Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОСТСОВЕТСКОГО ГОРОДА: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОСТСОВЕТСКОГО ГОРОДА: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АРХИТЕКТУРА ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Двойнев В.В.

Социальные изменения начала 90-х годов ХХ в. не только оказали существенное влияние на российское общество и экономику страны, но и привели к коренным изменениям городского пространства и городского образа жизни. На современном этапе городское пространство отечественных городов обретает коммерческий характер, зарождаются процессы субурбанизации и сегрегации, приватизации публичного пространства. Подобные перемены вызывают исследовательский интерес, ориентированный на разностороннее познание и объяснение текущих трансформационных процессов с целью установления дальнейших перспектив позитивного городского развития и оптимального социального проектирования городов. В настоящей статье представлена методика и результаты исследования социального неравенства в городском социуме, проявляющегося в архитектурном облике города Смоленска. Данное исследование выполнено в русле качественной методологии, в нем применялась стратегия изучения отдельного случая. Исследование представляет собой визуальный семантический анализ фотоматериалов, полученных в ходе систематизированного обхода городской территории. Анализ произведен в русле семантического структурализма, который позволяет исследовать город как особую семиотическую систему (текст). Анализ заключался в фиксации в фотодокументах плана значений визуальных образов (снимков жилых зданий), который Р. Барт обозначает как punctum. В ходе анализа использовалась типология знаков Ч. Пирса. В результате исследования были сконструированы переменные (в типологии Ч. Пирса - индексы) социального неравенства, которые можно фиксировать в процессе визуального анализа фотоматериалов. Кроме того, исследование позволило выявить конкретные индикаторы социального неравенства, присутствующие в архитектуре жилых зданий Смоленска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE POST-SOVIET CITY: THE MANIFESTATION OF SOCIAL INEQUALITY IN THE ARCHITECTURE OF SMOLENSK

Social changes in the early 1990 s not only had a significant impact on Russian society and the country’s economy, but also led to fundamental changes in urban space and urban lifestyle. At the present stage, the urban space of Russian cities is acquiring a commercial character; the processes of suburbanization and segregation, and the privatization of public space are emerging. Such changes draw research interest, focused on a comprehensive knowledge and explanation of current transformation processes in order to establish further prospects for positive urban development and optimal social design of cities. This article presents the methodology and results of the study of social inequality in the urban society, manifested in the architectural appearance of the city of Smolensk. This study was carried out in line with a qualitative methodology; the research strategy of case study was applied. The study appears as a visual semantic analysis of photographic sources obtained in the course of a systematic walk tour of an urban area. The analysis is carried out in line with semantic structuralism, which enables us to explore the city as a special semiotic system or, in other words, text. The analysis was supposed to fix in photographic documents a plan of the meanings of visual images (pictures of residential buildings), which R. Barth refers to as punctum. In the course of the analysis, Ch. Pierce’s typology of the signs was used. As a result of the study, variables (in the typology of Charles Peirce - indices) of social inequality were constructed, which can be observed in the process of visual analysis of photographic materials. In addition, the study made it possible to identify specific indicators of social inequality present in the architecture of residential buildings in Smolensk.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОСТСОВЕТСКОГО ГОРОДА: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА»

УДК: 316.7

D01:10.31249/chel/2021.01.05

Двойнев В.В.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОСТСОВЕТСКОГО ГОРОДА: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА©

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, vassilidvoinev@yandex.ru

Аннотация. Социальные изменения начала 90-х годов ХХ в. не только оказали существенное влияние на российское общество и экономику страны, но и привели к коренным изменениям городского пространства и городского образа жизни. На современном этапе городское пространство отечественных городов обретает коммерческий характер, зарождаются процессы субурбанизации и сегрегации, приватизации публичного пространства. Подобные перемены вызывают исследовательский интерес, ориентированный на разностороннее познание и объяснение текущих трансформационных процессов с целью установления дальнейших перспектив позитивного городского развития и оптимального социального проектирования городов. В настоящей статье представлена методика и результаты исследования социального неравенства в городском социуме, проявляющегося в архитектурном облике города Смоленска. Данное исследование выполнено в русле качественной методологии, в нем применялась стратегия изучения отдельного случая. Исследование представляет собой визуальный семантический анализ фотоматериалов, полученных в ходе систематизированного обхода городской территории. Анализ произведен в русле семантического структурализма, который позволяет исследовать город как особую семиотическую систему (текст). Анализ заключался в фиксации в фотодокументах плана значений визуальных образов (снимков жилых зданий), который Р. Барт обозначает как punctum. В ходе анализа использовалась типология знаков Ч. Пирса. В результате исследования были сконструированы переменные (в типологии Ч. Пирса - индексы) социального неравенства, которые можно фиксировать в процессе визуального анализа фото-

© Двойнев В.В., 2021

материалов. Кроме того, исследование позволило выявить конкретные индикаторы социального неравенства, присутствующие в архитектуре жилых зданий Смоленска.

