Научная статья на тему 'Социокультурные аспекты истории Первой мировой войны в юбилейных музейных экспозициях'

Социокультурные аспекты истории Первой мировой войны в юбилейных музейных экспозициях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНЫЕ РАКУРСЫ ВОЙНЫ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ЮГ РОССИИ / WORLD WAR I / HISTORICAL MUSEUM / CULTURAL PERSPECTIVES OF THE WAR / MUSEUM EXHIBITION / SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Науменко Владимир Емельянович

В статье рассмотрены некоторые вопросы формирования музейных экспозиций, посвященных Первой мировой войне. Особое внимание обращено на отражение культурных ракурсов войны в тылу и на фронте. Подробно рассмотрена деятельность историко-краеведческих музеев Юга России по созданию экспозиций, посвященных Первой мировой войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Cultural Aspects of the History of the World War I in the Anniversary Museum Exhibitions

The article discusses some of the issues of the formation of the museum exhibitions devoted to the World War I. Particular attention is drawn to reflect the cultural perspectives of the war in the rear and at the front. he activities of local history museums in the South of Russia on creation of exhibitions devoted to the First World War are considered in details.

Текст научной работы на тему «Социокультурные аспекты истории Первой мировой войны в юбилейных музейных экспозициях»

НАУМЕНКО Владимир Емельянович

кандидат исторических наук, профессор, начальник отдела комплексных проблем изучения культуры Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева,

г. Краснодар, Россия Vladimir E. NAUMENKO Cand. Sci. (National History), Prof., Head, Department of Complex Problems for Cultural Research, Southern Branch of the Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Krasnodar, Russia [email protected]

Социокультурные аспекты истории Первой мировой войны в юбилейных музейных экспозициях

Social and Cultural Aspects of the History of the World War I in the Anniversary Museum Exhibitions

В статье рассмотрены некоторые вопросы формирования музейных экспозиций, посвященных Первой мировой войне. Особое внимание обращено на отражение культурных ракурсов войны в тылу и на фронте. Подробно рассмотрена деятельность историко-крае-ведческих музеев Юга России по созданию экспозиций, посвященных Первой мировой войне.

Ключевые слова: Первая мировая война, истори-ко-краеведческий музей, культурные ракурсы войны, музейная экспозиция, Юг России.

The article discusses some of the issues of the formation of the museum exhibitions devoted to the World War I. Particular attention is drawn to reflect the cultural perspectives of the war in the rear and at the front. he activities of local history museums in the South of Russia on creation of exhibitions devoted to the First World War are considered in details.

Keywords: The World War I, historical museum, cultural perspectives of the war, the museum exhibition, the South of Russia.

Внедрение в музейную экспозицию материалов, связанных с историей и участием России в Первой мировой войне (1914-1918), является давно назревшей потребностью российского общества. Систему в эту работу внесли предложения Президента Российской Федерации В. В. Путина, который во время своего выступления в Совете Федерации 27 июня 2012 г. заявил: «Это забытая война... Но время прошло, сейчас нужно вернуться к этому, потому что люди, которые отдали свои жизни за интересы России, не должны быть забыты»

[19].

Наиболее удачным местом сохранения исторической памяти об этом событии, кроме монументальных сооружений в местах памятных событий о войне, являются музеи. Музей современного вида это научно-просветительное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи аккумулируют в себе исследовательские и образовательно-воспитательные функции. «Музей - есть не нако-

пление мертвых вещей, а возвращение к жизни останков отжившего» - так писал русский философ XIX в. Николай Федоров (1828-1903) в своей книге «Музей, его смысл и назначение», изданной в 1913 г. [22]. Нам, людям XXI века, понятие «музей» видится гораздо шире. Мы воспринимаем музей как социальное явление в самом широком смысле слова. В нем хранится социальная память, овеществленная в памятниках природы и общества. Музей -есть храм, место общения, средство передачи информации из прошлого через настоящее в будущее. А если музей хранит социальную память, то он выступает в подфункциональном значении хранилища, склада. В то же время в музее собираются для общения по своим интересам. Объединение же лиц по интересам есть клуб. Отсюда музей выступает в роли клуба, культурно-просветительного учреждения. Но эта только малая толика социальной значимости, и нельзя на этом только замыкаться. Специфика современного музея в том, что объединяя людей по интересам и храня социальную память, он не может обойтись без научных исследований, что относит музей к научному учреждению. Вместе с тем, музей -это школа. Школа - в широком смысле слова. Школа, как образование, просвещение, обучение, воспитание; как форма работы, способ передачи знаний и метод воспитания. Приемы музейной деятельности самые разнообразные. Во многом они сходны с театром, где в спектакле заняты музейные предметы, а декорацией служит экспозиция, где экскурсию можно представить как театр одного актера. Музей - это еще и творческие лаборатории, мастерские, киноконцертные залы. Музей

- это библиотека. Музей - это архив. Музей -есть собор лиц, где происходит общение людей прошлого, настоящего и будущего. В нем осуществляется коммуникация, связь времен и народов, передача опыта поколений. Музей

- есть храм и форум. Кроме того, музей - есть здание, комплекс сооружений и архитектурно-художественных памятников с охраняемой территорией. И, наконец, музей - это учреждение со всеми присущими ему управленческими службами [17, с. 6]. Такое многообразие музейных функций позволяет в наибольшей полноте отразить в экспозициях значительный объем сведений о Первой мировой войне

и показать участие в этом поистине мировом событии людей, проживавших в различных территориях Юга России.

