Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПОРТСМЕНОВВ КОНТЕКСТЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПОРТСМЕНОВВ КОНТЕКСТЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕЖИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / СПОРТИВНАЯ ДУХОВНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бирюков Игорь Леонидович, Денисова Лариса Леонидовна, Похилько Александр Дмитриевич

Проводится пилотажное исследование с участием групп спортсменов и их наставников с целью выявления динамики ценностных ориентаций современной молодежи. Выбор в качестве респондентов молодых людей, посвятивших себя занятию спортом, обусловливается научным интересом к изучению спортивной духовности и личностной автономии спортсменов. Применением методологических принципов системного анализа ценностных ориентаций обеспечивается наиболее надежное и всестороннее теоретическое обобщение исследуемой проблемы. Полученные в ходе исследования результаты предполагается использовать для поиска путей укрепления патриотических настроений, развития политической культуры молодых людей, профилактики политического экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бирюков Игорь Леонидович, Денисова Лариса Леонидовна, Похилько Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DYNAMICS OF THE VALUE ORIENTATIONS OF ATHLETES IN THE CONTEXT OF YOUTH POLICY

Realising national strategies and projects aimed at various social groups, it is necessary to take a new level of understanding of the nationwide idea expressing the interests of new generations. Making the national priorities of state policy meaningful for various youth groups seems to be impossible without a targeted system of patriotic education, value education and certain cultural identity. The ideas of patriotism, spirituality, and cultural identification occupy a special place in all priority spheres of a society in educational work with young people. They are manifested at the junction of integral and border disciplines - political theology, sports policies and sports philosophy.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПОРТСМЕНОВВ КОНТЕКСТЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

Серия «Политология. Религиоведение» И З В Е С Т И Я

2022. Т. 39. С. 71-83 Иркутского

Онлайн-доступ к журналу: государственного

http://izvestiapolit.isu.ru/ru университета

Научная статья

УДК 32.019.52: 323.21:796.011.2 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.39.71

Социокультурная динамика ценностных ориентаций спортсменов в контексте молодежной политики

И. Л. Бирюков, Л. Л. Денисова, А. Д. Похилько*

Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Российская Федерация

Аннотация. Проводится пилотажное исследование с участием групп спортсменов и их наставников с целью выявления динамики ценностных ориентаций современной молодежи. Выбор в качестве респондентов молодых людей, посвятивших себя занятию спортом, обусловливается научным интересом к изучению спортивной духовности и личностной автономии спортсменов. Применением методологических принципов системного анализа ценностных ориентаций обеспечивается наиболее надежное и всестороннее теоретическое обобщение исследуемой проблемы. Полученные в ходе исследования результаты предполагается использовать для поиска путей укрепления патриотических настроений, развития политической культуры молодых людей, профилактики политического экстремизма.

Ключевые слова: российская молодежь, национальные приоритеты, патриотизм, духовность, политическая культура, ценностные ориентиры молодежи, политическая теология, спортивная духовность, спортивная политика.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31074.

Для цитирования: Бирюков И. Л., Денисова Л. Л., Похилько А. Д. Социокультурная динамика ценностных ориентаций спортсменов в контексте молодежной политики // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2022. Т. 39. С. 71-83. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.39.71_

Original article

Sociocultural Dynamics of the Value Orientations of Athletes in the Context of Youth Policy

I. L. Biryukov, L. L. Denisova, A. D. Pokhilko*

Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russian Federation

Abstract. Realising national strategies and projects aimed at various social groups, it is necessary to take a new level of understanding of the nationwide idea expressing the interests of new generations. Making the national priorities of state policy meaningful for various youth groups seems to be impossible without a targeted system of patriotic education, value education and certain cultural identity. The ideas of patriotism, spirituality, and cultural identification occupy a special place in all priority spheres of a society in educational work with young people. They are manifested at the junction of integral and border disciplines - political theology, sports policies and sports philosophy.

Keywords: Russian youth, national priorities, patriotism, spirituality, political culture, values of youth, political theology, sports spirituality, sports policy.

