian).

4. Mudrik A.V. Osnovy sotsial'noypedagogiki [Basics of Social Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2006, 208 p. (In Russian).

5. Kolpina L.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya sotsial'nogo zdorov'ya lich-nosti [Theoretical and Methodological Bases of Research of Individual Social Health]. Moscow, Modern University for the Humanities Publ., 2009, 179 p.

6. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy [New Russian Dictionary. Explanatory and Word-Formative]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2000. (In Russian).

7. Kilimova L.V. Determinizm tsennostey i sotsio-kul'turnykh praktik molodezhi v innovatsionnom prostranstve [The determinism of values and social and cultural practices of young people in the innovation space] Sbornik statey Mezhdunarod-nogo nauchnogo vebinara «Sotsio-antropologi-cheskie resursy transdistsiplinarnykh issledo-vaniy v kontekste innovatsionnoy tsivilizatsii» [Proceedings of International Scientific Webinar "Social and Anthropological Resources of Transdisciplinary Research in the Context of Innovative Civilization"]. Kursk, 2015, pp. 137144. (In Russian).

8. Osyanin A.N. Analiz soderzhaniya protsessov adaptatsii i sotsializatsii lichnosti: (teoreticheskiy aspekt) [Content analysis of adaptation and socialization processes of the individual (theoretical aspect)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sot-sial'nye nauki - Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2006, no. 1, pp. 335-341. (In Russian).

9. Tsikalyuk E.V. Osnovnye teoreticheskie podkhody k osmysleniyu sushchnosti sotsial'nogo zdorov'ya [The main theoretical approaches to a defenition of social health essence]. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. Seriya: Filosofiya, kul'turologiya, sotsiologiya, sot-sial'naya rabota - Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Philosophy, Cultural Studies, Sociology, Social Work, 2010, no. 4, pp. 185-190. (In Russian).

10. Slovar' vitalistskoy sotsiologii [Dictionary of Vitalistic Sociology]. S.I. Grigorev (ed.). Moscow, 2006, pp. 90-91. (In Russian).

11. Kilimova L.V. Tsennosti kak konstruktivnaya osnova sotsiokul'turnykh praktik lichnosti v us-loviyakh modernizatsii sotsiuma [Values as the constructive basis of sociocultural practics of the personality in the conditions of society modernization]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosu-darstvennogo universiteta - Proceedings of the

South-West State University, 2012, no. 5-2 (44), pp. 256-261. (In Russian).

12. Boldina M.A. Sotsial'noe zdorov'e sem'i [Social health of the family]. Materialy Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsial'noe zdorov'e: teoreticheskie podkhody, mod-eli, tekhnologii razvitiya» [Proceedings of International Scientific and Practical Conference "Social Health: Theoretical Approaches, Models,

Development Technologies"]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2008, p. 11-17. (In Russian).

Поступила в редакцию 03.02.2017 г. Received 3 February 2017

UDC 316.7

SOCIAL-CULTURAL FACTORS OF SOCIAL HEALTH FORMATION Anastasiya Nikolaevna KOMAROVA Student of Economics and Management Faculty Southwest State University

94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040 E-mail: department-ph-and-s@yandex.ru

The issue of the integrity of health stands on the predominant positions of the problems of modern science. Speaking about the trends in the development of social and humanitarian knowledge, the main and especially topical direction of studying now is the concept and phenomenology of social health of an individual, and society as a whole. To understand what is social health, the process of its formation, the constituent components and factors of its formation, theoretical justification of the phenomenon of social health within the framework of the socio-cultural approach is examined. Various definitions of social health are analyzed, and because of their analysis and processing their own definition of social health is formulated. In addition, the components of social health are considered and structured in a single scheme. Based on the components of social health, an analysis of the factors of its development is given and social-cultural factors of the formation of social health are singled out, which are also presented in the form of a clearly structured scheme.

Key words: social health; social-cultural factors; social-cultural approach; phenomenon of social health; components of social health

Для цитирования: Комарова А.Н. Социокультурные факторы формирования социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 64-68.

For citation: Komarova A.N. Sotsiokul'turnye faktory formirovaniya sotsial'nogo zdorov'ya [Social-cultural factors of social health formation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 64-68. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.