Научная статья на тему 'Социокультурная ситуация в обществе и задачи высшей школы'

Социокультурная ситуация в обществе и задачи высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная ситуация в обществе и задачи высшей школы»

1. Тематические образовательные проекты (например, по проблемам охраны окружающей среды и другие) имеют высокий образовательный потенциал.

2. Сетевые олимпиады и конкурсы для студентов и школьников.

3. Сетевые консультации и видсолскто-рии.

4. Сетевые тематические конференции.

Можно сделать вывод, что интересны и

эффективны технологии, ориентированные на самообразование.

ВЫВОДЫ

1. Необходимо проводить исследования и практическую апробацию разных форм дистанционного обучения, поскольку накопленный зарубежный опыт без изменения в соответствии с "Российским менталитетом" неприемлем и об этом свидетельствует практика дистанционного обучения наших студентов в зарубежных учебных заведениях. Недостаточный опыт использования дистанционного обучения в России не позволяет проводить глубокие обобщения о его массовом рациональном применении в различных системах обучения.

2. Дистанционной формой посредством компьютерных сетей нельзя заменить подготовку специалиста, как это предлагается в ряде публикаций, можно лишь органично вписать ее в интегративный целостный процесс обучения.

3. Наиболее эффективными являются формы дистанционного обучения, ориентированные на развитые компоненты самообразования: сетевые олимпиады, конкурсы, сетевые спецкурсы, конференции.

4. Для организации систем дистанционного обучения необходимо учитывать специфику психолого-псдагогического фактора общения в сети - как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.

5. Возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость.

6. Оценка эффективности коммуникационного взаимодействия затруднена в связи с отсутствием ряда "фоновых" компонент, сопровождающих обычную коммуникацию. Это приводит, в конечном счете, к торможению процесса коррекции обучения.

7. Поскольку учебно-воспитательный процесс един, то актуальным является рассмотрение особенностей организации воспитания при дистанционном обучении.

1. Старое М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М.-Тамбов, 1996.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Н.И. Чанг

Chang N.I. The sociocultural situation and objectives of higher education.

Образование является одним из важнейших факторов социальных преобразований. Распространено мнение, что образование нельзя считать преобразующей силой. Оно выступает лишь как зеркало того общества, которое его создает и направлено на воспроизводство данных социальных отношений. Однако образование всегда находится в диалектической взаимосвязи с обществом. Как важная подсистема социума оно всегда зависит от общества: уровня его экономического раз-

вития и политической организации, состояния культуры. В свою очередь, образование не пассивно в отношении общества. Оно не только отражает, но и формирует социальные структуры, меняет политическую и экономическую жизнь общества. Так, в процессе индустриализации общества образование все теснее увязывается с экономикой. Производство испытывает постоянную и все возрастающую потребность в поставках новых технологий, высококвалифицированных специалистах.

Это зависит от эффективности работы системы образования. С другой стороны, система образования сама становится стимулятором научно-технического прогресса.

Международный опыт свидетельствует, что образование стало общегосударственным приоритетом в развитых странах, где оно является предпосылкой успешно функционирующей экономики [1].

Однако роль образования в обществе не исчерпывается влиянием ее экономической функции. Сегодня в образовании более значимым является механизм передачи культурного наследия. Образование не только сохраняет знания, но и изменяет характер и содержание знаний. Оно делает культуру доступной различным социальным слоям. Высокообразованный человек становится центральной и основной фигурой современного развития. Уровень образования является важным показателем престижа и статуса человека в современном обществе. Образование открывает новые возможности в потреблении материальных благ и психологической удовлетворенности человека его социальными успехами.

Быстрые изменения в жизни людей, культуре привели к глубоким качественным изменениям, к созданию условий поиска новых форм жизни, иного видения стоящих перед человечеством проблем, необходимости формирования иного типа сообщества людей. Человечество стало остро нуждаться в "человеке образованном" [2].

Россия считалась одной из самых образованных стран мира. По данным переписи населения 1989 года, на 1000 человек в возрасте от 16 до 29 лет приходилось 84 человека с высшим образованием, 263 человека с незаконченным высшим и среднеспециальным образованием, 465 - с общим средним и 175 человек - с неполным средним образованием [3].

В настоящее время в России происходит социокультурная трансформация, коренным образом меняющая ценности и механизмы общественного устройства, принципы развития и функционирования общества. Россия отказывается от централизованного механизма развития.

Образование в России должно было стать ведущим механизмом интеллектуального развития российского общества, культура - его нравственного развития. Эти идеи были неоднократно продекларированы руководством страны [4].

Система высшего образования ставила своей задачей дать студентам образование с учетом их способностей и желания и вместе с тем развить у них способность

приспосабливаться к жизни в рыночных условиях, использовать их в интересах общества, а также для удовлетворения собственных потребностей |4, с. 97].