Ключевые слова: социальное неравенство; городское пространство; архитектура жилых зданий; семантический структурализм; визуальные исследования.

Поступила: 03.10.2020 Принята к печати: 17.10.2020

Dvoinev V.V. Socio-cultural space of the post-Soviet city: the manifestation of social inequality in the architecture of Smolensk

Smolensk State University, Smolensk, Russia,vassilidvoinev@yandex.ru

Abstract. Social changes in the early 1990 s not only had a significant impact on Russian society and the country's economy, but also led to fundamental changes in urban space and urban lifestyle. At the present stage, the urban space of Russian cities is acquiring a commercial character; the processes of suburbanization and segregation, and the privatization of public space are emerging. Such changes draw research interest, focused on a comprehensive knowledge and explanation of current transformation processes in order to establish further prospects for positive urban development and optimal social design of cities. This article presents the methodology and results of the study of social inequality in the urban society, manifested in the architectural appearance of the city of Smolensk. This study was carried out in line with a qualitative methodology; the research strategy of case study was applied. The study appears as a visual semantic analysis of photographic sources obtained in the course of a systematic walk tour of an urban area. The analysis is carried out in line with semantic structuralism, which enables us to explore the city as a special semiotic system or, in other words, text. The analysis was supposed to fix in photographic documents a plan of the meanings of visual images (pictures of residential buildings), which R. Barth refers to as punctum. In the course of the analysis, Ch. Pierce's typology of the signs was used. As a result of the study, variables (in the typology of Charles Peirce - indices) of social inequality were constructed, which can be observed in the process of visual analysis of photographic materials. In addition, the study made it possible to identify specific indicators of social inequality present in the architecture of residential buildings in Smolensk.

Keywords: social inequality; urban space; architecture of residential buildings; semantic structuralism; visual studies.

Received: 03.10.2020 Accepted: 17.10.2020

Введение

В результате серьезных социальных перемен последнего десятилетия ХХ столетия в российских городах начинают происходить процессы, которые можно охарактеризовать как переход от социалистического города к городу западного типа. Данные процессы не только оказывают непосредственное влияние на пространственную организацию городов, но и вызывают социальные изменения, в том числе и в городском социуме. Это проявляется в эмпирически наблюдаемых тенденциях коммерциализации инфраструктуры городского пространства, приватизации публичных пространств, сегрегации и субурбанизации [Егоров, Двойнев, Сухова, 2017, 140]. Все эти социальные и пространственные трансформации требуют глубокого социологического анализа, который может способствовать дальнейшему социальному проектированию современных городов.

В связи с этим вполне целесообразным представляется социологический анализ проявления социального неравенства в архитектурном облике городов в условиях постсоветской реальности, который может дополнить результаты изучения социального неравенства на основе пространственной и жилищной сегрегации в городах [Ба^8сЬа1;, 2014, 8. 115-130] и предоставить новые импульсы для позитивного городского развития. Возможности для подобного анализа на примере конкретных городов открывает методология визуальных исследований. Вполне продуктивным в этой методологии является визуальный анализ архитектурной застройки города в рамках парадигмы структурализма [Барт, 2011].

В визуальной социологии города можно выявить такую разновидность структуралистского анализа жизни в городе, как семантический структурализм [Пирогов, 2013, с. 59]. В рамках данного подхода город представляет собой семиотическую систему: городское пространство можно воспринимать и читать как текст и соответственно постигать его семиотику. В этом контексте городская архитектура оказывается неотъемлемым элементом семиотической системы урбанизированной среды. Осуществляя визуальный анализ архитектурного облика конкретного города, мы, в духе положений Х. Делитца, получаем возможность судить о том, насколько сильно в нем воспроизведена «классовая структура» [Де-литц, 2008, с. 113-121] всего общества, а значит, и о том, как он отражает социальное неравенство, существующее в данном городе.

Методика и материалы исследования

Целью представляемого в данной статье исследования является анализ процесса визуализации социального неравенства в городе на примере фотографий жилых архитектурных объектов. Исследование выполнено в духе качественной методологии, в качестве основной стратегии исследования была избрана стратегия кейс-стади. Локализация исследования - город Смоленск.