For citation: Biryukov I.L., Denisova L.L., Pokhilko A.D. Sociocultural Dynamics of the Value Orientations of Athletes in the Context of Youth Policy. The Bulletin ofIrkutsk State University. Series Political Science andReligion Studies, 2022, vol. 39, pp. 7183. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2022.39.71 (in Russian)_

© Бирюков И. Л., Денисова Л. Л., Похилько А. Д., 2022

*Полные сведения об авторах см. на последней странице статьи. For complete information about the authors, see the last page of the article.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости формирования у молодых людей чувства патриотизма, духовных ценностей и политической культуры при реализации государственной молодежной политики. Назрела необходимость решения следующих задач: полнее изучить современное состояние ценностных установок молодых людей в различных регионах России; выявить точки политических взаимодействий и расхождений молодежи различных регионов России; скоординировать усилия, направленные на профилактику экстремизма в современном обществе; способствовать выработке практических рекомендаций по работе с молодыми людьми как для экспертного сообщества, так и для органов государственной' власти, общественных, спортивных, религиозных институтов и молодежи.

В Распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р был поставлен проблемный научный вопрос о подготовке и реализации региональных программ в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи1. Эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество. Для успешной реализации этих региональных программ необходимо опираться на фундаментальные научные исследования, связанные с эмпирическим базисом теоретических выводов и доктри-нальных установок.

Чтобы фундаментальность не отрывалась от реальности и не превращалась в несбыточные проекты или утопии, в целях настоящей работы было также проведено пилотажное социологическое исследование ценностных ориентаций молодежи, в ходе которого, в частности, выяснилось, что существующие концепции в объяснении проблем радикализации российской молодежи дают сбой. Подобная ситуация предполагает проведение междисциплинарных научных исследований.

Анализ современной литературы [1; 3; 7; 11-13] по заявленной теме позволяет сделать вывод, что изучение влияния патриотизма, духовных ценностей и политической культуры молодежи на политические процессы началось давно. Несмотря на это, выявление ценностных установок в различных формах работы с молодыми людьми и их включенность в политические процессы требуют дальнейшей проработки [7; 13], в частности в контексте формирования политической идентичности.

Понятие ценностной ориентации впервые наиболее четко определил антрополог Клайд Клакхон. Он понимает ценностную ориентацию как «обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к чело-

1 Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29 нояб. 2014 № 2404-р // Офиц. интернет-портал прав. информ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201412080039.

веку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)» [10, с. 411]. Если проще, то ценностная ориентация - это индивидуализированная система ценностей, личностно осмысленная и принимаемая к действию.

Виды ценностных ориентаций: самые древние, традиционные - это эвдемонизм, гедонизм, аскетизм; затем появляются исторически более поздние ориентации - альтруизм и эгоизм, утилитаризм (прагматизм), гуманизм, перфек-ционизм и др.

Нас интересует несколько забытая в светской культуре ценностная ориентация аскетизма. Традиционно аскетизм утвердился как доктрина в истории религиозной культуры Средних веков, хотя экспериментировали с аскетизмом еще в Античности киники и стоики. В чем суть этой ориентации? Данная ориентация диаметрально противоположна гедонизму, т. е. установке на материальные ценности, чувственные наслаждения, которая в предельном варианте разрушает личность, асимптотически приближая человека к животному. Аскетизм, напротив, переключает человека на духовные ценности, асимптотически приобщая личность к святости, обоживая ее, приближая человека к Богу. В светской культуре аскетизм был потеснен гуманизмом как компромиссным вариантом между крайностями аскетизма и гедонизма.

В спорте, как одной из форм работы с молодежью, аскетизм необходим, хотя и приобретает свои особенности. С одной стороны, спортсмен - это, несомненно, аскет, который отказывается от многих жизненных удовольствий, подчиняет свою жизнь изнурительным тренировкам, суровому режиму жизни. С другой стороны, он стремится к успеху и получает пользу и удовольствие в самом процессе движения и в результате достижения цели. Ориентация на успех создает видимость, что аскетизм спортсмена как будто бы включает значительную долю гедонизма. Однако на самом деле все оказывается сложнее: поскольку успех в виде рекордов и высших достижений доступен не для всех, а для исключительного меньшинства [11], постольку процесс для спортсмена все же важнее, его аскетизм формирует его как личность в духе агональной культуры. Подавляющее большинство вынуждено добровольно согласиться на отказ от большого успеха и двигаться по пути спортивной духовности. «Успех» достигается в одухотворении телесности и окультуривании душевности [2]. Облагораживаются тело и душа, возникает способность управлять собой как духовной автономией. Такой аскетизм спортсмена, на наш взгляд, представляет собой вариант дауншифтинга, т. е. отказа от карьеры и успеха для достижения комфорта.

