Петрова С.И.
Кандидат культурологии, доцент. Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар.
Социокультурные детерминанты потребностей человека: марксистская концепция*
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению марксистской концепции потребностей человека и их социокультурных детерминант. Общественные условия и процессы производства являются одними из факторов, влияющих на формирование и развитие потребностей в обществе, но они не являются единственными определяющими детерминантами. Потребности также зависят от индивидуальных особенностей и стремлений человека, от культурных и социальных влияний. В концепции К. Маркса, заключающейся в разграничении «материального» и «идеального» в деятельности, подчеркивается тот факт, что материальная жизнь и потребности являются основой для формирования сознания и деятельности людей. Производство и потребление являются взаимосвязанными и неразделимыми процессами. В стать отмечается, что в марксистской концепции социокультурные детерминанты потребностей человека отражают социально-экономические условия жизни и классовую принадлежность. согласно этой теории, потребности человека определяются его общественным положением и историческими условиями, в которых он живет. Марксизм утверждает, что потребности людей формируются под влиянием экономических отношений и классовой борьбы. Это означает, что потребности зависят от того, к какому классу принадлежит человек, и от его места в экономической системе. К. Маркс отождествлял материальные аспекты с экономической жизнью, но это не означало, что он не учитывал другие, такие как идеологию или культуру. Он рассматривал их как результат и отражение материальных отношений, но при этом признавал их важность в формировании общественного сознания и поведения людей, их потребностей.
Ключевые слова: потребности, детерминанты, К. Маркс, производство, потребление, деятельность, культура.
Petrova S.I.
Candidate of Cultural Studies, Associate Professor. Academy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar.
Sociocultural determinants of human needs: a Marxist concept
Abstract. The article is devoted to the consideration of the Marxist concept of human needs and their socio-cultural determinants. Social conditions and production processes are among the factors influencing the formation and development of needs in society, but they are not the only determining determinants. Needs also depend on individual characteristics and aspirations of a person, on cultural and social influences. The concept of K. Marx, which consists in distinguishing between "material" and "ideal" in activity, emphasizes the fact that material life and needs are the basis for the formation of consciousness and human activity. Production and consumption are interrelated and inseparable processes. The article notes that in the Marxist concept, the socio-cultural determinants of human needs reflect socio-economic living condi-
* © Петрова С.И., 2024.
Социокультурные детерминанты потребностей человека: марксистская концепция
tions and class affiliation. According to this theory, a person's needs are determined by his social status and the historical conditions in which he lives. Marxism argues that people's needs are shaped by economic relations and class struggle. This means that needs depend on which class a person belongs to and on his place in the economic system. K. Marx identified material aspects with economic life, but this did not mean that he did not take into account others, such as ideology or culture. He considered them as a result and reflection of material relations, but at the same time recognized their importance in shaping public consciousness and behavior of people, their needs.
Key words: needs, determinants, K. Marx, production, consumption, activity, culture.
исследования, проведенные К. Марксом в области человеческих потребностей, сыграли важную роль в развитии социальной мысли. К. Маркс связал потребности с процессом формирования человеческой деятельности и установил, что они являются основным стимулом для субъекта. он также разработал концепцию «материального» как первоначального фактора в деятельности. Анализ работ К. Маркса позволяет сделать вывод о том, что его философско-социологические и социально-исторические концепции пронизаны понятием «материального» как определяющего фактора в формировании деятельности индивидов. с самого начала своего творчества К. Маркс трактует историю с точки зрения материализма и критикует предшествующих материалистов, включая Л. фейербаха, за их сосредоточенность на материальном содержании реальности. он утверждал, что предмет, реальность и чувственность должны рассматриваться не только как объекты созерцания, но и как проявление человеческой практической деятельности и субъективности [3]. Такой подход получил название «созерцательного материализма», когда лишь наблюдают за действиями отдельных индивидов в обществе. Это стало основой для аргументации, что материалистические факторы определяют деятельность субъектов. В концепции К. Маркса, заключающейся в разгра-
ничении «материального» и «идеального» в деятельности, подчеркивается тот факт, что материальная жизнь и потребности являются основой для формирования сознания и деятельности людей. сознание и мысли человека являются вторичными процессами, которые отражают материальную основу его жизни [4]. Противопоставляя идеальное и материальное, К. Маркс указывал, что сознание не определяет бытие, а наоборот, бытие определяет сознание. он полагал, что даже мысли и слова людей являются продуктом материального процесса, связанного с их жизнью. К. Маркс представлял сознание как отражение материальной основы деятельности и подчеркивал важность удовлетворения потребностей в этой деятельности: «Если подставить под природу проявление сознания, -мысленное выражение благочестивых пожеланий, касающихся человеческих отношений, - то сознание окажется только зеркалом, в котором природа созерцает самое себя» [5].
