ТРЕНДЫ
ГЛОБАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
экономика
Александр Аузан,
декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, завкафедрой прикладной институциональной экономики, профессор
Постановка и формулирование проблемы path-dependence принадлежат Нобелевскому лауреату Дугласу Норту. На русский язык перевести ее сложно, если не использовать слово «колея», поэтому в 2004 г. я окрестил ее «эффектом колеи». Речь идет об эффекте инерции, в которую попадает страна и не может ее покинуть, чем-то она сцепляется и что-то ее удерживает в определенной траектории развития в течение десятилетий и даже веков. При этом все понимают, что и как нужно делать, но почему-то не получается.
В книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть фраза, которая потрясла меня на всю жизнь: «Какой же смысл решать задачи, которые имеют решение? Вы попробуйте решить задачу, которая не имеет решения». Исследованием «эффекта колеи» я занимаюсь более 20 лет. Мои выводы и размышления совпали с заключениями других людей, и на наших глазах рождается новая научная область. По-английски ее назвали «Cultural Economics», а по-русски мы с коллегой, лауреатом Гумбольдтовской премии, математиком, культурологом и экономистом, профессором Шломо Вебером договорились называть ее «социокультурной экономикой». Есть такие экономические явления, которые нельзя объяснить, не привлекая к этому культуру,- вот что я утверждаю. Иначе как осознать тот факт, что Россия за XX век создала спутник, космический корабль, атомную станцию, гидротурбину и не смогла произвести конкурентоспособный автомобиль, телевизор и холодильник? В массовом производстве у нас нет успеха, хотя мы не можем сказать, что мы неумехи или отстали от мирового технического прогресса. В определенные периоды Россия задавала и задает тон во многих областях науки и техники.
ТЕЗИС
1
Феномен автопрома
Доля Российской Федерации в мировом экспорте ядерных реакторов - 26%, (у Китая - 1%). Автомобильное производство - 0,2% при огромных вложениях в эту сферу, протекционистских пошлинах, иностранных технологиях и пр. Возникает вопрос: почему одни отрасли успешны, а другие нет? И это касается не только России. Данный феномен нельзя объяснить другими факторами, кроме как культурными. Подтверждением тому служит микросоциологический опрос 2011 г., проведенный среди наших соотечественников, работающих в инвестиционном секторе в разных регионах мира - в Санкт-Петербурге, Берлине, Нью-Джерси и Мериленде. Он должен был опровергнуть или подтвердить гипотезу, что человек, уезжая из страны, увозит с собой свои неформальные социальные институты -социокультурные установки. И хотя социологи во главе с Виктором Воронковым этой гипотезы не разделяли, все три группы независимо работающих экспертов в России, Германии и США подтвердили наше предположение. Яркая фраза, которая мне кажется ключевой для понимания
ФЕНОМЕН АВТОПРОМА 22
БРИКС
ЛИДЕРЫ РЫНКОВ
БРИКС
О v
* Л 5 2
ЛИДЕРЫ РЫНКОВ
Доля Российской Федерации в мировом экспорте ядерных реакторов, % от мирового экспорта, 2013
Уникальные российские разработки
Доля Российской Федерации в мировом экспорте легковых автомобилей, % от мирового экспорта, 2013
Российское серийное производство
того, что удалось обнаружить, принадлежит одному из интервьюированных американских менеджеров и звучит она так: «Если вам нужна одна уникальная вещь, закажите ее русским. Если вам нужно 10 одинаковых вещей, закажите их кому угодно, только не русским». Это означает, что причина - в отношении к стандарту, правилам, готовности им следовать.
ТЕЗИС
2
Культура связана с институтами прошлого
Политика может быть неправильной, способы экономической поддержки неверными, инвестиции - недостаточными, но если мы наблюдаем регулярный результат в виде уникальных малосерийных вещей, успехи в креативных индустриях, то перед нами явление, которое требует привлечения культуры для их объяснения. Однако дефиниций культуры много. Поэтому экономисты, работая с ними, считают важными такие ее характеристики, как ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Например, уважаем мы стандарты или не уважаем - вопрос ценностный, который имеет поведенческие последствия. Они нас интересуют не в индивидуальном случае, а в рамках сообщества. Они достаточно значимы и работают, когда мы говорим о социокультурной экономике.