Город Смоленск разделен на три административных района, где в равной степени представлены разнотипные жилые строения: одноэтажные частные дома, стандартные среднестатистические многоквартирные дома, старинные постройки и новые жилые кварталы. В качестве выборочной совокупности в ходе визуального анализа городских объектов были отобраны фотографии жилых зданий (30 фотографий) в разных районах города, наиболее ярко отображающие социальный статус населяющих их домохозяйств, их «классовую принадлежность» и материальное положение. Данные фотоснимки были сделаны во время систематических обходов жилых зон города и представляют собой самостоятельный инструмент сбора первичной информации.

Анализ сделанных снимков производился с учетом структуралистского положения Р. Барта о том, что визуальный образ имеет два плана значений, первый из которых - Studium - отражает конвенциональное социальное значение изображенных объектов, а второй - punctum - аспекты, которые имеют важное значение только для рассматривающего [Барт, 2011]. В настоящем исследовании данный план значений является ключевым. Кроме того, для семиотической интерпретации фотографий использовалась типология знаков Ч. Пирса [Пирс, 2009, с. 88-95].

В качестве punctum для анализа фотографий были сконструированы переменные, являющиеся знаками-указателями (индексами) социального неравенства в городской среде и жилой архитектуре. Во-первых, это экономические переменные, например: тип дома (многоквартирный дом, общежитие, дом усадебного типа и т.д.); ограды, ворота, детские игровые площадки; парковочные места для автотранспорта; состояние стен и кровли, время постройки («сталин-ки», «хрущевки», «брежневки», дома недавней постройки и т.д.). Во-вторых, культурные переменные: наличие различных архитектурных элементов; архитектурный стиль; колористика архитектурного сооруже-

ния и др. Такой формальный семиотический анализ фотоснимков служил первой ступенью к содержательному структурному анализу, который предполагает «объяснение определенных скрытых от непосредственного наблюдения общественных структур» [Штомпка, 2007, с. 89].

Результаты и обсуждение

Обход городских районов с целью сбора эмпирического материала (фотографирование) показал, что социальное неравенство в архитектуре заметно на всей территории города. Рядом с элитными домами расположены старые «разваливающиеся» дома. Например, напротив «элитного» дома в центральной части города (переулок Ульянова) расположен одноэтажный жилой дом, фасад которого свидетельствует о том, что он построен давно и требует капитального ремонта или сноса. Рядом находится похожий дом, в довоенное время служивший дачей М.Н. Тухачевского: люди с низким уровнем достатка проживают бок о бок с горожанами среднего и высокого достатка (рис. 1-2).

Рис. 1.

Современный жилой дом в переулке Ульянова, 7

Рис. 2.

Жилой дом в переулке Ульянова, 12

Подобные примеры были обнаружены во многих районах города. Рядом с кварталом современных домов со всеми удобствами, с подземными автостоянками, с огороженными и охраняемыми территориями находятся дома, лишенные всех этих преимуществ и ограничивающие возможности своих жителей (рис. 3).

Анализ фотографий жилых домов различного типа продемонстрировал различия домохозяйств и в структуре общественных отношений, неравенство человеческих и материальных возможностей. Снимки фиксируют имущественное неравенство, общественные контрасты, в особенности контрасты богатства и нищеты.

На основе визуального анализа в ходе исследования удалось установить конкретные индикаторы социального неравенства в жилой архитектуре Смоленска.

Рис. 3.

Жилые дома на улице Тенишевой

1. Символами достатка горожан являются: современные дома усадебного типа (коттеджи), выполненные по оригинальным индивидуальным проектам, новые многоквартирные дома в центре города, считающиеся элитными, - данные типы построек характеризуются признаками социальной дистанции, фиксируемыми визуально: дома огорожены забором, имеют собственную территорию, крытые парковочные места для автотранспорта. Также высокий уровень дохода жильцов читается в домах старой застройки в центральной части города, как правило возведенных в определенном архитектурном стиле (классицизм, модерн, конструктивизм), многие из них в настоящее время являются памятниками архитектуры. В архитектурном оформлении этих домов присутствует много интересных элементов, которые выделяют эти здания среди массы типовых сооружений: своеобразные балконы, башни, скатные и многоуровневые крыши, фигурная кирпичная кладка, колористика домов (либо покрашенные в один цвет (бе-

лый, бежевый), либо сочетание цветов (белый, красный, серый), что достигается применением различных материалов). Сами дома имеют не прямоугольную форму, в пространственной проектировке домов, как элементы дизайна, присутствуют многочисленные углы, повороты, выступы, которые придают дому определенную привлекательность. В последние годы многие домохозяйства с высоким уровнем доходов выбирают жилье в тихих спальных микрорайонах города. Примером может служить микрорайон многоквартирных малоэтажных домов и таунхаусов «Соловьиная роща». Застройка выполнена в одном стиле, что проявляется в архитектуре, как домов, так и коттеджей (рис. 4.).