В этом отношении Юг России по своей исторической значимости один из самых интересных и уникальных регионов. В период относящийся к Первой мировой войне здесь происходили очень важные в политическом, экономическом, социально-культурном отношении события, которые были связаны с активным участием южнорусского казачества и иногороднего населения в войне, перестройкой местной промышленности и сельского хозяйства на военный лад, созданием условий для излечения и возвращения в строй после ранения солдат и офицеров, война решительно вторглась в жизнь горского населения, впервые в таких масштабах на добровольной основе были вовлечены в войну воинские формирования горцев, их хозяйственная жизнь. Война глубоко задела эмоциональную сферу жизни людей. Появились новые мотивы в песенной культуре, фольклоре и т.п. В эти годы крепло боевое братство горских народов и казачества по защите общей Родины. Все эти события породили новую культуру повседневности, в которой проявились лучшие черты народов - взаимопомощь, куначество, сочувствие, взаимопонимание, храбрость, самоотверженность, самопожертвование и др. Музеи призваны бережно хранить страницы истории в которой свой след оставили все народы Юга России.

В настоящее время в субъектах Юга России действует разветвленная сеть музеев. Здесь представлены музеи различного профиля - комплексные, художественные, естественно-научные, мемориальные, музеи заповедники и др. Типы музеев Юга России представлены в Таблице 1 (см. с. 56).

Даже не полный перечень музеев (сюда не вошли школьные музеи, музеи организованные на предприятиях, воинских частях, сельские музеи и т.п.), расположенных на Юге России, дает достаточно емкое представление о составе музейной сети. Жанровое многообразие южно-российских музеев свидетельствует о богатстве культурной жизни региона, самобытности культур народов населяющих регион. Это создает условия для создания разнообразных и обширных фондов и экспози-

Таблица 1

Типы музеев на Юге России

№/№ Тип музея Количество

1. Художественные 19

2. Историко-краеведческие 219

3. Мемориальные 30

4. Музей-заповедник 16

5. Театральные 1

6. Литературные 5

ций, отражающих национальное своеобразие каждого субъекта. Типологическое своеобразие музеев Юга России создает возможности для всестороннего отражения в экспозициях огромный разнообразный информативный материал по истории Первой мировой войны.

Формирование целевых экспозиций, посвященных Первой мировой войне, должно базироваться на четком понимании такого понятия как музейная экспозиция. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные, воспитательные, социальные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений [13, с. 164].

При формировании экспозиции по Первой мировой войне следует иметь ввиду, что целый ряд экспозиций по определению не может быть представлен в музеях Юга России. Это, прежде всего, относится к археологическим экспонатам. Эти предметы материальной культуры обычно добываются путем раскопок, которые могут вестись на местах сражений или иных местах, связанных с боевыми действиями (например, это могут быть массовые захоронения и т. п.). Но на территории России остался только один регион - Калининградская область, где непосредственно велись боевые действия. Исходя из этого, в южно-российских музеях могут появиться

только отдельные или случайные экспонаты добытые методами археологической работы.

Создание тематической экспозиции, посвященной Первой мировой войне, для абсолютного большинства музеев Юга России дело новое. Есть некоторый опыт, например, Новочеркасского музея Донского казачества в котором в основном представлены экспонаты, относящиеся к участию донских казаков в первой мировой войне: в единичных экземплярах представлены амуниция, вооружение, наградные знаки, фотографии и т.п. Но в таком специализированном показе нет места культурным ракурсам жизни казачества на фронте и в тылу. Это, безусловно, обедняет общее представление о том времени.

В этой связи особенно важно для формирования музейных экспозиций имеют принципы построения. В современной музееведческой литературе этому вопросу уделяется первостепенное значение. Принципы построения экспозиции - раскрывают суть основных, исходных положений музееведческой науки для разработки и создания экспозиции. Так как музейная экспозиция представляет собой произведение особого синтетического вида, то, естественно, возникает проблема разработки единых научных принципов предстоящего коллективного творческого процесса.

Идейной основой экспозиции и применения принципов ее построения является научная концепция экспозиции - идейно-теоретическое обоснование, являющееся базой для экспозиционного замысла. Здесь предстоит наиболее сложная и ответственная работа по

формированию нового взгляда на эту войну. Все годы Советской власти оценка этой войны базировалась на ее характеристике данной В. И. Лениным. Он писал, что это «есть война между двумя группами разбойнических великих держав из-за дележа колоний, из-за порабощения других наций, из-за выгод и привилегий на мировом рынке. Это - самая реакционная война, война современных рабовладельцев за сохранение и укрепление капиталистического рабства» [16, с. 1]. В результате такого подхода и тотального замалчивания этих событий, как справедливо отметил член Комитета Совета Федерации по международным делам А. И. Лисицын, «...этой войны нет в нашей истории, нет в наших учебниках, нет даже памятной даты, нет даже места, где можно было положить цветы в память погибших» [19]. Такую ситуацию в полной мере можно отнести и к музеям Юга России в которых практически отсутствовала какая либо информация о Первой мировой войне. Ныне и общество, и научное сообщество пришли к новому пониманию и места и роли этой войны в нашей истории и жизни.

