Научная статья на тему 'Социокультурная обусловленность познавательной деятельности как противоречивый процесс'

Социокультурная обусловленность познавательной деятельности как противоречивый процесс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ФИЛОСОФИЯ / СУБКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / COGNITION / COGNITION AS A PROCESS / SOCIAL DETERMINATION / SOCIAL PRACTICE / PHILOSOPHY / SUBCULTURE / CULTURE / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорокин Геннадий Вениаминович, Украинцев Николай Петрович

Исследуется взаимосвязь социальной практики и процесса познания. Познание определяется как отражение окружающей действительности. Отражение происходит во многих отраслях человеческой практики. Субъект познания эксплицируется как неоднородный. Знание играет различные функции от объяснения до манипуляции. Делается вывод о том, что из всех сфер человеческой практики только философия предстает как интегрирующая деятельность, она как особая форма постижения универсума отражает и сам процесс познания, и дифференцированные уровни практики. Философия соединяет научное знание и обыденное, другое субкультурное знание, выступая одновременно как познание окружающего мира и самопознание субъектом своей противоречивой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL CONDITIONALITY OF COGNITIVE ACTIVITY AS A CONTROVERSIAL PROCESS

This article explores the relationship between social practice and the process of cognition. Cognition is defined as a reflection of the surrounding reality. Reflection occurs in many branches of human practice. The subject of knowledge is explicated as inhomogeneous. Knowledge plays various functions from explanation to manipulation. It is concluded that from all spheres of human practice, only philosophy appears as an integrating activity. Philosophy as a special form of comprehending the universe reflects both the process of knowledge itself and differentiated levels of practice. Philosophy combines scientific knowledge and every day, other subcultural knowledge. Philosophy acts simultaneously as the knowledge of the surrounding world and self-knowledge by the subject of its contradictory nature.

Текст научной работы на тему «Социокультурная обусловленность познавательной деятельности как противоречивый процесс»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

SOCIAL SCIENCES.

2018. No. 4

УДК 165; 316.774

DOI 10.23683/0321-3056-2018-4-22-25

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС

© 2018 г. Г.В. Сорокин a, Н.П. Украинцев a

a Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

SOCIO-CULTURAL CONDITIONALITY OF COGNITIVE ACTIVITY AS A CONTROVERSIAL PROCESS

G. V. Sorokin a, N.P. Ukraintsev a

a Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Сорокин Геннадий Вениаминович -

кандидат философских наук, доцент,

кафедра философии

и социально-гуманитарных дисциплин,

Донской государственный технический университет,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия.

Е-mail: [email protected]

Украинцев Николай Петрович -соискатель,

Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, Россия.

Gennady V. Sorokin -

Candidate of Philosophy, Associate Professor,

Department of Philosophy

and Socio-Humanitarian Disciplines,

Don State Technical University,

Gagarina Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia.

E-mail: [email protected]

Nikolay P. Ukraintsev -Competitor,

Don State Technical University,

Gagarina Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia.

Исследуется взаимосвязь социальной практики и процесса познания. Познание определяется как отражение окружающей действительности. Отражение происходит во многих отраслях человеческой практики. Субъект познания эксплицируется как неоднородный. Знание играет различные функции - от объяснения до манипуляции. Делается вывод о том, что из всех сфер человеческой практики только философия предстает как интегрирующая деятельность, она как особая форма постижения универсума отражает и сам процесс познания, и дифференцированные уровни практики. Философия соединяет научное знание и обыденное, другое субкультурное знание, выступая одновременно как познание окружающего мира и самопознание субъектом своей противоречивой природы.

Ключевые слова: познание, познание как процесс, социальная детерминация, социальная практика, философия, субкультура, культура, интеграция.

This article explores the relationship between social practice and the process of cognition. Cognition is defined as a reflection of the surrounding reality. Reflection occurs in many branches of human practice. The subject of knowledge is explicated as inhomogeneous. Knowledge plays various functions - from explanation to manipulation. It is concluded that from all spheres of human practice, only philosophy appears as an integrating activity. Philosophy as a special form of comprehending the universe reflects both the process of knowledge itself and differentiated levels of practice. Philosophy combines scientific knowledge and every day, other subcultural knowledge. Philosophy acts simultaneously as the knowledge of the surrounding world and self-knowledge by the subject of its contradictory nature.