В октябре прошлого года экономический факультет МГУ вместе с Российской экономической школой и университетом Намюра (Бельгия) провели конференцию, на которой выступали эксперты с мировыми именами, такие как профессор Гарвардского университета, ответственный редактор Journal of Development Economics Натан Нанн, профессор
26
22
0 0 0
Черта оседлости
Современное население, живущее внутри бывшей черты оседлости евреев в Российской империи, отдает меньшее предпочтение рынку и демократии, менее склонно к предпринимательству, но испытывает большее доверие по отношению к окружающим людям.
Grosfeldl Нос1пуап5ку, 1Ьига¥5кауа, 2011
£ Я
Е
«
« а.
Inside
о 8 ................л..............> ■ч.....................................1...
j..............о.................. UJj^S .и О Ь ; ............ода
о о
э о
40
20 0 20 Distance to the border
40
Outside
Стэнфордского университета, крупнейший экономический историк Авнер Грейф, историк модернизации и индустриализации из Оксфордского университета Роберт Аллен, специалист по человеческому капиталу Стивен Дюрлауф из Университета Висконсин-Мэдисон. На конференции Натан Нанн озвучил гипотезу о том, что у стран, которые были затронуты так называемым малым ледниковым периодом, возникли мобильные культуры, они хорошо адаптируются, у них изменяются ценностные и поведенческие установки. Он проверял это так называемым эпидемиологическим способом, опросив американских эмигрантов. Нанна жестоко критиковали, на что он ответил: «Посмотрите на математическое качество обработки опроса. Математика доказывает, что это верно». Возвращаясь к тезису, что люди возят свои неформальные институты с собой, мы обращаемся к измеряемой категории - уровню доверия. В знаменитой статье о культурной трансмиссии «The Cultural Transmission» Альберто Бизина и Тьерри Вердье показана огромная устойчивость процессов.
Исследование И. Гросфельд, А. Роднянского и Е. Журавской свидетельствует, что черта оседлости иудеев оказала влияние на регионы, где она проходила. Это касается части территории нынешней России, Украины, Беларуси,
Литвы и Молдовы. Оказывается, в тех районах, которые входили в черту оседлости, плохо относятся к рынку и предпринимательству, но имеют лучший показатель по внутреннему доверию. Устойчивость процесса -более 100 лет. Это отпечатки институтов, которые существовали когда-то, и хотя их давно нет, но социокультурный след остался, он сказывается на нашем поведении. Я утверждаю, что такие мощные институты, как самодержавие и крепостничество, в тех или иных вариантах в России все время возобновляются. И не потому, что кто-то сознательно намерен построить самодержавие или вернуть крепостное право. Они имеют культурный отпечаток. Культура имеет самостоятельное значение, и возникновение тех или иных эффектов связано с институтами прошлого, которые влияют на «залипание» страны в колее. Институты, как и стандарты, определяют выбор траектории развития, а устойчивой колеей ее делает культура.
ТЕЗИС
3
Культура влияет на экономику
Мы все время пытаемся впасть в детерминизм. Но влияние культуры на экономическое развитие не является детерминирующим. Андрей Кончаловский, известный режиссер и социальный мыслитель, соавтор межфакультетского курса «Культурный код нации: социально-экономическое значение» в МГУ, рассматривает культуру как основу, которая помогает понять пути развития нации и полагает, что культура детерминирует. Он утверждает: «Культура - это судьба». Я не согласен. Культура - это фактор, который мы можем измерить, у него есть длина воздействия, механика воздействия и прочее. Сложность в том, как установить, где работает культура, где политика, а где экономика. Их влияние разновекторное. Культура имеет значение, но не доминирующее. К чему в итоге приведет демократия - экономическому подъему и развитию страны или
родится фашизм и нацизм, выросшие, кстати, из демократии Италии и Германии, сказать сложно, но это не означает, что демократия -плохо. Она хороша, но экономически состоятельна при наличии сильной грамотной бюрократии и работающих судов, и делает успехи при соответствующих ценностно-поведенческих установках.