Специфика процессов социальной дифференциации и поляризации, социокультурная трансформация в России 90-х годов сопровождается невиданным для мирного времени системным кризисом, который отбрасывает общество назад и создает угрозу его социальной деградации.

Кризис системы образования, к сожалению, связан не только с переходным состоянием российского общества. Образование находится под влиянием мирового кризиса образования, который в конце XX века стал свершившимся фактом. Его характерная черта - отставание качества образования от требований общественно-политической практики сегодняшнего уровня развития мировой цивилизации. Формы проявления его в разных странах различны, потому что различны масштабы, структура и организация систем образования, способы их взаимодействия с "внешней" средой: экономикой, культурой, наукой [5].

Смена государственно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого человека в получении образования и профессии в соответствии с его интересами и способностями. Состояние кризиса связано с распадом основных целеобразующих элементов и поиском новых ориентиров образовательной системы.

Высшее образование всегда являлось смыслом и движущей силой общественного прогресса, основным средством передачи культурного и научного опыта человечества.

Российское высшее образование не в состоянии сегодня создать социальную базу для практического освоения и дальнейшего развития достижений в области информатики, биотехнологий, микроэлектроники, в сфере освоения новых видов энергий, создания новых сверхпроводимых материалов и так далее. Высшей школе реально угрожают такие проблемы, как недостаток государственного финансирования, низкий уровень зарплат, падение престижа высшего образования и социального статуса вузовских работников, отъезд за рубеж ученых и специалистов, снижение количества выпускников. По оценкам ученых, если существующие тенденции сохранятся, то к 2013 году специалисты высокой квалификации по ряду важней-

ших направлений в науке и образовании практически исчезнут в России как социальная группа [6].

В общественном сознании все более утверждается мнение, что при глубине и остроте общего кризиса только сфера образования является ключевой для выхода из него [2, с. 4]. Необходимо вывести образование на уровень, опережающий развитие личности, общественною интеллекта, по сравнению с общественной практикой.

Возникла потребность преобразования всей архитектуры педагогического пространства в высшей школе: формулирования новых целей образования, соответствующих логике современной культуры и социокультурной ситуации в обществе. Тем более, что такая система образования, несмотря на все противоречия, утверждается в высшей школе. Она является порождением культуры нового времени: рационалистической, ориентированной на инновации, обращенной к интересам и ценностям индивида.

Преодоление кризиса связано также с развитием в стране рынка образовательных услуг; альтернативных форм высшего образования и системы элитарного высшего образования.

За последние два года в сфере высшего образования отмечается общий рост числа студентов, аспирантов и докторантов. Госкомстат РФ также отмечает, что в 1993/94 учебном году на 10 тысяч населения приходился 171 студент, а в 1995/96 учебном году - 179. В 1995 году вузы приняли почти 20 тысяч аспирантов, что на 25,3 процента превысило прием 1994 года. Количество докторов наук увеличилось с 9,8 тысячи до 18,7 тысячи человек |7].

В настоящее время параллельно государственной функционирует негосударственная система образовательных учреждений. Наличие этих подсистем открывает дополнительные возможности для развития образования в стране. Частное образование решает ряд важных социальных проблем, в том числе создает условия для материальной поддержки профессорско-преподавательского состава вузов. Число негосударственных вузов, имеющих государственную лицензию, в 1994/95 учебном году составляло 157, в 1995/96 - 193, а государственных было соответственно - 553 и 569 [6].

Ряд ученых считают проблемным аспектом образовательной политики диверсификацию образования [8]. По их мнению, диверсификация таит в себе серьезную опасность как для экономики, так и для

общества в целом. Уровень неравенства образовательных возможностей служит признанным во всем мире показателем экономической неэффективности системы образования. Он не способствует получению образования на основе способностей учащихся. Получение образования в частных элитных школах, лицеях, гимназиях не должно стать приоритетом государственной образовательной политики. Это пройденный этап для развитых стран. Япония, США, Франция, Англия разработали и внедряют стратегические проекты перехода ко всеобщему высшему образованию, имея в виду его доступность для всех, кто желает и способен повышать свой образовательный уровень.

Международные эксперты неоднократно заявляли, что государственная система образования поставила Россию в один ряд с развитыми странами. Ее сохранение и развитие - гарантия вхождения России в цивилизацию информационного общества.

"Российская система образования нуждается в глобальной реформе, причем не только для того, чтобы образование улучшить, но и для того, чтобы его просто сохранить!" - утверждают эксперты Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) в обзоре образовательной политики РФ, подготовленном по заказу Правительства России [1, с. 183].

В 1994 году была принята Федеральная программа развития образования в России, в которой были учтены потребности новой реальности. В первую очередь она пред-усматриваст фундаментализацию. Это означает: новые принципы отбора и систематизации знаний, создание фундаментальных учебных курсов по каждой из традиционных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и их взаимосогласованность для достижения нового качества образованности личности и общества [9, с. 8].