Дауншифтинг представляет собой стратегию людей, сознательно отказывающихся от повышения социального статуса в процессах вертикальной мобильности, от увеличенного дохода и сообразной ему ответственности. Люди переходят на низкостатусные должности или перебираются в село, посвящая свою жизнь семье. Отказ от карьеры, высокого уровня власти, дохода определяет процесс, получивший название дауншифтинга (от англ. downshifting - «переключение вниз»). Дауншифтеры отличаются от людей, ставших на путь архаики, поскольку их выбор доброволен и характеризуется мудрым идеалом

меры. Они счастливы, поскольку их поведение является итогом долгой рефлексии и смены ценностной ориентации, выбором современной формы аскетизма.

Цель настоящего исследования: составить целостное представление о динамике духовности современной молодежи, ее ценностных ориентаций; определить, на что ориентировано новое поколение, какими смыслами и ценностями молодежь руководствуется в жизни. Выбор групп спортсменов обусловлен исследовательским интересом к спортивной духовности и личностной автономии спортсменов.

Коллективом авторов осуществлено пилотажное исследование с использованием методов эмпирического познания, в частности анкетирования для обучающихся вузов и ссузов. Исследование проводилось среди спортсменов и их наставников в Московской, Ростовской и Иркутской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Выборку составили более 300 человек в возрасте от 16 до 25 лет. Опрос проводился дистанционно в апреле - мае 2021 г.

В ходе исследования использовались такие методы эмпирического познания, как наблюдение, беседа, опрос, метод экспертных оценок. Однако большее значение придавалось опросу. Междисциплинарный подход, по нашему мнению, может обеспечить наиболее надежное и всестороннее теоретическое обобщение, раскрытие исследуемой проблемы в рамках данной темы. В работе применяются методологические принципы системного анализа ценностных ориентаций. Как известно, без идеи в голове не увидишь факта. Поэтому мы даем теоретическое обоснование проводимого эмпирического исследования, которое заключается в том, что российскому обществу в будущем необходима более сильная автономная личность российского человека, которая сочетает в себе приверженность традициям и одновременно способность к инновациям. Инновационный потенциал личности (в широком смысле этого слова) не только не противоречит репродуктивным формам деятельности, но и основывается на них. В России личностная автономия носит духовно-нравственный характер в отличие от ставшей традиционной для Запада рациональной автономии личности. Российский человек многомерен. Духовная автономия личности выражается в соответствующем типе диалога человека с миром. Мы рассматриваем диалог как самораскрытие личностной автономии [6]

В России такой диалог имеет черты соборности, т. е. самораскрытия онтологического диалогизма, обладающего религиозным и нравственным свойствами. В отличие от крайне индивидуалистического характера западной модели личности и ее автономии в России традиционно человек склонен к общин-ности, коллективизму. В то же время индивидуализация российского общества - это факт, который не вызывает сомнений. В связи с этим мы придаем особое значение диалогической этике и диалогическому праву как способам цивилизованной социализации и инкультурации человека. Диалог укрепляет автономию, которая затем раскрывается в диалоге.

Исследование духовно-нравственных ценностей, таким образом, не носит абстрактного характера, а наполняется вполне конкретно-историческими социальными смыслами. В данном случае мы берем проблематику спортивной ду-

ховности, но эта узкая проблематика может быть расширена, особенно в педагогическом аспекте. Конкретно скажем, что аскетизм спортсмена - это модель педагогического проекта формирования автономной личности, которая добровольно выбирает путь духовного саморазвития, путь сдерживания разрушительной тенденции экспансии гедонизма.