Что такое культурная гомогенность? Если, например, в возрастном, этническом, языковом, в каком-то еще смысле общность достаточно однородная, то тогда снижаются неопределенность, трансакционные издержки и наблюдается экономический рост. Причем это просматривается как на примере корпоративной культуры, так и общества в целом. Потому что культурное разнообразие - измеримая вещь. Есть языки, связанные между собой в семьи, родственные, удаленные, автономные, изолированные от системы. Между ними разные расстояния и культурные дистанции. То же самое наблюдается с основными религиями: христианством, иудаизмом, исламом, но они все авраамические, имеющие общие корни. Они близки друг другу, как ни парадоксально это звучит. Внутривидовое соперничество зачастую бывает жестче межвидового, однако их культурная близость может быть констатирована. Шломо Вебер измеряет культурные дистанции, он создает сложные модели, определяющие, где культурное разнообразие дает положительные эффекты и когда начинаются отрицательные экстерналии. Такого рода измерения, языковые, религиозные и другие, положенные на высококачественной математический язык, дают информацию о том, как работает культурное разнообразие и какие эффекты вызывает. Например, когда в вашей среде появляются люди с другими языками и религиями, какие последствия это будет иметь для экономики? Вебер с коллегами отвечают, при каких дистанциях, с какими количественными соотношениями будет сначала положительная динамика, а когда наступит отрицательная. Он может объяснить, почему в тех или иных европейских странах возникли негативные экстер-налии. Это вещи измеримые и вычисляемые. Но интересно, конечно же, другое: когда и на что воздействуют отдельные культурные характеристики.
ТЕЗИС
4
Культура как тормоз или катализатор экономического развития
Исследование World Values Survey дает возможность оценить разные национальные культуры, в том числе то, какие параметры положительно воздействуют на инновации, а какие отрицательно. Согласно им, чем выше уровень индивидуализма, тем лучше воздействие. Важно объяснить, почему он имеет значение. Ответ на этот вопрос помог мне найти писатель Даниил Гранин. Ему сейчас 97 лет, и его тезис звучит так: «В России можно сделать очень многое, если не спрашивать разрешения». В нем точно выражена суть того, что стоит за индивидуализмом как фактором инноваций. Индивидуализм и долгосрочная ориентация способствуют им. А что же препятствует? Высокая дистанция власти (то есть представление о том, что невозможно повлиять на власть). И самое трудное и важное - так называемое высокое избегание неопределенности. В России при наличии высокого избегания неопределенности никакого значительного инновационного процесса не будет. Нам надо сначала поднять склонность к риску, к движению вперед. Самые сложные мои дискуссии с коллегами в правительстве России, с экономистами связаны с культурными ограничениями и возможностями их использования для построения будущего. Существование эффекта культурного капитала
Основной механизм влияния культуры на экономику через структуру и уровень трансакционных издержек (ТИ). Сводная таблица социокультурных измерений на основе 10 методик (фрагмент)
1 - меньшая интенсивность, 2- большая интенсивность
На основе Bond, Leung, 2004, Hall, 1971, 1990, 1995, Hofstede, 2001; Hause et al., 2004, Inglehart, 2005; Kluckhon, Strodbeck, 1961, Lewis, 2009, Shwartz, 2008, Triadis, 2004, Trompenaars, 2012 и др
Е. Никишина, 2016
Р ыночные ТИ УправленческиеТИ Политические ТИ
Ex ante Ex Interim Ex post Орг. дизайн Эксплуатация Организация системы Эксплуатация
Индивид-группа Индивидуализм Коллективизм 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 -
Различия 2 2 2 2 2 2 2
Равенство 1 1 1 1 1 1 1
Власть-статус Иерархия 2 2 2 1 1 1 1
Различия 2 2 2 2 2 2 2
Приоритеты по времени Краткосрочные 1 1 2 2 2 2 1
Долгосрочные 2 2 1 1 1 1 2
Различия 2 2 2 2 2 2 2
Отношение Низкое 1 1 2 2 1 1 2
к неопреде- Высокое 2 2 1 1 2 2 1
ленности Различия 2 2 2 2 2 2 2
доказано Еленой Никишиной. Она представила, в частности, анализ того, как те или иные ценности воздействуют на разные виды издержек и что из них способствует увеличению выгод, появлению результата.
