СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ЯЛГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»)
М. И. Кадейкина
В статье отражены аспекты исследования социокультуриой профилактики социального сиротства в Республике Мордовия.
Система социокультурной профилактики социального сиротства в российском обществе является в настоящее время актуальной проблемой исследования как для всей России, так и для Республики Мордовия. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2010 г. по РМ — 3 130 чел. Для Республики Мордовия данный показатель является острой проблемой. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье.
Семья — это социальный институт, где скапливаются истоки общечеловеческих ценностей. В сфере общественных ценностей семьи для личности, прежде всего, важны ценности социализации, приобщения к культуре и выход индивида из семьи в общество. Только семья может передать ребенку индивидуальную самостоятельность и духовно-нравственные ценности. Кроме положительных факторов развития семьи, существуют и отрицательные. Отрицательными факторами развития семьи выступают: семейные конфликты, формирующие неблагоприятную атмосферу в семьях, пьянство одного или обоих родителей, грубость, переходящая в жестокость, как в отношениях между супругами, так и в отношении родителей к детям. Причины семейного неблагополучия различны. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал социальной сиротой, выявляется общая закономерность: социальному сиротству либо предшествовали нарушения взаимоотношений между родйтелями и детьми, либо проблемы, касающиеся материального положения семьи и т. д.
Государство пытается решить проблемы социального сиротства, но профилактиче-
ские мероприятия, которые оно проводит, не способны улучшить кардинально ситуацию, что говорит о неэффективности существующих на данный момент мер профилактики социального сиротства. Вопросы социальной защиты социальных сирот в условиях трансформации российского общества чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношении. Согласно Посланию Президента РФ Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г. «...в нашей стране еще 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы. И нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие „брошенные дети“ уходило из нашей жизни. Органы опеки должны быть • прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. Вообще „ ничьих“ детей в нашей стране быть не должно» [1].
Для более подробного анализа социокультурной профилактики социального сиротства в Государственном образовательном учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения .родителей, «Ялтинский детский дом-школа» нами было проведено социологическое исследование на тему: «Социокультурная профилактика со- | циального сиротства». Анкетирование проводилось в феврале — марте 2011 г. в течение двух недель. Респондентами данного исследования явились социальные работники, социальные педагоги и дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, Ялгинского детского дома-школы г. Саранска. В сплошную выборку попали 30 респондентов . (т. е. социальные работники и социальные педагоги) и 45 детей в возрасте от 15—18 лет, из них 52 % маль-
© М. И. Кадейкина, 2012
Серия «Социологические науки»
61
чиков в возрасте от 15 — 18 лет и 48 % девочек в возрасте от 15 — 18 лет.
При обозначенной нами остроте проблемы требуется рассмотреть причины, способствующие развитию социального сиротства. На первое место в рейтинге причин детского неблагополучия большинство респондентов поставили «употребление родителями спиртных напитков» (60 %). Далее по убывающей было названо тяжелое материальное положение семьи (30 %), респонденты указали, что непосредственно оказывают влияние конфликты в семье (30 %) и 10 % респондентов склоняются к педагогической несостоятельности семьи.
Причины помещения ребенка в детский дом можно в полной мере отождествлять с фактором детского неблагополучия. Так, например, основной причиной поступления детей в указанное специализированное учреждение является злоупотребление спиртными напитками одного или обоих родителей (т. е. кризисные явления в семье), причем эту же причину детского неблагополучия в современном российском обществе отметили большинство респондентов (60 %). Кроме того, одним из определяющих факторов помещения детей в детский дом является тяжелое материальное положение семьи, социальные гарантии для детей (30 % опрошенных нами детей). -Причинами детского неблагополучия являются и кризисные трансформационные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и трансформация функций образовательных учреждений, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
Анализ причин ’детского неблагополучия показал, что из года в год увеличиваются проблемы у детей в семьях. Было выяснено, что большинство социальных сирот поступают в детский дом из асоциальных и молодых, малообеспеченных семей. Это еще раз доказывает, что причины детского неблагополучия — материальное положение семьи, кризисные явления в семье и др. Но существует такое мнение, что дети, родившиеся в асоциальных семьях или воспитывающиеся в государственные учреждениях, повторяют судьбу своих родителей. В результате социологического исследования данное мнение подтвердили эксперты.
