Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / идентификация / социальная идентичность / социокультурная идентичность россиянина / identity / identification / social identity / sociocultural identity of a Russian

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Дмитриевна Жукова, Римма Аскаровна Гильмиянова

В статье рассматриваются базовые понятия формирования современной самоидентификации россиянина. Авторы обосновывают научный аппарат исследования современных форм российской гражданской самоидентификации. В основу своих изысканий они полагают подходы социологических исследований, рассматривая процессы формирования и проявления социокультурной идентичности. Результаты исследования. В самом общем виде под идентичностью понимается осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в определенной упорядоченности своей жизнедеятельности, и эту упорядоченность он может получить только в сообществе других людей. Для этого ему необходимо добровольно освоить принятые в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Социальнокультурная идентичность определяет бытие человека. Чем более точно идентифицирует себя человек с культурой того социума, где разворачивается и протекает его деятельность, тем более у него развито личностное начало, тем более гармонично он выстраивает свои взаимоотношения с другими представителями социального окружения и миром в целом. В процессе исследования авторы приходят к выводу, что актуальность изучения процесса формирования социокультурной идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как именно в этот период жизни осуществляется осознание себя и своего места в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена Дмитриевна Жукова, Римма Аскаровна Гильмиянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL IDENTITY: MODERN THEORETICAL APPROACHES

The article discusses the basic concepts of the formation of modern Russian selfidentification. The authors substantiate the scientific apparatus of the study of modern forms of Russian civil self-identification. They base their research on the approaches of sociological research, considering the processes of formation and manifestation of socio-cultural identity. In its most general form, identity refers to a person's awareness of his belonging to a group, which allows him to determine his place in the socio-cultural space. The need for identity is caused by the fact that every person needs a certain order in his life, and he can get this order only in the community of other people. To do this, he must voluntarily master the elements of consciousness accepted in this community, tastes, habits, norms, values and other means of communication. Therefore, the essence of cultural identity lies in a person's conscious acceptance of appropriate cultural norms and patterns of behavior, value-based orientations and language, understanding his "I" from the standpoint of those cultural characteristics approved in this society, in identifying himself with the cultural patterns of this particular society. Socio-cultural identity is not just an indicator of personal development. It defines the existence of a person. The more accurately a person identifies himself with the culture of the society where his activities unfold and take place, the more developed his personality is, the more harmoniously he builds his relationships with other representatives of the social environment and the world as a whole. In the course of the research, the authors come to the conclusion that the relevance of studying the process of formation of socio-cultural identity is highest during the teen years and in adolescence, since it is during this period of life when self-awareness and one's place in the world are perceived.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ»

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ PHILOSOPHY AND SOCIOLOGY OF EDUCATION

Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1. С. 133-145. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (1): 133-145.

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.017. 92

DOI /18173292_10310.21510_2024_103_1_133_145

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Елена Дмитриевна Жукова1, Римма Аскаровна Гильмиянова2

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, kpnzhukova@yandex.ru, ORCID 0000-0002-5314-4601

2 gilm_bspu@mail.ru, ORCID 0000-0002-5330-2382

Аннотация. В статье рассматриваются базовые понятия формирования современной самоидентификации россиянина. Авторы обосновывают научный аппарат исследования современных форм российской гражданской самоидентификации. В основу своих изысканий они полагают подходы социологических исследований, рассматривая процессы формирования и проявления социокультурной идентичности.

Результаты исследования. В самом общем виде под идентичностью понимается осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в определенной упорядоченности своей жизнедеятельности, и эту упорядоченность он может получить только в сообществе других людей. Для этого ему необходимо добровольно освоить принятые в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Социально-культурная идентичность определяет бытие человека. Чем более точно идентифицирует себя человек с культурой того социума, где разворачивается и протекает его деятельность, тем более у него развито личностное начало, тем более гармонично он выстраивает свои взаимоотношения с другими представителями социального окружения и миром в целом. В процессе исследования авторы приходят к выводу, что актуальность изучения процесса формирования социокультурной идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как именно в этот период жизни осуществляется осознание себя и своего места в мире.