ТЕЗИС
5
«Социокультурная экономика» - экономическое понятие
Не утихает спор о социальном капитале, хотя исследованиям в этой области уже более 20 лет. Он длится с тех пор, как Роберт Патнэм написал книгу «Заставляя демократию работать: гражданские традиции в современной Италии», в которой показал, почему южные и северные районы Италии живут по-разному: север - процветающая страна, один из центров объединенной Европы, а юг - нечто более приближенное к Африке и Азии. По мнению Патнэма: вопрос в структуре доверия. Жители юга Италии доверяют знакомым и не доверяют незнакомым «людям за оградой», у них быстрее формируется так называемый бондинговый капитал. В то время как на севере культивируется доверие к незнакомым (впдтд - мост, бриджинговый капитал). Бриджинговый капитал рождается сложно. Но он в большей степени способствует экономическому росту, потому что позволяет выстроить связи между разными группами людей. Если идет спонтанный процесс, то гораздо легче накапливается бондинговый капитал,
Социальный капитал (нормы доверия и кооперации) может рассматриваться как часть культурного капитала.
Grosfeld, Rodnyansky, Zhuravskaya, 2011
СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛЫ
ПО КРИТЕРИЯМ Р. СОЛОУ (Solow, 1995; Guiso et al, 2011)
1. Измеримость - методики оценки социокультурных факторов.
2. Инвестиции и амортизация - идеология как пример инвестиций в культурный капитал, затухание идеологии как пример амортизации культурного капитала.
3. Экономические эффекты - через воздействие на структуру и уровень трансакционных издержек.
ведь мосты гораздо приятнее строить не поперек реки, а вдоль - не нужны опоры, подводные работы, можно сэкономить массу сил и времени. Кстати, историки затрудняются пояснить: почему на севере Италии в городах-республиках возникло доверие к незнакомым? Но каково было наше потрясение, когда мы поняли, что в целом граждане России в основном не доверяют другим людям, в то время как бизнесмены бизнесменам почему-то доверяют! В поисках объяснения этого феномена я наткнулся на великолепную фразу российского предпринимателя 90-х гг. прошлого века, который сказал: «Ничто так не укрепляет доверия к человеку, как стопроцентная предоплата». Предприниматели были людьми, которые не сразу высказали доверие друг к другу, они прошли долгий путь от очень жесткой формы отношений до обмена залогами, 100%-ми, потом 70-50%-ми и 25%-ми предоплатами. Со временем накопилась история отношений, и она стала выражаться в доверии. В общественных отношениях нужно пройти тот же путь: признать, что мы не доверяем друг другу, после чего налаживать связи станет гораздо проще. Неформальные институты снижают уровень недоверия. Залоги, заложники, предоплата - это система правил, которые постепенно выводят отношения из зоны недоверия в зону доверия. Поэтому социальный капитал, в данном случае бриджинговый, на мой взгляд, возник потому, что в Генуе, Венеции, Флоренции, Пизе возникли институты, которые позволяли доверять незнакомому, на определенных условиях, конечно. Выяснилось, что это не смертельно - доверять незнакомцу, и даже выгодно и разумно. Исследования по социальному капиталу старше исследований по культурному капиталу. На возражение экономиста Роберта Солоу о том, что нельзя называть это капиталом, потому что он должен измеряться, инвестироваться и амортизироваться, а также давать экономический эффект, можно ответить наработками последних лет, свидетельствующими о том, что не только социальный, но и культурный капитал соответствует критериям, предложенным им.