Создание современной научной концепции экспозиции это один из самых сложных этапов подготовительной работы. По сути дела это создание документа, который бы отразил самое общее представление о будущей экспозиции. Он раскрывает:

а) идею экспозиции;

б) дает характеристику научного содержания (степень изученности поставленной темы в профильной дисциплине), определяет место экспозиции среди других экспозиций музея, выделяет её отличие от ранее действовавших здесь или в других музеях экспозиций по данной теме;

в) определяет требования к архитектурно-художественному решению самой экспозиции.

Научная концепция экспозиции излагает ведущие идеи замысла; выделяет стержневые проблемы; обозначает нравственно-воспитательный потенциал экспозиции.

Содержание научной концепции экспозиции основывается на новейших научных достижениях, как профильных дисциплин, так и самой музееведческой науки. Этим обусловлено и применением принципов построения экспозиции:

Первый принцип - экспозиция должна строиться на основе научной концепции, которая базируется на принципе историзма, что означает отражение исторической действительности как многообразного, диалектического, многопланового процесса, получающего воплощение в фактах общественного развития и ставших музейными предметами.

Второй принцип - предметности. Он определяется профилем музея и спецификой конкретной экспозиции.

Третий принцип - доходчивости и универсальности, что означает учет восприятия самых различных групп посетителей по социальным, возрастным и другим признакам.

Четвертый принцип - многоплановость экспозиции, подвижность материала. Это когда на первый план выставляются главные, ведущие экспонаты; на второй - менее значимые и т.д.

Пятый принцип - создание эстетической среды во всей экспозиции. Это значительно облегчает процесс восприятия.

Шестой принцип - связь с современностью. Включение современных материалов и подходов оживляет экспозицию и повышает интерес к ней (см.: [8] [14] [15] [21]).

В 2014 г. в южно-российских музеях активно создавались экспозиции, посвященные Первой мировой войне. Анализ состояния дел в этом вопросе показывает, что основная экспозиционная деятельность развернута в музеях историко-краеведческой направленности и освещает вполне определенный набор исторических фактов связанных с участием земляков в боевых действиях, героическими поступками отдельных участников войны. В экспозициях представлены образцы вооружения и т. п. Так, в открывшейся 6 мая 2014 г. в Краснодарском государственном истори-ко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына выставке, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны «Великая война - забытая война» представлены материалы, рассказывающие об участии кубанцев в Первой мировой войне. Кубанское казачье войско с началом Первой мировой войны выставило на театр военных действий 33 конных полка, 18 пластунских батальонов, 5 конных батарей, 32 особых конных сотни и 2 сотни Варшавского дивизиона. В экспозиции

представлены материалы показывающие, что в сражениях принимали участие не только казачьи формирования, но и представители других слоёв населения Кубанской области.

Большинство экспонатов выставки впервые были представлены широкой публике. Так, например, воссозданы комплексы парадной, повседневной и военно-походной одежды казаков. Интерес вызвала коллекция оружия стран-участниц войны, как союзных держав, так и противников: винтовки, карабины, пистолеты, пулемет, бомбомет системы Василевского. В коллекции холодного оружия представлены все образцы, находившиеся на вооружении русской армии того периода.

Отдельный комплекс посвящен трофеям Первой мировой. Кстати многие экспонаты, в частности, экзотическое клинковое оружие, поступали в фонды Кубанского Войскового музея ещё в ходе войны, их передавали в дар сами участники сражений.

Впервые представлена галерея героев Первой мировой воны - кубанских казаков, награжденных Георгиевскими крестами различных степеней, а также раритетные фотографии, документы, благотворительные открытки и жетоны, предметы военно-походного быта [2].

Аналогичные выставки, посвященные 100-летию начала Первой мировой войны были организованы в историко-краеведче-ских музеях расположенных в муниципальных образования края. Так, в Гулькевичском историко-краеведческом музее в экспозиции представлены фотографии, документы, ордена и медали, газеты и журналы 1914-1917 гг. из коллекции известного краеведа, подъесаула Кубанского казачьего войска Бориса Бе-рендюкова. В экспозиции были представлены образцы холодного оружия, состоявшего на вооружении частей Кубанского казачьего войска в период 1914-1918 гг., воевавших на германском и Кавказском фронтах [7].

В Волгоградской области экспозиции были развернуты во всех историко-краеведче-ских музеях. Лейтмотивом выставки, открывшейся в областном краеведческом музе стали слова песни тех лет «За царя, за Русь Святую, благослови оружие, Господь». На выставке, были представлены документальные (различные документы, журналы, газеты) свиде-

тельства, фотографические, этнографические материалы участников войны, награды, предметы нумизматики, бонистики и фалеристики, казачье оружие, как из фондов музея, так и из частных коллекций [5].