Первой задачей диалогической этики является сдерживание тенденции монологизма и достаточно жесткой нормативности. Это задача негативного ее самоопределения. Диалог светской и религиозной этики крайне необходим. Как религиозная культура, так и светская власть заинтересованы в социальной стабильности. Для взаимопонимания диалог важен как средство профилактики фанатизма и экстремизма. Ненасильственная политика предполагает учет гуманистической тенденции в религии и морали. Экстремизм и этнорелигиозный терроризм всегда апеллирует к морали и религии, поэтому нельзя игнорировать эту суть дела.

Вторая перспективная задача диалогической этики - позитивное самоопределение. Предназначение этой конкретной, релевантной этики в том, чтобы облагородить человеческим духом персоналистической ответственности за принятие непростых решений. Исключительно важный и одновременно чрезвычайно сложный вопрос в перспективе российского общества - это вопрос о том, как обеспечить в будущем инновационное развитие российского общества, не отказываясь от ценностей традиционного общества. В этом отношении мы бы хотели подчеркнуть значимость педагогического варианта диалогической этики [4, с. 17-28; 5; 6].

Теперь перейдем непосредственно к интерпретации результатов, полученных в эмпирическом исследовании. В связи с тем что исследование является пилотажным, представим только некоторые обобщения, связанные с политической культурой, основанной на ценностных ориентациях спортсменов. Уровень политической культуры молодежи проявляется в процессах политической самоидентификации, т. е. человек может рассуждать, объяснять, каких политических взглядов он придерживается, какую идеологию разделяет. Вместе с тем политическая сознательность, будучи частью выражения социальных потребностей и интересов в сфере политической культуры, определяется как понимание социальными группами и индивидами своих потребностей в сфере политики, самоидентификации с той социальной нишей, которую они занимают, адекватности своего политического поведения, политических потребностей своей группы (в нашем случае - спортсменов). Здесь политические потребности выступают в качестве политических ориентаций.

На основании полученных результатов (рис. 1) мы можем заключить, что для молодежи одной из составляющих патриотизма (чувства любви к Родине) все больше становится чувство долга, заботы о своих близких. Ценность гражданского долга также связана именно с этим. Стремление быть полезным, трудиться на благо общества - это сейчас не является доминирующей ценностью, поскольку российское общество индивидуализируется и коллективизм сменяется такими ценностными ориентациями, как гедонизм, прагматизм, утилитаризм, проще говоря, желанием жить для себя. Наличие частной собственности за границей не считается несовместимым с патриотическими установками личности, что является парадоксом.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Чем для Вас является патриотизм?»

Результаты опроса говорят также о том, что доминирующими ценностями молодежи становятся ценности материального достатка в сочетании с собственной индивидуальностью, а также нацеленностью на самореализацию. Для молодых людей главное в патриотизме - это социализация, т. е. личностное развитие, образование и получение возможностей. Для спортсменов это умеренный светский аскетизм, который включает элементы компромиссного неогедонизма. С одной стороны, спортсмены характеризуются усиливающимся стремлением к самореализации и самостоятельности, а с другой - к высокой ценности стабильности, потребности иметь перспективу на будущее.

Формирование политической культуры происходит через социальный механизм. Основными компонентами этого механизма являются личный опыт и образование. Личный опыт складывается из опыта политической культуры общества или отдельной группы; норм, ценностей, традиций.

Позитивные факторы патриотизма (рис. 2) - это общекультурные ценности и ценностные ориентации, в частности нравственные и религиозные ценности, уровень образования.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие факторы в наибольшей мере оказывают влияние на уровень патриотизма?»

Выделим основные показатели сформированности политической культуры: отношение к политике и политической системе (оценка деятельности власти); национальная гордость (участие в общественной жизни, государственной политике). Политическая культура способна изменить политическую систему, так как может изменить расстановку политических сил. Политическая культура - это совокупность структурных компонентов: историческая смена приоритетов, норм, идей - это все источник и ее саморазвития.