Keywords: cognition, cognition as a process, social determination, social practice, philosophy, subculture, culture, integration.

Постановка проблемы. Помимо диалектики субъекта и объекта познавательной деятельности можно говорить о неоднородности субъекта познавательной деятельности, и его противоречивости. Каким образом возможно в этих условиях увеличивать объем знания и проверять его истинность?

Процесс познания протекает как отражение и творчество, процесс опредмечивания и распредмечивания. Познавательное отношение не является универсальным и самодостаточным основанием научной деятельности, оно насыщено оценочными, эстетическими, личностными и другими моментами человеческой актив-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

ности. Включает эмоциональную и аффектную составляющие [1, р. 134]. Отражение мира в человеческом сознании не исчерпывается какой-либо формой отражения, даже если в качестве такой формы выступает знание.

В познавательной модели человеческой культуры обычно выделяют отражаемое (объект, в самом широком смысле - универсум) и отражатель (наука, общество в целом). В реальности процесс отражения и вовлечения в практику окружающей действительности представляется более сложным.

Отражение происходит на уровне сознания, образующего целостную систему различных, органически взаимосвязанных между собой компонентов мировосприятия, многообразных способов духовного освоения мира, т.е. освоения, в котором действительность предстаёт не только как нечто безотносительное к человеку, но и как мир человеческих целей, средств их достижения и результатов реализации данных целей [2, с. 216]. Оно выступает своего рода результирующей всех многообразных способов: духовной, духовно-практической и практической деятельности общественного человека. Как отдельный способ познания, можно отметить игровое (например, [3]).

Культура есть общественно-исторический процесс, направленный на преобразование природного мира в мир человеческой культуры. Основными и необходимыми факторами его являются предметно-практическая деятельность, познание и социальное общение. На всех стадиях развития этого процесса органическое единство данных факторов никогда не исчезает, а происходит надстройка над ним новых его форм.

Такой формой единства можно считать отношение обусловленности, которое появляется тогда, когда познание из момента деятельности превращается в сферу деятельности, т.е. когда возникают философия и наука. Последняя становится относительно самостоятельной деятельностью, обретает специфическую внутреннюю логику развития, однако в рамках общей её зависимости от своего материального основания, т.е. от предметно-практической деятельности и форм общения. Такая зависимость фиксируется выражением «социально-культурная обусловленность познания и его категориального строя» [2, с.7].

Культура выполняет направляющую роль в познавательном процессе: её категории и кате-

гориальные схемы регулируют актуальный процесс познания, задают его основные тенденции, цели и идеалы, определяют структурные связи, в которые ставится материал познания, а также ценность самого познания и его результатов. Следствием существования указанных форм зависимости познания от культуры является преемственность в его развитии, его непрерывность и дискретность. Зависимость самих категорий от объективных культурно-исторических факторов проявляется в их историческом характере, одни из них возникают, другие исчезают, изменяется содержание определённых их видов.

В процессе предметно-практической деятельности исторически созидается предметный мир культуры, формируется предметный характер человеческого мышления и мировосприятия, формируется адекватная природе деятельности сеть тех определённостей, которые становятся категориальными формами субъективного самосознания и членения мира человеком. Категории сознания являются отражением всеобщих отношений объективной действительности такими, какими они даны человеку в формах его практики. Членение и синтезирование объектов действительности - основные функции категорий, которые основаны на присущем им свойстве общности и всеобщности. Неотъемлемой частью исторической практики, трудовых отношений выступает формирование идеальных целей, как в тактическом, так и в стратегическом плане (утопии) [4, с. 10].

Категории вырабатываются в культуре в качестве объективных способов деятельности, культура при этом рассматривается как реальное обобщение природы и человеческой деятельности. История материальной культуры заключается в постепенном выделении различных свойств природной вещи (любая вещь природы имеет неограниченное количество таких свойств) и распределении их между различными предметами культуры, делая эти свойства опре-делённостями разных предметов. Каждый из таких предметов становится носителем не всех, а только некоторых свойств природной вещи, которые функционально определяют предмет. Если природная вещь выступает как конкретное, т.е. как единство всех своих свойств и отношений, то социальный предмет выступает как абстрактный, односторонне определённый.

