Т. В. Иовлева
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ПОПУЛЯРНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается популярность личности как феномен культуры. Показано, что популярность - это тип восприятия реальности, для которого характерны идеализация личности и убежденность масс в существовании особой личности.
Ключевые слова: популярность, известность, популярная личность, идеальная личность, особая личность, популярная культура.
The article considers popularity of an individual as a phenomenon of culture. The author discloses popularity as a type of the reality perception characterized by a person’s idealization and assurance ofpeople in the existence of a particular individual.
Key words: popularity, fame, popular person, ideal person, particular individual, popular culture.
Популярный человек - привычный конструкт современной культуры. Сегодня практически во всех сферах жизни общества проявляют себя в той или иной мере популярные люди. Популярность личности постепенно приобретает черты социокультурного явления, осмысление которого требует отдельного исследовательского внимания.
В обыденном сознании популярность соотносится с народной любовью и почитанием, известностью и славой. Научное осмысление феномена популярности происходит в основном в русле социологических, психологических, ряда других социальных дисциплин, где она предстает как социальное явление, процесс эмоционального переживания или результат деятельности. Мы будем рассматривать популярность как феномен культуры, и в этом случае нас в большей мере интересует социокультурная интерпретация этого феномена, природа, содержание, структура, значение популярности в современной культуре.
В культурфилософских источниках встречающиеся трактовки популярности (или славы) чаще всего связаны с обоснованием нравственных основ этого явления, а именно - решаются вопросы заслуженности славы и популярности, соотношения величия и общественного признания (И. Кант [9], М. Монтень [16],
В. Розанов [20], А. Шопенгауэр [24] и др.). Другие размышления сводятся к трактовке популярности, славы как индивидуального и социального блага, результата достижительного поведения людей (Н. Макиавелли [13], Т. Гоббс [6], Вольтер [3] и др.).
В качестве самостоятельного предмета исследования популярность стала рассматриваться относительно недавно. Современные авторы интерпретируют ее как широкую известность, узнаваемость у большой массы людей (И. С. Блинкова [1], А. В. Генералова, В. В. Куприянов [5], В. П. Разина [19], А. Н. Тимохович [22]).
Представители западноевропейской научной мысли (Manuel Braun, Jens Ruchatz, Urs Staheli, Guido Zurstiege, Gereon Blaseio, Katrin Oltman и др.) в большей мере ориентированы на выявление взаимосвязи между популярностью и СМИ, что и выражено в главном тезисе: «Populapisierungs Stategien im Me-dialen Transfer»1 [25].
Проанализированные исследования, посвященные проблеме популярности субъекта, в качестве которого выступает человек, приводят нас к выводу о том, что феномен популярности так и не получил до сих пор концептуального решения. Предпринимались отдельные попытки дать определение популярности, но все они ограничивались перечислением способов ее фиксации в медийной сфере и критериев различия, которые позволяли отделять ее от схожих феноменов в современной культуре (моды, престижа, славы, успеха и т. д.).
Разработка концептуального определения феномена популярности требует обращения к его (феномена) сущностным характеристикам. Сущность возможно понять только при определении места феномена популярности в пространстве культуры. Для этого соотнесем популярность со смежным явлением - популярной культурой.
Из всего многообразия существующих опре-
~2
делений мы остановились на трактовке, которую предлагает С. С. Соковиков. Он определяет понятие популярного как показатель «обостренного, повышенного интереса к явлению, отражающему актуальные, значимые для данной общности коллизии социальной жизни» [21, с. 74].
Таким образом, одной из важнейших предпосылок, по сути, типичным условием возникновения популярного является проблемная социальная ситуация. «По отношению к ней популярное выступает
1 Стратегии популярности в СМИ.
2 А. В. Костина, К. Маккейб, Ч. Мукенджи, М. Шадсон, О. Хен-длин и др.
65
формой (образом), воплощающей “прочтение”, понимание и переживание данной ситуации включенной в нее общностью» [21, с. 75]. Именно проблемная ситуация формирует общности, которые нелока-лизованно объединяются для решения возникшей проблемы наиболее удобным, а значит в этом случае популярным, способом. Как утверждает Соковиков, это условие является наиболее важным для формирования популярной культуры.