В отдельных муниципальных образованиях инициативу по организации выставок взяли на себя сотрудники комитета по делам молодежи, члены Волгоградского патриотического клуба, городских патриотических клубов «Багратион» и «Сталинград», учителя и др. Так, в городе Камышине по инициативе общественных организаций была открыта выставка посвященная Первой мировой войне, которая экспонировалась на площади у ДК «Текстильщик». На стендах были помещены фотографии камышан, участников Первой мировой, в том числе награжденных Георгиевским крестом, рисунки, отражающие фрагменты боев. Всего на выставке представлено около двухсот фотографий [18].

Своеобразная выставка была открыта 1 августа 2014 г. в Ростовском областном музее краеведения: «Великая война: взгляд сквозь время». Эта выставка в значительно более широком объеме представила события того трагического времени. На выставке представлены коллекции из фондов музея: открытки, фотографии, плакаты, награды, оружие. Создана галерея портретов участников войны, подписи и письма на обороте фотографий, адресованные родным на донскую землю.

В экспозиции отражена еще одна сторона повседневной жизни области, что выгодно отличает ростовскую экспозицию от выставок организованных в других субъектах Юга России. Дело в том, что в годы войны Ростов стал распределительным пунктом для раненных воинов, через город проходили эшелоны с пленными, сюда прибывали беженцы-армяне из Персии, здесь формировались отряды армянских добровольцев-дружинников, отправлявшиеся на Кавказский фронт. В Нахичевани и Ростове неоднократно проводились кружечные сборы для нужд дружинников и армии, собирались пожертвования семьям, оставшимся без кормильца. Это все нашло отражение в экспозиции музея [4].

Интересные экспозиции, посвященные Первой мировой, были представлены в Енота-евском, Черноярском и других районах Астра-

ханской области, свою экспозицию представил и Астраханский музей Боевой славы [6]. В Астрахани в Доме-музее Велимира Хлебникова представили выставку, посвященную 100-летию Первой мировой войне. Известные исторические факты показаны сквозь призму творчества «поэта-будетлянина» и членов его семьи [20].

Экспозиции посвященные Первой мировой войне созданы в историко-краеведческих музеях Адыгеи [9], Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии [3], Северной Осетии-Алании, Ингушетии [23], Чечне [12], Дагестане [1]. Они в основном посвящены формированию и участию в боевых действиях Кавказской туземной дивизии [11].

Следует отметить, в создании юбилейных экспозиций на тему Первой мировой войне, приняли не только музеи. Самую активную поддержку оказали органы государственной власти и местного самоуправления, к их организации были привлечены архивные учреждения, библиотеки, общественные организации, преподаватели вузов, научно-исследовательских институты, краеведы и др.

Вместе с тем южно-российские музеи, вполне могли бы пополнить свои экспозиции, посвященные Первой мировой войне, материалами относящимися к работе многочисленных структур тыла, организации жизни на местах в условиях войны, влиянию военной обстановки на изменение образа жизни людей и т. д. Совершенно очевидно, что организация деятельности в тылу, создает мощные предпосылки успешной деятельности армии на фронте. Тем не менее, практически отсутствует информация относящаяся к разнообразной экономической, социальной, культурной жизни общества, что весьма обедняет экспозицию.

Так, в экспозициях абсолютного большинства музеев Юга России полностью отсутствует информация, посвященная культурной жизни армии и тыла. Вместе с тем, материалы такого рода вполне могли быть размещены под рубрикой «Культурные ракурсы первой мировой войны». Здесь, прежде всего, могли быть отражены несколько позиций: мобилизация интеллектуальных ресурсов, развитие науки и высшего образования и др. В региональных изданиях с началом войны появляются публи-

кации местной интеллигенции, поднимающие боевой дух населения, мобилизующие усилия народа на отпор врагу. Так, на Кубани для поднятия боевого и национального духа казаков, наряду с разными способами пропаганды, активно использовалось печатное слово. В книгах, издаваемых в те годы, возвеличивалась слава русского оружия, поднимался патриотический дух воинов. Например, в 1916 г. в Екатеринодаре издается «Сборник славы ку-банцевъ», в котором опубликованы произведения различных художественных (рассказы, повести, стихотворения) и публицистических (письма, личные документы) жанров. Самым ценным в этой книге является именно тот живой голос кубанского казака, его рассказ о проводах на фронт, о том, как казаков хоронили на боевых позициях и дома, в родных станицах. Тему мобилизации интеллектуальных ресурсов могли бы продолжить материалы, связанные с усилиями российских ученых по мобилизации природных ресурсов Юга России на нужды обороны. Так, для расширения экспозиции интересны разработки по новым способам извлечения нефти при помощи сжатого газа, получения йода из черноморских водорослей, о ликвидации в этот период дефицита дубильных веществ важнейшего ингредиента для производства кожевенных изделий. Не нашли еще в экспозициях материалы свидетельствующие о развитии фармацевтической промышленности на основе широкого использования растительного сырья, развития курортологии, опубликованные в издававшихся на Юге России журналах - «Русская Ривьера», «Целебные силы Кавказа» и др.

