Научная статья на тему 'Социокультурное измерение творчества А. Ф. Косенкова'

Социокультурное измерение творчества А. Ф. Косенкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / CITY ENVIRONMENT / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROVINCIAL CULTURE / CULTURE-CREATING PERSONALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев Алексей Игоревич

Статья посвящена деятельности А. Ф. Косенкова как культуротворческой личности. Будучи профессиональным строителем, он продолжал созидание города в художественных и публицистических произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Николаев Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Cultural Dimension in A. F. Kosenkov’s Creative Work

The article is devoted to the activity of A. F. Kosenkov as a culture-creating personality. Being a builder by profession he kept creating the city in fiction and publicist literature.

Текст научной работы на тему «Социокультурное измерение творчества А. Ф. Косенкова»

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

221

А. И. НИКОЛАЕВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВА А. Ф. КОСЕНКОВА

Ключевые слова: культуротворческая личность, пространство города, провинциальная культура

Key words: culture-creating personality, city environment, provincial culture

Изучение культуротворческой личности и продуктов ее творчества ведется в контексте повседневного пространства личности, городского пространства созидателя. Образ творческой личности запечатлевается в культурных пластах города, отражая его особенности в произведениях, т. е. во взаимовлиянии и взаимодействии. Культуротворческая личность вырабатывает «продукты» культуры, и именно она объемно воспринимает особенности культурного пространства города. Как носитель собственной пространственной культуры, она становится выразителем типичных черт и характеристик этой культуры в создаваемых ею «продуктах», выходя за рамки локальных культурных традиций.

Понятие «творческая личность» непосредственно связано со способом ее бытия. Личность как активный субъект культуры преобразует окружающий мир, создает особый образ реальности в своих произведениях. Культуротворческая личность «творит культуру» и «творит бытие»1. Показательной иллюстрацией подобного дуализма, на наш взгляд, является личность и творчество самодеятельного мордовского писателя второй половины ХХ в. А. Ф. Косенкова. Его уникальность как культуротворческой личности определяется единством конкретного преобразования пространства городского ландшафта в качестве руководителя строительством важных для культуры г. Саранска 50—80-х гг. ХХ в. объектов и значительным литературным наследием, сюжетом которого чаще всего был город.

Провинциальный город есть та малая родина, которая, являясь прообразом Отечества, определяет основные крите-

НИКОЛАЕВ Алексей Игоревич, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

рии взаимоотношений личности и большой родины. Будучи социокультурной средой, город как малая родина становится первой и основной аксиологической нишей для личности. Малая родина, словно компас, определяет ее ориентиры на пути к достижению идеала и нередко сама отождествляет нечто идеальное и олицетворяет собой красоту и свободу.

Отношение к провинции как социокультурному феномену всегда было противоречивым. Независимо от эпохи оно традиционно развивалось в двух направлениях (условно): отчуждение и патриотизм. Приверженцы первого, по большей части обыватели, нередко выражают недовольство своим провинциальным происхождением, в их поведении просматриваются различные проявления «маргинального комплекса» — собственно «провинциализм». Личность же неординарная, талантливая практически лишена подобного комплекса. Память о малой родине подпитывает ее художественное воображение и умножает креативный потенциал. Литераторы, художники, актеры, музыканты обычно идеализируют и поэтизируют образ провинции, где происходит какая-то своя, тихая, небольшая жизнь с локальными проблемами, которая, на первый взгляд, крайне отличается от жизни российских столиц. Это в полной мере относится к характеристике творчества и жизненной позиции А. Ф. Ко-сенкова, чья профессиональная и литературная биография неотделима от города, который он буквально выстроил сам метафизически в литературном творчестве.

Профессиональная карьера А. Ф. Косенкова сложилась удачно и идеально для всех анкет советского периода. Он прошел путь от рядового рабочего до начальника строительно-монтажного управления и на всех должностях строил города Республики Мордовия: Ардатов, Ковылкино, Инсар и Саранск. Со второй половины ХХ в. Саранск развивался как промышленный центр аграрной республики: росло производство, активизировался приток рабочей силы из сел и т. д. Именно на 60—70-е гг. ХХ в. приходится период роста города, развития его микрорайонов, появления асфальтированных улиц, статусных зданий, домов культуры, кинотеатров и т. д. К каждому значительному сооружению имел непосредственное отношение строитель А. Ф. Косенков. Он справедливо сказал об этом названием газетных очерков и книг: «Улица моя. Дома мои», «Я иду по родному

городу», «Не гостями, а хозяевами». Его профессиональная деятельность опредмечивает пространство города, его руками создается городская среда второй половины ХХ — первого десятилетия ХХ! в.

Городское пространство состоит из смысловых точек. Жизнедеятельность горожан протекает и упорядочивается в процессе осмысления материальных и идеальных условий жизни. Смыслы становятся точками жизненного пространства, а применительно к городу — точками отсчета городского пространства. Такими опредмеченными материальными смысловыми точками стали кварталы жилых домов нового микрорайона, построенного Косенковым в тресте «Саран-скжилстрой», а также Дом политпросвещения (перестроен под Республиканский театр оперы и балета им. И. М. Яу-шева в 2011 г.), Дом быта, Дворец культуры профсоюзов (реконструируется), гостиница «Саранск», музей С. Д. Эрь-зи, Дом пионеров, многие корпуса университета, стадион «Светотехника» (снесен в 2010 г.).