Ключевые слова: идентичность, идентификация, социальная идентичность, социокультурная идентичность россиянина

© Жукова Е.Д., Гильмиянова Р.А., 2024

Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания № НИОКТР ПТНИ 1023052600017-3-5.3.1;5.9.2;5.1.1 от 10.07.2023 г. «Разработка и апробация научно-методической системы оценки языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования в РФ».

Для цитирования: Жукова Е.Д., Гильмиянова Р.А. Социокультурная идентичность: особенности формирования // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №1 (102). С.133-145.

PHILOSOPHY AND SOCIOLOGY OF EDUCATION

Original article.

SOCIOCULTURAL IDENTITY: MODERN THEORETICAL APPROACHES

Elena D. Zhukova1, Rimma A. Gilmiyanova2

1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, kpnzhukova@yandex.ru, ORCID 0000-0002-5314-4601

2 gilm_bspu@mail.ru, ORCID 0000-0002-5330-2382

Abstract. The article discusses the basic concepts of the formation of modern Russian self-identification. The authors substantiate the scientific apparatus of the study of modern forms of Russian civil self-identification. They base their research on the approaches of sociological research, considering the processes of formation and manifestation of socio-cultural identity.

In its most general form, identity refers to a person's awareness of his belonging to a group, which allows him to determine his place in the socio-cultural space. The need for identity is caused by the fact that every person needs a certain order in his life, and he can get this order only in the community of other people. To do this, he must voluntarily master the elements of consciousness accepted in this community, tastes, habits, norms, values and other means of communication. Therefore, the essence of cultural identity lies in a person's conscious acceptance of appropriate cultural norms and patterns of behavior, value-based orientations and language, understanding his "I" from the standpoint of those cultural characteristics approved in this society, in identifying himself with the cultural patterns of this particular society. Socio-cultural identity is not just an indicator of personal development. It defines the existence of a person. The more accurately a person identifies himself with the culture of the society where his activities unfold and take place, the more developed his personality is, the more harmoniously he builds his relationships with other representatives of the social environment and the world as a whole. In the course of the research, the authors come to the conclusion that the relevance of studying the process of formation of socio-cultural identity is highest during the teen years and in adolescence, since it is during this period of life when self-awareness and one's place in the world are perceived.

Keywords: identity, identification, social identity, sociocultural identity of a Russian

Acknowledgements. The study was carried out within the framework of the state task no. R&D PTNI 1023052600017-3-5.3.1;5.9.2;5.1.1 dated 10.07.2023 "Development and testing of a scientific and methodological system for assessing the linguistic and socio-cultural adaptation of foreign minors mastering educational programs of basic general and secondary education in the Russian Federation".

For citing: Zhukova E.D., Gilmiyanova R.A. Socio-cultural identity: features of formation. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2024; 103(1): 134145.

Введение. Попытки создания оптимальных условий формирования набора качеств человека, отражающих духовные ценности, нормы и правила, которые

сложились в рамках определенного социально-культурного пространства, определенной общности людей, государства, присутствовали в той или иной форме на всех этапах развития социума, начиная с античности. Именно духовные ценности, нормы и правила выступают своего рода установками, определяющими отношение человека к окружающему миру и к самому себе, связи человека с социумом и его поведение.

Российская Федерация рассматривает сохранение традиционных духовных ценностей как основу развития современного российского общества. Государством поставлена перед российской школой важная задача по развитию у подрастающего поколения не только понимания значимости общественных и духовных ценностей, но и следования им в своей жизненной траектории. Это нашло отражение в последней редакции Федерального государственного образовательного стандарта средней школы, который включает идею формирования социокультурной идентичности россиянина. Социум требует от образования такой подготовки личности, жизнедеятельность которой соотносится с позицией гражданина и патриота своей страны.

В контексте сказанного, проблема формирования социокультурной идентичности у российских школьников становится важной и злободневной, так как именно идентичность, обуславливающая отношение личности к обществу и миру в целом, определяет и соответствующий уровень воспитания у школьников гражданских, нравственных качеств.