Интересной страницей этого раздела экспозиции могло бы стать вузовское строительство на Юге России. До войны на Северном Кавказе не было ни одного высшего учебного заведения. В этом смысле интересным представляются материалы соперничества южнорусских городов за право открыть у себя высшие учебные заведения, эвакуация которых в случае военной необходимости, предусматривалась российским командованием. В региональных архивах сохранилась активная переписка южнороссийской общественности, органов городского самоуправления с представителями государственной власти с аргументацией о необходимости подготовки

кадров высшей квалификации, подтверждением наличия материальной базы, культурной инфраструктуры необходимой для функционирования учебных заведений и т. д. С такими инициативами выступали Владикавказ, Кубанская область, Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Разнообразный информативный материал, касающийся этих вопросов, содержится в крупнейшей издававшейся тогда на Дону газете «Приазовский край». Интересные сведения, касающиеся этих вопросов, публиковались в «Кубанских ведомостях» и других региональных изданиях. В периодических изданиях помещалась обильная информация об участии ученых в просветительной деятельности в рамках местных обществ народных университетов, музеев и других учреждений.

Экспозиции посвященные Первой мировой могут быть пополнены информацией о функционировании южнорусских периодических изданиях, роли культурно-досуговых учреждений и их работе по патриотическому воспитанию населения. Здесь интересным являются материалы, связанные с «мобилизацией» искусства на подъем общественного настроения и патриотизма, формирование соответствующего данному моменту репертуара. Газетные материалы, архивы фильмофон-дов дают убедительный материал, раскрывающий мощную мобилизующую силу кино. Тем более, что отдельные фильмы создавались на Юге. В Ростове-на-Дону в декабре 1914 г. фирмой Ханжонкова был выпущен фильм «Освящение военно-санитарного поезда №89 на станции Ростов, сооруженного на средства Всероссийского пожарного общества». В Ека-теринодаре Товарищество «Минерва» осенью 1915 г. сняло фильм «Во власти курдов» (автор сценария и оператор Н. А. Минервин) и т. д.

Значительно обогатит экспозицию и информация о развитии рекреационной зоны, охране культурного и природного наследия на Юге России в период Первой мировой войны. При формировании экспозиционных материалов важно обратить внимание на то, что война не прервала плановых исследований природных ресурсов региона. Обилие материалов по этим вопросам содержат архивы таких организаций как: Геологический комитет, опытные станции, ботанические сады, региональные отделения российских научных обществ

(Императорского русского географического общества, Императорского русского технического общества), краеведческие организации (Общество любителей изучения Кубанской области, Ставропольское общество для изучения Северо-Кавказского края в естественно-историческом, географическом и антропологическом отношении) и т. д. [10].

Особую активность в работе проявлял Геологический комитет. Им осуществлялись масштабные работы по проектированию дорожного строительства, продолжались исследования нефтяных месторождений в районе Грозного, в Кубанской области, велась разведка каменного угля в Баталпашинском отделе, в районе Малой Лабы, Большого Зеленчука и т.д. В крае велись обширные гидрологические работы в районе рек Северного Кавказа. Организовывались экспедиции по исследованию природных богатств с целью поставки сырья заводам Главного артиллерийского управления, располагавшимся на Юге.

Интересную информацию содержат архивы Общества любителей изучения Кубанской области и Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественно-историческом, географическом и антропологическом отношении, других организаций по исследованию возможностей края по обеспечению фронта и тыла стратегическим сырьем и медикаментами. В фондах Редакционного комитета КЕПС есть документы, касающиеся перспектив добычи йода на Юге. В «Известиях Академии наук» за 1916 г. имеется публикация В. Н. Бекетова «Йод, бром и борная кислота в окрестностях Керчи и на Таманском полуострове».

В архивах Пироговского общества врачей, Министерства земледелия, Управления верховного начальника санитарной и эвакуационной части принца Ольденбургского имеются относящиеся к Югу России материалы по использованию лекарственного растительного сырья, сбору дикорастущих лекарственных растений и плановых посадок наиболее перспективных из них. Так, уже в 1916-1917 гг. в Кубанской области был организован сев клещевины (основы для производства касторового масла), сбор лекарственных растений, открылись питомники и Кубанской сельскохозяйственной опытной станции, при четырех

опытно-показательных хозяйствах области - в станицах Славянской и Уманской, Майкопском и Лабинском отделах.

В архивах Геологического комитета, государственных архивах субъектов Юга России отложились материалы об исследовании минеральных источников в регионе. Из этих материалов видно, что толчком к интенсивному исследованию источников целебных вод и грязей стало превращение южных территорий в госпитальную базу и продолжавшийся курс на развитие курортов. Активная разведка новых источников осуществлялась на Кавказских Минеральных Водах, в районе Мацесты, Горячего Ключа и у подножия Эльбруса. Интересны материалы по подготовке к открытию Кавказского государственного заповедника, а также деятельности «Кавказского общества содействия развитию лечебных мест». Эти материалы свидетельствуют о многообразной и многоплановой деятельности государства, которое консолидировало общество не только на отпор врагу, но разрабатывало проекты сохранения ее природного и культурного наследия.

