Научная статья на тему 'Социокультурное пространство подростков'

Социокультурное пространство подростков Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
92
7
Поделиться
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ПОКОЛЕНИЕ Z / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / INTERNET ENVIRONMENT / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / VIRTUAL WORLD / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / Z-GENERATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гасанова Р.Р.

В статье представлено мнение автора в виде аналитического обзора сложившейся ситуации социокультурного пространства подростков. Особая точка зрения обнажает заново проблемы зависимости подростков от Интернет, расставляет акценты на необходимости заострения внимания на бережном отношении к здоровью, важности повышения уровня языковой грамотности в противовес грубому внедрению в обиход интернет-пространства сленга, а также содержит переживания и озабоченность автора об эмоционально-культурной насыщенности поколения Z.

SOCIO-CULTURAL SPACE OF TEENAGERS

The article presents the views of the author in the form of an analytical review of the current situation of the existing socio-cultural space of adolescents. The singular point of view reveals anew the problem of adolescents depending on the Internet, puts emphasis on the need to sensitize the careful attitude to health, the importance of raising the level of language literacy as opposed to rough introduction into use slang of Internet space, as well as experiences and concerns of the author of the emotional and cultural richness generation Z.

Текст научной работы на тему «Социокультурное пространство подростков»

УДК 37 Гасанова Р.Р.,

к.псих.н., старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», г. Москва, Россия renata g@bk.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОДРОСТКОВ

В статье представлено мнение автора в виде аналитического обзора сложившейся ситуации социокультурного пространства подростков. Особая точка зрения обнажает заново проблемы зависимости подростков от Интернет, расставляет акценты на необходимости заострения внимания на бережном отношении к здоровью, важности повышения уровня языковой грамотности в противовес грубому внедрению в обиход интернет-пространства сленга, а также содержит переживания и озабоченность автора об эмоционально-культурной насыщенности поколения Z.

Ключевые слова: подростки, поколение Z, Интернет, информационное пространство, интернет-среда, виртуальный мир, культурная политика.

Gasanova R.R.,

k.psih.n., Senior Researcher FGBNU "Institute for Education Management Russian Academy of Education", Moscow

renata_g@bk.ru

SOCIO-CULTURAL SPACE OF TEENAGERS

The article presents the views of the author in the form of an analytical review of the current situation of the existing socio-cultural space of adolescents. The singular point of view reveals anew the problem of adolescents depending on the Internet, puts emphasis on the need to sensitize the careful attitude to health, the importance of raising the level of language literacy as opposed to rough introduction into use slang of Internet space, as well as experiences and concerns of the author of the emotional and cultural richness generation Z.

Keywords: teenagers, Z-generation, Internet, information space, Internet environment, virtual world, cultural policy.

Становление личности подростка зависит от социокультурного пространства его обитания, в которую по необходимости сегодня включен компьютер и Интернет. Подростки как активная, мобильная, динамичная часть населения, свободная от стереотипов, обладая набором социально-психологических качеств, таких как неустойчивость психики, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности, стремление отличаться от остальных и пр., все же нуждаются в поддержке взрослых.

Интернет-технологии сызмальства прочно вошли в их жизнь, и в связи с этим наших подростков обособили названием «поколение 2». Это те, кто уже не представляет нормальную жизнь без информационно-коммуникативных технологий, является существенной частью пользователей всемирной паутины, атаковав своим участием всевозможные социальные сети, а порой и «живущие» на страничках созданных ими же виртуальных сред.

Используя возможности Интернет в обучении, они бесконечно коммуницируют от обучающего вебинара до сетевой игры, самовыражаются в блогах и пр., а также параллельно социально адаптируются за счет этой среды.

Безусловно, Интернет притягивает к себе, он открывает простор возможностей и экономит время, вкупе:

- с получением свежей информации о происходящем в мире;

- использованием мгновенной электронной почты;

- доступностью скачивания и просмотра новейших музыкальных хитов и фильмов;

- посещением интернет-библиотек и пр.;

а главное:

- многочасовым общением в чатах со сверстниками и друзьями.