Как носитель односторонних определённо-стей социальный предмет является обобщённым предметом, если под обобщением понимать от-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

влечение от вещей природы тех или иных свойств и закрепление их в каком-либо материале - в предметах культуры, орудиях производства, языковых знаках. Специфической особенностью этой формы абстрагирования и обобщения является то, что в предметно-практической деятельности свойство полностью никогда не отделяется от вещи. Создаваемый таким образом предметный мир есть первый слой культуры как реального обобщения природы, именно в нём формируется предметный характер любой человеческой деятельности.

Другим слоем культуры, в котором обобщение становится более сложным и содержательным и который надстраивается над уровнем предметной обобщённости, являются орудия человеческой деятельности и их системы - техника. Орудие от других предметов культуры отличается по своей функции: оно является средством деятельности и средством изменения вещей. Функционирование орудий носит общественный характер.

Развитие орудий происходит по пути их большей специализации, т.е. их функции становятся всё более односторонними, абстрактными и общими. Но одновременно эти орудия и их функции объединяются в системы машин, и эта целостность орудий и их функций и есть самая совершенная и полная форма их обобщения. Обобщающее воздействие на объективный мир со стороны человека в орудиях достигает самых совершенных форм, поскольку само обобщение осуществляется не в идеальной, а в материально-предметной форме, т.е. как освоение.

Третьим уровнем культуры, на котором происходит обобщение и освоение действительности и который носит качественно иной характер, является языковый уровень. Он возникает на основе социального общения и связан с обобщающей функцией слова. Идеальное значение слова становится относительно самостоятельным по отношению к вещам, оно от них отделено по сравнению с общим в предметах, выступающим как свойство неотделимое от них. Идеальное обобщение, возникающее в языке, позволяет разрозненное множество вещей сводить к единым значениям слова. С развитием культуры происходит возрастание обобщённости значений слов в естественных языках у различных народов и при их общении. «Спецификация естественной категории, сущности или вещества... отображается в функции: указание роли материала или вещества в практике человека» [5, p. 10].

Существуют подходы к генезису и функционированию знания, которые отражают более сложный процесс его протекания. Общество неоднородно и можно отметить внутренние противоречия, в результате которых функционируют и правда и ложь. Некоторые противоречивые отношения в рамках тех или иных философских и научных подходов:

- диалектическое отношение между обществом и индивидом;

- конфликт между животной психикой и социальными установками;

- классовый конфликт и т.п.

Мы указываем на то, что функция языка может быть не только в отражении действительности, но и в сокрытии правды. Язык появляется с функцией как регуляции трудовой деятельности, так и суггестии, внушения одного индивида другому. (На подобную тему см., также: Slurs, roles and power. Popa-Wyatt Mihaela, Wyatt Jeremy L. [6]). Классовое противостояние в обществе, по мнению Маркса, приводит к появлению отчуждения и иллюзорного сознания. Отметим саму возможность, например, для эзопова языка, подтекста, что указывает на некоторые функции передачи скрытой информации в тексте. В то же время формирование философии возможно, когда существует опора на язык, существование ряда предфилософских понятий и категорий. Противоречия внутри общества с возникновением обособленных социальных групп (христианство, масонство, различные проявления суб- и контр-культуры) приводят к созданию специального диалекта и системы символов.

Для современных отношений момент суггестии, манипуляции, проявляется в существовании «официоза» и простонародного общественного сознания, функционирующих параллельно и зачастую слабо влияющих друг на друга. «Естественным» путем появления области слабо контактирующего с другими областями является научная деятельность.

В концепции М.К. Петрова как раз «срыв матрицы» (перемешивание областей знания) в обществе с азиатским типом производства, с кастами как закрытыми областями функционирования приводит к появлению философии [7, с. 66].