Анализ экспозиций представленных историко-краеведческими музеями Юга России свидетельствует о том, что основной корпус экспонируемых материалов относится, к так называемому, европейскому театру военных действий. Лишь незначительное число музеев (например, Краснодарский) отметили участие казачества на Кавказском фронте. В экспозиции представлены материалы участия казаков в основных войсковых операциях, приведших к значительным успехам российского оружия. Вместе с тем, музейную экспозицию значительно обогатили бы материалы, рассматривающие территорию Кавказского

Использованная литература:

1. 100 лет с начала Первой Мировой войны. Мобилизация 1914 г. [Электронный ресурс] // Центральный государственный архив Республики Дагестан. URL: http://www.cgard.ru/news/17/15/100-let-s-nachala-pervoj-mirovoj-vojny-mobilizatsiya-1914-goda.html (дата обращения 01.08.15).

2. 6 мая в Краснодарском историко-археоло-гическом музее открылась выставка «Великая война - забытая война» [Электронный ресурс] // Кубанские ведомости. URL: http://www.kubved.ru/krasnodar/ news/muzei/6_maya_v_krasnodarskom_istoriko-arkheologicheskom_muzee_otkrylas_vystavka_-velikaya_ voyna_-_zabytaya/ (дата обращения 01.08.15).

фронта как объект целенаправленных научных исследований в рамках государственной стратегии по культурному освоению освобожденных регионов. Интересными экспонатами этой части экспозиции могли быть материалы Академии наук и Русского археологического общества, сформировавших ряд экспедиций для учета и охраны памятников, имеющих научное значение. Особенно интересны материалы Трапезундской экспедиции 1916 и 1917 гг.

Таким образом, анализ репрезентативности культурных ракурсов Первой мировой войны на Юге России в экспозициях истори-ко-краеведческих музеев показало практически полное игнорирование музейными работниками этих проблем. Во многих экспозициях эта тема не отражена даже в хронологии важнейших событий в истории регионов. Вместе с тем исторические события этого периода несут в себе громадный историко-патриоти-ческий потенциал, воспроизводство которого в каждом поколении, важная составляющая деятельности научного сообщества и работников культуры. В экспозиционной практике музеев работа по презентации экспонатов, относящихся к этому периоду, активизировалась в год 100-летия начала войны. В связи с этим экспозиции собирались наспех, зачастую без продуманной концепции. Это, справедливости ради следует сказать, не исключает отдельные удачи в экспонировании интересующих нас событий. Но в целом предстоит работа по кардинальному изменению подходов и включению этих материалов в постоянно действующие экспозиции, которые могли бы отразить, в том числе, культурную жизнь тыла и фронта.

References:

1. 100 let s nachala Pervoy Mirovoy voyny. Mobilizatsiya 1914 goda (100 Years since the Beginning of the World War I. The Mobilization of 1914), in Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Dagestan. http://www.cgard.ru/ news/17/15/100-let-s-nachala-pervoj-mirovoj-vojny-mobilizatsiya-1914-goda.html. Accessed August 1, 2015.

2. 6 maya v Krasnodarskom istoriko-arkheologicheskom muzee otkrylas' vystavka «Velikaya voyna - zabytaya voyna» (On May 6 in the Krasnodar Historical-Archaeological Museum Was Opened the Exhibition «The Great War - the Forgotten War»), in Kubanskie vedomosti. http://www.kubved.ru/krasnodar/news/muzei/6_maya_v_ krasnodarskom_istoriko-arkheologicheskom_muzee_

3. Балкарцы в Первой мировой [Электронный ресурс] // РИА «Кабардино-Балкария». URL: http://kbrria. ru/kultura/balkarcy-v-pervoy-mirovoy-3952 (дата обращения 01.08.15).

4. Великая война: взгляд сквозь время [Электронный ресурс] // Волгоградская правда. URL: http://www. rostovmuseum.ru/exhibitions/?ELEMENT_ID=780 (дата обращения 01.08.15).

5. Выставка «За царя, за Русь Святую...» (К 100-летию Первой мировой войны) [Электронный ресурс] // Волгоградский областной краеведческий музей. URL: http://vokm134.ru/news/ (дата обращения 01.08.15).

6. Выставка в музее боевой славы, посвященная Первой мировой войне [Электронный ресурс] // Астраханская область.рф. URL: http://www.astrobl.ru/ news/77742 (дата обращения 01.08.15).

7. Выставка, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны, открылась в Гулькевичах [Электронный ресурс] // Юга.ру. URL: http://www.yuga.ru/ news/340543/ (дата обращения 01.08.15).

8. Голубцова Т. В. Музеи исторического профиля - важные центры исследования истории и пропаганды исторических знаний // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля: сб. науч. тр. М.: б/и,1980. С. 7-22.

9. День памяти о боевом содружестве горцев Адыгеи и казаков Кубани в годы Первой мировой войны [Электронный ресурс] // Национальный музей Республики Адыгея. URL: http://adyg-museum.ш/день-памяти-о-бое-вом-содружестве-горц/ (дата обращения 01.08.15).

10. Еремеева А. Н. Исследование и охрана природных ресурсов Юга России в годы Первой мировой войны // Былые годы. 2015. №1. С. 159-166.

