Научная статья на тему 'Социокультурная компетенция в современной образовательной парадигме'

Социокультурная компетенция в современной образовательной парадигме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузовенкова Ксения Олеговна

Проанализирован аспект развития социокультурной компетенции в современных образовательных условиях. Рассмотрены подходы к пониманию сущности понятия «социокультурная компетенция». Изучен механизм формирования социокультурного мышления относительно личностных характеристик и предпочтений индивида. Проведен анализ работ ученого сообщества по вопросу актуальности социокультурной компетенции в педагогической среде. Определен ряд позиций, вызывающий затруднение эффективной реализации социокультурной компетенции исходя из уровня педагогического мастерства. Выделены базовые аспекты социокультурной компетенции в системе социо-культурного информационного пространства. Выявлены общепедагогические приемы, способствующие формированию социокультурной компетенции. Предложен ряд рекомендательных принципов развития социокультурной компетенции в педагогической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузовенкова Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural competence in modern educational paradigm

The article analyzes the development dimension of social competence in the modern educational environment. "Socio-cultural competence" Approaches to understanding the essence of the concept. The mechanism of the formation of social and cultural thinking concerning personal characteristics and individual preferences. The analysis of the work of the scientific community on the relevance of social competence in the teaching environment. There is a number of positions, which causes difficulty in the effective implementation of the socio-cultural competence, based on the level of pedagogical skills. Obtained basic aspects of social competence in the socio-cultural information space system. Revealed general pedagogical techniques that promote the formation of social competence. A number of reference principles of social competence in the teaching environment.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетенция в современной образовательной парадигме»

УДК 378

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

К. О. Кузовенкова1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: ksyukhabestk@yandex.ru

Проанализирован аспект развития социокультурной компетенции в современных образовательных условиях. Рассмотрены подходы к пониманию сущности понятия «социокультурная компетенция». Изучен механизм формирования социокультурного мышления относительно личностных характеристик и предпочтений индивида. Проведен анализ работ ученого сообщества по вопросу актуальности социокультурной компетенции в педагогической среде. Определен ряд позиций, вызывающий затруднение эффективной реализации социокультурной компетенции исходя из уровня педагогического мастерства. Выделены базовые аспекты социокультурной компетенции в системе социокультурного информационного пространства. Выявлены общепедагогические приемы, способствующие формированию социокультурной компетенции. Предложен ряд рекомендательных принципов развития социокультурной компетенции в педагогической среде.

Ключевые слова: компетенция, педагогическое мастерство, учебный процесс, социальная культура.

В настоящее время социально-экономическая и культурная сферы жизни общества обуславливают необходимость систематизации требований, предъявляемых к педагогам разных уровней. По своей основе педагогическая составляющая учебного процесса предполагает поаспектную интеграцию социальных, интеллектуальных и нравственных потребностей при реализации генетически обусловленных психологических предрасположенностей.

В системе образования механизм формирования социокультурного восприятия компетенции определяется как принцип педагогического общения всех участников и выступает как институт мероприятий, сконцентрированный на воспитании навыков мыслительной деятельности, а также выработке суждений, сформированных исходя из профессиональных ценностей [3].

1 Ксения Олеговна Кузовенкова, преподаватель кафедры иностранных языков.

29

Необходимость развивать осмысленное отношение к готовности и умению использовать информацию на уровне социокультурного взаимодействия в ракурсе потребительского отношением к информации определяет актуальность проблемы развития социокультурной компетенции как одной из составляющих общей педагогической культуры.

Анализ работ ученого сообщества показал, что интерес педагогической науки к формированию основ социокультурной компетенции в педагогической среде не является напрасным, так как данный аспект в системе образования является связующим элементом, который призван регулировать все институциональные элементы лингвистического обучения. По своей сути формирование социокультурной компетенции как процесса меняет организационный метод обучения от рамочной авторитарности к дуалистическому взаимодействию, призывающему к равноправию всех участников процесса обучения.

На принципиально новом, компетентностном подходе к образованию построен стандарт третьего поколения. Он предусматривает систематизацию компетенций, умений и знаний в соответствии с требованиями рынка труда, повышение ответственности за эффективность работы, расширяет границы свободы будущего педагога, одновременно предъявляя запросы к его квалификации и обозначая правила ее оценки. Формирование у педагога социокультурных компетенций обуславливается современным подходом к развитию всесторонне грамотного специалиста.

Современные требования к социокультурной компетенции педагога определяют пути ее развития через активное участие педагога в методической работе, творческих и рабочих группах, исследовательской и инновационной деятельности, педагогических конкурсах, мастер-классах, распространение и обобщение своего педагогического опыта.

Понимание социокультурной компетенции в системе российского образования связывают с работами Яна ван Эка и Джона Трима [4]. Исходя из обоснованных трактовок данных ученых, социокультурная компетенция представляется элементом общей коммуникативной системы, понимаемым как форма эффективного взаимодействия в условиях повседневной жизни, становления и развития социальной коммуникации.