Негативные факторы - это факторы бездуховности, гедонизма, коррупции, культ успеха. Некоторые современные политики и политические деятели олицетворяют политическую культуру с персонификацией политических институтов, этим самым политическая власть пытается сформировать угодную себе политическую культуру общества. Истинный облик политической культуры России еще не известен. Качество политической культуры меняется под воздействием мировоззрения, через овладение ценностями духовной культуры. Сегодня мы наблюдаем высокую скорость развития таких явлений, как цифро-визация, информатизация, массовизация, роботизация, бюрократизация - это и прогресс, и одновременно регресс общества. Молодежь слабо осознает тесную взаимосвязь между духовной культурой, личностным саморазвитием и религиозными ценностями (рис. 3).

ценности 12%

Преданность компании, трудовая этика 5%

Личност саморазв челове 28%

Религиозные ценности 30%

| Культ

составл

25

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Что такое духовность в современном обществе?»

Невысокий показатель фактора семейных ценностей говорит о снижении значения семьи как духовной ценности и чувства ответственности за будущие поколения.

Респонденты в основном говорят о возрождении веры (рис. 4), что связано, на наш взгляд, не только с тем, что некоторые молодые люди следуют ей, но и с тем, что православие является неотъемлемой частью культуры нашей страны, в том числе и политической культуры.

На сегодняшний день возрастает заинтересованность в сохранении и развитии прежде всего культурно-духовных традиций, что позволяет не только выживать на фоне агрессивных тенденций социума, но и выходить на новый этап развития. Больше половины опрошенных неравнодушны к религии.

Мне безразлично, для меня это не главное 24%

Пессиместиче ски, страна теряет веру 21%

С надеждой,

вера постепенно возрождается 35%

С болью переживаю, что

противодейст

вие побеждает...

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Как Вы смотрите на будущее религии в стране?»

Спортсмены как социальная группа включены в социально-политический процесс в качестве субъектов и поэтому вступают в политические взаимодействия, а именно в политические отношения, которые порождаются политическими интересами и потребностями (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Нужна ли современной молодежи политическая культура?»

Однако не все политические отношения перерастают в политическую деятельность (т. е. включенность в политический процесс с разной степенью активности). В связи с этим Г. Алмонд и С. Верба выделяли типы политической культуры: патриархальную, подданническую и активистскую [8, с. 20-21, 32, 79-80, 316, 382-383]. В данном случае по фактору формы и интенсивности политического участия мы можем предположить, что респонденты транслируют переходный тип политической культуры: от патриархальной и подданнической культуры - к активистской.

Хочется отметить как положительный результат то, что большинство респондентов оценивают уровень вовлеченности молодежи в политические процессы как средний (41 %) и достаточно высокий (26 %). Это говорит о стрем-

лении и готовности современной молодежи к участию в различных формах политической активности. 82 % опрошенных считают, что молодежь политизируется, т. е. выбирает оптимальные средства участия в политике, в жизни общества. Установки на безопасность, выживание, защищенность уступают место ориентации на самореализацию, личностную свободу. Эта динамика проявляется и в ориентациях на формы политической активности. Например, старшее поколение ориентировано на такие формы политического участия, как митинги, выборы. Сегодняшняя молодежь формирует уже другие формы политического участия (флешмобы, сетевая активность, блогосфера и др.), концентрируясь не на идеологии, а на прямом выражении своих предпочтений.

Ответы респондентов на следующий вопрос (рис. 6) говорят о недоверии молодежи к государственной власти, т. е. мы наблюдаем кризис политической власти.

политическая информация и

ничье мнение не

интересует 22%

Религиозные лидеры и СМИ 5%

Выступление президента, представителей

Руководители регионов и муниципалитето

Никакая

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Какие источники политической информации для молодежи являются авторитетными и основными?»

Сегодня области культурной трансляции пытаются завладеть и повелевать молодыми умами, нередко уничтожая русский дух и культурную целостность, тормозя развитие у молодежи рационального мировоззрения, гражданственности, нравственных ценностей как модели будущего. То, что раньше можно было узнать из традиционных СМИ, теперь доступно в любое время напрямую от (верифицированного) источника онлайн. Новости в прессе становятся источником целенаправленной деятельности тех, кто вырабатывает политические и нравственные оценки происходящего.