Пытаясь определить понятие популярность, мы пришли к выводу, что оно шире популярной культуры. И это условие, которое является важным для популярной культуры, на уровне первого понятия эту значимость еще не приобретает. Хотя родство этих понятий, безусловно, прослеживается. Его можно выразить так: популярный - значит наиболее приемлемый, подходящий, годный, достаточный в данный момент времени; вполне отвечает вкусам и взглядам общности, нравится ей, удовлетворяет ее запросы и ожидания, в какой-то мере отражает идеи и мнения общности, тем самым способствуя выражению доминирующего типа восприятия реальности.
Итак, популярность - это феномен культуры, характеризующий тип восприятия мира какой-либо общностью, где широкое распространение, эмоциональное переживание и частое воспроизведение получают те объекты реальности, которые в конкретный момент являются актуальными и необходимыми (для объяснения этой реальности, ее репрезентации) и отвечают взглядам, вкусам, ценностям, идеям, идеалам этой общности.
Но нас интересует не популярность вообще, предметная область очерчена исследованием феномена популярности личности, поэтому обратимся к этому понятию. Популярная личность - это личность, которую общность «эмоционально переживает» (почитает, восхищается, преклоняется, удивляется, признает и пр.) и стремится к распространению и воспроизведению информации о ней, потому что она актуальна и необходима в данный момент, отвечает ценностям и идеалам общности3.
Подобным образом можно определить любой носитель популярности (предметы, идеи, события), но, на наш взгляд, популярная личность в этом плане имеет существенные отличия от других носителей популярности. Это отличие коренится в особом, трансцендентальном переживании личности, в попытке объяснить общностью ее существование. Ведь
3 Нужно заметить, что популярная личность существует не только в пространстве популярной культуры, но и вполне может быть продуктом массовой культуры, субкультуры и т. д.
не случайно именно личность окружена средой, порождающей мифы, легенды, фантомы, иносказания, сплетни.
Нет сомнений, что популярность как феномен претерпевает изменения, и в разных социальных условиях обнажаются новые стороны. Роль и значимость этого феномена, например, в средневековой и современной культуре будет различной. Но чтобы прояснить, какие именно трансформации происходят, необходимо выявить неизменный компонент, который как раз и откроет возможность анализа происходящих модификаций. Таким неизменным компонентом являются отношения популярной личности и масс.
Как свидетельствует история, почитались не только положительные, но и отрицательные личности (подобный парадокс обнаруживается и в научной рефлексии). Наиболее «хвалебные» интерпретации встречаем у Г. Гегеля [4], Т. Карлейля [10], П. Л. Лаврова [11]. Другую позицию занимают Ф. Ницше [18], Н. К. Михайловский [14], Л. Н. Гумилев [7], Г. Лебон [12]. С позиции Лебона, общество склонно почитать «фанатиков», «страдающих галлюцинациями».
Но если предположить, что личность, которую масса воспевает, возвеличивает, почитает, является идеалом, в котором воплощаются все стремления, желания, обуревающие массу именно в этот конкретный момент, то парадокс приобретает рациональное объяснение. Идеальная личность формируется благодаря системе представлений о личностном превосходстве, совершенстве, идеальности, преобладании одних над другими. Популярная личность воплощает в себе эти представления массы об идеальной личности, необходимой, востребованной именно в данный момент. Каждая эпоха характеризуется наличием субъектов, которым в общественном сознании присвоен статус идеальных личностей. Но идеальных не потому, что они действительно являются образцом совершенства (как идеальная личность у Бердяева или «сверхчеловек» у Ницше), а характеризующихся идеализацией представлений масс о них.
Согласно объективному взгляду популярная личность может быть рядовой, ничем не выдающейся, и именно в субъективном мнении она признается идеальной. В зависимости от того, какая матрица идеалов существует и как в нее встроена личность, будут выстраиваться отношения между отдельной личностью и массой людей: лидер и последователи, пророк и паства, вождь и народ, популярная личность и поклонники и т. д.
Идеальность, идеал личности является неизменным компонентом отношений популярной личности и
66
массы. Конечно, сами идеалы подвержены трансформациям, от эпохи к эпохе меняется их содержание, но конструкт идеального существует всегда.