11. К 100-летию Первой мировой войны. Выставка архивных материалов и документов «Кавказская туземная дивизия» [Электронный ресурс] // Национальная библиотека Чеченской Республики имени Абузара Айдамирова. URL: http://biblioteka-chr.ru/index.php/58-k-100-letiyu-pervoj-mirovoj-vojny-vystavka-arkhivnykh-materialov-i-dokumentov-kavkazskaya-tuzemnaya-konnaya-diviziya (дата обращения 01.08.15).

12. Кавказская туземная дивизия. Орлы Кавказа [Электронный ресурс] // Национальный музей Чеченской Республики. URL: http://nacmuzeychr.ru/228-kavkazskaya-tuzemnaya-konnaya-diviziya-orly-kavkaza (дата обращения 01.08.15).

13. Карапетян Л. А., Серова М. И. Музееведение и охрана памятников: учеб. пособ. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2003.

14. Каспаринская С. А., Огризко З. А. Методика построения экспозиции по истории СССР (период капитализма: 1861-1917 гг.). М.: б/и, 1967.

15. Левыкин К. Г., Разгон А. М. Экспозиция музея и историческая наука. К 100-летию первой экспозиции Государственного исторического музея // История СССР. 1984. № 3. С. 66-76.

16. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. М.: Изд-во политической литературы. Т. 27: август 1915 - июнь 1916.

17. Музей в современных условиях: материалы Северо-Кавказской науч.-практ. конфер. по проблемам музейного дела / ред. И. И. Борзило. Краснодар: Краснодарский гос. истор.-археолог. музей-заповедник, 1995.

otkrylas_vystavka_-velikaya_voyna_-_zabytaya/. Accessed August 1, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Balkartsy v Pervoy mirovoy (Balkars in the World War I), in RIA «Kabardino-Balkariya». http://kbrria.ru/ kultura/balkarcy-v-pervoy-mirovoy-3952. Accessed August 1, 2015.

4. Velikaya voyna: vzglyad skvoz' vremya (The Great War: a Look Through the Time), in Volgogradskaya pravda. http://www.rostovmuseum.ru/exhibitions/?ELEMENT_ ID=780. Accessed August 1, 2015.

5. Vystavka «Za tsarya, za Rus' Svyatuyu...» (K 100-letiyu Pervoy mirovoy voyny) (The Exhibition «For the Tsar, for the Holy Russia...» (To the 100th Anniversary of the World War I)), in Volgogradskiy oblastnoy kraevedcheskiy muzey. http://vokm134.ru/news/. Accessed August 1, 2015.

6. Vystavka v muzee boevoy slavy, posvyashchennaya Pervoy mirovoy voyne (The Exhibition Dedicated to World War I in the Museum of Military Glory), in Astrakhanskaya oblast'.rf. http://www.astrobl.ru/news/77742. Accessed August 1, 2015.

7. Vystavka, posvyashchennaya 100-letiyu nachala Pervoy mirovoy voyny, otkrylas' v Gul'kevichakh (The Exhibition Dedicated to the 100th Anniversary of the World War I has Opened in Gulkevichy), in Yuga.ru. http://www. yuga.ru/news/340543/. Accessed August 1, 2015.

8. Golubtsova, T. V., Muzei istoricheskogo profilya - vazhnye tsentry issledovaniya istorii i propagandy istoricheskikh znaniy (Museums of the Historical Profile as the Important Centers of Research of the History and Promotion of the Historical Knowledge), in Muzeynoe delo v SSSR. Nauchnye osnovy raboty muzeev istoricheskogo profilya: sel. scient. works, Moscow: no publ.,1980, pp. 7-22.

9. Den' pamyati o boevom sodruzhestve gortsev Adygei i kazakov Kubani v gody Pervoy mirovoy voyny (The Day of Remembrance of the Combat Cooperation of the Highlanders of Adygea and Kuban Cossacks during the World War I), in Natsional'nyy muzey Respubliki Adygeya. http:// adyg-museum.ru/den'-pamyati-o-boevom-sodruzhestve-gorts/. Accessed August 1, 2015.

10. Eremeeva, A. N., Issledovanie i okhrana prirodnykh resursov Yuga Rossii v gody Pervoy mirovoy voyny (Research and Protection of Natural Resources of the Southern Russia during the First World War), Bylyegody, 2015, no. 1, pp. 159166.

11. K 100-letiyu Pervoy mirovoy voyny. Vystavka arkhivnykh materialov i dokumentov «Kavkazskaya tuzemnaya diviziya» (100th Anniversary of the First World War. The Exhibition of Archival Materials and Documents «Caucasian Native Division»), in Natsional'naya biblioteka Chechenskoy Respubliki imeni Abuzara Aydamirova. http://biblioteka-chr.ru/index.php/58-k-100-letiyu-pervoj-mirovoj-vojny-vystavka-arkhivnykh-materialov-i-dokumentov-kavkazskaya-tuzemnaya-konnaya-diviziya . Accessed August 1, 2015.