Интернет используют независимые журналисты, активные политики, общественные деятели для распространения политической информации и слухов, но через интернет распространяется и важная информация с огромной скоростью и в широких масштабах. Отсюда возникает проблема, в какой-то степени

даже опасность - необходимо владеть знаниями, чтобы суметь отличить достоверную информацию и правильно интерпретировать данные.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии и цифровые площадки рассматриваются в качестве новой важной площадки политического участия. Речь идет о снижении качества политического участия. Это выражается, во-первых, в растущей изолированности индивидов друг от друга, что может вести к ослаблению коллективных действий, размыванию социального капитала, и, во-вторых, в изменении качества самой интернет-аудитории.

Представленные на рис. 7 данные фиксируют факт снижения значимости традиционных нравственных ценностей: ценности семьи как основы сплоченного государства; уважения к старшим поколениям; социально ответственного поведения (например, качественная работа в выбранной профессии); деятельного пути добра (посильная помощь нуждающимся людям - милосердие).

Оградить от пошлости СМИ, интернет, эстраду 18%

Внедрить религиозную

культуру в общественную

Увеличить

мероприятии 8%

Улучшить качество работы с молодежью 24%

Пересмотреть экономические отношения внутри организации 16%

Создать условия для личностнои самореализации 24%

жизнь

10%

количество

массовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Что нужно изменить для улучшения духовной

ситуации?»

Обобщая вышесказанное, сформулируем несколько выводов.

Изменить ценностную ориентацию на гедонизм очень трудно, но в перспективе необходимо. Аскетическая ориентация спортсменов помогает сохранить личность от распада, который угрожает ей при крайнем гедонизме. Воспитание гражданских чувств молодежи - это формирование ее политической активности, которая базируется на ценностях общей культуры, в том числе и политической культуры.

Политическая культура молодежи складывается из политики как массовой жизнедеятельности, связанной с институтом власти, и культуры как системы духовных ценностей, связанных с личностью и индивидуальностью человека [12]. Поэтому, говоря о политической культуре общества, мы подразумеваем связь политической жизнедеятельности с духовной культурой. Политическая культура спортсменов как социальной группы слагается из следующих компонентов: факторов внешней среды (политическая система, культура общества) и

факторов внутренней среды (политическая культура общества, культура спортсменов, статус спортсменов). Отсюда мы можем утверждать, что политическая культура спортсменов - это, во-первых, качественная и интегральная характеристика познания политической системы, а во-вторых, эмоциональное отношение к ней как к ценности и конкретное поведение в политической системе.

Опыт работы со студентами показывает [9], что нравственная гражданская позиция молодых людей формируется в процессе занятий, а также и во внеаудиторное время путем их взаимодействия на основе коммуникативной функции: воспитательной (духовно-нравственное воспитание), познавательно-информационной, компенсаторной, - восполняя дефицит переживаний, прививая ценностные ориентиры патриотизма, гражданственности, социально-политической сплоченности, воспитания, уважения к истории и культуре нашего народа, любви к Родине.

Основные результаты исследования (табл.) позволяют наглядно представить ценностные ориентации современной молодежи в целях поиска решений проблемы формирования политической идентичности молодежи и форм ее участия в становлении гражданского общества.

Таблица

Основные результаты исследования, %

№ Вопрос Очень высокий Достаточно высокий Средний Скорее низкий Низкий

1 Как Вы оцениваете уровень патриотизма молодежи в России сегодня? 4 14 48 23 10

2 Как Вы оцениваете уровень духовности молодежи сегодня? 3 13 40 35 10

3 Как Вы оцениваете уровень вовлеченности молодежи в политические процессы? 6 26 41 18 9

4 Как Вы оцениваете степень воздействия духовных ценностей на формирование современного общества? 10 19 32 28 10

Предполагается использовать полученные результаты для поиска путей развития и укрепления патриотических настроений, развития политической культуры молодых людей, профилактики политического экстремизма на основе их взаимодействия и диалога с общественными деятелями, авторитетными учеными и представителями государственных структур. В настоящее время наблюдается отставание реакции властей в сфере образования, отвечающих за духовно-нравственное воспитание, от основополагающих положений, заложенных в правовых документах государства. Общеизвестно, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему необходимо определенное внешнее воздействие родителей, преподавателей, всей образовательной среды учебного заведения в единстве факторов духовно-нравственного воспитания, которое способно побудить личность к автономному духовному саморазвитию. Вероятно, что аскеза как ценностная ориентация будет в ряду ключевых тематик будущей социальной политики и работа с молодежью в этом аспекте станет одной из приоритетных задач грядущих вызовов. Процесс

формирования государственной молодежной политики, стратегических политических целей должен определяться логикой новых социальных условий для молодежи, ее потребностями, потребностями и интересами общества в нормальном социальном развитии новых поколений.