Также в ходе социологического исследования было выявлено, что дети данной категории непосредственно сталкиваются с проблемами при поступлении в детский • дом. Большинство детей отметили, что при поступлении у них возникает проблема адаптации к новым условиям (36 % опро-
шенных нами детей), из них на этот вариант ответили 24 % детей (мальчиков) и 12 А детей (девочек); 8 % детей (мальчиков) ответили, что столкнулись с отсутствием друзей при поступлении в детский дом. Для 36 % детей возникала проблема, связанная с привыканием к другому режиму, а у 28 % детей не было никаких трудностей. Ответы на этот вопрос позволяют выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети при поступлении и дальнейшем их проживании в детском доме. Следует отметить, что дети в детском доме независимо от возраста и пола очень трудно проходят процесс воспитания и социализации. Дети, лишенные материнской ласки, опоры, испытывают материнскую депривацию, отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь. Очень тяжело ребенок переносит смену одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке. Дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываясь в государственных учреждениях, детских домах, интернатах, постоянно находятся в одной и той же обстановке. При отсутствии семейной обстановки они испытывают сенсорную и эмоциональную депривацию. Все вышеперечисленные проблемы решаются не сразу, так как они бывают противоречивыми для восстановления социального статуса детей, оставшихся без попечения родителей.
На основе выявленных причин, которые способствуют развитию социального сиротства, необходимо рассмотреть виды борьбы с данным социальным явлением. Респондентам был задан вопрос следующего характера: «Предпринимает государство какие-либо меры, с Вашей точки зрения, для борьбы с социальным сиротством?». Респонденты отметили, что государство предпринимает меры по преодолению социального сиротства, но не эффективные (80 % опрошенных нами респондентов), а 20 % — затруднились ответить.
В соответствии с мнением экспертов (т. е. социальных педагогов, социальных работников) о том, что государственные структуры уделяют большое внимание профилактике социального сиротства, 70 % опрошенных нами респондентов отметили правоохранительные органы, так как в детском доме существует Совет общественности по профилактике правонарушений при
62
ВЕСТНИК Мордовского университета ( 2012 | 1
участковых пунктах полиции Октябрьского района городского округа Саранска. Совет по профилактике призван объединить усилия ученического коллектива, родительской общественности, психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в детском доме-школе.
Социальные педагоги и социальные работники отметили, что социальная защита и образование как государственные структуры уделяют максимальное внимание профилактике социального сиротства (45 % опрошенных нами респондентов). Для повышения воспитательного потенциала система образования в детском доме-школе особый акцент делает на воспитании в детях будущих родителей, повышает ценности такого общественного института, как семья в сознании подрастающего поколения начиная с раннего возраста. Непосредственно участвуют в мероприятиях по профилактике социального сиротства органы здравоохранения, так как в детском доме проводят мероприятия здорового образа жизни.
Основными задачами мероприятий здорового образа жизни являлись: 1) мониторинг здоровья; 2) сохранение позитивного здоровья школьников; -3) лечение некоторых заболеваний своими силами преимущественно немедикаментозными средствами; 4) реабилитация детей с хроническими заболеваниями без отрыва от учебного процесса; 5) медико-санитарное просвещение; 6) контроль за выполнением санитарных норм и правил.
На основе перечисленных мероприятий, проводимых в детском доме-школе в сфере образования, здравоохранения, по мнению респондентов, педагоги руководствуются следующими методами при проведении профилактической работы: консультирование отметили 60 % респондентов, а 40 — указали, что при проведении профилактической работы используют метод беседы с семьей и детьми, 70 — отметили наблюдение, так как за время проживания детей в детском доме этот метод наиболее востребован при проведении профилактической работы с данной категорией детей. Из многообразия форм, с помощью которых проводят профилактическую работу социальные педагоги и социальные работники с детьми и семьями, 20 % респондентов отметили, что данную работу осуществляют в форме лекции, а 60 % опрошенных респондентов в своей практике используют тренинги и 20 % — придерживаются традиционной
формы: дискуссий, «круглых столов».