Методология исследования. Развернутое определение понятия «идентичность» представлено в «Большой российской энциклопедии». ИДЕНТИЧНОСТЬ (от ср.-век. лат. identicus - тождественный, одинаковый) рассматривается как «тождественность, одинаковость, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь; в социально-гуманитарном знании - осознание человеком самого себя через набор устойчивых характеристик, ответ на вопрос «Кто я?». Идентичность включает в себя переживание человеком своей принадлежности к тем или иным группам социальным (социальная идентичность), формирующееся в результате идентификации с ними в процессе социализации, а также представления об отличиях от других индивидов и групп, моделях поведения, ценностных ориентирах и т. п. Идентичность является одним из центральных аспектов личностного самоопределения и самосознания человека, помогая ему оставаться самим собой в меняющихся ситуациях и доставляя критерии для оценки окружающего мира и самооценки» [1].

Важными для нас в рамках нашего исследования выступают идеи Э.Дюркгейма - основоположника современной социологии, который, рассматривая феномен социально-культурной идентичности, представлял ее как свободное отождествление человека с нацией [2]. Социокультурная идентичность выступает одним из ключевых продуктов самопознания как результата понимания человеком своей сущности и самосознания как позиционирования человеком своего места в обществе. Значительные, во многом судьбоносные социальные изменения, которые определили развитие отечественного общества на рубеже ХХ

135

и XXI веков, сопровождались экономическими, демографическими и миграционными процессами, качественно изменившими условия личностного самоопределения и личностного развития. Перемены в образе жизни российского общества привели к созданию новых инструментов формирования социокультурных идентификаторов, что, в свою очередь, способствовало активизации научных поисков в проблемной области общественной идентификации личности.

Материалы и методы исследования. Для современной социальной философии и культурологии тезис, что личность одновременно выступает как продукт, потребитель и производитель культуры, ее формирующей, выступает аксиоматичным [3]. Вместе с тем, во взглядах представителей современной философии, культурологии и социологии процесс самоидентификации приобретает новые семантические грани и нюансы, которыми нельзя пренебрегать в педагогической практике, тем более, что они отмечаются в педагогической теории [4].

Известно, что понятие «идентификация» впервые было введено в научный оборот в 1921 году основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом в его исследовании «Психология масс и анализ Я» [5]. Именно Зигмунд Фрейд стал определять идентификацию как механизм, который обеспечивает способность «Я» к саморазвитию на основе бессознательного отождествление субъекта с объектом, смыслом которого могут выступать страх потери любви истрах перед наказанием. В развитии идентичности З. Фрейдом выделялись два равнозначных процесса: биологический, при котором организм становится иерархической организацией среди живых органических систем в жизненном цикле, и социальный, когда осуществляется систематизация организмов по группам, упорядоченным по географическому, историческому и культурному признаку Идентификация по З. Фрейду - это инструмент, помогающий человеку лучше сопереживать, проникаясь чувствами других людей, отходя тем самым от своего эгоизма, а также убеждающий человека принимать социальные нормы и правила и следовать им в своей жизнедеятельности.

Заметный вклад в теорию идентичности внес создатель теории стадий психосоциального развития Э. Эриксон, который ввел в научное употребление сам термин «идентичность». Рассматривая наследие ученого, И.И. Горлова и А.Л. Зорин делают акцент на том, что именно формирование идентичности человека стало основной проблематикой для работ Э. Эриксона [6, с.80], который понимал под социальной идентичностью искреннее, неподдельное чувство индивида к его истории и типу взаимодействия между людьми в конкретную историческую эпоху. Э. Эриксон считал, что групповая идентичность основана на ощущениях отдельных индивидов своего полного единства с окружающими его людьми в социуме [6, с.81]. Из этого следует, что идентичность для Э. Эриксона означает хорошо освоенный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Именно отношения человека с социальной средой выступают, по его мнению, решающим фактором в формировании

136

идентичности. Идентичность же, в свою очередь, является показателем сформированности личности. Она дает человеку ощущение быть нужным в конкретном обществе в конкретное время. Кризис же подобной идентичности чреват опасностью значительных изменений и потрясений в социуме. Литературной иллюстрацией данного тезиса выступают главные герои известной трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Благодаря сосредоточенности Э. Эриксона на психосоциальном аспекте развития личности, признанию им как психологического, так и социального, личного аспектов идентичности, его работы смогли стать основой для развития теории идентичности. Э. Эриксоном были выделены три основных уровня идентичности: индивидуальный, личностный и социальный:

• на индивидуальном уровне идентичность выступает как результат осознания человеком собственной временной протяжённости;

• на личностном уровне идентичность - это ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обуславливающее некоторую тождественность самому себе;

• на социальном уровне идентичность можно рассматривать как личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами.