следует отметить, что К. Маркс делал упор не на внешних причинах развития деятельности, а на внутренних факторах - потребностях, которые рассматривал как детерминант деятельности. Производство не является единственным аспектом материальной жизни, а также включает потребности, которые являются основой для поиска средств их удовлетворения. В работе «Капитал»
К. Маркс проанализировал товар как внешний предмет и исследовал потребности, которые возникают независимо от производства. Природа этих потребностей не имеет значения, будь то желудок или фантазия, так как они все равно влияют на процесс производства и удовлетворения потребностей: «Природа этих потребностей, - порождаются ли они, например, желудком или фантазией, ничего не изменяет в деле. Дело даже не в том, как именно удовлетворяет данная вещь человеческую потребность: непосредственно ли, как жизненное средство, т.е. как предмет потребления, или окольным путем, как средство производства» [6].
Концепция К. Маркса и его подход к разграничению «материального» и «идеального» в деятельности имеют большое значение, и сыграла существенную роль в развитии социологической мысли. К. Маркс писал, что материальная жизнь и потребности человека являются основополагающими факторами, определяющими его сознание и деятельность. Противопоставляя материальное и идеальное, полагал, что это две различные сферы человеческой жизни. Материальное охватывает все аспекты материального производства и потребления, в то время как идеальное связано с сознанием, мыслями и идеями, которые отражают материальную основу. Вещи и услуги могут удовлетворять потребности людей как непосредственно, как предметы потребления, так и косвенно, как средства производства. Потребности ограничивают свободу человека и его способность использовать свою свободу. истинная свобода начинается там, где прекращается необходимая работа и контроль над «царством потребности». Только тогда человек может начать осуществлять свою свободу
и сосредоточиться на других сферах жизни: «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства» [7].
Таким образом, концепция К. Маркса имеют большое значение в понимании роли материальных потребностей в жизни человека и общества и их влияния на формирование сознания и деятельности. Помогает лучше понять взаимосвязь между материальной основой и идеальными процессами в социуме. Разграничение «материального» и «идеального» в деятельности представляет собой костяк его философской теории. К. Маркс рассматривает материальное производство как основание социальной жизни и отмечает важность культурно-исторического развития производительных сил в формировании общественных отношений.
В работе «Немецкая идеология» К. Маркс отмечает, что удовлетворение первой потребности приводит к возникновению новых потребностей и определяет исторический процесс: «сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» [8]. Производство и потребление являются взаимосвязанными и неразделимыми процессами. Поэтому производство и потребление должны рассматриваться как производительное потребление: «Производство есть непосредственно также и потребление... Производство, как непосредственно идентичное с потреблением, потребление, как непосредственно совпадающие с производством, они называют производитель-
ным потреблением» [9]. Наряду с этим К. Маркс признает роль производства в создании материальных предметов, но также говорит, что эти предметы могут иметь ценность и востребование лишь через потребление. Следовательно, потребность зависит от производства, а производство создает потребности. Однако стоит отметить, что взгляды К. Маркса на этот вопрос неоднозначны, так как он представляет различные анализы детерминант деятельности. В его работах можно найти иные подходы к разделению «материального» и «идеального», а также категорий потребности и производства.
