Научная статья на тему 'Социокультурная компетенция цель вузовского образования'

Социокультурная компетенция цель вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетенция цель вузовского образования»

Научный дебют

157

по просвещению родителей в деле соблюдения и защиты прав ребенка.

Таким образом, особенностью профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать четкое осознание условий реализации прав ребенка в школе, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка и учителя в современном мире, а также овладение навыками и технологиями деятельности по защите и обеспечению прав ребенка в условиях современной школы. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо следующее.

1. Дополнить стандарты высшего педагогического образования разделом «Права ребенка». Это можно сделать, включив изучение прав ребенка в содержание курса педагогики или путем введения самостоятельного спецкурса «Права ребенка». В рамках данного спецкурса студенты должны не просто овладеть суммой определенных знаний о правах ребенка и практическими умениями по нравственно-правовому воспитанию в школе. Содержание спецкурса направлено на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов, основанных на уважении к личности ребенка, к его правам и свободам. Значительное место в программе спецкурса должно быть уделено методике и технологии организации практической работы с учащимися по изучению содержания Конвенции о правах ребенка, а также разнообразным формам работы, которые призваны помочь студентам в организации самостоятельного изучения курса, проявлении их творческой инициативы [3].

2. Для развития культуры прав челове-

ка, прав ребенка нужно более широко использовать потенциал школьной педагогической практики студентов. Это можно сделать путем разработки специальных заданий, направленных на развитие умения будущих педагогов организовывать нравственно-правовое пространство в школе, строить свои взаимоотношения с учениками на основе гуманистических принципов.

3. В условиях вузовского обучения необходимо стимулировать создание студентами, работниками и преподавателями демократического уклада жизнедеятельности вуза, норм и правил общей жизни, принятие их путем демократических процедур [4]. Подобная практика организации вузовской модели гражданского общества, основанной на уважении прав каждой личности, позволит будущим педагогам перенести эту модель отношений в деятельность современной общеобразовательной школы.

Литература

1. См.: Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров

А.Н., Золотухина В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: Доклад. -СПб., 2001.

2. Тубельский А.Н. Правовое пространство

школы: Учебно-методическое пособие. -М., 2001. - С. 7.

3. См.: Шнекендорф З.К. Конвенция о правах

ребенка: Программа и материалы спецкурса. - М., 1996.

4. См.: Шайдуров А.А. Педагогические усло-

вия развития правовой культуры будущих учителей // Образование и наука. - 2002. - №6. - С. 100.

М. ПОПОВА, соискатель Волгоградский государственный университет

Каждый образованный человек понимает всевозрастающее значение владения иностранными языками на уровне, позволяющем осуществлять общение с представителями разных стран в целях взаимо-

Социокультурная компетенция - цель вузовского образования

действия и установления межнациональных и личных контактов, достижения взаимопонимания. Государственный образовательный стандарт включает изучение студентами всех вузов иностранного языка, что, в

158

Высшее образование в России • № 1, 2008

свою очередь, подразумевает обучение межкультурному общению. Поэтому велением времени стал учебный курс «Основы межкультурной коммуникации», который на протяжении последних пяти лет преподается в Волгоградском государственном университете и Волжском гуманитарном институте.

Какими компетенциями сегодня необходимо владеть выпускнику вуза, чтобы успешно и квалифицированно работать с иностранными партнерами в различных сферах социума?

Наш ответ заключается в следующем: владение инокультурой и иностранными языками, ставшее в наше время жизненно необходимым для реализации межкультур-ной коммуникации, связано с формированием у студентов социокультурной компетенции. Анализ многочисленных позиций отечественных и зарубежных ученых позволил считать таковой интегративное свойство личности, включающее умение распознавать национально-культурный код страны и успешно осуществлять коммуникацию в различных социально-детерминированных ситуациях.

В этом контексте становится очевидной проблема поиска механизмов эффективного формирования социокультурной компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка. Наша теоретическая модель социокультурной компетенции включает в себя лингвистический, национально-культурный, социально-поведенческий, деятельностно-речевой и экстралин-гвистический компоненты. Рассмотрим их содержательное наполнение.

Лингвистический компонент представляет собой знания безэквивалентной и фоновой лексики, страноведчески маркированных языковых единиц, реалий страны изучаемого языка и других речевых единиц, типичных для данных условий общения.