Новая парадигма образования направлена на формирование потребности личности в непрерывном самостоятельном освоении знаний, умений и навыков, в творческом овладении ими в течение всей своей жизнедеятельности.

Существенное место в новой Программе образования отводится инновациям. Считается, что инновационный процесс в образовании - это изменение в сознании и педагогической деятельности преподавателей, студентов в заранее запланированном направлении [10]. Он содержит научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать про-

цесс интеграции и дифференциации в науке, использовать научные достижения в различных областях знаний, выходить на систематический уровень познания действительности, использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов. Существенным моментом в инновациях является относительное разделение общеобразовательного и специального (профессионального) циклов. Если общеобразовательный цикл направлен на всестороннее развитие личности, се общую образованность, культуру, интеллигент-

ность, то специальный - на профессиональную образованность, профессиональную культуру, подготовку работника общественного производства. Эти циклы взаимодополняемы: профессиональная

подготовка - неотъемлемая часть всестороннего развития личности, а общая культура - важная характеристика каждого работника [11]. В дисциплинарных и междисциплинарных курсах предполагается закладывать базовые знания, способные формировать широкий, целостный взгляд на современный мир и место человека в нем; преодолевать предметную разобщенность, которая сегодня является тормозом на пути овладения основами единой культуры, знаниями. Подобный подход позволяет объединять в совместной творческой работе представителей естественнонаучных, технических и гуманитарных наук.

В Программе основополагающими принципами развития общества признаны обще гуманистические ценности и права человека. Все это определило внесение в подготовку специалистов существенных изменений: гуманизацию, персонифика-

цию профессионального образования. В концепции гуманизма цель образования рассматривается как самоактуализация и самореализация личности. Самоактуализация предполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный выбор собственного жизненного пути, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и талантов. Ограничителем и регулятором в свободе самовыражения личности оказываются общественное сознание, общечеловеческие нормы нравственного поведения. Они составляют неотъемлемый компонент гуманной сущности индивида.

В публикациях неоднократно обращалось внимание на то, что в высшей школе задачей обучения должно быть не только овладение профессиональной подготовкой в соответствии с современными требованиями, но и обеспечение условий для

формирования разносторонней творческой личности, гражданина с активной жизненной позицией, способной к постоянному росту и самосовершенствованию [12].

Впервые в концепцию образования включена проблема экологического воспитания. Важно, что ее решение понимается в экосоциальном плане. Теперь известно, что состояние окружающей среды зависит не только от индустриализации, концентрации и используемых технологий производства, но также и от уровня общественного сознания, экологической грамотности людей. Экологический кризис является отражением глубокого морального кризиса человека и общества. Гибель природы угрожает смыслу существования людей и их ценностей [2, с. 15-16]. Формирование у будущих специалистов экологического мировоззрения является выражением нового гуманизма.

Новая концепция образования включает в себя еще один аспект - гуманитаризацию, то есть овладение комплексом гуманитарных знаний в широком смысле слова: все науки о человеке, важные для каждой личности знания важнейших сфер культурной жизни (литературы, искусства). Кроме того, гуманитаризация образования -это воспитание этики гуманистических отношений, воплощающих в себя общечеловеческие ценности [13].

Гуманитаризация предполагает изменение внутренних ориентиров социализации и профессиональной подготовки молодежи на ценностные аспекты получаемых знаний. Гуманитарное образование выводит личность за рамки узкого профессионализма. В центре внимания гуманитарных наук находится человек в его сложных взаимосвязях с обществом и окружающим миром.

Непрерывность, целостность, гибкость -важнейшие принципы, которым должно соответствовать гуманитарное образование. Оно ориентирует студентов на необходимость понимания социокультурной среды общества.

Проведенные исследования в высшей школе подтверждают роль и значение гуманитарных и общественных наук в подготовке специалистов. По мнению 74,5 процента студентов, эти науки способствуют расширению их общего кругозора; углубляют самопознание и понимание других людей - (34,7 процента); формируют умение использовать знания на практике -(26,5 процента) [ 14|.

В XXI веке в системе образования должны усилиться тенденции по компью-

теризации образования, формированию новых форм массового образования на основе телевизионных и дистантных систем образования, созданию специального образовательного телевидения.

В современной школе необходимость передачи информации-знания возрастает. Традиционным способом преподаватель уже не может передать ее в полном и необходимом объеме. В высшей школе назрела необходимость внедрения интенсивных технологий передачи информации. Основным звеном в этих технологиях становится компьютер. На первый план выходят разработка и реализация профессиональных образовательных программ, создание национальных и региональных банков научной и учебно-методической информации, способных выходить на мировую базу данных и знаний, снабжение этих банков техникой, обеспечивающей доступ к мировым коммуникационным сетям. Высказываются мнения ученых о создании Университета Мира как единого сообщества. Только такой уровень интеграции на основе коллективного и максимально компетентного осмысления лучших образцов системы образования и стратегии дальнейшего развития цивилизации может дать ответы, как наиболее эффективно вести образовательный процесс.