12. Kavkazskaya tuzemnaya diviziya. Orly Kavkaza (Caucasian Native Division. The Eagles of Caucasus), in Natsional'nyy muzey Chechenskoy Respubliki. http:// nacmuzeychr.ru/228-kavkazskaya-tuzemnaya-konnaya-diviziya-orly-kavkaza. Accessed August 1, 2015.

13. Karapetyan, L. A. and Serova, M. I., Muzeevedenie i okhrana pamyatnikov: uchebnoe posobie (Museology and Protection of Monuments: Training Manual), Krasnodar:

18. Необычная выставка в эти дни проходит в Камышине [Электронный ресурс] // Волгоградская правда. URL: http://vpravda.ru/News/Culture/17478 (дата обращения 01.08.15).

19. Ответы на вопросы членов Совета Федерации [Электронный ресурс] // Президент Рос. Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/15781 (дата обращения 01.08.15).

20. Отголоски Первой Мировой войны звучат в Астрахани [Электронный ресурс] // Астрахань.ру. URL: http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=114017 (дата обращения 01.08.15).

21. Труды научно-исследовательского института культуры / Мин-во культуры РСФСР. М., 1971. Вып. 3: Вопросы методики построения исторической экспозиции районных краеведческих музеев.

22. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. URL: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html (дата обращения 01.08.15).

23. Фотовыставки «Легенды гор» и «100 лет Дикой дивизии» [Электронный ресурс] // Правительство Республики Ингушетия. URL: http://www.pravitelstvori. ru/news/detail.php?ID=25564 (дата обращения 01.08.15).

Krasnodarskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv, 2003.

14. Kasparinskaya, S. A. and Ogrizko, Z. A., Metodika postroeniya ekspozitsii po istorii SSSR (period kapitalizma: 1861-1917 gody) (Methods for Constructing the Exhibition on the History of the USSR (The Period of Capitalism: 18611917)), Moscow: no publ., 1967.

15. Levykin, K. G., and Razgon, A. M., Ekspozitsiya muzeya i istoricheskaya nauka. K 100-letiyu pervoy ekspozitsii Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya (The Museum Exposition and the Historical Science. On the 100th Anniversary of the First Exhibition of the State History Museum), Istoriya SSSR, 1984, no. 3, pp. 66-76.

16. Lenin, V. I., Polnoe sobranie sochineniy (Collected Works): in 55 vols., Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1967-1975, vol. 27: avgust 1915 - iyun' 1916, Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1969.

17. Muzey v sovremennykh usloviyakh:materialy Severo-Kavkazskoy nauch.-prakt. konfer. po problemam muzeynogo dela (Museumin the Modern Conditions: Proc. NorthCaucasian Scientific-Practical Conference on Museum Work), Borzilo, I. I., Ed., Krasnodar: Krasnodarskiy gosudarstvennyy istoriko-arkheologicheskiymuzey-zapovednik,1995.

18. Neobychnaya vystavka v eti dni prokhodit v Kamyshine (An Unusual Exhibition Takes Place in Kamyshin These Days), in Volgogradskaya pravda. http://vpravda.ru/ News/Culture/17478. Accessed August 1, 2015.

19. Otvety na voprosy chlenov Soveta Federatsii (Answers to the Questions from the Members of the Federation Council), in Prezident Rossiyskoy Federatsii. http://www.kremlin.ru/transcripts/15781. Accessed August 1, 2015.

20. Otgoloski Pervoy Mirovoy voyny zvuchat v Astrakhani (The Echoes of the First World War Sound in Astrakhan), in Astrakhan'.ru. http://www.astrakhan. ru/?content=news-item&id=114017. Accessed August 1, 2015.

21. Trudy nauchno-issledovatel'skogo instituta kul'tury (Proceedings of the Research Institute of Culture), vol. 3: Voprosy metodiki postroeniya istoricheskoy ekspozitsii rayonnykh kraevedcheskikh muzeev, Moscow: Ministerstvo kul'tury RSFSR, 1971.

22. Fedorov, N. F., Muzey, ego smysl i naznachenie (Museum, its Meaning and Purpose), in Literatura i zhizn'. http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html. Accessed August 1, 2015.

23. Fotovystavki «Legendy gor» i «100 let Dikoy divizii» (Photoexhibition «Legends of Mountains» and «100 Years of the Savage Division»), in Pravitel'stvo Respubliki Ingushetiya. http://www.pravitelstvori.ru/news/detail. php?ID=25564. Accessed August 1, 2015.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Науменко, В. Е. Социокультурные аспекты истории Первой мировой войны в юбилейных музейных экспозициях [Электронный ресурс] / В. Е. Науменко // Наследие веков. - 2015. - № 3. - С. 54-63. URL: http://heritage-magazine.com/ wp-content/uploads/2015/11/2015_3_Naumenko.pdf (дата обращения дд.мм.гг.)

Full bibliographic reference to the article:

Naumenko, V. E., Sotsiokul'turnye aspekty istorii Pervoy mirovoy voyny v yubileynykh muzeynykh ekspozitsiyakh (Social and Cultural Aspects of the History of the World War I in the Anniversary Museum Exhibitions), Naslediye Vekov, 2015, no. 3. pp. 54-63. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/11/2015_3_Naumenko.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.