Кроме перечисленных форм и методов по профилактике социального сиротства существуют формы устройства социальных сирот, которые непосредственно влияют на сокращение социальных сирот в обществе. Самой популярной формой устройства детей в Ялтинском детском доме-школе является приемная семья (по мнению 60 % опрошенных нами респондентов), а 40 % респонден- \ тов указали, что детей забирают на патро-натное воспитание из детского дома-школы. | По итогам данных вопросов можно сделать вывод, что в детском доме практикуются такие формы устройства социальных сирот, как приемная семья, патронатное воспитание. И это не маловажно в системе социокультурной профилактики, когда апробируются такие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только на федеральном уровне, но и на локальном. На основе данного вывода можно проанализировать вопрос следующего характера: «По Вашему мнению, какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей?».
По мнению 20 % респондентов, таким семьям, которые берут для воспитания в семью детей из детских домов, приютов, необходима денежная помощь, а 80 % респондентов указали, что необходимо предоставление льгот и увеличение пособия на воспитание детей. Существуют, по мнению респондентов, и другие пути решения проблемы социального сиротства. Наиболее эффективные пути решения проблемы социального сиротства 50 % респондентов указали, что необходима работа по профилактике ранних отказов родителей от детей, а 40 — отметили, что нужно проводить чаще социальный патронат неблагополучных семей и 10 % — указали, что нужно согласование деятельности разных ведомств и структур при работе с семьями и детьми.
По результатам социологического исследования можно сделать итоговый вывод, что социокультурная профилактика социального сиротства по-прежнему остается наиболее слабой и неразработанной частью социальной политики органов государственной власти и местного самоуправления. Отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения высокоэффективной профилактической работы. Реабилитационные учреждения социальной защиты населения в основном ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Деятельность s по возвращению детей в родные семьи, реа- |
Серия * Социологические науки»
63
билитация и социальный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводятся в режиме апробации и разработки методик, и не имеют нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Отсутствует система информирования и консультирования нужда-; ющихся в социальной помощи граждан и I семей о социальных услугах. Отсутствует реальная координация и взаимодействие органов власти по обеспечению прав ребенка. Помощь нуждающимся различными ве-
домствами осуществляется разрозненно, по разным основаниям и из-за отсутствия эффективной координации не представляет собой комплекса мероприятий. Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом увеличивается.
Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, эффективности средств и методов социокультурной профилактики социального сиротства. Возрастающее число социальных сирот требует не только глубоких научных исследований проблем детства, но и определение реформирования социальной политики в этой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы±р://^\¥\у^агап1;.ги>Информационпо-правовое
| обеспечение>Прайм>с1ос/99799. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ работы
С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Е. В. Камышова, О. А. Ульмова
В статье раскрыта сущность регионального подхода в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, а также представлена позиция авторов относительно его роли в оптимизации данной деятельности. Одновременно анализируется и значение межрегионального взаимодействия в совершенствовании социальной работы с детьми рассматриваемой категории.
В современной России и Республике Мордовия дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, — одна из многочисленных социально травмированных категорий населения. Их количество ежегодно | возрастает, а ведь последствия семейного неблагополучия (безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство, насилие над детьми, их социально-педагогическая, социально-психологическая и медико-социальная запущенность и т. д.) — угроза будущему страны, так как оно зависит от психического и физического здоровья, вос-1 питания и образования подрастающего поколения.
Профессиональная социальная работа, безусловно, позволяет решать проблемы детей из неблагополучных семей. Используя такие технологии, как социальная профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество, социальная адаптация, социальная реабилитация и т. д., специалисты по социальной работе в комплексных центрах социального обслуживания, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков и других социальных службах, несомненно, решают многие их проблемы.
Помимо богатого исторического и со-© Е. В. Камышова, О. А. Ульмова, 2012
64
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1