Личность, которая становилась центром социальных и культурных отношений, чаще привлекала внимание большинства. Такая личность воспринималась как особая, отличающаяся от основной массы людей. Воспользуемся термином «особости», употребленным Л. Б. Зубановой при описании метаморфоз образа лидера. С этой позиции причины появления такой личности объясняются следующим образом: особая личность возникла для достижения особой цели [8]. Личность, отличается от других, наделяется божественной силой, «волей к власти», приобщается к сакральным смыслам и тайным значениям, недоступным другим, и потому воспринимается как уникальная, особая. Признак «особости» является не только указателем, лакмусовой бумажкой такой личности, но и границей, которая проводится между этой личностью и остальными людьми.
Многие исследователи дробили общество, как правило, на два уровня: высший и низший: «добрые или святые» и все остальные люди (А. Шопенгауэр), аристократическое меньшинство и большинство (Ф. Ницше), элита и неэлита (В. Парето, Г. Моска и др.) и т. д.
Особая личность существует только в сознании людей, это субъективная сторона отношений личности и массы. На этой «особости» базируется и сам феномен популярности. Популярная личность есть особая личность для большинства. Она воспринимается как особая потому, что, по мнению окружающих, разительно отличается от всех остальных, она уникальна и неповторима.
Но все-таки масса не просто пассивный элемент в отношениях с личностью, она является активным участником этого процесса, обладает специфическими характеристиками и свойствами, которые оказывают влияние на процесс подобного взаимодействия.
Фрейд указывает на то, что в массе культивируются иллюзии о наличии любимого каждым членом массы верховного властелина, предводителя. А властелин в равной степени любит всех своих «детей». «Угнетаемые могут быть эффективно привязаны к своему угнетателю, видеть в своих господах, вопреки всей враждебности, воплощение собственных идеалов» [23].
Для масс вообще свойственна вера в иллюзии, глубокая убежденность в чем-то, как правило, она выражается в поиске своего идеала, идеала человека, требуемого в данный момент. Природу подобных убежденностей М. Вебер объясняет иррационально-
стью [2]. Масса иррациональна в оценке отдельной личности, ее идей, действий, поступков.
Таким образом, можно говорить об иррациональной природе отношений популярной личности и массы. Действительно, когда мы пытаемся отыскать рациональное зерно в популярности отдельной личности у массы, уяснить причины признания человека и интереса к нему, мы сталкиваемся с трудностью. Называние рациональных причин объяснения этого феномена (таких как подражание, идентификация, повторение) оказывается лишь перечислением механизмов популярности. И лишь совмещение рациональной и иррациональной позиций расширяет границы интерпретации феномена популярности личности.
Иррациональная позиция в научной теории взаимоотношения личности и массы (а именно - преклонение одних перед другой) объясняется «естественной потребностью в восхищении» (Г. Лебон [12]), «стремлением, психологической потребностью любить, подражать, подчиняться существу более сильному, от которого мы ждем указаний и защиты» (С. Московичи [17]), бессознательным восхищением перед старшим (отцом, учителем, братом; З. Фрейд [23]), «трансцендентным удивлением» (Т. Карлейль [10]), потребностью преклоняться (Р. Михельс [15]) и пр.
Соединение рационального и иррационального в отношениях личности и массы приводит нас к выводу о том, что масса творит, создает популярную личность. Благодаря эмоциональному переживанию и иллюзии особой личности массы очаровываются героем. Но иллюзия эта не беспочвенна, она образуется не на пустом месте, вдруг, из ничего, она произрастает из идеалов, из веры в чье-то превосходство, совершенство.
Подведем итог наших рассуждений: понимание популярности личности как формы социокультурных отношений конкретного человека и массы позволило нам раскрыть сущность этого феномена. Отдельная личность, в данном случае популярная, существует для масс не столько как реальная фигура с конкретными поступками и действиями, сколько как символическая конструкция, которая порождена самим сознанием масс. С одной стороны, это конструирование связано с идеализацией личности, когда она представляется как идеал, гармонично встроенный в матрицу бытующих идеалов. С другой - убежденностью большинства в том, что популярный человек -это особая личность, которая отличается от остальных, она противопоставлена массе.