Первые шаги по реализации закона РФ "Об образовании" (1992 г.) и современной концепции "Об образовании" приносят новое в жизнь вузов России. Потребность в специалисте нового типа с конвертируемым дипломом вызывает существенные перемены в работе вузов. Меняются цели и идеология высшего образования и обучения, осуществляется переход на активные, творческие, индивидуализированные методики, учитывающие профиль вуза, интересы и пожелания студентов. Развивается процесс диверсификации, вводится многоуровневая модель высшего образования, осуществляется комплекс мер, направленных на гуманитаризацию и фун-даментализацию образовательных программ, расширяется университетский сектор в школах.

Позитивные результаты проводимых преобразований в высшей школе зависят от наличия взаимообусловливаемых условий. Однако сегодня они не соблюдаются.

Важным условием является осознание, понимание нашим обществом ценности образования, его значимость для каждого отдельного человека или основных социальных групп. На уровне личности ценность образования проявляется как значи-

мость профессиональной подготовки для личности. Социальная ценность образования определяется возможностями использования его индивидом как "социального эскалатора", обеспечивающего продвижение к более престижным или лучше вознаграждаемым обществом социальным позициям. Гуманистическая ценность образования связана с возможностями развития самой личности [15].

Тем не менее этим ценностям пока не суждено утвердиться в нашем обществе. Они разрушаются в результате все ухудшающейся социально-экономической ситуации, особенно затронувшей интеллигенцию: безработица и нсвостребованность специалистов, снижение уровня жизни и обеднение, нищенская оплата труда учителя, врача, инженера, работника сферы культуры. Ценностное же отношение к образованию в обществе означает возрождение его престижности, авторитета, профессионализма, сформированной мотивации у активных, творческих преподавателей к учебной работе со студентами [5, с. 65].

Кроме того, общество в целом переживает переоценку духовных ценностей, что нс может не отразиться негативно на проводимой реформе высшей школы.

На смену прежним идеологическим ценностям и идеалам, единству и целостности мировоззрения, интернационализму, приоритету коллективных форм общения, альтруизму, одномерности социальных ожиданий и ролей, равенству как синониму справедливости социальных отношений приходят плюрализм идеологических ценностей и идеалов, многовариантность мировоззрения, приоритет ценностей национального самоопределения, ценность собственности и имущественного положения, доходов, приоритет индивидуальных интересов, эгоизм.

В условиях стремительного усложнения общественной, духовно-культурной, политической жизни, введения в оборот информации о сложных процессах глобального характера, для адекватного ориентирования и участия в этих процессах, вынесения правильных оценочных суждений, личность должна быть хорошо образована ]16].

Жизнь доказывает, что реформирование высшей школы оказалось во многом продекларированным и не совпадающим с планируемой моделью. Образованность как степень приобщения к культуре в условиях сложившегося экономического кризиса остается как идеальная цель, а не реальность сегодняшнего дня. Выработанная парадигма развития высшей школы

отвечает закономерностям цивилизационного развития, но не может быть успешно реализована в ситуации отказа государства от экономической поддержки реформы высшей школы.

1. Обзор национальной образовательной политики. Российская Федерация. Доклад экспертов. ОЭСР. 1997. С. 183.

2. Горев В.К., Кудрявцев Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт). М., 1994. С. 10.

3. Ковалева А. И. Кризис системы образования // Социс. 1994. N° 3. С. 55.

4. Кинелев В.Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. С. 99.

5. Шукшуиов В.Е., Взяты шее В.Ф., Романова Л. И. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России. 1993. № 4. С. 56.

6. Романенко Л. На пороге XXI века // Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 9.

7. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование // Социс. 1997. № 3. С. 94.

8. Глинчикова А.Г. Образование подключается к рынку // Полис. 1997. № 4. С. 180.

9. Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 8.

10. Руденко Р.И. Традиционное и инновационное в преподавании социологии и политологии // Вести. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 162.

11 .Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М., 1988. С. 165.

12. Абдуллина O.A. Личиость студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 165.

13. Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема // Альма матер. 1993. № 5. С. 31.

14. Харчева В.Г. Студенты технических вузов о гуманитаризации высшего образования // Вести. РАН. Т. 5. 1995. № 3. С. 228.

15. Молодежь и высшее образование в социалистических странах / Отв. ред. Ф.Р. Филиппов. М., 1984. С. 95.

16. Садовничий В.А. Образование и наука как фактор национальной безопасности // Вести. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 1. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.