Но в данной работе мы будем придерживаться определения, сформулированного А.В. Хуторским, согласно которому под социокультурной компетенцией принято понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности [2].

Важно отметить, что исходя из формулировки компетентностного подхода в образовательном процессе данный аспект может анализироваться как на уровне компетенции, интерпретируемой как установленная социальная потребность к подготовке специалистов, необходимая для эффективной системы дуалистических связей, так и на уровне компетентности, относящейся к базису личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности личности.

Исходя из данных определений является актуальным проанализировать и выделить методику и условия систематизации и развития социокультурной компетенции в процессе образования, что обуславливает освоение социокультурного коммуникативного пространства. По словам Е.Г. Беляковой, данный процесс связывает информационные ресурсы и нравственные устои, исходя из смыслового опыта индивида [1].

Понимание педагогической и социальной значимости проблемы формирования социальной компетенции в образовательной среде происходило постепенно. Изначально данный аспект анализировался в методологическом формате, а именно в обозначении характеристик развития коммуникативного взаимодействия как механизма развития образования.

Социокультурная компетенция, создающаяся на базе элементов смыслового понимания, обуславливает активное применение индивидуального смыслового опыта, что теоретически включает в свою структуру пошаговое изучение социокультурной информации и систематизацию ее в личностный опыт:

- индивидуальное понимание информации (апробация субъективного опыта);

- оценка, соизмерение с личностным опытом (формирование личностно ценностной позиции);

- встраивание изученного опыта в продуктивный механизм личностной деятельности (материализация смысловых взглядов в творческий продукт).

Данное положение, по нашему мнению, обуславливает необходимость не просто владеть знаниями и умениями, но и ориентироваться в социокультурных основах и соотносимых с ними коммуникативных форматах общения, эффективно интерпретировать основы культуры и использовать данные направления для разработки стратегического взаимодействия при осуществлении индивидуально-профессиональных задач в различных сферах современного межкультурного взаимодействия [5].

Также следует отметить, что актуальность изучения системы формирования социокультурной компетенции обусловлена увеличением роли комплексного развития научной сферы, профессионального становления лично-

сти в системе быстро меняющихся социальных реалий. Стремительное развитие научной сферы, повышение производимой информации, формирование методов роста общей профессиональной компетенции позволяют определить, систематизировать социокультурный подход профессионального мастерства как базис педагогического развития.

В роли функциональных критериев социокультурной компетенции выступает тот арсенал средств, которыми вооружен специалист и которые он использует для достижения оптимальных нравственных результатов. Уровень социокультурной толерантности связан с уровнем форсированности его умений, выступающих как результат овладения различными знаниями.

Эволюционный процесс педагогики как научной среды и практической деятельности помимо понятия социокультурной компетенции, которое являет только субъективные характеристики коммуникативного процесса, стал использовать и термин «социокультурная технология» - другими словами, знание о механизме, который отображает систему планирования организации учебного процесса в системе социокультурного взаимодействия.

Исходя из структуры большинства моделей социокультурной компетенции выделим основные, на наш взгляд, ее элементы:

- психологический - интеграция национально-специфических моделей взаимодействия с учетом использования коммуникационных особенностей, принятых в данной культуре;

- лингвистический - применение в ситуациях межкультурного общения лексического формата относительно социально-культурной специфики;

- социологический - языковое взаимодействие социальных групп посредством диалектических стереотипов (ситуативного клише);

- культурологический - формирование коммуникативного взаимодействия исходя из этнокультурных ценностей и характерных для членов данного общества норм поведения.

Это означает, что наряду со специфическими специальными знаниями в области социокультурного взаимодействия квалифицированный специалист должен уверенно использовать всю их совокупность в своей деятельности. Кроме того, от квалифицированного специалиста требуется хорошее знание стратегии и тактики, которые дополнительно обеспечивают эффективную реализацию его социокультурной компетентности.

Тесная связь между традиционными и инновационными подходами формирования и развития компетенций в социокультурной сфере определяется их противоречивостью и диалектичностью. С одной стороны, они должны гибко адаптироваться к социальным изменениям в обществе, а с другой,

оставаться стабильными по своей педагогической сути. Кроме того, они должны принимать и обеспечивать связь традиционно складывающихся и сменяющих друг друга глобализационных концепций с проектированием будущего образования.

Таким образом, педагогические инновации, подразумевающие процесс изменения, совершенствования путем привнесения новшеств, всегда опираются на традиции, которые являются универсальной конфигурацией обоснования и точечного сохранения тех или иных аспектов социокультурного опыта, а также обеспечивают преемственность. Инновационные методы только тогда функционируют в обществе, когда вписываются в формат имеющихся основ социокультурного опыта [7].

Тенденции развития современной образовательной парадигмы обеспечивают реализацию социокультурной компетенции по следующим направлениям:

- определение целей и постановка задач образовательной системы с учетом требований глобализационного рынка;

- разработка учебных программ, формирование образовательных схем подготовки специалистов с учетом специфики этнокультурных слоев;

- использование инновационных образовательных технологий и методов, обеспечивающих реализацию социокультурного компетентностного подхода (организация дискуссий, психологических тренингов, ролевых и деловых игр, проведение мастер-классов с экспертами и специалистами в данной области).