Такая интерпретация феномена популярности личности открывает нам возможность анализировать его в любой культуре, в любую историческую эпоху,
67
когда так называемый историко-культурный контекст приобретает конкретные признаки и черты. Преобладающие идеалы и вписанность конкретного человека в их систему определяют то, какая персона будет удостоена общественного принятия и восхищения, т. е. популярности. Это обуславливает со-
держательную сторону феномена популярности личности. А степень убежденности масс в том, что популярный человек - это особая личность, определяет силу воздействия, влияния популярности как феномена культуры.
1. Блинкова, И. С. Феномен популярности в сценических искусствах: культурологический аспект. На материалах детского музыкального театра: дис. ... канд. филол. наук: 24.00.01. / И. С. Блинкова. - Тамбов, 1999. - 175 с.
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер; нер. с нем., сост., общ. ред. и нослесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
3. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер; отв. ред. В. Н. Кузнецов, нер. с фр. С. Я. Шейнман-Топштейн. - М.: Наука, 1988. - 750 с.
4. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 2001. - Т. 1. - б22 с.
5. Генералова, А. В. Проблемы популярности ведущих телевизионных новостей [Электронный ресурс] / А. В. Генералова, В. В. Куприянов. - Режим доступа: http://www.psy.omsu.omskreg.ru/docs/science/sb1/general1.doc-(22.09.2009), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства црковного и гражданского // Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1991. - Т. 2.
7. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. - М.: Мысль, 1991. - 49б с.
8. Зубанова, Л. Б. Духовое лидерство в современной России: монография / Л. Б. Зубанова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 240 с.
9. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. - СПб.: Наука, 1999. - 471 с.
10. Карлейль, Т. Герои и героическое в истории: публичные беседы / Т. Карлейль. - СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1898. - 340 с.
11. Лавров, П. Л. Философия и социология: избр. произведения: в 2 т. / П. Л. Лавров. - М.: Мысль, 19б5. - Т. 2. - 703 с.
12. Лебон, Г. Психология толп / Г. Лебон; нер. и предисл. И. В. Задорожника; [вступ. ст. В. Н. Дружинина]. - М.: Ин-т психологии РАИ; КПС+, 1998. - 412 с.
13. Макиавелли, Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия / Н. Макиавелли. - М.: АСТ, 2008. - 4б1 с.
14. Михайловский, Н. К. Герои и толпа: избр. труды но социологии: в 2 т. / Н. К. Михайловский. - СПб.: Алетея, 1998. -Т. 2. - 405 с.
15. Михельс, Р. Принципиальное в проблеме демократии / Р. Михельс; нер. А. Н. Малинкин. - Социс. - 1994. - № 3. -
С. 89-93.
16. Монтень, М. Опыты: в 3 кн. / М. Монтень; сост., предисл., нер. с фр. А. С. Бобовича. - Калининград: Янтарный сказ, 1997. - Кн. 1. - 304 с.
17. Московичи, С. Век толп: исторический трактат но психологии масс / С. Московичи; нер. с фр., нредисл. А. В. Бруш-линского. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.
18. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. - М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.
19. Разин, В. П. Феномен популярности в массовом сознании: дис. ... канд. социол. наук / В. П. Разин. - М., 1990.
20. Розанов, В. В. Уединенное [Электронный ресурс] / В. В. Розанов. - Режим доступа:
http://www.vehi.net/rozanov/uedin.html.(15.03.2009), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
21. Соковиков, С. С. Популярная культура: модели явления / С. С. Соковиков // Вестн. ЧГАКИ. Сер. 3: Культурол. науки. - 2003. - № 3. - С. 70-84.
22. Тимохович, А. Н. Социально-психологические факторы популярности шоу как массового зрелища: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. / А. Н. Тимохович. - М., 2003.
23. Фрейд, З. Человек Моисей и монотеистическая религия // Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд; сост. и вступ. ст. А. М. Руткевич. - М.: Ренессанс, 1991. - 29б с.
24. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. - Л.: изд-во ЛГУ, 1991. - 288 с.
25. Blaseio, G. Popularisierung und Popularitat / G. Blaseio [Hg.]. - Koln: DuMont Literatur und Kunst Verlag, 2005. - P. 331.
68