Выводы Э. Эриксона о развитии личности на протяжении всей жизни, о том, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития и успешное решение проблем на одной жизненной стадии не гарантирует человеку отсутствие новых проблем на других стадиях, позволили ему, во-первых, рассматривать идентичность как модель поведения, изменчивую на протяжении жизни, во-вторых, говорить об организующей функции идентичности в развитии личности.

В социологической литературе идентификация рассматривается как один из механизмов социализации личности. С ее помощью усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли и моральные качества, присущие определенным социальным группам, к которым принадлежит данный индивид. Идентичность в таком аспекте рассмотрения отражает восприятие, оценку, классификацию индивидом самого себя в качестве агента, занимающего определенную позицию в социальном пространстве.

Социальная идентификация, таким образом, обусловлена двумя факторами. Во-первых, она определяется психологическими свойствами личности, а во-вторых (и в главных), ее определяет специфика общественных характеристик человека. Обратимся к работе английского социолога Э. Гидденса «Современность и самоидентичность» [7], в которой он выделил основные черты и проблемы современности, выступающие причинами обострения проблемы развития самоидентичности. А.И. Ковалева и Н.А. Перинская - исследователи наследия Э. Гидденса отмечают [8], что к таким проблемам Э. Гидденс относит быстрое развитие общественных систем, глобализацию социальных процессов и возникновение новых социальных институтов. Основываясь на сказанном, можно утверждать, что самоидентификация человека воплощается на различных уровнях,

как на социальном, так и на индивидуальном. Она может иметь разные формы, такие как национальная, конфессиональная и социокультурная.

Под идентичностью, - подчеркивает И.В. Лысак, - понимается «некая устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров, позволяющих ответить на вопросы: "Кто я?" или "Кто мы?"» [9, с.136]. Коллективная идентичность, прежде всего, проявляется через отождествление индивидас определенной социальной группой; иначе говоря, нахождение им для себя ответа на вопрос «Кто я?» в контексте предварительного ответа на вопрос «Кто мы?».

Занимавшийся изучением феномена социальной идентификации Э. Дюркгейм, рассматривая вопрос о механизмах ее развития, разработал теорию передачи социальных идентичностей. Им были раскрыты как процессы, так и структура конструирования личности, представляющая собой некую систему, которая отражает в индивидах именно их групповую принадлежность [10, с.214-215]. Э. Дюркгейм считал, что социальная идентичность в процессе социализации может передаваться от одного поколения к другому. Из данного тезиса вытекает понимание, что существуют два критерия оценки жизнедеятельности человека в обществе, отражающие смысл социокультурной идентификации личности:

а) ориентация в системе действий, в которую человек включен на основе знаний общепринятых норм, правил, ценностей;

б) индивидуальное самоопределение в ценностно-нормативной структуре конкретной социокультурной системы.

В контексте рассматриваемой темы, нельзя не вспомнить результаты исследования видного представителя американской социологии Т. Парсонса, определявшего категорию «социальная идентичность» как конкретную систему определенных кодов. Изучавшая его теорию Г.Э. Белицкая [11], подчеркивала, что в выводах автора идентичность представляется структурной характеристикой личности.

Исходя из вышесказанного, есть достаточные основания для разграничения на личностном уровне двух процессов. Одним из них выступает процесс формирования идентичности, т.е. процесс интериоризации индивидом определенных социокультурных норм, характерных для конкретной социальной группы. Второй - процесс проявления этой идентичности, ее экстраполяция, т.е. оценка индивидом любых социокультурных «чужих» норм и ценностей сквозь призму усвоенной им системы норм и ценностей. Наглядный пример такой экстраполяци приводит В.Л. Бенин: «Высокоморальная и благообразная семья мусульманина есть не что иное, как грех многоженства и прелюбодеяния с позиций морали христианина. При этом творения Рублева, Рафаэля или иные живописные «образы красоты» христианства греховны с позиций мусульман, ибо ислам, как известно, запрещает изображать живое» [12, с.102].