Таким образом, К. Маркс предоставляет нам богатый набор инструментов для понимания влияния материального производства на общественные процессы и развитие человеческой жизни. Его концепция продолжает оставаться актуальной и важной в современных исследованиях по социологии, экономике и философии. По К. Марксу производство играет центральную роль в общественной жизни и формирует материальную базу общества. он рассматривает производство с точки зрения социальных отношений, возникающих между людьми в процессе материального производства, в рамках которого члены общества адаптируют продукты природы к человеческим потребностям, ибо «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям; наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления... В производстве объективируется
личность, в личности субъективируется вещь» [10]. Данный подход получил свое развитие в представлениях о потребности как следствии культурно-исторического развития общества. Иными словами, определялся социально-культурный характер многих потребностей человека, формирование которых детерминировано общественными отношениями. Поиск форм и средств для удовлетворения этих потребностей играют значительную роль в мотивации человеческого поведения: «Мы должны, прежде всего, констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, - отмечал К. Маркс, - люди должны иметь возможность жить., но для жизни нужны, прежде всего, пища, питье, жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни» [11].
К. Маркс полагал, что процесс производства включает в себя не только материальное создание продуктов, но и социальные отношения, взаимодействие между людьми в рамках производительного процесса. В производственном процессе работники используют средства производства (инструменты, машины, сырье) и свою трудовую силу для создания новых продуктов. Эти продукты являются материальным выражением труда, вложенного в них рабочими. Однако в процессе производства не только материальные элементы играют роль, но и идеологические и культурные факторы, так как потребности, ценности и представления также формируются и развиваются в процессе производства и обуславливаются общественными отношениями. Таким образом, К.
Маркс говорил о взаимосвязи между материальной базой общества и его идеологией, подчеркивая возможность изменения идеологии вместе с изменением производственных отношений. В результате он указал на непрерывное возобновление потребностей: «сама удовлетворенная потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям» [12, с. 27].
Уровень достатка в обществе влияет на потребности людей. Когда производство развивается, достаток общества растет, и это приводит к появлению новых потребностей: «Возрастание богатства последних и постоянное относительное уменьшение числа рабочих, требуемых для производства необходимых жизненных средств, порождают вместе с новыми потребностями в роскоши и новые средства их удовлетворения» [12, с. 43.]. С другой стороны, потребность в удовлетворении тех или иных нужд заложена в самой человеческой природе. Как только удовлетворяются одни потребности, тут же возникают новые: «Но в законе развития человеческой природы заложено то, что едва лишь обеспечивается удовлетворение одного круга потребностей, как высвобождаются, создаются новые» [13]. Потребности не являются статичными и постоянно возобновляются. новые потребности возникают в результате удовлетворения предыдущих, что свойственно человеческой природе. Это означает, что развитие потребностей не является исключительно результатом внешних факторов, таких как материальное производство, но также определяется внутренними стремлениями и потребностями человека.
Некоторые ученые склонны упрощенно интерпретировать марксистское
учение и сводить потребности исключительно к материальному производству. Однако К. Маркс не ограничивал потребности только материальными факторами и признавал их связь с социально-культурными и историческими процессами.