Подросток имеет возможность индивидуально выбирать интересующий его электронный ресурс, формат, тем самым позволяя себе быть вхожим в круг единомышленников, а значит и ощущать себя частью глобального медиа-сообщества, что является для него необходимой составляющей жизнедеятельности. Он смело общается, спорит, высказывает свою точку зрения, он получает навыки «успешности», приобретая массу друзей, в чем очень нуждается в реальном мире. И здесь видится большой плюс Интернета, ибо, лишившись этой возможности общения, узнавания иных точек зрения и взглядов сверстников, он может растерять интерес к деятельному процессу, к мыслетворчеству, к созиданию.

Однако ученые - врачи, психологи, социологи - заявляют о своей озабоченности и беспокойстве, связанных с интернет-зависимостью молодежи. Ведь по скромным подсчетам различных статистических служб, число интернет-зависимой молодежи исчисляется десятками миллионов.

Их подразделяют на схематические группы:

- геймеров, компьютерных игроков в виртуальные аукционы и лотереи, стрелялки, квесты, сгаА-стратегии и пр.;

- швЬ-серфингистов, тех, кто продолжительное время занят поиском хаотичной электронной информации;

- участников виртуальных знакомств в чатах и форумах...

Беда ли это или реалии времени, связанные с появлением новых технологий, Интернета?

Любопытно, что градация зависимости от компьютера начинается тогда, когда ученик проводит за монитором более 4-6 часов в день.

Кроме того, многочасовое сидение перед мерцающим монитором не только снижает зрение, но затекающие от зависания руки и ноги провоцируют ряд физиологических проблем: от привычной головной боли до желудочно-кишечных, мочеполовых и опорно-двигательных систем. И это все в дальнейшем скажется на неокрепшей психике подростка.

У подростков нередко возникают жалобы на зрение, и на приеме у офтальмолога им задается ключевой вопрос: «Как долго находитесь у компьютера?».

Как все же отделить полезность и необходимость от вреда болезненных пристрастий?

Подростки чаще находятся в сети инкогнито, предпочитая «ники» и прозвища, особенно одинокие ребята, обособленные, имеющие проблемы с общением, с взаимодействием с другими, замкнутые, а порой и страдающие фобиями. И здесь они пользуются возможностью спрятаться от гнетущих и безобидных комплексов, уйти от трудностей реальной суровой жизни, получить расслабление от накопленных стрессов.

Известны многочисленные опросы молодежи по поводу их отношения к Интернету. Они просты и наглядны для экспресс-диагностического исследования подростков, состоят из небольшого числа вопросов, таких как:

- Какой у вас возраст?

- Где вы пользуетесь компьютером?

- Сколько времени проводите за монитором?

- Какие сайты вы посещаете?

- Какова ваша потребность в Интернете?

- Как Интернет влияет на ваше общение с окружением?

- Как Интернет отражается на вашей учебе?

- Как вы думаете, влияет ли Интернет на здоровье?

- Каково ваше отношение к Интернету?

- С какого возраста или как долго вы используете Интернет в жизни?

И к ним прилагается выбор из трех-четырех составленных готовых ответов.

Даже благодаря такому несложному диагностическому исследованию становится понятно, что проблема существует. Медики добавляют: положение может усугубляться тем, что у некоторых из числа увлекающихся ребят существует генетическая предрас-

положенность к сетевой зависимости. И в сложившихся жизненных реалиях условия таковы, что с учетом темпов развития и продвижения Интернета необходимо не только постоянно информировать молодежь о бережном отношении к своему здоровью и оказывать им в случае необходимости доступную психологическую и психотерапевтическую помощь, но и разработать концепцию воспитания культуры подростков в сети.

Первым важным шагом, на мой взгляд, следует считать появление в Российском обществе Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [1]. В нем пошагово определены основания, цели, принципы, задачи в различных областях для выработки государственной культурной политики.

Здесь позволю себе выделить две важные области:

1) «В области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы».

2) «В области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности».