Исследователь подростковой психологии О.В. Гребенникова отмечает [13], что процесс формирования идентичности является двусторонним. Одной стороной в этом процессе выступают референтные группы, оказывающие влияние на

самоидентичность индивидуума, другая же сторона - это самоидентичность личности, которая определяет выбор группы с субкультурой. При этом главными характеристиками групповой субкультуры являются те, которые соответствуют значимым ценностям.

Большинство современных российских учёных рассматривает социокультурную идентичность как динамичную систему общественных представлений человека, которая оказывает воздействие на формирование модели его ценностно-смыслового поведения в социуме. Особенное внимание отечественных исследователей обращено на следующие виды социальной идентичности:

• культурная (Т.Г. Грушевицкая, Н.Б. Крылова, В.Д. Попков, А.П. Садохин);

• народная (А.Д. Коростелев, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко);

• компетентная (Р.Г. Гаджиева, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер);

• гендерная (М.В. Коваленко, И.С. Кон, И.А. Тупицина, Л.П. Шустова),

• религиозная (А.Г. Косиченко, В.Н. Павленко, М.В. Федорова);

• средовая (В.В. Иванов, С.А. Литвина, О.О. Савина);

• территориальная (И.Н. Воробьева, Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко).

В исследованиях заявленной проблематики просматривается еще один, терминологический аспект: важность разграничения таких понятий, как «идентичность» и «идентификация», поскольку они являются семантически близкими [14]. Под идентичностью понимается объективное состояние индивида, которое основывается на рефлексивном чувстве личной самоотождествлённости и целостности, непрерывности во времени и пространстве. Идентичность личности выступает результатом идентификации, под которой в широком смысле понимается процесс становления, функционирования и развития идентичности субъекта [15].

«Идентификация» в самом общем виде означает процесс эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом. В широко известном учебном пособии по возрастной и педагогической психологии под редакцией А.В. Петровского [16] подчеркивается, что идентификация охватывает три пересекающиеся области реальности:

во-первых, идентификация - это процесс, при котором осуществляется объединение субъектом себя с другим индивидом или какой-либо группой на основании устоявшейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственныхнорм, ценностей, образцов, присущих референтной группе; открытое подражание и следование образцу;

во-вторых, идентификация - это перенос субъектом на другого человека своих черт, чувств, мыслей, желаний, видение субъектом другого человека как продолжения себя;

в-третьих, идентификация - это механизм постановки субъектом себя на место другого человека, проявляющийся в виде погружения, переноса индивидом

себя в пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению субъектом личностных смыслов другого.

Осуществляя классификацию идентификации и беря в качестве основания такой признак как объект идентификации, классик отечественной психологии Л.С. Выготский выделял такие ее виды как:

- персональная - прямое отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом;

- социальная - причисление себя к определенной номинальной социальной группе;

- общечеловеческая - причисление, отнесение себя к реальным социальным общностям, преимущественно основанных на совместной реальной деятельности [17].

Результаты социологических исследований, проведенных под руководством М.К. Горшкова, показывают, что применительно к процессу самоидентификации, возможно формирование как позитивной, так и негативной идентичности личности. Под позитивной идентификацией понимается личностное самоотождествление, имеющее положительный оценочный фон, тогда как негативная самоидентификация - это самоотождествление с социально-неодобряемым объектом [18]. При этом условиями негативной самоидентификации могут выступать следующие факторы: негативная самоидентичность, предполагающая отрицательную оценку субъектом своего социального положения; «идентификация от противного», которая представляет собой самоопределение личности посредством локализации аут-групп по принципу «Я, Мы не такие-то» [17].

Один из ведущих отечественных социологов В.А. Ядов считает, что базисная социальная функция социальной идентификации отражает включение в систему социальных взаимосвязей, которые обеспечивают защиту их жизненных интересов, основных потребностей в самосохранении, развитии и самовыражении в условиях мнимой опасности ущемления базисных потребностей другими группами, общностями [19, с.159].