Изучение детерминации потребностей и их роли в обществе является сложной проблемой, требующей учета различных объективных и субъективных факторов. Такое исследование может помочь преодолеть абстрактный подход в анализе потребностей и понять их социальную значимость и взаимосвязь с деятельностью общества и человека. Марксистская концепция связи между производством и потребностями вполне логична и имеет свою основу. она утверждает, что производство материальных благ и услуг является основным источником удовлетворения потребностей человека. исходя из этого, К. Маркс полагал, что развитие производства и повышение производительности труда ведут к увеличению материального достатка и возможностей для удовлетворения потребностей: «Производство доставляет не только потребности материал, но и материалу потребность. Когда потребление выходит из своей первоначальной природной грубости и непосредственности, - а длительное пребывание его на этой ступени само было бы результатом закосневшего в природной грубости производства, - то оно само, как побуждение, опосредуется предметом. Потребность, которую оно в нем ощущает, создана восприятием последнего» [14]. Однако следует отметить, что потребности человека не ограничиваются только материальным аспектом. Человек также имеет социальные, эмоциональные, психологические и духовные потребности, которые подвержены изменениям
и развитию. Влияние культурно-исторического процесса на формирование этих потребностей может быть сложным и многогранным.
Таким образом, общественные условия и процессы производства являются одними из факторов, влияющих на формирование и развитие потребностей в обществе, но они не являются единственными определяющими детерминантами. Потребности также зависят от индивидуальных особенностей и стремлений человека, от культурных и социальных влияний. Потребности людей возникают в результате «ощущения» определенного предмета, который способен удовлетворить эти потребности. Но с другой стороны, процесс производства также формирует способы потребления и влечет людей к определенным видам потребления. Из этого следует, что производство и потребление не являются отдельными и изолированными процессами, а взаимосвязаны и взаимозависимы.
В целом, рассмотрение концепции К. Маркса о связи между производством и потребностями подразумевает, что общественно-экономические условия и процессы производства оказывают значительное воздействие на формирование и удовлетворение потребностей людей. Однако следует отметить, что конкретные механизмы и детали этой связи требуют дальнейшего исследования и анализа. К. Маркс сближал понятие потребности с производимыми человеком предметами. Это обусловлено тем, что он не разделял произведенные человеком предметы от самого человека и считал их, его «второй природой». Он рассматривал материально-телесное бытие человека не только как функционирование и воспроизводство его биологической организации, но и как развитие системы искусственных
органов и предметов второй природы. В отличие от К. Маркса Ф. Энгельс акцентировал внимание на самой потребности и ее влиянии на действия субъекта. Он отличал понятие «потребности» от побудительных мотивов действия, подчеркивая, что человеческая деятельность определяется не только сознанием, но и прежде всего потребностями. ф. Энгельс указывал на то, что люди обычно объясняют свои действия своим мышлением, вместо того чтобы объяснить их потребностями, которые, конечно, отражаются в сознании: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)» [17].
некоторые исследователи утверждают, что К. Маркс ограничивал свободу человека материальными факторами, прежде всего экономическими условиями [2, с. 121]. С этим утверждением вряд ли можно согласиться. К. Маркс действительно акцентировал внимание на значимости экономической жизни, но он не исключал также влияния других аспектов на развитие общества. К Маркс рассматривал экономическую базу общества, которая включает в себя производительные силы и производственные отношения, как фундаментальную силу, определяющую формирование и развитие классовых отношений и идеологических формаций. В то же время, он не игнорировал другие сферы жизни, такие как политика, культура и идеология, и полагал, что эти сферы являются результатом материального базиса и взаимодействуют с ним. Таким образом, К. Маркс отождествлял материальные аспекты с экономической жизнью, но это не означало, что он не учитывал другие, такие как идеология или культура. Он рассматривал их как
результат и отражение материальных отношений, но при этом признавал их важность в формировании общественного сознания и поведения людей, их потребностей. Поэтому К. Маркс не ограничивал свободу человека исключительно материальными факторами, хотя экономические условия играли важную роль в его анализе общества. он и ф. Энгельс понимали, что потребности являются одним из ключевых стимулов деятельности человека, но прямая связь между потребностями и сознанием не является единственным фактором, определяющим действия людей. Весьма важным элементом является также общественный контекст, в котором формируются и удовлетворяются потребности.