В вопросе о культурном капитале важно понимать, как вы используете эти характеристики, из одних и тех же наборов можно получить процветание и продвижение вперед, а можно прийти к катастрофе.
Социокультурная экономика - область экономической науки, изучающая формирование, динамику и структуру социокультурного и культурного капитала.
ТЕЗИС
6
Как работает культурный капитал
На примере Южной Кореи можно наблюдать, как культурные традиции повлияли на развитие южнокорейского экономического чуда. Когда страна пытается организовать прорыв в будущее, то находится в двойственном положении, с одной стороны - признает и демонстрирует миру свою отсталость, а с другой - намерение сделать скачок. Но для того чтобы его совершить, надо от чего-то оттолкнуться, должна быть точка опоры, а не призрачная мечта и желание. Именно в этом проблема. Успех может обеспечить что-то уникальное и специфическое. Опытные эксперты по менеджменту в свое время убеждали корейцев, что нельзя работать родственникам вместе, что это приведет к конфликту интересов. Однако корейцы построили группы промышленных предприятий на принципах чеболя, клановой связи. Тем самым они уменьшили трансакционные издержки - близкие люди доверяют друг другу. Но для наших стран этот рецепт не годится. Его можно использовать там, где присутствуют клановые структуры. Корейцы использовали имеющийся бондинго-вый капитал, чтобы построить прорывные промышленные предприятия. Кстати «Самсунг» тоже когда-то был чеболем, и сейчас эта компания вполне может победить «Эппл».
Еще пример того, как сработал культурный капитал. Южная Корея издавна занималась рисоводством. Но она не попыталась стать великой рисовой державой, а стала вполне успешной страной электронного машиностроения. Почему? Дело в том, что возделывание риса -сложная технология, имеющая свой алгоритм. Задача состояла в том, чтобы объяснить крестьянскому населению, что делать электронные изделия - все равно что выращивать рис, то есть нужно четко выполнять последовательность действий. (Чего не умеем делать мы в России.) При рисоводстве нельзя ничего достичь, если не придерживаться строгой очередности операций. Оказалось, что способность следовать
стандартам земледелия можно использовать как двигатель в сборочных машиностроительных производствах.
Иногда, конечно, южнокорейским компаниям приходилось делать и революционные шаги. Например, «Самсунг» на определенной фазе развития запретил своим инженерам носить галстуки и обязал их получить образование в области искусства или культуры. И если второе они восприняли с пониманием, что во многом объясняется культурными традициями, то галстук для корейца - все равно что погоны для офицера. Когда-то их родители мечтали, что дети будут ходить в галстуках, а тут его надо снять, потому что они переросли эту фазу, вышли из нее.
Или еще пример - необходимость использования чужого языка. Корейцы долго не могли понять, почему у них высокая аварийность в авиации. А когда выяснилось, что всему виной корейский язык вежливости, то все переговоры экипажа принудительно перевели на лаконичный английский. Аварийность резко упала. Все это примеры работы с культурным капиталом. Консерваторы часто говорят: «Новое -это хорошо забытое старое». Мой тезис звучит иначе: «Новое - это неожиданно использованное старое». Зачастую для прорыва из того, что у нас есть и что мы считаем отсталостью, привычкой, надоевшей традицией, можно найти то, что станет двигателем развития. Вопрос в том, как это использовать.
ТЕЗИС
7
Социокультурный профиль страны
Исследование 2012 г. по эмиграции показало, что россияне уезжают на три больших рынка труда: в США, Европу (прежде всего в Германию) и Израиль. Мы посчитали, насколько и в каких сферах они успешны на этих рынках. Оказалось, что их абсолютное лидерство наблюдается в ИТ, математике, физике и химии. Иными словами, их конкурентоспособность в названных областях выше, чем у представителей других
Социокультурный
портрет
российского
инноватора:
взгляд
из Германии,
США и России
Источник: Архангельский А., Аузан А., Воронков В., Лунгин П., Найшуль В. и др., 2011
стран или той страны, куда эти люди приехали. Относительное лидерство зафиксировано в таких областях, как искусство, спорт, медиа и науки о живой природе, прежде всего биологии. Возник вопрос, почему в одних сферах россияне конкурентоспособны, а в других нет? Оказывается, что эти результаты определенным образом зависят от социокультурного профиля страны.