В условиях современного общества на процесс идентификации и соответственно формирование идентичности личности влияет целый ряд условий, среди которых наиболее важными являются социально-ценностная неоднородность и маргинализация населения, поскольку «отсутствие четкого образа будущего лишает общество возможности полноценно анализировать настоящее и оценить его в "длительном времени"» [20, с. 28]. В этих условиях, -подчеркивает Б.Е. Сагындыкова [21, с. 422], -складывается ряд новых механизмов социальной идентификации личности. К ним можно отнести идентификацию через «виртуальные страты», идентификацию «от противного», маргинальную идентификацию, «инверсионную» идентификацию (в рамках «культурной инсценировки»). При социальной нестабильности все указанные механизмы нацелены на облегчение адаптации человека к изменяющимся социокультурным условиям.

«Человеческое сообщество становится организованным социумом благодаря культуре, - читаем в статье И.Г. Томаревой. - Именно в культуре обнаруживается своеобразие национальных, этнических и других общностей, определяются особенности сознания и поведения людей» [22, с. 188]. Результатом процесса личностной идентификации выступает личностная (индивидуальная) идентичность, под которой понимается совокупность характеристик, обеспечивающих человеку тождество самому себе и его отличие от других. Личностная идентичность возникает на основе информированности, знания о жизни социума как партнера по общению, а, значит, является социальным феноменом. Таким образом, личностная (персональная) идентичность трактуется современными исследователями как своеобразный набор качеств, отличающихся определенным постоянством и позволяющих дифференцировать данного индивида от других людей.

Социальная идентичность - типизация личности с другими индивидами на основе социальной группы. Такой вид идентичности трактуется в терминах группового членства. Важно и с какой группой (гендерной, конфессиональной, этнической, профессиональной, территориальной) индивид себя отождествляет. Идентичность предстает как осознание индивидом своей собственной индивидуальности, как результат его самоотождествления с группой на основе восприятия и принятия ее социальных ролей, ценностных установок, образа мышления, образцов поведения, типов взаимодействия. Социокультурную идентичность можно интерпретировать как особый способ взаимоотношений человека и культуры, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающем социокультурном пространстве на основе предоставления ему определенных поведенческих установок, культурных образцов, норм, ценностей, идеалов. Одновременно социокультурная идентичность выступает основной характеристикой личности, показывающей неразрывную и многоуровневую связь человека с культурным пространством, определяющей особенности его проживания в обществе на основе того, в какие сообщества, какие социальные группы человек входит.

Мы говорим о понимании социально-культурной идентичности как осознанного процесса соотнесенности (тождественности) человека с определенной общностью (формальным и неформальным коллективом, этносом, нацией, государством), во взаимодействии с которой он совершает деятельность по распредмечиванию культурного опыта и самоопредмечиванию своей сущности. При вхождении в социальную группу, в процессе культурной идентификации индивид осознает принадлежность к группе, общности через принятие и понимание социально значимых ценностных культурных норм, правил, установок. В акте культурной идентификации индивид ощущает себя неотъемлемой частью целого, общего - коллектива, рода, племени, народа, государства.

Согласно современным теоретическим исследованиям, идентичность -явление, отличающееся множественностью, изменчивостью, развитием на протяжении всей жизни человека. Процесс идентификации связан с

141

формированием различных видов культурной идентичности. В зависимости от того, какое культурное сообщество выступает основанием идентификации, как уже было отмечено выше, можно выделить различные виды идентичности: профессиональную, этническую, региональную, политическую, религиозную, конфессиональную, национальную (государственную) и прочие. Индивид осознает себя членом нескольких групп и общностей одновременно. Иерархия идентичностей в сознании индивида не является окончательно сложившейся, она может меняться в зависимости от обстоятельств, времени, места и ряда других факторов.

В последнее время обсуждение вопросов, связанных с социокультурной идентичностью россиян, становится все более и более актуальным, и требующим своего решения. Центральной задачей как российского образования в целом и так и российской средней школы становится воспитание гражданина, уважающего и принимающего традиционные культурные ценности, присущие нашему обществу, любящего своё Отечество и ответственного за его судьбу, так как именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная, гражданская жизнь детей и подростков. Ядром же формирования патриотизма и гражданственности выступает социально-культурная идентичность.