Рис. 4.

Таунхаусы в микрорайоне Соловьиная Роща

Рис. 5.

Жилой пятиэтажный дом (типовой проект) на улице Чаплина

2. Символами более низкого достатка являются дома типовой застройки, которые расположены во всех районах города. Такие дома представляют основную массу жилых зданий Смоленска.

3. Самый низкий уровень достатка проявляется в аварийности старых зданий. Обваливающаяся штукатурка, покосившийся забор, старые деревянные оконные рамы являются признаками неплатежеспособности их жильцов (рис. 2).

Заключение

Текст города, зафиксированный в фотографиях, демонстрирует множество примеров проявления социального неравенства в городском социуме, которое находит выражение в архитектурном облике города и внешнем виде жилых зданий. Архитектурные элементы, качество строительных материалов, благоустройство прилегающей территории, цветовое оформление и т.д. являются

индикаторами, позволяющими делать обоснованные выводы о социальном статусе и классовой принадлежности городских домо-хозяйств. Таким образом, визуальное исследование на основе качественной методологии позволяет получить не менее достоверную информацию о социальном расслоении горожан, чем классические количественные подходы к социологическому измерению социальной стратификации: домохозяйства с высоким материальным достатком и социальным статусом предпочитают элитные дома по индивидуальным проектам и частные дома (усадьбы, коттеджи) с огороженными забором территориями и подземными или прилегающими автостоянками. Типовые жилые дома, как правило, населены домохозяйствами «среднего класса». Аварийность и непривлекательность домов старой застройки свидетельствует о присутствии в них домохозяйств с очень низкой платежеспособностью.

Список литературы

Барт Р. Cameralucida. Комментарий к фотографии. - Москва : ООО «Ад Марги-

нем Пресс», 2011. - 272 с. Делитц Х. Архитектура в социальном измерении // Социологические исследования. - 2008. - № 10. - C. 113-121. Егоров А.Г., Двойнев В.В., Сухова Е.Е. Смоленск - Хаген: международные кросс-

культурные исследования // Современная Европа. - 2017. - № 2. - С. 135-141. Пирогов С.В. Контуры визуальных исследований города // Вестник Томского гос.

ун-та, 2013. - № 376. - С. 59-63. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. Философия.

Социология. Политология. - 2009. - № 3 (7). - С. 88-95. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. -

Москва : Логос, 2007. - 186 с. Dangschat J. Soziale Ungleichheit und der (städtische) Raum // Urbane Ungleichheiten. Sozialstrukturanalyse. Springer VS / Berger P., Keller C., Klärner A., Neef R. (eds). Wiesbaden, 2014. - S. 115-130.

References

Bart, R. (2011). Camera lucida. Kommentarij kfotografii. Moscow : OOO «Ad Marginem Press».

Delitc, H. (2008). Arhitektura v social'nom izmerenii. In Sociologicheskie issledovaniya, (10), 113-121.

Egorov, A.G., Dvojnev, V.V., Suhova, E.E. (2017). Smolensk - Hagen: mezhdunarodnye

kross-kul'tumye issledovaniya. In Sovremennaya Evropa, (2), 135-141. Pirogov, S.V. (2013). Kontury vizual'nyh issledovanij goroda. In Vestnik Tomskogo

gos. un-ta, (376), 59-63. Pirs, Ch.S. (2009). Chto takoe znak? In Vestnik Tomskogo gos. un-ta. Ser. Filosofiya.

Sociologiya. Politologiya, (3 (7)), 88-95. Shtompka, P. (2007). Vizual'naya sociologiya. Fotografiya kak metod issledovaniya. Moscow : Logos.

Dangschat, J. (2014). Soziale Ungleichheit und der (städtische) Raum. In Berger P., Keller C., Klärner A., Neef R. (eds) Urbane Ungleichheiten. Sozialstrukturanalyse. Springer VS (pp. 115-130). Wiesbaden.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.