Подход К. Маркса к трактовке потребностей в человеческой деятельности содержит определенные противоречия, которые проявляются в его работах. С одной стороны, К. Маркс утверждал, что производство предметов соответствует потребностям, то есть производство создает материальные условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей. с другой, указывал на то, что производство не только доставляет материалы для удовлетворения потребностей, но и формирует сами потребности. Такое противоречие может быть объяснено тем, что К. Маркс в своих исследованиях стремился определить детерминанты человеческой деятельности и рассмотреть возможные варианты их разрешения. Как отмечал Р. Арон, К. Маркс не всегда писал одно и то же на одну и ту же тему. В его работах можно найти несогласованности и неоднозначности в трактовке различных проблем, формулировок и концепций: «Часто публикуясь, он не всегда писал одно и то же об одном и том же предмете. Не обладая особой
изобретательностью и эрудицией, можно обнаружить, что большинство марксистских проблем, формул... не согласуются друг с другом или, по крайней мере, могут быть неоднозначно истолкованы» [1, с. 149-150].
Вместе с тем, К. Маркс также рассматривал потребность как природное свойство субъекта, которое остается неизменным в условиях развития общественных отношений. Это подчеркивает, что потребности играют важную роль в формировании и направлении человеческой деятельности. В этом контексте неверным является ограничение исследования потребностей только у отдельно взятых индивидов, поскольку потребности в значительной мере зависят от социального и культурно-исторического контекста, в котором они формируются. Кроме того, в подобном случае отсутствует возможность прогнозирования действий субъекта в конкретной ситуации.
Трактовка потребностей К. Марксом не лишена противоречий и неоднозначностей. Однако она позволяет понять, что потребности играют важную роль в формировании и направлении человеческой деятельности, и их исследование требует учета социального и культурно-исторического контекста. Потребности людей формируются и обуславливаются производством и взаимоотношениями, связанными с распределением и обменом продуктов. К. Маркс отмечал, что содержание потребностей определяет отношение человека к окружающему миру и создает связь, которая определяет необходимые характеристики человеческой деятельности: «Потребление создает потребность в новом производстве, стало быть, идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, который является его предпосылкой... и если
ясно, что производство предоставляет потреблению предмет в его внешней форме, то точно так же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение, как цель. оно создает предметы производства в их еще субъективной форме. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность» [15].
К. Маркс предложил классификацию потребностей, основанную на деятельностном принципе, который определяет основные виды деятельности человека. Человек: «В продолжение одной части суток сила должна отдыхать, спать, в продолжении другой части суток человек должен удовлетворять физические потребности: питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т.д. Кроме этих чисто физических границ удлинения рабочего дня наталкивается на границы морального свойства: рабочему необходимо время для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей, объем, и количество которых определяется общим состоянием культуры» [16]. Таким образом, потребности в человеческой деятельности, согласно К. Марксу, определяются производством и взаимосвязаны с формированием и удовлетворением потребностей через трудовую деятельность и взаимодействие с окружающей средой.
В марксистской концепции социокультурные детерминанты потребностей человека отражают социально-экономические условия жизни и классовую принадлежность. согласно этой теории, потребности человека определяются его общественным положением и историческими условиями, в которых он живет. Марксизм утверждает, что потребности людей форми-
руются под влиянием экономических отношений и классовой борьбы. Это означает, что потребности зависят от того, к какому классу принадлежит человек, и от его места в экономической системе. например, потребности пролетариата (рабочего класса) будут отличаться от потребностей буржуазии (класса собственников). Пролетариат будет иметь потребности, связанные с обеспечением базовых жизненных потребностей, таких как еда, жилье и образование, в то время как буржуазия будет иметь более широкие и разнообразные потребности, связанные с высоким уровнем жизни, образованием и досугом.