Вывод: «Научное познание во все эпохи было социально обусловлено. Но не во все эпохи это осознавалось и закреплялось в философских основаниях науки» [8, с. 129]. Для философии как своеобразного «демона», как когда-то её

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

определил Платон, является наиболее важной деятельность «объединения» отображенных миров, популяризации, обращенность к коллективному мнению и вовлечение всех областей функционирования знания в широкую общественную практику. Это невозможно без определённых «компетенций», понимания знания в отдельных областях и их связи с другими. Без подобного рода деятельности нарастающая специализация приводит к «отрыву» различных областей человеческой практики друг от друга, потери смысла их функционирования, обеднению общечеловеческого мировоззрения и культуры. «Конвергенция, превосходя фрагментарно разбросанное знание, выступает насущным требованием современности» [9, с. 76]. Особенно сложна такая работа в современном поликультурном мире. «Внимание к европейской парадигме как лишь к одному из вариантов культурного развития открывает путь к исследованию механизмов самосознания культур» [10, с. 15]. В то же время именно социокультурная практика, опредмечивание и распредмечивание специальных знаний поверяют их истинность и обеспечивают непосредственный «контакт с реальностью».

Литература

1. Solomon R. C. Emotions, cognition, affect: on jerry neu's a tear is an intellectual thing // Philosophical Studies. 2002. Vol. 108, Iss. 1-2. P. 133-142.

2. Категории философии и категории культуры. Киев : Наукова думка, 1983. 343 с.

3. Kretchmar R.S. Gateways to Culture: Play, Games, Metaphors, and Institutions // J. of Cognition and Culture. 2018. Vol. 18. P. 47-65.

4. Веремчук А.С., Сорокин Г.В. Утопизм в сознании русской интеллигенции XIX - начала XX века // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2017. № 2. С. 9-15.

5. Weiskopf D.A. Anthropic Concepts // Noüs. 2018. P. 1 -18.

6. Popa-Wyatt M., Wyatt J.L. Slurs, roles and power // Philosophical Studies. 2018. Vol. 175. P. 2879-2906.

7. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1992. 272 с.

2018. No. 4

8. Степин В.С. Человеческое познание и культура. СПб. : СПбГУП, 2013. 140 с.

9. Лешкевич Т.Г. Вектор модификации методологии: социогуманитарное знание конвергирует с постне-классикой // Вестн. Томского гос. ун-та. 2018. № 427. С. 71-78.

10. Драч Г.В. У истоков ростовской школы культурологии: Э. С. Маркарян и М. К. Петров // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2018. № 2. С. 11-16.

References

1. Solomon R. C. Emotions, cognition, affect: on jerry neu's a tear is an intellectual thing. Philosophical Studies. 2002, vol. 108, Iss. 1-2, pp. 133-142.

2. Kategorii filosofii i kategorii kul'tury [Categories of Philosophy and Categories of Culture]. Kiev: Naukova dumka, 1983, 343 p.

3. Kretchmar R.S. Gateways to Culture: Play, Games, Metaphors, and Institutions. J. of Cognition and Culture. 2018, vol. 18, pp. 47-65.

4. Veremchuk A.S., Sorokin G.V. Utopizm v soznanii russkoi intelligentsii XIX - nachala XX veka [Utopianism in the Minds of the Russian Intelligentsia of the 19th - the Beginning of the 20th Century]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki. 2017, No. 2, pp. 9-15.

5. Weiskopf D.A. Anthropic Concepts. Notis. 2018, pp. 1-18.

6. Popa-Wyatt M., Wyatt J.L. Slurs, roles and power. Philosophical Studies. 2018, vol. 175, pp. 2879-2906.

7. Petrov M.K. Samosoznanie i nauchnoe tvorchestvo [Self-Awareness and Scientific Creativity]. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 1992, 272 p.

8. Stepin V.S. Chelovecheskoe poznanie i kul'tura [Human Cognition and Culture]. Saint Petersburg: SPbGUP, 2013, 140 p.

9. Leshkevich T.G. Vektor modifikatsii metodologii: sotsiogumanitarnoe znanie konvergiruet s postneklassikoi [Methodology Modification Vector: Socio-humanitarian Knowledge Converges with Post-non-classics]. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2018, No. 427, pp. 71-78.

10. Drach G.V. U istokov rostovskoi shkoly kul'turol-ogii: E. S. Markaryan i M. K. Petrov [At the Origins of the Rostov School of Cultural Studies: E.S. Markaryan and M.K. Petrov]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki. 2018, No. 2, pp. 11-16.

Поступила в редакцию / Received 4 октября 2018 г. / October 4, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.