Строительная работа А. Ф. Косенкова создавала социо-генетический уровень информационного пространства, когда информация кодируется в социопрограммах, совокупность которых составляет социогеном города — социокультурный механизм наследования и трансляции культурно-исторического опыта. А. Ф. Косенков создавал носителей социогено-ма — дома и приемы труда. Одновременно культура города оказалась отправной точкой для его становления в качестве писателя, стала константой ориентации его творческих исканий, критерием развития творческой стороны личности. Писательский талант А. Ф. Косенкову удалось развить и реализовать путем долгой и скрупулезной интеллектуальной работы над словом, сюжетом, героями, а также посредством точного знания материала — пространства города, его символов и кодов.

Пространство города объединяет пространство ментальной и предметной культуры. Артефакты культуры (материальные, духовные, художественные), являясь опредмеченным выражением культуротворческой личности, встраиваются в пространство провинциального города. А. Ф. Косенков формировал физический облик города, строя и руководя строительством, а также типизировал, романтизировал его в пространстве повестей и романов.

Мировоззрение А. Ф. Косенкова-писателя складывалось под воздействием происходивших в личной и профессиональной жизни событий, социокультурного пространства города. Это определило его гражданскую позицию и оказало существенное влияние на формирование интереса к литературе, творческому процессу и культуре вообще. Попытка самореализации в художественном творчестве и постоянный поиск путей для воплощения собственных идей, переживаний, а также внутренняя работа, обращение к своему «я», определение духовно-нравственных ориентиров составляют суть мировоззрения творческой личности А. Ф. Косенкова.

Повседневность, на фоне которой протекало творчество А. Ф. Косенкова-писателя, была частью социального пространства, где реализовывались поступки разных по статусу и масштабу людей. Основные произведения А. Ф. Косенкова («Я иду по родному городу», «Тревоги и радости Якова Аверкина», «Завтра снова понедельник», «Повесть будет продолжаться», «Как улетают жар-птицы» и др.) посвящены рабочим-строителям. О них же он писал в многочисленных газетных очерках, зарисовках, журнальных статьях. Его произведения были далеки от догматов, поскольку на первый план выводилось не идеологическое, а «человеческое», присутствовало стремление осмыслить и художественно выразить неразрывную связь человека и города, человека и времени, человека и мира. А. Ф. Косенков пытался выразить желание каждого человека, пусть незаметного на историческом хронотопе, определить свое местонахождение на координатах большой истории, и координаты эти лежали в пространстве провинциального города, который он строил. Посредством художественного образа писатель воспроизводил социально-культурное пространство провинции второй половины XX в.: ее духовную атмосферу, культуру и быт, региональные особенности, неповторимый национальный колорит.

Анализируя жизнь и наследие творческой личности, принято обращаться к изучению социокультурной среды, которая стала контекстом развития и реализации ее таланта. Творческая личность формируется и утверждается в определенных культурных и социальных пространствах, в контексте межличностного общения и предметной деятельности. Социокультурное окружение, привычное А. Ф. Косенкову, было разнообразно: он дружил с краеведом И. Д. Ворони-

ным, археологом М. Ф. Жигановым, философом и социологом А. И. Сухаревым; общался с журналистским и писательским сообществом Мордовии (К. Г. Абрамов, А. А. Соболевский), рабочими-строителями, инженерами и архитекторами (А. И. Наконечный, П. И. Грак, А. И. Меркушкин и др.).

Современный Саранск меняет свой культурный облик. Центр городской постройки, принадлежащий строителю А. Ф. Косенкову, стал историей, но по-прежнему читаются его повести, рассказы, романы. Литературно-художественное наследие А. Ф. Косенкова воспроизводит культурное пространство ушедшего в прошлое советского Саранска.

Таким образом, уникальность творчества А. Ф. Косен-кова состоит в том, что он формировал не только физический образ локального пространства, в котором жил, но и во многом культурную среду и социальное окружение, в котором вращался: именно строители были его главными героями и составляли наиболее внимательную группу его читателей. Пространство города позволило ему полноценно состояться как профессионалу-строителю, успешному и признанному человеку. А. Ф. Косенков как культуротвор-ческая личность представляет собой явление локального социокультурного пространства, внутри которого он вступает в диалог со своим временем и близкими ему людьми. Воспитание, знакомства, встречи, работа сыграли огромную роль в его личностном становлении и формировании мировоззрения. Город, создававшийся каждодневным трудом мастера-строителя, представал и как литературный текст, и как определяющий контекст биографии автора и его героев. Известно определение Л. Н. Толстым искусства как человеческой деятельности, состоящей в том, что один человек сознательно, «известными внешними знаками» передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их2. «Известными внешними знаками» А. Ф. Косенкова стал провинциальный город как культурный текст.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. Т. I. С. 150.

2 См.: Эстетика. Эстетическая теория Толстого. URL: http://www. iskusstwo.ru/news/html/164.html (дата обращения: 15.11.2011).

Поступила 24.02.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.