Список литературы

1. Агамбен Д. Гражданская война как политическая парадигма. СПб. : Владимир Даль, 2020. 192 с.

2. Бирюков И. Л. Аккультурация телесности и духовности как парадигмальный принцип спортивной деятельности // Проблемы цивилизационного развития России: характер, факторы и пути решения : материалы III Междунар. науч.-практ. Конф. студентов, аспирантов, преподавателей. Армавир : Армавир. гос. пед. ун-т, 2018. С. 153-160.

3. Ибрагимов М. М. Философия спорта как новый антропологический проект : монография. Киев : Олимп. лит., 2014. 296 с.

4. Похилько А. Д., Шматько А. А., Новикова О. С. Диалогическая этика: поиск педагогической концепции : монография. Армавир : АГПУ, 2016. 151 с.

5. Похилько А. Д. Нравственные основания диалогической культуры педагога // Диалогическая культура педагога : материалы Всерос. науч.-практ. Конф. с междунар. участием. Армавир, 18 апр. 2019 г. Армавир : РИО АГПУ, 2019. С. 12-15.

6. Похилько А. Д., Ромас Т. А. Автономия индивидуальности в диалогической этике и праве // Философия права. 2013. № 3 (58). С. 47-52

7. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики : результаты исследования / С. А. Гришаева, М. Б. Поляков, О. Л. Бегичева, А. Н. Тимохович ; под общ. ред. С. В. Чуева. М. : Гос. ун-т управления, 2017. 131 с.

8. AlmondG. A., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations, Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1963. 562 p.

9. Biriukov I. L., Pohilko A. D. Orthodox spirituality in sports activities: the concept and problem // Paideia. Warszawa : Szkola Wyzsza Przymierza Rodzin, 2019. N 1. P. 177-205.

10. Kluckhohn С. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Towars a General Theory of Action / ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge : Harvard UP, 1951. P. 388-433.

11. New Dimensions of Sport in Modern Europe Perspectives from the 'Long Twentieth Century : [monograph]/ ed. by Heather L. Dichter, Robert J. Lake, Mark Dyreson. Routledge : Taylor and Francis Group, 2021. 214 p.

12. Smolen А. Aksjologiczno-normatywne aspekty przeobrazen kultury organizacyjnej w spor-cie // Aksiologia sportu. Selezyanska organizacya sportowa Rzeczypospolitey Polskiey. Warszawa, 2001. P. 85-96.

13. Sport, Globalisation and Identity: New Perspectives on Regions and Nations : [monograph] / ed. by Jim O'Brien, Russell Holden, Xavier Ginesta. Routledge: Taylor and Francis Group, 2021. 242 p.

References

1. Agamben D. Grazhdanskaya voyna kak politicheskaya paradigma [Civil war as a political paradigm]. Saint Petersburg, Vladimir Dal, 2020, 192 p. (in Russian)

2. Biryukov I.L. Akkulturatsiya telesnosti i dukhovnosti kak paradigmalnyy printsip sportivnoy deyatelnosti [Acculturation of corporality and spirituality as a paradigmatic principle of sports activity]. Problems of civilizational development of Russia: nature, factors and solutions. Materials of the III International scientific-practical conference of students, graduate students, teachers. Armavir, Armavir State Pedagogical University Publ., 2018, pp. 153-160. (in Russian)

3. Ibragimov M.M. Filosofiya sporta kak novyy antropologicheskiy proekt [Philosophy of sport as a new anthropological project: monograph]. Kiev, Olympic Literature Publ., 2014, 296 p. (in Russian)