Заключение. В самом общем виде под идентичностью понимается осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, которое позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в определенной упорядоченности своей жизнедеятельности, и эту упорядоченность он может получить только в сообществе других людей. Для этого ему необходимо добровольно освоить принятые в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Социально-культурная идентичность не просто является показателем личностного развития. Она определяет бытие человека. Чем более точно идентифицирует себя человек с культурой того социума, где разворачивается и протекает его деятельность, тем более у него развито личностное начало, тем более гармонично он выстраивает свои взаимоотношения с другими представителями социального окружения и миром в целом. Идентичность не может возникать неожиданно, она формируется целенаправленно. Если процесс культурной идентификации не происходит в полной мере, то это ведет к формированию социального типа личности, не ощущающей связи со своей «малой Родиной», своим народом, своей страной.

Проблема формирования социально-культурной идентичности особенно актуальной и значимой выступает для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации

142

в целом. В связи с этим возникает настоятельная потребность и необходимость в изучении механизмов присвоения подростками историко-культурного опыта, накопленного различными социальными группами, для обеспечения их способности аутентично конструировать свое будущее. При этом крайне важным становится анализ причин неприятия или пассивного отторжения подростками отечественной культуры, её нравственных эталонов и оценочных категорий. Все необходимые теоретико-методологические основания для такого исследования отечественной гуманитарной наукой накоплены и могут быть продуктивно применены.

Список источников

1. Большая российская энциклопедия. - URL: https://ld.bigenc.ru/philosophy/text/2000174. (дата обращения 01.07.2023).

2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - Москва : Наука, 1991. - 572 с.

3. Флиер, А.Я. Человек и культура: параметры сопряженности // Культура культуры. 2015. № 2 (6). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti. (дата обращения 18.08.2023).

4. Верник, И.С. Критерии позитивной социализации подростка в современных условиях // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №2 (23). - С. 84-91.

5. Фрейд, З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. - Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2017. - 320 с.

6. Горлова, И.И., Зорин, А.Л. Разработка основ теории идентичности в психоанализе и социальной психологии // Культурное наследие России. - 2021. - № 4. - С.79-85.

7. Гидденс, Э. Современность и самоидентичность: URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7a985709-65f684d0-e9565abf-74722d776562 /https/www.overdrive.com/media/1351249/modernity-and-self-identity. (дата обращения 11.06.2023).

8. Ковалева, А.И., Перинская, Н.А. Самоидентичность в социологии Э. Гидденса как рефлексивный проект индивида в категориях биографии // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - № 1. - С. 80-91.

9. Лысак, И.В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. -2017. - № 38. - С.130-138.

10. Балич, Н.Л. Социальная идентичность: теоретико-методологические основания социологического анализа // Социологический альманах. - 2013. - № 4. - С.214-220.

11. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. - Москва: ИПРАНЮ, 1995. - С.42-57.

12. Бенин, В.Л. О вариативности бытия и константах образования // Педагогический журна Башкортостана. - 2018. - № 1 (74). - С. 100-105.

13. Гребеникова О.В. Социальная идентификация современных подростков и юношей // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2017. - № 3. - С.134-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Лошкарева-Имгрунт, С.И. «Идентичность» и «Идентификация»: семантические грани понятий // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 11. - С.89-95.

15. Бугайчук, Т.В., Доссэ, Т.Г. Идентичность как объект исследованиясоциальных наук // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 3. - С. 212-217.

16. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / под ред. А.В. Петровского. - Москва: Просвещение, 2003. - 288 с.

17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - Москва: Педагогика, 1983. - 369 с.

18. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - Москва: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

19. Ядов В.А. Социальные и социально психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. - 1995. - №3. -С.158-181.

20. Окорокова, М.П., Григорьев, Н.А. Политическая идентичность молодежи в контексте российского федерализма // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 12. -С. 26-30.

21. Сагындыкова, Б.Е. Самоидентификация личности в контексте трансформирующейся социальной реальности // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы международ. научно-практич. конф. Прага, 31 октября 2018 года. Москва: Мир науки, 2018. -С. 422-425.

22. Томарева И.Г. Особенности гражданской идентичности в современной России // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1. - С. 188-191.