Предложенная К. Марксом классификация потребностей включает физические, социальные и интеллектуальные потребности. Такая классификация изначально была использована в его работе «Капитал» и стала основой для исследований в различных областях знания, включая экономику, философию, психологию, социологию и кльтурологию. Классификация потребностей К. Маркса, хотя и оказала значительное влияние на различные области науки, все же нуждается в дальнейшей конкретизации и развитии. Существует мнение, что она не отражает всей специфики деятельности человека и не имеет полного практического применения. Это связано с отсутствием подтипов потребностей в ее структуре. Поэтому, данная классификация может быть полезной, но не является исчерпывающей в описании потребностей человека в их развитии. В современных исследованиях, проводимых в разных научных дисциплинах, были предложены многообразные модификации классификации К. Маркса, что позволяет более глубоко и полно изучать потребности человека и его деятельность, их
изменения и взаимосвязь с культурой и технологическим прогрессом. однако все эти подходы требуют дальнейших исследований и обсуждений для достижения универсального и комплексного понимания потребностей человека и их роли в развитии личности.
Несмотря на недостатки исследователи в различных областях науки, по-прежнему опираются на работы К. Маркса и ф. Энгельса при изучении потребностей человека, поддерживая их идеи о детерминирующей роли потребностей в его деятельности. Есть ученые, которые пытаются ее критиковать, обращая внимание на неточности, склоняясь к упрощенной интерпретации марксистского учения о потребностях, сводя его исключительно к материальному производству. однако сам К. Маркс предпринимал попытки выявить зависимости между потребностями и предметами, обеспечивающими их удовлетворение, и не сводил потребности только к внешним факторам.
Таким образом, проблема исследования марксистского учения о потребностях заключается в том, что зачастую происходит упрощение и неправомерное толкование его идей. Действительно, в работах К. Маркса можно наблюдать недифференцированность в определении основных понятий, связанных с потребностями, что может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, К. Маркс рассматривал произведенные человеком предметы как его «вторую природу», то есть не отделял их от самого человека. он считал, что через процесс производства люди изменяют природу и создают предметы, которые затем используют для удовлетворения своих потребностей. Это могло привести к некоторому смешению понятий «потребность» и «предмет потребности».
Во-вторых, К. Маркс занимался поиском детерминант деятельности субъектов и исследованием возможных путей решения проблемы. В этом контексте он использовал различные термины, такие как «потребление» и «побуждение», чтобы описать многообразные аспекты процесса удовлетворения потребностей, что могло создавать путаницу в определении связанных с ними понятий. Однако, несмотря на некоторую недифференцированность понятий, работы К. Маркса внесли значительный вклад в понимание потребностей и механизмов их удовлетворения. Более поздние исследователи, развили и уточнили эти понятия, что помогло вернее описать процессы потребления и удовлетворения потребностей человека.
References
[1] Aron R. Stages of development of sociological thought. -
M.: Progress, 1992. 608 p.
[2] Popper K. The Time of False Prophets: Hegel, Marx and
Other Oracles // Open Society and Its Enemies. Vol. 2.
- M.: Phoenix, 1992. 528 p.
[3] Marx K. Theses on Feuerbach. // Floor. collection op. -
Vol. 3. - M.: 1955. P. 1.
[4] Marx K. Criticism of modern German philosophy in the
person of its representatives Feuerbach, B. Bauer and Stirner. Vol. I. // Pol. collection op. - Vol. 3. - M.: 1955. P. 25.
[5. Marx K. Criticism of German socialism in the person of its various prophets. T.I. // Pol. collection op. - Vol. 3.
- M.: 1955. P. 457.
[6] Marx K. Capital. Criticism of political economy. Vol. 1.
Book. 1: The process of capital production. // Floor. collection op. - Vol. 23. P. 3.
[7] Marx K. Capital. Criticism of political economy. Vol. 3.
book. 111: The process of capitalist production taken as a whole. // Floor. collection op. - Vol. 25. - M.: 1962. P. 386.
[8] Marx K. Criticism of German philosophy in the person of
its representatives Feuerbach, B. Bauer and Stirner. T. 1. // Pol. collection op. - Vol. 3. - M.: 1955. P. 27.