4. Pokhilko A.D., Shmatko A.A., Novikova O.S. Dialogicheskaya etika: poiskpedagogicheskoy kontseptsii [Dialogue ethics: search for a pedagogical concept]. Monograph. Armavir, ASPU Publ., 2016, 151 p. (in Russian)

5. Pokhilko A.D. Nravstvennye osnovaniya dialogicheskoy kultury pedagoga [Moral foundations of the teacher's dialogical culture]. Dialogic culture of the teacher [Dialogic culture of the teacher]. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Armavir, April 18, 2019. Armavir, RIO ASPU Publ., 2019, pp. 12-15. (in Russian)

6. Pokhilko A.D., Romas T.A. Avtonomiya individualnosti v dialogicheskoy etike i prave [Autonomy of individuality in dialogic ethics and law]. Filosofya prava [Philosophy of law], 2013, № 3 (58), pp. 47-52. (in Russian)

7. Grishaeva S.A., Polyakov M.B., Begicheva O.L., Timokhovich A.N. Tsennostnye orientatsii rossiyskoy molodezhi i realizatsiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki: rezultaty issledovaniya [Value orientations of Russian youth and the implementation of state youth policy: research results]. State University of Management. Ed. by S.V. Chuev. Moscow, State University of Management Publ., 2017, 131 p. (in Russian)

8. Almond G.A., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1963, 562 p.

9. Biriukov I.L., Pohilko A.D. Orthodox spirituality in sports activities: the concept and problem. Paideia. Warszawa, Szkola Wyzsza Przymierza Rodzin, 2019, no. 1, s. 177-205.

10. Kluckhohn С. Values and Value Orientations in the Theory of Action. Towars a General Theory of Action. Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, Harvard UP Publ., 1951, pp. 388-433.

11. Heather L. Dichter, Robert J. Lake, Mark Dyreson (eds.). New Dimensions of Sport in Modern Europe Perspectives from the 'Long Twentieth Century. Monograph. Routledge, Taylor and Francis Group, 2021, 214 p.

12. Smolen А. Aksjologiczno-normatywne aspekty przeobrazen kultury organizacyjnej w sporcie. Aksiologia sportu. Selezyanska organizacya sportowa Rzeczypospolitey Polskiey. Warszawa, 2001,

13. Jim O'Brien, Russell Holden, Xavier Ginesta (eds). Sport, Globalisation and Identity: New Perspectives on Regions and Nation. Monograph. Routledge, Taylor and Francis Group, 2021, 242 p.

s. 85-96.

Сведения об авторах

Information about the authors

Бирюков Игорь Леонидович

аспирант, преподаватель, кафедра физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирский государственный педагогический университет Российская Федерация, 352900, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159 е-mail: birukoff26@gmail.com

Вiryukov Igor Leonidovich

Postgraduate Student, Lecturer, Department of Physical Culture and Medical and Biological Disciplines

Armavir State Pedagogical University, 159, Rose Luxembourg St., Armavir, 352900, Russian Federation e-mail: biirukoff26@gmail.com

Денисова Лариса Леонидовна

кандидат политических наук, доцент, кафедра философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирский государственный педагогический университет Российская Федерация, 352900, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159 е-mail: lara28.01.72@gmail.com

Denisova Larisa Leonidovna

Candidate of Sciences (Political Science), Associate Professor, Department of Philosophy, Law and Socio-Humanitarian Studies Armavir State Pedagogical University, 159, Rose Luxembourg St., Armavir, 352900, Russian Federation e-mail: lara28.01.72@gmail.com

Похилько Александр Дмитриевич

доктор философских наук, профессор, кафедра философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирский государственный педагогический университет Российская Федерация, 352900, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159 е-mail: nauka2007-2008@mail.ru

Pokhilko Alexander Dmitrievich

Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Philosophy, Law and Socio-Humanitarian Studies Armavir State Pedagogical University, 159, Rose Luxembourg st., Armavir, 352900, Russian Federation e-mail: nauka2007-2008@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.08.2021; одобрена после рецензирования 31.08.2021; принята к публикации 19.02.2022 The article was submitted August, 19, 2021; approved after reviewing August, 31, 2021; accepted for publication February, 19, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.