Национально-культурный компонент социокультурной компетенции может быть представлен страноведческими знаниями, знаниями особенностей национального менталитета и характера, стереотипов,

фольклора народа — носителя изучаемого языка.

Социально-поведенческий компонент социокультурной компетенции связан с культурой поведения (знание речевого этикета, норм речевого и неречевого общения, знание приемов и способов использования в речевом общении в конкретных ситуациях различных вербальных и невербальных средств для получения и передачи определенной информации, культура повседневного общения).

Важной составляющей социокультурной компетенции является деятельностно-речевой компонент, представленный социокультурными навыками и умениями, формирование и развитие которых в курсе обучения иностранному языку необходимо соотносить с характером вида речевой деятельности.

Экстралингвистический компонент социокультурной компетенции предполагает наличие у обучаемых таких умений, как определять эмоциональное состояние собеседника, его социальный статус, региональное либо национальное происхождение, устанавливать задачи коммуникации, характер предполагаемой деятельности и др.

Мы разработали методику проектирования процесса формирования социокультурной компетенции обучаемых, состоящую из 12 этапов: 1) анализ условий проектирования процесса формирования социокультурной компетенции обучаемых; 2) диагностика нужд и потребностей обучаемых в аспекте социокультурного образования; 3) изучение внешних требований к уровню сформированности социокультурной компетенции обучаемых; 4) определение целей и задач обучения по формированию социокультурной компетенции; 5) анализ содержания обучения используемого УМК на предмет наличия социокультурного компонента; 6) переструктурирование содержания разделов, тем обучения с учетом целей и задач социокультурного образования;

7) отбор и адаптация дополнительного учебного материала, способствующего формированию социокультурной компетенции;

8) распределение времени, отводимого на

Научный дебют

159

раскрытие содержания тем социокультурной направленности; 9) апробация содержательно-процессуальной модели обучения по формированию социокультурной компетенции учащихся; 10) разработка критериев замера уровней сформированности социокультурной компетенции обучаемых; 11) контроль и оценка уровней сформиро-ванности социокультурной компетенции обучаемых; 12) оптимизация и перепроек-

тирование модели обучения по формированию социокультурной компетенции.

Таким образом, проблема формирования социокультурной компетенции студентов в процессе изучения иностранных языков в вузе может быть решена путем разработки теоретической модели и апробации соответствующей методики проектирования процесса формирования данного качества личности.

В. МИРОНОВ, ст. преподаватель Астраханский государственный технический университет

Присоединение России к Болонскому процессу повлекло за собой расширение целей профессионального образования, которые теперь формулируются с использованием таких понятий, как «компетентность» и «компетенции будущих специалистов».

Рассмотрение обобщённого перечня профессиональных задач, стоящих перед инженером-электромехаником, позволяет сформулировать специальные инженерные компетенции, которые желательно формировать в рамках изучения дисциплины «Электротехнические материалы». Нами сделана попытка такого рода.

Следует отметить, что традиционно применяемая методика проведения занятий по этой дисциплине направлена на приобретение студентами знаний физико-химических свойств электротехнических материалов и влияния на эти свойства внешних факторов. Эти знания представляют собой традиционную инженерную компетенцию, которая составляет когнитивный компонент инженерной компетентности специалиста. Переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, разрабатываемые на основе компетентностного подхода, требует формирования новых компетенций, в частности представляющих

Новые типы задач для формирования инженерной компетентности

деятельностный компонент инженерной компетентности специалиста. В связи с этим в нашем исследовании сформулированы новые специальные компетенции будущего инженера-электромеханика:

♦ умение осуществлять поиск, ранжирование и классификацию электротехнических материалов по заданным физикохимическим свойствам;

♦ умение осуществлять выбор электротехнических материалов для изготовления элементов электротехнических устройств в соответствии с заданными конструкторско-технологическими критериями.

Дисциплина «Электротехнические материалы » преподаётся в первом семестре второго курса, когда студенты ещё недостаточно осведомлены об электрооборудовании предприятий. В этих условиях формирование предложенных новых компетенций в рамках традиционной методики обучения затруднительно. Поэтому является актуальной задача разработки нового методического обеспечения для формирования и развития перечисленных выше новых специальных инженерных компетенций.

Мы предлагаем формировать и развивать компетенции будущих специалистов в ходе практических занятий, обеспечивая трансформацию познавательной деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.