[9] Marx K. Economic manuscripts of 1857-1859. // Floor.
collection op. - Vol. 46. Part 1. - M.: 1968. P. 26.
[10] Marx K. Economic manuscripts of 1857-1859. // Floor. collection op. - Vol. 46. Part 1. - M.: 1968. P. 28.
[11] Marx K. Criticism of modern German philosophy in the person of its representatives Feuerbach, B. Bauer and Stirner. Vol. 1. // Pol. collection op. - Vol. 3. - M.: 1955. P. 26.
[12] Marx K. Capital. Criticism of political economy. Vol. 1. Book. I: The process of production of capital. // Floor. collection op. - Vol. 23. - M.: 1960. P. 27.
[13] Marx K., "Draftof Capital. (Economic manuscript 18611863. The process of production of capital), K. Marx and F. Engels, Paul. collection op. - Vol. 47. P. 253.
[14] Marx K. Engels F. April 1856-January 1859. // Pol. collection op. - Vol. 12. - M.: 1958. P. 718.
[15] Marx K. Engels F. April 1856-January 1859. // Pol. collection op. - Vol. 12. - M.: 1958. P. 717.
[16] Marx K. Capital. Criticism of political economy. Vol. 1. Book. I: The process of production of capital. // Floor. collection op. - Vol. 23. - M.: 1960. P. 81.
[17] Engels F. Dialectics of nature. // Floor. collection op. -Vol. 20. - M.: 1961. P. 493.
Список литературы
[1] Арон Р. Этапы развития социологической мысли. -
М.: Прогресс, 1992. 608 с.
[2] Поппер К. Время лжепророков: Гегель, Маркс и дру-
гие аракулы // Открытое общество и его враги. Т. 2.
- М.: Феникс, 1992. 528 с.
[3] Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Пол. собр. соч. -
Т. 3. - М.: 1955. С. 1.
[4] Маркс К. Критика новейшей немецкой философии
в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. Т. I. // Пол. собр. соч. - Т. 3. - М.: 1955. с. 25.
[5. Маркс К. Критика немецкого социализма в лице его различных пророков. Т. И. // Пол. собр. соч. - Т. 3.
- М.: 1955. с. 457.
[6] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии.
Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала. // Пол. собр. соч. - Т. 23. с. 3.
[7] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии.
Т. 3. кн. 111: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. // Пол. собр. соч. - Т. 25.
- М.: 1962. с. 386.
[8] Маркс К. Критика немецкой философии в лице ее
представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. Т. 1. // Пол. собр. соч. - Т. 3. - М.: 1955. с. 27.
[9] Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.
// Пол. собр. соч. - Т. 46. Ч. 1. - М.: 1968. С. 26.
[10] Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. // Пол. собр. соч. - Т. 46. Ч. 1. - М.: 1968. С. 28.
[11] Маркс К. Критика Новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. Т. 1. // Пол. собр. соч. - Т. 3. - М.: 1955. С. 26.
[12] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. I: Процесс производства капитала. // Пол. собр. соч. - Т. 23. - М.: 1960. С. 27.
[13] Маркс К., «Черновик Капитала. (Экономическая рукопись 1861-1863 годов. Процесс производства капитала), К. Маркс и Ф. Энгельс, Пол. собр. соч.
- Т. 47. С. 253.
[14] Маркс К. Энгельс Ф. Апрель 1856-январь 1859. // Пол. собр. соч. - Т. 12. - М.: 1958. С. 718.
[15] Маркс К. Энгельс Ф. Апрель 1856-январь 1859. // Пол. собр. соч. - Т. 12. - М.: 1958. С. 717.
[16] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. I: Процесс производства капитала. // Пол. собр. соч. - Т. 23. - М.: 1960. С. 81.
[17] Энгельс Ф. Диалектика природы. // Пол. собр. соч. -Т. 20. - М.: 1961. С. 493.