В первой области хотелось бы акцентировать внимание на том, что молодежь, хоть и прекрасно владеет клавиатурой и строчит с хорошей скоростью сообщения друг другу, допускает массово грамматические ошибки, нелепые деепричастные обороты и, совсем уж печально, привносит в родной язык, язык общения, сленги, принятые в чатах, типа: чаво, аватар, аська, банить, бэка-пить, глючить, гуглить, движок, девайс, ёксель, жжошь, забанить, ззы, игнор, имхо, клава, крейзи пипл, копипаст, красава, куки, ла-гать, логиниться, мб, мазила, мафон, мыло, нарезать, ня, огнелис, ослосеть, офсайт, порутать, рарить, расшарить, рубить бабло, рулить, сисадмин, сисанал, спамить, тарить, троллинг, флудить, ха-хать, чатланин, юзер..., что в свою очередь распространяется на культуру общения в семье и т.д. То есть, с одной стороны, поколение родителей противится, возмущается интернетовскому сленгу, а с другой стороны, становится заложниками своеобразного «куль-турального» интернет-общения своих чад, дабы лучше понимать их.

А во второй области подчеркивается важность:

- формирования информационной грамотности (под информационной грамотностью подразумеваются «знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые»);

- «повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах ... сети интернет»;

- «создание национальной российской системы сохранения электронной информации - ресурсов сети интернет». ... [1].

Нынешний молодой пользователь тщательно просеивает сеть, выбирая из Интернета только то, что ему интересно, пытаясь формировать свое личное информационное пространство, но оно не может стать для него «всем необходимым». Даже на короткое время лишаясь Интернета, он обнаруживает себя беспомощным.

Еще и поэтому сегодня назрела необходимость в Smart-education (умном образовании), в smart-обществе, новой философии, сознательно направляющей поколение Z в безопасное образовательное русло.

И поэтому, несмотря на все то хорошее и полезное, что несет в себе Интернет, нельзя забывать об эмоциональной составляющей поколения Z... Получается, что подростки чаще считывают эмоции посредством смайликов, холодных, страшных рисуночных карикатур и вряд ли фантазирует о глубинной подлинности испытываемых чувств друг к другу. Они умные, но какие-то холодные.

В связи с этим хочется упомянуть недавно вышедшую потрясающую книгу В.С. Собкина «Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского», содержащую в себе полные статьи Л.С. Выготского о просмотренных им спектаклях. В ней мне довелось почувствовать, как Выготский в критических отзывах и заметках пишет о психологизме игры актеров, о недостатке подлинности масштабов надрыва чувств и перевоплощении, он «затрагивает крайне важные аспекты, связанные со своеобразием самой феноменологии психических процессов». Например, он замечает, что спектакль «Преступление и наказание» провалила сценическая температура. «Играть Достоевского при нормальной температуре, так на 36,6-36,8 - значит погубить его. А Соснин (Раскольников) реальнее всего - актер нормальной температуры. Эта совершенно иная душевная материя, на которой сделаны герои Достоевского, оседает сыростью - дешевой слезоточивостью страданий, слякотью бытовых ужасов ...» [3].

И далее, не могу удержаться, чтоб не привести еще небольшой отрывок. «Он актер - умный, и его горе - (...) горе от ума. Мне кажется, что артистическое воображение развито в нем меньше, и фантастическое не по нем. Его голос эмоционально беден, а интонация рассудочна и безукоризненно логична. В его игре гораздо больше ума холодных наблюдений, чем сердца горестных замет. И она, поэтому не заражает, не волнует, не захватывает. Его раньше понимаешь, чем чувствуешь; он больше убеждает, чем

побеждает; с ним соглашаешься больше, чем ему веришь...» [3, с. 200].

Здесь мне хочется только сожалеть, что где-то далеко от нынешней молчаливой публики молодежи, сидящей за экранами своих мониторов, отстоит богатство красок самовыражения родного великого русского языка и эти уникальные подлинные чувственности душевных терзаний и радостей, которые распознавал, искал и не обнаруживал, даже в актерской вербальной игре, выдающийся психолог Выготский в начале XIX в., сидя в театральной ложе [2].

Безусловно, Интернет - техническое достижение качественно нового уровня, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений. Именно глобальная информационная система дала значительный прогрессивный гигантский скачок в социокультурном развитии личности, однако необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем. Крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия.

Список использованной литературы

1. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47325.

2. Гасанова Р.Р. Молодежь сегодня, или поколение Z. Доклад на IV Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC - 15). -М., МПГУ, 22-23 октября 2015 г.

3. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского; Выготский Л.С. Театральные рецензии. - М.: Институт социологии образования РАО, 2015. - 568 с.

© Гасанова Р.Р., 2016