References

1. The Great Russian Encyclopedia - URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2000174. (accessed 01.07.2023). (in Russian)

2. Durkheim E. On the division of social labor. The method of sociology. Moscow : Nauka, 1991. 572p. (in Russian)

3. FlieгБ A.Ya. Man and culture: parameters of conjugacy. Kul'tura kul'tury = Culture of culture. 2015; 6(2) . - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti. (accessed 08.18.2023). (in Russian)

4. Vernik, I.S. Criteria of positive socialization of a teenager in modern conditions // Humanitarian studies of Central Russia. - 2022. - №2 (23). - Pp. 84-91. (in Russian)

5. Freud Z. The psychology of the masses and the analysis of Me. In: Sigmund Freud. Totem and taboo / translated from German by R.F. Dodeltsev. St. Petersburg : Azbuka-Atticus, 2017. 320 p. (in Russian)

6. Gorlova I.I., Zorin A.L. Development of the foundations of the theory of identity in psychoanalysis and social psychology. Kul'turnoe nasledie Rossii = Cultural Heritage of Russia. 2021; (4): 79-85. (in Russian)

7. Giddens E. Modernity and self-identity. - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7a985709-65f684d0-e9565abf-74722d776562 /https/www.overdrive.com/media/1351249/modernity-and-self-identity. (accessed 11.06.2023) (in Russian)

8. Kovaleva A.I., Perinskaya N.A. Self-identity in E.Giddens' sociology as a reflexive project of an individual in the categories of biography. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Ability. 2020; (1): 80-91. (in Russian)

9. Lysak I.V. Identity: the essence of the term and the history of its formation. Vestnik Tomskogo gosdarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2017; (38): 130-138. (in Russian)

10. Balich N.L. Social identity: theoretical and methodological foundations of sociological analysis. Sociologicheskij al'manah = Sociological Almanac. 2013; (4): 214-220. (in Russian)

11. Belitskaya, G.E. Social competence of the individual. In: Personality consciousness in a crisis society. Moscow: IPRANYU, 1995. Pp.42-57. (in Russian)

12. Benin V.L. On the variability of being and the constants of education. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2018; 74 (1): 100-105. (in Russian)

13. Grebenikova O.V. Social identification of modem adolescents and young men. Vestnik RGGU. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie»= Bulletin of the Russian State University. The series "Psychology. Pedagogy. Education". 2017; (3): 134-147. (in Russian)

14. Loshkareva-Imgrunt S.I. "Identity" and "Identification": semantic facets of concepts Social'no-gumanitarnye znaniya = Socio-humanitarian knowledge. 2013; (11): 89-95. (in Russian)

15. Bugaichuk T.V., Dosse, T.G. Identity as an object of social sciences research. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013; (3): 212-217. (in Russian)

16. Age and pedagogical psychology: A textbook / edited by A.V. Petrovsky. Moscow: Enlightenment, 2003. 288 p. (in Russian)

17. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 volumes. Vol. 3: Problems of the development of the psyche / edited by N. A.M. Matyushkin. Moscow: Pedagogy, 1983. 369 p. (in Russian)

18. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Youth of Russia: sociological portrait. Moscow: TSSPIM, 2010. 592 p. (in Russian)

19. Yadov V.A. Social and socio-psychological mechanisms of formation of a person's social identity. Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya = The world of Russia. Sociology. Ethnology. 1995; (3): 158-181. (in Russian)

20. Okorokova M.P., Grigoriev N.A. The political identity of youth in the context of Russian federalism. Oshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: politics, economics, law. 2018; (12): 2630. (in Russian)

21. Sagyndykova, B.E. Self-identification of a personality in the context of a transforming social reality. In: Science and education: problems and prospects: materials of the international scientific and practical conf. Prague, October 31, 2018. Moscow: Mir Nauki, 2018. Pp. 422-425. (in Russian)

22. Tomareva I.G. Features of civic identity in modern Russia. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high-tech technologies. 2016; (1): 188-191. (in Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Елена Дмитриевна Жукова - разработка концепции исследования, анализ полученных результатов, критический анализ текста.

Римма Аскаровна Гильмиянова - обеспечение ресурсами, сбор данных, оформление статьи.The stated contribution of the authors of the article:

Elena D. Zhukova - development of the research concept, analysis of the results obtained, critical analysis of the text.

Rimma A. Gilmiyanova - data collection, provision of resources, article design.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 05.03.2024.

The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 05.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.