Возникающий в процессе принятия социокультурной информации индивидуальный смысловой поток способен проявиться в актуальном коммуникативном формате. Целостная, компетентная форма социокультурного взаимодействия систематизируется через формат личностного понимания и принятия своего опыта на основе дополнения проектных и рефлекторных аспектов интерпретирующей деятельности [6].

Исходя из практической составляющей структуры большинства моделей формирования социокультурной компетенции, по нашему мнению, целесообразно использовать следующие педагогические методы:

- метод проектирования индивидуальных социокультурных обстоятельств (формирование коммуникативных способностей, выработка навыков систематизации информационного поля);

- метод аналитической деятельности (развитие навыков анализа и аргументации социокультурной коммуникации);

- метод проблемного обучения (выработка творческого мышления относительно вероятности возможных результатов и последствий исходя из вариантов действий).

Вышеуказанные методы будут обеспечивать формирование социокультурной компетенции личности на основе механизма смыслообразования исходя из использования проблемных, индивидуальных заданий, которые могут быть актуализированы как в традиционном формате, посредством коммуникативно-поисковых задач и познавательно-поисковых культурологических заданий, так и с применением развивающих аспектов передовых интернет-технологий (кейс-стади, веб-квесты).

Повторим, что понимание механизма формирования социокультурной компетенции в образовательной системе подразумевает наличие личностной позиции и высокую степень творческой активности. Другими словами, это совокупность этических знаний, умений и навыков, личных качеств индивида, система личностных характеристик, которые формируют высокий уровень социального понимания.

Итак, социокультурная компетенция формирует в личностном понимании не только социокультурные знания и умения, но и смыслообразующие и коммуникационные компоненты взаимодействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Социокультурное информационное пространство в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. Сер. Педагогика. Психология. Философия. - 2010. - № 5. - С. 11-17.

2. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования / сб. науч. тр. под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007.- 327 с.

3. Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. -М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

4. Ek van J., Trim J.L.M. Threshold Level 1990. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.

5. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // Сер. О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004.

6. Байкова Л.А. Духовность и самоопределение личности // Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа // Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань: РГПУ, 1996. - С. 8-10.

7. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.

Поступила в редакцию 20.11.16; в окончательном варианте 6.12.16

UDC 378

SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN MODERN EDUCATIONAL PARADIGM

K.O. Kuzovenkova1

Samara State Technical University

224, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

E-mail: ksyukhabestk@yandex.ru

The article analyzes the development dimension of social competence in the modern educational environment. "Socio-cultural competence" Approaches to understanding the essence of the concept. The mechanism of the formation of social and cultural thinking concerning personal characteristics and individual preferences. The analysis of the work of the scientific community on the relevance of social competence in the teaching environment. There is a number of positions, which causes difficulty in the effective implementation of the socio-cultural competence, based on the level ofpeda-gogical skills. Obtained basic aspects of social competence in the socio-cultural information space system. Revealed general pedagogical techniques that promote the formation of social competence. A number of reference principles of social competence in the teaching environment.

Keywords: competence, pedagogical skills, the learning process, social culture.

REFERENCES

1. Belyakova E.G., Zakharova I.G. Sotsiokul'turnoe informatsionnoe prostranstvo v kontekste problem formirovaniya lichnosti [Socio-cultural information space in the context of the formation of personality] // Vestnik TSU. A series of "Pedagogy. Psychology. Philosophy". 2010. № 5. P. 11-17.

2. Khutorskoy A.V. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya [Competence in education: experience of designing] / coll. scientific. tr. ed. A.V.Khutorskoy. Moscow: INEC, 2007. 327 p.

3. Verbitsky A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya [Competence approach and the theory of contextual training]. - Moscow: IC PCCP, 2004. 84 p.

4. Ek van J., Trim J.L.M. Threshold Level 1990. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.

5. Safonov V.V. Kommunikativnaya kompetentsiya: sovremennyie podhody k mnog-ourovnevomy opisaniyu v metodicheskih tselyah [Communicative competence: modern approaches to the description in the multi-level teaching purposes]. Series: What are arguing in language pedagogy. - M.: EUROSCHOOLS, 2004.

1 Kseniya O. Kuzovenkova, Lecture of Foreign Languages Department.

35

6. Baykova L.A. Dukhovnost' i samoopredelenie lichnosti [Spirituality and self-determination of the individual] // The problem of spirituality in the heritage of secular and Orthodox teachers and the modern school: Abstracts of scientific-practical conference. - Ryazan: Herzen University, 1996. P. 8-10.

7. Zimniaia I.A. Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [The competence and expertise in the context of the competency approach in education] // Foreign languages at school. 2012. № 6. P. 2-10.

Original article submitted 20.11.16; revision submitted 6.12.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.