Возьмем математику. Великие математики появляются во многих государствах, а математические школы есть не у всех. В мире признаны французская, германская и советско-русская математическая школа. Потому что такого рода науки прогрессируют в культурах с высокой дистанцией власти и индивидуализма, где люди считают, что они не могут повлиять на события вокруг себя, зато им ничто не мешает погрузиться в поиски новых интеллектуальных пространств. В англосаксонских странах лучше, чем в странах континентальной Европы, прирастают экономические знания. Кто нам мешает опереться на то, что мы умеем делать лучше других? Например, Московский государственный университет занимает первое место в мире по показателю «математическая подготовка экономистов», это данные Bloomberg Aptitude Test 2012 г. Поэтому за последние два года наш факультет создал межфакультетские магистерские программы: с биологами по менеджменту биотехнологий и психологами по когнитивной экономике (по нейромаркетингу). Это сфера нашей глобальной конкурентоспособности. И если мы, российские экономисты, в состоянии дать то, чего
<
X 10
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛЮСЫ МИНУСЫ
Восприятие профессии как призвания, а не карьеры Нацеленность на самореализацию, на достижение уникального результата, высокая креативность Неумение себя «подавать» и «продавать», замкнутость на признании среди узкого круга коллег и друзей
Фундаментальное образование советского образца Универсальная квалификация Необходимость адаптироваться к конкретным узкоспециализированным задачам
Опыт работы в институционально и нормативно не определенной среде Способность решать сложные нестандартные уникальные задачи Сложности в решении формальных и рутинных («скучных») проблем, потребность быть «творцом», а не «исполнителем»
Радикальный индивидуализм Склонность к трудого-лизму и гиперответственности, презрение к признанным авторитетам Отсутствие навыков командной работы, конфликтный характер взаимодействия, неумение перераспределять ответственность, авторитарный стиль управления
Короткий горизонт планирования Способность к мобилизационным усилиям и краткосрочным прорывам Отсутствие стратегического мышления, ориентация на решение тактических задач
не могут биологи, психологи, математики, то, соединив их вместе, мы получаем шанс выхода на мировую арену. Мы уже вышли на фронтир в социокультурной экономике - здесь работают математика, экономика, культурология, история.
Сама по себе способность производить человеческий капитал высокой конкурентоспособности в определенных областях знания может стать объектом экономической специализации страны. Но мало сказать: «Давайте инвестировать в человеческий капитал», надо показать, как инвестировать, чтобы страна с не самым большим бюджетом в мире и не самым большим валовым продуктом (у России - 3% мирового ВВП по пересчету покупательной способности; в СССР, заметим, было 10%) могла обеспечить интеллектуальное развитие. Для этого было бы важно, например, добиться лидерства в подготовке специалистов из Индии, Китая, Америки, арабского Востока по тем направлениям, где мы абсолютно конкурентоспособны.
ТЕЗИС
8
Возможность изменения культуры
Строительство и падение Берлинской стены стало естественным экспериментом. Восточные и западные немцы живут 25 лет в условиях одинаковых институтов, а до этого 40 лет проживали в разных. Можем ли мы сказать, что происходит с их культурами, когда они живут в общих институтах? Исчезает ли культурная разница? Да. Быстро? Нет. Если вообще ничего не делать, то это займет 500-600 лет. А если реально воздействовать - то 40. Это минимальный срок преобразований, преодолевающих «эффект колеи». На этом основании можно делать вывод о сроках и способах преодоления российского «эффекта колеи» как социокультурного явления. Политические и экономические институты, воздействующие на ценности (как, например, прямые и селективные налоги), и образование как способ производства неформальных институтов - области дальнейших исследований и размышлений. СИ